Образ Ричарда III в тюдоровской историографической традиции. Томас Мор, Уильям Шекспир

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 36 36 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 04.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Тюдоровская историографическая традиция 5
Глава 2. Образ Ричарда III в тюдоровской историографической традиции 11
2.1 Ричард III в сочинении Т. Мора 11
2.3. Сценический образ Ричарда III У. Шекспира 19
2.2 Отражение политических взглядов Т.Мора в «Истории Ричарда III» 23
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Не отрицая права автора толковать исторические события, которым подвержены и многие почтенные историки, мы интересуемся воззрением Т. Мора на эти драматические для английской истории события, ибо в сравнении с Шекспиром Т. Мор может считаться свидетелем, выросшим на рассказах очевидцев того времени.Но неужели «История Ричарда III» так правдива, в самых черных красках рисует короля-узурпатора и тирана, как это было принято 500 лет назад? Чтобы ответить на этот вопрос, просто необходимо иметь представление о том, как, при каких условиях этот литературный памятник появился таким, каким мы его видим сейчас.Томас Мор получил начальное образование в школе Сент-Энтони и в возрасте 13 лет был принят в дом архиепископа и лорд-канцлера Джона Мортона и некоторое время служил в качестве его секретаря. Здесь, в доме архиепископаКентерберийского, не раз имели честь слышать рассказы о царствовании Ричарда III, действия которого оценивались с точки зрения враждебных ему Ланкастеров. Эти рассказы послужили первым толчком к описанию правления венценосного тирана. Следует также отметить, что именно Джон Мортон составил положения, в которых перечислялись основные злодеяния, приписываемые Ричарду:Ричард III йоркский убил (приказал убить) заточенных в Тауэре принцев Эдуарда и Ричарда, сыновей короля Эдуарда IV;Ричард III был непосредственно причастен к смерти своего брата Георга, герцога Кларенса;Ричард вынудил Анну Невилл выйти за него замуж, а впоследствии планировал убить жену и вступить в кровосмесительный брак с племянницей, Елизаветой Йоркской (дочерью Эдварда IV).Ричард III, по слухам, распространяемым Джоном Мортоном, обвинил свою мать в романе с кем-то неизвестным, а брата Эдуарда в том, что он не является сыном Ричарда, герцога Йоркского, и, следовательно, не имеет никаких прав на трон.Ричард III убил первого мужа Анны Невилл, Эдуарда, принца Уэльского, сына слабого короля Генриха VI и королевы Маргариты Анжуйской;Упоминал ли Джон Мортон в своем рассказе о «страшном злом короле», что именно за эту усердную службу новому королю (Генриху VII) Мортон получил сан архиепископа Кентерберийского, а в 1493 году папа Александр VI назначил его кардиналом.Кроме того, в хрониках встречаются упоминания о заговоре против Ричарда, в состав которого входили Дорсет, леди и лорд Стэнли, Лорд Бекингем и будущий архиепископ Кентерберийский - Мортон. Сюжет раскрыт, а что сделал Ричард из Глостера? Он казнил только главу заговора, Лорда Бекингема. И пусть остальные побегут во Францию. Так почему же король вдруг позволил предателям сбежать? В своей «Истории» Мор сам признает, что во всем, что происходило в правление последнего короля из из дома Йорков, есть много темного и скрытого. Пусть люди много чего рассказывают назло и заставляют подозрения и догадки воспринимать как факты. Он пишет: «В то время все делалось тайно, одно было сказано, другое подразумевалось, так что ничего не было ясно и открыто доказано». Но все же Мор выносит однозначный вердикт Ричарду: в его труде он предстаетфизическим и моральным монстром. Исходя из вышеописанного, «Историю Ричарда III», следует воспринимать не как объективное сочинение. Вымышленные диалоги – традиция европейскогоисториописанияначиная с Античности. Кроме того, надо понимать, что, хотя Генрих VIII и казнил Томаса Мора в будущем, он был для него довольно близок по духу - с простым подданным не собираются считать звезды, и не допускают к ним таких вольностей, как осуждение личной жизни короля. Было много причин для казни, но нет причин для назначения канцлером, говорят источники. Так же, как утопию следует читать правильно, так и историю Ричарда III следует читать правильно. Возможно, современники не столько интересовались реальным исходом событий, сколько задавали вопрос-в чем ошибка Ричарда III.«История Ричарда III» - это не только литературное, и не только историческое произведение, имеющее, несомненно, литературную ценность.«История Ричарда III» написана гуманистом, осознающим реальность того времени, когда власть тирана хороша для подданных, но не для него лично, который стремился возродить для потомков стиль письма древних историографов в отличие от тогдашних придворных.В Ричарде III изображается антипод идеального правителя, мечты гуманистов,образцовый тиран и злодей. Латинская и английская версии охватывают довольно короткий период от смерти Эдуарда IV до воцарения Ричарда III, но при этом даже в таком виде произведение весьма обширно по содержанию.В творчестве Мора больше всего внимания уделяется взаимосвязи политики и морали, в «Истории Ричарда III» , как и в «Утопии», - мы видим непримиримость ко всякому проявлению насилия, политического произвола и того, что называется одним словом - тирания. Мор более осуждает не столько тиранию Ричарда, с точки зрения гуманистической морали, сколько глубоко понимает политическую систему правления в условиях королевского деспотизма, где все средства хороши в борьбе за достижение, укрепление и сохранениевласти. Эти средства -насилие, коррупция и политическая пропаганда с использованием демагогии и политического лицемерия, с непременным призывом к религии и морали.