Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС ДО
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 29.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Понятие об опытно-исследовательской деятельности у дошкольников 5
1.1. Место опытно-исследовательской деятельности в современном ФГОС ДО 5
1.2. Анализ программ для дошкольных образовательных учреждений 6
ГЛАВА 2. Особенности организации опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 15
2.1. Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста 15
2.2. Подходы к организации опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
При этом важна последовательность предъявления детям проблемных ситуаций. Первоначально следует брать наиболее простые – «Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?». Затем ситуации усложняются – «Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом – ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?» [14]. Экспериментирование – это наиболее подходящая, с точки зрения психолого-педагогических особенностей младшего дошкольного возраста, форма организации экологического воспитания для детей 3-4 лет [13]. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Педагогическая технология развития исследовательской активности детей в процессе экспериментирования заключается в последовательном переходе от этапа к этапу. Формально их можно разделить следующим образом:Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей.Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта [2].Иванова А.И. в своей программе экологического воспитания «Живая экология» выделяет следующую структурно-логическую схему формирования навыков экспериментирования во второй младшей группе:Этап осознания проблемы. Дети проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера.Этап формулирования задачи. Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают.Этап придумывания методики. Дети при проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать»?.Этап выслушивания инструкций и рекомендаций. К концу года дети начинаю т понимать индукции, которые содержат сразу два и более поручения. Этап прогнозирования результатов. Дети при проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы это сделаем»?.Этап осуществления эксперимента. Дети работают вместе с воспитателем.Этап выполнения правил безопасности. Дети начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.Этап наблюдения результатов эксперимента. Дети проявляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1- 2 мин. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные – под непосредственным руководством педагога.Этап фиксирования результатов. Дети могут использовать готовые формы, такие как циферблаты, картинки, фотографии.Этап анализа полученных результатов. Дети понимают последствия некоторых экспериментов, простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Этап словесного отчета об увиденном. Дети развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения, при этом нуждаются в поддержке со стороны взрослых.Этап формулирования выводов. Дети отвечают на вопросы взрослых по теме экспериментирования и наблюдения.В условиях детского сада запрещены опыты, которые могут навредить растениям или животным. Так, при экспериментах на растениях нельзя допускать пересыхания грунта, выноса растений на мороз или иным действием приводить подопытные объекты к гибели [9].Опыты должны быть осуществлены с соблюдением всех мер безопасности. Так, недопустимо экспериментирование с ядовитыми растениями, удобрениями, в опасных условиях [5].Очень важна заинтересованность, неравнодушие, любовь к природе самого воспитателя [33].В целом все эксперименты с детьми можно разделить на ряд групп:По характеру объектов, используемых в эксперименте – опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек.По месту проведения опытов – в групповой комнате, на участке, в лесу, в поле и т.д.По количеству детей – индивидуальные (1—4 ребенка), групповые (5—10 детей), коллективные (вся группа).По причине их проведения – случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.По характеру включения в педагогический процесс – эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.По продолжительности – кратковременные (от 5 до 15 минут), длительные (свыше 15 минут).По количеству наблюдений за одним и тем же объектом – однократные, многократные, или циклические.По месту в цикле – первичные, повторные, заключительные и итоговые.По характеру мыслительных операций – констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).По характеру познавательной деятельности детей – иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.По способу применения в аудитории – демонстрационные, фронтальные [9, 18, 24,25].Таким образом, различные авторы предлагают различные подходы к проблемам организации опытно-исследовательской детальности детей, предлагают богатый выбор методических приемов. Очень важно внедрять эти приемы в общую практику, сделать их обязательной частью всех образовательных программ. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, отметим, что сегодня существует целый ряд общеобразовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, но ни в одной из них должным образом не разработаны модули, посвященные знаниям о природе. Именно поэтому педагоги вынуждены использовать так называемые парциальные программы. Полученные в результате изучения проблемы места опытно-экспериментальной деятельности в современном ФГОСДО, позволяют сделать нам следующие выводы:ФГОСДО содержит ряд общих направлений, общие описания норм и требований, которым должны соответствовать современные образовательные программы дошкольного образования. Даже при столь обобщенном описании в нем нашлось место опытно-экспериментальной деятельности, которая возводится в ранг одного из важнейших компонентов развивающей среды.