Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 74 74 страницы
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 15.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей старших дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры 6
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников 6
1.2. Особенности формирования коммуникативных способностей в дошкольном детстве 12
1.3. Сюжетно-ролевые игры как способ формирования коммуникативных способностей старших дошкольников 35
Выводы по Главе 1 40
Глава 2. Исследование коммуникативных способностей старших дошкольников 43
2.1. Эмпирическое исследование сформированности коммуникативных способностей старших дошкольников 43
2.2. Содержание разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных способностей старших дошкольников 49
2.3. Оценка эффективности и результативности разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр 51
Выводы по Главе 2 56
Глава 3. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по Главе 3 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 72

Фрагмент для ознакомления

Содержание сюжетно-ролевых игр представлено в Приложении.2.3. Оценка эффективности и результативности разработанного комплекса сюжетно-ролевых игрПосле проведения комплекса сюжетно-ролевых игр мы повторно провели методику, направленную на определение коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Результаты контрольной диагностики представлены в табл.2.4 – 2.5.Таблица 2.4Определение уровня развития коммуникативных способностей на контрольном этапе проведения исследованияребёнокОценкиОбщий баллУровень развития диалогической речиЗадание 1Задание 2Задание 3Маша А.2338высокийГеля А. 2226среднийЖеня Б.2226среднийНикита Б.3339высокийЛев В.2327ВысокийОля Е.2226среднийВика Е.2226среднийКсюша З.2327высокийКирилл И.2226среднийИван И.2338высокийМаксим К.2125среднийКатя К.2226среднийОлеся К.3339высокийМатвей М. 2338высокийЛена М. 2226среднийДенис М.2226среднийЛера Н.2125среднийЯна Н.3238высокийИван Н.2226среднийСвятослав Н.2226среднийНастя О.2316среднийЮля П. 2327высокийКристина П.2327высокийЛена П.2226среднийЕгор П.2226среднийИгорь П.2327высокийВова П.3227высокийКсюша Р.2338высокийНина С.3339высокийАлина С.2327высокийЯн С.3339высокийЯрослав С.2338высокийЮля Т.2215среднийСаша Х.1113низкийНаташа Х.3339высокийУльяна Ч.2327высокийНикита Ч.2226среднийСвятослав Ч.2125среднийЛера Ю.2226среднийВова Я.2237высокийТаблица 2.5Определение коммуникативных способностей дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе исследованияребёнокОценкиОбщий баллУровень развития диалогической речиЗадание 1Задание 2Задание 3 Алексей А.2125СреднийЯна А. 1224СреднийАлина Б.2226СреднийСаша В.2114НизкийЯна Д.2215СреднийМарина Д.2226СреднийВера Ж.2316СреднийМила И.2226СреднийКирилл И.2226СреднийИлья И.2125СреднийКоля К.2125СреднийВика К.1214НизкийОля К.2237ВысокийМаша М. 2125СреднийИван М. 2226СреднийВасилий М.2215СреднийВадим Н.2215СреднийЯрослав Н.3339ВысокийИрина Н.1113НизкийАня Н.1113НизкийНастя О.2125СреднийЯна П. 3328ВысокийУльяна П.2226СреднийВова П.2114НизкийМиша П.2226СреднийОлеся П.2237ВысокийНикита П.2237ВысокийЛена Р.2125СреднийСаша С.2327ВысокийСоня С.2136СреднийИван С.2226СреднийМиша С.1214НизкийАлина Т.2226СреднийМаша Х.2125СреднийНаташа Х.2125СреднийВероника Ч.1214НизкийГена Ч.2237ВысокийОксана Ч.3238ВысокийАся Ю.2225СреднийИгорь Я.2123Средний Согласно полученным данным, 42,5% дошкольников экспериментальной проявляли высокий уровень развития коммуникативных способностей (рис.2.3).Рисунок 2.3 Диагностика развития коммуникативных способностей дошкольников экспериментальной группы на контрольном этапеДанные, полученные на контрольном этапе, не противоречат проведённым наблюдениям за детьми. Так, многие из детей, ранее не решающихся первыми заговорить с воспитателем, теперь легко могли это сделать. В результате общение с взрослым стало для них не только важным источником информации об окружающем мире, но и новым источником развития познавательного интереса. Теперь дети стали часто задавать вопросы воспитателю, что свидетельствует о том, что наряду с диалогическими умениями у них активно стали формироваться интеллектуальные способности. Более того: общение детей с взрослыми и между собой привело к развитию интереса к различным видам творческой деятельности, что также благоприятно сказывается на развитии личностных качеств детей данной возрастной категории.Низкий уровень развития коммуникативных способностей после проведения разработанного комплекса показал только один воспитанник, что объясняется индивидуальными особенностями развития. Родители мальчика отмечают, что он почти всегда отказывается от общения не только с взрослыми, но и со сверстниками, и видят в этом серьёзную психологическую проблему, которая может негативно отразиться на его личностном развитии. Решение данной проблемы они видят в обращении к психологу детского развивающего центра для проведения индивидуальных или групповых консультаций.