Зарубежные политологические теории конфликта
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 30.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Основные аспекты современной теории конфликта 4
1.1.Сущность конфликта и его виды 4
1.2.Управление социальными конфликтами в социальном обществе 10
Глава 2.Зарубежные политологические теории конфликтов 17
2.1.Теория политической стабильности Дж. Блондер и С. Липсет 17
2.2.Теория элиты общества В. Парето 21
Заключение 36
Список литературы 38
Результатом проявления комбинаторного инстинкта являются изменения и инновации.Второй класс элементов (инстинкт группового сохранения), напротив, ведет к консерватизму. После того как изменения были произведены, инстинкт способствует сохранению и закреплению данных изменений и преобразований.Наличие третьего класса элементов (необходимость выражения отношений и чувств) могут проиллюстрировать демонстрации и публичные действия в поддержку того или иного социального феномена и, напротив, действия, выражающие отрицательное отношение к каким-либо социальным явлениям.Четвертый класс элементов (остаточные элементы, связанные с социальной природой человека) указывает на потребность человека подчиняться требованиям общества. В этот класс входят такие социальные чувства, как сочувствие, сострадание к ближнему, конформизм. Конформизм может также переходить в желание навязать сходные чувства другим людям.Пятый класс элементов (единство личности индивида и его идентичность), напротив, подразумевает необходимость в самоидентичности, в противопоставлении своих интересов интересам общества. Четвертый и пятый элементы явно контрастны. Несмотря на редкое появление у Парето элементов 4-го и 5-го классов при анализе социальных изменений, они являются существенными элементами его теории. Данные элементы играют роль своего рода противовеса в социальном равновесии. Так, четвертый класс элементов предотвращает распад общества под воздействием изменений или силовых акций. Пятый класс элементов имеет также незаменимое значение в поддержании социального равновесия. Они создают противодействие тем или иным изменениям в жизни общества и тем самым сохраняют равновесие в обществе, не позволяя этим изменениям зайти слишком далеко.В обществе остаточные элементы распределены неравномерно. Обычно второй класс остаточных элементов (инстинкт группового сохранения) присутствует в большей степени в массах, заставляя людей подчиняться. Однако правящая элита должна содержать смесь первого и второго класса элементов, чтобы быть достаточно устойчивой. Когда это присутствует, тогда правящая элита может долго продержаться у власти: наличие в ней людей, обладающих первым классом элементов, способных к инновациям и изобретениям, дает обществу возможность материального и духовного развития. В то же время представители правящей элиты, у которых развит инстинкт группового сохранения, способны применить силу в целях сохранения социальной общности. Идеи патриотизма, национализма связаны с присутствием второго класса элементов у представителей правящей элиты. Парето называет первых «лисицами», а вторых «львами». «Лисицами» являются люди обладающие склонностью к инновациям и нововведениям, а «львы» ориентированы на групповое сохранение, дисциплину, порядок. В случае присутствия в правящей элите, как «лисиц», так и «львов» правящий класс силен. Однако в любом обществе происходят изменения. По мере того, как в правящем классе скапливаются лисицы, способные к инновациям и изобретениям, в классе управляемых появляется все больше людей, способных к применению силы с остаточными элементами второй группы. «Лисицы» обогащают общество, они привносят в него изменения, но они не способны применить силу. Их правление основано на хитрости, обмане, подкупе. Привнесенные изменения вносят сумятицу в социальное равновесие, требуют упорядочивания и установления, эта потребность приводит к власти людей, у которых присутствует второй класс элементов - «львов». Далее происходит противоположный процесс скопления «львов» во власти, которые стабилизируют ситуацию, однако, они не способны к привнесению инноваций. Общество становиться закостенелым, возникают материальные проблемы. Правящая элита в силу необходимости должна пустить в свои ряды «лисиц», которые производят соответствующие изменения. Таким образом, реализуется социальная мобильность вверх и вниз. В случае закрытости правящей элиты появляется вероятность революционных переворотов. Особенно это характерно для ситуаций, при которых лисицы узурпируют власть, а в классе управляемых скапливаются львы, готовые применить силу. Социальная мобильность или, говоря языком Парето, циркуляция элит - это, как мы видим,процесс, который не контролируется рационально людьми, а осуществляется на основе иррациональных факторов - инстинктов и нормативно-ценностных ориентации наиболее активных индивидов общества. Политика государства объясняется фактически «врожденными психическими предиспозициями» лидеров.