нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 04.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие нравственного воспитания в психологической науке 7
1.2 Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Уровни нравственной воспитанности 14
Характеристика уровней нравственной воспитанности 16
Глава 2. Практические аспекты изучения нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Программа исследования 23
2.2 Анализ уровня у старших дошкольников нравственного развития 25
2.3 Анализ результатов исследования 33
Заключение 36
Литература 38
Приложение 39

Фрагмент для ознакомления

Цель второй методики состоит в выявлениистепени эмоционально-ценностного отношения испытуемого к художественным произведениям искусства (музыкальным, литературным) (Приложение 4). Инструкция: проводится наблюдение за испытуемыми в ходе занятий и в свободное время. Степень нравственного развития выявлялся на занятиях музыкой, при чтении и обсуждении сказок и стихов по десяти-бальной шкале.2.2 Анализ уровня у старших дошкольников нравственного развитияПолученные результаты по «Закончи историю» представлены в таблице 3. и рис. 1. Таблица 3. Результаты исследования старших дошкольников по методике «Закончи историю» (авт. Р.М. Калинина) на этапе констатирующего эксперимента №Ф.И.Оценка результатовУровень нравственного развития 1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан4Низкий3.Б. Зарина5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София3Низкий6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья4Средний8.К. Илья3Низкий9.К. Сергей6Низкий10.Куз. Сергей2Низкий11.С. Семен4Низкий12.Т. Розана2Средний13.С. Василиса2Низкий14.П. Руслан5Низкий15.З. Евгений2НизкийРис.1. Уровень развития нравственных представления дошкольников на этапе констатирующего эксперимента Результаты диагностики по методике «Закончи историю», дал возможность выявить25% (5 чел.) испытуемых средний уровень развития нравственных представлений.Подобные дошкольники продолжают историю с точки зрения норм нравственности, называют нормунравственности, дают правильную оценку поведениюдругих ребят, однакоее не мотивирует. В свою очередь, у 75% (10 чел.) был мы выявили низкий уровень развития нравственных представления. Такие испытуемыеразлично продолжают истории, дают оценку поведениюсверстников в качестве правильных либо неправильных, хороших либо плохих, однако ее не мотивируют и нормунравственности не выделяют. К примеру, ИванК. (5 лет, 8 мес.) испытывал затруднения в продолжении истории, однако давал оценку поведениюребят правильным образом. От объяснений мотивовотказался. Результаты исследования по методике «Осознание себя и других в отношениях с другими» (автор авт. М.И.Непомнящая)представлены в таблице 4 и рис. 2.Таблица 4Результаты исследования детей старшей группы детского сада по методике «Осознание себя и других в отношениях с другими» (автор авт. М.И.Непомнящая) на этапе констатирующего эксперимента №Ф.И.Оценка результатовИзучение эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан4Низкий3.Б. Зарина5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София3Низкий6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья4Средний8.К. Илья3Низкий9.К. Сергей6Средний10.Куз. Сергей2Низкий11.С. Семен4Низкий12.Т. Розана2Средний13.С. Василиса2Низкий14.П. Руслан5Средний15.З. Евгений2НизкийРис.2. Уровень развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам на этапе констатирующего эксперимента Исходя из таблицы 4 и рисунка 2 можно констатировать, что старшим дошкольникамприсущсредний и низкий уровень развития диагностируемых качеств. Испытуемыеимеющие средний уровень развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам (20% – 7 чел.) понимают собственные предпочтения, однако не каждый раз в состоянии объяснить причину собственного выбора, понимают важность личностных качеств, отношений окружающих людей, однако не каждый раз в состоянии сформулировать смысл данных явлений. Дошкольники, имеющие низкий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к нормамнравственности (80% – 8 чел.) знают, какие ценности предпочитают, однако их желания и выборы являются не обоснованными, важность качеств личности и оценок окружающих людей в их представлениях развиты несильно. К примеру, Семен С. (6 лет.) испытывал затруднения при назывании характеристик злого и доброго человека, считал себя хорошим, однако с аргументацией ответа не справился. Полученные результаты по методике «Диагностика социально-эмоционального развития детей» (авт. И.В.Груздова)были отражены в табл.5. и рис. 3. Таблица 5Результаты исследования детей старшей группы детского сада по методике «Диагностика социально-эмоционального развития детей» (авт. И.В.Груздова) на этапе констатирующего эксперимента №Ф.И.Оценка результатовИзучение эмоционально-ценностного отношения ребенка к произведениям искусства1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан6Средний3.Б. Зарина5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София6Средний6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья4Средний8.К. Илья6Средний9.К. Сергей6Средний10.Куз. Сергей2Низкий11.С. Семен5Средний12.Т. Розана2Средний13.С. Василиса2Низкий14.П. Руслан5Средний15.