Воспитание у детей 5-6 лет умения честко соперничать в играх соревнованиях
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 20.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Анализ возможностей применения игр-соревнований при воспитании духа соперничества среди детей 5-6 лет 8
1.1. Особенности воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет 8
1.2. Особенности использования игр-соревнований как средства воспитательного воздействия на детей 5-6 лет с целью формирования позитивных социальных компетенций 14
Глава 2. Исследование возможности формирования честного соперничества у детей 5-6 лет в процессе игр-соревнований 25
2.1. Организация исследования. Анализ понимания детьми 5-6 лет необходимости честного соперничества 25
2.2. Воспитание у детей умения честно соперничать путем организации игр-соревнований 28
2.3. Анализ эффективности формирования у детей 5-6 лет умения честно соперничать путем участия в играх-соревнованиях 32
Заключение 36
Библиографический список 39
Приложения 44
Приложение А. Материалы, используемые при проведении эксперимента 44
Приложение Б. Анкета воспитателя, контролирующего правила игры-соревнования 45
Дима Р. характеризовался педагогами как нетерпеливый, импульсивный ребенок. Он поторапливал своего соперника, агрессивно реагировал на собственные неуспехи в игре и успехи своего соперника, ругался, что соответствует агрессивно-нетерпеливому типу конкуретного поведения.Артем П., который нарушил правила игры в целом 4 раза, позитивно и с энтузиазмом воспринял правила игры, однако в процессе игры часто отвлекался, стремился поскорее завершить игру, подавить своего соперника насмешками и выкриками, что соответствует агрессивно-нетерпеливому типу конкурентного поведения.Ваня А., нарушивший правила игры 3 раза, пытался проделать это незаметно, сильно расстраивался в случае неудач, а в конце вообще отказался заканчивать игру. Такой тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения подтверждается также и изначальной пассивностью в принятии участия в предложенном эксперименте, а также последующим нежеланием узнать конечные результаты, собственные и соперников.При анализе нарушений условий игры, такие нарушения в каждом конкретном случае могут быть интерпретированы двояко: как сознательное нарушение правил либо как невнимательность. По результатам наблюдения было выявлено, что в среднем каждый ребенок нарушал озвученные правила игры (сумма всех нарушений, поделенная на число детей, участвующих в эксперименте) 3 раза. Распределение числа нарушений в зависимости от пола ребенка представлено на рисунке 2.Рисунок2–Среднеечисло нарушений правил среди мальчиков и девочек при участии в игре-соревнованииИз данных, представленных на рисунке 2, видно, что основными «нарушителями» правил являются мальчики, что можно объяснить их гендерными особенностями: большей нетерпеливостью, склонностью к риску, стремлением побыстрее выиграть. Однако, и среди девочек также нарушения правил в среднем встречались достаточно часто.2.3. Анализ эффективности формирования у детей 5-6 лет умения честно соперничать путем участия в играх-соревнованияхТретий, заключительный этап исследования, состоял в индивидуальной беседе с детьми из экспериментальной и контрольной групп, в ходе которой экспериментатор задавал ребенку следующие вопросы:Как ты думаешь, обязательно всегда честно вести себя в игре?Ты всегда поступаешь в игре честно?Дети из экспериментальной группы ответили на заданные им вопросы следующим образом:Саша Л., проявивший тревожно-неуверенные реакции конкурентного поведения, с неуверенностью ответил утвердительно на оба вопроса. Когда его спросили, почему он нарушил правила, - он засмущался и прошептал «я больше не буду». Скорее всего, нарушение этим ребенком правил игры было обусловлено стремлением побыстрее закончить игру вследствие изначального нежелания в ней участвовать, а не как способ одержания победы. Настя А., проявлявшая в процессе игры оптимального типа конкурентного поведения, отметила необходимость соблюдения честности в процессе игры и согласилась с тем, что, да, она нарушила немного правила игры, но поскольку сделала это не для себя, данное нарушение не должно восприниматься как нечестность. Катя Д., максимальное число раз нарушившая правила игры и, в то же время,проявившая оптимальный тип конкуретного поведения, честно согласилась с нарушением ею правил игры и искренне удивилась, почему это недопустимо. В данном случае наблюдается, скорее всего, недостаточная сформированность понятий «правда - ложь».