Система управления рисками - действенный механизм таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. АНАЛИЗ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 5
1.1. Система управления рисками в таможенном контроле 5
1.2. Применение системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля 8
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ 14
2.1.Основные проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах 14
2.2. Направления дальнейшего совершенствования системы управления 17
рисками 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
В связи с тем, что информационные издержки возникают в случае вероятности нарушения таможенного законодательства, способ их минимизации усматривается нами в повышении эффективности системы управления рисками. Отметим, что потенциал системы управления рисками позволяет повысить скорость таможенного декларирования, повысить качество оказания таможенных услуг, в том числе путем нейтрализации информационных издержек. Развитие потенциала системы управления рисками должно проходить в направлении повышения автоматизации системы управления рисками, а именно путем исключения автоматизированных профилей риска. При этом целесообразно осуществлять разработку исключительно автоматических профилей риска, выявление которых означает прямое указание для должностного лица его выявившего, к конкретному действию, минуя информационные издержки по поиску и анализу информации, необходимойдля принятия решения. Эффективная система управления рисками должна выступать в роли «сортера» деклараций на товары, осуществляющего сортировку товарных партий путем сопоставления информации, хранящейся в базах данных таможенного органа и информации, содержащейся в декларации на товары. В данном контексте система управления рисками несет все информационные издержки таможенного декларирования. Результативность контроля правильности классификации товаров и контроля таможенной стоимости с применением системы управления рисками подтверждается данными Федеральной таможенной службы. Согласно информации итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году принято 42 724 решения о классификации товаров, возбуждено 1854 дела об АП, проведено порядка 168 тысяч корректировок таможенной стоимости товаров [6]. Тенденции, которые связаны с усложнением структуры внешнеторгового оборота и деятельностью контрагентов при осуществлении внешнеторговых операций, вызвали потребность своевременного реагирования таможенными органами на любые нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Именно СУР все чаще и масштабнее стала использоваться таможенными органами для выявления этих правонарушений [2, с. 27]. Постоянное изменение внешней среды требует осуществления непрерывного мониторинга за областями риска. Именно поэтому вопросы, связанные с совершенствованием применения СУР, включаются в повестку дня заседаний совещаний и коллегий на различных уровнях системы таможенных органов [6, с. 2]. Сегодня СУР активно используется во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации. К примеру, в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) СУР была отведена отдельная глава [3, с. 386]. Современная СУР работает при помощи автоматизированных программных средств, которые на основе алгоритмов в массиве данных о товарах, транспортных средствах, которые перемещаются через таможенную границу, и лицах, пересекающих таможенную границу, выбирают поставки товаров с наибольшим уровнем риска. Информация об уровне, области риска и необходимых мерах по их минимизации содержится в профиле риска. Профиль риска - это электронный документ, определяющий параметры, согласно которым к каждому отдельно взятому товару следуетприменить ту или иную форму таможенного контроля, к примеру, таможенный осмотр или досмотр. Применение СУР основано на реализации принципа выборочности таможенного контроля. Это означает, что к товарам, в отношении которых не выявлено срабатывание профиля риска, будет применяться упрощенный контроль в документальной форме. Данный механизм позволяет минимизировать временные затраты и повысить эффективность таможенного контроля [9, с. 7]. Так, по итогам реализации СУР в 2017 году ФТС России в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением законодательства ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле утвердила 35140 профилей рисков. Результат их применения – дополнительно начисленных таможенных платежей (19,0 млрд. руб., было отказано и запрещено в отношении импорта / экспорта товаров 24, 304 и 12 556 решений, соответственно) [5, с. 79]. В таможенных органах стран – участниц ЕАЭС СУР создавались на принципах, предусмотренных Рамочными стандартами и рекомендациями ВТО, а также на опыте европейских государств по внедрению автоматизированных систем для выявления рисков. Сейчас их СУР развиваются автономно друг от друга с использованием разных программных