Нагорная проповедь: богословский, нравственный, сотериологический аспект.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 17.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Богословские воззрения о Нагорной проповеди 5
ГЛАВА 2.Нравственный радикализм Нагорной проповеди 19
ГЛАВА 3.Путь ко спасению – Нагорная проповедь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
«Непрестанно прибегай к Богу: стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении», – призывали к постоянному сердечному памятованию Бога святые старцы Варсонофий Великий и Иоанн.Таким образом, молитву, понимаемую в широком смысле, необходимо совершать в любое время и во всяком месте. Святые отцы убедительно доказывают, что молитва является полностью совместимой с обыденными делами, обязанностями, которые человеку необходимо исполнить согласно его общественному и семейному положению. Соответственно, в христианском учении принято, что люди не должны уклоняться от труда, прикрываясь необходимостью молиться и петь псалмы. Настоящий подвижник должен быть трудолюбив.Еще в дни служения Иисуса Христа на земле, ученики Его обратились с просьбой о научении их искусству правильной молитвы. И Господом данная просьба была удовлетворена – Он дал им образец молитвы, а именно, речь идет о, наверное, главной молитве христиан – «Отче наш». Особо стоит заметить, что в учении о монашестве в христианстве также важное значение придается молитве. Первым делом истинного монашествующего является молитва. Согласно учению Макария Великого, необходимо постоянно побуждать себя к пребыванию в молитвах, чтобы достичь великого блага.Василий Великий также говорил о том, что вся жизнь монаха должна быть посвящена молитве, для исполнения заповеди богообщения необходимо непрестанно молиться (1 Фес. 5. 17).И настолько высока должна быть молитвенная ступень подвижника, что не могущих ещё сказать «готово сердце моё, готово» (Пс. 56. 8), святые отцы называли младенцами. И это ещё одна причина принятия обета нестяжания, ибо имея эту страсть, невозможно чисто молиться. Ну а само молитвословие по учению Иоанна Лествичника, может быть наиболее близким к Богу не иначе как в уединении (разумеется, каждому по его силам, ибо немногие могут всеобъемлюще молиться наедине).Молитвенное монашество основана на святоотеческой теории познания, иными словами, речь идет о достижении посредством рационального познания созерцания (феории), тогда как благодаря созерцанию монах начинает ведать (гнозис), ведение представляет собой высшую степень богопознания.Достаточно точно различие между монашествующим и мирским человеком было выражено Макарием Великим: «Испытай себя: не занимают ли тебя земные попечения, великая забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое, не промышляешь ли о себе, в чем велено тебе вовсе не заботиться. Узнай: плотские страдания не приводят ли тебя иногда к земным врачам, как будто Христос, в Которого ты уверовал, не может уврачевать тебя? Ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа, приявший обетования высшие и бoльшие, и соделавшийся чуждым для мира, должен приобрести новые и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».Если монашествующий усердно подвизается в молитве, то он обретает благодать Божию, общается с Богом, постигает сокровенные тайны Писания. Простое чтение не может привести человека к постижению Божественной Истины.Таким образом, истинный монашествующий должен испытать себя, проверить, есть ли в его душе готовность и решимость для оставления всего земного ради Бога, есть ли у него решимость претерпевать тяготы во имя славы Господа и служения Ему. Подвиг истинного монашества совершается всегда в строгом посте и молитве.Наконец, Нагорная проповедь учит нас о том, что для вступления в Божественное Царство нам необходимо не только испытывать добрые чувства, но также и совершать непрестанно добрые дела. ГЛАВА 3.Путь ко спасению – Нагорная проповедьБезусловно, Нагорная проповедь указывает путь ко спасению. Во-первых, исходя из Нагорной проповеди можно сделать вывод о том, что для спасения души люди должны выполнять Божественные установления: соблюдать пост, посещать храм Божий, почитать пастырей и т.д. Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем.Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Матф.7:7). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Для того, чтобы достичь спасения, нужно приносить Господу Богу чистосердечное искреннее раскаяние во всех своих согрешениях. И делать это нужно в ежедневной молитве. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Очистив себя исповедью, далее для спасения своего человек должен приобщиться Святых Таинств и причаститься Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Христовой, так как причащение также необходимо для спасения души человеческой. «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53–54). В связи с этим следует обратиться к важнейшему Таинству Евхаристии.