Особенности реализации национальных проектов в регионах России (на примере Дальневосточного Федерального Округа)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 39 39 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 15.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Планирование национальных проектов в условиях бюджетных ограничений как главная цель государственной экономической политики РФ 4
1.1. Проектный подход для реализации целей государственной политики 4
1.2. Программно-целевое планирование через национальные проекты 7
1.3. Анализ реализации национальных проектов 2018-2019 годов: проблемы и возможные пути устранения 13
2. Анализ участия Дальневосточного федерального округа в реализации национальных проектов 17
2.1. Характеристика применяемых в Дальневосточном федеральном округе национальных проектов 17
2.2. Участие Дальневосточного федерального округа в реализации национальных проектов 20
2.3. Механизм финансовой поддержки Дальневосточного федерального округа в целях достижения результатов федерального проекта 24
3. Проблемы и пути их решения в части планирования и возможности реализации национальных проектов 27
3.1. Трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития 27
3.2. Особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Дальневосточном федеральном округе 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 38

Фрагмент для ознакомления

В противном случае вписаться в нормативную стоимость строительства и в его нормативные сроки на Дальнем Востоке будет достаточно сложно.Нужно отметить, что эти же факторы могут повлечь недостижение показателей даже по тем проектам, которые в достаточной мере обеспечены финансированием. Здесь будут наблюдаться риски неосвоения средств в полном объеме в установленные сроки. Для ДФО это может произойти по мероприятиям нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Экология», в мероприятиях, которые должны быть реализованы в отдаленных муниципальных образованиях, где особенности реализации федерального закона № 44 будут усугубляться отсутствием подрядных организаций. Региональная специфика не учитывается при установлении целевых показателей, особенно в абсолютном выражении. Так, в силу погодных условий органы власти не могут обеспечить необходимое количество круглогодично функционирующих спортивных объектов, особенно уличных. А вследствие небольшой численности населения полуострова не достигается значения показателей по оказанию психолого-педагогической помощи (имеется в виду семьям и детям, которые были приняты в приемную семью), потому что она просто не требуется в таком количестве. И ряд таких показателей есть еще и по другим проектам.По целому ряду федеральных проектов, которые органы власти регионов ДФО внесли в региональные проекты, на сегодняшний день отсутствует методика расчета. Например, по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отсутствует нормативная база, регламентирующая заключение контрактов жизненного цикла на проведение работ по ремонтам автомобильных дорог, хотя методические рекомендации недавно поступили. Отсутствует и нормативная документация по реализации мероприятий нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».Поскольку и национальные, и федеральные, и региональные проекты направлены на достижение единых целей, для них, как правило, устанавливаются схожие или идентичные целевые показатели, соответственно, предполагающие реализацию аналогичных мероприятий во всех регионах. Однако степень значимости тех или иных проблем в разных регионах неодинаковая.Например, для здравоохранения Камчатского края самой острой проблемой является дефицит медицинских кадров, который приводит к отсутствию специалистов, способных работать, особенно в районах Крайнего Севера.И для решения этой проблемы необходимы дополнительные средства на улучшение условий труда, на выделение служебного жилья, а мероприятия нацпроекта этого не предусматривают. Регион на уровне своего финансирование предусматривает решение данного вопроса.В силу особенностей (расселение, низкая плотность населения, протяженные и труднодоступные расстояния между небольшими пунктами) Камчатскому краю необходимо точечное размещение объектов социальной сферы. Так, например, для труднодоступных северных районов требуется строительство 14 ФАПов и врачебных амбулаторий. Однако финансирование данных мероприятий в проекте также не предусмотрено. А в рамках нацпроекта «Образование» для труднодоступных и отдаленных районов в силу малочисленности северных территорий целесообразным является строительство учебных комплексов «школа – детский сад», однако такие объекты тоже пока не включены в перечень объектов для предоставления субсидий.Отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с материковой частью, а также пассажирских перевозок водным транспортом делают авиасообщение единственным способом посещения нашего полуострова. В этом случае особую тревогу вызывает развитие одной из наиболее перспективных отраслей экономики – туризма. Главным фактором, препятствующим формированию туристического потока на территории полуострова, является высокая стоимость авиаперелета, а летом она в разы дороже стоимости самого тура.Поэтому положительное решение вопроса о субсидировании стоимости авиабилетов для прибывающих туристов, и в том числе субсидирование внутри (перелетов по Камчатке, которые край субсидирует для своих жителей) является одним из ключевых факторов успешного развития отрасли. Однако национальный проект по развитию транспортной системы охватил только вопросы, связанные с функционированием автомобильных дорог.В заключении необходимо отметить, что неясным остается вопрос использования финансовых средств, которые будут образовываться в результате экономии, полученной, например, в ходе конкурсных процедур. В соответствии с действующим правилом они должны быть возвращены в федеральный бюджет, хотя целесообразнее было бы их использовать для решения других насущных проблем соответствующей сферы социально-экономического развития. Целесообразным было бы, на наш взгляд, предоставление региону возможности осуществлять переброску такой экономии с одного мероприятия проекта на другой в пределах финансового года по согласованию с федеральными органами власти.3.2. Особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Дальневосточном федеральном округеДля преломления негативной тенденции снижения рождаемости, обусловленной сокращением численности женщин репродуктивного возраста, на территории ДФО может потребоваться принятие комплекса дополнительных мер по поддержке рождаемости, что позволит достичь значения суммарного коэффициента рождаемости не ниже 1,7.Для снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни планируется реализация мероприятий, в том числе направленных на повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, увеличение выявляемости заболеваний, рост доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55 процентов, увеличение доли граждан, состоящих под диспансерным наблюдением.