функции частиц в худ.тексте на материале произведений Чехова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 35 35 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 20.04.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРИЗНАКИ ЧАСТИЦ КАК ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ФУНКЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ…………………………………………………………………….5
1.1. Признаки частиц в «Русской грамматике» под редакцией Н.Ю. Шведовой ………………………………………………………………….5
1.2. Признаки частиц в работе А.А. Шахматова «Синтаксис русского языка» ………………………………………………………………………9
1.3. Признаки частиц в работе В.В. Виноградова «Русский язык» ……10
1.4. Признаки частиц в работе А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» ……………………………………………………..13
1.5. Признаки частиц в учебнике «Современный русский язык» под ред. П.А. Леканта…..…………………………………………………………..14
1.6. Признаки частиц в работах современных лингвистов…………….15
Выводы по первой главе…………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ЧАСТИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА……………………………………………………………...18
2.1. Функции частиц в рассказе А.П. Чехова «Хирургия»…………….18
2.2. Функции частиц в рассказе А.П. Чехова «О бренности»………….22
2.3. Функции частиц в рассказе А.П. Чехова «Вверх по лестнице»……25
Выводы по второй главе …………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………33

Фрагмент для ознакомления

Итак, в рассказе А.П. Чехова «О бренности» частицы, в основном, выполняют функции отрицания и усиления, а также могут изъявлять желание говорящего. Все эти частицы служат для создания оттенков значения тех или иных слов, что помогает, с одной стороны, сформировать отношение читателя к тому или иному герою, с другой – выразить авторскую позицию относительно событий, описанных в рассказе.2.3. Функции частиц в рассказе А.П. Чехова «Вверх по лестнице»В рассказе А.П. Чехова «Вверх по лестнице» (1885 г.) [Чехов, 1976] встречаются отрицательные, модальные, вопросительные, формообразующие частицы, а также утверждающие реплики. Так, к отрицательным частицам относим частицу не («Знакомых у него на вечере не было», «То есть, положим, не так, как я…», «На табак не хватит…», «Старику-то, думаю, небось не откажет!»), которая, собственно, и выражает отрицание. Модальные частицы представлены частицами же [Валова, 2014](«как же сюда попали?», «так же, как и вы»), и[Млинарова, 2018](«так же, как и вы…», «А я, знаете ли, гляжу сейчас и вижу»), ведь («ведь я состою секретарем», дай («дай, думаю, позову»).К вопросительным частицам в данном случае относим частицу да («Да?Это на первых порах недурно…»). Как мы видим, вопросительное предложение полностью состоит из частицы, то есть она в совокупности с вопросительным знаком создает вопрос как таковой. Однако эта частица обладает и некоторой модальностью. Так, в данном случае, Долбоносов с помощью вопроса как бы переспрашивает у Щепоткина информацию, чем выражает наигранную заинтересованность в разговоре с ним. Сюда же относим частицу ли [Цзян, 2018](«знаете ли» − 2 раза), которая употреблена не в вопросительном предложении, а в составе вводной конструкции. Долбоносов, используя конструкцию «знаете ли» пытается разъяснить свои чувства собеседнику и, может быть, даже оправдаться перед ним. Кроме того, в момент речи Долбоносов волнуется, о чем говорит прерывание его сентенций, выраженное многоточием («Гм… Скажите… Я, знаете ли… тово… всегда желал вам…»). Поэтому вводная конструкция, в состав которой входит частица ли, призвана заполнить паузы и дать время подумать. Частица усиливает слово «знаете», акцентирует на нем внимание. Создается впечатление, что Долбоносов открывает Щепоткину какую-то тайну, что призвано расположить второго по отношению к первому. Наигранная искренность, появляющаяся после того, как Долбоносов узнает о социальном статусе собеседника, − вот ради чего автор использует в речи советника вводную конструкцию с частицей ли.