Особенности позитивно-негативной формы коммуникации в медиадискурсе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 35 35 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 04.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Позитивно-негативная коммуникация в медиапространстве 5
1.1 Понятие медиадискурса в науке 5
1.2 Содержание и специфика коммуникации в медиапространстве 7
1.3 Содержание и специфика позитивной коммуникации 9
1.4 Виды позитивной коммуникации 11
1.5 Содержание и специфика негативной коммуникации 13
1.6 Виды негативной коммуникации 13
Выводы по Главе 1 15
Глава 2. Специфика позитивно-негативной коммуникации в медиадискурсе 18
2.1 Лексико-стилистические особенности позитивной коммуникации 18
2.2 Лексико-стилистические особенности негативной коммуникации 22
Выводы по Главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 29


Фрагмент для ознакомления

В связи с эпидемией коронавируса во всем мире и карантином в США, в «TheTimes», выходит материал с заголовком «Излечившимся от коронавируса грозит поражение легких на 15 лет». Эта публикация возмутила читателей своей «некорректностью» и пошатнуло доверие к властям[38]. Вот одно из мнений: «Редакторы будто наслаждаются выпавшей возможностью нагнетать панику и распространять дезинформацию. Уму непостижимо» (Helen K). И другое: «Надеюсь, когда это все закончится, с журналистами поквитаются» (Mr G S).Или вот: «В статье утверждается очевидное. Легкие в принципе восстанавливаются долго, да и то не всегда. Вот у меня когда-то была послеоперационная эмболия легочной артерии. До этого проблем с дыхалкой у меня не было, но с тех пор стал астматиком. Поэтому мне интересно, чего ради «Таймс» понадобилось это все выкатывать именно сейчас?» (John Adsett).«Есть побольше чеснока для укрепления иммунной системы!» — таков антивирусный призыв Рамзана Кадырова. «Полюшко-поле все вылечивает!» — пообещал Лукашенко». В данном примере журналист «Таймс» подтрунивает над подобными методами лечения: его особенно впечатлил совет туркменского лидера, рекомендующего обкуривание спец-травой. Такая ирония смешит и людей, вот как они комментируют ситуацию:«Великий человек ведет свой народ вперед — прямо в четырнадцатый век» (Simon Adams). «Вот уж ничего лучше нельзя придумать для лечения болезни, связанной с вирусом, повреждающим твою дыхательную систему, чем нагнать людей — обкуривать тебя дымом со всех сторон. Потрясающая инициатива» (DJAH)[36].Таким образом заметно, что авторская позиция влияет на мнение преданной аудитории.Сильное влияние на аудиторию прослеживается и в следующем примере. Редакционный взгляд «Таймс» на захват власти президентом РФ: «Путин навсегда. Маневр мистера Путина не сулит ничего хорошего западной дипломатии. Мистер Путин поддержал создание нового конституционного механизма, который позволит ему остаться у власти»[27].Очевидно, что авторы материала недовольны: возвращение Путина откладывает смену режима. Журналисты намекают аудитории, что Россия остается враждебной страной, так как правитель остается прежним, а дружба с Китаем и Сирией - предвестник войны. Это проявляется в ироничной и насмешливой подаче материала с выражением собственного мнения и навязывания его читателям. Журналисты убеждают аудиторию в абсурде ситуации, используя стратегию обличения и разоблачения образа президента: «Пусть нам не рассказывают полит-сказки про то, что он занимал премьерскую, а не президентскую должность между 2008 и 2012 годами, хотя это и соответствовало требованию о том, чтобы одно и то же лицо не занимало президентское кресло три срока подряд. Если Путину удастся получить для себя еще два срока, он будет вторым по «живучести» политическим долгожителем России после Петра Великого, правившего 43 года, обогнав Екатерину Великую с ее 34 годами и оставив далеко позади Сталина с его 29-летним сроком у власти».Таким образом, читатель соглашается с уверенной позицией авторов статьи, а журналист не стремится завуалировать отрицательную оценку в стратегиях обличения и разоблачения, а зачастую выражает ее прямо и в резкой форме.Несомненно, что подача материала, известное имя автора, приемы выражения авторской позиции и навязывания своей точки зрения являются основными способами коммуникации журналистов с аудиторией через текст.Лексика журналистов «Таймс», как и российских СМИ, богата на употребление разговорных и жаргонных слов. Часто можно встретить сравнения, искажения «правильных» слов.В данном издании можно часто встретить использование риторических восклицаний и вопросов. Например, «Ага, тебя лишили брюк, пиджаков, рубашек, трусов и даже, Боже мой, термоса! А так бы ты, конечно, покрасовалась в его одежде. Человек умер! Умер, и как хотел, так и распорядился тем, что было его!»