Таможенный контроль: понятия, порядок, нормативно-правовое регулирование.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное право
  • 41 41 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие и общие положения таможенного контроля 5
1.1. Понятие и организация таможенного контроля 5
1.2. Принципы таможенного контроля 8
1.3. Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля 14
Глава 2. Особенности и порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС 16
2.1. Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров 16
2.2. Проблемы информационного обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС 21
2.3. Перспективы развития таможенного контроля после выпуска товаров: механизм прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Так, в числе основных правонарушений в сфере незаконного оборота продукции выделяют следующие:- Отсутствие документов, удостоверяющих безопасность продукции.- Отсутствие маркировки.- Наличие недостоверной информации о происхождении товаров.Действующие меры, направленные на защиту рынка Российской Федерации, а также рынка ЕАЭС от ввоза некачественной и опасной продукции, не имеют достаточно эффективных рычагов воздействия на недобросовестных участников ВЭД. Внешняя торговля в части экспорта, является конечным этапом реализации экономического потенциала России, обусловленного удовлетворением потребительского спроса за рубежом после насыщения товарным предложением отечественного рынка. В целях повышения качества таможенного контроля и улучшения ситуации на внутреннем рынке России и ЕАЭС был разработан механизм прослеживаемости товаров.Во время своего обращения к Федеральному собранию в 2018 году президент России В. В. Путин отметил, что необходимо не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином. Система прослеживаемости в таможенных органах – это механизм реализации государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, реализующийся путем внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации, а также адаптация системы таможенных органов к переносу деятельности с фактического контроля на информационно-технологическую систему контроля.Важно заметить, что в перспективе таможенная служба Российской Федерации представляет собой комплексный институт, который всецело контролирует логистические цепочки поставки товаров. При этом таможенная служба выступает абсолютно единственным государственным органом, к которому должен обращаться участник ВЭД. Все процессы и технологии контроля переносятся с внешних контуров таможенной службы, во внутреннюю среду системы (см. приложение 4).Сущность системы прослеживаемости, а именно ее элементы:1) сама прослеживаемость (тренинг) товаров;2) ведение «виртуального склада»;3) каталогизация товаров;4) взаимодействие с национальными и внешними информационными системами;5) «гражданский контроль»;6) регистрация и акцептование счет-фактур.В настоящий момент фактически существует информационная система, которая будет являться составной частью механизма прослеживаемости товаров – система маркирования изделий из меха. Именно данная система является одним из механизмов регулирования внутреннего рынка Российской Федерации. Так, в апреле 2018 года был подписан План реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Было отмечено, что работу по созданию систем маркировки, прослеживаемости товаров от производителя до прилавка предстоит продолжить. При этом, самой Федеральной таможенной службой был оценен эффект от проекта по маркировке контрольными знаками изделий из меха, который был запущен в 2016 году. Наглядно, эффективность применения данной системы за период 2016-2017 гг., а также прогноз в виде линейного тренда можно выразить следующим образом (см. приложение 5).Механизм прослеживаемости товаров, в общем, и механизм маркировки КИЗ меховых изделий является одним из приоритетных направлений развития политики ЕАЭС. Так, ЕЭК был проведен предварительный экспресс-анализ, результатами которого явились несколько выводов:Система маркировки позитивно отразилась на прозрачности рынка и легальности оборота товаров в нем.Часть товаров объективно находится в теневом секторе, на что указывают ряд нарушений требований к маркировке: за период 2016-2017 гг. в России было выявлено более 11,7 тыс. изделий, находившихся в нелегальном обороте. В стоимостном выражении нарушения в России составили более 582,5 млн. руб.Система маркировки обеспечила рост адресности контрольных мероприятий, что в свою очередь привело как к оптимизации затрат самих контролирующих органов, так и снижению нагрузки на бизнес.Немаловажно отметить мнение самих представителей данного сегмента рынка. По результатам проведенных консультаций контрольных органов с представителями бизнеса отмечается, что система маркировки активно применяется в практике участников ВЭД, однако тенденцией в развитии системы маркировки должно стать постепенное развитие маркировочных средств до более простых и доступных. При этом система должна статью ступенью к снижению бумажного документооборота и снижению административных издержек. Отметим, что в настоящее время для маркировки используется RFID-оборудование, стоимость которых в среднем зависит от комплектации:- Стационарный RFID-комплект. Стоимость в среднем составляет 78 000 руб., состоит из: стационарный считыватель, сканер штрих-кода, программное обеспечение.- Мобильный RFID-комплект. Стоимость в среднем составляет 180 000 руб., состоит из: мобильный считыватель, программное обеспечение (разработанное для мобильного считывателя).- Различные модификации данных изделий, стоимостью от 50 000 руб. до 210 000 руб.Механизм прослеживаемости товаров объективно вписывается в процесс перехода таможенной службы к сервисно-ориентированному подходу: происходит перенос внешнего затратного таможенного контроля на таможенную систему. В этом случае добросовестный участник ВЭД по системе категорирования не попадает в рамки физического таможенного контроля, а «курируется» таможенными органами по данным информационных систем. Таким образом, система прослеживаемости товаров очередной раз доказывает свою своевременность и необходимость.Механизм прослеживаемости может быть объективно вписан в единую интегрированную информационную систему ЕАЭС (см. приложение 6).Следует выделить несколько положений, сформулированных на основе анализа Практического руководства по упрощению процедур торговли, которые могут быть приняты при фактической реализации данного механизма ФТС России:При ввозе на территорию РФ меховых изделий, подлежащих обязательной маркировке КИЗами, особенности таможенного декларирования данных товаров связаны с местом нанесения КИЗов на товары. Импортные меховые изделия, проходящие таможенный контроль и либо имеющие договор на маркировку, либо промаркированные надлежащими контрольно-идентификационными знаками, смогут воспользоваться следующей схемой: выпуск товаров на таможенную территорию ЕАЭС; последующая оплата таможенных пошлин и налогов.Таким образом, происходит фактическое разделение выпуска товаров и уплата таможенных пошлин и налогов, что объективно ведет к снижению нагрузки на таможенные органы и имеет своей целью: сокращение времени на выпуск товаров; налаживание связи «таможня-бизнес».Данная схема может быть предложена участникам ВЭД, которые являются участниками проекта, зарегистрированы в ФНС в рамках программы маркировки и являются представителями добросовестного бизнеса.Централизация мониторинга рисков, связанных с реализацией механизма прослеживаемости в зависимости от региона деятельности таможенного органа. Данное предложение основано на объективной неравномерности перемещения категорий товаров, которые будут внедрены в механизм прослеживаемости товаров.Внедрение анализа бизнес-процессов: создание и апробация структурированной документации по проанализированным процессам. Таким образом, создается фактор упрощения процедур перемещения товаров в рамках механизма прослеживаемости.Таким образом, можно сказать, что система прослеживаемости товаров является объективной необходимостью не только для таможенной службы России, но и для всего государственного развития. При этом, необходимость адаптации данной системы осознается и на наднациональном уровне. Так, была утверждена концепция создания и функционирования Евразийской сети трансферта технологий, которая сформирует в ЕАЭС эффективную инновационную структуру, обеспечит конкурентоспособность промышленных предприятий, обеспечит организационную поддержку передовых форм сотрудничества и повысит уровень инновационной активности предприятий.  