Отношение мальчиков и девочек юношеского возраста (именно 10-11 класс) к алкоголю, воспитанных в полных и неполных семьях
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 05.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения отношения девушек и юношей к алкоголю из полных и неполных семей
1.1.Сущность и структура понятия «личность»
1.2.Психологические особенности девушек и юношей
1.3.Особенности воспитания в полной и неполной семье
1.4.Факторы, влияющие на отношение девушек и юношей к алкоголю
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Далеко не все подростки могут быть такими.Исследователи утверждают, что от употребления алкоголя юных удерживает ряд защитных факторов:- развитое чувство юмора;-высокий уровень внутреннего самоконтроля, - целеустремленность,- стрессоустойчивость,-стремление жить по законам и правилам общества [17].Исследования научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, в которых приняли участие 1700 подростков из разных регионов России, выявили, что негативное отношение к алкоголю зависит от:-личной установки на полную трезвость,-от убежденности в негативном воздействии спиртного на организм, самочувствие и поведение,- восприятия алкоголизма как показателя социального неблагополучия общества. Позитивное отношение к алкоголизму связано с такими мотивами:-возможность получить новый опыт,-проявить свою взрослость,-быть как все,-наладить коммуникации,-пример семьи и ближайшего социального окружения.Анализируя факторы, влияющие на отношение к алкоголю юношей и девушек, следует сказать, что в последнее время исследователи выделяют проблему гендерных особенностей. Так, девушки, отвечая на вопрос об отношении к алкоголю, как и юноши, все чаще отмечают положительное отношение, считают, что алкоголь снимает напряжение, можно принимать алкоголь, но в меру, для настроения.Рассмотрим гендерные факторы, определяющие отношение юношей и девушек к алкоголю. В психологических исследованиях в настоящее время актуализируется задача осмысления феноменов гендерной психологии и разработки подхода в ней.Под гендером понимаются особенности взаимодействия мужского и женского начал; это характеристика социального порядка, который постоянно воспроизводится в структурах сознания и подсознания и в деятельности. Гендер структурируется через существующие в обществе институты социализации, труд, культуру, а гендерную стратификацию [39 ].По данным исследований отечественных авторов, мальчики в 4 раза чаще принимают спиртное в раннем возрасте по сравнению с девочками. Приобщение к алкоголю у девочек идет медленнее. В юношеском возрасте у девушек активное приобщение к спиртному происходит в 15-16 лет ( мальчики в 13-14 лет). Распространенность использования алкоголя юношей больше, чем у девочек. Но в 21 веке отмечается учеными тенденция снижения этой разницы в настоящее время. Главным мотивом приема алкоголя у девушек является улучшение эмоционального состояния, а у мальчиков – конформизм [13].Употребление алкоголя становится основным смыслообразующим мотивом поведения. Юноши предпочитают более крепкие спиртные напитки, девочки -более слабые.Среди типов приобщения девушек к алкоголю выделяют- принятие алкоголя в группе мальчиков-подростков,-совместная алкоголизация с ними;-алкоголизация в кругу сверстниц, -алкоголизация в небольших дозах,-принятие спиртного ситуационно,-употребление алкоголя в кругу пьющих женщин,-одиночное пьянство, связанное с психопатическим развитием [39].Девушки принимают больше спиртного, чем юноши, что связано с различиями в химических процессов у мужчин и женщин, при этом токсический эффект выше у последних.Важное значение имеют и социально-психологические факторы, так эмансипация привела к росту алкоголизации. Начало приема алкоголя в юношеском возрасте у мальчиков и девочек связано с особенностями возрастного кризиса. Юноши начинают раньше употреблять алкоголь, чем девушки, но девушки быстрее приобщаются к алкоголю.Юноши чаще подвергаются задержаниям полиции по поводу принятия алкоголя, чаще имеют материальные трудности из-за алкоголизации, чем девушки. Исследования ряда отечественных авторов позволили сделать вывод о том, что отношение к употреблению алкоголя в юности зависит не от гендерных особенностей, а является свойством личности на определенном этапе развития [39 ].Таким образом, были рассмотрены факторы, влияющие на формирование отношения девушек и юношей к алкоголю, в том числе и гендерные факторы.ВыводыТеоретический анализ научной психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов. Старший школьный возраст связан с новой социальной ситуацией развития, когда главная задача для юношей и девушек - это самоопределение, выбор жизненного пути, обращенность в будущее, поэтому юноши и девушки оценивают учебу с точки зрения того, что это дает для их будущего. В это время формируется отношение к нормам, правилам, ценностям, которые существуют в обществе. Юность - это возраст, когда усиливаются и проявляются различные протестные реакции против существующих у взрослых людей нравственно - моральных норм и принципов, и так как в обществе взрослых есть негативное отношение к алкоголю, то подростки в качестве одной из форм протеста выбирают употребление его.