паломническая работа РПЦ и католикоса Армении. Опыт и перспективы
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАТОЛИКОС АРМЕНИИ 5
1.1.Деятельность Русской Правословной церкви 5
1.2.Развитие и статус Каталикоса Армении 8
2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕСРПЕКТИВЫ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ РПЦ И КАТОЛИКОСА АРМЕНИИ 12
2.1.Паломническая работа РПЦ и песрпективы ее развития 12
2.2.Паломническая деятельность католикоса Армении 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Эчмиадзин стал резиденцией главы Армянской Апостольской Церкви – Католикоса.Более восьми тысяч лет армянской этнокультурной истории покрыты духовными ценностями, о чем свидетельствуют археологические памятники, наскальные рисунки и петроглифы, письменные источники и архитектурные сооружения. Древнеармянская архитектура в Средние века обогатилась шедеврами церковного зодчества, которые вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.В первой половине первого века нашей эры Армянская Апостольская Церковь была основана проповедью апостолов Святого Фаддея и Святого Варфоломея. По словам Мовсеса Хоренаци, это произошло во времена армянского царя Абгара. Евсевий Кесарийский и Мовсес Хоренаци сохранили в своих произведениях "Послание Абгара к Спасителю"и "Ответ на послание Абгара, написанное апостолом Фомой по повелению Спасителя". После крещения армян св. Григорий Просветитель под покровительством царя Трдата III христианство было объявлено первой государственной религией в Армении (301 год). Армянская историография, философия и богословие Золотого века армянской литературы, вобравшей в себя мудрость и деяния своих предков и несшей заряд понимания настоящего с верой, направленной в будущее, успешно развивались в лоне Армянской Апостольской Церкви. V-XIV века - один из самых замечательных периодов в многотысячелетней истории армянской цивилизации. Духовные ценности, созданные в этот период времени в области историографии, философии и литературы, заняли достойное место в сокровищнице мировой культуры. Центрами этого духовного подъема были христианские монастыри Армении.В год 2000-летия Рождества Христова состоялось паломничество из Святой Земли Армении в Святую Землю Рождества Христова, распятия и воскресения Христа Спасителя. Значительная часть рассказа посвящена посещению святых мест, связанных с земным пребыванием Христа. Паломничество увековечено светлой памятью Католикоса Всех Армян, великомученика Хорена I Мурадбекяна, Вазгена I и Гарегина I.Паломничество возглавил ныне здравствующий Католикос Всех Армян Гарегин II, который по прибытии в Иерусалимский патриархат Армянской церкви, расположенный в армянском квартале, был встречен Армянским патриархом Иерусалима архиепископом торгом Манукяном и главами армянских епархий во многих странах. После благословения хлеба и соли торжественная процессия во главе с Католикосом Всех Армян направилась к Собору Святого ИаковаС первой четверти второго тысячелетия до нашей эры культура распространилась от Армянского нагорья до стран Восточного Средиземноморья и Египта, носители которых, будучи антропологически армяноидами, известны в источниках как гиксосы. Этническое название и Родина гиксосов связаны с армянами и Арменией – Наик‘. По сведениям египетского жреца Манефона (III в. до н. э.), сохранившимся у еврейского историка Иосифа Флавия (IV в. н. э.), гиксосы основали город Аварис в Египте, а Иерусалим – в Ханаане.В Эчмиадзинском соборе есть святыни, почитаемые всем христианским миром. Апостол Фаддей однажды принес в землю Армении копье Римского сотника Лонгина, пронзенное распятым Господом Иисусом Христом. Сначала копье Лонгина хранилось в горном монастыре Гегарда, а затем было перенесено в Эчмиадзин. В соборе хранятся для поклонения мощи святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святых апостолов Луки, Анании и Святого Великомученика Георгия. Здесь, в Эчмиадзине, Католикос Яков Мацпинский привез часть Ковчега праведного Ноя, который с этой целью вознесся на Великий Арарат. Это было в 318 году. удивительно, что современные экспедиции на Арарат обладают новейшими технологиями альпинизма, поиска артефактов и средств связи, но они до сих пор не могут найти заветный Ноев Ковчег, который спас библейское человечество от разрушительного потопа. Однако верный Католикос без средств восхождения в IV веке нашел с Божьей помощью часть спасительного корабля.Рядом с Собором расположены храмы в честь мучеников и преподобных Хании. Как известно, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, 13 октября Русская Церковь чтит святого Григория, мучеников преподобных, Гани и вместе с ними 35 девственниц-мучениц. В Эчмиадзине также есть духовная семинария, которая готовит священнослужителей и духовенство Армянской Апостольской Церкви.Святой Григорий (Лусаворич) прославился подвигом обращения армянского народа ко Христу. За свои труды он подвергся гонениям язычников, и даже армянский царь Тиридат (Трдат) Великий, преследуя христиан, заточил Григория в глубокую яму царской тюрьмы, где находились ядовитые рептилии. Это место сейчас называется Хор Вирап (глубокая яма), здесь находится армянский монастырь, построенный в V веке. Хор Вирап расположен недалеко от турецкой границы.