В условиях реформирования системы таможенной службы, поиска новых ориентиров и провозглашения сервисно-ориентированной модели успешная реализация данного механизма обусловливает как эффективное государственное управление и контроль, так и продуктивное развитие бизнеса. В нынешних условиях система прослеживаемости товаров становится неким барьером между контрафактом и отечественным производителем, тем самым реализуя главную функцию ФТС России – помощь национальному производителю и защита бизнеса.ЗаключениеТаможенный контроль представляет собой нормативно регламентированную юридическую деятельность, в которой участвуют таможенные органы и иные участники процесса (декларанты, таможенные перевозчики и др.) в целях определения статуса товаров, перемещаемых через таможенную границуДля эффективного таможенного контроля важно не только иметь общую нормативную базу в ЕАЭС, но и унифицированное ее использование во всех государствах-членах. Сближение позиций и подходов к формированию единой системы управления рисками идет, и их унификация позволит обеспечить: применение таможенными администрациями государств - членов ЕАЭС законодательства с соблюдением соответствующих норм, что при таможенном контроле уменьшит возможность нарушений и скоординирует контроль на внешних границах ЕАЭС.Система таможенного контроля включает в себя понятие «таможенный контроль», нормативную правовую базу и принципы его осуществления, формы и способы реализации, субъекты и объекты таможенного контроля, административно-правовой механизм его реализации, направления (разновидности) и критерии оценки. Рассмотрим содержание понятия «принципы таможенного контроля» как вида государственного контроля.К основным принципам таможенного контроля в современных условиях следует отнести такие принципы, как категорирование (дифференциация) участников ВЭД на основе СУР в рамках таможенного контроля после выпуска товаров; обеспечение всех видов государственной и общественной безопасности; противодействие коррупции; снижение издержек для бизнеса; принцип эффективности таможенного контроля на основе научно разработанных и нормативно закрепленных критериев. Реализация данных принципов в законодательстве и административной практике таможенных органов позволит повысить качество таможенного администрирования и обеспечить интересы всех участников таможенных правоотношений.Таможенный контроль после выпуска товаров является основным направлением деятельности таможенных органов. Проводится таможенными службами РФ тогда, когда им не всегда удается провести качественную и полную проверку подлинности и документального подтверждения сведений, заявленных в декларации на товары. Его развитие помогает сотрудникам таможенной службы успешно противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь не позволяет создавать дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с зарубежными партнерами.Таможенный контроль после выпуска товаров, способствует обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей.Система прослеживаемости товаров является объективной необходимостью не только для таможенной службы России, но и для всего государственного развития. При этом, необходимость адаптации данной системы осознается и на наднациональном уровне. Так, была утверждена концепция создания и функционирования Евразийской сети трансферта технологий, которая сформирует в ЕАЭС эффективную инновационную структуру, обеспечит конкурентоспособность промышленных предприятий, обеспечит организационную поддержку передовых форм сотрудничества и повысит уровень инновационной активности предприятий. В условиях реформирования системы таможенной службы, поиска новых ориентиров и провозглашения сервисно-ориентированной модели успешная реализация данного механизма обусловливает как эффективное государственное управление и контроль, так и продуктивное развитие бизнеса. В нынешних условиях система прослеживаемости товаров становится неким барьером между контрафактом и отечественным производителем, тем самым реализуя главную функцию ФТС России – помощь национальному производителю и защита бизнеса.Список использованных источниковНормативные правовые акты:Таможенный кодекс Евразийского экономического союзаФедеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 02.03.2018, Москва [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957Общая литература:Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2018. С. 7.Алексеева Е.В., Петрушина О.М., Степанов В.С. Анализ реализации системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России//Синергия наук, 2018. – 23 (май)Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2018. — 420 с.Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: МПСИ, Флинта, 2018. - 216 c.Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. - 160 c.Петрушина О.М. Статистика перечислений таможенных платежей в бюджет Российской Федерации// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2019. № 10 (57). С. 619-622.Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. – 2018. – № 7 (432). – С. 9-21.Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Экзамен, 2018. - 112 c.Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2(10). – с. 173-182.Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №3(5), 2016. – с. 82-89.Шахмаметьев, А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования / А.А. Шахмаметьев. - М.: ТЕИС, 2017. - 272 c.Ящишин, С. Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. - М.: Элмор, 2016. - 128 c.Интернет-ресурсы:Грязев И.А. Новый кодекс: с ним все только начинается [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htmЕжегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (за 2016 – 2018 гг.). – [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.customs.ru/Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза  (Проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru Глоссарий ЕЭК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/glossary.aspx. Услуга «Маркировка без проблем». ПервыйБит IT-решения для учета и управления [Электронный ресурс]: Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://1solution.ru/produkty-i-uslugi/kompetentsii/usluga-markirovka-bez-problem.htmlПриложенияПриложение 1Таблица 1. - Результативность таможенного контроля после выпуска товаровВид таможенной проверки2016 г.2017 г.2018 г.2018 г. в % к2016 г.2017 г.Результативные39743589324181,690,3Нерезультативные80853648459,990,3Итого47824125372577,990,3Таблица 2. - Структура результативности таможенных проверок, %Вид таможенной проверки2016 г.2017 г.2018 г.2018 г. в % к2016 г.2017 г.Результативные83,1087,0187,01+ 3,91+0,00Нерезультативные16,9012,9912,99-3,91-0,00Итого100,0100,0100,0ххТаблица 3. - Эффективность таможенного контроля после выпуска товаровВид таможенной проверки2016 г.2017 г.2018 г.2018 г. в % к2016 г.2017 г.Взыскано всего, млн.руб.382743126849179,0158,8Средняя сумма по результатам 1 таможенной проверки, тыс. руб.80010451425178,8136,4Средняя сумма взысканных на 1 должностное лицо, тыс. руб.440950437882178,8156,3Таблица 2.4. - Эффективность взаимодействия таможенных органов с налоговыми органамиВид таможенной проверки2016 г.2017 г.2018 г.2018 г. в % к2016 г.2017 г.Количество проведенных проверочных мероприятий, шт.584691897153,6129,8Взыскано таможенными органами, млн. руб.285,76721600560,0238,1Доначислено налоговыми органами, млн. руб.590027007000118,6259,3Отказано в возмещении НДС, млн. руб.400087546211,652,8Итого денежных средств, млн. руб.10185,7424789,0213,4Приложение 2Основные группы вопросовПриложение 3Принципиальная схема информационного обмена органов организаций в процессе декларирования и выпуска товаровПриложение 4Графическая интерпретация таможенного контроля во внутренней среде таможенной системы и место механизма прослеживаемости в немПриложение 5Показатели эффективности системы маркировки КИЗ изделий из меха и прогноз по основным параметрамПриложение 6Механизм прослеживаемости товаров в информационной интегрированной системе ЕАЭС

