МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ФОКУС - ГРУППАХ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 49 49 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 04.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. МЕТОД ФОКУС-ГРУПП: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1.1. История и сущность метода фокус – групп 6
1.2. Возможности и ограничения метода фокус – групп 10
1.3. Классификация фокус-групп 16
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ФОКУС-ГРУПП 22
2.1. Общие принципы формирования групп 22
2.2. Техники проведения фокус-групп 27
2.3. Сценарные аспекты фокус-групп. Подготовка отчета 37
Заключение 45
Список литературы 48

Фрагмент для ознакомления

Таблица 2 – Виды вопросов для проведения фокус-групповых исследований
№ Форма вопроса Функциональное назначение вопроса 1 Открытый Сбор информации об интересующих проблемах, темах, решениях, сбор и систематизация мнений. 2 Закрытый Побуждение к решению, управление ходом заседания 3 Суггестивный Ориентация на приоритетную идею 4 Уточняющий Уточнение позиций 5 Риторический Обдумывание исходных положений 6 Альтернативный Определение позиций и приоритетов 7 Встречный Побуждение к ответу 8 Направляющий Выстраивание структуры заседания 9 Вопрос развития Развитие мысли идеи на перспективу 10 Вопрос эволюции Прогнозирование ситуации на будущее
Сценарий фокус-группы.
Сценарий фокус-группы – это набор вопросов, предлагаемых для обсуждения. Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы.
Структурированная фокус-группа предполагает работу модератора по заранее подготовленному путеводителю. Полуструктуированная фокус-группа проходит по так называемому гибкому или эскизному путеводителю, который существенно корректируется в зависимости от реакций участников. В редких случаях путеводитель отсутствует вообще. Это, как правило, применяется в пилотных (пробных) исследованиях.
Сценарий фокус-группы пишется заранее, вопросы располагаются в логической последовательности и таким образом, чтобы людям было понятно, почему вы их об этом спрашиваете именно сейчас. Сценарий состоит из вступления, фоновых вопросов, основных вопросов, дополнительных вопросов и заключительной части.
Вступление (15 минут в полуторачасовой дискуссии). Объясните цель встречи, важность мнения участников для вас. Представьте участников и команду исследователей. Примените один-два приема для разряда обстановки.
Фоновые вопросы (10 минут). Вопросы, относящиеся к теме фокус-группы, но более общего характера. Цель – дать участникам возможность сориентироваться и привыкнуть друг к другу и к модератору. Модератор проявляет равное внимание ко всем участникам, стремясь к сбалансированному высказыванию самых различных мнений. Лучше всего обращаться к участникам по именам.
Основные вопросы (50 минут). Ответы на них позволяют добиться цели проведения качественного исследования. Вопросы задаются в логической последовательности, каждый последующий проясняет и раскрывает ответы на предыдущий. Поддерживайте контакт взглядом и следите за языком тела участников. Предупреждайте доминирование одних участников над другими.
Дополнительные вопросы, относящиеся к делу, но менее важные (10 минут).
Окончание фокус-группы (5 минут). Перед окончанием делается краткий перерыв, во время которого модератор сверяется со сценарием и обсуждает ход беседы с наблюдателем. Затем задаются завершающие вопросы, выражается благодарность группе за участие и вручается вознаграждение, если оно предусмотрено. На этом фокус-группа заканчивается.
Проведение самой фокус-группы. Этот раздел включает правила для модератора и для респонедентов. Для проведения фокус-группы необходимо продумать помещение. Пример. Во время проведения фокус-группы очень важны доверие и взаимное расположение членов группы. В практике автора был случай, когда один из активных участников фокус-группы стал настраивать остальных членов группы против модератора, мотивируя свою позицию так: «Вы сейчас ей свои политические взгляды расскажете, а вас потом всех расстреляют». Поскольку это была фокус-группа, состоящая из пенсионеров, то аргументы явно запугали участников и взаимодействие с группой было осложнено.
Важно. Важную роль для выхода в группу играет и выбор одежды – внешний вид интервьюера должен максимально соответствовать целевой аудитории и месту. Однако, по воспоминаниям О. Бредниковой из Центра независимых социологических исследований, во время проведения case-study и интервью с местным населением в деревне исследователи «взяли с собой не слишком модную рубашку, чтобы не выбиваться из общего стиля одежды жителей деревни». Но хозяйка дома сказала: «Ой, а я все гляжу на вас и думаю, что это за бомжихи по деревне ходят». Образ, возникший у деревенской жительницы при слове «городские исследователи», не сочетался с их внешним видом, из-за чего возникло недоумение.
