Диагностика семей группы риска в работе школьного социального педагога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 42 42 страницы
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 03.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА 6
1.1. Понятие «Семья». 6
1.2. Типы и функции семьи 13
1.3. Общая характеристика семей группы риска 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА… 21
2.1. Общие положения работы социального педагога с семьей 21
2.2. Использование тестов в социологическом исследовании 23
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложения 38

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, мы видим острую необходимость просвещения современных семей, ведь если появится дополнительная возможность по-другому взглянуть на проблему и обсудить ее, то, возможно, станут проявляться изменения в системе ценностей родителей и полноценности воспитания детей.Важный для нашего исследования является тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варта, В. В. Столин), что представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к детям, что фактически отражает существующие проблемы семьи [5]. Родительское отношение трактуется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка. ее поступков. Структура теста построена на основе математического значения основных факторов. В результате факторизации данных было получено 4 фактора: «принятие-отторжения», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Шкала «Принятие-отторжения» указывает на интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На одной шкале родителям нравится ребенок такой какая она есть; они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ей; много времени проводят с ребенком, уважают ее интересы и планы. На другой шкале: родители воспитывают своего ребенка неприспособленным к жизни; им кажется, что ребенок не добьется успеха; они переживают по отношению к ребенку сумм, злость и тому подобное; не доверяют ребенку и не уважают ее. Шкала «Кооперация» показывает социально желаемый учет родительского отношения. Содержание шкалы раскрывается так: родители заинтересованы стать на ее сторону с любым вопросам. Шкала «Симбиоз» отражает межличностный барьер в общении с ребенком, родители чувствуют себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить ее от трудностей, неприятностей в жизни, постоянно испытывают беспокойство за жизнь ребенка, которая кажется им маленькой и беззащитной. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает отлаженную форму управления поведением ребенка. Родители требуют от ребенка дисциплины и выполнения всех требований; за проявление собственного мнения ребенка наказывают; следят за достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, и тому подобное. Шкала«Маленький неудачник» отражает особенности воспитания и понимания ребенка родителями. Родители считают ребенка маленькой, неприспособленной; интересы, мысли, чувства кажутся родителям детскими; ребенка считают не успешной и склонной к дурным поступкам; родители не доверяют своему ребенку и в связи с этим пытаются оградить ребенка от трудностей жизни, требовательно контролируют ее действия [5].Проект диагностирования по опроснику Варга- Столина и его результатыИнструкция. Тестом является психодиагностических инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.Выводы:Таким образом, наше исследовательскую родительского отношения основывается на двух противоположных полюсах: персонификация (стремление к слитности) и оречевление (стремление к индивидуализации) на двух принципах: личностном, в котором ребенок выступает как самоценное и целостная личность, и предметном, когда ребенок становится объектом воспитания, оценки, управления, а считая, что в родительском отношении к подросткам усматривается двойственность и поляризация, мы охарактеризовали отношение родителей к подростков по двум факторам: эмоциональным (приема-отвержение) и поведенческим (автономия-контроль).Выводы по второй главеТаким образом, приходим к выводу, что проблемы, которые характерны для современной семьи, обусловливают необходимость предоставления ей своевременной помощи со стороны государства и общества. Социальный педагог при этом призван способствовать налаживанию нормальной жизнедеятельности семьи, путем предоставления социальных услуг, осуществления социальной помощи и обеспечения, а в случае необходимости - социальной защиты. Эти меры могут иметь информационный, консультативный характер, поскольку целью их является осуществление психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской и материальной поддержки семьи.Исследование проводилось нами в общеобразовательной школе- № 23. В основную группу вошли родители (45 человек).Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод, что родительское отношение к детям основывается на принимающе-авторитарном типе родительского воспитания, где принятие ребенка сопровождается требованиям к социальным успехов и достижений при тотальном контроле в этих областях. Эти показатели указывают на смешанный тип родительского отношения, а также на то, что родители в основном сконцентрированы на контроле поведения ребенка, требуя от него безоговорочного послушания, тем самым также подавляют самостоятельность и автономность ребенка.ЗаключениеИтак, мы рассмотрели деятельность социального педагога в семье и в процессе работы пришли к следующим выводам.Семья как социальный феномен, сложившийся в обществе, имеет для каждого отдельного человека очень большое значение, и в самом обществе составляет общепризнанную социальную ценность. От качества и обоснованности - правовой и социальной - этого регулирования зависит состояние семейных отношений в обществе, определенность поведения отдельных лиц, которые являются участниками семейных и общественных отношений, их социальное положение и правовое положение, даже их восприятие мира и жизни вообще.Основной причиной отнесения семьи к категории «группы риска», являются сложные жизненные обстоятельства.Основными принципами социального педагога при работе являются: принцип гуманизма, личностно - деятельностный подход, культурологический принцип, принцип жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка и к семье, принцип учета новых тенденций развития и функционирования социума, принцип милосердия.Мы считаем, что процесс работы с семьей должен быть целенаправленным, последовательным, при этом важно понимать желаемый результат. То есть, процесс работы с семьей должен быть технологичен. Поиск технологии работы с различными типами мы рассмотрели в практической деятельности. Таким образом, деятельность семейного социального педагога необходима по работе с семьей, потому что современное общество нуждается в специалистах, которые смогли бы решить социальные проблемы, тем самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияют на подростковую личность.Список использованной литературыАзаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1989.Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.Ахлюстина Е.В. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 30.03.2020)Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда// Воспитание школьников- 2008.- №10.Бочарова, Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова.- М.: Изд. центр «Академия», 2011. ˗ 208 с.Васильева Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2000 г.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001Введение в социальную педагогику. -Пенза: ИПК и ПРО. ˗ 2009 г.-171 с.Володина, М.В. Многообразие конфликтов между поколениями в семье/ М.В. Володина // СОТИС - социальные технологии, исследования -2005. -№ 6.- С 56-61. Голод, СИ. Семья и брак. - СПб: Петролис, 2009.Воскобойников С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства: Кн. для учителя. — М., 1989.