менеджмент
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной отрасли экономики 5
1.1. Понятие и сущность инноваций в экономике 5
1.2. Значение инноваций в экономике страны 8
Глава 2. Анализ состояния инновационной экономики и ее поддержки со стороны государства в РФ 13
2.1 Оценка состояния и развития инноваций в экономике РФ 13
2.2. Проблемы в развитии инновационной экономики России 17
2.3. Совершенствование условий развития инновационной экономики РФ 19
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Среди функций МИИПМП можно выделить основные:- стимулирование инновационной деятельности, -инвестирование и финансирование, -информационное обеспечение, -техническое консультирование, -лизинговые операции, -обеспечение комфортного правового поля, -правовая защита, в частности защита интеллектуальной собственности, -поддержка в участии в государственных и муниципальных закупках, обучение и переподготовка кадров, бухгалтерское сопровождение, обеспечение экспортно-импортных операций . Реализация механизма осуществляется посредством включения ряда инструментов: нормативно-правовых, программно-целевых, финансово-экономических и организационно-технических. МИП могут успешно развиваться в той стране, где создано благоприятное правовое поле. В России оно определяется рядом нормативных актов: Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжением «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Организационно-техническая составляющая МИИПМП состоит из технопарков, промышленных парков, бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов, испытательных центров и центров коллективного пользования, прототипирования, метрологии, а также испытательных, инжиниринговых, нанотехнологических центров. Неотъемлемой частью технического обеспечения являются Особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технологические платформы и др.Среди фондов и организаций с государственным участием поддержку малому бизнесу оказывают Российская венчурная компания, РОСНАНО, ВЭБ Инновации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд содействия инновациям, Центр разработки и коммерциализации новых технологий, Фонд развития Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ), Фонд перспективных исследований (ФПИ), Российский фонд технологического развития, МСП Банк, Росинфокоминвест, Ассоциация инновационных регионов России. Программно-целевыми инструментами являются: постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы», программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы, стратегия научно-технологического развития РФ, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Государственные программы РФ, такие как «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество (2011-2020 годы)» и др. Финансово-экономическими инструментами МИИПМП выступают льготное налогообложение, предоставление кредитов по пониженным ставкам и гарантий, лизинговые операции, микрофинансирование и др. Определив элементы МИИПМП, можно заключить, что он представляет собой комплекс социально-экономических отношений, возникающих в ходе осуществления инновационных процессов между государством, бизнесом, наукой и образованием с целью создания условий для реализации, приведения в действие инновационного потенциала МИП и доведения инновационного продукта (услуги) до состояния коммерциализации. Таким образом, предлагаемый автором МИИПМП позволяет объединить в единое целое существующие разрозненные элементы инновационной инфраструктуры.Следующим этапом в построении механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является оценка его результативности. В качестве показателей оценки предлагается использовать такие значения:- доля МИП в общей численности предприятий;- доля МИП в числе МП; -доля МИП, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций, доля МИП, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций; доля затрат МИП на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг);- доля МИП, осуществлявших экологические инновации; -доля инновационных товаров, работ, услуг МИП в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг); -доля инвестиций МИП. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства позволяет формировать условия не только для создания малых инновационных предприятий, но и для их дальнейшего устойчивого развития и раскрытия инновационного потенциала. Перспективы развития инновационной политики во многом будут зависеть от методологии формирования условий поддержки малых инновационных предприятий, от снятия существующих барьеров их формирования. ЗаключениеРазвитие мировой экономики является естественным процессом, результатом научно-технического прогресса. Возникновение новых технических и технологических идей, процессов разработки, создания, продвижения на рынок новых продуктов является результатом исследования окружающего пространства, выявления новых потребностей, понимания тенденций развития общества. Сегодня процесс проведения исследований рыночных потребностей, разработки и внедрения новых продуктов становится все более динамичным, требующим многократно более значительных усилий всех участников рыночных отношений. В настоящее время инновации рассматриваются как важнейшее условие модернизации экономики странами с различным уровнем развития, различным политическим устройством, социальным и культурным уровнем. Уже наступил период, когда традиционные технологии исчерпали свой потенциал, и необходимо переходить на новый уровень экономического развития, новый уровень техники и технологий. Инновации стали вектором, важнейшим целевым индикатором экономического развития, что фактически определено в стратегических документах развития мировых экономических систем, причем не, только в формате качественных целей, но и в формате конкретных количественных показателей. Это является стимулом для инновационной активности, как для государственных структур, так и для частного бизнеса, аргументом для проведения исследований и внедрения разработок.