Святитель Феофан затворник как учитель христианской нравственности
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 19.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Свт. Феофан Затворник и его аскетическое учение 5
Глава 2.Идеи христианской жизни в толковании свт. Феофана Затворника Послания апостола Павла к солунянам 15
Глава 3.Свт. Феофан Затворник о воспитании христианина 24
Заключение 26
Список литературы 28
О трудолюбии (1Сол.4:11–12)1Сол.4:11. И любезно прилежати еже безмолвствовати, и деятисвоя, и делатисвоимарукама, якожеповелехом вам. Трудолюбие – это еще одно качество, в котором солуняне не всегда проявляли должное рвение. Многие солуняне были непоседами, любили блуждать по торжищам: таким он предписывает заниматься безмолвствием и домоседством; иные не могли радеть о собственных делах: таким он заповедует – делатисвоя; иные не хотели трудиться – пребывали в праздности, поедали чужое, таких Апостол призывает «делатисвоимарукама». 1Сол.4:12. Да ходите благообразно ко внешним, и ни чесогоже требуете. Цель предложенного благоповедения заключается в благообразном хождении ко внешним. Внешние – здесь речь идет не о христианах, но и язычниках, иудеях. Церковь является домом Божиим. Если кто пребывает в Церкви, то он в ней, он не внешний. Апостол говорит о необходимости благообразного поведения среди них, так как поведение истинного христианина должно быть чистым, светлым, общеодобрительным. Подлинный христианин – это образец, светило. Феофан Затворник пишет, что солуняне, когда слышали о пришествии Христа, считали, что все должно совершиться во время их земной жизни. То есть, причастны Божественной благодати будут те, которые будут на тот момент живыми. Соответственно, оставался неясным вопрос относительно того, что же будет с умершими, соответственно, солуняне беспокоились о своей участи. Апостол пишет им, что придет Господь, но царство Его будет не на земле. Его снисхождение произойдет с неба; к Нему в сретение восхищены будут и живые, и умершие, кои для того воскреснут прежде, – и там всегда они будут пребывать с Господом. Благодаря этому солуняне уже могли не беспокоиться об участи умерших. Итак, как пишет Феофан Затворник, сначала Апостол ставит себе задачу рассмотрения добродетелей, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ – 1Сол.5:12–15; потом речь идет об изображении характеристических черт и истинно христианской жизни в каждом христианине – 1Сол.5:16–22; далее указывается последняя цель, к которой должны все стремиться (в виде молитвы, с обнадежением в возможности достижения такой цели) – 1Сол.5:23–24.Феофан Затворник выделяет следующие добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ, а именно, речь идет о крепком союзе с пастырями и между собою – 1Сол.5:12–13, взаимном поддержании среди себя истинно христианской жизни, в частности, нужно исправлять открывающиеся недостатки, проявлять друг к другу снисходительность и деятельное ко всем доброхотство – 1Сол.5:14–15.После указания добродетелей на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ, святой Павел рассматривает характеристические черты христианской жизни в каждом христианине – 1Сол.5:16–22. Феофан Затворник говорит здесь о высших проявлениях духовной жизни о Христе Иисусе (1Сол.5:16–18)Здесь сначала означает он высшие проявления духовной жизни о Христе Иисусе, а именно, речь идет о радости, непрестанной молитве, всегдашнем благодарении – 1Сол.5:16–18; потом идет определение Божественной благодати, у всех открывающейся горением духа, а у некоторых сверх того и особыми дарами, каков, например, дар пророчества (1Сол.5:19–20), и собственных усилий каждого, обнаруживающих в рассмотрении, что хорошо и что худо, и в понуждении себя на добро и на то, чтобы противиться злу (1Сол.5:21–22).Итак, верующий, христианин должен жить в духе ревности о Богоугождении и спасении посредством работы над собой, принуждать себя к добру, противиться злу – это позволяет очиститься от страстей, это есть проявление высшей миссии христиан на этой земле. Христианское мировоззрение основывается на том утверждении, что вся полнота Истины была явлена через Господа Иисуса Христа. Поскольку истина уже явлена во всей своей полноте, соответственно, не нужно заниматься поисками новых «откровений», наоборот, все силы необходимо употребить для сохранения от различных искажений Откровения, которое уже есть, кроме того, нужно постигнуть это Откровение. Святые своим аскетическим, духовным подвигом охраняют эту Божественную истину, реализуют ее в нашем земном мире. Глава 3.