Особенности этнической идентичности в биэтнических семьях
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 18.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы идентичности, ценностный ориентаций и супружеских отношений в биоэтнических семьях
1.1 Понятие «биоэтнические семьи»
1.2 Этническая идентичность
1.2.1 Понятие идентичности
1.2.2 Этническая идентичность
1.3 Ценностные ориентации как один из показателей этнической идентичности
1.3.1 Понятие ценностных ориентаций
1.3.2 Особенности формирования ценностных ориентаций в биоэтнических семьях
1.4 Семейные отношения в биоэтнических семьях
1.4.1 Семейные отношения
1.4.2 Особенности семейных отношений в биоэтнических семьях
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование идентичности и сособенностей семейных отношений в биоэтнических семьях
2.1 Этапы исследования
2.2 Диагностический аппарат исследования
2.3 Характеристика эмпирической выборки и особенности проведения исследования
2.4 Анализ и интерпретация результатов
2.5 Выводы по эмпирической главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Нами было проведено исследование, направленное на исследование этнической идентификации и особенности семейных отношений в биэтнических семьях. Гипотеза исследования, которая заключается в том, что ценностная структура биэтнических семей, а также особенности типа этнической идентичности имеет своеобразные отличия, которые характеризуют в целом процесс адаптации семей данного типа к культуре страны, где они проживают, в ходе диагностического исследования нашла свое подтверждение.
Хотелось бы отметить, что очень важно для человека формирование нормальной, положительной этнической идентификации, ибо это решит множество личностных проблем, а также будет способствовать максимальной адаптации человека в социуме. Вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей — этнической идентичности может способствовать с одной стороны потере целостности Я- образа, а с другой будет обуславливать потерю связей с любой культурой.
Вполне естественным является также тот факт, что взаимоотношения в биэтнических семьях будут отличаться от отношений семей, где супруги имеют одинаковую этническую принадлежность. Зачастую отношения в биэтнических семьях строятся исходя из противоречивой направленности. Поэтому для формирования нормальных, адекватных семейных отношений, биэтническая семья должна сплотиться, у нее должны быть сформированы свои ценностные ориентации, которые характеризуют слияние двух культур.
Проведенное нами исследование выявило, что ценностные ориентации оказывают непосредственное влияние на формирование этнической идентичности, и наоборот. Это в свою очередь формирует полигон профилактических и коррекционных работ с межэтническими брачными союзами. Ибо рассогласование ценностных ориентаций внутри брачного союза может являться фактором, который детерминирует развитие конфликтов на межэтнической почве, что является весьма важным в биэтнических союзах.
Исходя из выше сказанного, необходимо еще раз подчеркнуть важность проведенной нами исследовательской работы, ее практической значимости. Ибо она предоставила множественные данные для коррекционной работы с межэтническими брачными союзами.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Материалы 3-й межвузовской научн. конфер. Спб., 1999.
2. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. - 64-85 c.
3. Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация (пер. с анг. Шолохова И.) // Развитие личности №3-4, 2001.
4. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Социализация в разных культурах и у разных народов // Этническая социализация подростка. – М.: «Академия»., - 2000. - 52-74с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: «Мысль»., - 1988.
6.Будинайте Г.Л. (Совм. с Е.М.Вроно, Н.А. Орловой, А.В.Черниковым). Совместно с Корниловой Т.В. Вопросы психологии 1993, № 5-6, 101-106 с.
7. Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., - 1995.
8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: «Канон-Пресс»., - 2000 - 395 с.
9. Дейкер Х. Национальный характер в национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., - 1979.
10. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М., - 1991.
11. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. 1997.- 75-86 с.
12. Егидес А. П. Оптимизация психотехники общения и отношений в проблемном супружестве // Этика и психология семейной жизни. Метод, реком. к спецкурсу для студ. педвуза. М., - 1997.
13. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л.М. Под ред. Фельдштейна Д.И. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, -1996. – 23-25 с.
14. Здравомыслов А.Г., В.Н. Гожин, В.Я.Ядов. Человек и его работа. М., -1967. 38 с.
15. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций.- М., - 2005. 16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования – М.: «Гардарики», - 2005. - 320 с.
17. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности – Спб: «Речь», - 2004. – 72 с.
18. Ким К.В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 12, выпуск 1, март, 2008. - 259-264 с.
19. Кон И.С. Этнография родительства // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: «Аспект-Пресс», 1999. – 442-479 с.
