Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в 10-17веках
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 28.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ДОСУГОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 5
1.1.Досуг как социальное явление 5
1.2.Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян 8
2. РАЗВИТИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В 10-17ВЕКАХ 12
2.1.Особенности досуговых форм деятельности у восточных славян в 10-17веках 12
2.2. Формы досуговой деятельности различных слоев населения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Многие стали коллекционерами произведений искусства (третьяковское общество купцов). Увеличилось количество студентов бизнес-класса.В конце 19 века в Москве стали создаваться первоклассные профессиональные клубы, группировавшиеся в составе мелких служащих, чиновников низкого уровня, купцов и купеческих сословий. В таком"клубе клерков"основной акцент делается на соблюдении этикета и вежливости. Кассовый аппарат пополнялся пожертвованиями бизнесменов. В клубе есть залы для чтения и танцев.С конца 19 века все больше учебных заведений в сфере досуга-воскресные и вечерние воскресные школы,учебные курсы и клубы, народные университеты. А в начале 20 века- "самообразование работников общества".XVIII век-это переходный момент для России, а также отправная точка для детской культуры, яркое и сложное начало, хотя путь относительно короткий.Эпоха Петра I ознаменовала самые глубокие перемены в жизни страны. Российская империя сформировалась благодаря глубоким переменам в экономике и политике: все это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, конечно же, социальными и культурными изменениями.Развитие промышленности и рост города привели к возрождению внутренней торговли, созданию единого общероссийского рынка. Резко возросло количество выставок и товарооборот,увеличился приток иностранных бизнесменов. К началу 1830-х годов в России было более полутора тысяч ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, а к концу века только в Воронежской губернии было проведено более шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке 1875 года среднесуточное количество посетителей составило 135 398 человек. Как ни странно, количество людей определяется количеством тостов,"предполагая три фунта (около 1,2 кг) на человека в день".Площадь была центром общественной торговли и городской жизни, а с XVIII века стала местом массовых торжеств. Многолюдные праздники и праздники всегда были частью городской жизни, но долгое время они полностью копировали крестьянские традиции:они были организованы в тех же календарных условиях и в той же форме (Муни на Рождество). Сам праздник в народе называют "под горой"или "под качели".С XVIII века жизнь городов и деревень заметно отличалась. Миграция традиционных крестьян в новые городские условия не повлияла на их характер. В атмосфере индустриального города нарушаются основные черты крестьянских праздников, такие как строгое регулирование и ритуалы, перестает ощущаться волшебная сторона действий и слов,исчезает из памяти оригинальная матрица торжеств и языческие цели. Состав участников фестивалей и ярмарок также кардинально изменился, здесь стояло большое количество людей, представителей всех сословий, многих местных и этнических групп. Ходьба становится открытой системой, легко впитывающей элементы и формы различных традиций, быта, культуры и искусства.Существует также социальная стратификация в области потребления искусства:в то время как крестьяне по-прежнему сохраняют традиционную культуру, ориентируясь на западные высшие классы, принимая обычаи и подражая людям европейской аристократии, в то время как городские низы, привлекательная часть жителей больших городов не имеет права использовать традиционную культуру.Слишком решительные и смелые реформы часто сталкиваются с непониманием и сопротивлением со стороны патриархальных кругов России, поэтому Петр "настаивал на поиске новых форм и способов продвижения корпоративного поведения в поддержку своих усилий".Так, в 1702 году Петр I приказал построить в центре Москвы, на Красной площади,"комедию чоломина" - первый общественный театр, в котором могли принять участие все желающие.Интерес к театру вызвал интерес у всех слоев городского населения: во второй половине XVIII века в России существовали театры: придворные, школьные, городские демократические и устные народные.Для популяризации его трансформации Петр I прибегал к уличным маскарадам, парадным процессам (в том числе к строительству Триумфальной арки), иллюминациям, имитационным церемониям и другим общественным местам.