Проблема саморегуляции в психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 23.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность понятия саморегуляции и её функции 5
2. Теории саморегуляции 11
3. Компоненты и уровни саморегуляции 15
4. Сущность понятий «развитие», «созревание», «формирование» 21
5. Описать основные этапы развития саморегуляции человека в онтогенезе 23
Выводы 26
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

В то же время А. Гезелл подчеркнул, что «посвящение индивида в культуру никогда не может преодолеть последствия созревания», поскольку последний играет решающую роль. В чем отличие этих понятий от понятия «развитие»?Обычно о созревании и росте говорят, когда они хотят подчеркнуть генетический (более широкий – биологический) аспект психического развития. Созревание - это процесс, ход которого «зависит от унаследованных особенностей личности», писал К. Коффка. Эту точку зрения разделяют и современные психологи. В частности, Дж. Крейг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит из последовательности заранее запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но также его сложности, интеграции, организации и функционирования». [цит. по:17]Рост – это процесс количественных изменений в процессе улучшения той или иной психической функции. «Если невозможно обнаружить качественные изменения, это рост», - говорит Д. Б. Эльконин (1989).[Цит. по:17]Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост являются количественными изменениями, которые служат основой для развития качественных изменений. С. Л. Рубинштейн также указал на это: «В своей окончательной форме организм является не продуктом самого функционального созревания, а функционального развития: он функционирует, развивается и развивается, функционирует». [18]Под термином «формирование» понимается целенаправленное воздействие на человека с целью создания условий для появления в нем новых психологических образований и качеств.5. Описать основные этапы развития саморегуляции человека в онтогенезеФормирование саморегуляции в онтогенезе проходит этапы и определяется рядом личностных особенностей. Традиционное представление о динамике саморегуляции в онтогенезе можно найти у Л.И. Божович, которая отмечает, что онтогенез волевой саморегуляции определяется процессом воспитания человека, в котором формирование положительных качеств личности, привычек и нравственных чувств играет основополагающую роль. В этом смысле развитие воли и морали тесно связаны друг с другом, представляя «две стороны одного и того же процесса» [16].Основываясь на созданной Д.Б. Элькониным периодизации развития личности, Л.И. Божович представляет процесс развития волевого регулирования на каждом этапе.Стадия раннего детства характеризуется появлением мотивирующих идей, благодаря которым ребенок приобретает способность преодолевать силу внешнего воздействия с помощью побуждений, исходящих от него.В дошкольном возрасте основополагающая роль в формировании воли принадлежит игре как ведущей деятельности. Ребенок здесь, без принуждения взрослого, добровольно начинает подчиняться определенным правилам (что обуславливает развитие способности к самопринуждению).Для младшего школьного возраста характерно общее развитие произвола. Здесь ведущим видом деятельности является учебная деятельность, возрастающие требования к произволу ребенка; меняются отношения с другими, трансформируется жизненная ситуация, расширяется круг общения. В этом возрасте важнейшими задачами воспитания являются формирование познавательных интересов, позитивное отношение к статусу школьника, развитие определенных качеств личности (ответственность, трудолюбие).В раннем подростковом возрасте интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, поскольку вступление подростка в группу сверстников приобретает особое значение. Но требования команды часто расходятся с требованиями взрослых, которые ставят перед собой личность проблемы, решение которой требует развитой волевой регуляции.В старших подростках ведущая деятельность является образовательной и профессиональной. Подростки имеют более зрелую жизненную позицию и более развитую способность прогнозировать свое поведение и деятельность. Общие задачи воспитания для всех подростков следующие: формирование высших форм волевого поведения, развитие тех качеств личности, которые его обеспечивают, а также помощь в преодолении специфических трудностей, связанных с не полностью развитой саморегуляцией. Современные исследования показали, что в функционировании волевой регуляции также отмечается прямая динамика его развития, волевая регуляция развивается последовательно и плавно, взлеты и падения довольно редки.Кроме того, в студенческом возрасте актуализируются интеграционные моменты, связывающие волевые качества человека, процессность в изменении содержания саморегуляции и значительные новообразования в раннем взрослом и юношеском возрасте [15].Отметим, что феноменологическое описание волевой саморегуляции в той или иной степени характерно для любого исследования в данной предметной области, однако цели современного исследования не ограничиваются феноменологическим описанием, а включают определение особенностей, условий функционирования и формирование саморегуляции.Выводы1. На современном этапе подход к саморегуляции психофизиологических состояний, как к определенному виду психической деятельности дает возможность сделать вывод о том, что успешность саморегуляции определяется индивидуальным стилем и набором методов саморегуляции. В практике выработка индивидуального стиля психофизической саморегуляции является результатом взаимодействия двух ключевых механизмов.2. В настоящее время понятие «саморегуляция» широко используется в различных разделах общей психологии, а также в ее прикладных отраслях (патопсихология, психология труда, нейропсихология, возрастная психология). Определение саморегуляции часто видоизменяется, при этом меняется не только объем, но также и содержательная сторона данного понятия. В широком смысле оно определяется как «целесообразное функционирование живых систем разного уровня организации и сложности», вместе с этим выделяется тот факт, что регуляция осуществляется при помощи психического отражения и моделирования действительности. 3. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее сущностная и общая функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. Появление в развитии саморегуляции определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность контролировать и осознавать ситуацию, процесс.4. Саморегуляция реализуется как целостный процесс, который обеспечивает мобилизацию и интеграцию психологических характеристик человека для достижения целей его деятельности и поведения. За счет процесса саморегуляции обеспечивается выработка гармоничного поведения, на его основе развивается способность самоконтроля в соответствии с реализацией поставленной цели, благодаря ему человек может направлять свое поведение целесообразно требованиям жизни, а также профессиональным или учебным задачами.5. Психическая саморегуляция в качестве собственно регуляторного процесса представляет собой преодоление субъектом информационной недостаточности в каждом ее звене, при их информационном согласовании. Осуществление регуляторного процесса субъектом понимается как самостоятельное принятие человеком некоторых взаимосвязанных решений, реализация последовательности согласованных между собой выборов как преодоление различных сторон (содержание, субъективное значение, личностная ценность и др.) субъективной информационной неопределенности в ходе построения и управления своей активностью, начиная с принятия цели и заканчивая оценкой полученных результатов. Данные процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную структуру и могут реализовываться как последовательно, так и параллельно друг другу.6. Формирование саморегуляции в онтогенезе проходит этапы и определяется рядом личностных особенностей. Традиционное представление о динамике саморегуляции в онтогенезе можно найти у Л.И. Божович, которая отмечает, что онтогенез волевой саморегуляции определяется процессом воспитания человека, в котором формирование положительных качеств личности, привычек и нравственных чувств играет основополагающую роль. В этом смысле развитие воли и морали тесно связаны друг с другом, представляя «две стороны одного и того же процесса» [16].Основываясь на созданной Д.Б. Элькониным периодизации развития личности, Л.И. Божович представляет процесс развития волевого регулирования на каждом этапе.ЗаключениеВ настоящем исследовании были рассмотрены теоретические аспекты проблемы саморегуляции в психологи. Было определено понятие саморегуляции и ее функции, рассмотрены основные теории саморегуляции, описаны компоненты и уровни саморегуляции. Помимоэтого, раскрыта сущность понятий «развитие», «созревание», «формирование», а также описаны основные этапы развития саморегуляции человека в онтогенезе.В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что проблема саморегуляции затрагивалась в контексте многих научных исследований, однако единый подход к его трактовке в психологии на сегодняшний день отсутствует. На современном этапе подход к саморегуляции психофизиологических состояний, как к определенному виду психической деятельности дает возможность сделать вывод о том, что успешность саморегуляции определяется индивидуальным стилем и набором методов саморегуляции. В практике выработка индивидуального стиля психофизической саморегуляции является результатом взаимодействия двух ключевых механизмов.В настоящее время понятие «саморегуляция» широко используется в различных разделах общей психологии, а также в ее прикладных отраслях (патопсихология, психология труда, нейропсихология, возрастная психология). Определение саморегуляции часто видоизменяется, при этом меняется не только объем, но также и содержательная сторона данного понятия. В широком смысле оно определяется как «целесообразное функционирование живых систем разного уровня организации и сложности», вместе с этим выделяется тот факт, что регуляция осуществляется при помощи психического отражения и моделирования действительности. В более частных определениях отражается специфика использования данного понятия. Различные авторы в качестве субъектов саморегуляции представляют организм, человека либо личность. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее сущностная и общая функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. Появление в развитии саморегуляции определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность контролировать и осознавать ситуацию, процесс.Саморегуляция реализуется как целостный процесс, который обеспечивает мобилизацию и интеграцию психологических характеристик человека для достижения целей его деятельности и поведения. За счет процесса саморегуляции обеспечивается выработка гармоничного поведения, на его основе развивается способность самоконтроля в соответствии с реализацией поставленной цели, благодаря ему человек может направлять свое поведение целесообразно требованиям жизни, а также профессиональным или учебным задачами.Психическая саморегуляция в качестве собственно регуляторного процесса представляет собой преодоление субъектом информационной недостаточности в каждом ее звене, при их информационном согласовании. Осуществление регуляторного процесса субъектом понимается как самостоятельное принятие человеком некоторых взаимосвязанных решений, реализация последовательности согласованных между собой выборов как преодоление различных сторон (содержание, субъективное значение, личностная ценность и др.) субъективной информационной неопределенности в ходе построения и управления своей активностью, начиная с принятия цели и заканчивая оценкой полученных результатов. Данные процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную структуру и могут реализовываться как последовательно, так и параллельно друг другу.Формирование саморегуляции в онтогенезе проходит этапы и определяется рядом личностных особенностей. Онтогенез волевой саморегуляции определяется процессом воспитания человека, в котором формирование положительных качеств личности, привычек и нравственных чувств играет основополагающую роль. В этом смысле развитие воли и морали тесно связаны друг с другом.Таким образом, проблема саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии. Ее исследование открывает большие возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Список литературыАбульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: учебное пособие / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995. – С.302-332Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: (системно-деятельный подход). / Л.Г. Дикая. - М.: Изд-во ИПРАН, 2003. - 318 с. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // психологический журнал. – 1989. – Т10. – № 2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие / В. А. Иванников. – М.: УРАО, 1998. – 144 с.Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция, как критерий субъектности [Текст]/ О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - М., 2008. N 3 – С. 22-34. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности : учебное пособие / О.А. Конопкин. – М., 1980. – 320 с. 16Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте : учебное пособие / Ю.А. Миславский. М. : Педагогика. – 1991. – 152 с.Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – Москва : Наука, 1998. – 192 с. 25Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — 519 с. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – №1.Осницкий А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина// Вопросы психологии. 2009. No 1. С. 3–12. Панкратов В.Н. саморегуляция психического здоровья. - М., 2011. – 217 с.Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011.–112 с. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Электронный ресурс] / А. О. Прохоров. - Москва: Пер Сэ, 2005. - 352 с. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: учебник / ред. А. А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК : НЕВА ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 653 с.Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. СПб., 1998.

