Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы выявления особенностей формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастные индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Проблема формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 10
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Методики диагностики содержания и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста 17
2.2. Организация и результаты диагностики содержания и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста 20
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение 34
В результате методики были получены результаты: - 5 детей (33,3%) – уровень 4;- 9 человек (60,0%) – уровень 3; - 1 человек (6,7%) – уровень 2;Результаты диагностического теста четко представлены на диаграмме (см. Рис. 5).Рис. 5. Результаты диагностического обследования по методике Н.Я. Чутко «Раскрашивание фигур»Диагностические тесты проводились в рамках раздела математики. Целью этих тестов является объединение знаний о количественном и порядковом подсчете, определение навыков подсчета и подсчета количества объектов, знание чисел от 0 до 10, геометрических фигур и умение решать задачи сложения и вычитания. В результате испытаний у 6 детей (Миша С., Влад Е., Паша К, Варя С., Кирилл С., Маша З.) был выявлен высокий и средний уровень.Многим детям было сложно считать в обратном направлении, а также решать проблему сложения. В математических разработках тесты направлены на выявление навыков написания чисел от 11 до 20, понимание взаимосвязи между ними; Консолидация терминов «больше», «меньше» и «равенство» у 4 детей (Маша З., Миша С., Пасза К., Влад Е.) выявила высокий уровень (они сами выполняли задания), у 7 детей (Егор К., Варя С., Настя Р., Рома С., Кирилл С., Родион К., Аня Г.) - средний уровень (обращались за помощью, испытывали трудности в написании чисел, у 4 детей (Данил С., Диана З., Ангелина Ш., Саша Б.) – низкий уровень (допустили большое число ошибок). В диагностическом задании «Геометрические фигуры», направленном на выявление знаний о геометрических фигурах, детей попросили отложить в сторону все многоугольники и сказать, какие фигуры лежат на столе. В результате 4 ребенка (Варя С., Миша С., Паша К., Маша З.) независимо выполнили задание: 7 детей высокий уровень (Аня Г., Влад Е., Кирилл С., Настя Р., Родион К., Егор К., Рим С.). Целью диагностического задания на ориентировку в пространстве «Выложи по образцу» показывалосьраскрытие умений ориентироваться в пространстве с употреблением геометрических фигур Дети создали геометрические фигуры в соответствии с рисунком и назвали их положение (в верхнем правом углу, в нижнем правом углу, в середине листа в верхнем левом углу, в нижнем левом углу).В результате выполнения заданий у 5 детей (Миша С., Паша К., Маша З., Влад Е., Настя Р.) был определен высокий уровень (дети правильно назвали все геометрические фигуры и их положение). У 4 детей (Аня Г., Варя С., Егор К., Родион К.) пространственно правильно ориентированы в пространстве, но путают названия геометрических фигур – средний уровень.Итак, по результатам диагностического обследования выяснилось, что почти все дети старшей группы знают цифры, умеют считать до 10, строят серию по размеру предмета, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), классифицируют визуальный материал на основе найденного. Однако при выполнении заданий с использованием логических приемов (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) у многих детей возникали трудности.Исходя из того, что формирование математических представлений у детей влияет на интеллектуальное развитие детей и является одним из его компонентов, мы решили провести диагностическое обследование с использованием теста «Цветные прогрессивные матрицы Равена». Результат диагностического обследования (Таблица 2), высокий (ВУ) –не обнаружен, выше среднего (ВСУ) – у двух детей (13,3%) средний (СУ) – у 8 дошкольников (53,3%), ниже среднего (НСУ) – 5 детей (33,4%) низкий уровень (НУ) – не выявлено.Таблица 2 - Результатыобследования тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена»РебенокРезультат 1. Аня Г.СУ2. Влад Е.СУ3. Миша С.ВСУ4. Данил С.НСУ5. Рома С.СУ6. Кирилл С.СУ7. Егор К.СУ8. Родион К.НСУ9. Паша К.СУ10. Настя Р.СУ11. Саша БНСУ12. Диана З.НСУ13. Варя С.ВСУ14. Маша З.СУ15. Ангелина Ш.НСУВУ (высокий уровень) (%)0ВСУ(выше среднего) (%)13,3СУ (средний) (%)53,3Наглядно результаты представлены на диаграмме (см. рис. 6.)Рис. 6. Результаты диагностического обследования по тесту «Цветные прогрессивные матрицы Равена»После анализа результатов диагностического обследования на этапе по тесту было выявлено, что высокого уровня нет. Два человека имеют уровень выше среднего (Миша С., Варя С.) – дети готовы решать познавательные проблемы, это проявилось в личном интересе, с которым они слушали инструкции, задания были сделаны с минимальной помощью от взрослых.У 8 человек средний уровень (Аня Г., Влад Е., Рома С., Кирилл С., Егор К., Паша К., Настя Р., Маша З.). В начале эксперимента у них не было желания решать тесты, они вели себя осторожно, а не с уверенностью: «Я раньше этого не делал», «Я не знаю как», но после того, как инструкции были прослушаны до конца, они сделали работу. Эти дети нуждались в большей помощи и наблюдении со стороны взрослого.Результат оказался ниже среднего у 5 человек (Данил С., Диана З., Саша Б., Родион К., Ангелина Ш.). Дети решали проблемы с помощью взрослого и иногда отказывались их решать, даже наводящие вопросы в некоторых случаях не помогали. Чтобы выполнить задачу, требовалась подсказка и помощь взрослого. В группе нет низкого уровня. Итак, по результатам диагностики выяснилось, что в зависимости от успешности решения наглядно-образных задач, умения логически мыслить и выявлять существенные связи между объектами группа детей оказалась крайне неоднородной. Среди детей были те, кто выполнял задания без особых затруднений (Миша С., Паша. К., Маша З., Влад Е.), а также были те, кто не мог выполнить задания без помощи воспитателя.