Методика проведения опытов по ботанике при изучении биологии в школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Биология
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 29.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание


Введение 3
Глава 1. Эксперимент и его виды 5
Глава 2. Эксперимент как метод преподавания ботаники 9
Глава 3. Методы проведения опытов по ботанике в школе 12
3.1 Подготовка к занятию 12
3.2 Методики проведения опытов 15
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Самое большое давление имел стакан, утяжеленный камнем среднего размера.Рис. 4. Левый стакан - контрольный. Второй с крышкой из картонного круга. Правый – наиболее утяжеленный образец.3. В течение недели ученики наблюдали рост подсолнечника. Ростки контрольной группы росли спокойно, быстро, ровно и беспрепятственно. Не слишком отличались и растения первой группы, поднявшие картонный круг без особых усилий.В других стаканчиках ростки поднимались вместе с поставленным грузом. Конечно, чем легче был предмет, тем выше поднимались молодые растения. Но и в наиболее утяжеленном стакане росток приподнял камень. Огромное давление позволяет росткам преодолевать толщу земли, просто взламывая на пути препятствия, а корешкам пробиваться сквозь твердую землю и даже камни.Рис. 5. Результаты эксперимента.4. Повтор опыта. На этот раз для сравнения брались семена фасоли. Контрольная группа и первая (без дополнительного утяжеления картонного круга) были идентичны предыдущему опыту. В другие стаканы были положены схожие предметы с той лишь разницей, что максимальный вес был взят больше. Такое решение было принято с целью установить, какой вес подавит рост растения.Результаты повторили предыдущий этап. В самом утяжеленном стакане росток лишь немного приподнял один из краев диска, но это уже является доказательством того, насколько тургор является мощным свойством растений, облегчающий их прорастание на различной почве.За время проведения повторного опыта ростки из первого продолжали развиваться. Молодые растения подняли картонные круги, вылезая со стороны наименьшего давления.Тема: ГеотропизмГеотропизм растений – это способность растения располагать свои органы, ориентируясь на земное притяжение. Он бывает положительный и отрицательный. У главных побегов растения отрицательный геотропизм, то есть они растут против силы притяжения. Напротив, у главных корней положительный геотропизм - они растут по силе притяжения. Бывает еще и горизонтальный геотропизм - когда растение вытягивает свои органы (например, ветви) в стороны.Для изучения этой темы преподаватель с учениками поставил целую серию экспериментов, в процессе которых тем или иным образом пытался вынудить растения отклониться от принципа геотропизма.Опыт 1.Необходимое оборудование:Семена подсолнечника.Стаканчики с землей.Ход эксперимента:В стаканчики посадили семена, по-разномуих ориентируя: острым концом вверх, острым концом вниз, горизонтально и по диагонали. Эксперимент длился время, необходимое для прорастания семян – около недели. Как и ожидалось, согласно геотропизму, все ростки изогнулись так, что побег стал тянуться вверх, а корень - вниз.Рис. 6. Эксперимент с разнонаправленной посадкой семян.Опыт 2.Необходимое оборудование:Несколько молодых маленьких ростков (их можно взять из предыдущего опыта).Маленькие емкости, которые легко и удобно переворачивать. В данном случае использовались маленькие бутылочки.Небольшое количество ваты.Ход эксперимента:1. Растения высадили в небольшие баночки и аккуратно заткнули отверстия ватой во избежание высыпания земли. На время полива ее убирали, после возвращали на место. 2. Контрольные бутылочки установили вертикально и оставили в таком состоянии до конца эксперимента.3. Остальные положили боком на ровную поверхность.Опыт длился 6 дней. Результаты показали, что таким образом нельзя «сбить» растение. Геотропизм ориентируется на земное притяжение и, соответственно, растения из обеих групп выросли, направляя верхушку вверх. Корни тоже повернулись на 90°. Так, чтоб расти вниз.Рис. 7. Результаты опыта 2.Опыт 3. Необходимое оборудование:Несколько молодых маленьких ростков (их можно взять из первого опыта).Маленькие емкости, которые легко и удобно переворачивать. В данном случае использовались маленькие бутылочки.Небольшое количество ваты.Дополнительное оборудование, с помощью которого будет фиксироваться положение бутылочки. В данном случае использовались тиски.Проволока. Ход эксперимента:Фактически, опыт 3 является повторением второго эксперимента с той разницей, что условия усложняются и бутылочку, подготовленную соответствующим образом, зафиксировали перевернутой на 180°. Опыт также длился дольше – 8 дней, на протяжении которых можно было наблюдать постепенный разворот растения согласно принципу геотропизма.