[37].Редакция газеты активно участвует в политической жизни, подогревая интерес аудитории, которой так интересна данная тема.Читатель имеет право выражать свое мнения, участвовать в информационно процессе, благодаря возможности общаться в комментариях, делиться новостями в социальных сетях и блогах: «Times, в отличие от других мест, отлично вносит в работу разнообразие и даёт людям возможность менять позиции, чтобы они не скучали и всегда имели свежий взгляд на вещи»(AndrewAdams).Также читатель может стать участником соответствующей группы в социальной сети, оказывая влияние на рейтинг ресурса.Борьба за внимание читателей – одна из важнейших задач современных СМИ. Сегодня, чтобы завоевать читательскую аудиторию проще, потакая низменным, сиюминутным интересам масс. В связи с этим работников масс-медиа предостерегают от «хвостистского подхода к массовой аудитории», когда «в погоне за популярностью журналисты приспосабливаются к уровню сознания большинства». Однако, судя по реакции читателей в социальных сетях, не всегда популярность публикации вызывается конфликтным потенциалом темы и ее эмоционально-негативным лексическим оформлением. Информация о позитивном событии может обеспечить внимание довольно большой аудитории.Выводы по главе 2Анализируя специфику позитивно-негативной коммуникации на примере «Первого канала» и британского «The Times», можно сделать вывод, что в обоих СМИ присутствуют свои негативные и позитивные стороны.Так, оба источника информации в лексике используют все возможные способы использования слова, с не всегда удачным опытом.В иностранном издании чаще можно встретить иронические, провокационные высказывания, сравнения действующих лидеров с другими историческими или литературными персонажами. Они оказывают сильнейшее воздействие на свою аудиторию, иногда принуждая и заставляя принять свою точку зрения.В положительном ключе работает обратная связь с читателями и интересное представление волнующей информации.«Первый канал» насыщен множеством передач, новостей и ток-шоу. На примере рассматриваемых телепередач, можно сказать, что непосредственный вклад в текст и его освещение со стороны журналиста является важной особенностью. Преимуществом также является сопровождение текста инфо-графиками, фото, видео и аудио контентом совместно с эмоциональной подачей корреспондента.ЗаключениеИнформационные потребности массовой аудитории состоят в получении «легкой», развлекательной информации, получая ее, массовый читатель готов сочувствовать и сопереживать, но не размышлять, ему нужно быть осведомленным, не проникая глубоко в тему. Это не означает, что всяаудитория массовых изданий не желают думать, необходимость объединить разнородную по познавательным, культурным и социально-демографическим характеристикам аудиторию требует более зрелищного и эмоционального информирования в ущерб аналитическому. Как каждое громкое и эмоционально заряженное информационное событие получает сильный резонанс на страницах изданий.Медиадискурс –специфичный тип речемыслительной деятельности журналиста, который информирует своих зрителей о важных событиях в обществе, стране и мире. Поэтому, важной особенностью коммуникации между СМИ и социумом является актуальный, грамотно выстроенные и интересный текст.Использование жаргона, англицизмов и аллюзий, популярных в кругу журналистов, не всегда уместно.Позиция самого корреспондента и его «соответствие» с передачей, не менее важна для зрителя. Личная вовлеченность, комментарий, а также приглашение экспертов в студию говорит о заботе читателей при предоставлении полной информации.Непосредственное общение со зрителем также повышает рейтинг издания и находит положительный отклик у аудитории.Конечно, провокационная журналистика, которую использует «Таймс», возмущает читателя, привлекает внимание и, ни смотря ни на что, сказывается на большой популярности издания за счет такого средства общения.Безымоциональность, безучастность, плохая подготовка к эфиру, искажение материала, а также навязывание своего мнения без предоставления выбора и размышления над темой является негативной формой коммуникации в медиадискурсе.Преимуществом на телевидении является дополнение текстового материала, помимо фото как в газете, еще и видео и аудио контентом. Такое использование находит положительный отклик во время коммуникации со зрителем.Использование дополнительных платформ как телеканалом, так и газетой, веб-сайта, мобильного приложения и социальных сетей, позволяет узнать об интересующих вопросах, обсудить проблему и выяснить плюсы и минусы своей деятельности.Список литературыАнненкова, И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ / И. В. Анненкова. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011 – 392 с.Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.Белоус, Н. А. Когнитивный диссонанс как один из факторов возникновения конфликтного дискурса / Н. А. Белоус // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №1 – Тамбов, 2008. – С. 53-64.Богдановская, И. М. Медиа-коммуникация [Текст] / И. М. Богдановская // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 8. – С. 77–80.Васильев С.С. СМИ как средство формирования нравственного самосознания личности: к вопросу о теории и методологии исследования / Васильев С.С. / Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1.Войтик, Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия [Текст] / Е. А. Войтик // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – № 1. – С. 26–31.Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.Галичкина, Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса / Е. Н. Галичкина [Текст] // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 10. – С. 55–59.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи / Голуб И.Б. Учебное пособие. М., 2002Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи / Т. Г. Добросклонская. –М.: УРСС Эдиториал, 2005. – 288 с.Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика. – 2015. –№1(6). – С. 45-47Киуру, К. В. Анализ имиджевого медиатекста в процессе профессиональной подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью: монография [Текст] / К. В. Киуру. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 260 с.Кожемякин, Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. – №2 (73). – С. 13–21.Кожина М. Н. Стилистика русского языка / Кожина М. Н.,Дускаев Л.Р., Салимовский В.А. / М. – Флинта - Наука, 2008Костомаров В. Г. Наш язык в действии / Костомаров В. Г. М., «Гардарики», 2005.Крысин Л.П. О социальной дифференцировки современного русского языка / Крысин Л.П. // Русистика сегодня. М., 1998.Крысин Л.П. Речевое общение в социальной неоднородной среде / Крысин Л.П., Виноградова В.В. М., 2000.Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2004.Леви-Стросс К. «Структурная антропология» / Москва, 2001МакЛюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / МакЛюэн М. / пер. с англ. М., 2007.Медиадискурс: новые явления и новые подходы: коллективная монография [Текст] / под ред. Н. А. Кузьминой. – Омск: И. Баловнева, 2010. – 262 с.Менджерицкая, Е. О. Дискурс VS функциональный стиль: что есть язык СМИ? [Текст] / Е. О. Менджерицкая // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. «Филология. Искусствоведение». – 2011. – № 13 (228). – Вып. 54. – С. 99–102.Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык средств массовой информации / Под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.Оломская Н.Н. «Прагматические и функциональные аспекты формирования дискурса pr (на материале исследований теледискурса, радиодискурса, компьютерного дискурса и рекламного дискурса)» / Краснодар, 2011Розенберг Б., Уайт Д. «Массовая культура». США.- 1957Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста / Самарцев О. Р. – М., 2007Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры / Сметанина С. И. СПб., 2002.Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принципы Причинности [Текст] / Ю. С. Степанов // Язык и наука ХХ века: сборник статей. – М.: РГГУ, 1995. – С. 35–73.Тырыгина В.А. «Проблема жанра в массово-информационном дискурсе»/ автореферат дис. ... доктора филологических наук: - Москва, 2008. - 46 с. Фомичева, И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности / Фомичева, И.Д. / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 21–36. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации /Ф.И. Шарков - М 2003- 248с.Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. – 2009. – № 3. – С. 6–22. – URL: http://www.mediascope.ru/node/404.Газета «Коммерсант». https://www.kommersant.ru/doc/4291932 Дата обращения 18.03.2020Телеканал «Первый канал». https://www.1tv.ru/ Дата обращения 18.03.2020«Первый канал». «Вечерний Ургант». https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/vypuski Дата обращения 18.03.2020Перевод новостей из газеты «NewTimes» https://inosmi.ru/thetimes_co_uk/ Дата обращения 18.03.202027. Редакционный взгляд «Таймс» на захват власти президентом РФ: Путин навсегда (The Times, Великобритания) https://inosmi.ru/politic/20200311/247032354.html Дата обращения 18.03.2020«TheTimes» https://www.thetimes.co.uk/ Дата обращения 18.03.2020The Times (Великобритания): даже излечившимся от коронавируса грозит поражение легких на 15 лет https://inosmi.ru/social/20200317/247066374.html Дата обращения 18.03.2020

