Мировая художественная культура
Заказать уникальный реферат- 51 51 страница
- 38 + 38 источников
- Добавлена 03.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. История и культура античности…………………………………………………….6
2.1. Крито-микенская культура…………………………………………………………...8
2.2. Гомеровская Греция…………………………………………………………………10
2.3. Архаический период………………………………………………………………...13
2.4. Классика……………………………………………………………………………...17
2.5. Эллинизм…………………………………………………………………………….19
2.6. Древний Рим…………………………………………………………………………26
3. Средневековая культура
3.1. Раннее средневековье……………………………………………………………….28
3.2. Позднее средневековье ……………………………………………………………..31
4. Эпоха Возрождения…………………………………………………………………..34
5. Культура Нового времени
5.1. Исторические условия формирования культурных доминант модерна
на рубеже XVI – XVII столетий…………………………………………………………………………………..37
5.2. Эпоха Просвещения ………………………………………………………………...39
5.3. Культура романтизма ……………………………………………………………….40
5.4. Новации в искусстве второй половины XIX века …………………………………43
5.5. Кризис европейской культуры рубежа XIX – XX столетий ……………………..45
5.6. Искусство и культура модернизма…………………………………………………47
5.7. Понятия «постмодерн» и «постмодернизм»……………………………………….49
Выдающиеся представители Просвещения в литературе:Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов.Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. [37]Классицизм-это искусство героического гражданства. Его поэтика основана на принципах философского рационализма, отчетливо проявляющихся в сближении явлений социальной жизни и природы. Прекрасное предстает в нем как ясное, разумное, логическое начало, без сложностей и противоречий, присущих реальной жизни.Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированным абстрактным образам, провозглашало принцип изображения «замечательной», «облагороженной» природы; основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые включают в себя словно абсолютную за историческую эстетическую норму. В истории театра славу великого реформатора комедии получил Мольер. Он дал этому жанру глубокий общественный смысл, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр высокой комедии.[27]Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве была художественная речь Жоржа де Латура (1593-1652 гг): точность, выразительность, четкость композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, высокого.Настоящим создателем классического направления в живописи Франции стал Никола Пуссен (1594-1665 гг.) Темы его полотен: мифология, история, Ветхий и Новый Заветы. Рационализм - это философская и идеологическая установка, согласно которой истинные основы человеческого бытия, знания и поведения являются принципами разума. В философии термин «разум» был перенесен из богословия, где он обозначал направление, приверженцы которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу.В центре классицизма находятся идеи рационализма, которые берут свое начало в философии Декарта. Художественное произведение должно строиться с точки зрения классицизма на основе строгой канонизации, открывая тем самым гармонию и логичность самой Вселенной. Интерес к классицизму есть только вечное, неизменное - в каждом явлении он старается признавать только существенные типологические черты и отвергать случайные индивидуальные.Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Он возникает в эпоху господства в Европе мысли рационализма (разум от лат.) Для рационализма –разум главное начало в человеке, он определяет устройство природы, мироздания. Он должен быть основе устройства общества. Все отступление от закона разума – следствие предрассудков, невежества, страстей,которые можно победить просвещением. Разум лежит в основе всех сфер человеческой деятельности, в том числе лежит воснове искусства. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую». [27] 5.3. Культура романтизмаМировая культура никогда не стояла на месте. Она динамично менялась, приспосабливаясь к особенностям эпохи. В конце XVIII века в европейском обществе начались большие перемены, в результате которых культура также деформировалась. На смену просвещению пришло совершенно новое идейно-художественное течение, отрицавшее культ разума. Эпоха романтизма — время возникновения совершенно нового мировоззрения, утверждавшего единство человека и природы, естественное начало и первенство чувств.Главная особенность романтизма – разнообразие и многообразие намеченного направления, то есть в зависимости от страны меняется и его выражение, связанное с национальными особенностями. Цель романтиков была одна и та же, но способы ее достижения были разными. У каждого был свой идеал и определенная политическая позиция в отношении социальных проблем.