Свт. Феофан Затворник о воспитании христианинаСам святитель был воспитан в благочестивой семье священника и с юных лет возлюбил храм Божий. Пример благочестивой жизни родителей навсегда остался у него в памяти и служил нравственным ориентиром в течение всей жизни. По своему жизненному опыту святитель отмечал, что церковность – самое сильное средство правильного воспитания детей. Христианские образы, с которыми соприкасаешься в детстве, остаются в памяти на всю жизнь, служат твердым основанием во всех встречающихся невзгодах и испытаниях: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святою водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил». Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. Развивая ум ребенка, родителям надо дать доступные понятия о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Именно взрослые смогут сформировать у малыша эти понятия. Феофан Затворник рекомендовал настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли, чтобы без разрешения родителей не предпринимали никаких серьезных дел. Святителя часто спрашивали: «Как правильно воспитать ребенка? Как заложить в его душе основные нравственные понятия?» – и он давал такие советы: «Полюбите детей, и они вас полюбят»; но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова». Именно любовь к Богу, к окружающим людям должна лечь в основу воспитания. Как и жизнь любого христианина, стремящегося идти спасительным путем, невозможна без каждодневного укоренения и плодотворного проявления этих заповедей, так в особенности воспитатель, научающий юную душу христианским добродетелям, не может осуществить свои задачи без любви: «Детей вразумлять есть долг родителей – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит».Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования: «Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала всё внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная забота о ней. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…».ЗаключениеИтак, многие идеи свт. Феофана Затворника до сих пор не утратили своей актуальности. Эти идеи обязательны для восприятия теми, кто хочет построить свою жизнь в согласии с христианской нравственностью.Подлинно христианская жизнь согласно учению свт. Феофана Затворниканемыслима без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжания великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Настоящий христианин должен отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Постепенно христианин приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д.Посредством такой жизни человек постепенно добивается отречения даже от ощущений собственного тела, его душа обретает успокоение, он получает возможность глубже познать Бога, обрести жизнь вечную.В христианской жизни, посредством молитвы и богообщения, посещения Церкви, совершения Таинств, общения с другими христианами, люди духовно растут, воспитывают в себе смирение и иные христианские добродетели. Подлинно христианская нравственная жизнь свободна от эгоистических побуждений и помыслов. Человек должен пребывать в постоянной молитве о грешном земном мире и спасении всего человечества, его благе, не стремиться накапливать богатства, проявлять терпение к своему супругу, заниматься семейными делами, воспитывать супруга, уважительно к нему относиться, воспитывать своих детей в соответствии с христианскими заповедями. Если же человек выбирает для себя высший аскетический путь, то ему надлежит еще более тщательно предаваться молитве, изучать Священное Писание, совершенствовать собственные помыслы, себя, заниматься укрощением всех своих греховных проявлений, в полной мересосредоточиться на процессе духовного и нравственного совершенствования, делания. Венцом истинной христианской жизни является смирение и смиренномудрие.Что касается педагогических идей, то свт. Феофан Затворник отмечал, что воспитание основывается на изучении и постижении смысла Священного Писания, на обучении молитвам, на соблюдении постов и общении с монахами, епископами, духовными людьми. Также сами родители должны стать примером благочестия для своих детей. Список литературыАлександр (Милеант), еп. Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/svjatitel-feofan-zatvornik-velikij-uchitel-hristianskoj-zhizni-zhizneopisanie-i-sovety/ (дата обращения 19.03.2020)Каширина В. «Воспитание из всех святых дел – самое святое». К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. – URL: https://pravoslavie.ru/76705.html (дата обращения 19.03.2020)Климент, митрополит Калужский и Боровский. Аскетизм и спасение в понимании святителя Феофана Затворника. – URL: http://svtheofan.ru/item/1237-mitpopolit-kaluzhskiy-i-bopovskiy-kliment-ppedsedately-izdatelyskogo-soveta-pusskoy-ppavoslavnoy-tsepkvi-ppedsedately-nauchno-pedaktsionnogo-soveta-po-izdaniyu-polnogo-sobpaniya-tvopeniy-svy.html (дата обращения 19.03.2020)Смирнов П.А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/zhizn-i-uchenie-preosvjashhennogo-feofana-vyshenskogo-zatvornika/ (дата обращения 19.03.2020) Толкование посланий Св.Апостола Павла к Солунянам первого и второго. Епископ Феофан. Издание второе. Москва. 1895г. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/ (дата обращения 19.03.2020)Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-potrebno-pokajavshemusja-i-vstupivshemu-na-dobryj-put-spasenija/ (дата обращения 19.03.2020) Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/ (дата обращения 19.03.2020) Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/ (дата обращения 19.03.2020)
