Функции парламента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 34 34 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 30.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3
1 Парламент как высший институт представительной власти…………………....6
1.1 Место и роль парламента в системе разделения властей……………………..6
1.2 Общая характеристика Федерального Собрания Российской
Федерации…………………………………………………………………………....9
2 Характеристика основных функций Федерального Собрания Российской
Федерации………………………………………………………………………….16
2.1 Представительные функции …………………………………………………..16
2.2 Законодательные функции ……………………………………………………20
2.3 Контрольные функции ………………………………………………………...23
Заключение ................................................................................................................28
Список использованных источников и литературы ..............................................31

Фрагмент для ознакомления

Существует множество классификаций и форм парламентского контроля. К формам парламентского контроля традиционно относят: вопросы правительству (письменные и устные), запросы (парламентские и депутатские), отчеты правительства по исполнению бюджета, соответствующая деятельность комитетов и комиссий палат парламента, парламентские слушания, парламентские расследования. Как особую форму парламентского контроля можно рассматривать утверждение бюджета и контроль над его исполнением.В ст. 5 ФедеральногозаконаРФ«О парламентском контроле» указаны 18 форм осуществления парламентского контроля. Исходя из анализа ст. 5, можно констатировать, что Федеральное Собрание осуществляет контроль в отношении Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, ЦИКа, Банка России, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ, а также организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов.Рассмотрим различные формы парламентского контроля более подробнее.К формам парламентского контроля относятся:1) рассмотрение вопроса о выражении недоверия Правительству Российской Федерации;2) парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений;3) заслушивание отчетов, докладов федеральных органов исполнительной власти;4) направление парламентских запросов палатами Федерального Собрания РФ;5) парламентские расследования;6) иные контрольные функции.Исходя из анализа форм парламентского контроля, можно сделать вывод о том, что парламентский контроль осуществляется в отношении: Правительства РФ, Центрального Банка РФ, Счетной палаты РФ, органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.Парламентские слушания - организуются каким-либо постоянным комитетом парламента и с целью вовлечения населения в участие в законотворческомпроцессе для обеспечения его эффективности и демократической легитимности.Парламентские расследования – вид контроля, при которомкомитеты и подкомитеты ведут расследованиеи в рамках данной процедуры могут знакомиться со всеми необходимыми документами и материалами, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо и требовать предоставления необходимой информации.Сегодня практика реализации разных форм парламентского контроля в России весьма ограничена. Так, такая форма парламентскогоконтроля как парламентское расследование применялась лишь дважды.Авторы, на основании анализа реализации парламентского контроля в России, отмечают, что данная функция парламента показывает перспективное, но на сегодняшний день минимальное значение использования административного и политического потенциала данного института в России, в том числе в системе сдержек и противовесов.Несмотря на законодательное регулирование форм парламентского контроля, можно констатировать, что в Российской Федерации парламентский контроль носит рекомендательный и информационный характер ипредполагает в большей степени наблюдение и проверку, чем контроль деятельности исполнительной ветви власти.Объясняется это отсутствием поддержки данной формы парламентского контроля мерами конституционной ответственности исполнительного органа.Таким образом, контрольные полномочия касаются проверки деятельности правительстваи возглавляемой им системы органов исполнительной власти. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.Парламент, являясь одним из важнейших институтов представительной демократии, занимает определяющее место в системе разделения властей, поскольку в парламенте, как в необходимом элементе системы народовластия, находятся одни из влиятельных политических сил общества, с многообразием идеологических воззрений и различных политических программ. Принцип разделения властей не может эффективно осуществляться без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти, в том числе законодательной.Парламент можно определить как официально установленный институт, призванный обеспечивать представительство народа или отдельных групп населения в законодательных органах власти.Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации являетсяединственным законодательным и представительным органом государственной власти, учрежденным Конституцией 1993 г.Именно парламент Российской Федерации гарантирует и обеспечивает представительствомногонационального российского народа в управлении делами государства.Традиционно выделяются три основные функции парламента - представительная, законодательная и контрольная.Определяя парламент как представительный орган всего народа, можно сказать,что он осуществляет общенациональное представительство и формируется посредством избрания представителей, получающих всенародный мандат.Как представительный орган, парламент призван реализовывать следующие функции: представительство многонационального народа РФ; обеспечение внутриполитического баланса в стране; обеспечение прав и свобод человека и гражданина путем создания законов, обеспечивающих защиту таких прав и свобод.Таким образом, представительная функция парламента означает, что парламент выступает как выразитель интересов и воли народа (нации).Из представительной функции вытекает следующая функция – законодательная.Законодательная функция парламента заключается в том, что парламент обладает исключительным правом издавать нормативные правовые акты ипосредством законодательной функции парламента складывается правовая система страны, обеспечивается правовая регламентация всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного регулирования.