Несмотря на многоликость направления, общие признаки и характеристики остаются неизменными:В центре внимание человек и его внутренний мир;Образ благородного дикаря в исключительных обстоятельствах – мастхэв культурного сезона;Идея единения человека и природы – основная черта многих книг и картин;Поклонение идеальному порядку, тяга к мечтательности и оторванности от реальности;Демократизация: появляются герои из бедных слоев;Баланс на грани фантастики: мистика становится модной специей к творчеству и разбавляет даже серьезные произведения;Своеобразие символики: иносказание в тексте или на полотне – хороший тон, а прямота вульгарна;Активный интерес к национальным мотивам.В эпоху романтизма античные мотивы начали постепенно заменяться новыми «фишками», хотя общие черты, безусловно, сохранялись.Иррационализм (от лат. Irrationalis – неразумный, бессознательный) – это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Мыслить рационалистически может и философ-идеалист. Гегель считал, что «скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания», и окружающий мир, следовательно, доступен для научного исследования.В качестве такой иррациональной основы мира называли мировую волю (А. Шопенгауэр), «волю к власти» (Ф. Ницше), непосредственное созерцание и чувство (немецкие романтики), интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, а также «бессознательное» (в иррационалистических трактовках учения З. Фрейда). [12]5.4. Новации в искусстве второй половины XIX векаДля Европы Вторая половина XIX века – это время активных социальных перемен и бурного развития промышленности. Люди искусства старались запечатлеть и передать в своем творчестве образы нового времени. Художественные принципы прошлых веков рухнули, старые сюжеты были отвергнуты. Законодателем моды и стиля жизни оставалась Франция. Она же господствовала и в искусстве. Каждые несколько лет в европейских столицах проходили Всемирные промышленные ярмарки, где демонстрировались технические достижения.Французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новые художественные приемы, способные правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода стал реализм, в последней трети XIX в. — импрессионизм.Импрессионизм (от impression — впечатление) — это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особое внимание уделялось передаче цвета и света. Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Восход солнца, представленной на выставке 1874 года. Малоизвестный журналист Луи Леруа в своей журнальной статье обозвал художников «импрессионистами» для выражения своего пренебрежения. Однако, название прижилось и потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.Ведущие представители импрессионизма – Клод Моне, Огюст Ренуар, КамильПиссарро, Берта Моризо, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Вместе с ними выставляли свои картины Эдуард Мане и Эдгар Дега. К импрессионистам также причисляют Джеймса Уистлера, Хоакина Соролья, Константина Коровина.Импрессионизм не поднимал философских проблем и даже не пытался проникнуть под яркую поверхность повседневной жизни. Вместо этого художники сосредоточены на поверхностности, текучести, настроении, освещении или угле зрения. Их образы изображали только положительные стороны жизни, не затрагивая острых социальных проблем.Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. Прежде всего это интерес к проблемам цвета и нестандартным методам. Импрессионизм выразил желание обновить художественный язык и порвать с традицией, как протест против кропотливой техники мастеров классической школы. Что ж, теперь мы можем полюбоваться этими великолепными работами выдающихся художников. [27]Прерафаэлиты – направление в культуре, которое возникло в середине XIX века. Основной постулат – отход от классической образцова эпохи Возрождения, обращение к натуральному, естественному порядку отображения мира. Неудивительно, что сама мысль порвать с академизмом в живописи возникла в студенческой среде, более того – среди учащихся британской Королевской академии художеств. Первоначально обсуждение возникло между тремя студентами: Холманом Хантом, Данте Габриелем Росетти и Джоном Эверттом Милле. Юные и далеко не бесталанные художники размышляли о настоящем и будущем живописи, делились реформаторскими планами и в итоге пришли к созданию секретного «Братства прерафаэлитов». Оно было оппозиционно к официальной линии Академии и провозглашало возврат идеалам эпохи «до Рафаэля». Вскоре тайное общество включало уже семь деятелей искусства.