Результаты диагностических тестов показали необходимость повышения уровня математического представления у дошкольников, поскольку не все дети освоили практическую деятельность по математическому содержанию и испытывают трудности с пониманием нового материала.Вывод по второй главе:Данная экспериментальная работа проводилась в связи с важностью рассмотрения проблемы формирования математических представлений у старших дошкольников. Были подобраны диагностические методики («Математический диктант», «Упорядочивание» (И.И. Аргинской), «Знание цифр в пределах десяти», «Числовой ряд» (Н.Я. Кушнир), «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко), тест «Цветные прогрессивные матрицы Равенна») и проведено диагностическое обследование по нахождению исходного уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностических тестов представили необходимость роста уровня математического представления у дошкольников, потому что не все дети освоили практическую деятельность по математическому содержанию и испытывают трудности с пониманием нового материала.ЗаключениеДошкольный возраст характеризуется тем, что в нем формируются основы знаний, которые так необходимы ребенку в школе. Математика, являясь достаточно сложной наукой, вызывает у детей значительные затруднения в период школьного обучения. Многие дети могут и не обладать математическим складом ума, в этом случае, подготавливая их к школе, необходимо при подготовке к ней познакомить детей с основами счета. Педагогам известно, что математика является мощным фактором в психическом развитии ребенка, формирования у него творческих и познавательных способностей. Самым главным в период подготовки ребенка к школе становится привитие ему интереса к познанию. Для этого образовательная и повседневная деятельность детей в подготовительной к школе группе должна проходить в игровой и занимательной формах. Благодаря игровой деятельности можно сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у несобранных детей. Вначале они увлекаются только игровыми действиями, а затем их начинает интересовать то, чему учит игра. Постепенно у детей возникает интерес к самому предмету обучения.Математическое развитие детей в дошкольном возрасте проявляется в качественных изменениях форм познавательной активности, происходящих вследствие формирования у них элементарных математических представлений и логических операций.В практической части работы была проведена экспериментальная работа, были подобраны диагностические методики и проведено диагностическое обследование по выявлению исходного уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Итак, по результатам диагностического обследования выяснилось, что почти все дети старшей группы знают цифры, умеют считать до 10, строят серию по размеру предмета, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), классифицируют визуальный материал на основе найденного. Однако при выполнении заданий с использованием логических приемов (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) у многих детей возникали трудности.Полученные результаты тестов представили необходимость роста уровня математического представления у дошкольников, потому что не все дети освоили практическую деятельность по математическому содержанию и испытывают трудности с пониманием нового материала.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.Библиографический списокПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html (дата обращения: 26.03.2020).Алимова, Л.У. Математическое развитие детей дошкольного возраста как важная задача дошкольного образования [Электронный ресурс] / Л.У. Алимова // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 31-34. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).Белошистая, А.В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 6-17.Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14.Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ.ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с.Галкина, Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. − 2012. −№6. – С. 46-49.Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125- 128.Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с. Михеева, Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 64-70.Орлова, Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников / Т.Э. Орлова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 243с.Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. - Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. СПб.: Питер, 2003. ‒ 160 с.Пономарева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2015. ‒ 176 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2015. – 705 с.Рупова, Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: math-edu.coz. ru (Дата обращения 28.03.2020).Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Турунтаева. - М.: «Просвещение», 2010г. – 128 с.Токина, О.К. Математическое развитие детей дошкольного возраста как важная задача дошкольного образования [Электронный ресурс] / О.К. Токина // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 40-42. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).Черток, А.И. Методы и приемы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.И. Черток // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 46-49. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).ПриложениеПриложение 1«Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)Приложение 2«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html (дата обращения: 26.03.2020).