Грицай А.Г., статья «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск № 3/2009. Библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey#ixzz40n864mrE (дата обращения 26.01.2016)Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М: ВЛАДОС-пресс, 2011 202-217с.Демина И.С. // Психология. - 2012, № 10. - С. 5-6.;Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. — М.: Знание, 1985.Жеребин, В.М, Алексеева, О.А, Землянская, В.Н. Ресурсный потенциал стадии жизненного цикла семьи/ В.М. Жеребин, О.А. Алексеева, В.Н. Землянская// Вопросы статистики - 2009.- №8 - С. 33-44Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе/ Под ред. Г.К. Селевко. – М., 1996 г.Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя //Российский журнал социальной работы. – 1995. – №1. – С. 78 – 82.Зритнева, Е.И. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2009. -150 с.Зритнева, Е.И, Клушина, Н.И. Семьеведение. М- 2009. Информационный бюллетень учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Ленинскому району. Магнитогорск, 2011.- 58с.Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. -СПб: Питер. 2011Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М: «Академия», 2009. - 192 с.Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии)Манукян Э.А. центры семьи: о чем говорят цифры// отечественный журнал социальной работы - 2012, №2 с. 63- 68.МардахаевЛ.В.социальная педагогика: учебник. -М.: Гардарики, 2009. - 269 с.Методика и опыт работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. Ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 « Социальная педагогика /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 399 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. 2009Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001Овчарова. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 480 с.Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара:издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с.Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000Социология семьи: Учебник/ Под ред. Проф. А.И. Антонова. – 2-е изд. – М., 2005Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2007 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). - 339с.Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй. Учебное пособие м 2009 - 212 с.ПриложенияПриложение 1.Схема проектаПодготовительно - организационный этап:Цель:• обосновать целесообразность создания проекта и его познавательное значение для родителей и детей;• через анкетирование, опросы, общение, выявить уровень и структуру проблем семьи;• провести организационную работу по реализации проекта.Объектом работы для нас выступают родители, поскольку они могут четко оценить ситуацию.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ1. Анкетирование родителей с целью выявления актуальных проблем семьи.2. Поиск и анализ специальной литературы, интернет - источников для использования в работе с родителями с указанной проблемы.3. Подобрать для родителей и составить каталог литературы для ознакомления.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАПЦель: развитие у родителей педагогической компетентности по изучению проблем семьи.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ1. Осуществление анкетирования родителей2. Проведение тест-опросника Варга-СтолинаАналитико - итоговый этапЦель: побудить родителей к обмену опытом по вопросам проблем семьи; определить направления дальнейшего развития проекта проекта.Написание курсовой работы, оценка результатов.Приложение 2.Анкета для родителей и семейИнструкция.Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:1. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?• детей воспитывают мать и отец;• детей воспитывает в основном мать, а отец отвечает за материальное обеспечение семьи;• детей воспитывает в основном отец,• детей воспитывают старшие дети;• другое ______________________________________________2. Что больше всего беспокоит Вас в семье?• низкий достаток;• здоровье детей;• отсутствие возможности оплачивать обучение детей в вузах;• хорошее обучение детей;• отсутствие возможности совместного выезда на отдых, лечение;• трудовое участие детей в жизни семьи;• другое ______________________________________________3. Формы проведения свободного времени в Вашей семье:• занятие спортом;• чтение литературы, газет, журналов• занятия настольными играми;• просмотр теле- и видео-передач;• занятия с компьютером;• общение с близкими н друзьями:• отдых на природе;• другое ____________________________________4. Проблемы Вашей семьи(проранжируйте: 1-е, 2-е и 3-е места)• материальные;• жилищно-бытовые;• в сфере образования;• психолого-педагогические;• распределение обязанностей;• отдых детей;• трудоустройство родителей;• другое15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семьи?• школа:• школьный психолог;• социальный педагог школы;• социальный педагог микрорайона;• управление социальной защиты;• отдел защиты детства;• другиеСпасибо за участие в исследовании и искренние ответы!Приложение 3.Текст опросника по методике Варга-Столина.1. Я всегда сочувствую своему ребенку.2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.3. Я уважаю своего ребенка.4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.5. Нужно больше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.6. Я испытываю к ребенку чувство привязанности.7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.8. Мой ребенок часто неприятен мне.9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ей большую пользу.11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.15. Для своего возраста мой ребенок немного незрелая.16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.17. Мой ребенок впитывает в себя все плохое как губка.18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.21. Я принимаю участие в воспитании своего ребенка.22. В моей ребенка «липнет» все плохое.23. Мой ребенок не достигнет успеха в жизни.24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.25. Я жалею своего ребенка.26. Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по мыслям.27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от нее.32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что она по-своему права.36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.37. Я всегда обращаю на своего ребенка.38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.43. Я разделяю увлечения моего ребенка.44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.45. Я понимаю огорчения своего ребенка.46. ​​Мой ребенок часто раздражает меня47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.49. Я не доверяю своему ребенку.50. По строгое воспитание дети потом благодарят.51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.52. У моего ребенка больше недостатков, чем достоинств.53. Я разделяю интересы своего ребенка.54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.55. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.56. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.57. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.58. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.59. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.60. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.Ключи для опросника: 1 «Принятие-отклонение» - 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,27, 29, 34, 37, 38, 40, 42 , 43, 44, 45, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.2. «Кооперация» - 6, 9, 21, 25, 31, 33, 39, 35, 36 3. «Симбиоз» - 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.4. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» - 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.5. «Маленький (-а) неудачник» - 9, 11, 13, 17, 22, 23, 54.

Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1989.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.
3. Ахлюстина Е.В. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 30.03.2020)
4. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда// Воспитание школьников- 2008.- №10.
5. Бочарова, Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова.- М.: Изд. центр «Академия», 2011. ˗ 208 с.
6. Васильева Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2000 г.
7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
8. Введение в социальную педагогику. -Пенза: ИПК и ПРО. ˗ 2009 г.-171 с.
9. Володина, М.В. Многообразие конфликтов между поколениями в семье/ М.В. Володина // СОТИС - социальные технологии, исследования -2005. -№ 6.- С 56-61. Голод, СИ. Семья и брак. - СПб: Петролис, 2009.
10. Воскобойников С.А. Нет чужих детей: Раздумья о про¬блемах современного сиротства: Кн. для учителя. — М., 1989.
11. Грицай А.Г., статья «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск № 3/2009. Библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey#ixzz40n864mrE (дата обращения 26.01.2016)
12. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М: ВЛАДОС-пресс, 2011 202-217с.
13. Демина И.С. // Психология. - 2012, № 10. - С. 5-6.;
14. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. — М.: Знание, 1985.
15. Жеребин, В.М, Алексеева, О.А, Землянская, В.Н. Ресурсный потенциал стадии жизненного цикла семьи/ В.М. Жеребин, О.А. Алексеева, В.Н. Землянская// Вопросы статистики - 2009.- №8 - С. 33-44
16. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе/ Под ред. Г.К. Селевко. – М., 1996 г.
17. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №1. – С. 78 – 82.
18. Зритнева, Е.И. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2009. -150 с.
19. Зритнева, Е.И, Клушина, Н.И. Семьеведение. М- 2009.
20. Информационный бюллетень учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Ленинскому району. Магнитогорск, 2011.- 58с.
21. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. -СПб: Питер. 2011
22. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М: «Академия», 2009. - 192 с.
23. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии)
24. Манукян Э.А. центры семьи: о чем говорят цифры// отечественный журнал социальной работы - 2012, №2 с. 63- 68.
25. Мардахаев Л.В.социальная педагогика: учебник. -М.: Гардарики, 2009. - 269 с.
26. Методика и опыт работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
27. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. Ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
28. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 « Социальная педагогика /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 399 с.
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002
30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. 2009
31. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
32. Овчарова. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 480 с.
33. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.
34. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара:издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
35. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. – Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. – 107 с.
36. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
37. Социология семьи: Учебник/ Под ред. Проф. А.И. Антонова. – 2-е изд. – М., 2005
38. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2007 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). - 339с.
39. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй. Учебное пособие м 2009 - 212 с.

