Детско-родительские отношения в подростковом возрасте. Основные проблемы и пути их решения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….6
1. Анализ научных подходов к изучению детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии……………………………………….6
2. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………10
3. Психологическая характеристика детей подросткового возраста в отечественной психологической литературе…………………………………..13
4. Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми-подростками……………………………………………………………………...18
5. Основные способы решения проблемы оптимизации детско-родительских отношений в семьях с подростками……………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...26




Фрагмент для ознакомления

Родители со временем становятся для собственных детей тем источником, который дает возможность приобретать жизненный опыт посредством определенных педагогических ситуаций и обеспечивает возможностью проявить себя в них. Большую роль в развитии личности подростков имеет формирование поведения и дисциплина: осуждая или поощряя какие-либо способы поведения, родители оказывают влияние на поведение детей. Несмотря на то, что в отрочестве особенности ограничений и степень свободы трансформируются, отрицать свое участие в жизни подростка не стоит. Отсутствие соучастия подростка в жизни семьи ведет к формированию асоциального поведения из-за отсутствия привязанности и любви [15].
Про нарушения детско-родительских отношений говорят в том случае, когда родители не принимают изменения в своих детях, придерживаются авторитарного стиля общения и воспитания с детьми-подростками, не хотят удовлетворять потребности подростков в понимании и любви. Свидетельством этого также является наличие противоречий между требованиями родителей соблюдать просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями.
Последствия для психического развития подростков, которые связаны с проблемными взаимоотношениями с родителями, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные последствия характеризуются ранней социальной адаптацией и ответственностью за свою жизнь, развитием способности договариваться с родителями, развитием рефлексии переживаний других людей, коррекцией личностных особенностей, способствующих социальной адаптации. Отрицательными последствиями является наличие эмоциональных травм, имеющих отдаленные последствия; высокого риска развития зависимостей, перенесения негативных отношений во взаимоотношения в будущей семье, отвержения ценностей семьи и принятия ценностей асоциальных групп [14].
Таким образом, семья оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности подростка. Выраженность неблагоприятного стиля воспитания, наличие нарушений внутрисемейных взаимоотношений, формирование враждебности, конфликтности в детско-родительских отношениях формирует у подростков отклоняющееся поведение. Исходя из этого возникает проблема, связанная с тем, как минимизировать отрицательные и максимизировать положительные влияния семьи на развитие личности подростков.

5. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ

Самой распространенной проблемой детско-родительских отношений в семьях подростков является то, что родители никак не могут решиться дать своему ребёнку самостоятельность, возможность самостоятельно принимать решения, а также объективно выражать своё мнение. Поэтому детско-родительские отношения в этот период должны быть в первую очередь сохранены, правильно построены, а главное постоянно корректироваться [2].
Конечно, самостоятельно родителям трудно проектировать и корректировать детско-родительские отношения, поэтому им на помощь приходят педагоги-психологи, которые помогут наладить, спроектировать и дать рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений.
Психолого-педагогическая помощь — это система мер, направленная на развитие и повышение психолого-педагогических знаний и умений с целью стабилизации психологического здоровья человека [4].

