Производство общественных благ в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация 5
1.1.Определение понятия «общественное благо», свойства общественных благ…………. 5
1.2.Виды общественных благ 6
Глава 2. Необходимость и основные механизмы регулирования процесса предоставления общественных благ 12
2.1. Проблема «безбилетника» и способы предоставления общественных благ 12
2.2 Роль государства в финансировании и обеспечении предложения общественных благ 18
2.3. Проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благ 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Одним из таких примеров выступает неуплата в бюджет соответствующих уровней налогов и сборов физическими лицами. Стремление неплательщиков получить выгоду, за счёт правомерного поведения законопослушных граждан, занижает полученные ими предельные общественные выгоды, что снижает и предельную общественную выгоду исследуемого блага. Как следствие снижается объем чистого общественного блага по сравнению с эффективным объемом.Контрольная и надзорная деятельность государства всегда сопровождается положительным эффектом для всех потребителей. Одним из важнейших и наиболее сложных вопросов является вопрос обеспечения оптимального объема производства указанных благ. Государственный контроль и надзор должен производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства. При этом, фактически указанное не достижимо ввиду вышеизложенных обстоятельств. Кроме того, государственный контроль и надзор не должен быть чрезмерным из-за особенностей его финансирования, распределение бюджета осуществляется по множеству его статей, в том числе на реализацию иных социальных функций государства. Благо является ограниченным по территории, что следует из особенностей и признаков осуществления государственной власти, а его реализация связана с правовым принципом экстерриториальности. Действие государственной власти, а следовательно и контрольно-надзорной деятельности как одной из основных форм ее осуществления, согласно международному (положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, а также Венской концепции о консульских сношениях 1963 года) и национальному законодательству распространяет свое действие также и на физических лиц и на учреждения находящейся на территории иностранного государства. Указанное правило в современной практике правовых отношений распространяется на консульские и дипломатические представительства в иностранных государствах, а также должностных лиц – сотрудников названных ведомств. Кроме того, согласно Концепции ООН по морскому праву 1982 года экстерриториальны военные и воздушные суда. Государственный контроль и надзор является нематериальным, неделимым, не исключаемым, постоянным, всеобъемлющим, неконкурентным благом (ценностью) общества создаваемой властным субъектом порождающей высокие издержки, обеспечивающее стабильность функционирования общественных отношений, защиту установленного правопорядка, обеспечение личной защищенности индивида.2.3. Проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благРазвитие производительных сил оказывает существенное влияние на изменения в системе общественно-экономических отношений. Уровень развития производительных сил определяет количество и качество производимых материальных благ. Высокий уровень развития производительных сил, который можно констатировать в начале ХХI века, позволяет увеличивать объем, изменять структуру производимого валового внутреннего продукта. Происходит изменение и в объеме производимых и потребляемых общественных благ. По мере развития общественного производства общественные блага постепенно начинают занимать важное место в удовлетворении потребностей членов общества, в национальной экономике развитых государств. Эффективное функционирование национальной экономики развитых государств невозможно без расширения количественного и качественного состава общественных благ. Развитие рыночной экономики выделяет ее негативные стороны. Принцип превалирования индивидуальных, частных интересов становится сдерживающим фактором развития общественного производства. Появляются коллективные, общественные интересы и потребности. Возникает необходимость анализа единства и противоречий между индивидуальными и общественными потребностями и интересами. Этот анализ подводит к определению роли государства и эффективного использования его экономических функций. В экономической теории все шире используется категория «общественное благо». Значительный вклад в анализ сущности и роли общественных благ в развитии общественного производства, в развитии общественных отношений вносят такие ученые, как Адам Смит, Леон Вальрас, Альфред Маршалл, Джон Кейнс, Джон Бьюкенен, Пол Самуэльсон. В России наибольшее внимание анализу и роли общественных благ и формированию экономических условий их производства уделили уже в советское время такие экономисты, как В.И. Ленин, В.П. Дьяченко и др. В современный период этим проблемам уделяли внимание Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн, А.