Для трансформационных процессов в России характерны увеличение роли стихийных факторов, слабый уровень управления и непредсказуемость результатов, и как следствие, возникновение кризисных условий, потеря внушительной доли научно-технического и производственного потенциала, преобладание доминирующего количества импортных товаров на отечественном рынке. К факторам, оказывающим сдерживающее воздействие на развитие научно-технического прогресса в трансформационной экономике России могут быть отнесены необходимость диверсификации экономики, трансформации науки, внедрения новых конкурентоспособных технологий, комплексной механизации и автоматизации производственного процесса, проблемы импортозамещения и импортозависимости в условиях санкций. Основным тормозом для инновационного развития экономики является отсутствие скоординированной системы, охватывающей все заинтересованные структуры: государственный сектор, частные компании, образовательные учреждения, общественные организации. Для преодоления этой разобщенности необходимо сформировать механизм управления инновационными процессами, основная роль в котором принадлежит государственной поддержке и стимулированию инновационно-ориентированного развития компаний. Прежде всего, это финансовая и правовая поддержка инновационной деятельности в приоритетных отраслях экономики. Целенаправленная поддержка инноваций требует совместных усилий правительства, министерств и ведомств, ориентированных не только на поддержку ведущих промышленных предприятий, но и на развитие инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса. Инновации, как правило, связаны с повышенным уровнем риска и при этом требуют серьезных финансовых вложений, что вызывает необходимость активизации финансовых структур. Необходима прямая государственная поддержка венчурных проектов, поскольку частные компании не проявляют необходимого желания финансировать рискованные проекты в условиях турбулентной рыночной среды. Приоритетным направление отечественной государственной экономической политики должны стать инновации. Целенаправленное и комплексное продвижение экономики страны к их масштабному развитию и использованию позволит решить глобальные экономические проблемы и вывести страну на новый уровень развития, сопоставимый с уровнем передовых стран мира.Таким образом, освоение достижений НТП и проведение грамотной инновационной политики является важнейшим вектором трансформации экономики Российской Федерации в целях преодоления кризиса и стабилизации.Список использованной литературыФедеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // ГАРАНТ:http://base.garant.ru/Федеральныйзаконот29.07.2017N216-ФЗ"Обинновационныхнаучно-технологическихцентрахиовнесенииизмененийвотдельныезаконодательныеактыРоссийскойФедерации"//ГАРАНТ:http://base.garant.ru/РаспоряжениеПравительстваРФот08.12.2011N2227-р «ОбутвержденииСтратегииинновационногоразвитияРоссийскойФедерации на период до 2020 года» //ГАРАНТ:http://base.garant.ru/Глаголев С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России. Монография / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, В.В. Моисеев– М.: Директ-Медиа, 2014. 425 сЕферина, Т. В. [и др.]. Системные барьеры развития инновационного бизнеса в России / Т. В. Еферина, Н. Н. Кочкина, В. О. Лизунова, Д. В. Просянюк // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 2. – С. 49–71.,Канина Ю.С. Инновация и инновационная деятельность: теоретико-правовой анализ сущности и содержания // Актуальные проблемы государства и права. – 2018. - №7. – с 34-44Киреев А.С. Формирование эффективной инновационной политики государства // Научный журнал. – 2017. - № 10 (23). – с. 116-119Корчагина М.В. Мухиддинов К.С. Риски инновационных проектов // экономика и экология территориальных образований. – 2019. – том 3. - №2. – с. 52-56Махова Н.С. Роль научно-технического прогресса в развитии современного мирового хозяйства // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2019. - №11. – с. 56-60Мезенцев С.Д. Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. – том 25. - №9. – с. 70-78Милицкая А.О. Инновации – как фактор экономического развития России // Вестник современных исследований. – 2019. - № 1.5 (28). – с. 193-197Морковкин, Д. Е. Управление инновационным развитием экономики и интегрированной логистической системой в Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2018. – № 9-7 (20). – С. 40–45.Незговорова Д.М. Риски на этапе разработки инновационных проектов // Аллея науки. – 2019. – том 4. - № 1 (28) – с. 592-595Руденко Л.Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства // Вестник университета (государственный университет управления). – 2019. - №1. – с. 64-71Руденко Л. Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. – 2015. – № 5. – С. 75–80 Старкова Я.Д. Инновационная модель экономики России, как конструктивный потенциал экономики в условиях глобальной модернизации // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. - №6. – с. 16-21Суптело, Н. П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 4 (19). – С. 30–35.Инновации в России – неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс] // Центр по развитию инноваций McKinseyInnovationPractice, Июль, 2018 г. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashxМилославский И.С. Новизна с последствиями [Электронный ресурс] // Газета «Известия». 2009. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики[Электронныйресурс].Режимдоступа:URL:http://www.gks.ru/
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2. Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
4. Глаголев С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России. Монография / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, В.В. Моисеев– М.: Директ-Медиа, 2014. 425 с
5. Еферина, Т. В. [и др.]. Системные барьеры развития инновационного бизнеса в России / Т. В. Еферина, Н. Н. Кочкина, В. О. Лизунова, Д. В. Просянюк // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 2. – С. 49–71.,
6. Канина Ю.С. Инновация и инновационная деятельность: теоретико-правовой анализ сущности и содержания // Актуальные проблемы государства и права. – 2018. - №7. – с 34-44
7. Киреев А.С. Формирование эффективной инновационной политики государства // Научный журнал. – 2017. - № 10 (23). – с. 116-119
8. Корчагина М.В. Мухиддинов К.С. Риски инновационных проектов // экономика и экология территориальных образований. – 2019. – том 3. - №2. – с. 52-56
9. Махова Н.С. Роль научно-технического прогресса в развитии современного мирового хозяйства // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2019. - №11. – с. 56-60
10. Мезенцев С.Д. Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. – том 25. - №9. – с. 70-78
11. Милицкая А.О. Инновации – как фактор экономического развития России // Вестник современных исследований. – 2019. - № 1.5 (28). – с. 193-197
12. Морковкин, Д. Е. Управление инновационным развитием экономики и интегрированной логистической системой в Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2018. – № 9-7 (20). – С. 40–45.
13. Незговорова Д.М. Риски на этапе разработки инновационных проектов // Аллея науки. – 2019. – том 4. - № 1 (28) – с. 592-595
14. Руденко Л.Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства // Вестник университета (государственный университет управления). – 2019. - №1. – с. 64-71
15. Руденко Л. Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. – 2015. – № 5. – С. 75–80
16. Старкова Я.Д. Инновационная модель экономики России, как конструктивный потенциал экономики в условиях глобальной модернизации // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. - №6. – с. 16-21
17. Суптело, Н. П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 4 (19). – С. 30–35.
18. Инновации в России – неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс] // Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice, Июль, 2018 г. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx
19. Милославский И.С. Новизна с последствиями [Электронный ресурс] // Газета «Известия». 2009. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/