Итак, в первую очередь, следует коснуться вопроса относительно действительности Тела и Крови Христа в Евхаристии. Относительно первого вопроса – представляют ли хлеб и вино действительные Тело и Кровь Христа по самому своему существу – можно сказать, что и свт. Иоанном Златоустом он решается в положительном ключе. Это указано во многих его творениях. Причем, святитель выражает свое удивление тому, что люди сожалеют о том, что не были современниками Христа, но при этом обладая Таинством Евхаристии. Как считал Иоанн Златоуст, данное Таинство дает возможность узреть Христа, прикоснуться к Нему так, как они прикасались бы к Нему, если бы жили в Палестине в первой половине I века нашей эры. «Вот ты видишь Его, - говорит свт. Иоанн, - прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (αψασθαι και φαγειν και λαβεινενδον)».Это позволяет говорить о том, что евхаристические хлеб и вино – это есть истинное Тело, Кровь Христа. Свт. Иоанном Златоустом, когда речь заходит о вкушении Христа, употребляются достаточно реалистичные выражения – например, святитель пишет, что мы «угрызаем» Христа. Однако учение свт. Иоанна Златоуста об Евхаристии является настолько сложным, прикровенным, что дает возможности для появления разного рода трактовок и интерпретаций. Например, согласно позиции протестантских богословов, слова Иоанна Златоуста обладают спиритуалистическим характером. А это значит, что учение святителя об Евхаристии является символическим. В частности, это такие выражения, как «духовная пища», «духовное питие», «пиршество духовное».И все же, для православных богословов здесь отсутствует какое-то противоречие. Здесь уместно обратиться к толкованию Златоуста на слова ап. Павла: «все пили одно и то же духовное питие» (1 Кор. 10, 4) (речь идет о той воде, которую Моисей высек из скалы – см. Исх. 17, 1-7). Святитель дает следующий комментарий: «Он назвал это питие духовным не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. (…) Не свойство камня, но сила действующего Бога произвела эти потоки». Таким образом, Евхаристия является духовной пищей, поскольку ее совершение достигается в том числе и посредством силы Святого Духа. Также Святыми Отцами была развита мысль о том, что евхаристическое и историческое Тело Христово являются тождественными. Святые Отцы предостерегают против того, чтобы совершать причащение недостойно, а именно, речь идет о причастии небрежном, неблагоговейном, неуважительном. Достойное причащение в понимании Святых Отцов означает, что оно совершается в состоянии духовного трепета, пламенной любви, верой в том, что Христос реально присутствует в Святых Дарах, необходимо сознавать величие момента и данной святыни. Ни в коем случае нельзя полагать, что принимаешь просто хлеб и просто вино. В таинстве Евхаристии происходит единение верующих со Христом.Для того, чтобы достичь спасения души, человек должен без ропота, смиренно и достойно переносить все трудности жизни, которые выпадут на его жизненном пути. Случится ли неурожай или созревший хлеб истребит саранча, или побьет его град, будет ли падеж скота, или собственная болезнь, придется ли претерпеть гонения и обиды от сильных и несправедливых людей, – все эти невзгоды человек должен переносить без ропота и без хулы, потому что ещё Господь заповедовал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19), «Претерпевший же до конца спасется» (Матф.24:13). ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, Нагорная проповедь репрезентует учение Христа во всей полноте. Изучение Нагорной проповеди необходимо каждому христианину, который желает выстраивать свою жизнь в согласии с Христовыми законами и заповедями, стремиться к совершенствованию. В Нагорной проповеди указаны конкретные нравственные указания по достижению главной цели жизни христианина – спасению. Основное назначение человека согласно Нагорной проповеди – самосовершенствование и стремление к праведной жизни. Настоящий христианин должен обязательно тщательно изучать Евангелие, выстраивать свою жизнь согласно заповедям, постоянно молиться, воспитывать в себе смирение, отказаться от приверженности к материальным ценностям. Быть христианином – это сложный нравственный, духовный труд.Цель жизни христианина по Нагорной проповеди – обрести успокоение в собственной душе, Богопознание, обретение жизни вечной. Кроме того, в христианстве человек стремится преодолеть эгоистические побуждения и помыслы. На необходимость совершения благих поступков указывает Нагорная проповедь Христа. Итак, цель жизни христианина состоит в приближении к Образу Бога в себе, к преодолению греха, в стремлении к молитве, совершенствованию помыслов и дел. Духовная помощь другим людям, милосердие, стяжание добродетелей, достижение смирения и смиренномудрия как величайших добродетелей – вот что составляет подлинный смысл христианской жизни.