Диагностичеткая работа по выявлению детей
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 29.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ 6
1.1. Проблема социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ в литературе 6
1.2. Понятие и характеристики малолетних детей «группы риска» 10
1.3. Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ 17
ГЛАВА 2. Организация диагностической работы по выявлению детей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении 22
2.1. Раннее выявление детей группы риска 22
2.2. Диагностическая работа по выявлению особенностей социальных условий детей «группы риска» 23
2.3. Результаты диагностической работы по выявлению детей «группы риска» в МБДОУ Аэропортовский детский сад 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Приложение 1. Пример описания социального портрета группы 38
Приложение 2. Анкета «Выявление поля проблем» 39
Приложение 2. Пример карты личности ребенка «группы риска» 40
Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 года №03-132, задачей обследования в данном случае является получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития детей [12]. Диагностический инструментарий широк. У каждого ДОУ он свой. В целом диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях:беседа с воспитателями, в чьей группе находится ребенок;беседа с родителями ребенка;сбор информации о состоянии соматического и психического здоровья ребенка (вместе с сотрудником медицинской службы);изучение особенностей развития ребенка с помощью специальных тестов, методик;изучение особенностей группы, в которой обучается ребенок;анализ данных о социальном портрете группы;анкетирование родителей.Диагностический инструментарий социального педагога может включать как социологические, так и психологические методики. Также анализу подвергаются отчеты, справки, медицинские карты и т.д. Так, например, в МАДОУ «Детский сад «Огонек» (г. Новый Уренгой) применяются такие методики как:дети 2-3 года – диагностика раннего умственного развития по методике СтребелевойЕ.А.;дети 3-4 года – диагностический пакет методик на ПМПК (методики ГлазманЖ.М., ЗабрамнойС.Д., СтребелевойЕ.А., Коноплевой О.В., Семаго М.М., Романова А.А.).дети 4-5 лет – диагностический пакет методик на ПМПК (методики таких авторов как Марцинковская Т.Д., Семаго М.М., Забрамная С.Д., ЧеремошкинаЛ.В. и т.д.).дети 5-6 лет – диагностический пакет методик на ПМПК (методики таких авторов как Марцинковская Т.Д., ЛурияА.Р., Семаго М.М., Забрамная С.Д., ЧеремошкинаЛ.В., Векслер Д., Коноплева О.В,, МеньшутинаА.Ю.и т.д.).Таким образом, после выявления детей «группы риска» предстоит большая диагностическая работа, которая предполагает всестороннюю оценку уровня развития детей.2.3. Результаты диагностической работы по выявлению детей «группы риска» в МБДОУ Аэропортовский детский садБазой исследования стало МБДОУ Аэропортовский детский сад.Учреждение осуществляет свою деятельность на основании Лицензии, Устава. Предметом деятельности учреждения является:осуществление деятельности путем оказания услуг в сфере предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по образовательным программам дошкольного образования, в том числе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; присмотр и уход за детьми дошкольного возраста.Целью деятельности учреждения является обеспечение качества дошкольного образования и его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. Всего было обследовано 29 детей 3-4 лет. Распределение детей по полу представлено на рис. 2. Рисунок . Распределение детей по полуИз рисунка следует, что в целом по полу дети распределены равномерно, девочки (15 человек, 51,7%) по численности незначительно преобладают над мальчиками (14 человек, 48,3%). Распределение детей по возрасту представлено на рисунке 3.Рисунок . Распределение детей по возрастуРаспределение детей по возрасту также неравномерное – 17 детей имели возраст 3 года (58,6%), 12 детей – возраст 4 года (41,4%) (рис. 3).Средний возраст детей составил 3,4±0,1 года, у мальчиков – 3,3±0,1 года, у девочек – 3,5±0,1 года.Таким образом, в рамках эксперимента было проведено изучение представлений о себе и о семье у детей 3-4 лет.Был проведен анализ результатов диагностических исследований. При проведении диагностики специалистам ДОУ применялись такие методики как:Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик).Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (БелопольскаяН.