Логопедическое сопровождение взрослых в условиях психоневрологического диспансера
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 11.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика нарушений речи у взрослых в условиях психоневрологического диспансера 6
1.1. Афазия как речевое нарушение у взрослых 6
1.2. Дизартрия как речевое нарушение у взрослых 12
Глава 2. Прикладные аспекты логопедического сопровождения взрослых в условиях психоневрологического диспансера 17
2.1. Методы речевой коррекции пациентов в условиях психоневрологического диспансера 17
2.2. Содержание деятельности по логопедическому сопровождению взрослых в условиях психоневрологического диспансера 23
Заключение 28
Список литературы 30
Лечебно-реабилитационные мероприятия должны проводиться мультидисциплинарно и включать в себя медикаментозную поддержку, лечебную гимнастику, массаж, логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, консультации психиатра, психотерапевтическую помощь. Необходимо отметить, что максимальная эффективность восстановления достигается при раннем начале занятий. Стратегия терапии афазий и дизартрий должна в обязательном порядке включать как фармакологические, так и нефармакологические методы лечения. Лекарственная терапия в данном случае является базовым обеспечением, восполняющим нейротрансмиттернуюдефицитарность и осуществляющим неспецифическую стимуляцию всех высших когнитивных функций. 2.2. Содержание деятельности по логопедическому сопровождению взрослых в условиях психоневрологического диспансераОсновной контингент обслуживаемых больных составляют пациенты с нарушениями речи, которых к логопеду направляют психиатры и неврологи. Занятия с детьми проводятся как регулярно, так и консультативно. Логопед систематически занимается с лицами, состоящими на учете у психиатрови неврологов, при наличии любой речевой патологии, при условии, что пациенты не получают соответствующей помощи в других учреждениях. Профилактическая работа логопеда психоневрологических диспансеров проводится по мере необходимости в контакте с психиатрами, невропатологами.Логопед психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни пациента, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы).В конце календарного года логопед представляет главному врачу и главному логопеду области информацию, которая отражает состояние диспансерного наблюдения пациентов с речевой патологией в данном лечебно-профилактическом учреждении. Кроме статистических (цифровых) данных составляется пояснительная записка с анализом всей лечебной, профилактической и санитарно-просветительной работы, проведенной за истекший год.Среди основных логопедических задач, решаемых в процессе профессиональной деятельности: организация своевременного выявления речевых нарушений и консультирование близких, дифференциальная диагностика различных форм патологии речи, определение речевых нарушений, являющихся симптомом или началом психического расстройства. Другие задачи, отражающие профессиональные компетенции, связаны с осуществлением просветительской деятельности, разработкой и внедрением методических рекомендаций по вопросам реабилитации лиц с нарушениями речи, тесное взаимодействие со специалистами, участвующими в интегрированном сопровождающими лиц с речевой патологией.Поскольку речевая деятельность развивается в тесной взаимосвязи со всей психикой, содержание речи и ее форма могут являться специфичными проявлениями для тех или иных психических расстройств. Так, при шизофрении до начала появления первых клинических симптомов наблюдаются изменения в речи в виде вычурности высказываний, неологизмов, изменения в тембре голоса, его интонационные своеобразия. Неестественность голоса, выражающаяся в изменениях силы звучания (от слишком тихого шепотного до слишком резкого и грубого) являются следствием напряжения мускулатуры при кататонической форме шизофрении. Еще одним симптомом, указывающим на нарушения ассоциативного мышления при шизофрении является логорея или словесная «окрошка». Протестные реакции или