Коррупция в политике современной России: причины и противодействие
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 31 + 31 источник
- Добавлена 13.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика феномена коррупции 5
1.1. Понятие и сущность коррупции в российской правовой науке и законодательстве 5
1.2. Классификация коррупционных проявлений 10
Глава 2. Законодательный аспект борьбы с коррупцией в Российской Федерации на современном этапе 16
2.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по борьбе с коррупцией 16
2.2. Роль и значение права в противодействии коррупции 20
Глава 3. Принятые меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Кемеровской области………………………………………………24
Заключение 27
Список литературы 29
Судьи разъяснили большое количество правовых норм, касающихся борьбы со взяточничеством, но упустили важный момент: отсутствует "разъяснение содержания такого признака, как получение взятки/Дача взятки/Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия)" (ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 291, ч. 2 ст. 291.1 УК РФ). Это обстоятельство негативно сказывается на правоприменительной практике, которая не всегда придает значение установлению данного признака.В заключение следует отметить, что в настоящее время искоренить коррупцию невозможно, несмотря на то, что в государстве существует большое количество законов и нормативных актов по противодействию коррупции. Однако важную роль в этой борьбе играет закон, поскольку благодаря правовому влиянию к ответственности привлекается большое количество лиц, виновных в совершении деяний коррупционного характера.Важно системно двигаться к этой цели и переоценивать общественную опасность тех квалификационных признаков, которые законодатель придал отдельным коррупционным преступлениям в Уголовном кодексе Российской Федерации.Глава 3. Принятые меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Кемеровской областиУправление по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Кемеровской области ежеквартально проводит анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе связанных с получением подарков отдельными категориями лиц., выполнение иных оплачиваемых трудовых обязанностей по уведомлению о происшествиях с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений осуществляется на основании данных мониторинга реализации мероприятий по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области по форме, разработанной Управлением Президента Российской Федерации по противодействию коррупции, а также путем анализа и проверки достоверности полученной информации.Все выявленные случаи возможного конфликта интересов рассматриваются на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц Кемеровской области и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия по соблюдению требований к служебному поведению работников).По итогам 2019 года в Кемеровской области действуют 238 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников.Существует положительная тенденция эффективной работы этих комиссий, которая выражается в следующем:количество заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников за отчетный период сократилось на 31,93% по сравнению с предыдущим отчетным периодом (за 2018 год количество заседаний-238, за 2017 год количество заседаний-162);численность работников, в отношении которых комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников рассмотрели материалы антикоррупционных проверок, увеличилась в отчетном периоде в 1,5 раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом (за 2016 год численность работников – 202 человека) и составила 04 сотрудника;количество нарушений, выявленных комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению работников за отчетный период, увеличилось в 1,48 раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом (за 2016 год количество выявленных нарушений составило 105) и составило 155 нарушений. Таким образом, эффективность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников в отчетном периоде в части выявления нарушений увеличилась в 2,18 раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом;количество работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников, увеличилось в отчетном периоде на 10,64% по сравнению с предыдущим отчетным периодом (2016 год – 94 работника) и составило 104 работника. Таким образом, эффективность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников в отчетном периоде с точки зрения количества привлеченных к дисциплинарной ответственности работников по результатам проведенных заседаний увеличилась в 1,64 раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом.Результаты работы с обращениями граждан (были ли обращения по вопросам коррупции, какие меры были приняты по ним, что выявил анализ поступивших обращений)В 2019 году в администрацию Кемеровской области поступило 98 жалоб на коррупцию, что на 24% меньше, чем в прошлом году (129).Информация о фактах коррупции в исполнительных органах государственной власти Кемеровской области содержалась в 12 обращениях, рост составил 71% (7), в органах местного самоуправления – в 33 обращениях, их количество снизилось на 46% (61).Наибольшее количество обращений по поводу коррупционных нарушений в исполнительные органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления было направлено гражданами по обычной и электронной почте-27 (60% от их общего числа), в форме электронного документа-15 (33%).1 обращение поступило по телефону к губернатору Кемеровской области, 2 обращения были рассмотрены на личном приеме граждан.