2. Каширина В. «Воспитание из всех святых дел – самое святое». К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. – URL: https://pravoslavie.ru/76705.html (дата обращения 19.03.2020)
3. Климент, митрополит Калужский и Боровский. Аскетизм и спасение в понимании святителя Феофана Затворника. – URL: http://svtheofan.ru/item/1237-mitpopolit-kaluzhskiy-i-bopovskiy-kliment-ppedsedately-izdatelyskogo-soveta-pusskoy-ppavoslavnoy-tsepkvi-ppedsedately-nauchno-pedaktsionnogo-soveta-po-izdaniyu-polnogo-sobpaniya-tvopeniy-svy.html (дата обращения 19.03.2020)
4. Смирнов П.А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/zhizn-i-uchenie-preosvjashhennogo-feofana-vyshenskogo-zatvornika/ (дата обращения 19.03.2020)
5. Толкование посланий Св.Апостола Павла к Солунянам первого и второго. Епископ Феофан. Издание второе. Москва. 1895г. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/ (дата обращения 19.03.2020)
6. Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-potrebno-pokajavshemusja-i-vstupivshemu-na-dobryj-put-spasenija/ (дата обращения 19.03.2020)
7. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/ (дата обращения 19.03.2020)
8. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/ (дата обращения 19.03.2020)
Вопрос-ответ:
Какие идеи христианской жизни раскрывает святитель Феофан Затворник?
Святитель Феофан Затворник раскрывает идеи христианской жизни, сосредоточиваясь на таких аспектах, как отношения с Богом, духовная практика и нравственность. Он призывает к внутреннему обращению, молитве и регулярным подвигам, а также подчеркивает важность милосердия, смирения и справедливости в повседневной жизни.
Что можно узнать из послания апостола Павла к солунянам по толкованию святителя Феофана Затворника?
По толкованию святителя Феофана Затворника, послание апостола Павла к солунянам учит о необходимости трудолюбия и активной жизненной позиции для христиан. Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что вера должна проявляться в делах, и призывает верующих прилежно трудиться и следовать заповедям Божиим.
Как святитель Феофан Затворник относится к воспитанию христианина?
Святитель Феофан Затворник придает большое значение воспитанию христианина и считает его неотъемлемой частью духовной практики. Он советует родителям и воспитателям обращать особое внимание на моральное и духовное развитие детей, учить их следовать заповедям Христа и формировать в них добродетели, такие как смирение, милосердие и правдивость.
Какие аскетические учения святитель Феофан Затворник передает своим ученикам?
Святитель Феофан Затворник передает своим ученикам аскетические учения, которые помогают развивать духовную жизнь и достигать совершенства. Он предлагает различные методы, такие как изучение Святого Писания, молитва и практика смирения. Он также обучает учеников наблюдать за своими мыслями и чувствами, а также стараться удерживать их внимание на Боге и духовных ценностях.
Какие идеи христианской жизни развивал святитель Феофан Затворник?
Святитель Феофан Затворник развивал идеи молитвы, покаяния, богоугодной жизни, близости к Богу и связи с Ним через молитву и духовные упражнения.
Какое значение святитель Феофан Затворник придавал воспитанию христианина?
Святитель Феофан Затворник придавал большое значение воспитанию христианина, считая, что воспитание помогает развивать христианские добродетели и обрести близость к Богу.
Какое место в аскетическом учении святителя Феофана Затворника занимает молитва?
Молитва занимает центральное место в аскетическом учении святителя Феофана Затворника. Он учил, что молитва - это средство общения с Богом, путь к духовному совершенству и способ достижения близости к Богу.
Какое значение святитель Феофан Затворник придавал трудолюбию?
Святитель Феофан Затворник придавал большое значение трудолюбию. Он считал, что трудолюбие помогает развивать духовные качества, приближает к Богу и служит основой для духовной жизни.
Какие качества развивает воспитание христианина по учению святителя Феофана Затворника?
Воспитание христианина по учению святителя Феофана Затворника развивает такие качества, как молитвенность, покаяние, трудолюбие, смирение, любовь к ближнему и желание приближаться к Богу.