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: учебное пособие / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995. – С.302-332
3. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: (системно-деятельный подход). / Л.Г. Дикая. - М.: Изд-во ИПРАН, 2003. - 318 с.
4. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // психологический журнал. – 1989. – Т10. – № 2.
5. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие / В. А. Иванников. – М.: УРАО, 1998. – 144 с.
6. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция, как критерий субъектности [Текст]/ О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - М., 2008. N 3 – С. 22-34.
7. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2.
8. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности : учебное пособие / О.А. Конопкин. – М., 1980. – 320 с. 16
9. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте : учебное пособие / Ю.А. Миславский. М. : Педагогика. – 1991. – 152 с.
10. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – Москва : Наука, 1998. – 192 с. 25
11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — 519 с.
12. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – №1.
13. Осницкий А. К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина// Вопросы психологии. 2009. No 1. С. 3–12.
14. Панкратов В.Н. саморегуляция психического здоровья. - М., 2011. – 217 с.
15. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011.–112 с.
16. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности [Электронный ресурс] / А. О. Прохоров. - Москва: Пер Сэ, 2005. - 352 с.
17. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: учебник / ред. А. А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК : НЕВА ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 653 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Вопрос-ответ:

Что такое саморегуляция в психологии?

Саморегуляция в психологии - это способность человека контролировать и регулировать свои мысли, эмоции и поведение, чтобы достичь поставленных целей и адаптироваться к изменяющейся среде.

Какие функции выполняет саморегуляция?

Саморегуляция выполняет несколько функций. Она помогает человеку контролировать свое поведение, принимать решения, справляться с эмоциями, адаптироваться к новым ситуациям, достигать поставленных целей и развиваться личностно. Также саморегуляция помогает поддерживать уровень внутреннего равновесия и преодолевать стрессовые ситуации.

Какие теории саморегуляции существуют в психологии?

В психологии существует несколько теорий саморегуляции. Например, теория саморегуляции Э.А. Локка, в которой подчеркивается роль мотивации в саморегуляции. Еще одна теория - теория саморегуляции В.Е. Боркина, в которой акцентируется внимание на роли эмоций в саморегуляции. И есть теория саморегуляции Р.Ш. Каца, которая подчеркивает значимость мыслительных процессов в саморегуляции.

Какие компоненты и уровни саморегуляции выделяются?

Саморегуляция состоит из нескольких компонентов. Основными компонентами являются познавательные процессы, мотивация и эмоции. Кроме того, выделяют уровни саморегуляции: низший уровень - саморегуляция элементарных процессов, средний уровень - саморегуляция поведения и высший уровень - саморегуляция личности.

Какие этапы развития саморегуляции человека существуют в онтогенезе?

Этапы развития саморегуляции человека в онтогенезе можно выделить следующие: раннее детство, когда формируются первые навыки саморегуляции и контроля за своим поведением; школьный возраст, когда развивается более сложная форма саморегуляции, связанная с учитыванием трудностей и планированием действий; юношеский возраст, когда происходит более осознанная саморегуляция, связанная с пониманием социальных норм и ценностей.

Что такое саморегуляция?

Саморегуляция - это способность человека контролировать и регулировать свои мысли, эмоции и поведение для достижения поставленных целей.

Какие функции выполняет саморегуляция?

Саморегуляция выполняет несколько функций: она помогает подавлять негативные эмоции, контролировать внимание, поддерживать настроение, регулировать поведение и достигать поставленных целей.

Какие теории существуют по саморегуляции?

Существуют различные теории саморегуляции, такие как теория контроля, теория самоконтроля, теория дефисита саморегуляции и другие.

Какие компоненты и уровни саморегуляции существуют?

Компоненты саморегуляции включают мотивацию, внимание, планирование и контроль. Уровни саморегуляции включают физиологический, психологический и социальный уровни.

Какие этапы развития саморегуляции можно выделить?

Основные этапы развития саморегуляции в онтогенезе включают пассивную саморегуляцию при рождении, формирование и развитие саморегуляции в раннем детстве, усиление саморегуляции в детском и подростковом возрасте и стабилизация саморегуляции во взрослом возрасте.