Время проведения дискуссии в самой фокус-группе. Продолжительность фокус-группы определяется в зависимости от цели исследования и колеблется между 1,5-3,5 часами. Для проведения исследования, например, в образовательном социуме, можно использовать временной период, когда работники педагогического корпуса находятся на повышении квалификации, период каникул школьных, студенческих, родительские собрания, классные часы для детей и т.д. Возможно и проведение фокус-групп на педагогических советах (если коллективы большие, то можно разделить их на 5-10 групп в зависимости от целевых установок). Помещение лучше если оно будет просторное, светлое, с круглым столом или низкими столиками, которые поставлены так, чтобы участники могли видеть друг друга. Обстановка должна быть нейтральной (отсутствие ярких цветовых «пятен», звукоизоляция, отсутствие дополнительных стимулов в помещении и т.д.). Это могут быть школьные классы, актовые залы, конференц-залы, комнаты психолога, а также учебные помещения учреждений повышения квалификации и т.д. В качестве технического оснащения возможно использование звукозаписывающей аппаратуры (магнитофон, видеокамера). В некоторых случаях для демонстрации стимульного материала может использоваться видеомагнитофон, телевизор. (При обсуждении проблемы педагогических технологий, нами демонстрировалась запись занятия по парацентрической технологии учащихся старших классов и младших, а затем шла дискуссия и др.). Желательно наличие демонстрационной доски, на которой можно размещать схемы, плакаты, образцы и т.д.
Для получения более эффективных результатов при проведении фокус-групп необходимо соблюдение определенных правил субъектов участников дискуссий. Для модератора это могут быть:
оказание помощи говорящему раскрепоститься, не навязывая своей точки зрения;
устранение раздражающих мотивов (помня, о синергетическом эффекте при дискуссии в фокус-группе); предупреждение доминирования одних участников над другими;
Отчет по фокус-группе.
Существуют различные типы отчетов по фокус-групповому исследованию и различные подходы к составлению отчета. Среди основных типов можно выделить описательный отчет и интерпретативный (аналитический) отчет. Выбор типа отчета зависит от целей исследования и требований заказчика. Так, описательный отчет может быть представлен в виде «сырых данных». Такой отчет содержит перечень тем обсуждения, согласно сценарию, и все реплики и высказывания респондентов, относящиеся к темам обсуждения без комментариев аналитика.
Аналитический отчет служит основой для принятия решения и состоит в основном из выводов, интерпретаций и рекомендаций аналитика, которые могут иллюстрироваться высказываниями респондентов. Не имеет смысла требовать от исследователей составления аналитического отчета, если они не до конца осведомлены о целях и задачах заказчика, так как в этом случае выводу могут быть ошибочными.
Результаты экспертных оценок изучаются аппаратом управления на разных уровнях, в зависимости от уровня проведения фокус-групп (Министерство образования, Комитеты по образованию города, района. Отделы образования, администрация школы и т.д.), осуществляется рефлексивная деятельность, процесс принятия решения результатом, которого оказывается разработка содержания «указа», «приказа», «постановления», «информационного письма», «информационной инструкции» и т.д. Таким образом, оказывается, что опосредованно общество (в нашем случае субъекты образования) принимает участие в общественно-государственном управлении.
Толерантность к различным мнениям, субъектам-участникам процесса (сохранение при дискуссии позиции «автор», «понимающий», «критик»). Преодоление кризиса в созависимых отношениях, реализация принципа командообразования (на период деятельности в фокус-группах наблюдателей, модератора, респондентов, технического персонала), подведение итогов заключения без «обнаружения собственной позиции», а комбинирование и интегрирование мнений участников (системный, интегративный, социокультурный методологический подходы.).
После того, как фокус-группы проведены, все обсуждения подлежат транскрибированию (расшифровке аудио- и видеозаписи в текстовую форму). Именно в это время сырые данные превращаются в инсайты, которые могут стать основой для управленческих рекомендаций и выводов. Вот несколько полезных рекомендаций, которые стоит иметь в виду при проведении анализа транскриптов.
Следует помнить о цели анализа. Все-таки на этом этапе разрабатывают гипотезы, а не дают заключения.
Необходимо использовать точные цитаты респондентов для переноса в отчет. Ценность точных цитат респондентов в том, что они являются основой для генерации гипотез, а также для поддержки этих гипотез. Групповые сессии или анализ глубинных интервью без широкого использования цитат никогда не будет полным. Основная причина, по которым во многих отчетах подобные цитаты отсутствуют, в том, что они (цитаты) требуют значительных усилий и времени от аналитика. Однако не существует способа постичь глубину чувств респондентов без использования цитат.
Рекомендуется опираться на здравый смысл, чтобы решить какие находки включить в отчет. Ценность отчета не в том, из какого количества страниц он состоит. Делаются выводы. Комментарии участников формируют «сырые данные» фокус-группы. Аналитик должен использовать эти материалы для генерации гипотез.
При проведении фокус-групп немаловажное значение имеет подготовка респондентов (субъектов образования), которые также должны соблюдать определенные правила. В дискуссии их задача: а) показать партнеру, что готов слушать, но не противоречить, готов сам высказывать свое мнение, б) сопереживать партнеру по общению, задавать вопросы, не перебивать без надобности, не задавать слишком много вопросов, особенно осуществлять их чрезмерное дробление; в) не делать поспешных выводов, то есть необходимо соблюдение этики делового общения, которое позволит в большей степени извлечению информации при дискуссии более профессиональному выполнению общих дел.