Особенно ценно в творчестве Мора то, что он умеет отображать отражение политических событий в общественном сознании, прежде всего в той социальной среде, к которой он принадлежал.Основные события представлены на фоне противоречий политических группировок- Ричарда, Бекингема, их сторонников и противников - Вудвиллов (королевы Елизаветы и ее приближенных), всех тех, кто занимался большой политикой. А также, с точки зрения пассивных участников событий - представителей третьегосословия, особенно верхушки лондонских горожан, позиция которых была близка к аристократическим группам, борющимся за власть.«История Ричарда III» отражает гуманистический подход Мора к проблеме личности, его интерес к человеческой индивидуальности, несмотря на всю склонность описывать диаметрально противоположенных персонажей - «доброго государя» Эдуарда IV и «властолюбивого тирана» Ричарда III, он показывает всю сложность и целостность этих людей.В то время как Ричард III предстает человеком во плоти: небольшого роста, плохо образованный, на спине горб, неприятное лицо-все это одни дворяне называли его хищником, а другие еще хуже. Он был зол, завидовал с самого момента своего рождения и даже раньше. Это прием, характерный для гуманистов - внешность является отражением внутреннего мира человека: моральный урод оказывается естественным образом и физическим уродом тоже.Он относится к своим друзьям с явным равнодушием и использует деньги, покупая выгодную дружбу. Возможно, намеренно увеличивая возраст в начале пьесы, Шекспир показывает последние годы правления «хорошего» короля Эдуарда.В представлении Мора злодей Ричард - выдающийся человек, отважный полководец с политической мудростью, большой волей и упорством в достижении цели, энергичен, скрытен, дипломат и лицемер. Напротив, в, казалось бы, идеализированном образе Эдуарда IV Мора интересовал не столькоистинный характер государя, сколько абстрактный гуманистический идеал доброго короля, которого он противопоставляет злодею Ричарду. Ричард с юности планировал узурпацию, а добрый, уверенный в себе Эдуард IV умер от естественных причин, лишь вследствие многочисленных болезней и среднего возраста 40 лет.Так что при всех слабостях Эдуарда IV, Мор больше ценил этого короля, за то, что к концу его правления Англия находилась в спокойном и благополучном состоянии, наступил длительный и стабильный мир-идеальный король, ничего не делающий с энергичным окружением,-почти как правители его «Утопии».Король Эдуард IV был милостив и внимателен к людям, и эти качества продолжали усиливаться к концу его жизни.Его королева, напротив, изображается как женщина, жаждущая власти. В отличие от королей, которые с возрастом забывали о куртуазном поведении, свойственном им в начале царствования. Эдуард IV до конца своих дней использвал учтивое обращение. Так же Мор упоминает, как достоинство последних лет правление Эдуарда, - отказ от беневоленций – принудительных поборов в пользу короны, к которым Эдуард часто прибегал в молодости.Таким образом, Томас Мор смог выполнить политическое кредо гуманиста, который видит политику глазами человека эпохи Возрождения. Впрочем,Мор не задается вопросом как Эдуард IV победил многие восстания, а они, конечно, были сплетены его братом Ричардом, которому Эдуард IV бескорыстно, но, по-видимому, безосновательно доверял.2.3. Сценический образ Ричарда III У. ШекспираЛегенда о короле Ричарде III была одной из самых искусных легенд, когда-либо вошедших в подлинную историю Англии, правление которого стало последним периодом Войны Алой и белой розы. Появление Ричарда, его путь к престолу, его политика - эти сведения, почерпнутые в работе Т. Мора «История Ричарда III» и трагедии Шекспира «Ричард III», послужили источником многих исторических повествований.Исторический мир Шекспира полон коллизий и волевых решений, кипящих страстей и трагических выборов-Шекспирнамеренно выбирал такие исторические эпизоды, которые позволяли ему продемонстрировать человеческие драмы. Особенно велика роль Шекспира в уформировании образа Ричарда-герцога Глостерского-Ричарда III как самого бесноватого короля на английском престоле. Поколения зрителей различных национальностей, усвоив шекспировскую трактовку этого персонажа, были потрясены лицемерием, коварством и цинизмом Ричарда, его неслыханной жестокостью, дьявольской холодностью, презрением к законам божественным и человеческим [8].В пьесе Шекспира, Ричард предстает уродом: он ниже среднего роста, горбатый, неуравновешенный, правое плечо выше левого, хромой, и безжалостная природа привила ему отвратительную душу [3].Такова было своеобразная гармония образа: моральное и физическое уродство обязательно должно было сочетаться, одно предполагало другое, а Ричардом из колыбели владела одна страсть-жажда высшей власти.В то время король Англии был обязан всеми средствами прекращать феодальные конфликты. Пьеса показывает трагедию ситуации, когда общество находится на грани разрушения, война ворвалась в его ядро - люди, потерявшие голову, не знают, что делают, зрителям очевидна вина правителя, по воле которого это происходит.На сцене появляется Ричард III в королевской мантии, он отдает приказ убить, заключенных в Тауэре, малолетних принцев-племянников, затем декларирует желание избавиться от своей жены-леди Анны, чтобы потом жениться на молодой племяннице Елизавете. Но после предательства ближайшего сподвижника-Бекингема, узурпатор постоянно задает вопрос: «Который час?» на самом деле осталось не так уж много времени. В военном лагере король по - прежнему бодр и энергичен, но им овладевают сомнения - спутники ведут себя как замыслящиепредательство изменники - перед решающей битвой он абсолютно один. В этот сцене Шекспир использует весьма эффектный прием: Ричард видит душивсех своих жертв, которые предрекают ему скорую гибель. Приговор Ричарду произносится высшими силами.