Особое внимание будет уделяться развитию стратегически важных регионов Российской Федерации, к числу которых относятся Арктическая зона Российской Федерации, Дальний Восток, Северо-Кавказский федеральный округ, Республика Крым, город Севастополь и Калининградская область.Меры по развитию Дальнего Востока как центра международного экономического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии и государствами АТЭС будут направлены на увеличение численности населения Дальнего Востока; повышение качества жизни населения до уровня, превышающего среднероссийский; повышение темпов роста ВРП Дальнего Востока до значений, сопоставимых с показателями динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для достижения указанных целей Правительство Российской Федерации обеспечит:– установление дополнительных мер поддержки при переезде на Дальний Восток в рамках программы трудовой мобильности и добровольного переселения соотечественников;– благоприятные условия инвестирования и ведения бизнеса, создание новых преференций для инвесторов, включая расширение площади ТОСЭР, поддержку высокотехнологичных проектов, включая развитие инфраструктуры Дальневосточного федерального университета.В регионах ДФО формируется современная система управления и реализации национальных проектов. Она должна обеспечить координацию усилий всех органов власти и местного самоуправления, экспертных и общественных организаций. В ряде случаев для решения этой задачи, помимо региональных проектных офисов, создаются специальные консультативные органы. Например, в Хабаровском крае сформирован Совет по национальным и приоритетным проектам. В состав совета входят – губернатор, председатель и министры областного правительства. Он является консультативным органом и осуществляет координацию деятельности органов власти и всех участников реализации национальных проектов. Участие субъектов Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов, и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Как правило, в каждом субъекте Федерации действует несколько десятков региональных проектов, они включены в состав практически всех региональных программ. Поэтому достаточно сложной становится задача управления этой конструкцией, обеспечения координации действий по реализации проектов, входящих в состав одного национального проекта. В этой связи представляется целесообразным осуществить определенную корректировку систем и программ субъектов Федерации с тем, чтобы обеспечить включение всех региональных проектов, относящихся к одному национальному проекту, в состав одной – максимум двух программ. Это должно существенно облегчить задачу координации действий по реализации региональных проектов.Таким образом, назрела необходимость внесения изменений в нормативно-правовую базу с тем, чтобы дать возможность субъектам федерации начинать использовать с выделением средств с начала года.Необходимо использовать принцип индивидуального подхода к регионам, детально учитывать их возможности. Реализация такого подхода потребует разработки специального инструментария для объективной оценки ситуации и потенциала субъектов Российской Федерации. ЗаключениеДальневосточный федеральный округ, как и другие округа Российской Федерации, к 2019 году завершил работу по разработке региональных составляющих федеральных и национальных проектов и приступил к их реализации.ДФО участвует в 11 национальных проектах и в 50 из 67 федеральных проектах. В целях обеспечения исполнения Указа № 204 установлена персональная ответственность за достижение его целей и показателей.В округе определены кураторы региональных проектов, их руководители, а также исполнительные органы государственной власти и ответственные за реализацию региональных проектов и достижение целевых показателей.В регионах ДФО формируется современная система управления и реализации национальных проектов. Она должна обеспечить координацию усилий всех органов власти и местного самоуправления, экспертных и общественных организаций. В ряде случаев для решения этой задачи, помимо региональных проектных офисов, создаются специальные консультативные органы. Например, в Хабаровском крае сформирован Совет по национальным и приоритетным проектам. В состав совета входят – губернатор, председатель и министры областного правительства. Он является консультативным органом и осуществляет координацию деятельности органов власти и всех участников реализации национальных проектов. Участие субъектов Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов, и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Список использованной литературыУказ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения – 10.03.2020).Антонюк Г.А. Проектирование и управление общественным развитием. – Минск: Наука и техника, 2015. – 205 с. Будущее России. Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения – 12.03.2020).Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление проектом. М.: МВШСЭН, 2015. — 515 с.Видяпин В.И. Региональная экономика: учеб. для вузов – М., Инфра-М, 2015. – 246 с.Давлетшин Т. Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона // Молодой ученый. – 2015. — №3. — С. 55-59.Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. СПб.: Бизнес-Пресса, 2015.-389 с.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015. – 415 с.Каждый третий в России ничего не слышал о национальных проектах {Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/07/2019/5d3890579a79471db79ec29b (дата обращения – 07.03.2020).Карова Е.А. Инновационное развитие России в условиях экономических санкций // Экономические науки. 2015. – №9 (118). С. 21-24Кирьян П.Н. Алхимия менеджмента // Эксперт. – 2015. – № 17 – с. 38-39.Котляров И.В. Теоретические основы проектирования. – Мн.: Наука и техника, 2015. – 188 с. Курбатов В.И, Курбатова О.В. Инновационное проектирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 416 сКушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 575 с.Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 354 с.Мазур И.И. Управление проектами: учеб. Пособие. – М., 2015. – 264 с.Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. – М., 2015. – 188 с.Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3 (дата обращения – 09.03.2020).Мозголин Б.С. «Программно-целевое управление региональным развитием: проблемы и перспективы.»// Известия Томского политехнического университета. - 2016. - №6. – С.24-28Правительство опубликовало параметры национальных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c6058199a79472f27e0f38e (дата обращения: 10.03.2020).Путин раскритиковал реализацию нацпроектов в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (дата обращения – 09.03.2020).Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. – М.: Инфра-М, 2015. -- 428 с.Черныш Л.П.. Экономическая политика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.П. Черныш. - М.: Экономикс, 2016. – 367 с.ПриложенияПриложение 1Схема управления реализацией приоритетных национальных проектовПриложение 2Финансирование национальных проектов до 2024 года