Однако не нужно считать, что Парето сводил свои объяснения циркуляции элит исключительно к иррациональным факторам (residues). Второй составляющей социально-философской системы Парето являются «интересы». Данное понятие несет экономическую нагрузку. Парето дает два вида определения данному понятию: во-первых, интересы - это желания приобретать материальные блага, которые являются полезными или удовлетворяют потребности жизни. Функциональное определение интересов сводится к их пониманию как средств к достижению личной цели. Если остаточные элементы определяют выбор определенных целей в жизни человека, тогда интересы могут быть определены как средства к достижению этих целей. Богатство, власть, признание - наиболее важные средства. Интересы могут проявлять себя разными способами. Во-первых, через непосредственное удовлетворение желаний и вкусов. Во-вторых, они способствуют распространению логического поведения. Активность человека становиться все более логичной по мере осознания своего интереса. Желания становятся только тогда интересами, когда вызывают логическое поведение. Там же, где желания и вкусы вызывают нелогическое поведение, они не являются интересами. Парето считал, что в современном мире усиливается значение интересов и воздействие на интересы. В этом отношении он «идет в ногу» с К. Марксом, указывающим на доминирование экономической сферы и М. Вебером, определившим «целерациональность» как основную характеристику современного общества. Он также развивает их мысли. В ранних работах Парето был согласен с марксистской классовой теорией, согласно которой буржуазия - это правящий класс, а рабочие - это класс управляемый, но в дальнейшем ученый стремится модернизировать теорию Маркса и вносит психологизм в его социально-экономическую теорию, показывая ограниченность сугубо экономического подхода. Парето считает, что при демократическом управлении правящий класс - это альянс предпринимателей и его персонала против социальных групп с постоянным доходом в обществе, к которым следует отнести всех - от владельцев собственности, обладающих постоянным доходом, от данной собственности, до тех, кто живет на пенсии, пособия и т. п. Постоянные доходы последних групп лиц остаются низкими, зато доходы предпринимателей могут быть огромны, и альянс предпринимателей формирует костяк правящей элиты.В экономической сфере деятельности люди также делятся по принципу наличия у них остаточных элементов левой или второй группы. Людей, у которых развит первый класс элементов, Парето именует «спекулянтами» (speculator). В эту категорию он относит лиц, у которых доход не является постоянным и зависит от «продуктивности в нахождении новых возможностей приумножить прибыль». Это - предприниматели, торговцы, которые работают в условиях высокой конкуренции, трейдеры, а также обслуживающий их персонал - юристы, технические специалисты, политики, имеющие связи с данными кругами и т. д. Вторая категория охватывает людей, которые предпочитают жить на постоянный неизменный доход. Они не нуждаются в инновациях и изобретениях. Парето именует данную категорию «рантье» (rentier). Сюда входят владельцы сбережений, которые живут на проценты со своих вложений, владельцы собственности, где не проводятся спекуляции с собственностью, фермеры, рабочие и обслуживающий персонал этой категории лиц. Их доход постоянен или меняется незначительно. Влияние данных групп на стабильность в обществе очень велико. Если в правящем классе доминируют спекулянты, то общество теряет стабильность, тогда как преобладание в правящем классе рантье делает общество малопродуктивным. «Разные пропорции, в которых спекулянты и рантье смешаны в правящем классе, соответствуют разным типам цивилизаций.. .».На основе данных процессов Парето выделяет два типа правительств. Первый тип правительства полагается на силу. Примерами такого правления являются античные города-государства в эпоху тираний, Спарта, а также Рим при Августе и Тиберии. «Во всех таких случаях в правящем классе доминируют остаточные элементы второго класса над первым классом». Парето также замечает, что такие правительства не являются «дорогими». Они не придают значения материальному росту граждан. Такие государства богатеют посредством войн, но их богатство рискованно. Циркуляция элит - медленная.