средств. Единственным наднациональным документом, которым регламентировано функционирование СУР в рамках ЕАЭС, является Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [7]. Поэтому СУР находится в юрисдикции национальных таможенных органов стран – участниц ЕАЭС. Хотя в каждой стране – участнице ЕАЭС развитие СУР осуществляется в одинаковом направлении, его процессы самостоятельны на уровне, как использования программных средств, так и правового регулирования. Развитие СУР при ускоренном выпуске товаров основывается на использованиипередовых информационных таможенных технологий, что минимизирует влияние человеческого фактора. Но внедрить программные средства интеллектуальной оценки рисков в среднесрочной перспективе представляется возможным лишь в рамках пилотных зон, что обусловлено потребностью в совершенствовании программных средств. Современная СУР не автоматизирована на столько, чтобы исключить проверку таможенных документов должностными лицами. Поэтому невозможно сейчас и широкомасштабное использование технологии автоматического выпуска товаров. Программные средства не способны выявить все риски, которые могут быть выявлены в ходе анализа текстовых полей таможенных деклараций. Поэтому с уверенностью говорить о переходе к инновационному развитию таможенных органов можно будет лишь, после усовершенствования программных средств до такой степени, что они самостоятельно смогут проводить анализ информации и принимать решения о выпуске товаров при отсутствии рисков [10, с. 31].Подводя итог вышесказанному, отметим, что улучшить качество предоставления таможенных услуг возможно путем перераспределения информационных издержек с таможенного декларирования на этап после выпуска товаров либо на этап проведения серьезной аналитической работы, предшествующей разработке проекта профиля риска. Освобождение таможенного декларирования от информационных издержек позволит выпускать декларации на товары с более высокой скоростью, а также повысить эффективность таможенного контроля в связи с более детальным анализом информации в условиях отсутствия таких сжатых сроков как срок выпуска товаров.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрименение СУР - важная часть процесса совершенствования таможенного администрирования, гармонизации и повышения эффективности правоохранительной, регулятивной и фискальной деятельности таможенных органов. Чтобы повысить эффективность работы таможенных органов в управлении внешнеторговыми рисками в перспективе требуется развитие механизмов взаимодействия между таможенными органами ЕАЭС в сфере создания интеллектуальных систем оценки таможенных рисков на основе информации из единых баз данных. Информационные системы и технологии, которые сейчас применяются таможней, ушли настолько вперед, что нормы ТК ТС, которыми был предусмотрен бумажный документооборот, замедляли процессы в совершенствовании таможенного администрирования, а порой даже противоречили практике работы таможенных органов. Государственное регулирование в данной сфере включает таможенное регулирование, закрепленное в первую очередь, в ТК ЕАЭС. Развитие IT и применение электронного таможенного декларирования товаров в таможенной сфере – один из главных вопросов ТК ЕАЭС. По мнению его создателей, к 2020 году субъекты хозяйствования станут общаться с таможенными органами только в электронной форме. Предполагается, что половина товаров после автоматической проверки при помощи СУР будет автоматически выпускаться за 10-15 минут без участия должностных лиц таможенных органов. ТК ЕАЭС принесет изменения в таможенный контроль, а, следовательно, и СУР. Так, согласно ТК ЕАЭС, «таможенный контроль» – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. По сравнению с ранее действующим законодательством из определения таможенного контроля исключено прямое упоминание СУР. Теперь ей посвящена отдельная глава ТК ЕАЭС. Активное использование СУР в рамках ЕАЭС будет способствовать снижению временных затрат на таможенный контроль, повысит его результативность. В конечном итоге экономическая безопасность каждой страны будет поддерживаться на гораздо более высоком уровне. Анализ положений ТК ЕАЭС, направленных на регулирование применения СУР, показывает, что в нем содержатся современные трактовки понятий таможенного контроля и СУР. Кодекс вступил в силу только с 2018 года, поэтому говорить об их влиянии на дальнейшее развитие таможенного администрирования еще рано. Оно будет видно по прошествии более длительного периода применения новых норм на практике. На сегодняшний день приоритетные направления дальнейшего развития СУР: - совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов; - категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства. Таким образом, для совершенствования сложившейся к настоящему времени системы таможенного администрирования СУР необходима современная система, базирующаяся на «искусственном интеллекте», не зависящая от человеческого фактора. Уход от решений должностных лиц в ходе аналитической работы и осуществления государственного контроля таможенными органами будет способствовать повышению эффективности внешнеторговой деятельности и снижению коррупционных проявлений. В ходе совершенствования СУР открываются огромные возможные, которые переоценить сложно. Использование новых подходов, мирового опыта и незадействованных ранее резервов одновременно с применением самых передовых технологий – это реальный шанс кардинального повышения качества и эффективности таможенного контроля в рамках ЕАЭС.