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения – 10.03.2020).
2. Антонюк Г.А. Проектирование и управление общественным развитием. – Минск: Наука и техника, 2015. – 205 с.
3. Будущее России. Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения – 12.03.2020).
4. Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление проектом. М.: МВШСЭН, 2015. — 515 с.
5. Видяпин В.И. Региональная экономика: учеб. для вузов – М., Инфра-М, 2015. – 246 с.
6. Давлетшин Т. Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона // Молодой ученый. – 2015. — №3. — С. 55-59.
7. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. СПб.: Бизнес-Пресса, 2015.-389 с.
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2015. – 415 с.
9. Каждый третий в России ничего не слышал о национальных проектах {Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/07/2019/5d3890579a79471db79ec29b (дата обращения – 07.03.2020).
10. Карова Е.А. Инновационное развитие России в условиях экономических санкций // Экономические науки. 2015. – №9 (118). С. 21-24
11. Кирьян П.Н. Алхимия менеджмента // Эксперт. – 2015. – № 17 – с. 38-39.
12. Котляров И.В. Теоретические основы проектирования. – Мн.: Наука и техника, 2015. – 188 с.
13. Курбатов В.И, Курбатова О.В. Инновационное проектирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 416 с
14. Кушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 575 с.
15. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 354 с.
16. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. Пособие. – М., 2015. – 264 с.
17. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. – М., 2015. – 188 с.
18. Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3 (дата обращения – 09.03.2020).
19. Мозголин Б.С. «Программно-целевое управление региональным развитием: проблемы и перспективы.»// Известия Томского политехнического университета. - 2016. - №6. – С.24-28
20. Правительство опубликовало параметры национальных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/11/02/2019/5c6058199a79472f27e0f38e (дата обращения: 10.03.2020).
21. Путин раскритиковал реализацию нацпроектов в 2019 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (дата обращения – 09.03.2020).
22. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. – М.: Инфра-М, 2015. -- 428 с.
23. Черныш Л.П.. Экономическая политика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.П. Черныш. - М.: Экономикс, 2016. – 367 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные цели государственной экономической политики России?

