Особенности монополизации экономики и деятельность естественных монополий в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность монополизации 5
1.1. Монополизация как угроза безопасности российской экономики 5
1.2. Институциональная структура системы противодействия монополизации российской экономики 8
2. Естественные монополии в России 14
2.1. Развитие естественных монополий в Российской Федерации 14
2.2. Перспективы развития естественных монополий в экономике России 17
3. Реформирование естественных монополий в России 21
Заключение 29
Список использованных источников 31


Фрагмент для ознакомления

В ОСО практически не используются другие источники финансирования, кроме средств государственного и местного бюджетов, поскольку частные инвесторы не имеют экономической или социальной мотивации по осуществлению инвестиций в сферу образования. На местном уровне в подавляющем большинстве ситуаций родители не рассматриваются как равноправные финансовые партнеры и держатели образовательной сети, а их довольно значимый финансовый вклад в развитие инфраструктуры школ, в которых учатся их дети, учитывается при инвентаризации, и таким латентным способом улучшаются показатели материально-технической базы. Следовательно, актуальным возникают проблемы анализа неэффективно действующих организационно-экономических механизмов управления в ОСО с позиций системного подхода и реализации образовательной политики; разработка, усовершенствование существующих и внедрение новых обоснованных механизмов управления в ОСО в целом не только на государственном, но и на региональном и институциональном уровнях.Философское осмысление феномена механизма управления на новых мировоззренческих принципах в контексте государственно-общественных форм управления в ОСО должно достичь того уровня,когда надо думать вопреки существующим философским концепциям и концептуальным представлениям ученых, должно пробуждать мысли, вдохновлять на размышления, побудить к изучению этого важного управленческого ресурса развитой информационной цивилизации, которым является механизм управления, наряду с такими стратегическими ресурсами, как информация, знания и инновации в научной отрасли менеджмента и практике управления сферой образования.В России одна корпорация часто сочетает в себе как производство товаров естественных монополий, так и производство товаров, которые наиболее эффективно производятся в условиях конкуренции. Эта ассоциация, как правило, носит характер вертикальной интеграции. В результате формируется гигантский монополист, представляющий всю сферу народного хозяйства, иными словами, создается субъект естественных монополий страны. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях», под естественной монополией понимается «... состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей продукции (из-за значительного снижения себестоимости продукции на единицу товара при увеличении объема производства), а товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, произведенные естественными монополиями, в меньшей степени зависят от изменений цены этого товара, чем спрос на другие виды товаров ».Направления функционирования естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электроэнергии и тепла; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; публичные почтовые службы. Наиболее крупными монополиями обычно являются энергетика и транспорт, где масштабный эффект особенно подталкивает к увеличению размера фирмы, чтобы уменьшить среднюю стоимость производства товаров. Фактически это проявляется в том, что создание меньшего размера в таких отраслях вместо одной из крупнейших монопольных фирм может привести к увеличению издержек производства и, как следствие, не к уменьшению, а к увеличению в ценах. И в этом обществе, конечно, не интересно. При естественной монополии западные экономисты понимают нечто существенно другое от большинства экономистов России. Наиболее распространенным условием возникновения и существования естественной монополии является способность фирмы получать долгосрочную экономику из растущих масштабов производства. Контроль за функционированием таких финансово-промышленных групп в этой связи представляется крайне важным. Огромные корпорации, такие как «РЖД», «РАО» и «Газпром», безусловно, являются гигантскими монополистами. При этом они выполняют важную функцию в масштабах всей России, являясь крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. В этой связи эффективность организаций такого рода выгодна государству: они являются важными источниками пополнения бюджета, снимают социальную напряженность путем создания и предоставления значительного количества рабочих мест. Такое положение дел приводит к тому, что, осуществляя регулирование такихестественных монополий, государство преследует цель сохранить их существующие рыночные позиции. В первую очередь это касается выучки и количества рабочих мест. С другой стороны, финансовая деятельность естественных монополий в России является крайне непрозрачной: это объясняется и перекрестным финансированием, и сложностью финансовых потоков, а также большим числом дочерних структур. Причем эта непрозрачность относится не только к внешним контролирующим органам, но и к собственным акционерам-стейкхолдерам. Правительство, поддерживая естественные монополии, преследует две основные цели. Во-первых, поддерживая отечественные корпорации, государство препятствует развертыванию на российском рынке зарубежных монополий. Во-вторых, с точки зрения осуществления контроля, проще контролировать одного монополиста, чем множество организаций, действующих в конкурентном пространстве. В отдельных случаях государство принимает непосредственное участи в вопросах выбор бизнес-модели и функционирования естественных монополий. Так, например, государство может обеспечить льготное кредитование корпорации с последующим возможным списанием части долга. Также государственная поддержка естественных монополий может касаться их функционирования на зарубежных рынках. Кроме того, такого рода предприятиям может быть открыт доступ к информации и возможному использованию уникальных разработок и технологий. Во всех этих случаях государство демонстрирует свою заинтересованность в том, чтобы монополист оставался единственным (или одним из ограниченного числа) игроком на рынке. Такое положение дел приводит к росту конкурентоспособности отечественной экономики, а также нормализует положение дел в смежных отраслях.