М. Лавров и др. На определенном этапе развития рыночной экономики, в рамках которой ранее превалировали индивидуальные интересы, формируются общественные интересы как совокупность индивидуальных интересов. Удовлетворение общественных интересов изменяет подходы государства к управлению экономикой, становится необходимой реализация экономических функций государства. Государство должно регулировать взаимосвязь общественных и индивидуальных интересов. Удовлетворение общественных интересов требует производства общественных благ. Их структура, классификация меняются в зависимости от этапа исторического развития страны, уровня экономического развития, политической системы, целей и задач, которые ставит перед собой правительство страны в конкретный исторический период. Развитие общественного производства способствует постоянному совершенствованию структуры, классификации общественных благ. Специфические, особые свойства, которыми обладают общественные блага: нерыночный характер распределения, здесь отсутствует конкуренция; распределение общественных благ поровну; неисключаемость (никто из членов общества, жителей данного государства не может быть исключен из потребления любого общественного блага). Производителем и поставщиком общественных благ является государство. Финансирование производства общественных благ осуществляется из бюджетов различных уровней. Это зависит от вида общественного блага. Эффективным является реализация экономических функций государства, когда в максимальной степени удовлетворяются потребности в общественных благах при постоянном сокращении затрат на их производство из федерального, регионального или местного бюджетов. В производстве и предоставлении общественных благ населению государство должно опираться исключительно на рыночные принципы – необходимо активное использование всего потенциала государственной национальной экономики, а именно денежного, финансового и налогового, а также фискального инструментов. На сегодняшний день многие государства используют налоговые принципы управления движением общественных благ. В условиях современной политической обстановки в мире, развития общественного производства меняется и структура общественных благ, и соотношение между ними. Стоит выделить и такие общественные блага, значение которых в современном мире чрезвычайно велико: обеспечение мира и безопасности, создание условий свободной торговли. Однако сложной является проблема обеспечения финансовых условий создания и предоставления потребителям общественных благ, как на национальном уровне, так и глобальных. Государство должно оптимизировать реализацию экономических функций, направленных как на создание и предоставление общественных благ в национальной экономике, так и глобальных общественных благ.ЗаключениеВ заключение хотелось бы отметить следующее, что курсовая работа была написана с целью дать представление о сущности общественных благ и о их свойствах, особенностях и их видах. Изученный теоретический материал, по данному вопросу позволил еще раз убедиться в актуальности выбранной темы курсовой работы.На основе изложения содержания курсовой работы можно сделать следующие выводы:- обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.- общественные блага играют важнейшую роль в процессе удовлетворения потребностей как одного человека, так и всего населения. Государству необходимо уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.- к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.Список использованной литературыДесятниченко Д. Ю. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / Д. Ю. Десятниченко, О. Ю. Десятниченко. - Санкт-Петербург :Астерион, 2019. - 132 с.Дубынина А.В. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах. Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2018. -120 с. Егорова Л. Г.Методы объявленных предпочтений для выявления предпочтений людей в отношении общественных благ и факторов среды обитания: описание методологии и примеры использования [Текст] / Л. Г. Егорова. - Москва :Издат. дом Высшей школы экономики, 2018. - 59 с.Ильина С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. 2018. № 5. С. 153-157Кац И. С., Веретенникова А. Ю., Севастьянова Е. А. Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию сектора общественных благ // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2018. - № 5. - С. 670-686Кудрявцев В. А. Экономика общественного сектора [Текст] : учебное пособие / В. А. Кудрявцев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - Йошкар-Ола : Поволжский гос. технологический ун-т, 2018.Максимова В. Ф. Микроэкономика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Антикризисное управление" и другим экономическим специальностям / В. Ф. Максимов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Ун-т Синергия, 2020. – 466 с.Никитин С. А. Моделирование экономики с общественными благами: обзор экспериментов / С. А. Никитин // Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Сборник научных трудов под ред. Ю. Н. Гаврильца. - Вып. 6. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018. - 80 с.Полянская Э. В. Экономика общественного сектора [Текст] : учебное пособие / Э. В. Полянская, И. В. Чертина ; Министерство образования и науки РФ, Астраханский государственный университет. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2018. - 85 с.Панько Ю. В. Микроэкономика. Краткий курс : учебное пособие / Ю. В. Панько, Н. В. Яшкова ; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта". - Москва : РУТ (МИИТ), 2019.Попов Е. В., Кац И. С., Веретенникова А. Ю., Севастьянова Е. А. Оценка качества общественных благ территории // Регион: экономика и социология. - 2018. - № 3 (91). - С. 118-132. Родина Г.А. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО/Г.А. Родина, С.В. Тарасова; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. -М.: Издательство Юрайт, 2018. -263 с.Рубаева Л. М. Микроэкономика : учебное пособие / Л. М. Рубаева, О. Р. Тегетаева ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), Владикавказский филиал. - Владикавказ :Цопанова А. Ю., 2019. - 68 сРахаева В. В. Микроэкономика : практикум / В. В. Рахаева, Н. В. Арзамасцева, Р. А. Мигунов. - Нальчик : Binding2016, 2019. - 124 сЭкономическая теория. Микроэкономика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Таможенное дело" / [В. Б. Мантусов, Е. В. Лобас, Д. П. Бусько и др.] ; под редакцией доктора экономических наук, профессора В. Б. Мантусова ; Российская таможенная академия. - Москва : ЮНИТИ, 2020. - 191 с.