Основной целью государственной экономической политики России является достижение стабильного и устойчивого роста экономики, улучшение качества жизни населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными регионами, повышение уровня занятости и развитие инфраструктуры.

Какими методами планирования национальных проектов можно достичь целей государственной политики?

Для достижения целей государственной политики используется проектный подход, при котором задачи разбиваются на конкретные проекты с четкими сроками и ресурсами. Также применяется программно-целевое планирование, при котором формулируются конкретные цели и показатели, по которым будет оцениваться эффективность реализации национальных проектов.

Какие проблемы возникли при реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе?

При реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе возникли такие проблемы, как недостаток финансирования, недостаток квалифицированных кадров, сложности с получением разрешений и согласований, а также отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации проектов.

Какие возможные пути устранения проблем при реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе?

Для устранения проблем при реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе необходимо увеличить финансирование данных проектов, привлечь специалистов из других регионов, упростить процедуру получения разрешений и согласований, а также развивать и совершенствовать инфраструктуру для реализации проектов.

Какой анализ проводился по реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе за 2018-2019 годы?

Анализом реализации национальных проектов в Дальневосточном Федеральном Округе за 2018-2019 годы были выявлены проблемы в финансировании проектов, неэффективное использование средств, недостаток квалифицированных кадров, сложности с получением разрешений и согласований, а также недостаток инфраструктуры. Были также предложены рекомендации по устранению данных проблем и улучшению реализации национальных проектов.

Какие цели ставит перед собой государство при реализации национальных проектов в регионах России?

Государство ставит перед собой целью улучшение экономического состояния регионов России, создание благоприятных условий для бизнеса, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и повышение уровня жизни населения.

Каким образом происходит планирование национальных проектов в условиях бюджетных ограничений?

Планирование национальных проектов происходит на основе принципа проектного подхода, где определяются цели и задачи проектов, ресурсы, необходимые для их реализации, а также источники финансирования. В условиях бюджетных ограничений особое внимание уделяется оптимизации расходов и привлечению частных инвестиций.

Как осуществляется программно-целевое планирование через национальные проекты?

Программно-целевое планирование через национальные проекты предполагает определение конкретных целей и задач, а также ресурсов, необходимых для их реализации. Для этого разрабатываются программы действий, устанавливаются сроки и механизмы контроля выполнения поставленных задач.

Какие проблемы возникают при реализации национальных проектов в регионах России?

При реализации национальных проектов в регионах России возникают различные проблемы, такие как недостаток финансирования, неэффективное использование выделенных средств, технические и организационные проблемы, а также недостаточная координация деятельности различных исполнителей проектов.

Какие пути устранения проблем реализации национальных проектов в регионах России?

Для устранения проблем реализации национальных проектов в регионах России необходимо улучшение системы планирования и контроля, повышение эффективности использования выделенных средств, улучшение взаимодействия между различными исполнителями проектов, а также привлечение частных инвестиций и повышение уровня ответственности за результаты реализации проектов.

Какие особенности имеет реализация национальных проектов в регионах России?

Реализация национальных проектов в регионах России имеет свои особенности. Во-первых, каждый регион имеет свои специфические задачи и потребности, поэтому национальные проекты должны быть адаптированы под эти условия. Во-вторых, региональные власти играют важную роль в реализации проектов, поскольку они обладают необходимыми ресурсами и знаниями о регионе. Кроме того, местные органы власти могут привлекать дополнительные инвестиции и организовывать сотрудничество с бизнесом и общественными организациями. В-третьих, необходимо обеспечить координацию и мониторинг реализации проектов на региональном уровне, чтобы достичь наилучших результатов.