Одной из форм психологической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми-подростками является психологическая коррекция.
Крылов А. А. определяют коррекцию как одну из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования» [4].
Так же при решении проблем детско-родительских отношений используется консультирование, оно бывает как индивидуальным, так и групповым. Чаще всего используется индивидуальное консультирование как родителей, так и подростков. Особенность коррекции детско-родительских отношений состоит в том, что работа ведётся не только с подростком, но и с родителями, поскольку проблема находится не только в ребёнке, но и в его членах семьи. Консультирование проводится как с матерью, так и с отцом (если это возможно). В начале исследования проводится беседа, а так же проводятся различные методики, тесты [11].
На втором этапе работы консультант сообщает результаты своих исследований. Педагог-психолог должен сообщать конкретные реальные факты, чтобы у родителей сложилось реалистичное представление о проблемах их ребёнка. Обязательным является информация о техниках работы, которые будут проводится с подростком.
Что касается работы с ребёнком, то она несколько отличается от работы со взрослыми. Чаще всего занятия проводятся в более непринуждённой, свободной обстановке, присутствует элемент игры [2].
Эффективным методом является выражение собственных страхов через рисунки или написании мини-сочинений. Работа с агрессивным подростком предполагает использование гештальт-терапии, с помощью которой ребёнок сможет не только рассказать, что его раздражает и злит, но и научится контролировать свои эмоции. Проблема агрессии ребёнка является одной из самых распространенных, поскольку многие взрослые считают, что гнев и раздражительность — это качества, которые ребёнку противоестественны, однако, если полностью отвергать гнев ребёнка, одна из составляющих частей его сознания может ослабеть, стать ненужной, что может привести к непоправимым последствиям в будущем [7].
По окончании работы с ребёнком и с родителями, педагог-психолог должен сообщить о результатах конечных исследований, а так же разработать необходимые рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений.
Прежде всего, родители должны осознать, что их ребёнок переходит на новый этап своего физиологического и психологического развития. В первую очередь, родители должны научится слушать своего ребёнка, выслушивать все его проблемы, даже если они кажутся нелепыми и незначительными. Второе, что рекомендуют психологи — это не отвергать увлечения подростка (если они конечно не несут в себе девиантный или асоциальный характер), узнать, почему он стал увлекаться тем или иным видом спорта, направлением музыкой или субкультурой. Так же главное показать, что родители доверяют своему ребёнку, относятся как к равному, как к товарищу или партнёру. Подросток должен ощущать, что к нему относятся уже не как к младшему, а как к взрослому, который начинает делать свои первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Также педагоги-психологи рекомендуют как можно внимательнее относится к состоянию здоровья подростка, замечать признаки усталости и утомляемости и своевременно на них реагировать. Особенно важно для подростка в этот период — осознание своей значимости, своей индивидуальности. Рекомендуется поощрять подростка даже за маленькие успехи в учёбе, творчестве, спорте и др. Осознание своей индивидуальности, поддержка со стороны близких — это важнейшие факторы, которые помогут ребёнку пережить этот непростой период физиологического и психологического развития [2].
Таким образом, основными способами оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми-подростками выступают различные формы психологической помощи, к основным из которых относят психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психологическую диагностику и т.д. Особое значение при формировании благоприятных детско-родительских отношений имеют практические рекомендации психологов-специалистов, касающиеся необходимости обучения родителей навыкам адекватного восприятия проблем своего ребёнка, его увлечений и интересов, формирования особого интереса к здоровью подростка, умения поощрять активность и успехи детей и др.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была поставлена цель выявить специфику детско-родительских отношений в семьях с детьми-подростками.. Для ее достижения нами были проанализированы все современные подходы к пониманию условий развития детско-родительских отношений, разработанные Л.В. Анисимовой, Е.И. Артамоновой, Н.В. Гришиной, А.И. Захаровым, О.Э. Зуськовой, В.П. Левковичем, А.Г. Лидерсом, А.А. Осиповой, В. Сатир, В.А. Сысенко, А.И. Фурмановой, Дж. Хейли, Л.Б. Шнейдер, Э. Эйдемиллером, В. Юстицкисом и др.
Теоретический анализ исследований детско-родительских отношений и их влияния на ребенка позволил заключить, что детско-родительские отношения выступают как взаимоотношения родителей с ребенком, которые характеризуются степенью опеки, контроля и заботы, характером эмоциональных контактов между ребенком и родителями, особенностями руководства действиями ребенка взрослыми, количеством запретов и т.д.
Детско-родительские отношения направлены на подготовку детей к жизни, освоение ими ценностных ориентаций, социальных ролей. В настоящее время семья, в общем, и детско-родительские отношения, в частности, подвергаются деформации. Наблюдается взаимное отчуждение родителей и детей.
Семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности подростка. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из главных факторов, формирующих характер подростка и особенности его поведения.
В подростковый период совершается трансформация системы детско-родительских отношений. Постепенно происходит признание права детей-подростков на взрослость. Подросткам предоставляется большая самостоятельность и независимость. С развитием самостоятельности подростков осуществляется перераспределение внутренних семейных ролей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабунова, Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. - 2-е издание, стереотипное. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 60 с.
2. Бебчук, М.А. Помощь семье: психология решений и перемен / М. Бебчук, Е. Жуйкова. – М.: Класс, cop. 2015. - 302 с.
3. Бокуть, Е.Л. Детско-родительские отношения : учебно-методическое пособие для студентов ИПССО, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 (030300.62) "Психология" / Е.Л. Бокуть, А.Л. Рассказова. – М.: Перо, 2019. - 69 с.
4. Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 703-705. — URL https://moluch.ru/archive/101/22717/ (дата обращения: 22.03.2020).
5. Гурьева, О.Т. Подросток в приёмной семье: сборник материалов для родителей / О.Т. Гурьева, Э.Б. Галушина. - Архангельск : Лоция, 2017. - 61 с.
6. Гурьянова, И.В. Психология подростка: учебно-методическое пособие / И.В. Гурьянова. - Магнитогорск : ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова", 2015. – 123 с. 
7. Иванова, С.П. Семья SOS: проблемы и психологическая помощь: учебно-методическое пособие / С.П. Иванова. - Псков : Псковский гос. ун-т, 2016. - 102 с. 
8. Ижванова, Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: монография / Е.М. Ижванова. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 86 с.
9. Кириленко, И.Н. Детско-родительские отношения : личностный и возрастной ракурсы : монография / И.Н. Кириленко. - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. - 279 с. 
10. Поляков, Е.А. Психология развития детей и подростков: учебное пособие / Е.А. Поляков. - Воронеж : Науч. кн. (НК), 2015. - 191 с.
11. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи (психологическая помощь в воспитании детей): учебно-методическое пособие / Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 91 с.
12. Психология взаимоотношений в контексте развития личности: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова, М.Р. Арпентьева, М.А. Виниченко. - Ульяновск : Зебра, 2017. - 242 с. 
13. Современные аспекты изучения психического развития детей в семье: коллективная монография / А.Г. Радостева, под редакцией проф. Е.А. Силиной. - 2-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА, 2015. - 184 с.
14. Сорокоумова, Е.А. Подростки в дистантных семьях: становление самосознания: монография / Е.А. Сорокоумова, А.Л. Цынцарь. – М.: МПГУ, 2019. - 191 с.
15. Чуприна, А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка : монография / А.А. Чуприна. - Ставрополь: Сервисшкола, 2019. - 158 с.