Анализ некоторых программ, использующих опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, показал, что общие программы в целом упоминают данный аспект педагогической среды, однако не уточняют, не конкретизируют его, не выделяют ему достаточно много места. Более пристальное внимание опытно-экспериментальный, опытно-исследовательской деятельности уделяется в специальных парциальных программах экологического воспитания.Детское экспериментрирование – это деятельность ребенка, направленная на выявление свойств и связей предметов, которые ранее были скрыты. Экспериментирование создает условия для активного развития ребёнка, является частью его естественных потребностей.Анализ опыта использования опытно-экспериментальной деятельности показал, что различные авторы рассматривают разные подходы к ней, предлагают ряд специфических подходов. Это наводит на мысль о необходимости создания единого стандарта опытно-экспериментальной деятельности в рамках ФГОСДО.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/ З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.Асташина Н. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/ Н. Асташина. – М.: Учитель, 2014. – 96 с.Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Пространство проектных инициатив. Методическое пособие/ И.В. Вагнер. – М.: Русское слово - учебник, 2015. – 144 с.ВераксаН.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 30.03.2020) ДеркунскаяВ.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие/ В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.ДыбинаО.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В, Дыбина, Н,П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2002. – 111 с.Зенина Т.Н.. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечение/ Зенина Т.Н.. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 112 с.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников/ А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/ А.И Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. – М.: Карапуз, 2008. – 288 с.Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОСДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с. Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования /Е. Листик//Дошкольное воспитание, 2010. - №9. – С. 112-117.Марфенин, Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? /Н.Н. Марфенин// Экологическое образование, 2010. – №3. – С. 11-18. Николаева C.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 224 с. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 года/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие/ С.Н. Николаева. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 c. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: Норма, 2014 – 85 с. Песталоцци И.Г. Дневник о воспитании сына/ И.Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения. В 3- х т. Т. 1. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 252 с.ПетерсонЛ.Г., Лыкова И.А. Примерная основная образовательная программа «Мир открытий» [Электронный ресурс]. – Электронный ресурс: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf (дата обращения: 30.03.2020)ПоддъяковН.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста/ Н.Н. Поддяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 245 с.ПоддьяковН.Н. Исследовательская активность ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf (дата обращения: 30.03.2020). Примерная основная базовая программа. Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (дата обращения: 30.03.2020)Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 304 с. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения /Л.В. Рыжова //Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №2. – С. 36-41.Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по экологическому образованию дошкольников/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с.Семенова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников/ Т.М. Семенова// Дошкольная педагогика: журнал, 2012. – №10. – С. 17-21. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник/ Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk (дата обращения: 30.03.2020).ХаяроваА.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ А.В. Хаярова// Дошкольная педагогика: журнал, 2012. – №10. – С. 12-16. ЦиновскаяС.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с.ЧерняковаВ.Н. Экологическая работа в ДОУ/ В.Н. Чернякова. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/ З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
2. Асташина Н. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/ Н. Асташина. – М.: Учитель, 2014. – 96 с.
3. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Пространство проектных инициатив. Методическое пособие/ И.В. Вагнер. – М.: Русское слово - учебник, 2015. – 144 с.
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 30.03.2020)
5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое посо¬бие/ В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В, Дыбина, Н,П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2002. – 111 с.
7. Зенина Т.Н.. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечение/ Зенина Т.Н.. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 112 с.
8. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников/ А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/ А.И Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
10. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
11. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. – М.: Карапуз, 2008. – 288 с.
12. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
13. Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования /Е. Листик//Дошкольное воспитание, 2010. - №9. – С. 112-117.
14. Марфенин, Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? /Н.Н. Марфенин// Экологическое образование, 2010. – №3. – С. 11-18.
15. Николаева C.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
16. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 года/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
17. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие/ С.Н. Николаева. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 c.