2. Алимова, Л.У. Математическое развитие детей дошкольного возраста как важная задача дошкольного образования [Электронный ресурс] / Л.У. Алимова // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 31-34. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).
3. Белошистая, А.В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 6-17.
4. Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14.
5. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с.
6. Галкина, Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. − 2012. −№6. – С. 46-49.
7. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125- 128.
8. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с.
9. Михеева, Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Детский сад: теория и практика. − 2012. − № 1. − С. 64-70.
10. Орлова, Т.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников / Т.Э. Орлова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 243с.
11. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. - Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
12. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. СПб.: Питер, 2003. ‒ 160 с.
13. Пономарева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2015. ‒ 176 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2015. – 705 с.
15. Рупова, Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: math-edu.coz. ru (Дата обращения 28.03.2020).
16. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Турунтаева. - М.: «Просвещение», 2010г. – 128 с.
17. Токина, О.К. Математическое развитие детей дошкольного возраста как важная задача дошкольного образования [Электронный ресурс] / О.К. Токина // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 40-42. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).
18. Черток, А.И. Методы и приемы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.И. Черток // Сборник материалов международной научно-практической конференции. − 2020. − № 1. − С. 46-49. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42518615& (дата обращения 08.04.2020).
Вопрос-ответ:
Какой возраст считается старшим дошкольным возрастом?
Старший дошкольный возраст обычно охватывает детей от 5 до 7 лет.
Какие индивидуальные особенности могут быть у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста могут быть различные индивидуальные особенности, такие как темперамент, особенности развития речи, интеллектуальные способности и др.
Какая проблема связана с формированием математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Проблема формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что не все дети одинаково успешно усваивают математические концепции и навыки в этом возрасте.
Какие теоретические основы выявления особенностей формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
В выявлении особенностей формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются различные теоретические подходы, такие как пиажевская теория развития, теория деятельности и другие.
Что предполагает эмпирическое исследование формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Эмпирическое исследование формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает сбор и анализ данных о развитии математических навыков и понимания у детей этого возраста, чтобы выявить особенности и закономерности этого процесса.
Какие особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включают в себя возрастные индивидуальные особенности и проблемы, возникающие при этом процессе.
Какие возрастные индивидуальные особенности свойственны детям старшего дошкольного возраста в формировании математических представлений?
Дети старшего дошкольного возраста обладают разным уровнем развития математических способностей, некоторые из них могут иметь определенные особенности, связанные, например, с развитием внимания и памяти.
Какая проблема возникает при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
В психолого-педагогической литературе отмечается проблема формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, связанная с необходимостью нахождения подходящих методов и средств обучения, адаптированных под индивидуальные особенности ребенка.
Что объединяет эмпирическое исследование в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Эмпирическое исследование в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста служит целью выявить и охарактеризовать особенности этого процесса на практике с учетом индивидуальных особенностей детей.
Зачем нужны теоретические основы для выявления особенностей формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Теоретические основы позволяют систематизировать и углубить знания о процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, что в свою очередь помогает разрабатывать эффективные методики и программы обучения.