20. Кон И.С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий / Под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. - М.: «Наука», - 2000 – 96 с.
21. Корнеева С.В., Саркисянц А.Е. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций // Ломоносовские чтения 1995 г. Аспиранты. Том №2
22. Корнилова Т.В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой – Спб.: «Питер», - 2004. – 254 с.
23. Краткий психологический словарь / Под ред.-сост. Петровский А.В Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс» - 1999. – 512 с.
24. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию.- М.: «Ключ-С», - 1999. – 224 с.
25. Лебедева Н.М. "Синдром навязанной этничности" и способы его преодоления // Этническая психология и общество. - М., 1997. - 104-115 с.
26. Леонтьев А. Д. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. - 34-36 с.
27. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009.- 290 с.
28. Мид М. Культура и мир детства. М.: «Наука», - 1988.
29. Навайтис Г.А. Муж, жена и … психолог.- М., 1995.
30. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., - 1992.
32. Серый А. В, Яницкий М.С., Ценностно-смысловая сфера личности.
- 1999. – 92 с.
33. Собкин В.С., Глухова Т.В., Мутерперель С.В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте// Возрастные особенности формирования толерантности. Под. ред. Собкина В.С., - М.: ЦСО РАО, - 2003., - 152-172 с.
34. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М., - 2006.
35. Солдатова Г.У. Психологическая помощи мигрантам – М: «Смысл», - 2002. - 164 с.
36. Солдатова Г.У. Этническое самосознание и этническая идентичность
// Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.: «Речь», - 2003. –189-196 с.
37. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, -2003. -112 с.
38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: «Смысл», - 1998. – 389 с.
39. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности - М.: Институт психологии РАН, «академический проспект», 1999. – 240 с.
40. Стефаненко Т.Г. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.,1995. - 53-57 с.
41. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «академический проспект», - 1999. – 320 с.
42. Фромм Э. Фромм Э. Бегство от свободы. М., - 1985.
43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс». - 1996. - 344 с.
44. Эйдемилер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996.
45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.
46. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. 1994. № 4. -45с.
47. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. М., 1997.
48. Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985, №2.
49. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», - 1991. –304 с.
50. Юстин А.Г. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - 2000. – 204 с.
51. Berry J.W. and Annis R.C. Ethnic psychology, 1990 p. 20-57
52. Charm S. and Zelkowicz T. Ethnic Identity, 2007 p. 163-181
53. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Lee В. (ed.) Psychosocial theories of the self: Proc. of a Conf. on new approaches to the self, held March 29 - Apr. 1 1979. By the Center for psychosocial studies, Chicago, 111. N.Y.-L.: Plenum Press, 1982.
54. Kristal L. Ethnic Identity of Biethnic / Journal of Historical Sociology. 2008., №2. p.13
55. Lewis R.A and Spanier G.B. Marital Quality A Review of the Seventies. // Journal of Marriage and the Family, 1980, p. 42
56. Marcia J.Е. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. .
57. Schwartz, S. Н. (1994). Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues, 50, pp 19-45.
58. William L. Smith and Barbara Hendry. The Role of the Transmission of Ethnic Identity Among the Irish of Savannah, Georgia. 2007.