Лена Д., с агрессивно-нетерпеливымым типом поведения, наотрез отказалась признавать нарушения ею правил, полностью отрицала нечестность со своей стороны, а в итоге – демонстративно обиделась на воспитателя, проводившего опрос. В этом случае наблюдались явные признаки лжи, нечестности.Алиса С., ни разу не нарушившая правил, тем не менее неуверенно отвечала на поставленные вопросы, а впоследствии, когда ей сообщили, что она не нарушила ни одного правила, не высказала никаких особо ярких эмоций, только некоторое облегчение. Дима Р., ведущий себя в процессе игры по агрессивно-нетерпеливому типу конкуретного поведения, отказался признавать свои нарушения.Артем П., также проявлявший в игре агрессивно-нетерпеливый тип конкурентного поведения, при ответе на вопросы отметил, что нарушение правил игры с целью достижения выигрыша является оправданным, и что наказание за нарушение правил несправедливо и неправильно.Ваня А., проявивший при игре тревожно-неуверенный тип конкурентного поведения, согласился, что нарушение правил в игре скорее недопустимо и сказал, что больше он их нарушать не будет.Таким образом, при анализе ответов, полученных на поставленные вопросы, можно отметить, что дети из контрольной группы ответили положительно на оба вопроса, а в экспериментальной группе лишь два человека – мальчик и девочка, отметили, что они всегда соблюдают честность в соревнованиях. Остальные затруднились с ответами на поставленные вопросы, что, скорее всего, объясняется результатами, полученными ими и озвученными им в ходе формирующего эксперимента.Затем, уже в обеих группах, была повторно проведена игра в настольный футбол, используемая на этапе формирующего эксперимента. Полученные результаты представлены на рисунке3.Рисунок 3 – распределение в контрольной и экспериментальной группе среднего числа нарушений правил в зависимости от пола ребенкаПо результатам, представленным на рисунке 3, заметно, что число нарушений правил среди участников экспериментальной группы значительно снизилось и имеет гораздо более низкие значения, чем у детей из контрольной группы. Половые различия по количеству нарушения правил, в то же время, сохранились.По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:Практически все дети к возрасту 5-6 лет понимают различия в понятиях правды и лжи, честных и нечестных поступков.Ребенок 5-6 лет способен критически оценивать результаты собственного честного или нечестного поведения по результатам игровой деятельности.Соблюдение честности при участии в играх-соревнованиях в большей степени характерно для девочек, чем для мальчиков, что может быть обусловлено их гендерными различиями относительно стремления к достижению цели «здесь и сейчас».Дети в возрасте 5-6 лет способны корректировать свое поведение, что является положительным фактором при организации воспитательного процесса в данной возрастной группе по воспитанию честности посредством использования игр-соревнований.Таким образом, воспитание честности как необходимой положительной социальной компетенции среди детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) возможно и желательно включать в цели образовательного процесса старших дошкольников. При этом, игровая деятельность, осуществляемая посредством игр-соревнований, способствует максимально быстрому и эффективному достижению положительного результата. ЗаключениеДошкольный возраст является важным этапом развития ребенка, когда у детей начинают формироваться основные социальные представления об окружающем мире и нормах общественного поведения. Понимание важности данного возрастного периода особенно важно начиная с 5-6 лет, когда у ребенка активно формируется потребность в социальном взаимодействии, контактах со сверстниками и взрослыми. В возрасте 5-6 лет дети способны и стремятся к активному позитивному взаимодействию, что является благоприятной средой для оказания на них воспитательного воздействия.