Способы осуществления народовластия в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 27 27 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 27.04.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАРОДОВЛАСТИЕ КАК ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ 5
2. ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 10
2.1. Прямая демократия как способ осуществления народовластие в России 10
2.2. Социальные предпосылки, доктринальные основы и реализация непосредственной демократии 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

Следствием такого признания доверия является определенная самостоятельность, наличие дискреционных полномочий, возможность действовать даже вопреки стихийно складывающемуся ситуативному общественному мнению, если таковое не соотносится с конституцией.
Органы представительства народа призваны не просто воспроизводить волю народа как нечто постоянно существующее, но и обеспечивать формирование этой воли, ее выражение, причем именно с тем содержательным наполнением, которое бы не расходилось с общими, конституционными и иными принципами права, национальными традициями и идеалами, конкретным социокультурным контекстом. Воля народа выявляется и раскрывается органом его представительства на основе собственной воли, он формулирует («представляет») в своей воле волю народа так, как он ее воспринял.
В современных условиях существенной социальной дифференциации и расширения индивидуалистических социальных моделей поведения, снижения социальной солидарности, нарастающей атомизации общества волеобразующая функция органов публичного представительства является одним из важнейших факторов социально-политической и юридической интеграции народа, удерживает его как политико-правовое государственно организованное единство.
Вполне обоснован подход, согласно которому само публичное представительство в конституционном праве определяется как способ формирования воли коллективных субъектов конституционного права. При этом учреждаемые и легитимируемые народом органы его представительства находятся с ним в устойчивой социально-правовой взаимосвязи, содержание которой определяется целями обеспечения подконтрольности публичной власти народу и соответствия ими принимаемых решений его правомерным интересам.
Необходимо также различать представительную демократию и народное представительство. Последнее служит основной (ядровой), но не единственной, а одной из возможных организационно-правовых форм воплощения представительной демократии. Атрибутом народного представительства является, в частности, коллегиальность, определяющая диверсифицированный и пропорциональный характер представительства, дискурсивно-согласовательный правовой режим деятельности соответствующего органа, что в наибольшей степени сближает его с народом. Поэтому и понятие системы институтов представительной демократии по объему и содержанию шире, богаче понятия системы институтов народного представительства, охватывая в том числе избираемые единоличные органы публичной власти.
Таким образом, можно заключить, что представительная демократия — это особая система и политико-правовой режим управления делами государства и входящих в его состав публично-территориальных образований, при которых на основе верховенства права, всеобщности, равенства, политического и идеологического многообразия и многопартийности обеспечиваются реальные возможности для граждан формулировать, выражать и отстаивать свои публично значимые интересы и участвовать в осуществлении народом своих суверенных прав через выборные и иные органы публичной власти, а также примыкающие к публичной власти институты гражданского общества, гарантируются адекватное выражение воли народа в деятельности органов публичной власти, их подконтрольность и ответственность перед народом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республиканская форма правления предполагает широкие возможности для действительного воплощения принципа народовластия как в текущей деятельности всех учреждений государства, так и в праве населения страны на свободных периодических выборах формировать всю систему органов власти в государстве и органов местного самоуправления. Глубочайший демократический смысл и ответственность населения за работу системы органов власти закладывается собственно в конституционной формулировке: «Единственным источником власти и носителем суверенитета в России выступает ее многонациональный народ». В данной конституционной норме закладывается принцип российского народовластия – один из главнейших, решающих устоев демократического строя в нашей стране.
Признание народа носителем суверенитета и единственным источником власти выступает отличительной чертой демократических государств с республиканской формой правления. Собственно народ выступает источником всей власти в государстве. Это важнейшее положение необходимо понимать так, что все полномочия на реализацию власти в государстве (законодательство, правосудие, исполнительно-распорядительная деятельность) институты и должностные лица государства обретают в той либо другой форме вследствие свободно выраженной воли народа. Лишь народ делает власть российского государства правомерной и легитимной. Все конституции демократических государств мира не обходились и не обходятся без формулы «вся власть должна принадлежать народу», или «вся власть должна исходить от народа», или «демократия является основой конституционного строя».
Прямая демократия, право на свободу собраний, шествий, митингов, демонстраций и пикетирований выступает одним из способов народовластия, формой участия граждан в управлении государственными делами, как на общефедеральном, так и на региональном уровне субъектов России и местного самоуправления.
Современное экономико-политическое развитие во многом стимулирует развитие демократии, подпитывает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации населения, имеет страноведческий и мультикультурный варианты. Задача управления этнокультурным многообразием при действующих трендах общественно-политического развития является одной из самых актуальных проблем, если они стремятся укреплять собственную внутреннюю стабильность Демократия предполагает свободу информации и плюрализма социальной жизни в целом, вместе с тем на уровне местного самоуправления.