Кроме того, в администрацию Кемеровской области поступили обращения, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях в других государственных органах и государственных организациях различных форм собственности.Значительная доля жалоб на коррупцию поступила в муниципальные организации (13%) и в правоохранительные органы (12%).В соответствии с законодательством Российской Федерации все обращения граждан регистрируются и направляются на рассмотрение губернатору Кемеровской области, заместителям губернатора Кемеровской области, руководителям исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, главам муниципальных образований Кемеровской области.Правоохранительные органы Кемеровской области в 2017 году выявили 216 коррупционных преступлений (в 2016-414; в 2015-440 годах), в том числе 76 случаев взяточничества (в 2016 году – 152; в 2015 году – 289).В суд были направлены уголовные дела по 138 преступлениям (в 2016 году – 219; в 2015 году – 229).ЗаключениеНа сегодняшний день наиболее значимым явлением, особенно в контексте долгосрочного и масштабного негативного воздействия, считается явление коррупции, которое провоцирует возникновение многочисленных социальных рисков.Коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование всех социальных механизмов, тормозит модернизацию национальной экономики, что вызывает недоверие к государственным институтам и создает негативный имидж страны на международном уровне. Это явление сегодня считается одной из главных угроз государственной безопасности.Отличительной чертой коррупции является противостояние между действиями должностных лиц и действиями лиц, заинтересованных в нарушении полномочий этих должностных лиц. Коррупция как сложное социально-экономическое явление, которое сильно искажает экономическую политику и стратегию развития государства, приводит к прямым или косвенным хищениям государственного бюджета и государственной собственности.Несмотря на разнообразие трактовок, в целом коррупция считается преступлением, противоречащим моральным принципам и устоям общества, и должна преследоваться по закону.Рассматривая сущность и формы коррупции в широком смысле, следует отметить, что данное явление всегда связано с использованием должностного положения субъекта в личных целях. Чаще всего среди коррупционных проявлений встречается взяточничество, когда должностное лицо или орган власти принимает или дает взятку с целью получения определенной материальной выгоды.В борьбе с таким негативным явлением, как коррупция, закон должен играть особую роль. Правовой основой противодействия коррупции являются: федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (информация и поручения), правовые акты других федеральных органов государственной власти, в том числе ведомственные акты МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.Уголовный кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение коррупционных преступлений. Законодатель систематически проверяет положения Уголовного кодекса Российской Федерации на соответствие реалиям времени, учитывает правоприменительную практику и вносит необходимые коррективы и дополнения в статьи Уголовного закона.Закон - это мощная сила, направленная на снижение масштабов коррупции и сокращение количества преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями лицами, входящими в состав государственного аппарата.Правовая база противодействия коррупции - это независимая и комплексная технология, включающая антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, государство пытается обеспечить эффективность средств правового воздействия на нарушителей.Возможности законодателя по криминализации новых деяний и дальнейшему ужесточению ответственности за деяния коррупционного характера, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, не могут быть неограниченными. Важнейшее значение должно иметь совершенствование существующих норм уголовного права.Список литературыНормативные правовые акты:Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 113-115. – 18-20 июня.Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 №324-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07. 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС КонсуьтантПлюс.Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11.02.2008 №23 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности» // СПС КонсультантПлюс.Указание Генпрокуратуры России №853/11, МВД России №5 от 25.12.2018 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС КонсультантПлюс.Учебная и научная литература:Агапов, И.О. К вопросу о понятии, уровне и причинах коррупции в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2016. — №3. — С. 29-34. Андреева Л.А. К вопросу определения понятия и причин коррупции [Электронный ресурс] 2012. — URL:https://sibac.info/conf/law/xiv/28494 (дата обращения: 17.05.2019).Артемьева, М.В. Коррупция и коррупционные преступления // Юридическая наука. — 2011. — №1. — С. 43-47.Ботнев, В. Сущность, причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации [Электронный ресурс] 2014. — URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r61/1764/ (дата обращения 17.05.2019).Бугаевская, Н.В. Формы проявления коррупции // Известия Тульского государственного университета. — 2013. — №3-2. — С. 78-83.Будатаров, С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — №359. — С. 106-110. Волосников, С.С. Коррупция. Характеристика понятия // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 332-334.Голубых, Н.В., Лепихин, М.О. Совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — №2(99). — С. 102-109. Епифанов, А.Е., Симон, А.