Формообразующие частицы представлены частицей то («что-то лицо знакомое», «Старику-то, думаю, небось не откажет!»). Если в первом случае частица, образующая форму слова, выражает неопределенность (непонятно, почему лицо знакомое), то во втором – акцентирует внимание на слове «старик», тем самым пытаясь вызвать снисхождение у собеседника. Таким образом, формообразующие частицы в данном случае можно рассматривать как модальные, поскольку они участвую в создании оттенков значения. Утверждающие реплики представлены частицами конечно («Конечно, для безбедного прожития в Петербурге этого недостаточно», и её сочетанием с частицей да («Дааа, в таком случае, конечно…»). В обоих случаях частицы выражают согласие с собеседником, только в первом случае это согласие – предвосхищающее: Щепоткин заранее соглашается с возможными возражениями собеседника, чтобы затем их опровергнуть. Таким образом, количественное соотношение частиц в рассказе выглядит следующим образом: 35% − модальные, 24% − отрицательные, − 18% − вопросительные, по 12% − формообразующие частицы и утверждающие реплики (Диаграмма № 3). Рассмотрим отдельные предложения с частицами, имеющими наибольшую художественную нагрузку.Например, в приведённом далее диалоге: — Вы это… тово… как же сюда попали? — спросил он, зевая в кулак.— Так же, как и вы…Частица же в данном примере входит в состав и вопроса, и ответа на него. В обоих случаях она служит для усиления слов: в первом случае – «как», во втором – «так». Стоит отметить, что в ответе происходит некое уподобление вопросу, ироничное передразнивание, передающееся с помощью частицы. Здесь же встречаем частицу и, которая акцентирует внимание на слове «вы». Вероятно, Щетинин дает понять собеседнику, что ничем от него не отличается, что нет ничего удивительного в его присутствии на вечере, чем задевает провинциального советника: «То есть, положим, не так, как я… − нахмурился Долбоносов, оглядывая Щепоткина».Рассмотрим предложение «Дай, думаю, позову его к себе отобедать…». Частица дай выражает волеизъявление, но направленное на самого говорящего, то есть она помогает спроецировать внутренний диалог. Интересно с точки зрения значения частиц предложение «Старику-то, думаю, небось не откажет!», в котором встречаются формообразующая и отрицательная частицы. Форма «старику-то», как уже говорилось выше, является разговорной. А.П.Чехов использует частицу токакраз для того, чтобы передать эту разговорность, прямую речь. С другой стороны, эта частица и выделяет слово «старик», которое призвано расположить собеседника, разжалобить его и склонить на свою сторону – то есть усиление слова «старик» за счет присоединения частицы «то» позволяет манипулировать Щепоткиным. Отрицательная частица не в данном предложении выполняет свою прямую функцию. Рассмотрим предложение с частицей ведь: «Конечно, для безбедного прожития в Петербурге этого недостаточно, но кроме того ведь я состою секретарем в правлении Угаро-Дебоширской железной дороги…». Частица ведь подчеркивает вторую часть предложения, делает акцент именно на ней. Частицаконечноуже анализироваласьвыше. Если связать два значения, выраженные с помощью этих частиц, то можно прийти к выводу, что в предложении они просто незаменимы. Частицы создают именно ту интонацию и те акценты, которые нужны говорящему, тем самым позволяя ему доказать свою состоятельность. Таким образом, в рассказе А.П. Чехова «Вверх по лестнице» частицы служат для выделения определенных значимых слов. К тому же, они помогают выстроить диалог с той интонацией и теми оттенками значений, которые хотел передать автор.Выводы по второй главеДля выявления функций частиц в художественном тексте было рассмотрено три рассказа А.П. Чехова: «Хирургия», «О бренном», «Вверх по лестнице». В рассказе «Хирургия» частицы выполняют различные функции, главными из которых являются отрицание и акцентирование. Встреченные в этом произведении частицы относятся к прямой речи, то есть произносятся в составе реплик персонажей, что придает эмоциональную окраску всему произведению и является способом передачи образов героев и их чувств.