негативизм, страх перед речью выражаются в форме мутизма. Такие специфические симптомы как монотонность, немодулированность голоса, немногословность или речевая инактивность, тихий голос характерны для депрессивных расстройств. В случае органической деменции нарушения речи возникают вследствие распада интеллектуальных функций и проявляются нарушениями звукопроизношения, изменениями модуляций голоса, распадом речи [1]. Детям с расстройствами аутистического спектра свойственны вербальные эхолалии, стереотипость или шаблонность высказываний, отказ от использования речи как средства общения даже при условии наличия определенного словарного запаса [2].Большое значение логопедическое обследование имеет при определении формы заикания и выбора адекватных подходов в лечении, определении ведущего специалиста в коррекции нарушения. Общеизвестно, что заикание может возникнуть по подражанию, в случае форсированного развития речи, а может быть проявлением невроза и неврозоподобных расстройств при церебрастенических состояниях. По мнению отечественного психиатра М. И. Буянова, в зависимости от первопричины появившихся запинок логопедическое воздействие будет иметь свои отличия. Например, при запинках на фоне логофобии, возникшей в результате конфликтной или психотравмирующей ситуации в семье пациента, участие логопеда будет носит вторичный характер [3]. В данном случае речевые приемы и упражнения не принесут ожидаемой пользы без коррекции семейных отношений, неразрешенных конфликтных ситуаций, повлекших за собой страх речи.Логопедическое заключение помогает врачу-психиатру при дифференциации умственной отсталости от иных форм интеллектуальной недостаточности, а также для уточнения степени умственной отсталости. Речевое заключение формируется в результате соотношения развития импрессивной и экспрессивной стороны речи, выявлении специфических особенностей нарушения лексико-семантической и грамматической сторон речи. Так, Д. И. Исаев, описывая клиническую характеристику умственной отсталости, среди признаков недоразвития импрессивной стороны речи выделяет эхолалии, буквальность понимания поговорок и пословиц [4].Поскольку причинами большинства речевых нарушений являются повреждения или недоразвитие центральной нервной системы, логопедическое воздействие должно происходить на основе дифференцированного, индивидуального и комплексного подходов. Именно такие принципы коррекционно-логопедического сопровождения пациентов становятся очевидными и наиболее актуальными.На сегодняшний день, наиболее эффективной и перспективной является поли- профессиональная (мультидисциплинарная) модель коррекционно-логопедического сопровождения лиц, имеющих различные речевые нарушения. Данная модель реализует комплексный подход в коррекции тяжелых нарушений речи, а именно алалия, заикание, дизартрия, системные недоразвития речи различного генеза и других. Эффективность логопедической работы достигается проведением таких реабилитационных мероприятий как лечебный массаж, фармако- и физиотерапия (амплипульс на речевые мышцы, транскраниальная магнитная стимуляция мозга, микрополяризация на речевые центры Брока и Вернике), занятия лечебной физкультурой, психологическая коррекция в сенсорной комнате, арт-, эрго- и музыкотерапия.Так, применение одно из вида физиолечения - амплипульс на речевые мышцы, в зависимости от показаний позволяет тонизировать или расслаблять периферические речевые мышцы, что в свою очередь способствует правильному формированию артикуляционных укладов, улучшению кинестезий. В результате сроки постановки и автоматизации звуков могут значительно сокращаться, а дикция становится более четкой.Метод транскраниальной магнитной стимуляции мозга (ТМС) в настоящее время широко применяется в терапевтических целях в практике неврологии и психиатрии [5]. Неизвазивность, безболезненность метода ТМС сделали возможным его применение в коррекции сенсорных и моторных алалий, афазий, задержек речевого развития, заикания, дисграфий и дислексий, как одно из составляющих комплексного подхода в устранении речевых нарушений различного генеза [6].