В отличие от дошкольников экспериментальной группы, среди детей контрольной группы высокий уровень развития коммуникативных способностей отмечался у 26,4% детей, что не имеет заметных различий по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе (рис.2.4). Рисунок 2.4 Диагностика развития коммуникативных способностей дошкольников контрольной группы на контрольном этапеПри этом довольно большой процент участников эксперимента – 14,8% детей - имели низкий уровень развития коммуникативных способностей. Таким образом, установлено, что проведённые нами развивающие занятия с использованием сюжетно-ролевых игр являются эффективными для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.Выводы по Главе 2В практической части данной работы мы описали проведённое исследование коммуникативных способностей воспитанников старшей группы. Диагностика позволила выявить стремление детей к общению, навыки организации общения, знание этических правил, необходимых для общения. Затем, исходя из результатов проведённой диагностики и из интересов детей, нами был составлен комплекс сюжетно-ролевых игр, которые способствуют развитию коммуникативных способностей. После проведения развивающих занятий с использованием сюжетно-ролевых игр мы вновь провели диагностику развития коммуникативных способностей дошкольников. Было установлено, что этот уровень значительно возрос, что является доказательством эффективности разработанного нами комплекса.Глава 3. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возрастаДанные методические рекомендации написаны с учётом проведённых методик. Они содержит в себе как традиционные элементы образовательной, воспитательной и развивающей работы, так и инновационный компонент. Характерной чертой рекомендаций является их фрагментарная структура. Для использования представленных рекомендаций в педагогической практике предусмотрена групповая форма занятий на базе ДОО.Направления деятельности педагога:Диагностика развития коммуникативных умений и возможностей старших дошкольников.Создание эстетически организованной среды.Воспитание у детей средствами педагогики морально-нравственных принципов и ценностей, а также этических норм культуры действий, поведения и общения.Развитие интереса к коммуникациям, чувства взаимопомощи и навыков самообразования в данной области.Формирование самоконтроля в процессе учебной работы.Для достижения цели, задач и содержания методических рекомендаций необходимо опираться на следующие принципы:принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;принцип наглядности;принцип доступности и посильности;принцип обучения владению культуры действий;принцип развития чувства прекрасного.Принцип движения от общего к частному Методы1. Вербальные (объяснение, образный сюжетный рассказ, слуховые ориентиры и сигналы, эстетически обогащенное слово, и т.д.).2. Наглядные (артистический показ, зрительные ориентиры, наглядные пособия, имитация и т.д.; сочетание эстетически обогащенного слова и артистического показа, обучения творческого отношения к различным видам деятельности).3. Практические (выполнение обучающимися творческих работ, направленных на развитие морально-нравственных ценностей)СодержаниеРазвитие коммуникативных умений дошкольников в процессе выбора тематики деятельности Для того чтобы работа педагога по развитию коммуникативных умений осуществлялась ещё более эффективно, целесообразным является внедрение психологических методов в педагогический процесс. При этом будет происходить развитие полезных качеств личности дошкольников. Психотехнические игры и упражнения, используемые в данном разделе, взяты из интернет-источника А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи (ссылка на ресурс http://azps.ru/) [5].Установочный блокЦель: побуждение у дошкольников желания сотрудничать с психологом.В этом блоке проводятся психологические беседы на интересные детям темы, которые впоследствии можно будет использовать при выборе направления для исследовательской работы.Для данного этапа разработано одно занятие длительностью 1,5 ч.Ход занятия.1-е упражнение. Представление «Я бы дал тебе имя»2-е упражнение. «Правила группы».3-е упражнение. «Мой благородный поступок».4-е упражнение. «Список претензий».5-е упражнение. «Мой стиль общения» (домашнее задание). Затем проводится анализ итогов. Коррекционный блокЦель:оптимизация механизмов адаптации при переходе к школьному обучению, развитие готовности осуществлять исследовательскую деятельность, коммуникативных навыков и преодоление психологических барьеров, оптимизация условий для личностного роста.Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю по 1, 5 ч.6-е занятие: проведение самоанализа качеств, необходимых для успешного преодоления негативных факторов интеллектуального развития.Ход занятия.1-е упражнение. Комплимент.2-е упражнение. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения».3-е упражнение. Список качеств, важных для общения.4-е упражнение. «Круг моего общения».5-е упражнение. «Принимаю решение по изменению…».Подведение итогов.7-е занятие: Развитие способностей к самостоятельным рассуждениям. Преодоление психологических барьеров, препятствующих развитию познавательного интереса личности дошкольников.1-е упражнение. «Нестандартное приветствие».2-е упражнение. Домашнее задание «Мой лучший друг».3-е упражнение. «Маленькие жертвы».4-е упражнение. «Надписи на майках».5-е упражнение. «Необитаемый остров».Подведение итогов. Анализ полученных результатов детьми совместно с психологом. Поиск новых психологических возможностей для самореализации в проектной деятельности.8-е занятие:возможности самоанализа и самокоррекции.Ход занятия.1-е упражнение. «Волшебные слова».2-е упражнение. «Мой новый дневник».3-е упражнение. «Контакты с новыми людьми» или «Инопланетянин».4-е упражнение. «Неожиданная встреча». 5-е упражнение «Землетрясение»Подведение итогов.9-е занятие Оптимизация способов самоанализа и самокоррекции.Ход занятия.1-е упражнение. «Я давно хочу сказать…».2-е упражнение. «мой новый круг общения».3-е упражнение. «Друг для друга».4-е упражнение. «Неожиданная встреча…».5-е упражнение. «В океане».Подведение итогов.Блок оценки эффективности Цель: Измерение и анализ психологического содержания. Оценка общего результата психологической работы.Проводится закрепление психологических навыков. Выявляются благоприятные изменения в системе внутренних ценностей детей. Упражнение «Чемодан в путешествие»Творческое задание на основе выявленных индивидуальных особенностей.Итоговая коммуникативная деятельностьПодведение итогов занятий. Выбор темы группового проекта.Проведение развивающих занятий, содержащих игровую деятельностьТранспортЦель: расширение словарного запаса детей, обогащение речи эмоциональным компонентом.ЗадачиОбразовательные: ввести в лексикон дошкольников новые слова, связанные с различными видами транспорта; развивать навыки использования глаголов в повелительном наклонении.Воспитательные: воспитывать желание помочь окружающим, которым не всё удаётся в выполнении заданий.Развивающие: развитие коммуникативных способностей, через которое происходит также развитие интеллектуальных способностей. Оборудование: зелёные и красные флажки, игрушечныемашинки, кораблик, самолёт, ракета, конструкторы, таблица «Транспорт».Ход занятия.Вводная часть.- Ребята, вы знаете, что такое транспорт? (ответы).- Верно, молодцы! Транспорт – это то, с помощью чего мы можем передвигаться. Какие виды транспорта вам известны? (ответы).- Очень хорошо! Давайте поиграем в игру «Транспортные песенки».Воспитатель проводит игру «Транспортные песенки» для разминки. В этой игре под музык нужно изобразить и продемонстрировать как поют:Легковая машинаГрузовикПоездСамолёт РакетаКорабль.Основная часть.- Посмотрите, ребята, это кто к нам пришёл? (Достаёт мягкую игрушку). Да это же самый весёлый динозаврик! Он очень любит путешествовать. Давайте поможем ему выбрать транспорт для его любимого занятия.- Итак, вот дорога (достаёт конструктор, собранный детьми). Что понадобится для путешествия по дороге? (ответы)- Верно, машина. А скажите, что нужно соблюдать при поездке в машине? (ответы)- Конечно, правила дорожного движения. У нас с вами есть два флажочка -красный и зелёный. Сейчас наш динозаврик поедет на машине по дороге. Если он будет нарушать правила, нужно будет поднять красный флажок и сказать «стой», а если он будет ездить без нарушений, нужно будет поднть зелёный флажок и сказать «Проезжай».После игры: ребята, вы научились произносить слово «Проезжай?» Кому было трудно чётко произнести это слово? Давайте поможем нашим друзьям хорошо выговаривать! - Ребята, наш динозаврик на машинке приехал к морю. Что же ему понадобится здесь?- Конечно, это кораблик. Ой, что-то он боится. Давайте его поддержим! Нужно сказать:Милый динозаврик,Это твой кораблик.Плыви-плыви по морюИ нас возьми с собою.- Молодцы, ребята! Вам прекрасно удаётся произносить новые слова.- А теперь наш динозаврик хочет путешествовать далеко-далеко. Что ему нужно? (ответы)- Конечно, самолёт. Он у нас тоже есть(сажает динозаврика в самолётик).- Ребята, давайте скажем: самолётик, лети! И ещё раз очень дружно. А то он нас не послушается.(дети выполняют это задание)- Ребята, динозаврик решил стать космонавтом. Что ему для этого понадобится? (ответы)- Конечно, ракета! (Достаёт игрушку).А теперь скажем все вместе: Динозаврик на ракете! И ещё разок! Молодцы!