Психолого-педагогические особенности развития обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелым нарушением речи.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Особенности развития детей младшего школьного возраста 4
2. Психолого-педагогические особенности развития обучающихся с нарушением речи 7
Заключение 12
Список использованных источников и литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Аграмматизм затрудняет речевое понимание. Дети употребляют некоторые предлоги, использующиеся ими неправомерно: опускаются или смешиваются по значению. Редко применяются частицы и союзы. Звукопроизношение характеризует полиморфное нарушение. Характерно смешение звуков, замена одних звуков другими. Также нарушено произношение шипящих и свистящих, затрудняется усвоение слоговой структуры слова. Характерно нарушение слуховой дифференциации звуков внутри основных фонетических групп, и звуков разных фонетических групп. Наблюдается искажение многосложных слов.3-й уровень. Отмечается развернутая речь без фонетической и лексико-грамматической недостаточности, прослеживается неточное употребление и знание слов, неполно сформированы грамматические формы и категории языка. Предикативный и номинативный словарь превалирует над словами, которые обозначают признаки, качества, состояния действий и предметов. Неумение пользоваться словообразованием создает трудности в использовании слов. Детям не удается образование слов за счет приставок и суффиксов, а также подбор однокоренных слов. Они заменяют слово другим, сходным по значению. У детей нарушена слуховая дифференциация звука. Прослеживаются трудности фонематического синтеза и анализа. Несформированность грамматического речевого строя проявляется в неправильном употреблении падежных конструкций. Дети не употребляют или пропускают предлоги. Наблюдаются отклонения при использовании существительных родительного и именительного падежей множественного числа (стулья-стулы, окна-окны). Допускаются ошибки при употреблении словосочетаний, которые включают количественные числительные (шесть стула). У детей обнаружено несформированность словообразований. Речевое высказывание отличается отсутствием последовательности и четкости изложения [6, c. 92].Т.Б. Филичева отметила, что описание НР неполное. Поэтому она дополнила ОНР четвертым уровнем развития. Сюда относятся дошкольники с некоторыми нарушениями в фонетике, лексике и грамматике. Нарушения проявляются при выполнении специальных заданий. Дети, на первый взгляд производят благополучное впечатление, им характерна недостаточная дифференциация звуков. Понимая значение слова, дети не удерживают в памяти фонематический образ слова, поэтому возникает искажение звука.Недостаточная выразительность, внятность, нечеткая дикция и вялая артикуляция создают впечатление речевой «смазанности». Смешение звуков и не сформированностьзвукослоговой структуры, свидетельствует о том, что не закончен процесс фонемообразования.Также имеются недостатки смысловой стороны. Предметный словарь разнообразен, но, в нем нет слов, которые обозначают некоторых птиц, животных, частей тела (ноздри, пятка), растений (кактус, вьюн) и т.д.К трудностям относится: образование слов за счет увеличительных суффиксов. Наблюдаются ошибки в употреблении существительных с суффиксами единичности (песок-песчинка), уменьшительно-ласкательных существительных. Кроме этого, отмечается трудность в образовании сложных слов (пчельник-пчеловод). Дети недостаточно понимают пословицы и поговорки с переносным значением.НР препятствует овладению новых знаний, приводит к ошибкам в письме, ограничивает мышление, лишает полноценного общения [6, c. 99].ЗаключениеНедоразвитие речи (НР) – это разные речевые расстройства, при которых у дошкольников прослеживаются нарушения формирования компонентов речи, относящихся к смысловой и звуковой стороне при нормальном интеллекте и слухе. У младших школьников с недоразвитием речи можно увидеть позднее начало речевого развития, фонемообразования, малый словарный запас, дефект произношения, аграмматизмы. Недоразвитие речи у детейвыражается начиная от лепетного состояния речи или ее отсутствия, заканчивая развернутой речи, с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Для обучающихся с НР, помимо речевого дефекта, характерны нарушения памяти, внимания, общения, мышления, расстройства поведения и эмоционально-волевой сферы. НР препятствует овладению новых знаний, приводит к ошибкам в письме, ограничивает мышление, лишает полноценного общения.Список использованных источников и литературыДенисова О.А. Дошкольная Логопсихология: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / под ред. В.И Селиверстова – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 159 с.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. – М.: Соц.- полит, журн., 1994. – 96 с.Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005. – С. 43-47.Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 287 с.Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 180 с.