Заключение
В результате работы над данной курсовой работой были описаны теоретические и методологические основы метода фокус-групп. Проведение социологического исследования методом фокус-групп имеет огромное значение для научно-исследовательского проекта. Данный вид исследования является одним из самых распространенных качественных методов сбора информации.
Качественные исследования – это неотъемлемый элемент почти каждого проекта. Обычно в них включают проведение групповых дискуссий (фокус-групп), личных интервью один на один или других мероприятий в небольших группах. Такие методы позволяют проникнуть в понимание мотивов и действий респондентов и хода их мыслей. Однако сама природа таких исследований всегда несет риск того, что ими будут злоупотреблять или полученные результаты будут неверно использованы.
Фокус-группа представляет собой глубинное структурированное интервью группового характера, при проведении которого учитываются и активно используются групп-динамические процессы.
Методу фокус-групп свойственны следующие характеристики. Он предполагает личное собеседование, проводимое одновременно с небольшой группой людей. Этот метод в большей степени ориентирован на групповую дискуссию, чем на прямые вопросы. Фокус-группа предполагает, что небольшая группа людей собирается в одном помещении с целью обсудить интересующие исследователя темы. К тому же желательно, чтобы в этом помещении находились технические средства для записи процесса проведения данного исследования. Организатор дискуссии (модератор) должен направлять дискуссию таким образом, чтобы, не отклоняясь от заданного направления, обеспечить свободное обсуждение различных суждений участниками группы различных социологических аспектов. В качестве модератора, как правило, выступает опытный социолог или психолог.
Очевидно, что специфика метода заключается в следующих моментах: проникновение в структуры сознания группы и индивида, проявление и фиксация свободных реакций индивида; обеспечение исследователя реальными потребителями.
Как в социологическом, так и маркетинговом исследовании фокус группы позволяют нам получить информацию следующего порядка: дают знание о том, что те или иные группы людей думают или чувствуют по определенной теме; дают лучшее понимание того, почему определенные мнения существуют вообще; помогают улучшить планирование и дизайн новых социальных и бизнес-программ; обеспечивают средства оценки существующих программ; обеспечивают понимание в процессе разработки стратегий охвата общественного мнения.
Несмотря на общие принципы проведения фокус-групп, они обладают спецификой в основных сферах своего применения.
В социологии фокус-группы позволяют интервьюерам изучать людей в более естественной форме разговора, чем обычно при индивидуальном интервьюировании. В сочетании с наблюдением за участниками, фокус-группы могут быть использованы для изучения групп и их моделей взаимодействия. Преимуществом является их относительно низкая стоимость по сравнению с массовыми опросами, поскольку можно получить результаты относительно быстро и увеличить размер выборки отчета, общаясь одновременно с несколькими людьми. Другое преимущество состоит в том, что они могут использоваться как возможность для участников учиться друг у друга, то есть участники могут воспринимать исследование как обогащающую встречу. Это противодействует «извлекающему» характеру исследования, которое направлено на то, чтобы «добывать» участников для получения данных (без какой-либо выгоды для них).
В сфере маркетинга фокус-группы рассматриваются как важный инструмент для получения отзывов о новых продуктах, а также о различных других темах. В маркетинге фокус-группы обычно используются на ранних стадиях разработки продукта или концепции, когда организации пытаются создать общее направление для маркетинговой инициативы. В частности, фокус-группы позволяют компаниям, желающим разработать, упаковать, назвать или протестировать новый продукт, обсуждать, просматривать и / или тестировать новый продукт, прежде чем он будет доступен для общественности. Это может предоставить ценную информацию о потенциальном рыночном принятии продукта.
В целом, социологические группы ставят перед собой задачи более высокого уровня обобщения, носят менее утилитарный характер. Различия кроются как в предмете, так и в общем исследовательском пафосе фокус-групп, который в маркетинге выражен в меньшей степени и в большей степени материально обусловлен.
Выводы социологических фокусных исследований могут носить более пролонгированный во времени характер, маркетинговые фокус-группы более локализованы во времени.
По итогам исследования готовят полнотекстовый аналитический отчет в печатном виде и в виде текстового файла, а также краткую презентацию по итогам исследования, например, социально-политические паспорта муниципальных образований.
Таким образом, следует сказать, что при правильном осуществлении метода, опытном модераторе и конструктивно настроенных участниках исследования при использовании фокус-группы появляются лучшие возможности для получения углубленной информации по теме социологического исследования.