Следующая функция – это парламентский контроль, т.е. контроль парламента за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.К формам парламентского контроля относятся:вопросы к правительству и их ответы на пленарном заседании парламента (палаты), парламентские и депутатские запросы (интерпелляция), выражение вотума недоверия или вынесение резолюции порицания правительству, отчеты и доклады правительства и министров на пленарных заседаниях палат, представление органами государственной власти об их деятельности, парламентские слушания, парламентские расследования,а также иные контрольные функции.Касательно реализации своих функций российским парламентом, по нашему мнению, на сегодняшний деньследует обеспечить укрепление парламентаризма, искать пути преодоления его изъянов, мешающих полноценной реализации его назначения представительства, в связи с чем функционирование представительных органов должно быть ориентировано не только на осуществление законодательной деятельности, но и на сокращение дистанции между властью и народом, на согласованиеих интересов.В заключение следует отметить, чтосовременный российский парламентаризм со своимидостоинствами и недостатками представляет собой динамичный государственно-правовой институт, уникальный в историческом, правовом и политическомотношениях, выступающий неотъемлемой частью системы народного представительства и условием реализации целей представительной демократии. Без эффективного функционирования парламента, его уважительного восприятия обществом невозможны создание правовой демократической государственности и полноценное воплощение народовластия в России.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993г. (с учетомпоправок, внесенных Законами РФо поправках к КонституцииРФ от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ,от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014г.№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собраниезаконодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.Закон РФо поправке к Конституции РФ от 14 марта2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ.2020. № 11.Ст. 1416.Федеральный законот 08 мая 1994№3-ФЗ«О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.Федеральный закон от 07 мая 2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.2013. №19. Ст. 2304.Федеральный закон от 22 февраля 2014 № 20-ФЗ «О выборахдепутатов Государственной ДумыФедерального Собрания РоссийскойФедерации»(ред. от 27.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. №8. Ст. 740.Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 16.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 22.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.Постановление Конституционного Суда РФот 12 апреля 1995 № 2-П«По делу о толкованиистатей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 16.Ст. 1451.Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 17 марта.Специальная литератураАлехин А.Е., Ромайкин И.А. Об объединительной природе Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 24 - 28.Андреева А.И. Парламентский контроль в системе сдержек и противовесов // Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 5-10.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2015. 768 с.Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. М.:Юстицинформ, 2018.304 с.Булаков О.Н. К вопросу о представительной функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Правовая безопасность личности, государства и общества: Сборник статей XIX Международной научной конференции /под редакцией Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. С. 24-31.Варлен М.В. Парламентский контроль: тренды и обыкновения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61). С. 49-58.Жарков Г.А. Основы контрольных полномочий Федерального собрания РФ // Вестник научных конференций. 2019. № 10-4 (50). С.16-20.Зубарев А.С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) // Актуальные проблемы российского права. 2018. №5. С. 65 - 80.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.Монтескье Ш. О духе законов. М., РИПОЛ классик, 2018. 690 с.Словарь иностранных слов современного русского языка/ Составитель Т.В. Егорова. М.: «Аделант», 2014. 800 с.Олейник И.И. Парламентаризм в системе народного представительства // Российский юридический журнал. 2019. № 1 (51). С. 11-22Рубан А.А. Сравнительный анализ законодательства о парламентском расследовании: США, Германия, Россия // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019. С. 100-105.Рубель Н.В., Кулагина О.Ю. Проблемы повышения эффективности законотворческой деятельности Совета Федерации // Вестник науки. 2018. Т. 3. № 7 (7). С. 172-177.Цатурян А.А. Место и роль парламента в системе разделения властей // Двенадцатая годичная научная конференция: сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. 2018. С. 190-195.Цатурян А.А. Парламент как представительный орган в системе разделения властей // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 7. С. 47-50.Червинская А.П. Федеративный бикамерализм в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2020. Т. 20. № 1. С. 35-42.Червонюк В.И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С.130-137.Чирикин В.А. Особенности правового принципа "разделения властей" // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 348-349.Щербик Д.В. Понятие и цели парламентских слушаний: исторические и теоретические основы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 14. С. 147-152.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3. Федеральный закон от 08 мая 1994 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.
4. Федеральный закон от 07 мая 2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2304.
5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 27.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. №8. Ст. 740.
6. Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 16.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
7. Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 22.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.
9. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 17 марта.