Первоначально Прерафаэлиты публиковали тезисы о реформе искусства в своем собственном журнале. Они требовали вернуть искусству реальность и естественность, а также объясняли отказ от мифологических и исторических тем, затёртых до дыр. Красота не должна быть отвлеченной, чуждой естественности человека. Вполне логично, что одним из важнейших постулатов этого направления была работа по натуре. Часто можно увидеть родственников или друзей на картинах художников данного течения. Историки живописи придирчиво изучают свои картины и находят странные параллели и совпадения. Чрезмерный натурализм и новизна подхода вызвали не только интерес, но и неприятие в обществе.Однако живописью прерафаэлитов заинтересовался авторитетный критик Джон Рёскин. Он и оформил постулаты «Братства» в логичную и стройную художественную систему, и явил прерафаэлитов миру, помог разобраться в их мотивах и искусстве. Среди известных работ художников прерафаэлитов были: Джон Эверт Милле, «Офелия», Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит», Эвелин де Морган, «Медея», Форд Мэрдок Браун, «Прощание с Англией».Британия гордится своим прерафаэлитским движением, ведь это одно из самых ярких художественных направлений, зародившихся в Англии. Несмотря на то, что работы этих художников первое время подвергались критике, они нашли свое место в мировой культуре и радикально повлияли и на современное искусство, и на массовую культуру. [3]Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации (прежде всего в США) и особенно расширившийся в период информационных технологий. Связан с массовым распространением технологий тиражирования культурных текстов и средств массовой коммуникации (медиакультура). Её особенности – общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость. Имеет коммерческий характер.В любом обществе существовали высокая (элитарная) и народная (традиционная) культуры. Развитие СМИ привело к формированию МК, упрощённой в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. МК – это трансформация культуры в условиях господства современных технологий и обыденного сознания. Она технична и обращена к повседневности. В ней нет вертикального – духовного измерения. Она – порождение урбанистического образа жизни, продукт секулярного сознания, но и «мифология ХХ века».Модерн в искусстве – это художественное направление, процветавшее в период между 1890 и 1910 годами по всей Европе и США. Для него характерно использование длинной, извилистой линии. Чаще всего элементы этого стиля использовались в архитектуре, проектах интерьера, ювелирных изделиях и дизайне стекла, плакатах и иллюстрациях. Это была целенаправленная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, который доминировал в большей части искусства и дизайна 19-го века. Впервые термин «ар-нуво» появился во французском журнале «Современное искусство» («L'ArtModerne») в 1881 г. — речь шла о круге художников: А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимаре.Вообще, у французского «художественнного» ар-нуво — четкий, японский след. И вскоре те, кого мы по привычке называем «импрессионистами», осваивали японский стиль. Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог взяли на вооружение изгибы, растительный декор и «плоские» контуры. А если вспомнить, что чешский художник Альфонс Муха в то же время учился в Париже, и, что интересно, делил квартиру с Ван Гогом — история модерна обретает новый поворот.В Вене его осуществляет объединение творцов «Сецессион» с Густавом Книмтом (с 1897 г.), которые отрицали академичные каноны и устраивали свои выставки в специально выстроенном здании «Сецессиона».Англия презентовала новый с тиль в издательском деле: в 1882 г. была организована «Гильдия века», издававшая журнал «Конек» с гравюрами С. Имейджа. В Америке в конце 1880-х начали всемирное шествие «красотки Гибсона»: рисунки Чарльз Дана Гибсона, публикующиеся в журнале «Life» определили стандарты новой-модерновой красоты. В некоторых странах новый стиль характеризуют самостоятельные оригинальные творцы: Антонио Гауди в Испании, Станислав Выспианьский в Польше, Тиффани в Америке (и весь стиль там порой называют «тиффани»). [32]5.5. Кризис европейской культуры рубежа XIX – XX столетийС начала XX века неспособность понять и преодолеть социальные конфликты средствами искусства привела многих художников на путь бегства от реальности, к обращению в свой собственный внутренний мир. Резкий рост чувства общности людей и народов, а вместе с тем доминирующее личностное, субъективное начало в восприятии действительности породили интеллектуальный эскапизм. Отделение искусства от социальных и социальных проблем значительно усилилось и уступило место скептицизму и апатии. Стремясь решить проблемы общества, художники обращаются к субъективизму, мистицизму, символическому изображению действительности. [2] Перемены нового времени были неоднозначны. Они дали миру не только великие открытия во всех областях науки, небывалое развитие промышленности и технический прогресс, но и тяжелый экономический кризис, ощущение глобальной катастрофы, значение и последствия которой еще не были ясны. В чрезвычайно короткий хронологический период был совершен сложнейший процесс обновления как реального, так и духовного мира художника. Действительность открыла ему свои неведомые стороны и новые стороны своего восприятия, возникло новое художественное видение и мышление. Этот процесс повлек за собой неизбежные потери для искусства более ранних периодов, но в то же время дал открытия и создал новые художественные ценности.