18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: Норма, 2014 – 85 с.
19. Песталоцци И.Г. Дневник о воспитании сына/ И.Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения. В 3- х т. Т. 1. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 252 с.
20. Петерсон Л.Г., Лыкова И.А. Примерная основная образовательная программа «Мир открытий» [Электронный ресурс]. – Электронный ресурс: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf (дата обращения: 30.03.2020)
21. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста/ Н.Н. Поддяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 245 с.
22. Поддьяков Н.Н. Исследовательская активность ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
23. Примерная основная базовая программа. Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (дата обращения: 30.03.2020)
24. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 304 с.
25. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения /Л.В. Рыжова //Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №2. – С. 36-41.
26. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.
27. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эко-логическому образованию дошкольников/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с.
28. Семенова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников/ Т.М. Семенова// Дошкольная педагогика: журнал, 2012. – №10. – С. 17-21.
29. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник/ Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk (дата обращения: 30.03.2020).
31. Хаярова А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ А.В. Хаярова// Дошкольная педагогика: журнал, 2012. – №10. – С. 12-16.
32. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с.
33. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ/ В.Н. Чернякова. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.
Вопрос-ответ:
Как опытно-исследовательская деятельность влияет на успешную реализацию требований ФГОС ДО?
Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ является одним из условий успешной реализации требований ФГОС ДО. Она способствует развитию у детей умений и навыков, необходимых в современном обществе, таких как анализ, самостоятельность, творчество. Также, опытно-исследовательская деятельность позволяет детям активно участвовать в процессе обучения, формирует их интерес к учебной деятельности и развивает исследовательский подход.
Какую роль играет опытно-исследовательская деятельность в современном ФГОС ДО?
Опытно-исследовательская деятельность занимает важное место в современном ФГОС ДО. Она является неотъемлемой частью комплексного образовательного процесса и представляет собой способ организации учебной деятельности детей, направленной на развитие их познавательных способностей, логического мышления, творческого потенциала и социальных навыков.
Что говорит анализ программ для дошкольных образовательных учреждений о месте опытно-исследовательской деятельности?
Анализ программ для дошкольных образовательных учреждений показывает, что опытно-исследовательская деятельность занимает особое место в образовательном процессе. Она является одним из основных видов деятельности, направленных на развитие познавательных и созидательных способностей детей. В программных документах отмечается, что опытно-исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности детей, развитию личностных качеств, осознанности своего поведения и умению работать в коллективе.
Какие требования ФГОС ДО 2 ГЛАВА 1 предъявляют к опытно исследовательской деятельности в ДОУ?
Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ должна быть успешно реализована согласно требованиям ФГОС ДО 2 ГЛАВА 1. Эти требования включают в себя понятие об опытно-исследовательской деятельности у дошкольников, анализ программ для дошкольных образовательных учреждений и особенности организации опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Какое место занимает опытно-исследовательская деятельность в современном ФГОС ДО?
Опытно-исследовательская деятельность занимает важное место в современном ФГОС ДО. Она является одним из условий успешной реализации требований данного стандарта, так как позволяет развивать у дошкольников навыки исследования, самостоятельности и творчества.
Какие программы для дошкольных образовательных учреждений существуют сегодня?
Существует множество программ для дошкольных образовательных учреждений. Однако анализ показывает, что не все из них удовлетворяют требованиям ФГОС ДО. Некоторые программы не предусматривают достаточной организации опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Что можно сказать об особенностях организации опытно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?
Опытно-исследовательская деятельность имеет свои особенности при организации у детей дошкольного возраста. Она является средством формирования представлений о мире, развития познавательных способностей и логического мышления. Важно создать условия для самостоятельной исследовательской работы детей, поддерживать их интерес к открытию и эксперименту.
Зачем нужна опытно-исследовательская деятельность у дошкольников?
Опытно-исследовательская деятельность играет важную роль в развитии дошкольников. Она позволяет формировать у них навыки самостоятельности, творчества и исследования. Это помогает детям лучше понять окружающий мир, развивать свои познавательные способности и логическое мышление.