Заключительная часть- Ребята, динозаврик устал от всех путешествий. Ему хочется домой. А вы знаете, почему он любит возвращаться в свой домик? Потому что он счастливый! Давайте все вместе произнесём: Счастливый!- Какие вы молодцы! И вам всем я желаю быть счастливыми. А теперь, пожалуйста, уберите все игрушки на место. 3. Проведение досуговых мероприятий с элементами игры «Волшебные слова из русских сказок»Ход занятияОрг.момент. - Здравствуйте, ребята! Наше интересное мероприятие называется «Волшебные слова из русских народных сказок». Но чтобы слова стали действительно волшебными, вы должны быть очень внимательными и серьёзными. Вы готовы? (ответ).- Отлично! Тогда мы начинаем!Вводная часть.- Ребята, я вам открою один маленький секрет: в русских народных сказках есть некоторые слова, из которых можно составить много новых слов. Давайте поиграем в такую игру. Помните, у нас в гостях была Царевна-лягушка? Посмотрите на экран и прочитайте это слово.На экране появляется слово ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА - А вот то, что можно получить из этого слова, если взять из него несколько букв: КАШААРЕНАЛУНААУЛИ многие другие. - А вы хотите сами попробовать составить такие слова? Давайте проведём конкурс, кто больше новых слов составит из заданного мною словаиз русской народной сказки. Кто хочет принять участие в этом конкурсе?(Желающие принять участие в этом конкурсе достают ручки и листочки).- Я задаю вам слово АЛЁНУШКА. Приступайте к выполнению.(во время выполнения задания педагог включает лёгкую музыку).После выполнения задания педагог подводит итоги.Основная часть.- Ребята, вы знаете, что со словами из русских сказок можно провести ещё много-много интересных игр? Я вам о них сейчас расскажу. Первая игра называется «Мы писатели». Сейчас мы с вами станем настоящими писателями и продолжим какую-нибудь русскую сказку. Как будет называться наш рассказ? Предлагайте свои варианты. - «Путешествие колобка» - отличное название. Сейчас каждый из нас составит по одному предложению к этому рассказу. Я начну:«Колобок очень любил путешествовать, поэтому он сел в самолёт и полетел к тёплому морю».Дети продолжают данный рассказ, поочерёдно вставляя в него предложения, связанные между собой по смыслу.- Молодцы, ребята! Очень весёлый и интересный рассказ! Я думаю, кто-нибудь из вас в будущем станет настоящим писателем! - Переходим к новому заданию. Помните, мы с вами сделали мебель для трёх медведей? (Демонстрирует поделки). - А вот и три медведя! (показывает игрушки)- Ребята, сейчас каждый из Вас подарит медведям то, что сделал сам, при этом даст какое-нибудь интересное название своей поделке и скажет, почему эта вещь нужна медведям.Дети выполняют задание. Педагог благодарит их.4. Заключительная часть.- Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Скажите, оно понравилось Вам? Чему вы сегодня научились?- Большое спасибо за ваше внимание.Выводы по Главе 3После проведения экспериментальной работы нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений дошкольников посредством игровой деятельности. Мы полагаем, что целесообразным станет включение в педагогическую работу психотехнических игр и упражнений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а также с их индивидуальными интересами. В работу ДОО необходимо включать специальные занятия, направленные на развитие речи дошкольников. В содержании данных занятий следует учитывать ценности современных дошкольников, а также их возможности, установленные в процессе диагностики.Культурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста также может быть направлена на развитие их коммуникативных компетенций, поскольку существуют возможности организации и с включением элементов развивающей игры.ЗаключениеНа современном этапе развития педагогики развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является одной из основных проблем в дошкольном образовании. В рамках ДОО педагоги направляют свои усилия на то, чтобы процесс общения дошкольников был содержательным и проходил в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе. Этому способствуют требования Закона об образовании, ФГОС ДО, а также вариативные программы, по которым и осуществляется образовательно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.