Демократия подразумевает реализацию гуманистических ценностей: справедливости, равноправия, свободы.
Что касается представительной демократии, она является особой системой и политико-правовым режимом управления государственными делами и входящих в его состав публично-территориальных образований, при которых на основании верховенства права, равенства, всеобщности, идеологического и политического многообразия и многопартийности могут обеспечиваться действительные возможности для населения формулировать, отстаивать и выражать собственные публично значимые интересы и принимать участие в реализации народом собственных суверенных прав через выборные и другие учреждения публичной власти, а вместе с тем примыкающие к публичной власти институты гражданского социума, гарантируются адекватное волеизъявление народа в деятельности учреждений публичной власти, их ответственность перед народом и подконтрольность народу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
Договор о Европейском Союзе [рус., англ.] (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // СПС Консультант Плюс
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016.
Блатова О. Уроки экологических референдумов в России // Экология и права человека. – 2014. – № 1270. – С. 22-28
Грудцына Л. Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2016.
Дробышев А.А. Политические режимы. Омск, 2010.
Кабышев Владимир Терентьевич Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник СГЮА. 2012.
Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. – М., 2008.
Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2015.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013.
Конституции буржуазных государств Европы / Пер. под ред. д-ра юрид. наук Г. С. Гурвича. М. : Изд-во иностранной литературы, 1957.
Конституция и государственная символика Российской Федерации. М. : Эксмо, 2019.
Кукушкин М. И. Проблемы социалистического народовластия. – Свердловск, 1982.
Макарцев А. А. Развитие институтов прямой демократии в СССР в 1935–1937 гг. (на материалах сельских районов Западно-Сибирского края) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Новосибирск, 2016.
Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм, российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 2011.
Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.
Нудненко Л. А. Классификация институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Личность и государство на рубеже веков. – Барнаул, 2010.
Политология: учеб. пособие / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М. : Московский гос. ин-т международных отношений МИД России, ТК Велби, Проспект, 2018.
Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2013.
РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969.
Соединённые Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. д-ра юрид. наук профессора О. А. Жидкова. М. : Прогресс: Универс, 1993.
Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011.
Холопов В. А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 10. – С. 12-22
Чудаков М. Ф. Правовые проблемы участия личности в осуществлении непосредственной (прямой) демократии в СССР : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Кишинев, 1984.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2015.
Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм, российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 2011. – С. 156
Дробышев А.А. Политические режимы. Омск, 2010. – С. 18
Политология: учеб. пособие / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М. : Московский гос. ин-т международных отношений МИД России, ТК Велби, Проспект, 2018. – С. 214
Конституция и государственная символика Российской Федерации. М. : Эксмо, 2019. – С. 15
Конституции буржуазных государств Европы / Пер. под ред. д-ра юрид. наук Г. С. Гурвича. М. : Изд-во иностранной литературы, 1957. – С. 961
Политология: учеб. пособие / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М. : Московский гос. ин-т международных отношений МИД России, ТК Велби, Проспект, 2018. – С. 218
Соединённые Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. д-ра юрид. наук профессора О. А. Жидкова. М. : Прогресс: Универс, 1993. – С. 29
Макарцев А. А. Развитие институтов прямой демократии в СССР в 1935–1937 гг. (на материалах сельских районов Западно-Сибирского края) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Новосибирск, 2016. – С. 12.
Кукушкин М. И. Проблемы социалистического народовластия. – Свердловск, 1982. – С. 61.
Чудаков М. Ф. Правовые проблемы участия личности в осуществлении непосредственной (прямой) демократии в СССР : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Кишинев, 1984. – С. 6–7.
Кабышев Владимир Терентьевич Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник СГЮА. 2012. – С. 28
Нудненко Л. А. Классификация институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Личность и государство на рубеже веков. – Барнаул, 2010. – С. 173.
Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2013. – С. 90
Там же. – С. 7.
Там же. – С. 7–10.
Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. – М., 2008. – С. 9–11.
Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2013. – С. 110
Нудненко Л. А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. – Барнаул, 2010. – С. 13
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
Блатова О. Уроки экологических референдумов в России // Экология и права человека. – 2014. – № 1270. – С. 24
Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2013. – С. 126
Холопов В. А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 10. – С. 16
Грудцына Л. Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2016. – С. 4.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
Договор о Европейском Союзе [рус., англ.] (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // СПС Консультант Плюс
Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. – С. 7
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013. – С. 297
Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011. – С. 4
Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016. – С. 17
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2015. – С. 349
РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969. – С. 222
Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2015. – С. 22