Список литературы
Аймаутова Н.Е. Взаимодействие социолога с заказчиком. – М.: РУДН, 2009.
Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр,2009.
Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М.: Наука, 2008.
Богомолова Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. – М.: Магистр, 2007
Бородина О. Практика применения фокус-групп в социологических исследованиях // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления» (26 марта 2019 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2019. С. 15-18.
Бредникова О.Е. «Чистота опасности»: field-фобии в практике социологического исследования / О.Е. Бредникова // Уйти, чтобы остаться. Социолог в поле: сборник статей / под ред. В.М. Воронкова, Е.З. Чикадзе – СПб.: Алетейя, 2009. С. 17-36.
Вайсбург А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. С.114-115.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические ис-следования, 2009, № 8. С.9-14.
Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 2008.
Ковалев Е.М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. М.: Логос, 2004.
Котлер Ф., и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.;К.; Издательский дом «Вильямс», 2010.
Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство. – М., 2003. С.85-86.
Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции (ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2009. № 1 (63). ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2009, № 1 (63). С. 48.-53.
Маслова С. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп // Практический маркетинг, 2009, №8. 32-36.
Мельникова Т.О. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование. Изд.- Аспект Пресс, 2007. С. 77-82.
Мертон Р., М.Фиске, П. Кендалл. Фокусированное интервью. – М.: Институт молодежи, 2009.
Никитин В.Я. Теоретические аспекты методики применения фокус-групп в педагогических исследованиях // Академия профессионального образования, 2013, № 1-2. С. 3-12.
Полухина Е. В. Эволюция метода фокус-групп: к вопросу о новых стандартах // Социологические методы в современной сследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – VIII. С. 144-148.
Ракета идей. Новый подход к проведению фокус-групп [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://the-trench.ru/design/blog/raketa-idey-novyy-podkhod-k-provedeniyu-fokus-grupp-chast-1/
Ричард А. Крюгер, Мэри Энн Кейси. Фокус-группы. Практическое руководство. – Изд. Вильямс, 2010.
Троцук И.В. Групповая беседа как метод пилотажного исследования (на примере изучения современной молодежи Кавказа) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2008. №1(19). С. 21-25.
Фокус-группы: инструкция по применению [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.r-trends.ru/blogs/blogs_1157.html
Фокус-группы: квалификация и работа модератора [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ecro.ru/marketing/focusgroup/moderator/
Фоломеева Т.В. Вклад модератора в эффективность фокус-групп // Маркетинг и маркетинговые исследования, №2, 2003. С. 35-38.
Фомичева Т.В. Перспективы применения фокус-групп в маркетинговых исследованиях: социологический анализ // Материалы Афанасьевских чтений, 2017, № 5. С. 227-229.
Чеховский И.В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник РУДН, серия Социология, 2012, № 4. С. 144-154.
Мельникова Т.О. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование. - Изд.- Аспект Пресс, 2007. С. 78.
Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции
ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (63). С. 49.