Приложение
Приложение 1
Таблица № 18. Корреляционная матрица по результатам исследования биэтнических семей
Таблица № 19. Корреляционная матрица по результатам исследования моноэтнических семей
Приложение 2
Таблица №20. Результаты по методике Шварца «профиль личности»
обзор № возраст ЭГ конф трад добр Унив самост стим гедон достиж власть безоп 1 рус-нем ГБ м 23 1 2,5 4,8 6,8 4,25 4,6 6,67 7 6,25 5,25 4,6 2 м 36 1 6,25 5,6 4,6 1,63 6,8 5,34 4,34 6 4 4,4 3 м 34 1 3,75 5,8 5 3,13 4,6 7 2,67 5,5 4,5 4,2 4 м 54 1 5,25 4,4 3,2 4,5 2,6 4,34 3,67 5,75 5,25 4,2 5 м 28 1 3,75 5 2,6 4,75 4,6 4,67 3 6,25 3,25 4 6 м 34 1 3,5 3 4,6 3,63 5 3,67 1,67 6,25 5,75 3,2 7 м 44 1 3,25 5,2 2,8 4,25 3,2 3 2,34 4,25 6,25 3,4 8 м 34 1 3,25 5,4 5 4,25 3,2 1,67 7 5,75 1 3,4 9 м 44 1 2 5,6 2,6 4,13 2,6 2,34 1,34 4,75 3 4,2 10 м 38 1 3,25 4,8 5,4 2,75 4,6 7 5,67 6 1,5 4 11 ж 22 1 3,75 2,8 3,8 3,13 2,8 4 1 5,75 2 2,6 12 ж 35 1 4 2,6 4,6 3,13 4,6 5,67 5,67 5,75 0,75 3,2 13 ж 35 1 5 3 6,8 3,25 6,8 6 2,67 5,75 3 5 14 ж 50 1 5,25 4,6 4,8 1,63 5 5,67 1 6,25 3,25 4,8 15 ж 28 1 5,25 4,8 4,4 2,88 4,6 5 1,67 5,75 1,25 4,8 16 ж 40 1 5,5 5 2,6 3,25 4,8 5,67 3,67 6 3,25 5,6 17 ж 40 1 3,5 4,6 5 1,63 2,8 4 3,34 5,25 3 5,8 18 ж 32 1 3,25 2,6 4,8 3 3,8 3,67 1 5,5 3,5 4,6 19 ж 41 1 1,25 1,8 4,6 1,5 4,6 2,67 2,67 4,75 5,75 5 20 ж 30 1 4,75 3,4 2,6 2,88 4,8 1 2,67 4,75 2 5,2 21 рус-нем ОБ м 22 2 3 4,2 4,6 4,25 6,8 1,67 5 4,75 0,75 4,2 22 м 45 2 6,25 6,4 3 3 5 3,67 3,67 5,25 5,75 3,4 23 м 35 2 3,25 4,6 2,8 4,25 2,6 3,34 3 5,75 6,5 4,2 24 м 54 2 6 4,8 2,2 2,88 3,6 3,34 1,67 6 6,75 4 25 м 34 2 3,25 5,2 2,2 5,63 3,8 3,34 2,34 3 6,75 2,6 26 м 44 2 3 4,6 2,2 5,5 4,4 5 7 5,75 3,5 3,2 27 м 34 2 2 4,8 2,6 5,75 4,6 5 4 6,25 3,75 5 28 м 23 2 2,5 2,4 2,4 6 4,6 3,34 5,67 6,75 3 4,8 29 м 28 2 5,5 3 2,6 6 6,8 4 6 5,75 6,25 4,8 30 м 32 2 3 3,2 2,8 3 3,6 7 2,67 6 3 5,6 31 ж 25 2 6,5 3,6 2,4 4,38 2,2 4,67 1 6,5 4 5,8 32 ж 50 2 6,25 4,6 3,6 4,38 1,8 3 1,67 6,5 4,5 2,6 33 ж 30 2 3,75 5,6 4,6 4,5 5 1,67 3,67 6,75 3,25 3,2 34 ж 54 2 3,5 6,4 2,8 3,25 5,4 2,34 3,34 7 5,75 5 35 ж 33 2 3,5 5,4 2,4 5,75 2,6 4,34 3,34 7 6 4,8 36 ж 50 2 3,75 6 1,8 6 4,8 5 3,34 5,75 3 4,8 37 ж 26 2 3 3 1,2 4,38 5,2 7 4 6 4 5,6 38 ж 23 2 3,25 