Вера в несокрушимую силу духа и универсальность принципов свободы, равенства, братства – «рационалистический прагматизм», попытки подчинить реальность отвлеченным категориям духа, попытки примирить «общественную жизнь с самоочевидными принципами», привели к единственно возможным выводам - к пессимизму и скептицизму. Пессимизм – это следствие того, что ум признал действительность неразумной, скептицизм – это следствие того, что ум объявил себя неспособным понять действительность и потому неразумным.Во всех художественных течениях втор. пол. XIX в. важная роль принадлежала эстетической установке. На основе романтического признания творческой самоценности искусства, а также падения интереса к социальной действительности формируется позиция художественного эстетизма. [3]Впервые в истории художественного сознания на авансцену культуры выступает так называемое «чистое искусство», функция которого - доставить эстетическое наслаждение. Эстетическая утопия представлялась единственно возможной областью душевной гармонии, спасительным духовным убежищем от прозаической, вульгарной действительности. Основой художественной деятельности становится совершенствование художественного языка, придание ему отточенности, стройности. Поэтому эстетизм не имел собственной стилевой определенности, его стилистический диапазон колебался от натурализма до абстрактной монументальности, от внешнего правдоподобия до манерности, а ведущим принципом творчества оказывалась стилизация. Современность стала тяготеть к ушедшим эпохам и игровому переосмыслению их стилей. [11]В конце XIX столетия возникает парадоксальный вариант эстетизма - декаданс, абсолютизированный процесс уничтожения жизни, идеала. Культура этого периода, воспринимаемая ныне как чрезвычайно плодотворная и полная дерзких новаций, не ощущалась современниками как счастливая и прогрессивная эпоха. Декаданс как термин самоидентификации культуры обозначал период глубокого упадка, который ощущали, как деятели искусства, так и читатели, и зрители. Он передает обнаженность душевной напряженности и стремление к индивидуальному выражению душевных переживаний. Красота и все другие человеческие ценности, безнравственность и бессмысленность которых демонстрировали декаденты, объявлялись ими замаскированными антиценностями. Основным понятием их художественного сознания стало безобразное, господство которого поддерживалось эстетизацией низменного. [37]Еще в середине XIX в. Ш. Бодлер соединил прекрасное с распадом, породив эстетику, независимую от реальности, в знаменитом стихотворении «Падаль». Характерными чертами декадентства являются субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taediumvitae (лат. усталость, или неприятие жизни), что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации. Образам декадентского искусства были присущи черты натурализма, аморфности, утонченности, изысканной манерности.Впервые понятие «декаданс» прозвучало в сонете французского поэта-символиста П. Верлена, посвященному упадку Римской империи, и было подхвачено другими европейскими поэтами.Декаданс, декадентство - (от франц. Decadence – упадок) - буквально упадничество; термин, употребляемый для характеристики социальных и эстетических установок ряда художественных школ, в творчестве которых превалировали пессимистические умонастроения, акцент на смысложизненных проблемах, яркий индивидуализм и эстетизм.Понятие декадент ввели французские поэты-символисты (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо), как самоназвание своего объединения, выпуская журнал «Декадент» (1886-89 гг.). Но если современникам декаданс казался странным, болезненным, утонченным явлением, то десятилетия спустя стало ясно, что это был период, завершивший целый цикл развития европейской культуры, период осмысления новых художественных идей, сближения различных жанров искусства.К концу века в жизни общества Европы укоренились две резко противоположные направленности: пессимизми фатализм бессилия человека перед агрессивным ему миром, с одной стороны, и политическая борьба рабочего класса, несущая в себе надежды на установлениесправедливости и равенства, с другой. С этими идеями Европа вошла в ХХ век. [21]5.6. Искусство и культура модернизмаМодернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в. и распространился в Европе и мире. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма и носило преимущественно иррациональный характер. Общие черты модернизма: особое внимание к внутреннему миру личности; провозглашения само ценности человека и искусства; предпочтение творческой интуиции; понимание литературы как высшего знания, способно одухотворить мир; поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.); стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства. Основные направления модернизма:Импрессионизм. Протест против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, представления и ассоциации импрессионистов были часто фантастическими и всегда субъективными; Символизм. Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений, тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника; Эстетизм. Возник в последнее десятилетие XIX века в Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совершенно не касаются настоящего в искусства, и выдвигали лозунги: «искусство для искусства», «красота ради самой красоты»; Экспрессионизм. Видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотической системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, непознанные, таинственные, и от них не было спасения. Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли; Имажизм. Содержание имажинисты отодвигали на второй план, главное было изысканное сплетение метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов, красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий; Футуризм. Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего и призвали отбросить традиции старой культуры. Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам; Сюрреализм. Единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д. [16]Символизм «Черного квадрата» Малевича«Черный супрематический квадрат» Малевича – самое известное произведение русского авангарда. Как, впрочем, и за его пределами - это одна из самых знаменитых, противоречивых, скандальных и обсуждаемых работ в истории изобразительного искусства. Наверное, ни одно другое полотно не вызывало столько трактовок, споров и эмоций, не порождало столько теорий и заблуждений.Символизирует он ту футуристическую идею, что человек главенствует над всем и полностью подчинил (или подчинит) себе природу. Ведь, если задуматься, человек в самом деле выступает в роли демиурга: поворачивает реки вспять, высаживает деревья там, где они не должны быть, и т.д. Иными словами, определяети диктуетдействительность. И высшей точкой этого процесса должно было явиться подчинениеи преобразование Солнца. [18]Эта идея – есть отражение сути человеческой культуры – преобразовать природу. «Чёрный квадрат» по задумке живописца – это своего рода новый бог, поэтому уже на первой своей супрематическойвыставкепод названием «0,10» Малевич разместил его под самым потолком, в углу, где никогда не располагают картины, зато в крестьянских избах по традиции вешают икону.Революционной выставке на Марсовом поле, в художественном бюро первой российской профессиональной галеристкиНадежды Добычиной, предшествовал Всероссийский съезд футуристов – по сути совершенно камерная тусовка на даче композитора и художника Михаила Матюшинав составедвух его друзей – поэта Алексея Кручёных и художника Казимира Малевича.Рождение этой скандальной картины — символа победы над Солнцем и предрассудками, не было расчётливо спланированной акцией художника. Её появление, по словам самого Малевича, стало для него откровением. Он утверждал, что во время его работы над «царственным младенцем» (как сам он называл свой «Чёрный квадрат»), за окном сверкали пугающие, почти сверхъестественные молнии, а по окончании труда, он не мог ни спать, ни есть добрых три дня.Скептики и по сей день спорят о конспиративном смысле, заложенном в это революционное полотно, однако не признать значимость явления «Чёрного квадрата» в мировом искусстве поистине невозможно.[32]5.7. Понятия «постмодерн» и «постмодернизм»В 60—70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом».Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл.Термин «постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он — антиинтеллектуален по сути. Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Постмодернизм не занимается ретроспекциями, но извлекает из культурной памяти обрывки сновидений, какими для него и являются былые стили и направления, и строит на их основе разнородные эклектические образования.Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории XX века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. Это, возможно, определяет главную ценность жизни.В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат (ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и проч.). И, как следствие этого, культура «убегает» от диалога в сторону передразнивания. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.Передразниваниене лишает современный художественный процесс диалогичности, но показывает «диалог» в перевернутой форме. Такая смещенность особенно важна, когда она связана с изменением ценностных ориентации общества. В данном случае – с отказом от гуманистических принципов и замещением их игровыми. Артистизм в контексте современности может означать разрыв с традицией, прекращение содержательного диалога культурных эпох. Он может стать символом внешней виртуозности или умелой имитацией.Такой путь художественного формирования ставит на одну ступень с художником и зрителя, а это - грань варварства, точка отсчета. Основополагающие семантические понятия поддаются смещению. И всякий раз необходимо разрешать личностно культурные парадигмы: хаос или космос, культура или антикультура, ответственность за свое начало или свобода произвола.В эстетике и искусстве постмодерна и теоретик, и художник являются фигурами молчащими. В контексте традиционной культуры, художник — это мастер, творческий субъект, высокое ремесло которого сводится к выражению общечеловеческих ценностей в языке того или иного искусства. Мера талантливости здесь напрямую связана с мерой овладения художником материалом искусства — словом, звуком, цветом, камнем. В контексте постмодернистской культуры не отменяются ни талант, ни интуиция художника, но обесценивается достаточно многое — годы труда, которые обычно тратит художник, овладевая ремеслом. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве». [11]В своей основе постмодернизм антитоталитарен. Недаром Ж.-Ф. Лиотар подмечает: «Определяющим для постмодернизма является не только то, что нет больше мифов единства, но и то, что их потеря не вызывает огорчения». Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования, вырабатывать в нем нормативное «я». Фактичность и есть ценность, это данное, а не заданное, наличествующее, а не долженствующее быть. Постмодерн как культура оказывается чисто количественным феноменом — физическое приращение, возрастание бытия, «восстание масс».В отличие от модернизма постмодернизм часто воспринимается как поток, письмо на надувных, электронных, газообразных поддержках, которое кажется слишком трудным и интеллектуальным для интеллектуалов, но доступным неграмотным, дебилам и шизофреникам. Поэтому, считают постмодернисты, их искусство необходимо воспринимать как чистое экспериментаторство, освобожденное от лжеэстетических связей с любыми социальными структурами.Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 года и стал реакций на искусство, которое к концу XX века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодерн достаточно органично вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. Он созвучен идеям новой сексуальности и новой чувствительности. [3]Во всех своих всевозможных проявлениях модернизм не претендует на всеобщую востребованность. Его эстетика его сущностидоступна далеко ни каждому. Модернизм в течение столетия доказывал всего лишь право на экспериментальнуюдеятельность и социальную важность такой работы. Впрочем, продуктивность модернизма подразумевается не только в том, что он разрабатывал нечто новое, трансформируясь тем самым не более чем в «переходную ступень» или «этап». В искусстве, как и в науке, вообще не может быть держателей безусловной истины. Модернизм (равно как и постмодерн) — это всего лишь внутреннее волнение искусства, озадаченногоцелью сопоставить свою эпоху с позабытым Вечным. [21]Список использованных источников1. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – с. 2962. Батракова С. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектурыXX века. — М., 19903. Бердяев Н. Кризис искусства, — М., 1990; Как всегдаоб авангарде. — М., 1992.4. Борзова Е. П. История мировой культуры. 5-е изд. - СПб, 20075.«Всемирная история» / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - изд. 3, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009.- с. 8876. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 19907. Гуревич А. Я. «Проблемы средневековой народной культуры». М., 1981 г. 8. Гуревич А. Я «Категории средневековой культуры» М., 1984 г 9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.,1992., с. 9710. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 196111. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М., 199212. Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - с. 170 13. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 60014. Ле Гофф Ж. В поддержку долгого Средневековья // Средневековый мир воображаемого. М., 2001. 15. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. XVIII век. Т. 1, 2-е изд. - М., 1983. 16. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. — М., 1987.17. Молчанова, Л.А. К вопросу об инновациях в живописи второй половины ХХ века. [Текст] / Л.А. Молчанова // XXI век: итоги прошлого ипроблемы настоящего: межвузовский сборник научных трудов (международный выпуск). – Пенза: Изд-во: Пензенской государственной технологической академии, 2008 – В. №11. – С.182-18518. Наков А. Русский авангард. — М., 199119.«Политология: учебное пособие» / под ред. А. А. Радугина. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. – с. 33620. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. - М., 199921. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 199122. Солонина Ю. Н., Кагана М. С. Культурология: учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – с. 56623. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Искусство, 1981.24. Архитектура романского стиля [электронный ресурс]/ URL: https://obiskusstve.com/336514155621911160/arhitektura-romanskogo-stilya/25. Западноевропейская культура рубежа веков [электронный ресурс]/URL:https://textb.net/32/96.html26. Импрессионизм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности [электронный ресурс]/URL:https://www.designonstop.com/webdesign/trends/impressionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm27. Классицизм как искусство героической гражданственности [электронный ресурс]/URL:https://infopedia.su/13xaa06.html28. Краткая характеристика эпохи Возрождения [электронный ресурс]/URL: https://fb.ru/article/164164/epoha-vozrojdeniya-kratko-kratkaya-harakteristika-epohi-vozrojdeniya29. Крито-микенская культура [электронный ресурс]/URL: https://factstore.ru/svoeobrazie-krito-mikenskoy-kultury/30. Культурные доминанты модерна [электронный ресурс]/URL:https://studopedia.su/13_123087_chuvstvennie-znaniya-i-opit-lezhashchie-vosnove-drugih-stupeney-poznaniya-na-etoy-stupeni-nabirayutsya-fakti.html31. Культура архаического периода (VIII-VI вв.) [электронный ресурс]/URL: https://megalektsii.ru/s24188t10.html32. Новый шик в искусстве [электронный ресурс]/URL:https://artchive.ru/encyclopedia/20~Modern33. Тайна значения чёрного квадрата [электронный ресурс]/URL:https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa7309051e5a00aef8bde2/a-vy-znaete-tainu-znacheniia-chernogo-kvadrata-malevicha-5d0744ecc7acc50d8af0203534.Прерафаэлиты [электронный ресурс]/URL:https://gallerix.ru/lab/Prerafaelites/35. Раннее средневековье [электронный ресурс]/URL: https://mylektsii.ru/5-58329.html36. СтудопедиЯ [электронный ресурс]/URL: https://studopedia.ru/11_36057_gomerovskiy-period.html37. Характеристика эпохи Просвещения [электронный ресурс]/URL: https://www.ycilka.com/article.php?id=2438. Эволюция Древнегреческой культуры [электронный ресурс]/URL: https://lektsii.org/6-66786.html
2. Батракова С. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. — М., 1990
3. Бердяев Н. Кризис искусства, — М., 1990; Как всегда об авангарде. — М., 1992.
4. Борзова Е. П. История мировой культуры. 5-е изд. - СПб, 2007
5. «Всемирная история» / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - изд. 3, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2009. - с. 887
6. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990
7. Гуревич А. Я. «Проблемы средневековой народной культуры». М., 1981 г.
8. Гуревич А. Я «Категории средневековой культуры» М., 1984 г
9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.,1992., с. 97
10. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961
11. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М., 1992
12. Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - с. 170
13. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 600
14. Ле Гофф Ж. В поддержку долгого Средневековья // Средневековый мир воображаемого. М., 2001.
15. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. XVIII век. Т. 1, 2-е изд. - М., 1983.
16. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. — М., 1987.
17. Молчанова, Л. А. К вопросу об инновациях в живописи второй половины ХХ века. [Текст] / Л. А. Молчанова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего: межвузовский сборник научных трудов (международный выпуск). – Пенза: Изд-во: Пензенской государственной технологической академии, 2008 – В. №11. – С.182-185
18. Наков А. Русский авангард. — М., 1991
19. «Политология: учебное пособие» / под ред. А. А. Радугина. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. – с. 336
20. Радугин А. А. Культурология: учебное пособие. - М., 1999
21. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991
22. Солонина Ю. Н., Кагана М. С. Культурология: учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – с. 566
23. Тяжелов В. Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. - М.: Искусство, 1981.