Бородина О. Практика применения фокус-групп в социологических исследованиях // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления» (26 марта 2019 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2019. С. 15.
Котлер Ф., и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.;К.; Издательский дом «Вильямс», 2010. С. 11.
Бородина О. Практика применения фокус-групп в социологических исследованиях // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления» (26 марта 2019 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2019. С. 16.

См.: Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр,2009.
Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 2008.
Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования, 2009, № 8. С.11.
Никитин В.Я. Теоретические аспекты методики применения фокус-групп в педагогических исследованиях // Академия профессионального образования, 2013, № 1-2. С. 3-12.

Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М.: Наука, 2008. С.45.
Маслова С. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп// Практический маркетинг, 2009, №8. С. 33.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. С. 203.
Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство. – М., 2003. С.85-86.
Полухина Е. В. Эволюция метода фокус-групп: к вопросу о новых стандартах // Социологические методы в современной сследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – VIII. С. 145.
Богомолова Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. – М.: Магистр, 2007.
Маслова С. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп// Практический маркетинг, 2009, №8. С. 35.
Фомичева Т.В. Перспективы применения фокус-групп в маркетинговых исследованиях: социологический анализ // Материалы Афанасьевских чтений, 2017, № 5. С. 227-229.
Вайсбург А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. С.114-115.
Мертон Р., М.Фиске, П.Кендалл. Фокусированное интервью. - М.: Институт молодежи.- 2009. С. 206.
Фоломеева Т.В. Вклад модератора в эффективность фокус-групп // Маркетинг и маркетинговые исследования, №2, 2003. С. 36.
Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции
ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (63). С. 51.
Чеховский И.В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник РУДН, серия Социология, 2012, № 4. С. 144-154.
Ричард А. Крюгер, Мэри Энн Кейси. Фокус-группы. Практическое руководство. - Изд. - Вильямс, 2010. С. 56.
Троцук И.В. Групповая беседа как метод пилотажного исследования (на примере изучения современной молодежи Кавказа) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2008. №1(19). С. 22.
Фокус-группы: квалификация и работа модератора [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ecro.ru/marketing/focusgroup/moderator/
Фокус-группы: инструкция по применению [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.r-trends.ru/blogs/blogs_1157.html
Фокус-группы: инструкция по применению [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.r-trends.ru/blogs/blogs_1157.html

Ракета идей. Новый подход к проведению фокус-групп [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://the-trench.ru/design/blog/raketa-idey-novyy-podkhod-k-provedeniyu-fokus-grupp-chast-1/
Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 2008. С. 88.
Бредникова, О.Е. «Чистота опасности»: field-фобии в практике социологического исследования / О.Е. Бредникова // Уйти, чтобы остаться. Социолог в поле: сборник статей / под ред. В.М. Воронкова, Е.З. Чикадзе. СПб.:Алетейя, 2009. С. 21.
Ковалев Е.М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. М.: Логос, 2004.
Аймаутова Н.Е. Взаимодействие социолога с заказчиком. – М.: РУДН, 2009.












2

1. Аймаутова Н.Е. Взаимодействие социолога с заказчиком. – М.: РУДН, 2009.
2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр,2009.
3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М.: Наука, 2008.
4. Богомолова Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева. – М.: Магистр, 2007
5. Бородина О. Практика применения фокус-групп в социологических исследованиях // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления» (26 марта 2019 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель: ГГУ, 2019. С. 15-18.
6. Бредникова О.Е. «Чистота опасности»: field-фобии в практике социологического исследования / О.Е. Бредникова // Уйти, чтобы остаться. Социолог в поле: сборник статей / под ред. В.М. Воронкова, Е.З. Чикадзе – СПб.: Алетейя, 2009. С. 17-36.
7. Вайсбург А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. С.114-115.
8. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.
9. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические ис-следования, 2009, № 8. С.9-14.
10. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 2008.
11. Ковалев Е.М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг. М.: Логос, 2004.
12. Котлер Ф., и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.;К.; Издательский дом «Вильямс», 2010.
13. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство. – М., 2003. С.85-86.
14. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции (ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2009. № 1 (63). ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2009, № 1 (63). С. 48.-53.
15. Маслова С. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп // Практический маркетинг, 2009, №8. 32-36.
16. Мельникова Т.О. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование. Изд.- Аспект Пресс, 2007. С. 77-82.
17. Мертон Р., М.Фиске, П. Кендалл. Фокусированное интервью. – М.: Институт молодежи, 2009.
18. Никитин В.Я. Теоретические аспекты методики применения фокус-групп в педагогических исследованиях // Академия профессионального образования, 2013, № 1-2. С. 3-12.
19. Полухина Е. В. Эволюция метода фокус-групп: к вопросу о новых стандартах // Социологические методы в современной сследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – VIII. С. 144-148.
20. Ракета идей. Новый подход к проведению фокус-групп [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://the-trench.ru/design/blog/raketa-idey-novyy-podkhod-k-provedeniyu-fokus-grupp-chast-1/
21. Ричард А. Крюгер, Мэри Энн Кейси. Фокус-группы. Практическое руководство. – Изд. Вильямс, 2010.
22. Троцук И.В. Групповая беседа как метод пилотажного исследования (на примере изучения современной молодежи Кавказа) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2008. №1(19). С. 21-25.
23. Фокус-группы: инструкция по применению [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.r-trends.ru/blogs/blogs_1157.html
24. Фокус-группы: квалификация и работа модератора [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ecro.ru/marketing/focusgroup/moderator/
25. Фоломеева Т.В. Вклад модератора в эффективность фокус-групп // Маркетинг и маркетинговые исследования, №2, 2003. С. 35-38.
26. Фомичева Т.В. Перспективы применения фокус-групп в маркетинговых исследованиях: социологический анализ // Материалы Афанасьевских чтений, 2017, № 5. С. 227-229.
27. Чеховский И.В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник РУДН, серия Социология, 2012, № 4. С. 144-154.