2,8 3 5,75 2,6 5 5,67 5,75 4,25 5,8 39 ж 23 2 3,5 1,8 3,6 2,88 4,4 6,34 6 5,25 3,25 4,6 40 ж 23 2 3 3,6 4,6 4,25 3 1 2,67 5 6,25 5 41 Русские м 34 3 0,75 2,4 6,4 2,88 4,6 3,34 1 4,25 5,75 5,2 42 м 33 3 1,25 2,6 6,6 3 2,8 3,34 0,67 5,75 3 4,2 43 м 43 3 0,5 2,2 5,6 3,63 4,6 3,34 2 4,75 3,25 3,4 44 м 42 3 0,75 6,4 3,4 3,63 4,6 3,67 2,67 6 6,5 4,2 45 м 38 3 1,5 4,6 4,6 3 4,6 4 1,67 5,75 6,25 4 46 м 27 3 2,5 2,2 5,6 4,25 6,8 4 3 5,75 6,25 2,6 47 м 34 3 3,25 2,6 6,4 4,25 3,6 5 3,67 5,75 6 3,2 48 м 36 3 0,5 3,8 6,6 3 2,2 5,34 4,67 6,25 5,75 5 49 м 26 3 1 4,6 5 4,38 1,8 4,34 4,67 5,75 5,75 2,6 50 м 45 3 0,25 3,8 2,6 1,5 4,6 4,67 2,67 6 6 3,2 51 ж 30 3 1,25 1,8 5,8 2,88 4,6 5 1,67 5,25 6 5 52 ж 36 3 0,75 0,8 6,4 1,63 6,8 5,67 3,67 5,5 6 4,8 53 ж 32 3 1,5 1,2 5 1,13 3,6 5,67 1,67 6 3 4,6 54 ж 40 3 1 2,2 4,4 2,88 2,2 5,67 4 5,75 6,5 5,6 55 ж 31 3 2,75 4,2 3,6 3,13 1,8 4 3 5,25 4,25 5,8 56 ж 25 3 3,25 4,8 6,4 1,75 6,4 4,67 4,67 5 3,75 4,6 57 ж 30 3 4 2,8 7 3 2,4 5 5,34 4,25 3,75 5 58 ж 33 3 5,25 4,6 4,6 6,25 2,2 2,67 3 5,75 3 5,2 59 ж 23 3 1 2,6 6 3 4,8 1,67 3,67 4,75 2,75 4,2 60 ж 43 3 1,5 3,6 4,8 1,38 5,2 1,67 6,67 5 3,25 3,4 61 немцы м 36 4 5 4,6 3 5,63 5,6 7 7 5 3,5 4,2 62 м 45 4 5,75 9 3,4 3 5,6 6,67 6,67 5,25 3,75 4 63 м 32 4 5 7,2 4,6 4,38 5,2 6,67 3,67 5,25 4,5 2,6 64 м 43 4 6,25 7,2 3 5,5 5,4 4,34 5,34 5,25 5,75 3,2 65 м 34 4 6,5 4,8 3,2 5,75 5,4 5 6 4 3,25 5 66 м 24 4 5,5 5,2 4,8 4,38 5,6 5,34 6,67 4,5 6,25 6,4 67 м 54 4 6,25 3 4,6 6 3,8 5,67 7 3,75 4 6,6 68 м 34 4 5 4,6 3 6,5 6 5,67 6,34 4,25 6 7 69 м 33 4 5 6,8 4,6 4,25 6,4 5,67 5,67 5,25 3,25 6,4 70 м 28 4 3,5 4,6 3,2 4,25 7 5,67 6 5,75 4,5 5,6 71 ж 36 4 5,75 5 3,6 5,63 2,4 4 6,67 4 6 6 72 ж 30 4 6 4,8 4,6 6 5 4,67 7 4,25 5,25 6,4 73 ж 42 4 3,75 3,8 1,8 4,38 5,6 4 5 5,25 5 5,6 74 ж 42 4 7 6,4 1 6,13 6,4 5,67 6 6,25 3,25 3 75 ж 32 4 4,75 5,4 2,2 6,25 6,6 6 6,34 7 4,5 3,6 76 ж 22 4 7 6 2,4 5,63 5,6 4 7 5,25 4,25 4,6 77 ж 53 4 5 6,4 0,8 5,88 4,4 7 6,67 5,75 4,5 2,4 78 ж 30 4 5 5,4 2,6 6 4,2 7 6,67 4,25 5,75 3 79 ж 29 4 7 6,8 4,8 2,88 5,2 6,67 5,67 5,25 6,5 4,6 80 ж 25 4 5,25 5 3,2 4,63 6,4 6,67 6 5 6,25 5,6 сред ЭГ№1 36,1 1 3,91 4,24 4,33 3,18 4,32 4,45 3,203 5,6125 3,375 4,31 сред ЭГ№2 34,4 2 3,89 