РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 54 54 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.04.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК………………………..6
1.1. Понятие связной речи и ее значение в развитии ребенка………………….6
1.2. Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи ………………………………………………..…10
1.3. Роль русских народных сказок в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………...16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………26
2.1. Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей среднего возраста с нарушениями речи………………………………………...26
2.2. Организация работы по развитию связной речи с использованием русских народных сказок…………………………………………………………………31
2.3. Результаты коррекционной работы по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…52

Фрагмент для ознакомления

ПрогулкаНаблюдение за погодой. Продолжать наблюдать за сезонными изменениями в погоде. Проведение сезонных народных игр на свежем воздухе – «Согревалки», «Ручеек». Учить детей проговаривать речевые конструкции в процессе игры. Бег с препятствиями.Отгадывание загадок. Сбор подручного материала природного происхождения для поделок.В данном параграфе мы приводим разработкукомплекса основныхвидов упражнений, заданий, игрс использованием русских народных сказок, которые направлены не только на формирование и развитие связной речи, но и на развитие словаря, звуковой культуры речи, а также усвоения норм грамматического строя речи.Разработанный нами комплекс упражнений носит исключительно игровой характер, поскольку мы руководствуемся основным принципом ФГОС ДО, который определяет ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Именно поэтому каждое из приведенных нами упражнений может использоваться в рамках любого вида деятельности и в режимных моментах. Упражнения должны проводиться систематически и целенаправленно, а занятия по развитию речи с учетом формирования связной речи необходимо проводить комплексно в течение всего учебного года. №1. Упражнение на дыхание.Логопед предлагает ребятам взглянуть на иллюстрации к сказке «Три поросенка». 1 иллюстрация – изображены три поросенка, логопед предлагает детям сосчитать поросят, соблюдая ритмику вдоха и выдоха: «На один – вдох и плавный выдох, на два – вдох и плавный выдох, на три – вдох и плавный выдох» (3 подхода). 2 иллюстрация – изображение волка, который дует на кирпичный дом, прикладывая большие усилия. Предложить детям повторить за волком данное действие – сначала дуть слабо, потом сильнее и, наконец, со всей силы (3 подхода).№2. Упражнение на постановку звука[ш].Работа по сказке «Заюшкина избушка». Детям зачитывается сказка. Далее педагог просит ребят встать вкруг и повторять по кругу слова, которые он скажет. Сначала дети медленно и спокойно повторяют слово с необходимым звуком, на повторе 2-3-4-5 сова темп ускоряется. Слова для проговаривания детьми: «заюшка», «избушка», «пришла», «плачешь», «мишка», «петушок», «лукошко». Проговаривание предложений хором и по очереди: «Подошел Мишка к заюшкиной избушке».№3. Упражнение на расширение словарного запаса.Работа по сказке «По щучьему велению». Детям зачитывается сказка. После прочтения педагог предлагает ребятам поработать над следующими словами (произнести вслух, определить значение каждого слова, привести альтернативное слово). Слова для работы: «базар», «щука», «дивится».№4. Упражнение на формирование артикуляционного аппарата.Работа по сказке «По щучьему велению». Детям зачитывается сказка. После прочтения педагог предлагает ребятам поработать над присказкой – «По щучьему велению, по моему хотению…». Хоровое исполнение, заучивание текста присказки, объяснение смысла. №5. Упражнение на постановку речевого дыхания и артикуляцию звуков.Работа по сказке «Колобок». Детям зачитывается сказка. После прочтения логопед предлагает ребятам поработать над песенкой колобка. Следует отметить, что вставные повторяющиеся конструкции в текстах сказках (песни, присказки, повторы обращений и т.д.) легко даются детям. При распевках и напевании формируется артикуляционный аппарат, речевое дыхание, а это одно из основных средств формирования связной устной речи.2.3. Результаты коррекционной работы по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речиДиагностика проводилась с целью изучения и анализа уровня развития устной речи и звуковой культуры на примере обследования одного ребенка средней логопедической группы. Остальные результаты обследования других детей представлены в Приложении 2.Исследование проводилось на диагностическом материале тестовой методики Фотековой Т.А. Для выявления уровня сформированности звуковой фонематической стороны речи ребенка нами были применены 4 серии данной методики.Материалом, посредством которого были проведены диагностические исследования, являлись произведения малых жанров фольклора – потешки и поговорки.Приведем основные результаты диагностики.Исследование фонематического восприятия.Ребенку предложены слоги, которые необходимо было повторить в порядке очереди.