В рассказе «О бренности» частицы, в основном, выполняют функции отрицания и усиления, а также могут изъявлять желание говорящего. Все эти частицы служат для создания оттенков значения тех или иных слов, что помогает, с одной стороны, сформировать отношение читателя к тому или иному герою, с другой – выразить авторскую позицию относительно событий, описанных в рассказе.В рассказе «Вверх по лестнице» частицы являются средством выделения определенных значимых слов. К тому же, они помогают выстроить диалог с той интонацией и теми оттенками значений, которые хотел передать автор.Проведенное и описанное в данной курсовой работе исследование показало, что частицы, обладающие модальностью, могут быть использованы как в прямой речи героев, так и в повествовании рассказчика. В первом случае они помогают детализировать образ персонажа, внося в его речь тот или иной оттенок, во втором – позволяют выявить авторское отношение к героям произведения. Необходимо отметить также, что в рассказах А.П. Чехова модальные частицы чаще используются в диалогах.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведённое и представленное в данной курсовой работе исследование позволило прийти к перечисленным далее выводам.1) Существуют разные классификации частиц. Все они акцентируют ту или иную сторону признаков данной части речи, а следовательно, имеют право на существование как объективные. Использование той или иной классификации определяется темой и целью исследования. Для данной курсовой работы наиболее соответствующей является классификация, представленная в «Русской грамматике» (1980 г.). Как было сказано, в ней выделяются следующие разряды частиц: 1) формообразующие, 2) отрицательные, 3) вопросительные, 4) характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности, 5) модальные, 6) частицы − утверждающие или отрицающие реплики.2) Применение указанной классификации частиц для анализа трёх рассказов А.П. Чехова позволило выяснить особенности функционирование в них частиц, обусловленные художественным замыслом этих произведений.Так, оказалось, что в рассказе «Хирургия» частицы выполняют различные функции, главными из которых являются отрицание и акцентирование. Встреченные в этом произведении частицы относятся к прямой речи, то есть произносятся в составе реплик персонажей, что придает эмоциональную окраску всему произведению и является способом передачи образов героев и их чувств.В рассказе «О бренности» частицы, в основном, выполняют функции отрицания и усиления, а также могут изъявлять желание говорящего. Все эти частицы служат для создания оттенков значения тех или иных слов, что помогает, с одной стороны, сформировать отношение читателя к тому или иному герою, с другой – выразить авторскую позицию относительно событий, описанных в рассказе.В рассказе «Вверх по лестнице» частицы являются средством выделения определенных значимых слов. К тому же, они помогают выстроить диалог с той интонацией и теми оттенками значений, которые хотел передать автор.Проведенное нами исследование показало, что частицы, обладающие модальностью, могут быть использованы как в прямой речи героев, так и в повествовании рассказчика. В первом случае они помогают детализировать образ персонажа, внося в его речь тот или иной оттенок, во втором – позволяют выявить авторское отношение к героям произведения. Стоит отметить, что в рассказах А.П. Чехова модальные частицы чаще используются в диалогах между персонажами. Таким образом, в художественном тексте А.П. Чехова не встречается случайных слов. Большинство из них обладает скрытыми значениями, подсознательно ощущающимися внимательными читателями. Приведённые выводы показывают, что задачи исследования выполнены, цель достигнута. Дальнейшее исследование, как представляется, должно быть связана с анализом функционирования частиц в остальных произведениях А.П. Чехова. Это позволит понять в полном объёме творческое своеобразие использования рассматриваемой части речи в художественных текстах писателя, что в свою очередь даст возможность понять определённую часть потенциала, которым обладают частицы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. – Т.3.: 1884-1885. – М.: Наука, 1975. – 622 с. 2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. − Т. 4: 1885-1886. – М.: Наука, 1976 − 551 с.3. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. – М.:Учпедгиз, 1945. – 236 с.4. Акопян К.С. Союзные функции частицы только: частица-союз vs. частица - союзный аналог // Слово.ру: Балтийский акцент. – Ереван, 2018. − №1. – С 29-44.5. Бацевич Ф.С. Семантика обманутого ожидания: слово даже у Ф. М. Достоевского // VERBUM: язык, текст, словарь: Сб. науч. тр.. − Екатеринбург, 2006. − С. 239–247.6. ВаловаЕ.А. Синтаксические свойства русской энклитической частицы же // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. – М., 2014. − №4 – С. 16-33. 7. Гурьева Н.Н. Особенности функционирования частицы вот в структуре художественного текста (на материале произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. − №37. 8. Виноградов В. В.. Русский язык. Грамматическое учение о слове. /Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз.,2001. — 720 с.9. Иванчикова Е. А. Писатель и норма (из наблюденийнад синтаксисом частицы даже) // Синтаксис и норма. − М.,1974. − С. 249-266.10. Колодезнев В. М. Морфология русского языка: практический курс: учеб.пособие для студентов вузов. − М.: ВЛАДОС, 1999. − 264 с.11. Куприна Н.В. Проблемы изучения семантико-прагматических свойств частиц русского языка // Символ науки. – Уфа: Омега Сайнс, 2016. − №8 – С. 97-99.12. Лан Шо. Особенности употребления частицы «Вот» в прозе Ю. В. Трифонова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. − №8 – С. 131. 13. ЛекантП. А. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. − 5-е изд. − М.: Издательство Юрайт, 2014. − 559 с. 14. Млинарова Б. Дискурсивные функции частицы «и» в газетных статьях // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Пермь, 2018. − №2. – 39-46.15. Муминов В.И. Стилистические функции частиц в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: Автореф. дис. … канд.филол. наук. − Владивосток, 2009.16. Назарова Л.Г. Функции разговорных частиц в различных речевых жанрах и поэзии А. Т. Твардовского // Жанры речи. – Саратов, 2017. − №2 – С. 250-253.17. Пешковский А.М. Наш язык: Учебная книга по грамматике для школ 1-й ступени. Сборник для наблюдений над языком в связи с занятиями правописанием и развитием речи. Книга для учителя. - 4-е изд. – М.; Ленинград: Гос. изд-во, 1926. – 214 с. 18. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - 8-е изд., доп. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с.19. Плунгян В.А. Дискурсивные слова. Ну, вот, кстати, однако // Новая газета. – 2012. – №14.20. ПлунгянВ.А. Общая морфология: Введение в проблематику. – М.:Едиториал УРСС, 2003. – 384 с.21. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. − М.: Высшая школа, 1991. − 559 с.22. Савельева Л.А. Частицы как инструмент персонификации образов литературных героев в русской художественной литературе // Вестник ЧелГУ, 2019. − №6 – С. 148-153.23. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: в 3-х ч. − Ч.2: морфология: учебник /Л.Д.Чеснокова, В.С.Печникова; под ред. Е.И.Дибровой. − 2-е изд. доп. и перераб. − Ростов н/Д: Феникс, 1997. − 303 с.24. Токарчук И.Н. Функционирование частиц в художественном тексте. – СПб: Мир русского слова, 2010. − №4 – С. 66-77.25. ТокарчукИ.Н.Частица только в пространстве художественного текста (на материале произведений Б. Васильева) // Научный диалог. – Екатеринбург, 2018. − №2. – 159-171. 26. ЦзянВэй. Вопросительные высказывания с частицей ли (не ли) в художественном тексте // Вестник ВолГУ. − Серия 2: Языкознание. – Волгоград, 2018. − №3. – С. 174-180.27. Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. − Л.: Просвещение, 1981. −584 с.28. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. − М.: Эдиториал УРСС, 2001. − 624 с.29. Шведова Н.Ю. Русская грамматика: в 2 т. − Т. 1. − Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова и др. − М.: Наука, 1980. − 783 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. – Т.3.: 1884-1885. – М.: Наука, 1975. – 622 с.