4,3 2,87 4,59 4,14 4 3,786 5,8375 4,5125 4,45 сред ЭГ№3 34,05 3 1,73 3,19 5,34 3,03 4,01 4,14 3,203 5,425 4,8375 4,29 сред ЭГ№4 35,2 4 5,51 5,6 3,22 5,15 5,39 5,67 6,169 5,025 4,8 4,79 сред ЭГ№1 и2 35,25 1,5 3,9 4,27 3,6 3,88 4,23 4,23 3,495 5,725 3,9438 4,38 сред ЭГ№3 и 4 34,625 3,5 3,62 4,4 4,28 4,09 4,7 4,9 4,686 5,225 4,8188 4,54 ранг ЭГ№1 7 6 2 10 4 3 9 1 8 5 ранг ЭГ№2 8 5 10 2 6 7 9 1 3 4 ранг ЭГ№3 10 8 2 9 6 5 7 1 3 4 ранг ЭГ№4 4 3 10 7 5 2 1 6 8 9 ранг ЭГ№1и2 7 3 9 8 4,5 4,5 10 1 6 2 ранг ЭГ№3и4 10 7 8 9 4 2 5 1 3 6
Таблица 21. Результаты по методике Шварца «профиль личности»
профиль № возраст ЭГ конф трад добр унив самост стим гедон достиж власть безоп 1 рус-нем ГБ м 23 1 0,75 3,75 3 2 2,75 0,67 4 2,75 1 3 2 м 36 1 1,25 3,75 2,75 2,17 3 0,67 3 2,75 0,67 3,2 3 м 34 1 1 3,25 1,75 1,67 2,5 1,34 3,34 2,5 4 3,8 4 м 54 1 1,25 3,5 2,25 3,5 2,25 2 3,34 2,25 3 3,8 5 м 28 1 2,75 2,75 2 3,84 2,25 0,67 2,34 1,5 3 3,4 6 м 34 1 3 3 2,75 1,67 2,5 3 2,67 1,75 2 3,2 7 м 44 1 2,75 3,5 3 1,34 3,25 3 3 2 2,67 3,4 8 м 34 1 2 3,5 3,25 1,5 2 2,67 3,67 2,25 2,34 3,6 9 м 44 1 2,25 4 2,5 1,84 2,25 3 4 2 3,67 3,4 10 м 38 1 2,5 3 2,5 2,17 2,75 2 4 1,75 1 1,4 11 ж 22 1 3 3,25 2,5 1,67 3,25 2,34 3,34 1,75 1,67 3,6 12 ж 35 1 1,5 2,25 2,25 1 3,5 2,34 3,67 2,75 1,34 2,8 13 ж 35 1 2 1,25 2,25 1,5 3 1,67 3 3 0,67 3 14 ж 50 1 1,75 1,75 3 3,5 3 2 2,67 3,25 0,67 3 15 ж 28 1 2,25 2,75 2,75 2,34 2 2,34 2,67 3,5 0,34 3,2 16 ж 40 1 2,75 3 1,25 3 2,25 2,67 3 3 1 3,2 17 ж 40 1 1,25 3,75 0,75 3 2,25 2,67 3 3,25 1,34 2,4 18 ж 32 1 2 4 1,75 2 1,25 2,34 3,34 3,25 1,67 2,8 19 ж 41 1 2,25 3,25 2 3,17 1,75 2 1,67 4 1,34 3 20 ж 30 1 2,5 3 1,25 3,5 1,5 1,67 2,34 4 1 3,6 21 рус-нем ОБ м 22 2 2,75 2,75 2,75 1,5 2 3,67 3 1,25 1 2,4 22 м 45 2 3 3,75 1,25 2 2,25 4 2 2 1 2,6 23 м 35 2 3 3,25 1,75 1,84 1,75 2,67 2,34 1,75 1,34 2,4 24 м 54 2 2,25 3 0,5 1,67 2 3 2,67 2,25 1,67 2,6 25 м 34 2 2,25 3 1 1,5 2,75 3 2,67 1 1,67 3,8 26 м 44 2 2,5 4,5 2,5 1 3,5 1 2,34 1,75 2 1 27 м 34 2 2,5 2 1 1,17 4 3,67 3 2,75 1,67 1,6 28 м 23 2 2,75 2,25 2 0,67 2,5 3 3,34 3,25 1,34 0,4 29 м 28 2 2,75 2,5 1,5 1 3 3,34 1,34 3,5 1,67 0,8 30 м 32 2 2,75 2,75 2 0,84 1,5 3,67 2 3 1,67 2,4 31 ж 25 2 3 3,5 1,25 1,84 2,25 1,34 1,67 