Л.).Результаты психолого-педагогической диагностики по методу Е.А. Стребелевой представлены в таблице 1.Таблица Результаты психолого-педагогической диагностики по методу Е.А. СтребелевойЗадание1 балл2 балла3 балла4 баллаАбс. число%Абс. число%Абс. число%Абс. число%Поиграй (набор сюжетных игрушек)00,000,0310,32689,7Коробка форм00,000,026,92793,1Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)00,000,013,42896,6Группировка игрушек (адаптированный вариант методики С.Л. Новоселовой)00,000,0310,32689,7Найди пару (сравнение картинок)00,000,026,92793,1Построй из кубиков00,000,013,42896,6Нарисуй00,000,026,92793,1Сюжетные картинки00,000,026,92793,1Как видно из таблицы, большая часть детей успешно справляется с заданиями, они принимают и понимают задания, выполняют его безошибочно, либо с незначительными ошибками.Результаты использования экспресс-методики психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад по Белопольской Н.Л. представлены ниже:Разрезные картинки – дети складывают разрезные картинки из 2 частей, правильно называют то, что на низ изображено, могут самостоятельно найти недостающую часть разрезной картинки, собрать целое изображение:Да – 28 детей (96,5%)Нет – 1 ребенок (3,5%)Основные цвета – дети успешно отличают основные цвета, умеют показывать и называть их:Да – 29 детей (100,0%)Нет – 0детей (0,0%)Один-два-много – дети правильно показывают количество кубиков на картинках:Да – 27 детей (93,1%)Нет – 2ребенка (6,9%)Мое лицо – дети умеют показывать, называть части своего лица, лица на картинке:Да – 28 детей (96,5%)Нет – 1 ребенок (3,5%)Таким образом, подавляющее большинство детей справляется с заданиями теста.Мы провели анализ таких документов как:Социальный портрет группы.Анкета «Выявление поля проблем».«Карта личности ребенка группы риска».Социальный портрет семей представлен на рисунке 4.Можно видеть, что большая часть семей полная – 23 семьи (79,3%), не мамы у 1 ребенка (3,4%), папы – у 5 детей (17,2%). К числу социально-уязвимых семей отнесены 8 семей (27,6%).Рисунок . Социальный портрет семейКак отмечено на рисунке 5, большая часть семей имеет по 1 ребенку (18 семей, 62,1%), на втором месте семьи с 2 детьми (8 семей, 27,6%), на третьем месте – семьи с 3 детьми (3 семьи, 10,3%). Рисунок . Число детейВсе дети пропускали занятия по болезни или другой уважительной причине (29 человек, 100,0%), только 3 ребенка пропускали занятия по неуважительной причине (10,3%) (рисунок 6).Большая часть родителей имеет среднее специальное образование (18 мам, 19 пап) и высшее образование (7 мам, 6 пап) (рисунок 7).Рисунок . Пропуски занятийРисунок . Образование родителейБольшая часть родителей – служащие (12 мама и 11 пап), административные работники (8 мам и 5 пап), рабочие (2 мамы, 8 пап) (рисунок 8).Лиц с уголовным прошлым среди близких детей нет.Среди детей большая часть имеют нормальные взаимоотношения со сверстниками, 6 человек являются положительными лидерами (20,7%), 2 человека – отрицательными лидерами (6,9%). Уровень дохода большей части семей в рамках прожиточного минимум (10 человек, 34,5%) или чуть выше (13 человек, 44,8%) (рисунок 9).Рисунок . Должность родителейРисунок . Уровень доходаБольшая часть семей проживает в благоустроенных квартирах (15 семей, 51,7%), либо в частном доме (9 семей, 31,0%) (рисунок 10).Рисунок . Качество жильяСреди семей базовой проблемой было отсутствие одного из родителей (6 семей). Две семьи имели низкий уровень дохода. Таким образом, по результаты диагностики показывают, что в целом группа благополучная. Можно отнести 8 детей к детям «группы внимания», к детям «группы риска» на данном этапе отнести никого нельзя. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать следующие выводы:Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях ДОУ является неотъемлемой частью работы учреждения, направлено на профилактику и коррекцию нарушений в развитии детей, их защиту.Малолетние дети «группы риска» – это, как правило, дети из неполных семей, многодетных семей, семей алкоголиков, наркоманов, мигрантов. Педагогу необходимо знать признаки таких детей.Проанализировав существующие алгоритмы индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ, мы может заключить, что они довольно разнообразны, однако в целом есть общие подходы в этапах. Как правило, выделяются такие этапы ка выявление, глубокая диагностика, составление программы, коррекция, контроль полученных результатов.