Л. Теоретические основы механизма противодействия коррупции в отечественном праве // Legal Concept. — 2013. — №4. — С. 123-130. Забалуева, Е.И. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2018. — №4(45). — С. 72-77. Ильичев, И.Е. МВД России в системе противодействия коррупции // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2019. — №1. — С. 28-42.Коррупция: коллективная монография с иностранным участием / отв. ред. В.А. Бублик. — Екатеринбург: Изд. дом Уральского гос. юридического ун-та, 2017. — 294 с. Кочои, С.М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, проблемы правоприменения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2018. — №12(52). — С. 88-94. Миронова, Г.Н. Мелкий коммерческий подкуп как проявление коррупции // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2018. — №1. — С. 21-24. Морозов, В.И. К вопросу об уголовной ответственности за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество как форме противодействия коррупции // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — №4(42). — С. 75-80. Правовые средства противодействия коррупции: науч. -практ. пособие / отв. ред. Н.А. Власенко. — М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2012. — 344 с.Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / Под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 416 с.Противодействие коррупции в Российской Федерации / Под ред. А. Землина — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. — 293с.Сажаева, М.А. Коррупционная составляющая должностных преступлений // Закон и право. — 2019. — №1. — С. 98-100.Селиванова, В.Д. Бытовая коррупция: понятие и признаки // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 71-73.Степаненко, Ю.С., Степаненко, Д.Ю. Проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе // Закон и право. — 2018. — №7. — С. 104-106. Тирских, М.Г., Михалева, И.А. Структура правового режима противодействия коррупции // Сибирский юридический вестник. — 2018. — №2. — С. 3-8. Тляумбетов, Р.Г., Хамадьярова, А.Р. Понятие коррупции и виды коррупционных преступлений // European science. — 2016. — №12(22). — С. 57-61. Шульга, В.И. Коррупция в статистике современной России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2015. — №1(28). — С. 28-33.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 113-115. – 18-20 июня.
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 №324-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07. 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС КонсуьтантПлюс.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 11.02.2008 №23 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности» // СПС КонсультантПлюс.
7. Указание Генпрокуратуры России №853/11, МВД России №5 от 25.12.2018 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС КонсультантПлюс.
Учебная и научная литература:
8. Агапов, И.О. К вопросу о понятии, уровне и причинах коррупции в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2016. — №3. — С. 29-34.
9. Андреева Л.А. К вопросу определения понятия и причин коррупции [Электронный ресурс] 2012. — URL: https://sibac.info/conf/law/xiv/28494 (дата обращения: 17.05.2019).
10. Артемьева, М.В. Коррупция и коррупционные преступления // Юридическая наука. — 2011. — №1. — С. 43-47.
11. Ботнев, В. Сущность, причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации [Электронный ресурс] 2014. — URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r61/1764/ (дата обращения 17.05.2019).
12. Бугаевская, Н.В. Формы проявления коррупции // Известия Тульского государственного университета. — 2013. — №3-2. — С. 78-83.
13. Будатаров, С.М. Понятие коррупции в российском законодательстве и юридической литературе // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — №359. — С. 106-110.
14. Волосников, С.С. Коррупция. Характеристика понятия // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 332-334.
15. Голубых, Н.В., Лепихин, М.О. Совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — №2(99). — С. 102-109.
16. Епифанов, А.Е., Симон, А.Л. Теоретические основы механизма противодействия коррупции в отечественном праве // Legal Concept. — 2013. — №4. — С. 123-130.
17. Забалуева, Е.И. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2018. — №4(45). — С. 72-77.
18. Ильичев, И.Е. МВД России в системе противодействия коррупции // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2019. — №1. — С. 28-42.
19. Коррупция: коллективная монография с иностранным участием / отв. ред. В.А. Бублик. — Екатеринбург: Изд. дом Уральского гос. юридического ун-та, 2017. — 294 с.
20. Кочои, С.М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, проблемы правоприменения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2018. — №12(52). — С. 88-94.
21. Миронова, Г.Н. Мелкий коммерческий подкуп как проявление коррупции // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2018. — №1. — С. 21-24.
22. Морозов, В.И. К вопросу об уголовной ответственности за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество как форме противодействия коррупции // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — №4(42). — С. 75-80.
23. Правовые средства противодействия коррупции: науч. -практ. пособие / отв. ред. Н.А. Власенко. — М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2012. — 344 с.
24. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / Под ред. А.В. Малько, И.С. Барзиловой. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 416 с.
25. Противодействие коррупции в Российской Федерации / Под ред. А. Землина — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. — 293с.