В рамках данного исследования нами была проведена работа с целью определенияуровней развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе было установлено, что большое количество детей в экспериментальной группе (27,5%) и в контрольной группе (25,3%) имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, что вызывает необходимость развивающей работы. По результатам проведённых диагностических методик нами был разработан комплекс сюжетно-ролевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие коммуникативных способностей. Комплекс состоял из 15 занятий. В первой части занятия с детьми проводилась разминка - упражнение для того, чтобы настроить детей на диалог и плавно перейти к развивающей части. Вторая часть каждого занятия – непосредственно сюжетно-ролевая игра. Игры были направлены на формирование навыков общения, речевого этикета, умений высказывать собственные мысли, давать объяснение явлениям, расширение словарного запаса, а также на развитие познавательного интереса к межличностному взаимодействию, что также является значимой частью развития коммуникативных умений.После проведения комплекса сюжетно-ролевых игр мы повторно провели методику, направленную на определение коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Согласно полученным данным, 42,5% дошкольников экспериментальной группы проявляли высокий уровень развития коммуникативных способностей. При этом лишь 26,4% детей контрольной группы проявили высокий уровень развития коммуникативных способностей, что не имеет значимых различий по сравнению с констатирующим этапом.Таким образом, нам удалось разработать эффективный комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, поэтому цель данной работы полностью достигнута.На основе полученных результатов в данной исследовательской работе нами были разработаны рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций. Рекомендации содержат в себе психотехнические игры и упражнения, развивающие занятия с включением игровой деятельности, а также культурно-досуговые мероприятия, направленные на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.Достижение всех компетенций согласно базовому учебному плану и программе ГИА стала возможным посредством реализации следующих мероприятий в МБДОУ №3 «Светлячок» г. Красноармейска:Проведение эмпирического исследования развития коммуникативных качеств старших дошкольниковРазработка комплекса сюжетно-ролевых игр для старших дошкольниковРеализация разработанного комплекса игр в старшей группе.Анализ развития коммуникативных способностей дошкольников после реализации разработанного комплекса.Список литературыАветисян, Н. К. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 218-22Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.Беспалова, Н. Р. Использование арт-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии речи // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 2074-2077.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.Гуцу, Е. Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1549.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-Мансийск, 2014. С. 49-57Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2012Калинина, К. М. Взгляды исследователей на развитие связной речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 79-80.Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов н/д, 2004. – 28 с.Криницкая, О. И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 229-232.Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. – М, «Гном и Д», 2000Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Некрасова, Ю. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе подготовки учебной деятельности // Педагогические традиции в развитии современной личности. Сборник научных трудов. Елец, 2018. С. 89-92.Николенко, Л. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью сказок в работе воспитателя // ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. 2014. С. 313-317.Носенко, Н. П. Использование физкультурных минуток на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2011. С. 122-123.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 2002Севостьянова, Е. С. Современное состояние проблемы использования дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 174-179.Серебренникова, М. В. Развитие образного строя речи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. № 2 (107). С. 44-48.Скворцова, М. Л. Игры и игрушки из дерева в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 473-476.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 6-17.Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.—288 с.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 22.09.2019Черемных, Н. В. Игровые технологии в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2013. № 1. С. 263-269.Чулкова, А. В. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Одесса, 1994Эльконин, Б.Д., Островерх, О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.Яшина, В. И., Алексеева, М. И. Теория и методика развития речи детей. - под общ. ред. В. И. Яшиной. —4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —448 с. —(Сер. Бакалавриат).