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии. [Электронный ресурс]. URL://http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905. [Электронный ресурс]. URL:// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.htmlДолженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.// https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlИоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991. Священное Писание о смирении. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3 Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.// https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. Христианское Смирение. [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
1. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии. [Электронный ресурс]. URL://http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm
2. Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905. [Электронный ресурс]. URL:// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.html
3. Долженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2
4. Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33
5. Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.// https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/
6. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
7. Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903
8. Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
9. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
10. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404
11. О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.
12. Священное Писание о смирении. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
13. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4
14. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.// https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/
15. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.
16. Христианское Смирение. [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
Вопрос-ответ:
Какие аспекты богословские поднимаются в статье?
В статье поднимаются богословские аспекты Нагорной проповеди, а именно нравственный сотериологический аспект, богословские воззрения о Нагорной проповеди и нравственный радикализм Нагорной проповеди.
Какие цитаты святых старцев приводятся в статье?
В статье приводятся цитаты святых старцев Варсонофия Великого и Иоанна, которые призывают непрестанно прибегать к Богу и постоянно помнить о Нем в своей молитве и деятельности.
Что такое нравственный сотериологический аспект Нагорной проповеди?
Нравственный сотериологический аспект Нагорной проповеди относится к учению о спасении и отношении человека к Богу. В этом аспекте Нагорная проповедь обращается к нравственным аспектам жизни, к обретению духовных ценностей и следованию заповедям Бога.
Какая роль нравственного радикализма в Нагорной проповеди?
Нравственный радикализм играет важную роль в Нагорной проповеди, так как она призывает людей к радикальному следованию заповедям Бога, самоотречению и жизни в соответствии с высшими нравственными принципами. Это позволяет человеку обрести спасение и приблизиться к Богу.
Какие пути ко спасению описывает Нагорная проповедь?
Нагорная проповедь описывает путь ко спасению через следование заповедям Бога, проявление любви ко всем людям, прощение грехов и искренность перед Богом. Это позволяет человеку обрести спасение и достигнуть цели своей жизни – общения с Богом.
Каковы основные аспекты богословия, рассматриваемые в статье?
В статье рассматриваются богословский, нравственный и сотериологический аспекты Нагорной проповеди.
Что такое Нагорная проповедь и какие воззрения она предлагает?
Нагорная проповедь - это набор учений и нравственных принципов, изложенных Иисусом Христом в Евангелии от Матфея. Она предлагает новый подход к вере и морали, основанный на благодатной любви к ближнему и преодолении идеологии возмездия.
Каковы основные черты нравственного радикализма, проповедуемого в Нагорной проповеди?
Нравственный радикализм Нагорной проповеди заключается в том, что она призывает к отказу от насилия, к примирению с врагами, к любви к ближнему и к поиску мира и праведности.
Какая роль Нагорной проповеди в пути к спасению по мнению автора статьи?
Автор статьи считает, что Нагорная проповедь представляет собой путь к спасению, поскольку она учит какими принципами нужно руководствоваться для достижения царствия Божьего и божественного спасения.
Какие источники использовались для написания статьи?
Список литературы в конце статьи включает в себя работы различных авторов, включая святых старцев Варсонофия Великого и Иоанна, которые призывали к постоянному сердечному памятованию Бога.