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКТаможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017): (ред. от 01.01.2018). URL: http://www.consultant.ru Приказ ФТС России от 20.05.2016 № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» URL: http://www.consultant.ru. 3Приказ Федеральной таможенной службы России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» URL: http://www.consultant.ruПриказ ФТС России от 11.04.2016 № 731 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».Афонин П.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 266 с. Бойко А.П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: дис. канд. экон. наук. М., 2008. 151 с. Ершов А.Д., Завьялова О.В. Система управления рисками в таможенном деле: учебник / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2013. 401 с. Ершов А.Д. Проблемы формирования системы управления рисками в таможенной службе России // Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А.Д. Ершов // Материалы докладов международной научно-практической конференции. – СПб.: РИО СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2005 Кондрашова В.А. Управление рисками при осуществлении таможенных операций с товарами, ввозимыми на территорию Таможенного союза: дис. канд. экон. наук. М., 2013. – 129 с. Концепция развития таможенных органов РФ до 2020 г. (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 224 с.;Петряшов Д. Информационные издержки в системе понятий экономической науки // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 1. С.184-187. Козырев В.М. Институционализм – важнейшее направление современной экономической теории // Вестник РМАТ. 2014. № 1. С. 37-53.Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 441-443. Теоретические основы применения системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: научно-методическое пособие/ Е.Г. Анисимов, Р.Ф. Арсланов и др. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 284 с.
2. Приказ ФТС России от 20.05.2016 № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» URL: http://www.consultant.ru. 3
3. Приказ Федеральной таможенной службы России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» URL: http://www.consultant.ru
4. Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».
7. Афонин П.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 266 с.
8. Бойко А.П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: дис. канд. экон. наук. М., 2008. 151 с.
9. Ершов А.Д., Завьялова О.В. Система управления рисками в таможенном деле: учебник / А.Д. Ершов, О.В. Завьялова. СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2013. 401 с.
10. Ершов А.Д. Проблемы формирования системы управления рисками в таможенной службе России // Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А.Д. Ершов // Материалы докладов международной научно-практической конференции. – СПб.: РИО СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2005
11. Кондрашова В.А. Управление рисками при осуществлении таможенных операций с товарами, ввозимыми на территорию Таможенного союза: дис. канд. экон. наук. М., 2013. – 129 с.
12. Концепция развития таможенных органов РФ до 2020 г. (Документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 224 с.;
14. Петряшов Д. Информационные издержки в системе понятий экономической науки // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 1. С.184-187.
15. Козырев В.М. Институционализм – важнейшее направление современной экономической теории // Вестник РМАТ. 2014. № 1. С. 37-53.
16. Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 441-443.
17. Теоретические основы применения системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: научно-методическое пособие/ Е.Г. Анисимов, Р.Ф. Арсланов и др. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 284 с.
Вопрос-ответ:
Что такое система управления рисками в таможенном контроле?
Система управления рисками в таможенном контроле - это механизм, который позволяет таможенным органам эффективно и эффективно осуществлять контроль за перемещением товаров через границу. С помощью системы управления рисками проводится анализ и оценка потенциальных рисков и принимаются меры по минимизации этих рисков.
Как применяется система управления рисками в таможенном контроле?