Второй тип правительства основывается прежде всего на интеллекте и хитрости. Парето выделяет два вида такого правительства: «Если интеллект и хитрость в основном используется для воздействия на чувства (остаточные элементы) (sentiments), результатом будет некоторого рода теократическое правительство. В теократическом правительстве, несмотря на то, что оно воздействует на остаточные элементы, циркуляция элит - медленная, хотя в правящем классе доминируют люди с первым классом остаточных элементов. Такое правительство воздействует на религиозные чувства. Этот тип правительства исчез в современной Европе. «Если интеллект и хитрость в основном используются для воздействия на интересы, (что не означает отсутствия влияния на остаточные элементы), тогда результатом будут правительства, наподобие афинской демократии, римской аристократии в разные периоды во время республики, многих средневековых республик, и, наконец — очень важная разновидность - «спекулятивное» (speculator) правительство наших дней». У «спекулятивных» правительств циркуляция элит - очень быстрая иногда — чрезвычайно быстрая. Теократический тип не способствует производственной деятельности, тогда как «спекулятивные», правительства дают стимул экономике. Этот тип правительства является «дорогим», и основан на сильном приросте благосостояния. Но этот тип не способен к применению силы, и в этом его слабость.Важнейшей заслугой Парето является то, что он показал изменения в обществе как результат взаимодействия многих сил в продолжающемся процессе. Это подразумевает, что роль каждого элемента в социальном процессе должна пониматься во взаимодействии с другими элементами. Отсюда следует, что проводимую государством политику следует понимать не как законченный результат, но как эпизод в продолжающемся взаимодействии множества сил. Эти идеи отсекли претензии монистических теорий, абсолютизирующих одну причину в объяснении социального изменения (Спенсер, Маркс). К примеру, Маркс подчеркивал, что «совокупность ... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Современный подход в изучении политики начинается с анализа моделей классов, групп, страт общества, взаимодействующих друг с другом. В этом отношении Парето считается одним из отцов функционализма.Одной из сил, воздействующих на ход общественных событий, является также логическое объяснение поведения, вызванного остаточным элементом. Это третья составляющая системы Парето. Логические объяснения, оправдания поведения Парето именует производными элементами или деревиациями. Эти последние обладают способностью делать остаточные элементы более или менее интенсивными. Производные элементы (теоретизирование и логическое объяснение) могут способствовать лучшему осознанию у людей остаточных элементов и оказывать воздействие на них. Парето называет этот процесс интенсификацией остаточных элементов. К примеру, националистическая пропаганда воздействует на людей, и они начинают лучше осознавать второй класс остаточных элементов — групповую солидарность. Таким образом, производный элемент, будучи в своей основе результатом остаточного элемента, одновременно с этим воздействует на остаточный элемент и является причиной его интенсификации. Правящие элиты используют те или иные убеждения для контроля за обществом.Данное теоретическое основание определяет значение воздействия идеологии и пропаганды. Газеты важны не потому, что они способны создать какую-либо серьезную теорию. Искусство воздействия газет заключается в воздействии на остаточные элементы при помощи производных элементов. Остаточные элементы определяют также границы воздействия пропаганды, т. е. она не может распространяться вне сферы их влияния. Эффективность воздействия идеологии основана на присутствии иррационального в человеческом поведении.