Результаты: ребенок совершенно верно повторил все слоги вслед за педагогом, при этом на фонематическом уровне звуки были правильны и проговорены отчетливо. За данную серию испытуемый получил 7 баллов – по 1 баллу за каждый верно произнесенный слог.Исследование артикуляционной моторики.Ребенок правильно и точно повторил все основные движений, которые необходимо было произвести. Вслед за педагогом ребенок справился с диагностическим заданием, вследствие чего за каждое верное движение начислилось по 1 баллу – всего за данную серию ребенок получил 5 баллов.Исследование звукопроизношения.Ребенку были представлены следующие слова из русских народных сказок:- слова со свистящими звуками: лес, растолстел, зайка, мороз, зеленей;- слова с шипящими звуками: дождик, шапке, лошадке, дороженька;- слова со звуками [л], [л’]: лес, ложечка, ласточка, лучик;- слова со звуками [р], [р’]: рыбка, речка, рой, березка;- слова со звуками, нарушения произношения, которых встречается значительно реже: солнце, домик, свет, дубок.В результате проведенного диагностического задания ребенок справился со всеми звуковыми сочетаниями и правильно их произнес в требуемых словах. Общее число баллов, полученных за данную серию заданий равняется 15 баллов – за каждую позицию ребенок получил наивысший бал (3 балла), всего представлено 5 позиций.Исследование звуко-слоговой структуры слова.Ребенку были представлены следующие слова из фольклорных сказок народного содержания:- «по рытвинам»,- «по кочкам»,- «по дорожкам».Ребенок воспроизвел полностью правильно звуко-слоговую структуру каждого предложенного слова, получив за каждый верный вариант по 1 баллу – всего 3 балла за данную серию. В русской народной сказке есть песня и она легко даётся детям. При распевках и напевании формируется артикуляционный аппарат, речевое дыхание.За все проведенные серии испытуемый набрал 30 баллов, что соответствует самому высокому уровню развития звуко-слоговой стороны развития речи. Ребенок набрал самое высокое количество баллов за весь период диагностики, что позволяет с уверенностью сказать, что его фонематическое развитие на высоком уровне.Сравним уровень развития связной речи в средней группе детей ДОУ №30 г. Москвы без речевых нарушений и уровень развития связной речи в логопедической группе детей, на базе которой проходило настоящее исследование.Выделим особенности уровень развития связной речи в обычной средней группе и логопедической средней на период начала учебного 2019 года.Особенности развития связной речи в обычной средней группе «Умнички» ДОУ №30:1. Дети отличаются активной речевой деятельностью.2. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счет непосредственного речевого взаимодействия со сверстниками группы и педагогами.3. Дети средней группы легко вступают в речевую деятельность.4. В устной речи ребят не наблюдается сильное и серьезное искажение слов.5. Ребята с удовольствием занимаются по тематическим картинкам, с интересом и увлечением относятся к таким видам речевой деятельности, как описательный рассказ, рассказывание по картинке и пересказ.6. В своей речи дети стараются использовать сложные слова, пытаются формулировать распространенные предложения, охотно вступают в диалог.Особенности развития речи у детей средней логопедической группы «Колокольчики» с нарушениями речи ДОУ №1006:1. Дети средней логопедической группы малоактивны в процессе речевого взаимодействия.2. В речи детей наблюдаются неустойчивое произношение звуковых сочетаний – опущение, съедание, проговаривание отдельных (ряда) букв и соответствующих им звуков.3. Как правило, дети в логопедической группе заменяют сложные звуки для проговаривания на другие, что способствует изменению звуковой оболочки слова, а это приводит к непониманию высказываний детей.4. Грамматические ошибки, которые возникают в процессе речевой деятельности у детей непостоянны.5. Детям данной логопедической группы сложно согласовывать имена существительные с прилагательными и тем более с числительными. В связи с приведенным рядом особенностей нормального и аномального речевого развития детей средних групп ДОУ, мы разработали в качестве примера перспективное планирование на неделю для детей средней логопедической группы, включив в содержание работы непосредственную деятельность с опорой на лексический материал русских народных сказок. Также мы привели ряд коррекционных задания и упражнений, которые будут способствовать положительному результату по развитию и формированию устной связной речи детей с ОНР3 уровня средней группы.Таким образом, целесообразно проследить динамику роста развития связной речи на конец учебного года в двух средних группах: обычной средней группы «Умнички» ДОУ №30 и средней логопедической группы «Колокольчики» ДОУ №1006.Динамика уровня состояния связной речи в двух средних группах на начало учебного года:Динамика ростауровня связной речи в двух средних группах на конец учебного года:В связи с этими результатами можно отметить, что именно эффективная и систематическая коррекционная работа (упражнения, задания, театрализованная деятельность, инсценировки, сюжетные ролевые игры, пальчиковые игры, логоритмика) повышает уровень развития речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящем исследовании мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенностей формирования связной речи детей средней логопедической группы посредством русских народных сказок.