ПриложениеСодержание сюжетно-ролевых игр№ п/пНазвание игрыСодержание1Игра «Идём в гости»Оборудование: игрушкиПедагог предлагает детям разделиться на две команды: гости и хозяева. Задача гостей – вежливо поздороваться с хозяевами и начать диалог с ними. Задача хозяев – радушно встретить гостей, вступить с ними в диалог.После этого гостям предлагается сделать подарок хозяевам – любую игрушку на выбор, сказав при этом приятные слова. Хозяева в свою очередь должны их поблагодарить.2Игра «Расскажи о своих игрушках»Ребёнку предлагают войти в роль своей любимой игрушки, которая есть в группе. Он изображает её, а остальные должны угадать, какую игрушку изобразил ребёнок. 3Игра «Научим куклу Машу говорить»Оборудование: кукла, детали для костюмов.Педагог говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла кукла Маша, которая очень хочет научиться говорить, и просит ребят помочь ей в этом. При этом дети сами должны «превратиться» в игрушки (по своему выбору). В этом им помогут заранее подготовленные детали костюмов. Для того чтобы кукла Маша научилась говорить, дети в роли тех игрушек, которые они выбрали, объясняют кукле, как необходимо говорит, что они обычно говорят своим друзьям. В конце игры кукла начинает «разговаривать».4Игра «Магазин»Оборудование: игровой набор «Касса», мелкие игрушки.Дети делятся на две команды: покупатели и продавцы. Продавцы должны вежливо предложить покупателям купить их товары, покупатели в свою очередь активно расспрашивают продавцов о качестве товара, при этом также соблюдая культуру общения.5Игра «Больница»Оборудование: игровой набор «Доктор», костюм «Врач».В этой игре дети разделяются на пары. В каждой паре есть врач и пациент. Врач расспрашивает пациента о том, что у него болит. Пациент должен чётко подобрать слова, чтобы объяснить, что его беспокоит.В конце игры пациент должен поблагодарить врача за своё «Выздоровление», а врач – дать рекомендации для сохранения здоровья.6Игра «Семья»Дети выступают в разных ролях: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сынок.Воспитатель даёт различные задания, связанные с общением членов семьи:Мама уговаривает сына кушать кашу.Папа и дедушка обсуждают, как починить машину.Бабушка и дедушка выбирают, какие подарки подарить детямДочка уговаривает папу включить ей мультфильмы.7Игра «В зоопарке»Оборудование: мягкие игрушки в виде животныхВоспитатель предлагает детям ненадолго стать животными в зоопарке, а также работниками зоопарка, которые ухаживают за животными. При этом они разыгрывают следующие ситуации:Пингвин «поссорился» с уткой. Их необходимо успокоить.Лев съел много конфет, и у него болит живот. Работник зоопарка уговаривает его не бояться врача, который к нему уже едет.Тигр хочет спать, а медведь в это время ведёт себя шумно. Работникам зоопарка необходимо устранить проблему.8Игра «Барбоскины»Оборудование: ноутбук, детали костюмов.В этой игре дети выступят в роли своих любимых персонажей мультфильма «Барбоскины» (Лиза, Роза, Генка, Дружок, Малыш, Мама, Папа, Тимоха). Педагог включает ноутбук и показывает детям фрагменты из мультфильма «Барбоскины». Затем дети разыгрывают по ролям эти фрагменты. По ходу игры педагог включает в неё различные креативные задания.9Игра «Парикмахерская»Оборудование: наборы «Парикмахер»Дети делятся на пары. В каждой паре есть парикмахер и клиент. Клиент должен объяснить, какую причёску ему сделать. Парикмахер даёт свои рекомендации и уточняет пожелания.10Игра «Колобок»Дети выступают в роли героев сказки «Колобок». Действие в игре происходит по сюжету сказки.11Игра «Соберём Золушку на бал»Оборудование: кукла, одежда для куклы.Дети выступят в роли стилистов. Им необходимо подобрать самые красивые наряды для куклы. При этом они обсуждают совместно свои решения. 12Игра «Лиса и заяц»Действие происходит в лесу. Ребята предстают в роли зверей. Им нужно выбрать царя леса. На эти роли претендуют лиса и заяц. Лиса и заяц выступают перед другими зверями и доказывают, почему именно они должны стать царём. Остальные задают им вопросы.13Игра «Строители»Оборудование: деревянный конструктор. Дети выступают в роли строителей. Они совместными усилиями должны построить многоэтажный дом для кукол и представить его.14Игра «Цветик-семицветик»Оборудование: бумажный цветок «Цветик-семицветик»Дети по очереди срывают по лепестку и говорят, кем бы они хотели стать. После этого педагог предлагает представить детям, что они уже стали теми, кем хотят, и выступить перед товарищами в этих ролях. 15Игра «Театр»Оборудование: ноутбук, детали костюмов.Педагог показывает детям фрагмент мультфильма «Кот в сапогах». Затем предлагает им поиграть в театр. Дети предстают в роли артистов этого театра. Педагоги становятся зрителями. Дети разыгрывают перед педагогами спектакль «Кот в сапогах». Каждый предстаёт в своей роли. По ходу игры педагог может включать в неё кретивные задания.