3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабунова, Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. - 2-е издание, стереотипное. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 60 с.
2. Бебчук, М.А. Помощь семье: психология решений и перемен / М. Бебчук, Е. Жуйкова. – М.: Класс, cop. 2015. - 302 с.
3. Бокуть, Е.Л. Детско-родительские отношения : учебно-методическое пособие для студентов ИПССО, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 (030300.62) "Психология" / Е.Л. Бокуть, А.Л. Рассказова. – М.: Перо, 2019. - 69 с.
4. Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 703-705. — URL https://moluch.ru/archive/101/22717/ (дата обращения: 22.03.2020).
5. Гурьева, О.Т. Подросток в приёмной семье: сборник материалов для родителей / О.Т. Гурьева, Э.Б. Галушина. - Архангельск : Лоция, 2017. - 61 с.
6. Гурьянова, И.В. Психология подростка: учебно-методическое пособие / И.В. Гурьянова. - Магнитогорск : ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова", 2015. – 123 с.
7. Иванова, С.П. Семья SOS: проблемы и психологическая помощь: учебно-методическое пособие / С.П. Иванова. - Псков : Псковский гос. ун-т, 2016. - 102 с.
8. Ижванова, Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: монография / Е.М. Ижванова. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 86 с.
9. Кириленко, И.Н. Детско-родительские отношения : личностный и возрастной ракурсы : монография / И.Н. Кириленко. - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. - 279 с.
10. Поляков, Е.А. Психология развития детей и подростков: учебное пособие / Е.А. Поляков. - Воронеж : Науч. кн. (НК), 2015. - 191 с.
11. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи (психологическая помощь в воспитании детей): учебно-методическое пособие / Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 91 с.
12. Психология взаимоотношений в контексте развития личности: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова, М.Р. Арпентьева, М.А. Виниченко. - Ульяновск : Зебра, 2017. - 242 с.
13. Современные аспекты изучения психического развития детей в семье: коллективная монография / А.Г. Радостева, под редакцией проф. Е.А. Силиной. - 2-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА, 2015. - 184 с.
14. Сорокоумова, Е.А. Подростки в дистантных семьях: становление самосознания: монография / Е.А. Сорокоумова, А.Л. Цынцарь. – М.: МПГУ, 2019. - 191 с.
15. Чуприна, А.А. Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка : монография / А.А. Чуприна. - Ставрополь: Сервисшкола, 2019. - 158 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникнуть в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте могут возникать различные проблемы в детско-родительских отношениях, такие как конфликты из-за непонимания, противостояние и неповиновение родителям, недостаток коммуникации, проблемы взаимной поддержки и т.д.