На основании логопедического обследования и диагностических сведений от других специалистов (лор, сурдолог, невропатолог, психиатр, психолог и др.), логопедом определяются задачи и основные направления коррекционной работы. Коррекционно-логопедические занятия осуществляются в индивидуальной форме и малыми группами. Содержание и периодичность проведения занятий, а также продолжительность курса определяются логопедом, исходя из формы речевого нарушения и его степени выраженности, из психического статуса пациента. Поскольку в учреждении здравоохранения (психоневрологический диспансер) работа логопеда с пациентом, имеющим речевое нарушение, не может носить систематический характер в течение года, планирование коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач в том или ином случае речевого нарушения имеет индивидуальный характер. В этой связи неотъемлемым участником коррекционного процесса становится родственник или законный представитель (опекун) пациента. Родитель, присутствуя на занятии, во- первых, объективно оценивает речевые возможности пациента, во-вторых, обучается подходам и приемам организации поведения пациента с нарушениями речи для занятия, техникам стимулирования речи, коррекции и развития ее сторон.Как указывалось выше, среди задач, отражающих профессиональные компетенции логопеда в процессе своей деятельности, особое место занимает разработка и внедрение методических рекомендаций по вопросам профилактики и коррекции разных форм речевых нарушений. Данный вид работы предполагает обобщение практического опыта, наблюдений, и выражается в подборе наиболее оптимальных подходов и приемов преодоления не только собственно нарушений речи и ее структурных компонентов, но и предпосылок речи, ее психологического базиса.ЗаключениеНаиболее важным направлением деятельности логопеда, работающего в психоневрологическом диспансере, является участие в диагностическом процессе. Среди задач диагностического этапа не только объективное логопедическое обследование речевых функций, но и подробный сбор анамнестических сведений пациента, анализдополнительных исследований у других специалистов (невролог, психолог, сурдолог, педагог, дефектолог). Эта работа имеет глубокий аналитический характер и предполагает не только осуществление дифференциальной диагностики речевых нарушений, определение структуры речевого дефекта, но и установление речевой симптоматики нарушений в структуре психических расстройств.Осуществление коррекционно-логопедического сопровождения пациентов с нарушениями речи должно основываться на комплексном подходе при полипрофессиональном участии. Доказательность и эффективность такого подхода неоспорима. Специфика деятельности логопеда в учреждении здравоохранения заключается в возможности реализации и участии в полипро- фессиональной модели реабилитации пациентов с речевыми нарушениями и с психическими расстройствами.Результаты исследования пациентов с речевыми расстройствами предоставили возможность сделать следующие выводы.Среди эффективных аппаратурных методов коррекции речи больных является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) поврежденных участков ГМ, которая свидетельствует положительные результаты в стимуляции нейронной активности мозга с восстановлением речевых функций мозга.В то же время лучших результатов можно достичь в комплексном сочетании ТМС и психолингвистических инструментов неапаратурного вмешательства.Перспективным усматриваем целесообразность разработки методов психолого коррекции письменной речи и чтения афатических пациентов.Логопед психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни пациента, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы).СписоклитературыАмасьянцР.А.,АмасьянцЭ.А.Высшиемозговыефункциииихнарушение.Учебноепособие.М.:Изд-воМПУ«Народныйучитель»,1999.180с.АсееваС.А.Измененияличностипринарушенияхречиувзрослых//Молодойученый.—2016.—№18.—С.119-121.—URLhttps://moluch.ru/archive/122/33794/(датаобращения:28.03.2020).АхутинаТ.В.,МикадзеЮ.В.идр.