В интеллектуальных элитарных кругах также осуществляется циркуляция, которую Парето связывает с распространением тех или иных остаточных элементов. Ситуацию в период своей жизни (начало XX века) Парето описывает следующим образом: «В настоящее время расцвет остаточных элементов второго класса в основном, по-видимому, определяет растущую силу патриотизма в разных формах, в виде патриотизма и империализма. Социализм также усиливает другие остаточные элементы второго класса, которые конфликтуют с патриотизмом. Но в настоящий момент (1912 г.) социализм находится в процессе сведения к политическим комбинациям и подчиняется влиянию остаточных элементов первого класса с тем результатом, что он не оказывает эффективного сопротивления национализму и империализму. В самом деле, мы обнаруживаем, что социалисты меняют форму своей веры и под разными отговорками вступают в ряды националистов и империалистов». Данный пример показывает, как анализ социальной ситуации в среде интеллигенции ведется на основе остаточных элементов (врожденных психических предиспозиций представителей интеллигенции), определяющих циркуляцию элит.Циркуляция элит, как замечает Радаев В. В., является для Парето универсальным историческим законом. «История же для него обращается в ничто иное как «кладбище аристократий».ЗаключениеИтак, социальный конфликт определяется в качестве противостояния между теми или иными социальными субъектами (индивиды, группы). Социальный конфликт может возникнуть по многим причинам, однако чаще всего это дефицит властного ресурса, тех средств, которые необходимы, чтобы удовлетворить ценностные притязания. У каждого социального конфликта есть свои стадии, после прохождения которых конфликт завершается, создавая постконфликтную ситуацию. Как уже отмечалось ранее, последствия конфликта могут быть как конструктивными, так и деструктивными.Мы рассмотрели различные зарубежные теории конфликта. В частности, согласно теориям политической стабильности, конфликты сведены к минимуму, если в обществе, в государстве царит демократия, кроме того, как отмечал С. Липсет, важность имеет степень развития гражданского общества и политической, правовой культуры населения в целом. Подытоживая сказанное о теории Парето, следует отметить следующее:1.В. Парето вводит и определяет понятие «элита». В широком смысле понятие «элита» относится к наиболее преуспевшим в своейпрофессиональной деятельности людям. Он также вводит понятие «правящая элита» для определения групп людей обладающих властью и делит все общество на «элиту» и «неэлиту» - массу.2.определяет доминанту нелогического поведения над логическим отводя тем самым ведущее место иррациональному фактору в объяснении жизни общества.3.обосновывает универсальный исторический закон «циркуляции элит» для понимания и объяснения изменений в обществе и конфликтов, которые являются результатом «врожденных психических предиспозиций» лидеров.4.разрабатывает понятие идеологии как способа воздействия на остаточные элементы (инстинкты и нормативно-ценностные ориентации).5. закладывает основу для развития функционализма в социологии, понимая общество как систему взаимодействующих и противоборствующих сил.Список литературыАнцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2006.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 2012.Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. – М., 1963.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologiiЗеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров - М.: Флинта, 2015.Иванюк Ф.М. Методологические проблемы исследований элит (Социально-философский анализ) :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : СПб., 2005 180 c. РГБ ОД, 61:05-9/323Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., 2000. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.htmlКошелев А. Н., Иванникова Н. Н., Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007.Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории. Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004. Омелаенко Н.В. Изучение конфликта в зарубежной социологии.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279383Осипова Е. В. Социологическая система Вильфредо Парето // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. — М.: Наука, 1979. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. изд.: Pareto V. Compendiodisociologíagenerale / a curadi G. Farina. Firenze: Barbera, 1920. M.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.Парето В. Трансформация демократии, М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. – 207 с.Парето В. Трактат по общей социологии.// https://info.wikireading.ru/241675Соломатина Е.Н. Социология конфликта. М.: АльмаМатер, 2016. 199 с. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98. Уизерс Б. Управление конфликтом — СПб.: Питер, 2004. — 176 с. Шумпетер Й. Глава 5. Вильфредо Парето (1848—1923) // Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса = TenGreatEconomists: FromMarxtoKeynes. — М.: Институт Гайдара, 2011. — С. 162-205.
1. Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2006.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 2012.
3. Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. – М., 1963.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologii
5. Зеленков М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров - М.: Флинта, 2015.
6. Иванюк Ф.М. Методологические проблемы исследований элит (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : СПб., 2005 180 c. РГБ ОД, 61:05-9/323
7. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
8. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. /Под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., 2000.
9. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.html
10. Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н., Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007.
11. Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории. Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004.
12. Омелаенко Н.В. Изучение конфликта в зарубежной социологии.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279383
13. Осипова Е. В. Социологическая система Вильфредо Парето // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. — М.: Наука, 1979.
14. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. изд.: Pareto V. Compendio di sociología generale / a cura di G. Farina. Firenze: Barbera, 1920. M.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
15. Парето В. Трансформация демократии, М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. – 207 с.
16. Парето В. Трактат по общей социологии.// https://info.wikireading.ru/241675
17. Соломатина Е.Н. Социология конфликта. М.: Альма Матер, 2016. 199 с.
18. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98. Уизерс Б. Управление конфликтом — СПб.: Питер, 2004. — 176 с.
19. Шумпетер Й. Глава 5. Вильфредо Парето (1848—1923) // Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса = Ten Great Economists: From Marx to Keynes. — М.: Институт Гайдара, 2011. — С. 162-205.
Вопрос-ответ:
Какую теорию конфликта представляет Дж Блондер и С Липсет?
Дж Блондер и С Липсет представляют теорию политической стабильности, в которой объясняются основные причины конфликтов и механизмы их управления.
Какие виды конфликта существуют?
Конфликты могут быть различных видов: социальные, политические, экономические, этнические, религиозные и т.д. Каждый вид конфликта имеет свои особенности и причины возникновения.
Что такое управление социальными конфликтами?
Управление социальными конфликтами в социальном обществе - это система мер и действий, направленных на предотвращение и разрешение конфликтов, а также на поддержание и улучшение социальной стабильности и гармонии в обществе.
Какую теорию конфликтов представляет В Парето?
В Парето представляет теорию элиты общества, в которой он исследует роль элиты в обществе и ее влияние на возникновение и разрешение конфликтов.
Какие основные аспекты современной теории конфликта?
Основными аспектами современной теории конфликта являются изучение сущности конфликта и его различных видов, а также управление социальными конфликтами в социальном обществе.
Что такое конфликт и какие его виды?
Конфликт - это форма противоречия и борьбы между двумя или более сторонами, которые имеют противоположные интересы, цели или взгляды. Виды конфликтов могут быть различными, например, политический конфликт, этический конфликт, социальный конфликт, экономический конфликт и т.д.
Какими методами можно управлять социальными конфликтами в обществе?
Управление социальными конфликтами в обществе может осуществляться различными методами. Одним из методов является медиация, когда независимый посредник помогает сторонам найти компромиссное решение. Также можно использовать методы диалога и переговоров, где стороны общаются и ищут взаимоприемлемое решение. Другим методом может быть разрешение конфликта через судебный процесс, где судебные органы принимают решение на основе законов и норм.
Какова сущность и особенности теории политической стабильности Дж. Блондера и С. Липсета?
Сущность теории политической стабильности Дж. Блондера и С. Липсета заключается в предположении о том, что стабильность политической системы зависит от уровня участия граждан в политической жизни и отличается от стабильности социальной системы. Особенностью этой теории является акцент на значимости политической культуры и политической социализации людей, а также на влиянии политических институтов на стабильность политической системы.
Что такое теория элиты общества В. Парето?
Теория элиты общества В. Парето - это теория, разработанная итальянским политологом Вильфредо Парето, которая утверждает, что общество всегда разделено на элиты и массы. Он считал, что элиты имеют доминирующее положение и контролируют ресурсы и власть в обществе, в то время как массы являются пассивными и не имеют значительного влияния. Основная идея теории Парето заключается в том, что элита имеет природное право на управление обществом.