2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. − Т. 4: 1885-1886. – М.: Наука, 1976 − 551 с.
3. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. – М.:Учпедгиз, 1945. – 236 с.
4. Акопян К.С. Союзные функции частицы только: частица-союз vs. частица - союзный аналог // Слово.ру: Балтийский акцент. – Ереван, 2018. − №1. – С 29-44.
5. Бацевич Ф.С. Семантика обманутого ожидания: слово даже у Ф. М. Достоевского // VERBUM: язык, текст, словарь: Сб. науч. тр.. − Екатеринбург, 2006. − С. 239–247.
6. Валова Е.А. Синтаксические свойства русской энклитической частицы же // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. – М., 2014. − №4 – С. 16-33.
7. Гурьева Н.Н. Особенности функционирования частицы вот в структуре художественного текста (на материале произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. − №37.
8. Виноградов В. В.. Русский язык. Грамматическое учение о слове. /Под. ред. Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 720 с.
9. Иванчикова Е. А. Писатель и норма (из наблюдений над синтаксисом частицы даже) // Синтаксис и норма. − М., 1974. − С. 249-266.
10. Колодезнев В. М. Морфология русского языка: практический курс: учеб. пособие для студентов вузов. − М.: ВЛАДОС, 1999. − 264 с.
11. Куприна Н.В. Проблемы изучения семантико-прагматических свойств частиц русского языка // Символ науки. – Уфа: Омега Сайнс, 2016. − №8 – С. 97-99.
12. Лан Шо. Особенности употребления частицы «Вот» в прозе Ю. В. Трифонова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. − №8 – С. 131.
13. Лекант П. А. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. − 5-е изд. − М.: Издательство Юрайт, 2014. − 559 с.
14. Млинарова Б. Дискурсивные функции частицы «и» в газетных статьях // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Пермь, 2018. − №2. – 39-46.
15. Муминов В.И. Стилистические функции частиц в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. − Владивосток, 2009.
16. Назарова Л.Г. Функции разговорных частиц в различных речевых жанрах и поэзии А. Т. Твардовского // Жанры речи. – Саратов, 2017. − №2 – С. 250-253.
17. Пешковский А.М. Наш язык: Учебная книга по грамматике для школ 1-й ступени. Сборник для наблюдений над языком в связи с занятиями правописанием и развитием речи. Книга для учителя. - 4-е изд. – М.; Ленинград: Гос. изд-во, 1926. – 214 с.
18. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - 8-е изд., доп. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с.
19. Плунгян В.А. Дискурсивные слова. Ну, вот, кстати, однако // Новая газета. – 2012. – №14.
20. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с.
21. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. − М.: Высшая школа, 1991. − 559 с.
22. Савельева Л.А. Частицы как инструмент персонификации образов литературных героев в русской художественной литературе // Вестник ЧелГУ, 2019. − №6 – С. 148-153.
23. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: в 3-х ч. − Ч.2: морфология: учебник /Л.Д.Чеснокова, В.С.Печникова; под ред. Е.И.Дибровой. − 2-е изд. доп. и перераб. − Ростов н/Д: Феникс, 1997. − 303 с.
24. Токарчук И.Н. Функционирование частиц в художественном тексте. – СПб: Мир русского слова, 2010. − №4 – С. 66-77.
25. Токарчук И.Н. Частица только в пространстве художественного текста (на материале произведений Б. Васильева) // Научный диалог. – Екатеринбург, 2018. − №2. – 159-171.
26. Цзян Вэй. Вопросительные высказывания с частицей ли (не ли) в художественном тексте // Вестник ВолГУ. − Серия 2: Языкознание. – Волгоград, 2018. − №3. – С. 174-180.
27. Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. − Л.: Просвещение, 1981. −584 с.
28. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. − М.: Эдиториал УРСС, 2001. − 624 с.
29. Шведова Н.Ю. Русская грамматика: в 2 т. − Т. 1. − Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова и др. − М.: Наука, 1980. − 783 с.