Рис. 8. Результат опыта 3.Опыт 4. В данном эксперименте преодолеть геотропизм растений пробовали с помощью химического воздействия. На них угнетающе действует газ этилен, задерживая их развитие и "притупляя" геотропизм.Необходимое оборудование:Небольшие горшки.Подходящие по размеру (горлышком) банки.Только проклюнувшиеся ростки.Источник этилена. Им могут выступать любые спелые фрукты, в данном случае – яблоки.Ход эксперимента:1. Ростки высадили в небольшие горшки и поделили на две группы. Одна – контрольная. На растения в этой группе просто надели сверху стеклянную банку. На вторую группу растений надевали стеклянную банку, уложив перед этим на землю нарезанные яблоки.2. Обе банки поставили в совершенно одинаковые условия и наблюдали за развитием ростков, не снимая их, чтобы не выпустить газ.Эксперимент длился 5 дней. Ростки, которые находились в банке с яблоками, сильно отстали в развитии от контрольных. Кроме того они не тянулись вверх, а, наоборот, были наклоны вниз.Рис. 9. Влияние этилена на рост и ориентацию растения.Дополнительно можно предложить ученикам провести дома собственный опыт 5. Учащиеся могут поставить растениям любые физические условия, чтоб посмотреть, как они обходят преграды.Рис. 10. Пример творческого домашнего опыта.ЗаключениеО методиках постановки экспериментов по ботанике написано много работ и книг. Это свидетельство актуальностью тем связанных с педагогикой.Существует большое количество классификаций и. соответственно, видов эксперимента. Но все их объединяет то, что сама спланированная и управляемая процедура – это процедура, при которой экспериментатор вмешивается в какой-либо естественный процесс, наблюдает изменения и фиксирует их, а после делает выводы, анализируя полученные данные.Значение эксперимента как метода преподавания очень велико. Особенно в естественных науках. Проводя исследования своими руками, ученики не только подтверждают информацию об окружающем виде и легче усваивают ее, но и обучаются навыкам самостоятельной добычи этой информации, планированию опытов и анализа результатов. Это развивает логическое и творческое мышление, осторожность и четкое выполнение поставленных практических задач, умение решать их и сопоставлять выводы. Опыты позволяют ученикам осмысленно изучать естественные науки.Существует широкий спектр экспериментов для изучения различных тем. Ограничение накладывает имеющееся в школе оборудование. Методики, описанные в работе, доказывают, что большое количество опытов можно поставить при наличии минимального количества оборудования.Список использованных источников и литературы1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 192 с.2.Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов. Стерлитамак.гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.3.Введение в научное исследование по педагогике: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Журавлева. М. : Просвещение, 1988. С. 140—152. 4.Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники / Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1955. 820 с. 5.Казаринов А.С. Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. 2012. №2. С. 71-74.6.Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с.7.Лебедев С. А. Методы научного познания: Учебное пособие М.: Альфа-М:НИЦ ИНФРА-М 2014. 272 с.8.Марина А. В., Комиссарова Л. А. Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса // Молодой ученый. 2015. №23.2. С. 35-40.9.Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Ленинград.гос. ун-т, 1980. 172 с.10. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. 247 с.11. Новиков АМ. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. 2-е изд., доп. М.: АПО РАО. 1998. 134 с.12. Новикова Т.Г., Сиденко А. С. Эксперимент в образовании : учеб, пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. М. : АПК и ПРО, 2002. 94 с. 13. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Магистр. 1994.14. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф. 2014. 80 с.15. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вент-Граф 16.Попова А.А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект). Челябинск: 2000. 217 с.17.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. 18.Стоунс Э. [Stouns] Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ.– М.: Педагогика. 1984. 472 с.19. Теремов А. В. Знаково-символическая система в обучении биологии: Учебное пособие. М.: Прометей. 2013. 126 с.20. Теремов А.В., Петросова Р.А., Перелович Н.В. Теория и методика обучения биологии. Учебные практики: Методика преподавания биологии. М.:МПГУ, 2012. – 160 с.21. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект. Челябинск. 1998. 136 с.