7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
2. Договор о Европейском Союзе [рус., англ.] (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) (с изм. и доп. от 13.12.2007) // СПС Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
5. Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016.
6. Блатова О. Уроки экологических референдумов в России // Экология и права человека. – 2014. – № 1270. – С. 22-28
7. Грудцына Л. Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2016.
8. Дробышев А.А. Политические режимы. Омск, 2010.
9. Кабышев Владимир Терентьевич Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник СГЮА. 2012.
10. Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. – М., 2008.
11. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2015.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013.
13. Конституции буржуазных государств Европы / Пер. под ред. д-ра юрид. наук Г. С. Гурвича. М. : Изд-во иностранной литературы, 1957.
14. Конституция и государственная символика Российской Федерации. М. : Эксмо, 2019.
15. Кукушкин М. И. Проблемы социалистического народовластия. – Свердловск, 1982.
16. Макарцев А. А. Развитие институтов прямой демократии в СССР в 1935–1937 гг. (на материалах сельских районов Западно-Сибирского края) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Новосибирск, 2016.
17. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм, российский конституционализм в сравнительной перспективе. - М., 2011.
18. Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.
19. Нудненко Л. А. Классификация институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Личность и государство на рубеже веков. – Барнаул, 2010.
20. Политология: учеб. пособие / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М. : Московский гос. ин-т международных отношений МИД России, ТК Велби, Проспект, 2018.
21. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2013.
22. РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969.
23. Соединённые Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. д-ра юрид. наук профессора О. А. Жидкова. М. : Прогресс: Универс, 1993.
24. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011.
25. Холопов В. А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 10. – С. 12-22
26. Чудаков М. Ф. Правовые проблемы участия личности в осуществлении непосредственной (прямой) демократии в СССР : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Кишинев, 1984.
27. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2015.

Вопрос-ответ:

Что такое народовластие?

Народовластие - это принцип, согласно которому власть в государстве принадлежит народу или его представителям. Это означает, что решения принимаются на основе мнения и воли граждан, а не некоторой элиты или правителя.

Какие способы осуществления народовластия существуют в Российской Федерации?

В России народовластие осуществляется различными способами. Одним из них является прямая демократия, которая предполагает участие граждан в принятии решений через референдумы и голосования. Также важную роль играют выборы, при которых народ выбирает своих представителей в органы власти. Кроме того, существуют механизмы общественного контроля и обратной связи между гражданами и органами власти.

Как осуществляется прямая демократия в России?

Прямая демократия в России осуществляется через проведение референдумов и голосований. На референдуме граждане могут принять решение по важному вопросу государственной или общественной значимости. Голосования проводятся на выборах, при которых граждане выбирают своих представителей в различные органы власти. Также важную роль играют общественные слушания, петиции и другие формы обращения граждан к властным структурам.

Какие предпосылки и основы лежат в основе непосредственной демократии в России?

Доктринальные основы непосредственной демократии в России заключаются в признании гражданских прав и свобод, равенстве всех граждан перед законом и принципе справедливости. Социальные предпосылки включают в себя активную гражданскую позицию, информированность и осведомленность граждан, а также их готовность и способность участвовать в принятии решений.

Какие принципы лежат в основе народовластия в Российской Федерации?

Принципы народовластия в Российской Федерации включают свободу избирательного права, равенство перед законом, свободу слова и собраний, прозрачность политических процессов, участие граждан в принятии важных решений и др.

Какие способы осуществления народовластия используются в России?

В России используются различные способы осуществления народовластия, включая прямую демократию, представительную демократию, референдумы, выборы, общественные слушания и др.

Каким образом происходит осуществление народовластия через прямую демократию в России?

Прямая демократия в России осуществляется через голосования и общественные слушания, на которых граждане могут высказывать свою позицию по важным вопросам и участвовать в принятии решений.

Какие социальные предпосылки и доктринальные основы лежат в основе непосредственной демократии в России?

Социальные предпосылки непосредственной демократии в России включают активную гражданскую позицию, развитие гражданского общества, информированность и осведомленность граждан. Доктринальные основы включают применение принципов равенства, свободы и справедливости при принятии решений.

Какова роль выборов и референдумов в осуществлении народовластия в России?

Выборы и референдумы играют важную роль в осуществлении народовластия в России, поскольку они представляют собой механизмы, с помощью которых граждане могут выразить свою волю и участвовать в принятии решений, влияющих на политическую жизнь страны.