Здесь, с одной стороны, используются народные традиции мумификации Рождества и Ш. кающегося, с другой-символы школьной драмы и алегонского языка.Петр любил фейерверки и часто принимал непосредственное участие, во что бы то ни стало, в их обустройстве, ведь фейерверки обладают огромным эффектным эффектом и доступны широкому кругу зрителей. В день, когда Петр I торжественно провозгласил императора всея Руси, храм Януса в небе Санкт-Петербурга был освещен двадцатью тысячами разноцветных огней.Восемнадцатый век не зря называют "эпохой игр". Фактически, игровые элементы захватывают многие аспекты социальной жизни и повседневной жизни, а сама культура частично является игровым персонажем. Однако этот век также считается эпохой Просвещения. Перемены в экономической, политической и культурной жизни России требуют все большего количества грамотных, знающих людей. Развивалась пресса, расширился круг читателей, появилась новая литература, отвечающая интересам демократического класса городского населения.С конца XVII века набирает популярность светская фанерная живопись, большая часть которой-западноевропейские"смешные" листы, русская фанера с изображениями клоунов, клоунов,народных праздников, гуляний и сказочных персонажей. В XIX веке их заменили лубочные книги, в которые вошли рассказы, сказки, сатирические тексты, которые пользовались большим спросом у читающей демократической общественности.Особенностью России в XVIII веке был приток в страну иностранцев, в том числе путешествующих актеров, которые познакомили население (в основном города) с искусством европейской экспозиции.Фольклор развивающегося региона включает в себя также традиционные народные представления: выступления кукольников,медвежьих вождей,музыкантов и киосков. Каждый год городские площади поглощают, выбирают и обрабатывают все различные материалы, которые заливаются в разные даты, чтобы соответствовать требованиям Основных посетителей, формируя их вкусы и требования. Все это приводит к тому, что на базарах и фестивалях строятся целые развлекательные города, в том числе старые и новые, не знающие русских сельских развлечений и чудес.ЗАКЛЮЧЕНИЕПонятие"культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно,с начала 80-х годов.Ее появление является логическим следствием теоретического осмысления проблемы случайности,в частности, подходов к определению ее сущности как человекаК оригинальным формам досуга относятся религиозные праздники, которые проводятся по лунному календарю. Праздники ознаменовали начало всех важных для аграриев видов сельскохозяйственных работ, в частности посевных и уборочных работ. Зимой здесь много праздников, и у крестьян есть свободное время для отдыха. Затем устраивались различные вечеринки, вечеринки, снежные игры, колядки. Пережили шумные языческие праздники-Рождество Христово,карнавал, ночь Ивана Купалы и другие.Эти праздники шумные и многолюдные, хороводы,гадания, веселые игры, театрализованные представления, песни и танцы, а также соревнования по мастерству и ловкости (Бокс, Борьба и др.).). Они любят есть пряники, блины и другие деликатесы на праздники.С приходом русской знати родились новые формы досуга: роскошные праздники,военные соревнования,охота на животных и птиц, и, несмотря на то, что князья долгое время принимали участие в народных праздниках, народ называл их праздничным гостеприимством.С принятием христианства досуг сильно изменился. Православная церковь не приветствует многих "демонических игр" и призывает к спокойному и достойному отдыху. Однако, успешно справившись с самим язычеством, он не смог полностью искоренить народные праздники. Уволившись, церковь проводит эти мероприятия в православном календаре.В Средние века церковь выполняла роль своего рода культурного центра, регулирующего дни работы и отдыха, уделяя особое внимание обучению грамотности, копированию книг и т. д.Народное искусство начало развиваться в новых формах. Как и в странах Западной Европы, в России можно увидеть путешествующих артистов-клоунов, развлекающих зрителей песнями, танцами, цирковыми выступлениями и шутками. Есть тренеры, особенно часто с медведями, которые играют развлекательные действия перед зрителями. Эти видения, несмотря на церковные запреты, очень популярны среди общественности.Крестьяне и простые горожане любят проводить свое свободное время в питейных заведениях (общежитиях, гостиницах, тавернах), где можно не только поесть и выпить, но и пообщаться и повеселиться.Аристократы предпочитали собственные развлечения:фестивали, настольные игры,охоту, те же забавы, которые исполняли только сами шутливые артисты. Большинство этих удовольствий отказано женщине. Если обычные женщины (крестьянки) избавляются от тяжелой работы и могут посещать праздничные дни, то аристократы могут наблюдать за тем, как счастливо проходит время мужа через Тайное окно, даже не всегда.