Список литературы

1. Аветисян, Н. К. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 218-22
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.
4. Беспалова, Н. Р. Использование арт-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии речи // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 2074-2077.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.
8. Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
11. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
12. Гуцу, Е. Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1549.
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-Мансийск, 2014. С. 49-57
15. Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2012
16. Калинина, К. М. Взгляды исследователей на развитие связной речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 79-80.
17. Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов н/д, 2004. – 28 с.
18. Криницкая, О. И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 229-232.
19. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.
20. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
21. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. – М, «Гном и Д», 2000
22. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
23. Некрасова, Ю. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе подготовки учебной деятельности // Педагогические традиции в развитии современной личности. Сборник научных трудов. Елец, 2018. С. 89-92.
24. Николенко, Л. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью сказок в работе воспитателя // ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. 2014. С. 313-317.
25. Носенко, Н. П. Использование физкультурных минуток на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2011. С. 122-123.
26. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
27. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
28. Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 2002
29. Севостьянова, Е. С. Современное состояние проблемы использования дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 174-179.
30. Серебренникова, М. В. Развитие образного строя речи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. № 2 (107). С. 44-48.
31. Скворцова, М. Л. Игры и игрушки из дерева в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 473-476.
32. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
33. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 6-17.
34. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.—288 с.
35. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 22.09.2019
36. Черемных, Н. В. Игровые технологии в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2013. № 1. С. 263-269.
37. Чулкова, А. В. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Одесса, 1994
38. Эльконин, Б.Д., Островерх, О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.
39. Яшина, В. И., Алексеева, М. И. Теория и методика развития речи детей. - под общ. ред. В. И. Яшиной. —4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —448 с. —(Сер. Бакалавриат).