Нормативные правовые акты:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 02.03.2018, Москва [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
Общая литература:
4. Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2018. С. 7.
5. Алексеева Е.В., Петрушина О.М., Степанов В.С. Анализ реализации системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России//Синергия наук, 2018. – 23 (май)
6. Кулешов А.В., Черных В.А., Шишкина О.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2018. — 420 с.
7. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: МПСИ, Флинта, 2018. - 216 c.
8. Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018. - 160 c.
9. Петрушина О.М. Статистика перечислений таможенных платежей в бюджет Российской Федерации// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2019. № 10 (57). С. 619-622.
10. Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. – 2018. – № 7 (432). – С. 9-21.
11. Таможенный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Экзамен, 2018. - 112 c.
12. Худжатов М.Б. Актуальные изменения таможенного законодательства в сфере исчисления и уплаты таможенных платежей // Маркетинг и логистика. – 2017. – №2(10). – с. 173-182.
13. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. – 2016. – №5(7). – с. 67-74.
14. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию // М.: Научно-практический журнал «Маркетинг и логистика». — №3(5), 2016. – с. 82-89.
15. Шахмаметьев, А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования / А.А. Шахмаметьев. - М.: ТЕИС, 2017. - 272 c.
16. Ящишин, С. Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. - М.: Элмор, 2016. - 128 c.
Интернет-ресурсы:
17. Грязев И.А. Новый кодекс: с ним все только начинается [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htm
18. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» (за 2016 – 2018 гг.). – [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.customs.ru/
19. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
20. Глоссарий ЕЭК [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/glossary.aspx.
21. Услуга «Маркировка без проблем». ПервыйБит IT-решения для учета и управления [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://1solution.ru/produkty-i-uslugi/kompetentsii/usluga-markirovka-bez-problem.html