Таким образом, исторические предпосылки формирования досуга восточных славян связаны с географическими особенностями, природно-климатическими, этнографическими, социально-экономическими и политическими условиями расселения славян на территории Европейского континента, особенностями хозяйственной деятельности, быта, развитием материальной и духовной культуры, языческими верованиями, народными традициями, обычаями и обрядами.В заключение следует отметить, что интерес к отечественной досуговой истории закономерен,так как российское общество находится на новом этапе своего развития, и сейчас очень важно сохранить передаваемый из поколения в поколение социокультурный опыт.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Академия, 2017. - 360 c.2. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.3. Жукова, Л. В. История России в датах. Справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.4. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI – XVII веках. Т.1. Домашний быт русских царей. – Ч.1. Изд. 3-е. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1895.5. Зуев, М. Н. История России / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2017. - 656 c.6.История Средних веков: учебник / И. Н. Осиновский [и др.]; под ред. И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва: Юрайт, 2019. — 463 с.7.История Средних веков: учебник д. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. - М.: ООО «Русское слово-учебник» ... В 2-х частях, Арсентьев Н.М. Данилов А.А. / под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение,20178.История средних веков: учебно-методич. рекомендации для студ. всех специальностей истор. фак. / [сост. А.Ю. Бодак, Е.А. Бурик]; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. всеобщей истории. – Брест: Изд-во БрГУ, 2013. – 64 с9. Карпачев, С.П. История России. Краткий курс лекций / С.П. Карпачев. - М.: Юрайт, 2017. - 481 c.10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.11.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. VI - М., 1988.12.Ковалевский М. М. Прогресс // Ковалевский М. М. Избранные труды: в 2- х ч. - М.: РОССПЭН, 2010. Ч. 2. - 445 с.13. Конспекты лекций по отечественной истории / Л.И. Семенникова и др. - Москва: РГГУ, 2017. - 320 c.14. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 816 c.15. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.16. Московкин, В. В. Отечественная история. Учебное пособие / В.В. Московкин. - М.: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. - 328 c.17. Размышление о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I – XVII вв. – М., 1994.18. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.19. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Книга 11 / С.М. Соловьев. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. - 452 c.20.Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 198921. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2018. - 592 c.
2. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до наших дней. В вопросах и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
3. Жукова, Л. В. История России в датах. Справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.
4. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI – XVII веках. Т.1. Домашний быт русских царей. – Ч.1. Изд. 3-е. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1895.
5. Зуев, М. Н. История России / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2017. - 656 c.
6.История Средних веков: учебник / И. Н. Осиновский [и др.]; под ред. И. Н. Осиновского, Г. А. Ртищевой, Н. В. Симоновой. — Москва: Юрайт, 2019. — 463 с.
7.История Средних веков: учебник д. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. - М.: ООО «Русское слово-учебник» ... В 2-х частях, Арсентьев Н.М. Данилов А.А. / под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение,2017
8.История средних веков: учебно-методич. рекомендации для студ. всех специальностей истор. фак. / [сост. А.Ю. Бодак, Е.А. Бурик]; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. всеобщей истории. – Брест: Изд-во БрГУ, 2013. – 64 с
9. Карпачев, С.П. История России. Краткий курс лекций / С.П. Карпачев. - М.: Юрайт, 2017. - 481 c.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.
11.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. VI - М., 1988.
12.Ковалевский М. М. Прогресс // Ковалевский М. М. Избранные труды: в 2- х ч. - М.: РОССПЭН, 2010. Ч. 2. - 445 с.
13. Конспекты лекций по отечественной истории / Л.И. Семенникова и др. - Москва: РГГУ, 2017. - 320 c.