Логопедическаядиагностикаиреабилитацияпациентовсповреждениямиголовногомозгавостромпериоде.Клиническиерекомендации.М.,2014.46с.БадалянЛ.О.Невропатология:учебникдлястуд.дефектол.фак.внсш.пед.Учеб.заведенный/Л.О.Бадалян.-М.:Издательскийцентр"Академия",2000.-384с.БизюкА.П.Основынейропсихологии:учебноепособие/А.П.Бизюк.-СПб.:Речь,2005.-293с.Бурлакова(Шохор-Троцкая)М.К.Стратегияитактиквосстановленияречи:нейропсихологическоевведениевлогопедию.М.:Просвещение,2001,380с.БурлаковаМ.К.коррекционно-педагогическаяработаприафазии.-И.:Просвещение,1992.ВизельТ.Г.Каквернутьречь.—М.:Из-воЭКСМО.2001.Гируцкий А.А., Гируцкий И.А. Нейролингвистика: пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.КлюшниковС.А.Нейропротективныеинейро-репаративныеэффектыЦераксона(цитиколина):обзорэкспериментальныхиклиническихисследований.Нервныеболезни,2012,3:13-20.Логопедия.Учебник.-втораяиздание,переробленеивзаполненных/[Подред.М.К.Шеремет].-М.:ИздательскийДом"Слово",2010.-627с.ЛурияА.Р.Высшиекорковыефункциичеловекаиихнарушенияприлокальныхпораженияхмозга.—3-еизд.—М.:Академпроект,2000.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. − М.: Либроком, 2009. – 256 с.ЛурияА.Р.Основынейропсихологии:учеб.пособиедлястуд.висш.учеб.заведенный/А.Р.Лурия.-М.:Изд.центр"Ака-Деми",2002.-384с.Нейропсихолингвистика: Хрестоматия / Сост. Седов К.Ф. − М.: Лабиринт, 2009. − 304с. Нейропсихология:Учебникдлявузов.3-еизд./Е.Д.Хомс-кая.-СПб.:Питер,2003.-496с.ОппельВ.В.Восстановлениеречиприафазии.(Методическиеуказания).-Л.:Медгиз,1963.-108с.Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]: учеб, пособие / З.В. Поливара. —2-изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013.- 176 с.Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. − М.: Лабиринт, 2007. − 274 с. Физиологиясенсорныхсистем:учебноепособиедлявузов/[Подобщ.ред.член.-корр.РоссийскойАкадемиинаук,проф.Я.А.Альтман].-СПб.:Паритет,2003.-352с.ЦветковаЛ.С.Нейропсихологическаяреабилитациябольных.Москва-Воронеж,2004.Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2011. ШкловскийВ.М.,ВизельТ.Г.Восстановлениеречевойфункцииубольныхсразнымиформамиафазии.М.:Ассоциациядефектологов,В.Секачев,2011.Шохор-ТроцкаяМ.К.(Бурлакова).Стратегияитактикавосстановленияречи.М.:В.Секачев,Эксмо-Пресс,2001.
1. АмасьянцР.А.,АмасьянцЭ.А.Высшиемозговыефункциииихнарушение.Учебноепособие.М.:Изд-воМПУ«Народныйучитель»,1999.180с.
2. АсееваС.А.Измененияличностипринарушенияхречиувзрослых//Молодойученый.—2016.—№18.—С.119-121.—URLhttps://moluch.ru/archive/122/33794/(датаобращения:28.03.2020).
3. АхутинаТ.В.,МикадзеЮ.В.идр.Логопедическаядиагностикаиреабилитацияпациентовсповреждениямиголовногомозгавостромпериоде.Клиническиерекомендации.М.,2014.46с.
4. БадалянЛ.О.Невропатология:учебникдлястуд.дефектол.фак.внсш.пед.Учеб.заведенный/Л.О.Бадалян.-М.:Издательскийцентр"Академия",2000.-384с.
5. БизюкА.П.Основынейропсихологии:учебноепособие/А.П.Бизюк.-СПб.:Речь,2005.-293с.
6. Бурлакова(Шохор-Троцкая)М.К.Стратегияитактиквосстановленияречи:нейропсихологическоевведениевлогопедию.М.:Просвещение,2001,380с.
7. БурлаковаМ.К.коррекционно-педагогическаяработаприафазии.-И.:Просвещение,1992.
8. ВизельТ.Г.Каквернутьречь.—М.:Из-воЭКСМО.2001.
9. Гируцкий А.А., Гируцкий И.А. Нейролингвистика: пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
10. КлюшниковС.А.Нейропротективныеинейро-репаративныеэффектыЦераксона(цитиколина):обзорэкспериментальныхиклиническихисследований.Нервныеболезни,2012,3:13-20.
11. Логопедия.Учебник.-втораяиздание,переробленеивзаполненных/[Подред.М.К.Шеремет].-М.:ИздательскийДом"Слово",2010.-627с.
12. ЛурияА.Р.Высшиекорковыефункциичеловекаиихнарушенияприлокальныхпораженияхмозга.—3-еизд.—М.:Академпроект,2000.
13. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. − М.: Либроком, 2009. – 256 с.
14. ЛурияА.Р.Основынейропсихологии:учеб.пособиедлястуд.висш.учеб.заведенный/А.Р.Лурия.-М.:Изд.центр"Ака-Деми",2002.-384с.
15. Нейропсихолингвистика: Хрестоматия / Сост. Седов К.Ф. − М.: Лабиринт, 2009. − 304с.
16. Нейропсихология:Учебникдлявузов.3-еизд./Е.Д.Хомс-кая.-СПб.:Питер,2003.-496с.