Семья – это социальная система, которая постоянно развивается, в ней есть свои взгляды на воспитание детей, по структуре выделяются полные и неполные семьи (с одним родителем или обоими). В полных и неполных семьях, где родители не определяют четких норм поведения, в которых подростки предоставлены самим себе и наоборот, где тактика воспитания сурова и непоследовательна, подростки могут иметь отношение к алкоголю как способу самопрезентации, снятия напряжения, демонстрации своей взрослости. Здоровые, эмоционально открытые отношения могут стать фактором, предотвращающим формирование интереса у юношей и девушек к алкоголю.Если в семье существует представление о том, что алкоголь - это лечебное средство, средство оптимизации общения с людьми, способ минимизировать психологическое напряжения, то старшие подростки имеют позитивное или нейтральное отношение к алкоголю. В формировании положительного отношения к алкоголю играют большую роль генетические факторы, так, если в роду были люди, злоупотреблявшие им, то в семье может быть различное отношение – от резко негативного до положительного. Негативное отношение связано с позицией непринятия алкоголизма, анализа его последствий (гибели, тяжелой болезни, неудавшейся судьбы и т.д.). Положительное отношение, если история жизни представителя рода рассматривается с других позиций (пил, и ничего плохого не произошло, все в роду пили, и все у них было не хуже других и т. д.)Негативное отношение у подростков к алкоголю зависит от личной установки на полную трезвость, от убежденности в негативном воздействии спиртного на организм, самочувствие и поведение, восприятия алкоголизма как показателя социального неблагополучия общества, от установки семьи на трезвый образ жизни, от отрицательного отношения семьи к алкоголю.ЗаключениеПроблема изучения отношения юношей и девушек к алкоголю социально важная проблема.Отношение девушек и юношей к алкоголю определяет то, насколько велик риск его употребления. Встает вопрос о том, какие факторы влияют на формирование отношения к алкоголю у старшеклассников.Изучению различных личностных и гендерных особенностей взросления, возможным нарушениям социализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Анализируя степень научной разработанности проблемы, отметим, что различные ее аспекты изучали В.А. Аверин, Е.А Алексеева, А.Я. Варга, Л.С Выготский, В.Н. Дружинин, О.П. Елисеев, Н.Д. Левитов, И.В. Макарова, Л. Первин, Д.Я. Райгородский, В.В. Столин, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, К. Юнг и др.Несмотря на то, что существует достаточно большое число исследований, посвященных проблеме изучения отношения девушек и юношей к алкоголю, существует дефицит работ, посвященных изучению особенностей отношения девушек и юношей к алкоголю, которые воспитывались в полных и неполных семьях.Список использованной литературы1.Аверин, В.А. Психология личности [Текст] : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999. - 89с.2. Адлер А.. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. -214с.3.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.-Спб.: ПИТЕР, 20004. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: АКАДЕМИЯ,19965.Арнаутова Е.П. Педагог и семья.-М., 20056.Берман Т.В. Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания. - М., 20137.Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу // Народная асвета. 2006. №4.8.Варга А.Я., Столин В.В. Системная семейная психотерапия.М.20169Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2010. 10.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: АКАДЕМИЯ, 2006.11.Дружинин В.Н. «Психология семьи» - Екатеринбург, 2000.12.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2000г.- 560 с.13.Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Социальная педагогика. 2005. №1.14.Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М., 2000.15.Карабанова О.А. Психология семейных отношений - Самара, 2001.16.Корнилова О.Ю. Как сделать родителей друзьями школы.- Спб.:ЛАНЬ, 2013 17.Кон И. Семья с одним родителем. А счастье так возможно. — М., 1989.18.Коркина М. Материнская школа. — Н. Новгород, 2002.КопытовА.В., Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола. Социально-психологические аспекты / А.В. Копытов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012.– 400 с.19.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М., 1999.20.Курочкина И. Этикет для детей и взрослых. - М.:ГАРДАРИКИ, 200121.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 200322.Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития» - СПб.: Питер, 2006.23.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992.24.Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор.вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009.25.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога.-М.: ЭКСМО, 2006.26. Москвина, Н. И. Взаимодействие семьи и школы //Классный руководитель. 2005. №5.27. Основы психологии. Практикум / ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.28.«Практическая психодиагностика: методики и тесты» - Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.29.Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст]/ Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна -- М.: Аспект Пресс, 2001.-- 607 с.30. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2005.31.Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010.32.Фридман Л.М. «Психология детей и подростков» - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.33. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / пер. с англ. - М.. 2003.34. Шаповалова, О. В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка.-М., 2001.35. Шемякина, Ж. И. Роль семьи в формировании личности.М., 200736.Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии» - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.37.Щербакова Н. Е. Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 317-321.
2. Адлер А.. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. -214с.
3.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.-Спб.: ПИТЕР, 2000
4. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: АКАДЕМИЯ,1996
5.Арнаутова Е.П. Педагог и семья.-М., 2005
6.Берман Т.В. Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания. - М., 2013
7.Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу // Народная асвета. 2006. №4.
8.Варга А.Я., Столин В.В. Системная семейная психотерапия.М.2016
9Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2010.
10.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: АКАДЕМИЯ, 2006.
11.Дружинин В.Н. «Психология семьи» - Екатеринбург, 2000.
12.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2000г.- 560 с.
13.Землянухина, Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Социальная педагогика. 2005. №1.
14.Каптерев П. Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М., 2000.
15.Карабанова О.А. Психология семейных отношений - Самара, 2001.
16.Корнилова О.Ю. Как сделать родителей друзьями школы.- Спб.:ЛАНЬ, 2013
17.Кон И. Семья с одним родителем. А счастье так возможно. — М., 1989.
18.Коркина М. Материнская школа. — Н. Новгород, 2002.
Копытов А.В., Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола. Социально-психологические аспекты / А.В. Копытов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012.– 400 с.
19.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М., 1999.
20.Курочкина И. Этикет для детей и взрослых. - М.:ГАРДАРИКИ, 2001
21.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003
22.Крайг Г., Бокум Д. «Психология развития» - СПб.: Питер, 2006.
23.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992.
24.Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009.
25.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога.-М.: ЭКСМО, 2006.
26. Москвина, Н. И. Взаимодействие семьи и школы //Классный руководитель. 2005. №5.
27. Основы психологии. Практикум / ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
28.«Практическая психодиагностика: методики и тесты» - Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.
29.Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст]/ Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна -- М.: Аспект Пресс, 2001.-- 607 с.
30. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2005.
31.Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010.
32.Фридман Л.М. «Психология детей и подростков» - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.
33. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / пер. с англ. - М.. 2003.
34. Шаповалова, О. В. Особенности влияния семьи на формирование самости ребенка.-М., 2001.
35. Шемякина, Ж. И. Роль семьи в формировании личности.М., 2007
36.Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии» - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
37.Щербакова Н. Е. Экспериментальное исследование материнско-сыновних отношений в полных и неполных семьях // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 317-321.
Вопрос-ответ:
Каковы основные факторы, влияющие на отношение девушек и юношей к алкоголю?
Факторы, влияющие на отношение девушек и юношей к алкоголю, включают в себя: воспитание в семье, социальную среду, гендерные стереотипы, популярность среди сверстников, образцы поведения родителей, доступность алкоголя и многие другие.
Какие психологические особенности девушек и юношей влияют на их отношение к алкоголю?
У девушек и юношей есть свои психологические особенности, которые могут влиять на их отношение к алкоголю. Некоторые из них включают в себя стремление к социальной принадлежности, желание испытать новые ощущения, стремление к самоутверждению, сопротивление стрессу и т. д.