Список литературы

1. Анненкова, И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ / И. В. Анненкова. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011 – 392 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Белоус, Н. А. Когнитивный диссонанс как один из факторов возникновения конфликтного дискурса / Н. А. Белоус // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – №1 – Тамбов, 2008. – С. 53-64.
4. Богдановская, И. М. Медиа-коммуникация [Текст] / И. М. Богдановская // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 8. – С. 77–80.
5. Васильев С.С. СМИ как средство формирования нравственного самосознания личности: к вопросу о теории и методологии исследования / Васильев С.С. / Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1.
6. Войтик, Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия [Текст] / Е. А. Войтик // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – № 1. – С. 26–31.
7. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.
8. Галичкина, Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса / Е. Н. Галичкина [Текст] // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 10. – С. 55–59.
9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи / Голуб И.Б. Учебное пособие. М., 2002
10. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи / Т. Г. Добросклонская. –М.: УРСС Эдиториал, 2005. – 288 с.
11. Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика. – 2015. –№1(6). – С. 45-47
12. Киуру, К. В. Анализ имиджевого медиатекста в процессе профессиональной подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью: монография [Текст] / К. В. Киуру. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 260 с.
13. Кожемякин, Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010. – №2 (73). – С. 13–21.
14. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / Кожина М. Н.,Дускаев Л.Р., Салимовский В.А. / М. – Флинта - Наука, 2008
15. Костомаров В. Г. Наш язык в действии / Костомаров В. Г. М., «Гардарики», 2005.
16. Крысин Л.П. О социальной дифференцировки современного русского языка / Крысин Л.П. // Русистика сегодня. М., 1998.
17. Крысин Л.П. Речевое общение в социальной неоднородной среде / Крысин Л.П., Виноградова В.В. М., 2000.
18. Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2004.
19. Леви-Стросс К. «Структурная антропология» / Москва, 2001
20. МакЛюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / МакЛюэн М. / пер. с англ. М., 2007.
21. Медиадискурс: новые явления и новые подходы: коллективная монография [Текст] / под ред. Н. А. Кузьминой. – Омск: И. Баловнева, 2010. – 262 с.
22. Менджерицкая, Е. О. Дискурс VS функциональный стиль: что есть язык СМИ? [Текст] / Е. О. Менджерицкая // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. «Филология. Искусствоведение». – 2011. – № 13 (228). – Вып. 54. – С. 99–102.
23. Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык средств массовой информации / Под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.
24. Оломская Н.Н. «Прагматические и функциональные аспекты формирования дискурса pr (на материале исследований теледискурса, радиодискурса, компьютерного дискурса и рекламного дискурса)» / Краснодар, 2011
25. Розенберг Б., Уайт Д. «Массовая культура». США.- 1957
26. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста / Самарцев О. Р. – М., 2007
27. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры / Сметанина С. И. СПб., 2002.
28. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принципы Причинности [Текст] / Ю. С. Степанов // Язык и наука ХХ века: сборник статей. – М.: РГГУ, 1995. – С. 35–73.
29. Тырыгина В.А. «Проблема жанра в массово-информационном дискурсе»/ автореферат дис. ... доктора филологических наук: - Москва, 2008. - 46 с.
30. Фомичева, И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности / Фомичева, И.Д. / Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 21–36.
31. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации /Ф.И. Шарков - М 2003- 248с.
32. Шилина, М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. – 2009. – № 3. – С. 6–22. – URL: http://www.mediascope.ru/node/404.
33. Газета «Коммерсант». https://www.kommersant.ru/doc/4291932 Дата обращения 18.03.2020
34. Телеканал «Первый канал». https://www.1tv.ru/ Дата обращения 18.03.2020
35. «Первый канал». «Вечерний Ургант». https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/vypuski Дата обращения 18.03.2020
36. Перевод новостей из газеты «New Times» https://inosmi.ru/thetimes_co_uk/ Дата обращения 18.03.2020
27. Редакционный взгляд «Таймс» на захват власти президентом РФ: Путин навсегда (The Times, Великобритания) https://inosmi.ru/politic/20200311/247032354.html Дата обращения 18.03.2020
37. «The Times» https://www.thetimes.co.uk/ Дата обращения 18.03.2020
38. The Times (Великобритания): даже излечившимся от коронавируса грозит поражение легких на 15 лет https://inosmi.ru/social/20200317/247066374.html Дата обращения 18.03.2020