Сценический Ричард обладает всеми качествами, приписываемыми Макиавелли: не демагог, человек сверхъестественной энергии, он участвует в убийстве Эдуарда Ланкастера, прежде чем он успевает вложить меч в ножны, он собирается в Лондон, чтобы захватить корону[15].«Башня! За Башню!» - плача на сцене, добравшись до крепости, он убивает Генриха VI , а затем хладнокровно убивает братьев. Это оставляет короля Эдуарда IV, который склонен к обжорству и «легкому темпераменту» на произвол судьбы. Когда Кларенс попадает в Тауэр, а затем предается смерти, лицемер Ричард играет роль защитника его осиротевших детей. Ричард из Шекспира-утонченное зло,обладающее всеми пороками, присущими носителю власти эпохи Войны Роз[17].Если современники Шекспира верили всему, что показано на сцене, вполне естественным вопрос о том, как против Ричарда мог возникнуть заговор – ведь он жестоко подавлял любое инакомыслие в зародыше, энергичный, лицемерный и эксцентричный король мог подавить волю любых противников. Таким образом, современники Шекспира могли представить себе человека, который сом живет одним мгновением и спешит, торопит свое окружение, желая насладиться плодами своей победы, снова и снова принося жертвы своим желаниям. Возможно, в этом и заключалась причина заговора против него.ЗаключениеПри написании диссертации рассматривались: политические взгляды и особенности мировоззрения Т. Мора и У. Шекспира; изучался литературный памятник Т. Мора «История Ричарда III» и трагедия У. Шекспира.«Ричард III» Шекспира как исторические источники; приводится наиболее полное описание английского короля реальной жизни Ричарда III.С середины 16 века политическое сознание англичан сформировало идею Англии как самостоятельной политической общности, отделенной, с одной стороны, от короля, с другой - от классовой организации. Рубеж 15-16 веков, переход от феодализма к западноевропейскому буржуазному обществу, с формированием мировоззрения, политического и правового сознания. Этот период культурной истории Западной Европы связан с религиозно - политической реформой-эпохой модернизации средневекового государства [6].В свете вышесказанного обратимся к интересующему нас вопросу: насколько реальный живой человек соответствовал образу Ричарда III-зловещему олицетворению пороков. Даже если мы отвергнем это предположение, учитывая короткий период времени у власти и то, что захват трона был обусловлен стечением обстоятельств, трудно предположить, что претендент на царство того времени долго размышлял бы о законности и гуманности ступеней, ведущих к трону.На протяжении многих веков образ Ричарда III является олицетворением жестокости и коварства, в частности, благодаря произведениям У. Шекспира и Т. Мора, которые, несомненно, увековечили его память. Ричард III не был очень хорошим правителем, он, вероятно, был слишком снисходителен и милосерден к своим врагам, но он не был тираном. И он не был дураком. Конечно, Ричард III надежен, он вырос во время кровавых Войн Роз, имея проблемы со здоровьем, которые он не только преодолел, но и впоследствии стал отличным воином. Несмотря на юный возраст, Ричард обладал первоклассным образованием, что уникально для феодала того времени, хотя он также олицетворял типичные черты феодала. Смерть Ричарда III дома Йорка и воцарение Тюдоров положили конец Войне Роз. И, как мы знаем, история написана победителями. И в этом случае победители проделали очень хорошую работу по упрочению своего положения на троне Англии.Список литературыБраун Е.Д. 2012. Ричард III и «принцы в Тауэре»: рождение легенды // Предательство. Опыт исторического анализа / КА. Ливенсон (ред.). М., 188-212.Барг, М.А. Шекспир история [Текст] / М.А.Барг. - М., 1976.Браун Е.Д. 2013. Визуальный образ Ричарда Ш в XV-XVIII вв. // Человек и общество перед судом истории / В.М. Володарский (ред). М., 115-144.Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской (ред.). М. 2012.Грановский Т.Н. 1986. Лекции по истории Средневековья. М. Дилетант, 3. 2013.Гивишвили, Г.В. Философия гуманизма [Текст] / Г.В.Гивишвили, . - М.: Поколение, 2009.Джордж, М.Безнадежно одинокий король. Генрих VIII и шесть его жен [Текст] / перев. М.А.Юркан. - М.: Эксмо, 2012.Скобло, Н.В. Трагедия В. Шекспира «Ричард III» в русских переводах и критике XVIII - первой половины XIX века [Текст]: автореф. дисс. … канд.филогог. наук / Н.В.Скобло. - Горький, 1984.История средних веков / Иванов КА. (ред.). СПб, 1892. 254-256 История древнего мира и средних веков. М. 1940. История средних веков. Учебник для 6 класса / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской (ред.). М. 1963.Кузнецов Е.В. 1998. История Ричарда III как исторический источник // Томас Мор. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III / И.Н. Осиновский (ред.). М., 378-393.Кузнецов, E.B.. История Ричарда III как исторический источник. История Ричарда III. Литературные памятники [Текст] / E.B.Кузнецов. - М.: Наука,1973.Литвинов, Э.П. Личность и ее мировоззренческие основы [Текст] / Э.П.Литвинов // Альманах. Пространство и Время. Т.2. Категормя смысла. - 2015. - Вып.№1.Макиавелли, Н. Избранные сочинения / перев. Г.Д.Муравьева, Е.М.Солонович . - М.: Вита-Нова, 2016.Томас Мор. 1998. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда Ш / пер. Е.В. Кузнецова. М., 235-304.Устинов В.Г. 2007. Столетняя война и Войны Роз. М.Хемонд, П. О Ричарде III / перев. М.В.Степанов. - М.: Евразия, 2014.Шведов, Ю.Ф. Шекспир в меняющемся мире / Ю.Ф.Шведов. - М.: МГУ, 1977