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности свойственны старшим дошкольникам?

Старшие дошкольники отличаются от младших своей способностью к более сложным формам мышления, развитой самооценкой и способностью к саморегуляции. Они также проявляют больший интерес к социальному окружению и сами становятся активными участниками взаимодействия с другими людьми.

Какие особенности формирования коммуникативных способностей в дошкольном детстве?

В дошкольном возрасте формирование коммуникативных способностей происходит в тесной связи с развитием ребенка в целом. Дети активно познают окружающий мир через общение с другими людьми и игровую деятельность. Важно создать для детей благоприятные условия для развития и совершенствования их коммуникативных навыков.

Чем сюжетно-ролевые игры способствуют формированию коммуникативных способностей старших дошкольников?

Сюжетно-ролевые игры являются одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ходе игры дети не только развивают свою речь и способность слушать, но и учатся сотрудничать с другими детьми, решать конфликты и выражать свои мысли и чувства.

Какие еще методы помимо игры могут использоваться для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста?

Помимо игры, для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста могут использоваться различные методы, такие как чтение книг, аудирование аудиозаписей, проведение дискуссий и др. Важно использовать разнообразные подходы и методики, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Какие особенности характерны для старших дошкольников?

Старшие дошкольники в отличие от младших уже обладают более развитыми коммуникативными способностями и могут легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Они активно интересуются окружающим миром, стремятся к самостоятельности и проявляют большую активность в играх.

Какие особенности связаны с формированием коммуникативных способностей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте формируются коммуникативные способности, такие как умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Важна роль семьи и взрослых в поддержке развития коммуникативных навыков у детей.

Какая роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных способностей старших дошкольников?

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Во время таких игр дети общаются, выражают свои мысли и эмоции, учатся сотрудничать и решать конфликты. Они также развивают воображение и творческие способности.

Какие характеристики сюжетно-ролевых игр помогают развивать коммуникативные способности детей?

Сюжетно-ролевые игры характеризуются свободой действий и высоким уровнем взаимодействия между детьми. В таких играх дети могут активно общаться, выражать свои мысли и чувства, сотрудничать и решать проблемы вместе. Это способствует развитию и совершенствованию коммуникативных навыков.

Какие выводы можно сделать из статьи?

Из статьи можно сделать вывод, что развитие коммуникативных способностей старших дошкольников на основе сюжетно-ролевой игры является важной и эффективной педагогической практикой. Такие игры способствуют развитию речи, социальных навыков и творческого мышления детей. Родители и педагоги играют важную роль в поддержке развития коммуникативных способностей у детей.

Какие особенности у старших дошкольников в психолого-педагогическом плане?

Старшие дошкольники находятся на стадии своего психологического и педагогического развития, которая характеризуется определенными особенностями. В этом возрасте дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру, становятся самостоятельными и инициативными. Они активно развивают свои коммуникативные способности и готовы к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.

Какие особенности существуют в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста?

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. На этом этапе развития дети уже обладают определенным словарным запасом и могут формировать предложения. Они начинают использовать язык не только для удовлетворения своих потребностей, но и для общения с другими людьми. Важно создать благоприятную атмосферу для развития коммуникативных навыков, а сюжетно-ролевая игра является одним из эффективных способов этого формирования.