Какие научные подходы используются в изучении детско-родительских отношений?

В изучении детско-родительских отношений в психологии применяются разные подходы, такие как психоаналитический подход, социально-психологический подход, семейно-системный подход и многие другие. Каждый из этих подходов даёт свой взгляд на роль родителей и детей в процессе формирования отношений и их влияние на развитие личности ребенка.

Какие пути решения проблем в детско-родительских отношениях можно предложить?

Для решения проблем в детско-родительских отношениях можно предложить различные пути, такие как улучшение коммуникации между родителями и детьми, установление границ и правил в семье, введение совместных занятий и развлечений, обсуждение проблем и их поиск совместных решений, а также поиск помощи специалистов в случае необходимости.

Какие последствия могут быть при негативных детско-родительских отношениях?

Негативные детско-родительские отношения могут иметь различные последствия для развития личности ребенка. Это может быть проблемы в самооценке, формирование конфликтных отношений с окружающими, развитие психических и психосоматических заболеваний, повышенная агрессивность, снижение мотивации к обучению и другие негативные последствия.

Что характерно для детей подросткового возраста в психологической литературе?

В психологической литературе дети подросткового возраста часто описываются как переживающие период стремительных перемен и внутренних противоречий. Они ищут свое место в обществе, формируют свою самостоятельность, сталкиваются с различными эмоциональными и поведенческими проблемами. Также обычно отмечается усиление роли друзей и сверстников в жизни подростков и постепенное отдаление от родителей.

Какие основные проблемы возникают в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте часто возникают конфликты между родителями и детьми, связанные с осознанием подростком своей самостоятельности и желанием самостоятельно принимать решения. Также могут возникать проблемы со связью и общением между родителями и подростком, несогласие во взглядах и ценностях.

Какие пути решения основных проблем в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте?

Для решения проблем в детско-родительских отношениях важно установление коммуникации между родителями и детьми. Родители должны проявлять понимание и терпение по отношению к подростку, а также уважать его мнение и самостоятельность. Взаимопонимание и конструктивное обсуждение проблем могут помочь в разрешении конфликтов и укреплении отношений.

Какие научные подходы используются при изучении детско-родительских отношений?

В отечественной и зарубежной психологии используются различные подходы при изучении детско-родительских отношений. Некоторые из них включают в себя психологические эксперименты, наблюдения, анкетирование, интервью и анализ семейных взаимодействий. Важным направлением является также психоаналитический подход, который рассматривает бессознательные мотивы и конфликты в детско-родительских отношениях.

Какие последствия могут быть у детей из-за проблемных детско-родительских отношений?

Проблемные детско-родительские отношения могут оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети могут испытывать эмоциональные и психологические проблемы, такие как низкое самооценка, тревожность, повышенная агрессивность. Также возможно негативное влияние на социальную адаптацию и формирование отношений с окружающими.

Какие научные подходы используются при изучении детско-родительских отношений?

В научной психологии применяются различные подходы при изучении детско-родительских отношений. Один из них - это психоаналитический подход, который акцентирует внимание на роли бессознательных мотивов и детских фантазий в формировании отношений. Другой подход - семейно-системный, который рассматривает семью как сложную систему, где каждый член влияет на других. Также есть подходы, основанные на когнитивной психологии и социальных теориях, которые изучают влияние мышления и социальной среды соответственно.