1. Браун Е.Д. 2012. Ричард III и «принцы в Тауэре»: рождение легенды // Предательство. Опыт исторического анализа / КА. Ливенсон (ред.). М., 188-212.
2. Барг, М.А. Шекспир история [Текст] / М.А.Барг. - М., 1976.
3. Браун Е.Д. 2013. Визуальный образ Ричарда Ш в XV-XVIII вв. // Человек и общество перед судом истории / В.М. Володарский (ред). М., 115-144.
4. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской (ред.). М. 2012.
5. Грановский Т.Н. 1986. Лекции по истории Средневековья. М. Дилетант, 3. 2013.
6. Гивишвили, Г.В. Философия гуманизма [Текст] / Г.В.Гивишвили, . - М.: Поколение, 2009.
7. Джордж, М.Безнадежно одинокий король. Генрих VIII и шесть его жен [Текст] / перев. М.А.Юркан. - М.: Эксмо, 2012.
8. Скобло, Н.В. Трагедия В. Шекспира «Ричард III» в русских переводах и критике XVIII - первой половины XIX века [Текст]: автореф. дисс. … канд.филогог. наук / Н.В.Скобло. - Горький, 1984.
9. История средних веков / Иванов КА. (ред.). СПб, 1892. 254-256 История древнего мира и средних веков. М. 1940. История средних веков. Учебник для 6 класса / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской (ред.). М. 1963.
10. Кузнецов Е.В. 1998. История Ричарда III как исторический источник // Томас Мор. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III / И.Н. Осиновский (ред.). М., 378-393.
11. Кузнецов, E.B.. История Ричарда III как исторический источник. История Ричарда III. Литературные памятники [Текст] / E.B.Кузнецов. - М.: Наука,1973.
12. Литвинов, Э.П. Личность и ее мировоззренческие основы [Текст] / Э.П.Литвинов // Альманах. Пространство и Время. Т.2. Категормя смысла. - 2015. - Вып.№1.
13. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / перев. Г.Д.Муравьева, Е.М.Солонович . - М.: Вита-Нова, 2016.
14. Томас Мор. 1998. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда Ш / пер. Е.В. Кузнецова. М., 235-304.
15. Устинов В.Г. 2007. Столетняя война и Войны Роз. М.
16. Хемонд, П. О Ричарде III / перев. М.В.Степанов. - М.: Евразия, 2014.
17. Шведов, Ю.Ф. Шекспир в меняющемся мире / Ю.Ф.Шведов. - М.: МГУ, 1977