Воспитательный процесс, организуемый с детьми старшей дошкольной группы, должен учитывать тот момент, что в данном возрасте основная роль принадлежит игровой деятельности, посредством которой ребенок активно познает окружающий мир. Учитывая, что только положительно эмоционально окрашенные события наиболее благоприятно способствуют воспитательному процессу, именно игровая деятельность представляется нам наиболее привлекательной к использованию для формирования такой социально положительной компетенции личности ребенка, как честность. Соревновательные игры, в частности, индивидуальные, способны наиболее ярко и эффективно мотивировать ребенка на соблюдение честности, следование правилам игры. В результате проведенного экспериментального исследования доказана возможность применения игр-соревнований для формирования понятия честности у детей в возрасте 5-6 лет. При этом, необходимо не просто проводить игры-соревнования, но и обязательно контролировать процесс их проведения, соблюдение участниками игр установленных правил, а при подведении итогов такой игры необходимо указывать причины победы и поражения, в том числе и необходимость обязательного соблюдения честности.Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале нашего исследования, полностью подтвердилась, что позволяет рекомендовать использование игр соревновательного характера как способа формирования честности у детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.По результатам выполненного исследования были сформулированы следующие выводы:Ребенок 5-6 лет стремится и способен усваивать правила общественной жизни, способен произвольно регулировать свое поведение. Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет способна обеспечить потребность детей данной возрастной группы в социальном взаимодействии, в коллективной деятельности, что определяет обоснованность их применения при воспитании духа соперничества в данном возрасте.Использование игр-соревнований в формировании честности у детей 5-6 лет возможно благодаря следующим факторам: понимание основной массой детей 5-6 лет понятий «правда» и «ложь», стремление к выполнению коллективной деятельности, ведущая роль игры в организации деятельности детей 5-6 лет.Кроме того, посредством игр-соревнований, применяемых в отношении детей 5-6 лет, можно добиться следующих результатов: определить общую готовность ребенка к отстаиванию собственной позиции в обществе, оценить тип его конкурентного поведения, а также сформировать важность соблюдения честных правил игры. Таким образом, посредством игр-соревнований возможно полноценное и эффективное усвоение социально принятых в обществе норм и правил детьми 5-6 лет. Исходя из результатов исследования детей опытной и контрольной группы, было обнаружено, что большинство детей в возрасте 5-6 лет правильно понимают понятие честности. Таким образом, в возрасте 5-6 лет у детей уже вполне сформировано понятие о правде и лжи, что обусловливает возможность развития честности.К условиям формирования честного соперничества у детей 5-6 лет относится организация проведения игр-соревнований, с обязательным контролированием процесса их проведения, соблюдения участниками игр установленных правил, а при подведении итогов такой игры необходимо указывать причины победы и поражения, в том числе и необходимость обязательного соблюдения честности. Библиографический списокОб образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ : Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.04.2020).Безруких М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М. : Дрофа, 2018. — 100, [4] с. : ил. — (Российский учебник : Ступеньки к школе)Белобрыкина, О. А. Категория «честность» как социально-психологический феномен: к обоснованию проблемы исследования (сообщение 1) / О. А. Белобрыкина, В. А. Палиева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири [Текст]. – 2018. - № 2. – С. 20-32.Бондаренко, Т. В. Возрастные особенности детей 5-6 лет / Т. Н. Бондаренко // Социальная сеть работников образования [электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/04/vozrastnye-osobennosti-detey-5-6-let (дата обращения 03.04.2020).Бумаженко Н. И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2001. - № 2 (20). – С. 65-68.Бутенко, Л. Особенности развития ребенка 5-6 лет / Л. Бутенко // Детская психология [электронный ресурс]. - URL: https://www.b17.ru/article/39461/ (дата обращения 03.04.2020).