1. Десятниченко Д. Ю. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / Д. Ю. Десятниченко, О. Ю. Десятниченко. - Санкт-Петербург : Астерион, 2019. - 132 с.
2. Дубынина А.В. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах. Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2018. -120 с.
3. Егорова Л. Г. Методы объявленных предпочтений для выявления предпочтений людей в отношении общественных благ и факторов среды обитания: описание методологии и примеры использования [Текст] / Л. Г. Егорова. - Москва : Издат. дом Высшей школы экономики, 2018. - 59 с.
4. Ильина С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. 2018. № 5. С. 153-157
5. Кац И. С., Веретенникова А. Ю., Севастьянова Е. А. Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию сектора общественных благ // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2018. - № 5. - С. 670-686
6. Кудрявцев В. А. Экономика общественного сектора [Текст] : учебное пособие / В. А. Кудрявцев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Поволжский государственный технологический университет". - Йошкар-Ола : Поволжский гос. технологический ун-т, 2018.
7. Максимова В. Ф. Микроэкономика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Антикризисное управление" и другим экономическим специальностям / В. Ф. Максимов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Ун-т Синергия, 2020. – 466 с.
8. Никитин С. А. Моделирование экономики с общественными благами: обзор экспериментов / С. А. Никитин // Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. Сборник научных трудов под ред. Ю. Н. Гаврильца. - Вып. 6. - М.: ЦЭМИ РАН, 2018. - 80 с.
9. Полянская Э. В. Экономика общественного сектора [Текст] : учебное пособие / Э. В. Полянская, И. В. Чертина ; Министерство образования и науки РФ, Астраханский государственный университет. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2018. - 85 с.
10. Панько Ю. В. Микроэкономика. Краткий курс : учебное пособие / Ю. В. Панько, Н. В. Яшкова ; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта". - Москва : РУТ (МИИТ), 2019.
11. Попов Е. В., Кац И. С., Веретенникова А. Ю., Севастьянова Е. А. Оценка качества общественных благ территории // Регион: экономика и социология. - 2018. - № 3 (91). - С. 118-132.
12. Родина Г.А. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО/Г.А. Родина, С.В. Тарасова; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. -М.: Издательство Юрайт, 2018. -263 с.
13. Рубаева Л. М. Микроэкономика : учебное пособие / Л. М. Рубаева, О. Р. Тегетаева ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), Владикавказский филиал. - Владикавказ : Цопанова А. Ю., 2019. - 68 с
14. Рахаева В. В. Микроэкономика : практикум / В. В. Рахаева, Н. В. Арзамасцева, Р. А. Мигунов. - Нальчик : Binding2016, 2019. - 124 с
15. Экономическая теория. Микроэкономика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Таможенное дело" / [В. Б. Мантусов, Е. В. Лобас, Д. П. Бусько и др.] ; под редакцией доктора экономических наук, профессора В. Б. Мантусова ; Российская таможенная академия. - Москва : ЮНИТИ, 2020. - 191 с.