Вопрос-ответ:

Какой образ Ричарда III представлен в тюдоровской историографической традиции?

Образ Ричарда III, который представлен в тюдоровской историографической традиции, является негативным и искаженным. Ричард III изображается как жестокий и тиранический правитель, убийство которого считается "справедливым" и необходимым для установления мира и порядка. Такой образ был создан с целью оправдать восхождение династии Тюдоров к власти и легитимизировать их право на трон.

Как рассматривается образ Ричарда III в сочинении Томаса Мора?

В сочинении Томаса Мора образ Ричарда III рассматривается как пример тирании и зла. Мор описывает Ричарда как жестокого и безжалостного монстра, готового на все ради достижения своих амбиций. Он изображает Ричарда как представителя зла, который использует обман и убийства для достижения своих целей. Такое представление Ричарда III помогло Мору укрепить свою позицию в кругах королевской власти и подчеркнуть свою поддержку династии Тюдоров.

Каким образом образ Ричарда III отражен в творчестве Шекспира?

В творчестве Шекспира образ Ричарда III представлен как сложный и многогранный. Шекспир изображает Ричарда как харизматичного и интригующего лидера, способного манипулировать и манипулировать окружающими. Он показывает внутренние конфликты Ричарда и его стремление к власти. Образ Ричарда III в творчестве Шекспира также отражает некоторые политические взгляды того времени, такие как необходимость сильного монарха и опасность тиранов во главе государства.

Какие политические взгляды Томаса Мора отражены в его сочинении об истории Ричарда III?

В своем сочинении об истории Ричарда III Томас Мор отражает свои политические взгляды, в том числе на роль монарха и необходимость справедливого управления. Он критикует тиранию и беззаконие Ричарда III и подчеркивает важность установления порядка и справедливости в государстве. Также Мор высказывает свое одобрение восхождению династии Тюдоров к власти и поддерживает их претензии на трон.

Какие работы входят в тюдоровскую историографическую традицию?

Тюдоровская историографическая традиция включает работы таких авторов, как Томас Мор и Уильям Шекспир, которые в своих произведениях рассматривают исторические события периода Тюдоровской династии.

Какое место занимает образ Ричарда III в тюдоровской историографической традиции?

Образ Ричарда III играет важную роль в тюдоровской историографической традиции. Он является одним из центральных персонажей исторических произведений Томаса Мора и Уильяма Шекспира, и образ Ричарда III в этих работах имеет определенные особенности и особое значение.

Какие политические взгляды отражены в произведениях Томаса Мора и Уильяма Шекспира?

В произведениях Томаса Мора и Уильяма Шекспира отражены различные политические взгляды, включая вопросы власти, королевской власти и легитимности правления. Они изображают Ричарда III как манипулятивного и безжалостного правителя, что отражает их собственные политические взгляды и критику существующего политического строя.

Каковы особенности сценического образа Ричарда III в произведениях Уильяма Шекспира?

В произведениях Уильяма Шекспира образ Ричарда III представлен как харизматический и манипулятивный лидер, способный использовать любые средства для достижения своих целей. Его характеризуют коварство, изощренность и амбиции. Этот образ также отражает политические взгляды Шекспира и его отношение к власти и легитимности правления.