Гнатышина Е. А., Евплова Е. В., Белевитин В. А., Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю. Влияние конкуренции на развитие личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). – С. 69-72.Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие» в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования [Текст]. – 2018. - № 4 (40). – С. 86-89.Гупалова, К. В. Формирование нравственных качеству детей старшего дошкольного возраста / К. В. Гупалова // Вопросы науки и образования [Текст]. – 2018. - № 8 (20). – С. 155-158.Демиденко, Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л. В. Демиденко // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 47-49.Дергачева Л. М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. – 2005. - № 5. – С. 39-43. Дорофеева, Н. В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития / Н. В. Дорофеева, И. В. Егоров // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология [Текст]. – 2016. - № 4 (43). – С. 120-131.Дубинина, А. И. Воспитание доброты / А. И. Дубинина // Вопросы науки и образования [Текст]. – 2018. - № 17 (29). – С. 67-70.Дух соперничества / Детская психология [электронный ресурс]. – URL: https://www.child-psy.ru/azbuka/158.html (дата обращения 19.04.2020).Корепанова, М. В. Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста / М. В. Корепанова, О. В. Куниченко // Концепт [Текст]. – 2013. - № 8. – С. 21-25.Косикова, Л. В. Личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей / Л. В. Косикова // Проблемы современного педагогического образования [Текст]. – 2018. - № 61-3. – С. 346-350.Куниченко, О. В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры / О. В. Куниченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития [Текст]. – 2015. – Т. 4. - № 4 (16). – С. 375-380.Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с.Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 592 с.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2019. – 179 с.Рахмонова, Г. Ш. Значимые стороны национальных игр в процессе воспитания дошкольников // Г. Ш. Рахмонова, А. Ф. Чоршамова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 76-78.Садовникова, Т. С. Формирование позитивной социализированности детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Садовникова [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2015. - №2 (31). – С. 151-156.Садовникова, Т. С. Формирование позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в рамках выполнения ФГОС ДО / Т. С. Садовникова [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2014. - №4 (29). – С. 63-68.Соперничество – психология [электронный ресурс]. – URL: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-1787.html (дата обращения 19.04.2020).Соревновательные игры с детьми: играть честно или стоит поддаваться? / Статьи по психологии и психотерапии. Семейный центр Ember. [электронный ресурс]. – URL: https://emberint.ru/articles/sorevnovatelnie_igry/ (дата обращения 05.04.2020).Тавстуха, О. Г. Содержание и структура эмпатической культуры дошкольника / Тавстуха О. Г., Моисеева А. Н. // Мир науки. Педагогика и психология [Текст]. – 2018. – Т. 6. - № 2. – С. 52.Феталиева, Л. П. Формирование ответственности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе / Л. П. Феталиева [Текст] // Вестник Социально-педагогического института. – 2018. - № 2 (26). – С. 49-53.Ханова, Т. Г. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста // Т. Г. Ханова, С. В. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования [Текст]. – 2018. - № 60-3. – С. 353-356.Ходжаева, С. С. Особенности обучения детей дошкольного возраста // С. С. Ходжаева, Ш. А. Хайдарова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 70-72.Чардымова И. Н. Картотека: игры-соревнования / nsportal.ru [электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/03/26/kartoteka-igry-sorevnovaniya (дата обращения 05.04.2020).Чеснокова, О. Б. Все ли дети готовы к конкуренции? Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры / О. Б. Чеснокова, К. С. Тарасова // Современное дошкольное образование. Теория и практика [Текст]. – 2016. - №6 (68). – С. 46-56. Шинкарева, Н. А. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, Е. Ю. Рожкова [Текст] // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. - № 1 (42). – С. 5-18.