З. Евгений6СреднийРис.3 Уровень развития эмоционально-ценностного отношения ребенка к произведениям искусства на этапе констатирующего эксперимента Результаты анализа социально-эмоционального развития старших дошкольников позволилисделать вывод, что среднимуровнем развития эмоционально-ценностного отношения дошкольника к художественным произведениям искусства обладает75% старших дошкольников (10 чел.). Такие ребята внимательным образом слушают композицию, однако до конца проследить за динамикой музыкального образа либо ходом детям не каждый раз удаѐтся. Эмоциональные реакции не каждый раз соответствуют настроению композиции. Они живо откликаются на произведения, однако лишь когда они являются простыми по содержанию и форме. Не каждый разспособны сами дать ответ на вопросы о композиции, ждут, когда им поможетвзрослый, испытывают затруднения, когда подбирают нужные термины. Интерпретируя эмоциональное содержание образа не разворачивают речь, направленна на стандарт. Низкимуровнем развития эмоционально-ценностного отношения ребенка к художественным произведениям отличается25% старших дошкольников (5 чел.).Данные дети не в состоянии внимательным образом прослушать всюкомпозицию до конца, вникнуть в ее содержание. Композиции, чаще всего, не могут вызывать у испытуемыхнеобходимого эмоционального отклика. Обследуемые не в состоянии дать ответ на вопросы о прослушанной музыке либо сказке. Интерес к композициям остается неглубоким и неустойчивым. Речевые коммуникации отличаются личностным характером, однако не соответствуют содержанию композиций и обладают слабой эмоциональной окрашенностью. Чтобы выявить уровень духовно-нравственной воспитанности ребенка в ситуации выбора использовалась методика изучения взаимопомощи у дошкольников (автор Г.М.Коджаспирова) (32) (Приложение 5). Методику проводили в специально организованных условиях, когда испытуемому надо былосделать нравственный выбор в 3-ех ситуациях. Результаты представлены в таблице 6. Таблица 6Результаты исследования детей старшей группы детского сада по методике изучения взаимопомощи у дошкольников (авт. Г.М.Коджаспирова) на этапе констатирующего эксперимента №Ф.И.Оценка результатовИзучение уровня духовно-нравственной воспитанности старшего дошкольника в ситуации выбора1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан4Низкий3.Б. Зарина5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София3Низкий6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья4Средний8.К. Илья3Низкий9.К. Сергей6Низкий10.Куз. Сергей2Низкий11.С. Семен4Низкий12.Т. Розана2Средний13.С. Василиса2Низкий14.П. Руслан5Низкий15.З. Евгений2НизкийРезультаты сравнительного анализаданных, которые были получены в процессе выполнения серии заданий по3-ем сериям заданий, демонстрируют, что к среднему уровню развития взаимопомощи относятся25% старших дошкольников (5 чел.). Поведение таких детей характеризуется неустойчивым проявлением взаимопомощи, что выражается в следующем: стремлении к первенству во всем; знании, каким образом получить похвалу, каким делатьпоступать правильно; иной является конкурентом, которого необходимо превзойти; стремлении привлекать внимание; завистливости, обидчивости. Низкий уровеньразвития взаимопомощи присущ75% старших дошкольников (10 чел.). Данныедети отличаются эгоистической направленностью, которая может выражаться в следующем: безразличии к окружающим; сосредоточенностью интересов на предметах; грубости, агрессивностив качестве методадостижения, желаемого; высокомерной позицииотносительно других. 2.3 Анализ результатов исследованияВыявив на этапе констатирующего эксперимента показатели,мы обобщили данные каждой проведенной методики и вывели уровень развития нравственной воспитанности старших дошкольников, который представленв табл. 7 и рис. 4. Таблица 7Уровень нравственного развития дошкольников экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента Уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Высокий Средний Низкий Количество (процент) дошкольников экспериментальной группы -5 чел. 20% 10 чел. 80% Рис.4. Уровень духовно-нравственной воспитанности старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента Обобщенныерезультаты выше обозначенныхметодик дают возможностьконстатировать, что испытуемые имеющие средний уровень нравственной воспитанности имеют знания о нравственных ценностях, однако не способны сопоставить моральные ценности и поведение окружающих людей, совершают ошибки в оценке себя и собственного поведения, их эмоционально-ценностное отношение к окружающимпребывает на этапестановления, в поведении это проявляется в том, что дошкольник поступаетпервоначально с эгоистических побуждений, а затем задумавшись, сделать вывод, что необходимо делиться и помогать окружающим. Эмоции и поведение таких детей характеризуются неустойчивостью. Дети имеющие низкий уровень нравственной воспитанности имеют сравнительно низкий уровень знаний о нравственных ценностях относительно семьи, ровесников и взрослых, природного окружения, предметного мира и самих себя в данном мире, они неспособны сопоставить моральные ценности и поведение окружающих людей, проявляют обидчивость, недоверчивость, не способны делать правильную оценку своего поведения и поступков, не каждый раз действия детей адекватны таким понятиям как «нравственность», «добро», «взаимоподдержка», «дружба». Подобные дошкольникисклонны к проявлению агрессии и враждебности. Таким образом, диагностика на констатирующем этапе эксперимента актуального уровня нравственного воспитания старших дошкольников продемонстрировало, что, хоть и проводится в студии дополнительного образования YOUR TEACHER работа по развитию нравственных качеств воспитуемых, у старших дошкольников отмечается низкий уровень нравственной воспитанности. Они требуют, чтобы специалисты обратили на них более пристальное внимание. Принципиально важно создать условия для воспитанников в ходе нравственного воспитания. По нашему мнению, совершенствование нравственного воспитания детей в студии дополнительного образования YOUR TEACHERвозможно при интеграции