Цель и задачи исследования достигнуты и реализованы в полном объеме, что позволяет говорить о масштабности и серьезности данной работы. Наша работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы. В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся непосредственно особенностей и специфики развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, мы привели специфику жанров устного народного творчества, выявили специфику народной сказки и определили, чтосказки более привлекательны и понятнее для детей дошкольного возраста, а также они эффективны в качестве развития устной связной речи. Подробно рассмотрев понятия «связная речь», «диалогическая речь», «монологическая речь», «высказывание» и др., мы пришли к следующим выводам.Диалогическая речь – это прямое отражение коммуникативной функции языка. Диалог всегда непроизволен, реактивен. Для него характерно применение так называемых шаблонов, моделей, речевых стереотипов, устойчивых формул коммуникации, которые часто употребляются в бытовом общении.Монологическая речь – это активатор развития связной речи, в частности речи детей дошкольного возраста, посредством которой формируется и развивается лексический и грамматический строй речи, что, в свою очередь, позволяет обогатить словарный запас ребенка. Таким образом, диалог и монолог – это одни из ключевых форм становления связной речи детей дошкольного возраста. В психолого-педагогической среде процесс формирования связной речи у дошкольников представляет собой довольно сложный комплекс действий, направленных на умение правильно и грамотно формулировать и излагать свои мысли.В логопедии под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают специфические сложности в развитии речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванные индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития личности ребенка.В связи с этим, мы определили, что выделяют 4 основных уровня ОНР, отличающиеся характером проявления сложностей в речевом развитии.В рамках настоящего исследования в практической части дипломной работы мы остановились на средней логопедической группе, дети которой с диагнозом ОНР 3 уровня.Также мы привели непосредственно разработки тематического планирования мероприятий на неделю, согласно которому логопед организуют рабочий процесс обучения и развития по теме недели – развитие речи детей через знакомство и изучение сказок.В практической главе мы привели описание диагностики и его основные результаты. За основу в диагностическом исследовании мы выбрали тестовую методику Т.А. Фотековой, в которую вошли 4 блока заданий на разный аспект развития звуковой стороны связной речи ребенка логопедической группы. В диагностике принимали участие дети средней логопедической группы ДОУ. Лексический материал диагностики был представлен лексическими единицами из народных сказок «Заюшкина избушка», «Лягушка-путешественница», «Кот на воеводстве» и др.В результате проведенной диагностики ребенок расширил свой кругозор в области фольклорных сказок – запомнил выражения при непосредственном проговаривании, а также показал высокий уровень сформированности звуковой культуры.Также нами был разработан комплекс упражнений носит исключительно игровой характер, поскольку мы руководствуемся основным принципом ФГОС ДО, который определяет ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игровую деятельность. Среди основных упражнений – это упражнения на речевое дыхание, на развитие артикуляционного аппарата, на активизацию и обогащение словарного запаса, на постановку и отработку звуков и др. Именно поэтому каждое из приведенных нами упражнений может использоваться в рамках любого вида деятельности и в режимных моментах. Упражнения должны проводиться систематически и целенаправленно, а занятия по развитию речи с учетом формирования связной речи необходимо проводить комплексно в течение всего учебного года. Развитие связной речи в дошкольном возрасте – это социальная проблема, направленная на тесное, систематичное взаимодействие с логопедом и родителями. Придя к основным результатам исследования, мы можем утверждать, чтоименно эффективная и систематическая коррекционная работа (упражнения, задания, театрализованная деятельность, инсценировки, сюжетные ролевые игры, пальчиковые игры, логоритмика) повышает качестводетской речи среднего дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у старших дошкольников //Логопед. – 2014. – №2. – С.43-52.Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2015. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2016 (2-е изд. перераб.). - 16 с.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школьная Пресса, 2016 (3-е изд.). – 144 с.Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 2018 (5-е изд). – 752 с.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88-109.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2017. – С. 74.Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим детей с литературой детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 224 с.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольного возраста и младшего школьного возраста. – М., 2016. – С.98-104.Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. –№ 3. – С. 52-59.Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 1980. – С. 267-269.ПРИЛОЖЕНИЕРекомендации для родителей и педагогов по развитию речи посредством сказок1. Педагогам и родителям детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи важно понимать, что сказка не только воспитывает и приобщает к морально-нравственным аспектам, но и способствует активизации речевой деятельности ребенка. Поэтому необходимо систематически читать детям сказки с особой интонацией и всеми выразительными средствами речи, вырабатывая у ребенка желание повторять текст сказки, рассказывать ее и пересказывать.2. Перед педагогом ДОУоткрываетсятакая важная задача, как знакомство сказки с ребенком как с произведением искусства. Воспитателю необходимо объяснить ее замысел и моральную основу текста, мотивироватьдетей к знакомству со сказочными персонажами через эмоционально-чувственное отношение, научить детей объяснять чувства, поступки и переживания героев сказки, уметь сопереживать им – ребенок должен уметь интонационно передавать личное отношение к персонажам и явлениям сказки.Поэтомупедагогу нужно, в первую очередь, самому проникнуться сюжетом сказки, понять и прочувствовать ее, проанализировать со стороны содержания и художественной формы, выделить ключевые элементы и моральные принципы сказки.3. Воспитатель должен владеть (родитель должен стремиться владеть)техникой чтения и техникой интересного и захватывающего рассказывания сказки, иметь четкую дикцию, уметь оперировать средствами интонационной выразительности.4. Речь педагога (родителя) – это пример (образец) речи, поэтому она должна быть максимально понятной, лаконичной и в то же время эмоционально-выразительной.5. Использование русских народных сказок как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет качественным и успешным, если:1) педагог владеет методикой работы со сказкой;2) педагог учитывает возрастные особенности детей при подборе сказки и заданий к ней;3) педагог использует в своей работе дополнительные средства, которые направлены на активизацию речевой активности детей;4) педагог привлекает родителей к совместной деятельности по развитию связной речи через знакомство со сказками.6. После знакомства со сказкой нужно всегда проводить беседу с детьми, которая поможет детям разложит всю информацию «по полочкам», уяснить замысел и идею сказки, понять, что хорош, а что плохо, проецируя сюжет сказки на реалии окружающей действительности.7. Воспитатель (логопед) должен проводить такие занятия коррекционного направления с использованием материала сказок:1) артикуляционная гимнастика;2) гимнастика на дыхание;3) фонетическая разминка;4) словарная работа;5) проведение бесед;6) проведение режимных моментов и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у старших дошкольников //Логопед. – 2014. – №2. – С.43-52.
2. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
3. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития дошкольников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – №13. – С.123-125.
4. Кнесель Е.А. Развитие речи дошкольников методом драматизации / Е.А. Кнесель, Д.А. Курчина, Е.В. Катт // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2015. – Т.3, №1-1(9). – С.69-71.
5. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2016 (2-е изд. перераб.). - 16 с.
6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школьная Пресса, 2016 (3-е изд.). – 144 с.
7. Кутовая Е.В. Развитие речи дошкольников посредством использования методов технологии сказкотерапии / Е.В. Кутовая, Т.В. Козлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №4 (9). – С.256-258.
8. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.
9. Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.
10. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 2018 (5-е изд). – 752 с.
11. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88-109.
12. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
14. Слонь О.В. Развитие диалогической речи младших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С.132-134.
15. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2017. – С. 74.
16. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
17. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим детей с литературой детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 224 с.
18. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольного возраста и младшего школьного возраста. – М., 2016. – С.98-104.
19. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. – № 3. – С. 52-59.
20. Шацкий С.Т. Система русского детского сада. – М.: Педагогика, 1980. – С. 267-269.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать русские народные сказки в развитии связной речи у детей логопедической группы?