24. Архитектура романского стиля [электронный ресурс]/ URL: https://obiskusstve.com/336514155621911160/arhitektura-romanskogo-stilya/
25. Западноевропейская культура рубежа веков [электронный ресурс]/URL:https://textb.net/32/96.html
26. Импрессионизм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности [электронный ресурс]/URL:https://www.designonstop.com/webdesign/trends/impressionizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm
27. Классицизм как искусство героической гражданственности [электронный ресурс]/URL: https://infopedia.su/13xaa06.html
28. Краткая характеристика эпохи Возрождения [электронный ресурс]/URL: https://fb.ru/article/164164/epoha-vozrojdeniya-kratko-kratkaya-harakteristika-epohi-vozrojdeniya
29. Крито-микенская культура [электронный ресурс]/
URL: https://factstore.ru/svoeobrazie-krito-mikenskoy-kultury/
30. Культурные доминанты модерна [электронный ресурс]/URL:https://studopedia.su/13_123087_chuvstvennie-znaniya-i-opit-lezhashchie-v
osnove-drugih-stupeney-poznaniya-na-etoy-stupeni-nabirayutsya-fakti.html
31. Культура архаического периода (VIII-VI вв.) [электронный ресурс]/URL:
https://megalektsii.ru/s24188t10.html
32. Новый шик в искусстве [электронный ресурс]/URL:https://artchive.ru/encyclopedia/20~Modern
33. Тайна значения чёрного квадрата [электронный ресурс]/URL:https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa7309051e5a00aef8bde2/a-vy-znaete-tainu-znacheniia-chernogo-kvadrata-malevicha-5d0744ecc7acc50d8af02035
34. Прерафаэлиты [электронный ресурс]/URL:https://gallerix.ru/lab/Prerafaelites/
35. Раннее средневековье [электронный ресурс]/URL: https://mylektsii.ru/5-58329.html
36. СтудопедиЯ [электронный ресурс]/URL: https://studopedia.ru/11_36057_gomerovskiy-period.html
37. Характеристика эпохи Просвещения [электронный ресурс]/URL: https://www.ycilka.com/article.php?id=24
38. Эволюция Древнегреческой культуры [электронный ресурс]/URL: https://lektsii.org/6-66786.html
Вопрос-ответ:
Что такое первобытная культура и краткий обзор ее особенностей?
Первобытная культура - это художественная культура, существовавшая в период до появления письменности и развития цивилизаций. Основные особенности первобытной культуры включают простоту и непосредственность, использование символов и символических предметов, а также религиозное и магическое значение искусства.
Какие особенности культуры античности можно выделить?
Культура античности характеризуется развитой архитектурой, скульптурой, живописью, литературой и философией. Античная культура включает такие периоды, как крито-микенская культура, гомеровская Греция, архаический период, классика и эллинизм. Каждый из этих периодов имеет свою характеристику в развитии искусства и культуры.
Что можно сказать о крито-микенской культуре?
Крито-микенская культура была одной из первых цивилизаций древней Греции. Она просуществовала примерно в 1700-1000 годах до н.э. В этот период произошло объединение критских и микенских культур, что привело к формированию характерных черт для греческой цивилизации, таких как палацы, фрески, линейное письмо и развитие ремесел.
Какую роль сыграла Гомеровская Греция в развитии искусства и культуры?
Гомеровская Греция, или эпическое время, является периодом развития греческой культуры, когда были созданы великие эпические произведения, такие как "Илиада" и "Одиссея". Эти поэмы оказали огромное влияние на развитие литературы, установили нormы этики и морали, а также повлияли на развитие живописи и скульптуры.
Какие особенности средневековой культуры можно выделить?
Средневековая культура была сильно связана с религией и христианством. Она характеризуется развитием готической архитектуры, созданием статуй и росписей в соборах, развитием религиозной книжности и иконописи. Средневековое искусство и культура также отражали ценности и образ жизни средневекового общества.
Какая информация содержится в статье о первобытной культуре?
Статья дает краткий обзор первобытной культуры, описывая ее основные характеристики и особенности.
Какие периоды и события в истории античности охватывает статья?
Статья охватывает историю и культуру античности от крито-микенской культуры до элинизма, включая такие периоды как гомеровская Греция, архаический период, классика и древний Рим.
Что такое крито-микенская культура?
Крито-микенская культура - это древнегреческая цивилизация, которая процветала в период около 1600-1100 годов до н.э. на территории современной Греции. Она известна своими палатами и крепостями, а также развитым ремеслом и торговлей.
Какие особенности характерны для гомеровской Греции?
Гомеровская Греция - это период в истории античности, описанный в поэме "Илиада" и "Одиссея" Гомера. В этот период были характерны почитание героев, войны и путешествия, а также развитие греческой мифологии и культуры.
Чем отличается классический период от архаического?
Архаический период в истории античности предшествовал классическому периоду и был характерен развитием демократии, появлением полисов и ростом городов. Классический период, с другой стороны, отличался усовершенствованием демократии, просветительским движением и великими произведениями искусства и философии.