Список использованных источников и литературы

1. Денисова О.А. Дошкольная Логопсихология: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / под ред. В.И Селиверстова – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 159 с.
2. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. – М.: Соц.- полит, журн., 1994. – 96 с.
3. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005. – С. 43-47.
4. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 287 с.
5. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение

Вопрос-ответ:

Чем характеризуется умственная отсталость?

Умственная отсталость характеризуется низким уровнем интеллекта и задержкой психического развития. Это состояние обусловлено нарушениями в структуре или функционировании мозга и проявляется в ограниченных способностях ребенка в области интеллекта, поведения и социальной адаптации. В зависимости от степени умственной отсталости, дети могут иметь разные уровни интеллекта и различные способы усвоения знаний и навыков.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) - это психическое состояние, при котором развитие интеллекта детей и взрослых отстает от нормальных возрастных показателей. При этом умственная отсталость может быть различной степени тяжести, от легкой до глубокой.

Как проявляется умственная отсталость у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наблюдаются различные психолого-педагогические особенности. Они могут испытывать трудности в усвоении учебного материала, иметь проблемы с концентрацией внимания и памятью, иметь ограниченный словарный запас и затрудняться в общении со сверстниками. Также у них могут быть проблемы социализации и адаптации к школьной среде.

Какие особенности характерны для младших школьников с умственной отсталостью?

У младших школьников с умственной отсталостью характерны некоторые психолого-педагогические особенности. Они могут иметь задержку в развитии речи и двигательных навыков, испытывать трудности в овладении навыками самообслуживания. Также у них наблюдаются проблемы с мотивацией и саморегуляцией поведения, а также низкая устойчивость к стрессовым ситуациям.

Какие нарушения здоровья могут сопутствовать умственной отсталости?

У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться различные нарушения здоровья. Они могут иметь проблемы с аппетитом и сном, а также проявлять неврозоподобные и астенические особенности. Эти нарушения могут влиять на их обучение и адаптацию в школе, поэтому важно обеспечить им соответствующую психолого-педагогическую поддержку.

Какие источники и литература использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники и литература, включая научные статьи, книги и методические рекомендации по психологии и педагогике. Полный список использованных источников и литературы может быть найден в конце статьи.

Какие особенности развития у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью?

У обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью наблюдаются ряд психологических и педагогических особенностей. Они имеют проблемы с усвоением информации, узнаванием новых понятий и формированием мыслительных операций. Также они могут испытывать трудности в овладении навыками чтения, письма и математики. В связи с этим, такие дети требуют особого подхода в процессе обучения и развития.

Чем характеризуется умственная отсталость?

Умственная отсталость характеризуется задержкой психического развития ребенка в сравнении с его хронологическим возрастом. Дети с умственной отсталостью имеют уровень интеллектуальных способностей значительно ниже среднего. Они испытывают трудности в усвоении информации, формировании новых понятий и развитии мыслительных операций. В зависимости от степени тяжести, умственная отсталость может приводить к ограничению умственных и поведенческих функций ребенка.

Какие психолого-педагогические особенности наблюдаются у младших школьников с умственной отсталостью?

У младших школьников с умственной отсталостью наблюдаются определенные психологические и педагогические особенности. Эти дети могут испытывать трудности в общении и социализации, иметь ограниченные навыки самообслуживания и самостоятельности. Они нуждаются в индивидуальном подходе, поддержке и непосредственной помощи в процессе обучения. Важно создавать для них специальные условия, адаптированные программы и методики обучения, чтобы содействовать их развитию и успешному обучению.

Какие могут быть нарушения у младших школьников с умственной отсталостью?

У младших школьников с умственной отсталостью могут наблюдаться различные нарушения, связанные с их психологическим и педагогическим состоянием. Они часто испытывают проблемы с аппетитом и сном, могут иметь неврозоподобные и астенические особенности. Также у них могут возникать трудности в общении и социализации. Для решения этих проблем требуется комплексный и индивидуальный подход со стороны педагогов и специалистов.