Мотивация и деятельность.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 22 22 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 06.06.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Мотивация различных видов деятельности
Глава 2. Мотивация и эффективность деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Оказалось, что люди, которые первоначально занижали свои возможности, выбирали более легкие или самые сложные задачи, а те, кто оценивал свои возможности адекватно, выбирали преимущественно задачи среднего уровня сложности, но готовы были отступить от «золотой середины», если задачи казались им слишком лёгкими или сложными.
Мотивация достижения и избегания неудач представляет собой довольно устойчивую мотивационную тенденцию личности. Мотивация достижения проявляется как потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация избегания неудач, напротив, связана со стремлением человека избегать тех ситуаций, в которых, как он полагает, велика вероятность провала. Эти тенденции формируются в течение жизни человека, прежде всего, под влиянием стиля семейного воспитания. Их основу составляют ассоциации, связывающие поведение ребёнка и его переживания: если ребёнок часто получает поощрения за свои успехи, то вероятность формирования мотивации достижения усиливается, и наоборот (См. приложение, табл. 1).
Сформировавшись, мотивация достижения или избегания неудач начинает действовать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».
В эксперименте Р. Вайзмана участвовали две группы людей: те, которые считали себя счастливчиками, и те, которые считали себя неудачниками. Каждый участник получал толстую газету и задание сосчитать точное количество фотографий в ней. Одна из страниц этой газеты была смоделирована учёным, и вместо банального рекламного объявления в неё был вмонтирован текст размером в полстраницы: «Скажите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите награду в 250 фунтов!» Ни один из испытуемых, заявивших о своей невезучести, не заметил этого объявления, поскольку все они были заняты строгим выполнением инструкции – подсчетом фотографий. А большинство «везунчиков» подтвердили свою удачливость.
Эффект «самоподтверждающегося пророчества» в этом случае основан на том, что удача – это не простое стечение обстоятельств, но еще и умение ими воспользоваться. Люди с мотивом избегания неудач часто оказываются «закрыты» для благоприятных возможностей.

Заключение
В психологии в связи с нуждами практики особое внимание уделяется учебной, профессиональной и спортивной деятельности.
Учебная деятельность занимает практически весь период становления личности человека и по праву является одним из центральных предметов исследования возрастной и педагогической психологии. Её эффективность во многом обусловлена теми мотивами, которые заложены в её структуре.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Американский психолог Б.Дж. Кретти (1978) среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха – это один из мощных мотивов спортивной деятельности;
стремление к совершенству;
повышение социального статуса;
потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
получение материальных поощрений.
Сила и активность мотивации выражаются в степени её влияния на направление деятельности и её успех. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определённого предела, с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении лёгких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при её низком и среднем уровне.
Список используемой литературы
Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб.: Речь, 2002.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.: ил.
Майерс Д. Психология. – Минск, 2001.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
Психология, под ред. А.А. Крылова. – М.: ТК Велби, 2008. – 752 с.
Степанов С.С. Формула удачи // Школьный психолог. – 2005. - № 6.
Степанова М.А. Замкнутый круг мотивации // Школьный психолог. – 2000. - № 9.
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001.
Приложение




Рис. 1. Закон Йеркса–Додсона (1 – трудные задачи; 2 – средние задачи; 3 – легкие задачи)