Шинкарева, Н. А. Организационные условия и особенности развития нарвственных качеств у детей шестого года жизни / Н А Шинкарева, С. Н. Акуленко // Азимут научных исследований : педагогика и психология [Текст]. – 2019. – Т. 8. - № 3 (28). – С. 13-16.Эшова Д. Ш. Методология внедрения инновационной педагогической технологии в систему дошкольного обучения / Д. Ш. Эшова, Ш. Х. Ибрагимова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 72-74.5-6 years: child development / raisingchildren.net.au [электронныйресурс]. – URL: https://raisingchildren.net.au/school-age/development/development-tracker/5-6-years (датаобращения 04.04.2020).Morin A. 6-year-old child development milestones // Child Development Guide [электронныйресурс]. – URL: https://www.verywellfamily.com/6-year-old-developmental-milestones-620703 (датаобращения 04.04.2020).Stone A. Is your child lying to you? Thank’s Good // The New York Times [электронныйресурс]. – 2018. – URL : https://www.nytimes.com/2018/01/05/opinion/sunday/children-lying-intelligence.html (датаобращения 03.04.2020).VanClay M. The honest child ^ How to teach honesty (ages 6 to 8). – Education.com [электронныйресурс]. – URL: https://www.babycenter.com/0_the-honest-child-how-to-teach-honesty-ages-6-to-8_67924.bc (датаобращения 03.04.2020).ПриложенияПриложение А. Материалы, используемые при проведении экспериментаИгровое поле размером 50 х 70 см, с бортиками вышиной 7 см и «воротами», установленными по центру узких сторон короба, напротив друг друга и шириной 10 см.Шарик диаметром 3 см, белого цвета, пластмассовый.Трубочки для коктейля (по 1 трубочке для каждого ребенка, участвующего в эксперименте).Приложение Б. Анкета воспитателя, контролирующего правила игры-соревнованияИмя ребенкаДвигали коробку, число разМешали игре руками, число разИтого, число раз
2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М. : Дрофа, 2018. — 100, [4] с. : ил. — (Российский учебник : Ступеньки к школе)
3. Белобрыкина, О. А. Категория «честность» как социально-психологический феномен: к обоснованию проблемы исследования (сообщение 1) / О. А. Белобрыкина, В. А. Палиева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири [Текст]. – 2018. - № 2. – С. 20-32.
4. Бондаренко, Т. В. Возрастные особенности детей 5-6 лет / Т. Н. Бондаренко // Социальная сеть работников образования [электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/04/vozrastnye-osobennosti-detey-5-6-let (дата обращения 03.04.2020).
5. Бумаженко Н. И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2001. - № 2 (20). – С. 65-68.
6. Бутенко, Л. Особенности развития ребенка 5-6 лет / Л. Бутенко // Детская психология [электронный ресурс]. - URL: https://www.b17.ru/article/39461/ (дата обращения 03.04.2020).
7. Гнатышина Е. А., Евплова Е. В., Белевитин В. А., Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю. Влияние конкуренции на развитие личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). – С. 69-72.
8. Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие» в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования [Текст]. – 2018. - № 4 (40). – С. 86-89.
9. Гупалова, К. В. Формирование нравственных качеству детей старшего дошкольного возраста / К. В. Гупалова // Вопросы науки и образования [Текст]. – 2018. - № 8 (20). – С. 155-158.
10. Демиденко, Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л. В. Демиденко // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 47-49.
11. Дергачева Л. М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. – 2005. - № 5. – С. 39-43.
12. Дорофеева, Н. В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития / Н. В. Дорофеева, И. В. Егоров // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология [Текст]. – 2016. - № 4 (43). – С. 120-131.
13. Дубинина, А. И. Воспитание доброты / А. И. Дубинина // Вопросы науки и образования [Текст]. – 2018. - № 17 (29). – С. 67-70.
14. Дух соперничества / Детская психология [электронный ресурс]. – URL: https://www.child-psy.ru/azbuka/158.html (дата обращения 19.04.2020).
15. Корепанова, М. В. Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста / М. В. Корепанова, О. В. Куниченко // Концепт [Текст]. – 2013. - № 8. – С. 21-25.