17. ОппельВ.В.Восстановлениеречиприафазии.(Методическиеуказания).-Л.:Медгиз,1963.-108с.
18. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушений речи [Электронный ресурс]: учеб, пособие / З.В. Поливара. —2-изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013.- 176 с.
19. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. − М.: Лабиринт, 2007. − 274 с.
20. Физиологиясенсорныхсистем:учебноепособиедлявузов/[Подобщ.ред.член.-корр.РоссийскойАкадемиинаук,проф.Я.А.Альтман].-СПб.:Паритет,2003.-352с.
21. ЦветковаЛ.С.Нейропсихологическаяреабилитациябольных.Москва-Воронеж,2004.
22. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2011.
23. ШкловскийВ.М.,ВизельТ.Г.Восстановлениеречевойфункцииубольныхсразнымиформамиафазии.М.:Ассоциациядефектологов,В.Секачев,2011.
24. Шохор-ТроцкаяМ.К.(Бурлакова).Стратегияитактикавосстановленияречи.М.:В.Секачев,Эксмо-Пресс,2001.
Вопрос-ответ:
Какие нарушения речи могут встречаться у взрослых в психоневрологическом диспансере?
У взрослых в психоневрологическом диспансере могут встречаться различные нарушения речи, такие как афазия и дизартрия.
Что такое афазия и как она проявляется у взрослых?
Афазия - это речевое нарушение, которое возникает в результате поражения мозга. Она может проявляться в форме потери речи или ее затруднений, состояния неполноты и ошибочности высказываний.
Какие методы речевой коррекции применяются в психоневрологическом диспансере?
В психоневрологическом диспансере применяются различные методы речевой коррекции, такие как дифференцированный подход к обучению, комплексные упражнения по развитию речи и использование различных специальных методик и техник.
Каким образом логопед оказывает сопровождение взрослым в психоневрологическом диспансере?
Логопед оказывает сопровождение взрослым в психоневрологическом диспансере путем проведения индивидуальных и групповых занятий, разработки и применения различных методик и упражнений, а также консультаций и коррекции речи в повседневной жизни пациентов.
Какие прикладные аспекты имеет логопедическое сопровождение взрослых в психоневрологическом диспансере?
Логопедическое сопровождение взрослых в психоневрологическом диспансере имеет различные прикладные аспекты, такие как методы речевой коррекции, к которым относятся дифференцированный подход к обучению и использование специальных методик и технки. Также важным аспектом является консультация и коррекция речи в повседневной жизни пациентов.
Какие нарушения речи могут возникать у взрослых в условиях психоневрологического диспансера?
У взрослых в условиях психоневрологического диспансера могут возникать различные нарушения речи, включая афазию и дизартрию.
Что такое афазия?
Афазия — это речевое нарушение, которое может возникнуть у взрослых. Оно связано с поражением определенных областей мозга и может отразиться на способности понимать и выражать речь.
В чем заключается дизартрия?
Дизартрия является речевым нарушением у взрослых и обусловлена проблемами моторики речевых органов. Это может привести к нечеткому произношению слов и затруднению в артикуляции звуков.
Какие методы речевой коррекции используются при логопедическом сопровождении пациентов в психоневрологическом диспансере?
В психоневрологическом диспансере используются различные методы речевой коррекции, включая упражнения по развитию речевых навыков, артикуляционную гимнастику, игровые методы и др.
Какие прикладные аспекты могут быть важны при логопедическом сопровождении взрослых в психоневрологическом диспансере?
Прикладные аспекты логопедического сопровождения взрослых в психоневрологическом диспансере могут включать индивидуальный подход к каждому пациенту, сотрудничество с другими специалистами, создание благоприятной атмосферы для работы и др.
Какие нарушения речи могут возникать у взрослых в условиях психоневрологического диспансера?
У взрослых в условиях психоневрологического диспансера могут возникать различные нарушения речи, в том числе афазия и дизартрия.
Какие методы речевой коррекции используются при логопедическом сопровождении взрослых в психоневрологическом диспансере?
При логопедическом сопровождении взрослых в психоневрологическом диспансере используются различные методы речевой коррекции, которые помогают пациентам улучшить свою речь.