Изучив вышеприведенные примеры можно обобщить и сделать один существенный вывод, несмотря на общую значимость реформирования как естественных монополий, так и их субъектов, в Российской Федерации эти тенденции активно сдерживаются.Как показывает вышеизложенное, из года в год наблюдается рост отдельных показателей естественных монополий страны, тем самым укрепляя их роль в развитии национальной экономики в целом. Здесь необходимо подчеркнуть, что, несмотря на положительную тенденцию в динамике развития деятельности естественных монополий РФ, как представляется, назрела необходимость их реформирования. Данному процессу способствуют следующие факторы: - необоснованное повышение цен; - искажение относительных цен и тарифов; - отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в той или иной сфере деятельности естественных монополий; - транжирование дешевых ресурсов; - низкий уровень доходности населения и т.д. О вопросе реформирования естественных монополий говорится и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой суть данного процесса сведена к обеспечении решения «…двух основных задач. Первая задача - уменьшить масштабы монополизации инфраструктур, разделения естественных монополий и потенциально конкурентных секторов. Вторая задача - обеспечить равный и прозрачный доступ всех субъектов хозяйствования к объектам естественных монополий». При этом особое внимание уделяется демонополизации отдельных секторов, сооружений, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, которая приведет к стимулированию снижения затрат и росту качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. При этом следует понимать, что процесс реформирования отраслей естественных монополий страны должен быть продуман и точно рассчитан, поскольку развитие России осуществляется по собственному пути и поэтому необходимо строить свою модель реформации естественных монополий.Это явление обусловлено следующими причинами: 1. Многие естественные монополии исторически определены, и устоявшаяся концепция не позволяет провести реформу этих отраслей. 2. Во многих отношениях сферы влияния естественных монополий совпадают со сферами усиления государственного контроля, которые определяют активное участиегосударства в этих монополиях как крупного или даже единственного акционера, что, в свою очередь, вызывает конфликт интересов. 3. Естественные монополии являются крупными налогоплательщиками, они обеспечивают высокий процент занятости и обеспечивают собой активный приток инвестиций в свою и смежные отрасли. 4. Они являются гарантом стабильности и лояльности к действующей государственной политике, обеспечивая при этом ее реализацию в своих секторах. ЗаключениеВопрос о взаимодействии рыночного механизма и государства проявляется в регулировании монополий. Президент страны В.В. Путин подчеркивал влиятельное значение естественных монополий на экономику России и провозгласил, что надлежащее регулирование их деятельности – ключевой вопрос, так как эти предприятия предопределяют структуру производственных и потребительских цен и таким образом, влияют на многие экономические процессы, динамику доходов населения. Само по себе государство также пользуется услугами естественных монополий (помимо населения и коммерческих организаций). Этим обусловлены причины государственного регулирования субъектов естественных монополий: - Существование потребности в установлении цен на продукцию естественных монополий на доступном для потребителей уровне; - Жизненная необходимость в услугах отраслей инфраструктуры; - Позитивные и негативные внешние эффекты, возникающие в момент функционирования предприятий отраслей инфраструктуры. Среди позитивных эффектов можно указать рост уровня здоровья населения, повышение конкурентоспособности продукции и получения дополнительного времени благодаря росту эффективности (эффект от инновационного процесса). Примером негативного эффекта является загрязнение экологии, чрезмерная эксплуатация ресурсов монополистами. Можно перечислить следующие функции, возлагаемые на государство в процессе регулирования монополистических образований: - Координация интересов общества и естественных монополистов; - Защита потребителей от потенциальных злоупотреблений положением монополиста и ущемления их интересов; - Способствование развитию конкуренции, сдерживание сферы действия монополий и их ликвидация в тех отраслях, где создание и поддержка конкурентной среды являются экономически целесообразными.Список использованных источниковМалкина М.Ю., Абросимова А.О. Анализ особенностей функционирования естественных монополий современной России / М.Ю. Малкина, А.О. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с.56Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5. - с.26-56Иванов, И.Д. Современные монополии и конкуренция. / И. Д. Иванов // М.: Мысль, 2014 г. с. 28.Экономическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // sunhome.ru. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/11736 (дата обращения: 23.03.2020).Гуленко П.И., Тимофеев А.И. Влияние транспортной инфраструктуры на региональное развитие // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: ВФ МИИТ, 2016. - С. 23-36.Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., Борисов И.И. Цели государственного регулирования // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 126- 129.Тимофеев А.И., Гуленко П.И. Факторы производства в теории фирмы // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ. - Воронеж: Руна, 2013. С. 129-145Тимофеев А.И. О регулирующей функции налогов // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2011. С. 197-215.Лукин О.А. К вопросу последовательности региональной политики правительства Российской Федерации // Институциональные проблемы развития национальной экономики Сборник статей международной научно-практической конференции online. 2012. С. 16-18.Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социальноэкономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 148–155Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.326-329Гуленко П.И. Некоторые дискуссионные вопросы кругооборота капитала: неомарксистский подход // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 10-22.Гуленко П.И., Лукин О.А. Дискуссионные вопросы оценки необходимых размеров оборотного капитала // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2011. С. 68-78.Кюрджиев С.П., Воронцов П.П. Анализ деятельности антимонопольных органов как элемент оценки конкурентоспособности региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 3. - С. 40-44.Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С.24-28.