Вопрос-ответ:

Что такое медиадискурс?

Медиадискурс - это разновидность дискурса, который используется в средствах массовой информации для передачи информации и коммуникации с публикой.

В чем заключается специфика коммуникации в медиапространстве?

Коммуникация в медиапространстве отличается от обычной коммуникации тем, что информация передается через средства массовой информации и имеет широкую аудиторию.

Какие виды негативной коммуникации существуют?

В медиадискурсе существуют разные виды негативной коммуникации, такие как критика, сарказм, оскорбления, передача неприятной информации и т.д.

Что подразумевается под позитивной коммуникацией?

Под позитивной коммуникацией понимается передача положительной информации, похвала, одобрение, поддержка и другие проявления позитивных эмоций.

Какова особенность позитивно-негативной коммуникации в медиадискурсе?

Особенность позитивно-негативной коммуникации в медиадискурсе заключается в том, что сообщения могут содержать и положительные, и отрицательные элементы, создавая комплексную эмоциональную реакцию у аудитории.

Что такое медиадискурс?

Медиадискурс - это совокупность коммуникаций, осуществляемых через СМИ (средства массовой информации), включающая различные тексты, изображения и звуки.

Какие особенности коммуникации в медиапространстве?

Коммуникация в медиапространстве имеет свои особенности, такие как массовость, анонимность, односторонность информационного потока и возможность манипуляции.

Что такое позитивная коммуникация?

Позитивная коммуникация - это коммуникация, направленная на передачу позитивных эмоций, информации и мнений, с целью создания позитивного настроя у аудитории.

Какие виды позитивной коммуникации существуют?

Существуют различные виды позитивной коммуникации, такие как хвалебное выражение, поддержка, благодарность и поздравление.

Что такое негативная коммуникация?

Негативная коммуникация - это коммуникация, направленная на передачу негативных эмоций, информации и мнений, с целью вызвать негативный реакцию у аудитории.