К способам раннего выявления детей «группы риска» в ДОУ относятся наблюдение, беседа, опрос, анкетирование. Методы применяются как в отношении детей, педагогов, так и в отношении родителей. Инструменты для диагностической работы по выявлению особенностей социальных условий детей «группы риска» обширны, большая часть из них – это стандартизированные пакеты методик.Был проведен анализ диагностической работы по выявлению детей «группы риска» в МБДОУ Аэропортовский детский сад. Полученные данные показали, что, в целом, дети могут быть отнесены к группе благополучных, к детям «группы внимания» можно отнести только 8 человек.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАльперович В.Д. Трудные дети семей «риска»// Журнал практического психолога, 2000. – №8-9. – С. 106-109.Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика, 2010. – №9. – С. 28-33. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска – актуальная проблема современного общества// Вестник Казанского технологического университета, 2007. – №5. – С. 195-198. Диденко И.А., ФранцеваЕ.Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «особыми» детьми и родителями// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 571-573. Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: очерки/ И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. БАрдышевская. – М.: ТОО «СИМС», 1995. – 64 с.Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: методические рекомендации/ сост. Савинова И.Ю, КовешниковаА.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://86sch4-sov.edusite.ru/DswMedia/rekomendaciipoprofilaktike.pdf (дата обращения: 04.04.2020).Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 04.04.2020).Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.04.2020).Мудрик А.В. Социальная педагоги: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования/ А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.Осипова Ю.М. Работа с детьми «группы риска» и их семьями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rspc-samara.narod.ru/files/metot/2012/osipova.docx (дата обращения: 04.04.2020)Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 года №03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/4188719/ (дата обращения: 04.04.2020).Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография/ под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. – 204 с.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 04.04.2020).СкитскаяЛ.В., Щербаков Ю.И. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольной образовательной организации как метод взаимодействия с семьями// Мир науки, культуры, образования, 2018. – №5(72). – С. 62-65.СухоленцеваЕ.Н. К проблеме воспитания детей группы риска// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2014. – Т.10. – №3-2. – С. 225-230. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 04.04.2020).Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2020).ШипицкаяЛ.М., КазакаоваЕ.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы: учебное пособие. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Пример описания социального портрета группыПриложение 2. Анкета «Выявление поля проблем»Приложение 2. Пример карты личности ребенка «группы риска»
1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»// Журнал практического психолога, 2000. – №8-9. – С. 106-109.
2. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика, 2010. – №9. – С. 28-33.
3. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска – актуальная проблема современного общества// Вестник Казанского технологического университета, 2007. – №5. – С. 195-198.
4. Диденко И.А., Францева Е.Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «особыми» детьми и родителями// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 571-573.
5. Дубровина И.В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: очерки/ И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. БАрдышевская. – М.: ТОО «СИМС», 1995. – 64 с.
6. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»: методические рекомендации/ сост. Савинова И.Ю, Ковешникова А.М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://86sch4-sov.edusite.ru/DswMedia/rekomendaciipoprofilaktike.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
7. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 04.04.2020).
8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.04.2020).