14. Кузнецов, И. Н. Отечественная история / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 816 c.
15. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
16. Московкин, В. В. Отечественная история. Учебное пособие / В.В. Московкин. - М.: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. - 328 c.
17. Размышление о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I – XVII вв. – М., 1994.
18. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.
19. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Книга 11 / С.М. Соловьев. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. - 452 c.
20.Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 1989
21. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов и др. - М.: Проспект, 2018. - 592 c.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет досуг в обществе?
Досуг является важным социальным явлением, которое позволяет людям отдохнуть от повседневных забот, заняться любимыми делами, развлечься и обрести новые впечатления. Кроме того, досуг способствует повышению культурного и духовного уровня человека, объединяет людей с общими интересами и создает благоприятную атмосферу для общения и развития личности.
Какие формы досуговой деятельности возникли у восточных славян?
У восточных славян в 10-17 веках зародились различные формы досуговой деятельности, такие как народные праздники, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, рыбалка, охота, игры и различные виды развлечений. Восточные славяне ценили традиционные формы досуга, связанные с природой, коллективными мероприятиями и народной культурой.
Какие были особенности досуговых форм деятельности у восточных славян в 10-17 веках?
В 10-17 веках у восточных славян досуговые формы деятельности имели ряд особенностей. Одной из них было наличие сильной связи с традициями и обычаями народа. Досуг часто сочетал в себе элементы религиозных, культовых и национальных обрядов. Кроме того, досуговые мероприятия были совместными и коллективными, задействовали большое количество людей и являлись формой социального взаимодействия и сближения.
Какие виды досуговой деятельности были популярны среди различных слоев населения?
Среди различных слоев населения восточных славян в 10-17 веках были популярны различные виды досуговой деятельности. Верховая шляхта увлекалась охотой, рыбалкой, турнирами и спортивными соревнованиями. Крестьяне же часто проводили время на народных праздниках, гуляли, играли в народные игры и занимались коллективной физической активностью. Мещане и ремесленники предпочитали посещать ярмарки, выставки и различные торжества.
Какие формы досуговой деятельности были популярны у восточных славян?
У восточных славян популярными формами досуговой деятельности были: посещение крепостей и городских поселений, участие в ярмарках и ярмарочных играх, охота и рыбалка, посещение купален и странствия по святым местам.
Каковы особенности досуговых форм деятельности у восточных славян в 10-17 веках?
Особенности досуговых форм деятельности у восточных славян в указанный период включали: тесную связь с христианскими ритуалами и обрядами, сезонность (например, охота велась в зимний период), преобладание коллективных видов досуга (ярмарки, праздники), значительное влияние народных верований и обычаев.
Какие формы досуговой деятельности были популярны у различных слоев населения восточных славян?
У высшего слоя населения популярными формами досуговой деятельности были охота, выезды на вечера и праздники других дворян, участие в государственных церемониях. У среднего и низшего слоев населения популярными формами были участие в ярмарках, посещение купален, обрядовые праздники и гуляния по селу.
Как развивались досуговые формы деятельности у восточных славян с 10 по 17 века?
С 10 по 17 век развитие досуговых форм деятельности у восточных славян характеризовалось большим разнообразием и расширением возможностей. В этот период стали более популярными ярмарки, охота, рыбалка, путешествия по святым местам. Особенно активно развивались различные обрядовые праздники и обычаи, связанные с религиозными и народными верованиями.
Каково понятие досуга у восточных славян в 10-17 веках?
Досуг у восточных славян в 10-17 веках был воспринимаем как время, отведенное для отдыха и развлечений после трудовых забот. В то же время, досуг имел и социальную функцию, способствуя формированию социального статуса и взаимоотношений в обществе.
Каким образом можно определить досуг?
Досуг - это социальное явление, которое подразумевает свободное время, которое человек может проводить в различных формах деятельности, не связанных с работой или обязанностями. Определить досуг можно через активности, которые человек выбирает для своего досугового времяпрепровождения.