Образ дракона в древнеиндийской и древнегреческой мифологии.Функции и значение.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 16.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Образ дракона в мифологии 6
1.1. Образ дракона в древнеиндийской мифологии 6
1.2 Образ дракона древнегреческой мифологии 9
ГЛАВА 2. Функции и значение дракона 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
«На наш взгляд, изображение в виде птицы со змеем в когтях означало не только борьбу противоположностей, но прежде всего единство мира, в котором жизнь и смерть - это две основные, равнозначные, равновеликие движущие силы дуального мира. А поскольку каждый символ многозначен, то в него, очевидно, вкладывалось не только философское понятие единства добра и зла, но и космогоническое понятие единства земли и вселенной, метафизическое понятие единства духовного и материального и т.д. в зависимости от сопровождавшего символ контекста. Кроме того, по мнению П. Гуревича «метафоры и символы древних текстов содержат зашифрованную информацию о свойствах сознания». Тогда изображение птицы со змеем в когтях может обозначать два разных уровня сознания, которые в единстве дают мудрость в своем высшем проявлении. Именно это значение мудрости сохранилось за образом дракона у некоторых народов до настоящего времени».Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. Вспомните сказки народов Кавказа, болгарские, русские, румынские, где дракон-змей перекрывает исток реки и требует жертву за водуТаким образом, дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо состоящие из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб. Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность. Общим почти для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф об убийстве дракона героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище и похищенных людей (чаще всего девушку).Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод. Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В отличие от европейского дракона, китайский дракон представляет доброе начало.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, для того, чтобы более подробно проанализировать тему, которая была поставлена, необходимо четко понимать, что из себя представляет данный механизм. В научном словаре есть определение, исходя из которого, можно утверждать, что мифология – важная часть нашей культуры и истории. Люди, которые жили ранее, применяли разные легенды, предания для того, чтобы объяснитьразные природных явлений.В настоящее время всё, что раньше так впечатляло людей, рождало веру в сверхъестественное, наукой уже объяснено, однако все данные мифы, сказки, легенды и предания все также остаются в нашей культуре – в искусстве, литературеОтметим, что известнейшим мифическим существом считается дракон – большая рептилия, которая наделена разумом. В фольклоре каждого народа имеется его образ. Однако у каждого народа данный образ имеет свои особенные черты.Известные ученые А.Чемохоненко и Я.Чеснов убеждены в том, что особенную роль в разработке внешнего облика дракона имело полярное сияние - красивейшее и фантастическое явление природы, которое связано с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов. Кто видел данные величественные светлые, многоцветные сполохи, зачастую принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой похожи на самых разных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при условии безоблачного неба, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, которые сковывают воды. Зачастую сияние концентрируется над берегами крупных водоемов, формируя так называемый «береговой эффект».В целом, в большей части древних мифов образ дракона ассоциируется с главными принципами мироздания. Он почти что всегда связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике огромной рептилии свойственно лишь для европейской цивилизации и арамейской культуры. Во-вторых, в настоящее время, когда говорится о драконах, на ум в первую очередь приходят скандинавская и китайская мифологии, так как нынешняя литература и киноиндустрия применяют в своих сюжетах гигантских ящеров, зачастую, из данных культур. Однако это совсем не означает, что в насыщенной греческой мифологии таким существам не нашлось места.Такое слово, как «дракон» пришло во все нынешние языки из греческого, в котором оно обозначало гигантского змея, а не ящера с крыльями. Отметим, что изначально упоминание древнегреческого дракона было найдено в «Илиаде», в которой царь Агамемнон имеет пояс, который расшит синими драконами и нагрудник с эмблемой трехглавого дракона.Самым известным греческим драконом считается Лернейская Гидра, имя которой было метафорой для того, что очень сложно убить. Гидра являлась чудовищным многоглавым змеем с ядовитыми клыками, ядовитым дыханием и ядовитой кровью. Число голов Гидры очень переменчиво, в зависимости от источника: зачастую, их семь или девять, однако может быть даже сто.