1. Малкина М.Ю., Абросимова А.О. Анализ особенностей функционирования естественных монополий современной России / М.Ю. Малкина, А.О. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с.56
2. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5. - с.26-56
3. Иванов, И.Д. Современные монополии и конкуренция. / И. Д. Иванов // М.: Мысль, 2014 г. с. 28.
4. Экономическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // sunhome.ru. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/11736 (дата обращения: 23.03.2020).
5. Гуленко П.И., Тимофеев А.И. Влияние транспортной инфраструктуры на региональное развитие // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: ВФ МИИТ, 2016. - С. 23-36.
6. Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., Борисов И.И. Цели государственного регулирования // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 126- 129.
7. Тимофеев А.И., Гуленко П.И. Факторы производства в теории фирмы // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ. - Воронеж: Руна, 2013. С. 129-145
8. Тимофеев А.И. О регулирующей функции налогов // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2011. С. 197-215.
9. Лукин О.А. К вопросу последовательности региональной политики правительства Российской Федерации // Институциональные проблемы развития национальной экономики Сборник статей международной научно-практической конференции online. 2012. С. 16-18.
10. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социальноэкономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 148–155
11. Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.326-329
12. Гуленко П.И. Некоторые дискуссионные вопросы кругооборота капитала: неомарксистский подход // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 10-22.
13. Гуленко П.И., Лукин О.А. Дискуссионные вопросы оценки необходимых размеров оборотного капитала // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2011. С. 68-78.
14. Кюрджиев С.П., Воронцов П.П. Анализ деятельности антимонопольных органов как элемент оценки конкурентоспособности региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 3. - С. 40-44.
15. Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С.24-28.

Вопрос-ответ:

Что такое монополизация экономики?

Монополизация экономики - это процесс, при котором одна или несколько компаний контролируют рынок определенного товара или услуги, имея практически полный контроль над ценой и предложением.

Как монополизация может угрожать безопасности российской экономики?

Монополизация может привести к росту цен, ограничению выбора потребителей, снижению качества продукции или услуг. Это может привести к снижению конкурентоспособности российских компаний и общего уровня экономического развития страны.

Какова институциональная структура системы противодействия монополизации российской экономики?

Главными институтами, занимающимися противодействием монополизации, являются Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Антимонопольное управление (АМУ). Они имеют полномочия в области контроля за конкуренцией и монополиями, расследования нарушений антимонопольного законодательства и принятия мер по предотвращению монополизации.

Что такое естественные монополии?

Естественные монополии - это такие отрасли, в которых эффективнее и экономически целесообразнее существование одной крупной компании, обслуживающей весь рынок, чем конкуренция нескольких компаний.

Как развиваются естественные монополии в России?

Естественные монополии в России развиваются за счет государственной поддержки и инвестиций. В стране существует ряд отраслей, таких как электроэнергетика и железнодорожный транспорт, где существуют естественные монополии.

Что такое монополизация?

Монополизация - это процесс, при котором одна компания или группа компаний получает контроль над рынком и оказывает значительное влияние на цены, количество производства и доступ к товарам или услугам.

Как монополизация может угрожать безопасности российской экономики?

Монополизация может привести к излишней концентрации ресурсов в руках нескольких компаний, что создает неравновесие на рынке и может привести к увеличению цен и снижению качества товаров или услуг. Более того, монополисты могут обладать сильным политическим влиянием, что может негативно сказаться на развитии экономики страны.

Какова институциональная структура системы противодействия монополизации российской экономики?

Система противодействия монополизации в России основана на действии антимонопольных органов, таких как Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Они имеют право контролировать соблюдение антимонопольного законодательства и применять меры по предотвращению и устранению монополистической деятельности. В системе также присутствуют суды, которые рассматривают дела, связанные с нарушениями антимонопольных правил.

Как развиваются естественные монополии в Российской Федерации?

Естественные монополии в России развиваются в основном в сфере коммунальных услуг, таких как электроснабжение, газоснабжение и водоснабжение. Они возникают из-за экономической жизненности монополизированной организации в этом секторе и сложности создания альтернативных ресурсов поставок. Однако, в последние годы государство предпринимает шаги для улучшения ситуации, например, путем создания конкуренции в этих отраслях.

Какие перспективы развития естественных монополий в экономике России?

Перспективы развития естественных монополий в России связаны с улучшением регулирования и созданием более конкурентных условий в сфере коммунальных услуг. Государство проводит реформы для привлечения частного сектора и стимулирования конкуренции в этой области. Также важным направлением является развитие инфраструктуры и модернизация технологий для повышения эффективности работы монополий.