содержания нравственного воспитания в самые разные виды детской деятельности, среди которых, продуктивная, самостоятельная, игровая, исследовательская, и обогащении развивающей предметно-пространственной среды развивающими играми нравственной направленности. Организация свободной образовательной деятельности воспитанников в студии в сочетании с «расширением границ образования» путем активногосотрудничества с родителями, даст возможность повысить результативность нравственного воспитания. Необходимозаметить, что усилия воспитателейнеобходимо направитькак на работу с воспитуемыми, так и на то, чтобы усилить сотрудничество с родителями детей, чтобы эффект воспитательной работы был более сильным. Это объясняетсятем, что именно семья - это основа воспитания всех сторон детской личности. ЗаключениеНа протяжении старшего дошкольного возраста происходят существенные изменения в личностном развитии детей. Направленность личности старшего дошкольника выражается в его потребностях и мотивах. У старшего дошкольника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для младшего дошкольника. У него по-прежнему выражена потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется.Среди главных особенностей нравственного развития старших дошкольников выделим следующие: 1) у ребят формируются первые моральные суждения и оценки; 2) формируется первоначальное понимание социального смысла нравственной нормы; 3) возрастает действенность нравственных представлений; 4) образовывается сознательная нравственность, тем самым дошкольник начинает свое поведение опосредовать нравственной нормой.Общение играет большую роль в развитии старших дошкольников. Вначале старший дошкольник начинает общаться с ровесником ради игры либо деятельности.К этому побуждают качества сверстника, нужные, чтобы развивать увлекательные действия. Благодаря развитию в этом возрасте познавательных интересов возникает повод, чтобы обратится к ровеснику, являющегося для него слушателем, ценителем, и источником сведений.В связи с эти рекомендуется в нравственном воспитании использовать этические беседы. Этическая беседа - это одна из форм знакомства старших дошкольников с нормами морали. Ребята в процессе такой беседы узнают, что отношения человека к человеку проявляются в самых разных действиях, с позиции норм морали, оценивающие в качестве хороших и плохих, правильных и неправильных. Этические беседы являются наилучшим средством формирования представлений о нравственных нормах у старших дошкольников. На проблеме этических бесед в наибольшей степени акцентировали свое внимание такие российские и зарубежные педагоги и психологи как С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, Ж. Пиаже, О.С. Богдановой, А.М. Архангельский, Л. Кольберг и др. В своих работах они, исследовав нравственное воспитание и рассмотрев его с различных сторон, выявили сущность главных понятий концепции нравственного воспитания, указали способы будущего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Е.Е Зубарева говорила: «Детская литература является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание её необходимо будущим педагогам» [4]. ЛитератураПриложение

Литература

1. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – М.: Феникс, 2004. – 176 с.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: 2003. - 128с.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - 123 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. – 400 с.
5. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 56 с.
7. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.
8. Буре Р. С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. - № 2,2000. – С. 12-24.
9. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с.
10. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Педагогика, 1988. – 349 с.
11. Дошкольная педагогика: Учебник: В 4 ч. / Сост. Стадник З.В. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2005. – Ч. 2. – 300 с.
12. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
13. Каирова И.А. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение,1975. – 320 с.
14. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. - М.: - Творческий центр, 2005. - 61с.
15. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27
16. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире. // Дошкольное воспитание. - №9, 2001
17. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 347 с.
18. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2009. – 300 с.
19. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
20. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. / / под ред. С. А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 298 с.
21. Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками. // Психологический практикум. – С. 66-68.
22. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 80 с.
23. Ряжкин А.О. НРАВСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМА. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - №, 2018. – С. 1-14.
24. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.
25. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.12-18.
26. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
27. Столяренко Л.Д., Столяренко Е.В. Психология и педагогика - М.: Юрайт, 2011. – 672 с.
28. Счастная А.М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье - М.: Академия, 1990. - 63 с.
29. Шамухаметова Е.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника // Сборник «Проблемы социальной психологии личности». Выпуск 2. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2005. – 437 с.
30. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.