9. Мудрик А.В. Социальная педагоги: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования/ А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
10. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
11. Осипова Ю.М. Работа с детьми «группы риска» и их семьями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rspc-samara.narod.ru/files/metot/2012/osipova.docx (дата обращения: 04.04.2020)
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2009 года №03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/4188719/ (дата обращения: 04.04.2020).
13. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография/ под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. – 204 с.
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 04.04.2020).
15. Скитская Л.В., Щербаков Ю.И. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольной образовательной организации как метод взаимодействия с семьями// Мир науки, культуры, образования, 2018. – №5(72). – С. 62-65.
16. Сухоленцева Е.Н. К проблеме воспитания детей группы риска// Вестник Воронежского государственного технического университета, 2014. – Т.10. – №3-2. – С. 225-230.
17. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 04.04.2020).
18. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2020).
19. Шипицкая Л.М., Казакаова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы: учебное пособие. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в статье?
В статье рассматривается проблема социально-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Какие понятия и характеристики рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются понятие и характеристики малолетних детей группы риска.
Какой алгоритм предлагается для индивидуального сопровождения детей группы риска в ДОУ?
В статье предлагается алгоритм индивидуального сопровождения детей группы риска в условиях ДОУ.
Что рассматривается в главе 2 статьи?
Глава 2 статьи посвящена организации диагностической работы по выявлению детей группы риска в дошкольном образовании.
В каких условиях происходит диагностическая работа?
Диагностическая работа по выявлению детей группы риска проводится в дошкольном образовательном учреждении.
Какие проблемы возникают при социально-педагогическом сопровождении детей группы риска в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях возникают различные проблемы при социально-педагогическом сопровождении детей группы риска. Некоторые из них включают отсутствие индивидуального подхода, недостаточное количество специалистов, ограниченные ресурсы и возможности для работы с такими детьми, недостаточное внимание со стороны родителей и других заинтересованных сторон. Эти проблемы могут препятствовать эффективному сопровождению детей группы риска и требуют внимания и решения.
Какие характеристики имеют дети группы риска в дошкольном возрасте?
Дети группы риска в дошкольном возрасте имеют различные характеристики, которые могут указывать на проблемы в их развитии и потребность в социально-педагогическом сопровождении. Некоторые из таких характеристик могут включать проблемы в поведении, эмоциональные и психологические трудности, задержку в развитии речи, низкую самооценку и другие особенности, требующие дополнительной поддержки и внимания.
Как организовать диагностическую работу по выявлению детей группы риска в дошкольном образовательном учреждении?
Диагностическая работа по выявлению детей группы риска в дошкольных учреждениях должна включать различные методы и инструменты оценки, такие как наблюдение, тестирование, беседы с ребенком и его родителями, сбор информации о его развитии и адаптации. Команда специалистов, включая педагогов, психологов, социальных работников и других, должна работать совместно для выявления потребностей детей группы риска и определения оптимальных способов их сопровождения и поддержки.
Что такое диагностическая работа по выявлению детей группы риска в дошкольном образовательном учреждении?
Диагностическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой процесс определения детей, которые относятся к группе риска, то есть детей, которые имеют особые социально-педагогические потребности и требуют дополнительной поддержки и сопровождения.
Какая проблема возникает при социально-педагогическом сопровождении детей группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения?
Проблема социально-педагогического сопровождения детей группы риска в дошкольном образовательном учреждении заключается в том, что многие дети, находящиеся в группе риска, не получают необходимую поддержку и сопровождение со стороны педагогов и специалистов. Это может привести к негативным последствиям для развития и адаптации этих детей в дошкольной среде.
Как организована диагностическая работа по выявлению детей группы риска в дошкольном образовательном учреждении?
Диагностическая работа в дошкольном образовательном учреждении включает в себя проведение различных видов тестирования, наблюдение за детьми, анкетирование родителей и консультации с педагогами. По результатам диагностики формируется группа риска, и для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план сопровождения с учетом его потребностей и возможностей.