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы лежат в основе таможенного контроля?

Основными принципами таможенного контроля являются принципы гласности, недискриминации, пропорциональности и эффективности.

Что означает понятие "таможенный контроль"?

Таможенный контроль - это комплекс мер, направленных на контроль товаров, транспортных средств и лиц при их пересечении границы, с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и защиты экономических интересов государства.

Какие документы регулируют таможенный контроль в России?

Основными документами, регулирующими таможенный контроль в России, являются Таможенный кодекс, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и подзаконные нормативные акты Министерства Финансов.

Какой порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в ЕАЭС?

После выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) таможенный контроль проводится путем выборочной проверки товаров и документов на соответствие таможенным требованиям. Особое внимание уделяется риску нарушения таможенного законодательства и контрабанды.

Какие проблемы возникают в информационном обеспечении таможенного контроля?

В информационном обеспечении таможенного контроля часто возникают проблемы связанные с обменом информацией между таможенными органами и другими организациями. Также наблюдаются некоторые проблемы с точностью и актуальностью информации, а также с ее защитой от несанкционированного доступа.

Какое понятие и общие положения регулируют таможенный контроль?

Понятие и общие положения таможенного контроля регулируются в 3 главе 1. Являются ли 3 глава и 1 глава различными документами?

Как организуется таможенный контроль и каково его понятие?

Таможенный контроль организуется на основе понятия и общих положений, определенных в 3 главе 1. Что включает в себя данный контроль?

Какие принципы лежат в основе таможенного контроля?

В основе таможенного контроля лежат принципы, определенные в 1.2. Какой принцип является главным в данном контроле?

Чем регулируется таможенный контроль?

Таможенный контроль регулируется нормативно-правовыми актами, изложенными в 1.3 главе. Существуют ли какие-либо проблемы в правовом регулировании данного контроля?