Каждый год в июне отмечается день "выхода Святого Григора Лусаворича из Вирапа", а в марте – день "заточения Святого Григора в Вирапе". Хор Вирап (глубокая яма) находится внутри церкви Святого Геворка. Он имеет 4,4 м в поперечнике и глубину, куда паломники спускаются по 25 ступеням. На этой глубине был сооружен престол для богослужения, а на стенах висят иконы Святого Григория и Божией Матери. В Средние века в Хор-Вирапе находилась знаменитая монастырская школа страны, ставшая очагом развития армянской литературы и философии. Здесь он изучал выдающихся мыслителей Нерсеса мшеци, Григора Балвари, Ованеса эрзнкаци. В 1662 году была построена новая часовня, которая сохранилась и по сей день.Армянские беженцы из Западной Армении оставили свои надписи на стенах часовни в 1662 году. Огромный поток беженцев от геноцида в Османской империи хлынул сюда, в Араратскую долину, и таким образом Хор Вирап стал немым свидетелем страданий тысяч христиан. Беженцы часто не имели ничего, ни еды, ни запасной одежды, и молились Богу и Григорию Просветителю только о спасении.Монастырь Гегард или Гегардаванк (в древности Айриванк) расположен в ущелье, окруженном высокими горами, на правом берегу реки Азат. Бог объединил человека, монастырь и природу в единое целое. Монастырь был назван Гегардом в XII-XIII веках, потому что здесь много лет хранилось копье сотника Лонгина (Гегард – копье на древнеармянском языке). Всемирную известность Гегарду принес пещерный монастырь, место захоронения князей Просановых, склеп – притвор рода, знаете ли, и его жены Рузукан. Монастырь очень суров из-за своей аскетической природы, сочетающейся с причудливой архитектурой. Здесь мы увидели многочисленные природные и резные пещеры, хачкары и кельи, где когда-то трудились древние христианские подвижники.Озеро Севан. Здесь на скалистом полуострове (бывшем острове) стоит Севанский монастырь (Севанаванк), построенный, по преданию, на том месте, где в озеро были загнаны 40 Севастийских мучеников. Одним из мучеников Севастийских было имя Николая. Он является покровителем усопшего митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), члена ИППО, и мы всегда помним об этой духовной связи, когда обращаемся к сорока мученикам.ЗАКЛЮЧЕНИЕС самого начала существования Церкви Христовой жизнь верующих включала посещение мест, связанных с жизнью и подвигами Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, а позднее и святых. Эти места стали известны как святые и были объектами поклонения для первых христиан.Слово Пилигрим происходит от латинского слова palmarius, означающего человека, держащего пальмовую ветвь, поскольку паломники, посетившие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках. И очень часто они возвращались домой с этими ветвями, неся их как освященный предмет, как святыню.Кроме слова Пилигрим, у нас есть и другие слова, обозначающие человека, который совершает священный, священный визит в определенные места. Это поклоняющийся, молящийся богомол. И слово "Пилигрим" тоже ассоциировалось с паломничеством, потому что путешественники, путешествующие по нашей земле, как правило, шли от монастыря к монастырю, от святыни к святыне.Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного паломничества обычно игнорируются коммерческими фирмами. Православное паломничество существенно отличается от туризма тем, что для паломников главное-поклониться православной святыне, а не просто увидеть исторические достопримечательности в храме или в конкретном монастыре. Паломники принимают значимое участие в богослужениях, причащаются Святых Христовых Таин, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам святых угодников Божиих. Коммерческие туристические агентства не могут удовлетворить столь высокие требования к паломнической поездке.Таким образом, у Русской Православной Церкви есть выбор: либо согласиться с тем, что православное паломничество будет организовано зарубежными и отечественными туристическими организациями (при этом смысл паломничества искажается и, как я уже говорил, теряет свое главное-духовное значение), либо взять паломническое дело в свои руки и тем самым оставить его в церковной ограде.Каждая структура, организующая паломничество, должна обеспечивать необходимый уровень жизненных условий для его участников. Паломничество не должно становиться мучением: каждый паломник сам выбирает для себя степень аскетического подвига. Но когда люди оказываются в неудобных условиях не из-за своей свободной воли, а из-за плохого исполнения паломнического служения, то это уже не добровольный крест, а результат чьей-то недобросовестности.Армянская церковь - одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Церковного единства между нами не было уже много веков, но это не мешает существованию добрососедских отношений.Первыми проповедниками христианства в Армении были святые апостолы Фаддей и Варфоломей, принявшие мученическую смерть. Главную роль в принятии христианства сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом армянской церкви (302-326). именно в его честь армянская церковь была названа " Григорианской "или"Армяно-Григорианской". Благодаря проповедям Григория Просветителя армянский царь Трдат (287-330) первым принял крещение вместе со своей семьей, после чего христианство было объявлено официальной государственной религией. Здесь очень много исторических и христианских памятников, а также святынь, которые почитаются как в Армянской Апостольской Церкви, так и во всем христианском мире.