Это не удивительно, так как головы у диковинного чудовища имели свойство расти заново: на месте одной отрубленной головы сразу же появлялось две новых. Одна из голов Гидры была сделана из золота и являлась бессмертной. Известнейший герой Греции Геракл смог одержать победу над ужасным драконом, отрубая головы одну за другой и сразу же прижигая факелом раны, которые были нанесены. Бессмертную голову Гидры он захоронил под камнем, а наконечники своих стрел окунул в ядовитую кровь чудовища, после чего каждый его выстрел был смертельным. Драконов в греческой мифологии большое количество. Ярчайшим примером является Тифон, стоглавый гигантский дракон, который рожден богиней - землей Геей и божеством хаоса Тартаром. Тифон мог испускать огонь, но немного необычным образом – через глаза. Данного монстра уничтожил Зевс - глава Богов.Пифон, дракон, который преследовал будущую мать бога света Аполлона, похвастаться многоглавостью не мог, но был довольно велик, это хватало для того, чтобы навести страх. Согласно самой популярной версии мифа, Пифон был послан ревнивой богиней Герой для того, чтобы наказать очередную любовницу мужа, богиню Лето, которая уже была беременна близнецами Аполлоном и Артемидой. Когда дети родились и немного выросли, то пожелали отомстить обидчику матери. Отважный юноша Аполлон, вооружившись луком и стрелами, преследовал Пифона до самого его логова на вершине горы Парнас, где и уничтожил его, выпустив целую тысячу стрел. На месте гибели дракона, Аполлон построил собственное святилище — Дельфы, а дельфийская жрица-оракул стала называться в честь поверженного змея Пифией.В различных источниках можно найти информацию о том, что настоящим именем Пифона было Дельфиний или Дельфин, в результате чего и пошло такое название, как Дельфы.Также необходимо обратить внимание на тот факт, что ярчайшим примером дракона считается Колхидский Дракон, который охранял золотое руно. Данный бдительный монстр никогда не спал и только единожды был погружен в сон под действием снадобий царевны Медеи и мелодичных ритмов легендарного Орфея, что и предоставило возможность предводителю аргонавтов Ясону украсть руно. Итак, можно сделать выводы, что уже в древние времена образ дракона начинал формироваться. Формально драконы зародились в Греции, так как именно там их именовали драконами, однако и до греческой цивилизации схожие существа активным образом применялись в мифологии для олицетворения злых сил и начала хаоса. В Греции дракон имел не столь символичный характер, однако относился точно так же к антагонистам, силам тьмы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. История: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2014.Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. История (Исторические проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37.Борисова А. Н. История // Исторические вопросы. - 2017. - № 12. – С. 64.Волков С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2017. - №8. – С.57.Горелова Н. Послания из вымышленного царства (пер. с лат., сост., вступ.ст., комм. Горелова Н.; пер. с др.-греч. Горшановой О., Захаровой Д., Лагутиной Е.), СПб: Азбука-классика, 2004Козьменко В.М. Учебник для вузов «История» М.: Бек, 2015;Козлов С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2014. - №8. – С. 185.Конин Н. М. История в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015;Кун Н. Мифы Древней Греции. – М.: АСТ, Астрель, 2004 г.Мальцев Г. В. История: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2017.- С.674.Стиверсен Н.А. Актуальные вопросы // История. – 2016. - №42;Шереченко Г.М. Актуальные исторические вопросы// Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // История и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13.Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;Толковый словарь Даля онлайн. – Режим доступа: http:// slovardalja.net/ ;
1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. История: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2014.
2. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. История (Исторические проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37.
3. Борисова А. Н. История // Исторические вопросы. - 2017. - № 12. – С. 64.
4. Волков С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2017. - №8. – С.57.
5. Горелова Н. Послания из вымышленного царства (пер. с лат., сост., вступ.ст., комм. Горелова Н.; пер. с др.-греч. Горшановой О., Захаровой Д., Лагутиной Е.), СПб: Азбука-классика, 2004
6. Козьменко В.М. Учебник для вузов «История» М.: Бек, 2015;
7. Козлов С.В. Актуальные исторические вопросы // История. – 2014. - №8. – С. 185.
8. Конин Н. М. История в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015;
9. Кун Н. Мифы Древней Греции. – М.: АСТ, Астрель, 2004 г.
10. Мальцев Г. В. История: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2017.- С.674.