Вопрос-ответ:

Какой исторический путь прошел метод фокус-групп?

Метод фокус-групп прошел долгий исторический путь развития. Впервые он был предложен в конце 1930-х годов как экспериментальный метод в социологии и психологии. Затем, в 1940-1950 годах, метод нашел применение в области маркетинга. В 1980-х годах фокус-группы стали широко использоваться в маркетинговых исследованиях и по сей день являются одним из основных инструментов для изучения мнений и предпочтений целевой аудитории.

Какие возможности и ограничения имеет метод фокус-групп?

Метод фокус-групп имеет ряд возможностей и ограничений. Среди возможностей можно выделить: возможность получить глубокое представление о мнениях и предпочтениях участников; возможность наблюдать за динамикой группового взаимодействия; возможность получить подробную информацию о фоновых, мотивационных и социальных факторах, влияющих на принятие решений. Однако метод также имеет ограничения: ограниченное число участников (обычно от 6 до 12 человек); возможность искажения результатов из-за доминирования одного или нескольких участников; ограниченная возможность генерализации полученных данных на всю целевую аудиторию.

Какие принципы формирования групп используются при проведении фокус-групп?

При проведении фокус-групп используются следующие принципы формирования групп: группы должны быть достаточно малыми (обычно от 6 до 12 человек), чтобы участники могли свободно выражать свое мнение; группы должны быть гомогенными в отношении изучаемой темы или продукта; группы должны быть представительными для целевой аудитории; группы должны быть сбалансированными по гендерным, возрастным и социальным характеристикам.

Какие техники используются при проведении фокус-групп?

При проведении фокус-групп используются различные техники, включая: модерирование (ведение дискуссии и направление участников); написание протоколов (запись высказываний участников); видео- или аудиозапись (для более детального анализа); фокус-карты (для визуализации и структурирования идей и мнений); ролевые игры (для более глубокого понимания мотиваций и предпочтений участников).

Какой исторический период рассматривается в главе 1 статьи?

Глава 1 статьи рассматривает историю и сущность метода фокус групп.

Какие возможности и ограничения имеет метод фокус групп?

Метод фокус групп имеет ряд возможностей, таких как выявление скрытых мотиваций участников, получение глубоких и качественных данных, а также разработка новых идей. Однако, он также имеет ограничения, такие как ограниченность выборки и возможность искажения данных из-за социальных взаимодействий в группе.

Какие принципы формирования групп рассматриваются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи рассматриваются общие принципы формирования групп для проведения исследований с помощью метода фокус групп.

Какие техники проведения фокус групп рассматриваются в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи рассматриваются различные техники для проведения фокус групп, такие как модерирование, фокусирование на конкретных темах, использование стимулов и активности участников.

О чем идет речь в последней части статьи?

Последняя часть статьи, под названием "Сценарные аспекты фокус групп Подготовка отчета", рассматривает вопросы, связанные с подготовкой отчета о проведенном исследовании с помощью метода фокус групп.