Система управления рисками в таможенном контроле применяется на разных этапах таможенной процедуры. Сначала проводится анализ и оценка рисков, затем определяются приоритеты по контролю, исходя из уровня риска. Далее принимаются меры для минимизации риска, например, углубленный физический или документарный контроль товаров. Все эти шаги помогают улучшить качество таможенного контроля и уменьшить вероятность незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Какие проблемы возникают при применении системы управления рисками в таможенных органах?
Одной из проблем при применении системы управления рисками в таможенных органах является необходимость анализа большого объема информации и принятия решений в короткие сроки. Также возникают сложности с определением и оценкой рисков, особенно если речь идет о новых или непредсказуемых видов преступности. Еще одной проблемой является недостаток квалифицированных специалистов, которые могут правильно провести анализ и оценку рисков.
Каким образом система управления рисками влияет на качество таможенного контроля?
Система управления рисками позволяет повысить качество таможенного контроля, так как позволяет более эффективно и точно определить потенциальные риски и принять меры для их минимизации. Путем анализа и оценки рисков можно определить наиболее подозрительные грузы или транспортные средства и провести более углубленный контроль. Это позволяет выявить больше нарушений и предотвратить незаконные действия в сфере таможенного контроля.
Какая роль играет система управления рисками в таможенном контроле?
Система управления рисками играет ключевую роль в таможенном контроле, позволяя таможенным органам эффективно оценивать и управлять рисками, связанными с прохождением грузов через границу. Она помогает выявить потенциальные нарушения и фокусировать усилия на проверке наиболее рискованных грузов и лиц.
Как применяется система управления рисками при осуществлении таможенного контроля?
При осуществлении таможенного контроля система управления рисками используется для определения уровня риска каждого груза или лица, проходящего через границу. Она основывается на анализе различных факторов, таких как история предыдущих нарушений, оценка декларации и другие параметры. На основе этих данных таможенные органы могут выделить наиболее рискованные грузы для более тщательной проверки.
Какие проблемы возникают при применении системы управления рисками в таможенных органах?
Одной из основных проблем при применении системы управления рисками является недостаток качественных данных для анализа. Также возникают сложности в подборе эффективных моделей и алгоритмов для оценки рисков. Кроме того, важно обеспечить сотрудникам таможенных органов достаточное обучение и поддержку для работы с системой управления рисками.
Какие результаты показывает анализ применения системы управления рисками при таможенном контроле?
Анализ применения системы управления рисками при таможенном контроле показывает положительные результаты. Во-первых, усиление таможенного контроля и снижение рисковых ситуаций. Во-вторых, повышение эффективности и производительности таможенных органов. И наконец, снижение незаконного перемещения товаров через границу и борьбу с контрабандой.
Какова цель системы управления рисками в таможенном контроле?
Целью системы управления рисками в таможенном контроле является обеспечение более эффективной и безопасной работы таможенных органов. Она способствует более точной и своевременной идентификации рисков и принятию соответствующих мер для их управления. Главная задача - обеспечить безопасность границы и предотвратить незаконные операции с товарами.
Что такое система управления рисками в таможенном контроле?
Система управления рисками в таможенном контроле - это механизм, который позволяет таможенным органам эффективно и эффективно управлять рисками, связанными с перемещением товаров через границу. Она включает в себя различные инструменты и методы для идентификации, анализа и управления рисками.
Как система управления рисками помогает в таможенном контроле?
Система управления рисками позволяет таможенным органам определить потенциальные риски и уровень угрозы в отношении пересылаемых товаров. Она позволяет фокусироваться на наиболее рискованных грузах и контролировать их более тщательно, что повышает эффективность таможенного контроля и помогает предотвратить незаконное перемещение товаров через границу.
Какие проблемы возникают при применении системы управления рисками в таможенных органах?
Возникают различные проблемы при применении системы управления рисками в таможенных органах. Одна из основных проблем - это ограниченные ресурсы, так как контроль и проверка каждой отправки товаров требует значительного количества времени и ресурсов. Кроме того, существует проблема неполной или неправильной информации о товарах, что может затруднить определение риска. Также имеется проблема взаимодействия между различными таможенными органами и странами при обмене информацией о рискованных грузах.