В чем заключаются особенности воспитания в полной и неполной семье и как они могут влиять на отношение девушек и юношей к алкоголю?
Особенности воспитания в полной и неполной семье могут заключаться в наличии и отсутствии одного из родителей, различной структуре семьи, уровне близости и поддержки семейных отношений. Эти факторы могут влиять на формирование отношения девушек и юношей к алкоголю, так как воспитание играет важную роль в формировании ценностей и поведенческих стереотипов ребенка.
Что включает в себя понятие "личность" и как оно связано с отношением девушек и юношей к алкоголю?
Понятие "личность" включает в себя индивидуальные черты и особенности человека, его ценности, мотивацию, поведение и т. д. Отношение девушек и юношей к алкоголю может быть связано с их индивидуальными чертами личности, такими как склонность к рискованному поведению, стремление к самоутверждению или импульсивность.
Какие психологические особенности девушек и юношей могут влиять на их отношение к алкоголю?
Различные психологические особенности, такие как самооценка, уровень агрессии, стремление к приключениям и подверженность влиянию сверстников могут оказывать влияние на отношение девушек и юношей к алкоголю. Например, девушки с низкой самооценкой могут быть более склонны к употреблению алкоголя в стремлении повысить свою уверенность и социальную активность.
Как особенности воспитания в полной и неполной семье могут влиять на отношение девушек и юношей к алкоголю?
Воспитание в полной семье, где родители примером показывают непринятие алкоголя и обучают различным навыкам разрешения проблем, может помочь подросткам развить негативное отношение к употреблению алкоголя. В случае неполных семей, где может быть отсутствие одного из родителей или конфликты в семье, может возникнуть большее стремление подростков к самоутверждению через употребление алкоголя.
Какие факторы могут влиять на отношение девушек и юношей к алкоголю?
Факторы, такие как влияние сверстников, родительское отношение к алкоголю, доступность алкоголя и уровень образования могут оказывать влияние на отношение девушек и юношей к алкоголю. Например, если подросток видит, что его родители употребляют алкоголь и не видят в этом проблемы, то он может считать такое поведение нормальным и принять его.
Почему воспитание в полной или неполной семье может отличаться?
Различия в воспитании в полной и неполной семье могут быть связаны с наличием или отсутствием родителей, конфликтами в семье, уровнем доверия и поддержки, а также культурными и социальными факторами. В полной семье родители часто могут предоставлять более стабильную среду и больше времени для влияния на детей, в то время как в неполной семье могут возникать финансовые и эмоциональные трудности, что может отразиться на воспитании.
Какова сущность и структура понятия "личность"?
Сущность понятия "личность" заключается в совокупности индивидуальных психологических особенностей, свойств и качеств, которые определяют поведение и самосознание человека. Структура личности включает такие составляющие, как характер, темперамент, мотивы и ценности, интеллектуальные способности, эмоции и т.д.
Какие психологические особенности характерны для девушек и юношей в юношеском возрасте?
В юношеском возрасте у девушек и юношей происходят значительные физиологические и психологические изменения. У девушек в этот период часто проявляется повышенная эмоциональность, уязвимость, ориентация на внешний вид и самооценку. У юношей часто наблюдается повышенная активность, стремление к автономии и самостоятельности, риск-ориентированность. Эти особенности могут влиять на их отношение к алкоголю.
Какие особенности воспитания характерны для полных и неполных семей?
Полная семья предполагает наличие обоих родителей и является более традиционной формой семьи. В полных семьях обычно более стабильная обстановка, больше времени, посвященного детям, и четкие роли родителей. В неполной семье один из родителей отсутствует или отделён от детей, что может привести к определенным трудностям в воспитании и влиять на отношение детей к алкоголю.
Какие факторы могут влиять на отношение девушек и юношей к алкоголю?
На отношение девушек и юношей к алкоголю могут влиять различные факторы, такие как: семейная среда, образцы поведения родителей и близких, социальное окружение, влияние ровесников, особенности воспитания, личностные особенности и т.д. Все эти факторы могут взаимодействовать и оказывать влияние на формирование отношения к алкоголю.