Список использованных источников и литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов. Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. 134 с.
3. Введение в научное исследование по педагогике: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. И. Журавлева. М. : Просвещение, 1988. С. 140—152.
4. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники / Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1955. 820 с.
5. Казаринов А.С. Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. 2012. №2. С. 71-74.
6. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с.
7. Лебедев С. А. Методы научного познания: Учебное пособие М.: Альфа-М:НИЦ ИНФРА-М 2014. 272 с.
8. Марина А. В., Комиссарова Л. А. Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса // Молодой ученый. 2015. №23.2. С. 35-40.
9. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Ленинград. гос. ун-т, 1980. 172 с.
10. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. 247 с.
11. Новиков АМ. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. 2-е изд., доп. М.: АПО РАО. 1998. 134 с.
12. Новикова Т.Г., Сиденко А. С. Эксперимент в образовании : учеб, пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. М. : АПК и ПРО, 2002. 94 с.
13. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Магистр. 1994.
14. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф. 2014. 80 с.
15. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вент-Граф
16. Попова А.А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект). Челябинск: 2000. 217 с.
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
18. Стоунс Э. [Stouns] Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ.– М.: Педагогика. 1984. 472 с.
19. Теремов А. В. Знаково-символическая система в обучении биологии: Учебное пособие. М.: Прометей. 2013. 126 с.
20. Теремов А.В., Петросова Р.А., Перелович Н.В. Теория и методика обучения биологии. Учебные практики: Методика преподавания биологии. М.:МПГУ, 2012. – 160 с.
21. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект. Челябинск. 1998. 136 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы проведения опытов по ботанике используются в школе?

Методы проведения опытов по ботанике в школе включают подготовку к занятию, использование различных методик проведения опытов, таких как наблюдение, измерение, сравнение и экспериментирование.

Что включает подготовка к занятию по ботанике?

Подготовка к занятию по ботанике включает выбор темы, изучение теоретического материала, подготовку необходимого оборудования и материалов для проведения опытов, а также разработку плана занятия.

Какие методики проведения опытов по ботанике применяются в школе?

В школе применяются различные методики проведения опытов по ботанике, включающие наблюдение за ростом и развитием растений, измерение физических параметров растений (например, высоты, длины корней), сравнение характеристик разных видов растений и экспериментирование с условиями выращивания растений.

Какие виды опытов по ботанике проводятся в школьной программе?

В школьной программе проводятся различные виды опытов, включающие определение влияния различных условий (температуры, освещения, влажности) на рост и развитие растений, определение влияния уровня питательных веществ в почве на рост растений, исследование влияния различных факторов на фотосинтез растений.

На что влияет утяжеление стакана камнем?

Утяжеление стакана камнем влияет на давление, которое стакан оказывает на поверхность земли или другую поверхность. Более тяжелый стакан создает большее давление.

Какова цель проведения опытов по ботанике в школе?

Цель проведения опытов по ботанике в школе - обучение учащихся основам ботаники и развитие их навыков наблюдения, анализа и экспериментирования.

Какой метод используется при проведении опытов по ботанике в школе?

При проведении опытов по ботанике в школе используется метод эксперимента, который позволяет учащимся самостоятельно исследовать различные явления и процессы в растительном мире.

Как подготовиться к проведению опыта по ботанике в школе?

Для подготовки к проведению опыта по ботанике в школе необходимо изучить необходимую теоретическую информацию, подобрать необходимые материалы и оборудование, а также продумать последовательность действий и безопасность проведения опыта.

Какие методики можно использовать при проведении опытов по ботанике в школе?

При проведении опытов по ботанике в школе можно использовать различные методики, такие как изучение расти- тельных органов под микроскопом, определение основных характеристик растительных клеток, измерение роста и развития растений в разных условиях, исследование влияния различных факторов на плодоношение и другие.

Какие источники и литературу можно использовать при проведении опытов по ботанике в школе?

При проведении опытов по ботанике в школе можно использовать различные источники и литературу, такие как учебники по ботанике, научные статьи, руководства по проведению опытов, интернет-ресурсы и другие. Важно выбирать надежные и проверенные источники информации.