Русские народные сказки могут быть эффективным средством развития связной речи у детей логопедической группы. Они помогают развивать воображение, логическое мышление и речевую активность детей, а также расширяют словарный запас и способствуют формированию правильной грамматики.

Какие проблемы могут возникнуть с развитием связной речи у детей среднего дошкольного возраста?

У детей среднего дошкольного возраста могут возникать проблемы с развитием связной речи, такие как недостаточная развитость объемной и синтаксической сторон речи, слабость сочинительных связей между предложениями, неправильное использование грамматических форм и слабое владение словесными средствами выражения мыслей.

Каким образом русские народные сказки могут помочь в развитии связной речи у детей логопедической группы?

Русские народные сказки могут быть использованы для развития связной речи у детей логопедической группы путем чтения сказок и обсуждения их содержания, повторения их фраз, описания и комментирования происходящих событий. Также можно использовать сказки для создания ситуаций общения, проведения диалогов и различных речевых упражнений.

Какие особенности развития связной речи у детей с нарушениями речи?

У детей с нарушениями речи могут наблюдаться особенности в развитии связной речи, такие как нарушение последовательности речи, неправильное использование грамматических конструкций, ограниченность словарного запаса и слабость в формировании деталировки. Такие дети могут испытывать трудности в понимании и выражении сложных связных высказываний.

Какую роль играют русские народные сказки в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют важную роль в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Они помогают развивать слушание и понимание речи, активизируют речевую активность детей, помогают усваивать правильные грамматические формы и расширять словарный запас. Кроме того, сказки развивают воображение, логическое мышление и способность анализировать и сопоставлять информацию.

Какие проблемы могут возникать с развитием связной речи у детей логопедической группы?

У детей логопедической группы могут возникать различные проблемы с развитием связной речи, такие как нарушения фонетико-фонематического, лексического, грамматического и синтаксического уровней речи. Они могут испытывать затруднения в формировании связной и логически верной речи, а также в построении сложных предложений и выражении своих мыслей.

Почему русские народные сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей логопедической группы?

Русские народные сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей логопедической группы, так как они содержат богатый лексический материал, разнообразные грамматические конструкции и интересные сюжеты. Чтение сказок способствует развитию логического мышления, воображения и внимания у детей. Они учатся строить связные и грамматически правильные предложения, а также расширяют свой словарный запас.

Какие особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи?

У детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи могут возникать особенности в развитии связной речи. Они могут испытывать затруднения в построении сложных предложений, использовании правильных грамматических форм и выражении своих мыслей в логической последовательности. Такие дети часто имеют ограниченный словарный запас и слабое внимание, поэтому необходимо использовать специальные методики и материалы для развития их связной речи.

Какова роль русских народных сказок в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста?

Русские народные сказки играют важную роль в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Они помогают детям расширить свой словарный запас, научиться строить связные и логически правильные предложения, а также развить умение выражать свои мысли и фантазировать. Чтение сказок способствует развитию внимания, памяти, воображения и эмоциональной сферы у детей. Они учатся узнавать различные грамматические структуры и изучают моральные ценности через сюжеты сказок.

Какие проблемы могут возникать у детей среднего дошкольного возраста в развитии связной речи?

У детей среднего дошкольного возраста могут возникать проблемы с формированием связной речи, такие как недостаточная лексическая активность, слабая грамматическая структура высказываний, трудности в построении связных текстов. Возможны также нарушения артикуляционного аппарата, которые могут привести к затруднениям в произношении звуков и слов.

Что такое связная речь и почему она важна для развития ребенка?

Связная речь - это речь, в которой высказывания строятся по определенным правилам и являются логически связанными между собой. Она важна для развития ребенка, поскольку позволяет ему эффективно коммуницировать, выражать свои мысли и понимать речь других людей. Развитие связной речи способствует развитию мышления, воображения, памяти и внимания ребенка.

Какую роль играют русские народные сказки в развитии связной речи у детей логопедической группы 4-5 лет?

Русские народные сказки играют важную роль в развитии связной речи у детей логопедической группы 4-5 лет. Они помогают развивать лексический запас, грамматическую структуру речи, а также способствуют развитию навыков связного изложения мыслей. Сказки обогащают речь детей разнообразными словами и образными выражениями, помогают формировать навыки рассказа и высказываний.