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Апанасенок, А. В. Религии народов мира. Учебное пособие / А.В. Апанасенок. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 208 c.2. Аринин Е. И. Религиоведение; Академический проект - М., 2016. - 320 c.3.Васильев, Л. С. История религий. Учебное пособие в 2 томах. Том 1 / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2018. - 368 c.4.Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 576 с.5.Кажуков, А. А. Мировые религии / А.А. Кажуков. - М.: ТЕЗАУРУС, 2019. - 116 c.6.Лебедев, В. Ю. История религий. Учебник / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, А.Ю. Григоренко. - М.: Юрайт, 2016. - 458 c.7. Лебедев, В. Ю. Религиоведение. Учебник / В.Ю. Лебедев, В.Ю. Викторов. - М.: Юрайт, 2018. - 496 c.8.Матецкая, А. В. Религиоведение / А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.9.Православное паломничество: традиции и современность. // Материалы II общецерковной конференции (Москва, 28-29 ноября 2005 г.). – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2005. – 314 с.10.Самыгин, Сергей Иванович Религиоведение. Учебное пособие / Самыгин Сергей Иванович. - М.: Феникс, 2018. - 135 c.11. Яблоков И.Н. Некоторые методологические принципы конструирования типов религиозных групп, организаций, объединений / И.Н. Яблоков // Классификация религий и типология религиозных организаций. М., 2008. – 512 с.12.Языкович, В. Р. Религиоведение / В.Р. Языкович. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 272 c.13.Императорское Православное Палестинское Общество [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ippo.ru/ipporu/article/palomnichestvo-chlenov-nizhegorodskogo-otdeleniya--20048414.Паломнический взгляд на многовековой путь духовно-национального созидания Армянской Апостольской Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.noravank.am/rus/articles/security/detail.php?ELEMENT_ID=690415.Проблемы и пути развития современного православного паломничества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://palomnic.org/heritages/ot/kirill/16.Закон о паломничестве выделил эту сферу из турбизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/society/religion/43153/17.РПЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/18.Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/19.Православное паломничество: традиции и современность. Региональный аспект [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavnoe-palomnichestvo/20.Епархия Армянской Апостольской Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: https://armenianchurch.ru/religion/news/news/18309/
2. Аринин Е. И. Религиоведение; Академический проект - М., 2016. - 320 c.
3.Васильев, Л. С. История религий. Учебное пособие в 2 томах. Том 1 / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2018. - 368 c.
4.Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 576 с.
5.Кажуков, А. А. Мировые религии / А.А. Кажуков. - М.: ТЕЗАУРУС, 2019. - 116 c.
6.Лебедев, В. Ю. История религий. Учебник / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, А.Ю. Григоренко. - М.: Юрайт, 2016. - 458 c.
7. Лебедев, В. Ю. Религиоведение. Учебник / В.Ю. Лебедев, В.Ю. Викторов. - М.: Юрайт, 2018. - 496 c.
8.Матецкая, А. В. Религиоведение / А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.
9.Православное паломничество: традиции и современность. // Материалы II общецерковной конференции (Москва, 28-29 ноября 2005 г.). – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2005. – 314 с.
10.Самыгин, Сергей Иванович Религиоведение. Учебное пособие / Самыгин Сергей Иванович. - М.: Феникс, 2018. - 135 c.
11. Яблоков И.Н. Некоторые методологические принципы конструирования типов религиозных групп, организаций, объединений / И.Н. Яблоков // Классификация религий и типология религиозных организаций. М., 2008. – 512 с.
12.Языкович, В. Р. Религиоведение / В.Р. Языкович. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 272 c.
13.Императорское Православное Палестинское Общество [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ippo.ru/ipporu/article/palomnichestvo-chlenov-nizhegorodskogo-otdeleniya--200484
14.Паломнический взгляд на многовековой путь духовно-национального созидания Армянской Апостольской Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.noravank.am/rus/articles/security/detail.php?ELEMENT_ID=6904
15.Проблемы и пути развития современного православного паломничества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://palomnic.org/heritages/ot/kirill/
16.Закон о паломничестве выделил эту сферу из турбизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/society/religion/43153/
17.РПЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/
18.Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
19.Православное паломничество: традиции и современность. Региональный аспект [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavnoe-palomnichestvo/
20.Епархия Армянской Апостольской Церкви [Электронный ресурс] Режим доступа: https://armenianchurch.ru/religion/news/news/18309/