Критерии сравнения Мотивация достижения Мотивация избегания неудач Ситуация достижения Активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и умений. Готовы принимать личную ответственность за исход ситуации. Избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций Избегают подобных ситуаций, а если попадают в них, то пассивно подчиняются их требованиям. Избегают ответственности. Иногда идут на неразумный риск Выбираемые цели деятельности Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех при достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку Ставят перед собой очень легкие или трудные цели, успех или неуспех не влияет на самооценку Характер действий по достижению целей Настойчивы и упорны в реализации своих целей, самостоятельно достигают их, используя различные способы и меняя стратегии в случае необходимости В случае постановки реалистичных целей склонны к поиску помощи или использованию однозначных стратегий. В случае нереалистичных целей могут отказаться от их достижения Результат действий Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи несколько снижают трудность задачи, в случае успеха – повышают Более эффективны в достижении легких целей и менее – целей средней сложности. После неудачи выбирают более сложную цель, после успеха – легкую Отношение к оценке окружающих Стремятся к обратной связи, используют ее для улучшения деятельности Избегают обратной связи, боятся критики Самооценка и атрибуция причин Самооценка устойчива. Успехи приписывают себе, неудачи склонны списывать на обстоятельства («адаптивная интернальность») Неадекватная, неустойчивая самооценка. Успех оценивается как стечение обстоятельств, неудача – как подтверждение собственной несостоятельности Планирование временной перспективы Умеренная ориентация на будущее Узкое планирование будущего либо глобальная постановка жизненных целей Причины формирования Родители и педагоги оказывают помощь в развитии, поощряют самостоятельность Родители и учителя действуют методом запретов и разрешений
Таблица 1.1 Особенности людей с мотивацией достижения успеха и избегания неудач
Психология, под ред. А.А. Крылова. – М.: ТК Велби, 2008. – С. 131 – 132.
Там же. – С. 132.
Психология, под ред. А.А. Крылова. – М.: ТК Велби, 2008. – С. 132.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – С. 252.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 201.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – С. 255.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 202.
Там же. – С. 202.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 202 – 203.
Степанова М.А. Замкнутый круг мотивации // Школьный психолог. – 2000. - № 9.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – С. 270.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 203.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 203 – 204.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 204 – 205.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 205.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – С. 299.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 205.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 206.
Майерс Д. Психология. – Минск, 2001.
Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб.: Речь, 2002.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 206.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 206 – 207.
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 206 – 207 – 208.
Степанов С.С. Формула удачи // Школьный психолог. – 2005. - № 6.
Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – С. 207.












22

Список используемой литературы
1.Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб.: Речь, 2002.
2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.: ил.
3.Майерс Д. Психология. – Минск, 2001.
4.Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
5.Психология, под ред. А.А. Крылова. – М.: ТК Велби, 2008. – 752 с.
6.Степанов С.С. Формула удачи // Школьный психолог. – 2005. - № 6.
7.Степанова М.А. Замкнутый круг мотивации // Школьный психолог. – 2000. - № 9.
8.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001.

Вопрос-ответ:

Какие виды деятельности могут быть мотивированы?

Виды деятельности, которые могут быть мотивированы, очень разнообразны. Это может быть работа, учеба, спорт, хобби, творческая деятельность и многое другое.

Как мотивация влияет на эффективность деятельности?

Мотивация играет важную роль в эффективности деятельности. Когда человек мотивирован, он более настроен на достижение цели, более сосредоточен, старается сделать больше и лучше. Таким образом, мотивация может значительно повысить эффективность деятельности.

Какие задачи выбирают люди с разной оценкой своих возможностей?

Люди, которые занижают свои возможности, обычно выбирают более легкие или самые сложные задачи. Те, кто оценивает свои возможности адекватно, преимущественно выбирают задачи среднего уровня сложности, но могут отступить от золотой середины, если задача кажется слишком легкой или сложной.

Как мотивация влияет на выбор задач?

Мотивация может влиять на выбор задач. Если человек мотивирован, то он будет склонен выбирать более сложные задачи, чтобы посмотреть, на что способен. Однако, если задача кажется слишком сложной, человек может отступить от нее из-за страха не справиться. С другой стороны, если задача кажется слишком легкой, человек может выбрать более сложную задачу, чтобы испытать себя.

Какая литература может быть полезна для изучения мотивации?

Для изучения мотивации полезно ознакомиться с работами таких авторов, как Дэниел Пинк, Джо Пелетье, Эдвард Деи, Ричард Декер и других. Они исследовали мотивацию в различных сферах деятельности и представили свои выводы и рекомендации в своих книгах.

Какие виды деятельности могут быть мотивированы?

Мотивация может быть применена к широкому спектру деятельности, включая работу, учебу, спорт, творчество, проекты и многое другое.

Как мотивация влияет на результативность деятельности?

Мотивация имеет сильное влияние на результативность деятельности. Когда люди мотивированы, они более преданы и сосредоточены на достижении поставленных целей, что увеличивает их эффективность в выполнении задач и достижении успеха.

Как оценка собственных возможностей влияет на выбор задачи?

Оценка собственных возможностей может влиять на выбор задачи. Люди, которые занижают свои возможности, могут выбрать более легкие или самые сложные задачи. Те, кто оценивает свои возможности адекватно, обычно выбирают задачи среднего уровня сложности, но могут отклониться от "золотой середины", если задача кажется им слишком легкой или слишком сложной.