16. Косикова, Л. В. Личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей / Л. В. Косикова // Проблемы современного педагогического образования [Текст]. – 2018. - № 61-3. – С. 346-350.
17. Куниченко, О. В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет в условиях экранной культуры / О. В. Куниченко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития [Текст]. – 2015. – Т. 4. - № 4 (16). – С. 375-380.
18. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 220 с.
19. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 592 с.
20. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
21. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2019. – 179 с.
22. Рахмонова, Г. Ш. Значимые стороны национальных игр в процессе воспитания дошкольников // Г. Ш. Рахмонова, А. Ф. Чоршамова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 76-78.
23. Садовникова, Т. С. Формирование позитивной социализированности детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Садовникова [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2015. - №2 (31). – С. 151-156.
24. Садовникова, Т. С. Формирование позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в рамках выполнения ФГОС ДО / Т. С. Садовникова [Текст] // Челябинский гуманитарий. - 2014. - №4 (29). – С. 63-68.
25. Соперничество – психология [электронный ресурс]. – URL: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/__trashed-1787.html (дата обращения 19.04.2020).
26. Соревновательные игры с детьми: играть честно или стоит поддаваться? / Статьи по психологии и психотерапии. Семейный центр Ember. [электронный ресурс]. – URL: https://emberint.ru/articles/sorevnovatelnie_igry/ (дата обращения 05.04.2020).
27. Тавстуха, О. Г. Содержание и структура эмпатической культуры дошкольника / Тавстуха О. Г., Моисеева А. Н. // Мир науки. Педагогика и психология [Текст]. – 2018. – Т. 6. - № 2. – С. 52.
28. Феталиева, Л. П. Формирование ответственности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе / Л. П. Феталиева [Текст] // Вестник Социально-педагогического института. – 2018. - № 2 (26). – С. 49-53.
29. Ханова, Т. Г. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста // Т. Г. Ханова, С. В. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования [Текст]. – 2018. - № 60-3. – С. 353-356.
30. Ходжаева, С. С. Особенности обучения детей дошкольного возраста // С. С. Ходжаева, Ш. А. Хайдарова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 70-72.
31. Чардымова И. Н. Картотека: игры-соревнования / nsportal.ru [электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/03/26/kartoteka-igry-sorevnovaniya (дата обращения 05.04.2020).
32. Чеснокова, О. Б. Все ли дети готовы к конкуренции? Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры / О. Б. Чеснокова, К. С. Тарасова // Современное дошкольное образование. Теория и практика [Текст]. – 2016. - №6 (68). – С. 46-56.
33. Шинкарева, Н. А. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарева, Е. Ю. Рожкова [Текст] // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. - № 1 (42). – С. 5-18.
34. Шинкарева, Н. А. Организационные условия и особенности развития нарвственных качеств у детей шестого года жизни / Н А Шинкарева, С. Н. Акуленко // Азимут научных исследований : педагогика и психология [Текст]. – 2019. – Т. 8. - № 3 (28). – С. 13-16.
35. Эшова Д. Ш. Методология внедрения инновационной педагогической технологии в систему дошкольного обучения / Д. Ш. Эшова, Ш. Х. Ибрагимова // Проблемы педагогики [Текст]. – 2020. - № 1 (46). – С. 72-74.
36. 5-6 years: child development / raisingchildren.net.au [электронный ресурс]. – URL: https://raisingchildren.net.au/school-age/development/development-tracker/5-6-years (дата обращения 04.04.2020).
37. Morin A. 6-year-old child development milestones // Child Development Guide [электронный ресурс]. – URL: https://www.verywellfamily.com/6-year-old-developmental-milestones-620703 (дата обращения 04.04.2020).
38. Stone A. Is your child lying to you? Thank’s Good // The New York Times [электронный ресурс]. – 2018. – URL : https://www.nytimes.com/2018/01/05/opinion/sunday/children-lying-intelligence.html (дата обращения 03.04.2020).