26. Сажаева, М.А. Коррупционная составляющая должностных преступлений // Закон и право. — 2019. — №1. — С. 98-100.
27. Селиванова, В.Д. Бытовая коррупция: понятие и признаки // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 71-73.
28. Степаненко, Ю.С., Степаненко, Д.Ю. Проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе // Закон и право. — 2018. — №7. — С. 104-106.
29. Тирских, М.Г., Михалева, И.А. Структура правового режима противодействия коррупции // Сибирский юридический вестник. — 2018. — №2. — С. 3-8.
30. Тляумбетов, Р.Г., Хамадьярова, А.Р. Понятие коррупции и виды коррупционных преступлений // European science. — 2016. — №12(22). — С. 57-61.
31. Шульга, В.И. Коррупция в статистике современной России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2015. — №1(28). — С. 28-33.
Вопрос-ответ:
Какова сущность коррупции в современной России?
Коррупция в современной России представляет собой систему злоупотреблений властью и нарушений законодательства с целью получения неправомерной выгоды. Она включает в себя взяточничество, мошенничество, злоупотребление должностным положением и другие формы коррупционных проявлений.
Какая классификация существует для коррупционных проявлений в России?
В России существует классификация, в которой коррупционные проявления делятся на активные (взятки, взыскание взяток, получение неправомерной выгоды и т.д.) и пассивные (предоставление взяток, посредничество в предоставлении взяток и т.д.). Кроме того, в классификации выделяются также формы хищений государственных или муниципальных средств, такие как воровство, растрата, хищение, злоупотребление должностными полномочиями и другие.
Какое законодательство существует для борьбы с коррупцией в России?
В России существует нормативно-правовое регулирование деятельности по борьбе с коррупцией. Оно включает федеральные законы, такие как "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также другие нормативные акты, которые регулируют противодействие коррупции и установленные для этого механизмы.
Какую роль играет право в противодействии коррупции?
Право играет важную роль в противодействии коррупции. Законодательство устанавливает наказание за коррупционные преступления, определяет правила проведения антикоррупционных расследований и предусматривает меры по защите деловой репутации и противодействию конфликту интересов. Кроме того, право призвано создать прозрачные правила и процедуры, которые должны снизить возможность коррупционных злоупотреблений.
Что такое коррупция в политике?
Коррупция в политике - это злоупотребление властью и публичным положением, с целью получения незаконной выгоды или личной выгоды за счет интересов общества. В политике коррупция проявляется в форме взяточничества, лоббирования интересов, недекларирования доходов и других незаконных действий.
Какие причины коррупции в политике современной России?
Причины коррупции в политике современной России многообразны. Одной из основных причин является недостаток прозрачности в принятии политических решений, что создает возможность для коррупционных схем. Также важную роль играет слабая ответственность за коррупционные преступления, отсутствие эффективной системы наказания. Недостаток антикоррупционной культуры и низкий уровень гражданского образования также способствуют распространению коррупции в политике.
Какие меры противодействия коррупции в политике предпринимаются в России?
В России предпринимаются различные меры противодействия коррупции в политике. В основе этих мер лежит законодательное регулирование, направленное на борьбу с коррупцией. Созданы специальные органы, такие как Федеральная служба по борьбе с коррупцией, которые занимаются выявлением и пресечением коррупционных преступлений. Кроме того, проводятся антикоррупционные кампании, включающие в себя возможности для граждан сообщать о фактах коррупции и защиту информаторов.
Какое значение имеет право в противодействии коррупции в политике?
Право играет важную роль в противодействии коррупции в политике. Законодательные акты об уголовной ответственности за коррупционные преступления и органы, обеспечивающие их исполнение, создают правовую основу для борьбы с коррупцией. Правовая система способствует установлению ответственности за коррупцию и обеспечивает справедливость. Однако право само по себе не может полностью решить проблему коррупции. Необходимы также социальные, экономические и культурные изменения, чтобы снизить предпосылки для возникновения коррупционных проявлений.
Какие причины коррупции в современной России?
Причины коррупции в современной России могут быть разнообразными, но основные факторы включают отсутствие эффективных контрольных механизмов, низкую заработную плату государственных служащих, слабую ответственность за коррупционные преступления, отсутствие прозрачности и открытости в принятии решений, а также недостатки в законодательстве и его неполное исполнение.