Вопрос-ответ:

Что такое группа риска семей?

Группа риска семей - это категория семейных систем, которые находятся в трудной жизненной ситуации или сталкиваются с определенными проблемами, которые могут негативно сказаться на развитии и благополучии семьи и ее членов.

Какие типы и функции семьи существуют?

Существуют различные типы семьи, например, ядерная (родители и их дети), родительская (один из родителей и его дети), многодетная (семья с большим количеством детей) и другие. Функции семьи включают в себя репродуктивную функцию (размножение), социализацию (воспитание детей), экономическую поддержку и другие.

Что такое диагностика семей группы риска?

Диагностика семей группы риска - это процесс выявления особенностей и проблем, с которыми сталкиваются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С помощью диагностики школьный социальный педагог может определить нужды семьи и разработать программу поддержки и помощи.

Какие методы диагностики применяет социальный педагог для работы с семьями группы риска?

Социальный педагог может использовать различные методы диагностики, включая интервью с членами семьи, анкетирование, наблюдение за взаимодействием в семье, анализ документации и тестирование. Важно выбрать подходящий метод в зависимости от ситуации и целей диагностики.

Какими особенностями и проблемами могут обладать семьи группы риска?

Семьи группы риска могут иметь различные особенности и проблемы, такие как нарушения в системе воспитания и образования детей, экономические трудности, насилие в семье, аддикции, разводы и другие сложности, которые могут оказывать негативное влияние на развитие и благополучие семьи.

Какие функции выполняет семья?

Семья выполняет такие функции, как воспитательная, экономическая, социализирующая, эмоциональная, репродуктивная и др.

Что означает понятие "семья группы риска"?

Семья группы риска - это семья, которая находится в особых условиях и имеет повышенные риски различных социальных проблем и неблагополучия.

Какой подход использует социальный педагог при работе с семьей группы риска?

Социальный педагог использует диагностический подход, чтобы выявить особенности и проблемы семьи группы риска и определить последующую работу и поддержку.

Какие методы диагностики используются социальным педагогом при работе с семьей группы риска?

Социальный педагог может использовать различные методы, включая наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование, анализ документов и другие, для диагностики проблем и особенностей семьи группы риска.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи определены основные понятия, типы и функции семьи, а также дана общая характеристика семей группы риска. Это позволяет лучше понимать проблемы, с которыми сталкивается социальный педагог при работе с такими семьями.

Какие темы рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются теоретические основы исследования проблемы семей группы риска. Она включает в себя понятие семьи, типы и функции семьи, а также общую характеристику семей группы риска.

Какие методы диагностики применяет социальный педагог для выявления особенностей и проблем семей группы риска?

Социальный педагог использует различные методы диагностики, в том числе тесты, для выявления особенностей и проблем семей группы риска. Он также применяет социологические исследования и работу непосредственно с семьями.