Специальная литература

10. Алехин А.Е., Ромайкин И.А. Об объединительной природе Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 24 - 28.
11. Андреева А.И. Парламентский контроль в системе сдержек и противовесов // Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 5-10.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2015. 768 с.
13. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2018. 304 с.
14. Булаков О.Н. К вопросу о представительной функции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Правовая безопасность личности, государства и общества: Сборник статей XIX Международной научной конференции /под редакцией Н.И. Архиповой, С.В. Тимофеева, Е.Ю. Князевой. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. С. 24-31.
15. Варлен М.В. Парламентский контроль: тренды и обыкновения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61). С. 49-58.
16. Жарков Г.А. Основы контрольных полномочий Федерального собрания РФ // Вестник научных конференций. 2019. № 10-4 (50). С.16-20.
17. Зубарев А.С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) // Актуальные проблемы российского права. 2018. №5. С. 65 - 80.
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
19. Монтескье Ш. О духе законов. М., РИПОЛ классик, 2018. 690 с.
20. Словарь иностранных слов современного русского языка/ Составитель Т.В. Егорова. М.: «Аделант», 2014. 800 с.
21. Олейник И.И. Парламентаризм в системе народного представительства // Российский юридический журнал. 2019. № 1 (51). С. 11-22
22. Рубан А.А. Сравнительный анализ законодательства о парламентском расследовании: США, Германия, Россия // Актуальные проблемы сравнительного правоведения и юридической лингвистики: Сборник материалов Третьей международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019. С. 100-105.
23. Рубель Н.В., Кулагина О.Ю. Проблемы повышения эффективности законотворческой деятельности Совета Федерации // Вестник науки. 2018. Т. 3. № 7 (7). С. 172-177.
24. Цатурян А.А. Место и роль парламента в системе разделения властей // Двенадцатая годичная научная конференция: сборник научных статей: Социально-гуманитарные науки. 2018. С. 190-195.
25. Цатурян А.А. Парламент как представительный орган в системе разделения властей // Регион и мир. 2019. Т. 10. № 7. С. 47-50.
26. Червинская А.П. Федеративный бикамерализм в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2020. Т. 20. № 1. С. 35-42.
27. Червонюк В.И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 130-137.
28. Чирикин В.А. Особенности правового принципа "разделения властей" // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 348-349.
29. Щербик Д.В. Понятие и цели парламентских слушаний: исторические и теоретические основы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 14. С. 147-152.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет парламент в системе разделения властей?

Парламент играет ключевую роль в системе разделения властей. Он является высшим институтом представительной власти и обладает законодательной функцией. Парламент контролирует исполнительную власть и участвует в формировании правительства.

Какая функция является основной для Федерального Собрания Российской Федерации?

Основной функцией Федерального Собрания Российской Федерации является законодательная. Парламент принимает и утверждает законы, регулирующие различные сферы жизни страны. Он также рассматривает и одобряет бюджет и контролирует его исполнение.

Какие другие функции выполняет Федеральное Собрание Российской Федерации?

Кроме законодательной функции, Федеральное Собрание Российской Федерации также выполняет роль контроля и надзора. Парламент контролирует деятельность исполнительной власти и государственных органов, проверяет их отчеты и действия. Он также рассматривает обращения от граждан и принимает меры по защите их прав и интересов.

Какие функции выполняет Федеральное Собрание Российской Федерации в отношении правительства?

Федеральное Собрание Российской Федерации выполняет не только законодательную функцию, но и функцию формирования правительства. Парламент участвует в процессе назначения и утверждения премьер-министра и министров, одобряет программы деятельности правительства и контролирует их выполнение.

Какие основные функции имеет Федеральное Собрание Российской Федерации?

Основные функции Федерального Собрания Российской Федерации включают законодательную, контрольно-надзорную и функцию формирования правительства. Парламент также участвует в процессе выборов президента, рассматривает вопросы внутренней и внешней политики, и занимается разрешением конституционных споров.

Какова роль парламента в системе разделения властей?

Парламент является высшим институтом представительной власти, его роль заключается в контроле и участии в процессе принятия решений, создании и утверждении законов, а также надзоре за исполнением законодательства. Он представляет народ и выражает его интересы в политической сфере.

Как происходит разделение властей с участием парламента?

Согласно принципу разделения властей, парламент осуществляет законодательную функцию, то есть принимает законы. Он также контролирует исполнительную власть и участвует в формировании правительства. Таким образом, разделение властей предполагает баланс между законодательной, исполнительной и судебной властями.

Какое место занимает парламент в системе разделения властей?

Парламент занимает центральное место в системе разделения властей. Он выступает как орган, который представляет народ, и контролирует действия исполнительной власти. Парламент также осуществляет законодательную функцию и вносит изменения в законы страны.

Какие функции выполняет Федеральное Собрание Российской Федерации?

Федеральное Собрание Российской Федерации выполняет ряд основных функций. Среди них - законодательная функция, то есть разработка и принятие законов. Оно также участвует в формировании правительства и осуществляет надзор за его деятельностью. Более того, Федеральное Собрание контролирует работу исполнительной власти и принимает решения по вопросам национальной политики.

Какие функции парламента являются основными?

Основными функциями парламента являются законодательная функция, контроль и надзор за исполнительной властью, участие в формировании правительства и принятие решений по вопросам национальной политики. Парламент также выполняет функцию представления интересов народа и выражает их в политической сфере.

Какова роль парламента в системе разделения властей?

Парламент выполняет роль законодательного органа, который обладает правом принимать и изменять законы, контролировать исполнение законов и наделять правительство своими полномочиями. Он также играет важную роль в представлении интересов населения и осуществлении контроля над исполнительной властью.