39. VanClay M. The honest child ^ How to teach honesty (ages 6 to 8). – Education.com [электронный ресурс]. – URL: https://www.babycenter.com/0_the-honest-child-how-to-teach-honesty-ages-6-to-8_67924.bc (дата обращения 03.04.2020).
Приложения
Приложение А. Материалы, используемые при проведении эксперимента
1. Игровое поле размером 50 х 70 см, с бортиками вышиной 7 см и «воротами», установленными по центру узких сторон короба, напротив друг друга и шириной 10 см.
2. Шарик диаметром 3 см, белого цвета, пластмассовый.
3. Трубочки для коктейля (по 1 трубочке для каждого ребенка, участвующего в эксперименте).
Вопрос-ответ:
Какие особенности воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет?
Воспитание духа соперничества у детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети активно развивают осознание своего "Я" и начинают осваивать социальные нормы и правила поведения. Воспитание соперничества предполагает создание ситуаций, в которых дети будут бороться за достижение цели и преодолевать трудности. Важно учить детей быть целеустремленными, уметь побеждать и проигрывать, а также уважать и поддерживать своих соперников.
Как можно использовать игры и соревнования для воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет?
Игры и соревнования могут быть эффективным средством для воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет. В процессе игр и соревнований дети учатся бороться за победу, справляться с трудностями и развивать свои физические и интеллектуальные способности. Важно создавать условия для справедливого соперничества, где дети будут иметь равные шансы на успех, а также учить их воспринимать победу и поражение с достоинством.
Какие социальные компетенции можно формировать у детей 5-6 лет с помощью игр и соревнований?
Игры и соревнования могут помочь в формировании различных социальных компетенций у детей 5-6 лет. Например, через соревнования дети учатся сотрудничать в команде, устанавливать стратегии и тактики, развивают свои коммуникационные навыки. Также в процессе игр и соревнований дети учатся уважать соперников, проявлять честность и справедливость, а также укреплять свое самооценку и уверенность в своих силах.
Какие возможности предлагает игра для воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет?
Игра предлагает детям возможность познакомиться с понятием соревнования и развить умение честно соперничать. Она помогает детям осознать необходимость уважения правил, сконцентрироваться на достижении личных целей, но при этом учит также уважать и признавать успехи других детей.
Какие особенности воспитания духа соперничества у детей 5-6 лет?
Воспитание духа соперничества у детей 5-6 лет должно быть направлено на формирование позитивного отношения к соревнованиям. Важно учить детей быть готовыми принимать поражение и радоваться успехам других. Также нужно развивать умение честно соперничать, следовать правилам и уважать соперников.
Какие преимущества имеет использование игр и соревнований в воспитательном процессе детей 5-6 лет?
Использование игр и соревнований в воспитательном процессе детей 5-6 лет позволяет активизировать интерес к обучению и развитию, способствует формированию позитивных социальных компетенций, таких как умение работать в команде, уважать правила и соперников, а также развивает логическое мышление и координацию движений.
Как игры и соревнования могут помочь в формировании позитивных социальных компетенций у детей 5-6 лет?
Игры и соревнования способствуют развитию у детей таких позитивных социальных компетенций, как умение справляться с поражением и принимать успехи других детей, умение работать в команде, следовать правилам и уважать соперников. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и деляться вниманием.
Какие результаты показывает исследование о возможности формирования честного соперничества у детей 5-6 лет через игры и соревнования?
Результаты исследования показывают, что игры и соревнования могут успешно использоваться для формирования честного соперничества у детей 5-6 лет. Дети, которые активно участвуют в таких играх, проявляют больше уверенности в себе, развивают умение работать в коллективе, признавать и уважать успехи других детей. Кроме того, эти активности способствуют развитию физических и интеллектуальных навыков у детей.