Вопрос-ответ:

Что такое общественные блага и какие у них свойства?

Общественные блага - это блага, которые производятся и предоставляются для удовлетворения потребностей и интересов общества в целом. У общественных благ есть несколько основных свойств: неисключаемость (одному человеку невозможно отказать в пользовании общественным благом), неприватность (ничейная собственность, не могут быть владельцем), безразличная к осознанию потребителей (все члены общества получают пользу от пользования ими) и неразделимость (они не могут быть разделены на отдельные части для пользования).

Какие виды общественных благ существуют?

Существует несколько видов общественных благ. К ним относятся общедоступные блага (например, образование, здравоохранение), коллективные блага (например, общественная безопасность, защита окружающей среды), общественные блага инфраструктуры (например, дороги, электроснабжение) и общественно-полезные блага (например, культурные мероприятия, спортивные сооружения).

Какова роль государства в финансировании и обеспечении предложения общественных благ?

Государство играет важную роль в финансировании и обеспечении предложения общественных благ. Оно обладает возможностью собирать налоги и другие обязательные платежи у граждан и организаций, а затем распределять эти средства на производство и предоставление общественных благ. Государство также отвечает за организацию и контроль качества предоставления общественных благ, а также за обеспечение равномерного и справедливого доступа к ним для всех членов общества.

Какая проблема связана с безбилетниками и как можно решить эту проблему?

Проблема безбилетников связана с невозможностью полностью контролировать доступ к некоторым общественным благам, например, общественному транспорту или музеям. Это может приводить к недостаточному финансированию и перегрузке ресурсов. Для решения этой проблемы можно использовать различные способы контроля доступа, такие как электронные билеты, сложные системы пропуска или повышение штрафов для нарушителей.

Что такое общественные блага?

Общественные блага - это товары или услуги, которые предоставляются государством или другими общественными организациями для удовлетворения потребностей всего общества. Они не конкурентоспособны, то есть их потребление одним человеком не исключает потребление другими людьми.

Какие свойства имеют общественные блага?

Основные свойства общественных благ - это неисключаемость и неисчерпаемость. Неисключаемость означает, что невозможно исключить людей из потребления этих благ. Неисчерпаемость означает, что использование общественных благ одним человеком не уменьшает их количество для других людей.

Какие виды общественных благ существуют?

Существуют три основных вида общественных благ. Во-первых, это блага общего пользования, которые доступны всем членам общества, например, дороги или парки. Во-вторых, это открытые блага, которые доступны для использования каждому, но могут быть исчерпаны, например, пресная вода или рыболовные ресурсы. В-третьих, это клубные блага, которые доступны только для определенных групп людей, например, членов спортивного клуба или библиотеки.

Как государство финансирует предоставление общественных благ?

Государство финансирует предоставление общественных благ через налоги и другие источники доходов, такие как государственные собственные предприятия. Средства, полученные от налогов, направляются на создание и поддержание инфраструктуры, предоставление услуг здравоохранения, образования, культуры и других общественных благ.

Какое регулирование процесса предоставления общественных благ существует?

Процесс предоставления общественных благ регулируется различными механизмами. Одним из них является регулирование спроса на общественные блага, например, через установление цен или ограничение доступа. Другим механизмом является государственное регулирование предложения общественных благ, которое включает в себя финансирование, организацию и контроль предоставления таких благ.