11. Стиверсен Н.А. Актуальные вопросы // История. – 2016. - №42;
12. Шереченко Г.М. Актуальные исторические вопросы// Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23
13. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // История и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13.
14. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
15. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
16. Толковый словарь Даля онлайн. – Режим доступа: http:// slovardalja.net/ ;
Вопрос-ответ:
Какой образ дракона встречается в древнеиндийской мифологии?
В древнеиндийской мифологии дракон имеет различные образы и символические значения. Он часто изображается как могущественное существо с большой змееподобной туловищем, огромными крыльями и острыми клыками. В древнеиндийских мифах дракон может быть как добродушным и защитником, так и злобным и опасным врагом.
Каким был образ дракона в древнегреческой мифологии?
В древнегреческой мифологии дракон также представлен в разных вариантах. Он изображается как огромное чудовище с змееподобным телом, крыльями и острыми когтями. Дракон в древнегреческой мифологии часто ассоциируется с опасностью и злом, и часто выступает в роли противника героев и богов.
Какую функцию выполнял образ дракона в мифологии?
Образ дракона в мифологии выполнял несколько функций. Он символизировал силу, могущество и опасность. Дракон также являлся метафорой для внутренних борьб героев или богов и персонифицировал определенные аспекты природы, такие как огонь, вода или земля. В некоторых случаях, дракон был представлен как стражник сокровищ или владелец некой мудрости и знаний.
Какое значение имел образ дракона в мифологии?
Значение образа дракона в мифологии может быть разным в разных культурах. В некоторых случаях, дракон символизировал силу и власть правителей или богов. Он также мог быть связан с земледелием, дождем и плодородием. В других случаях, дракон был ассоциирован с опасностью и разрушением, и его покорение символизировало победу над злом и хаосом.
Каково значение образа дракона в контексте борьбы противоположностей?
Образ дракона в контексте борьбы противоположностей символизирует борьбу и соединение различных сил и аспектов в мире. Дракон сочетает в себе свойства добра и зла, смерти и жизни. Он олицетворяет те противоположности, которые существуют в мире, и понимание их взаимного влияния и взаимодействия является ключом к гармонии и балансу.
Какой образ дракона присутствует в древнеиндийской мифологии?
В древнеиндийской мифологии дракон изображается как могущественное существо с змеями вместо волос на голове. Он считается символом силы и богатства, а также является олицетворением зла и хаоса.
Какой образ дракона присутствует в древнегреческой мифологии?
В древнегреческой мифологии дракон часто изображается как огромное существо с головой и хвостом змеи, крыльями и чешуей на теле. Он часто является символом стража или протектора, а также играет важную роль в мифах и легендах.
Какая функция и значение имеет дракон в мифологии?
Дракон выполняет различные функции в мифологии, включая символизацию силы, мудрости, зла или хаоса. Он также может быть персонифицированной формой определенных божеств или героев. Значение дракона варьирует в разных культурах, но общая идея заключается в его связи с мифологическими сюжетами и символами.
В чем состоит значение изображения дракона в виде птицы с змеем в когтях в древней мифологии?
Изображение дракона в виде птицы с змеем в когтях имеет несколько значений. Оно может символизировать борьбу противоположностей, таких как жизнь и смерть. Оно также может передавать идею единства мира, где различные силы и аспекты существуют в гармонии и взаимосвязи.
Какие источники и литература были использованы для написания статьи?
Для написания статьи были использованы различные источники и литература, включая исследования ученых по древнеиндийской и древнегреческой мифологии, а также тексты и эпические поэмы, содержащие описания драконов и их роли в мифологии.
Каковы основные черты образа дракона в древнеиндийской мифологии?
В древнеиндийской мифологии дракон часто представлялся как могущественное существо, обладающее сверхъестественной силой и мудростью. Он часто изображался с множеством голов, крыльями и змеиным телом. Дракон в индийской мифологии считался божественным символом и являлся объектом почитания.
Какое значение имел дракон в древнегреческой мифологии?
В древнегреческой мифологии дракон имел двойственное значение. С одной стороны, он представлял угрозу и был символом зла и разрушения. С другой стороны, дракон также считался символом мудрости, охранителем и хранителем сокровищ. Он часто воспринимался как защитник, сражающийся против злых сил и защищающий людей.