3 2 1 32 ж 50 2 2 4 1,75 2,17 2,25 2 2,34 3,25 1,67 2,2 33 ж 30 2 1 3 3,25 2,34 2 1,67 2,67 3,75 2,34 3 34 ж 54 2 1,5 3,25 3,75 2 2,75 2,34 3 2,25 2,67 1,2 35 ж 33 2 2 2,5 3 3,84 3 1 2,34 2,25 3 4 36 ж 50 2 1,75 3 2,25 3,34 3,5 1 1,67 2,5 3 3 37 ж 26 2 2,25 1,25 1,5 2,17 3,5 1,34 3,34 2,75 4 2,6 38 ж 23 2 3 1,75 3,75 2,17 3,25 0,67 3,67 3 4 2,2 39 ж 23 2 4 2 2,75 1,67 3 0,34 4 3 4 2,4 40 ж 23 2 3,75 2,75 3 3 3 0,67 2,67 3,5 3,67 2,8 41 Русские м 34 3 0,5 3 3,5 3,17 2,25 3 3,67 0,75 1,34 0,8 42 м 33 3 1,25 3,25 3,75 2,17 3,5 3 4 1,25 2 1,2 43 м 43 3 1 4 3,25 2,34 3 3 4 1 3 0,4 44 м 42 3 1,5 3 3,25 2 4 3,67 4 1 3,67 0,8 45 м 38 3 1,5 4 3,5 2,67 2,75 3,34 2 1,25 4 0,6 46 м 27 3 1,75 3,75 3,5 3,5 3 4 2,67 1,5 3,34 0,6 47 м 34 3 2,25 4 3 3,67 3,5 4 2,34 0,5 3,67 0,4 48 м 36 3 2,5 3,25 3 3,67 3,5 4 2,34 1 1,34 0,6 49 м 26 3 2,75 3,5 3 3,84 3 3 3,34 0,75 2 1 50 м 45 3 0,5 4 3 3,84 3,75 3 4 1,25 1,67 1,4 51 ж 30 3 2 2,75 2,5 3,84 3 2,67 2 2 0,67 1 52 ж 36 3 1,25 3 2,25 4 3,25 2,34 2,67 2,75 1 0,6 53 ж 32 3 2,25 2,5 2,25 3,5 3,5 2,67 2,34 3 1,34 4 54 ж 40 3 2,75 2,75 2,5 3,34 3,5 3 3,34 1,5 0,67 0,4 55 ж 31 3 3 1,5 1 3,84 4 3 3,67 2,25 2 0,8 56 ж 25 3 1 3 3,5 3,5 2,75 3,34 4 2,25 1,34 1,2 57 ж 30 3 2,25 4 3 3,34 2,25 4 3,67 2,5 1 2,2 58 ж 33 3 3 3,5 2 3 1,5 3 3 3,25 1,34 2,4 59 ж 23 3 2,75 3,25 2,5 3,17 3 4 3,67 1,5 3,67 0,6 60 ж 43 3 3,5 4 2,75 1,84 2,75 3,67 3,67 1,75 4 1,8 61 немцы м 36 4 3,75 3 3,75 1,84 1,75 3,67 2,67 3 0,67 2,8 62 м 45 4 3,75 2,25 1,25 1,67 0,5 4 1,34 3,25 1,34 3 63 м 32 4 4 0,75 2 2 1 1 1 2,25 1 2,6 64 м 43 4 4 1,5 1,5 2,5 0,75 1,67 1 2,5 1,67 2,4 65 м 34 4 4 2 1,75 1,17 3 1,34 1,34 2,75 2 2,6 66 м 24 4 3,5 1,75 1 1,5 3,25 0,67 1,67 3,5 2,34 2,8 67 м 54 4 3,5 2,25 1,25 2 1,75 0,67 1 3,75 1,67 2,4 68 м 34 4 3,25 0,75 1,5 2,84 2,25 1 1,34 2,75 2 3 69 м 33 4 3 4 1,5 2,17 2,75 1,34 1,67 2,5 2,34 3,2 70 м 28 4 3 1,25 1,25 1,5 3,25 0,67 0,67 3 2,67 2,4 71 ж 36 4 3,5 1,75 1,5 1,67 3,75 0,67 2 3,25 3 2,4 72 ж 30 4 3 1 2,5 1,67 3 0,34 1,34 2,75 1,34 1,8 73 ж 42 4 4 1,25 1,25 2,17 3,25 2,67 0,67 2,5 1,67 1,8 74 ж 42 4 3,5 2,75 1,75 2 3,5 2 2,34 3,5 1 2 75 ж 32 4 3,75 3,5 2 1,67 2,5 0,67 2,67 3 1,34 1,8 76 ж 22 4 2,75 2,5 0,75 2 2,75 1 1,67 1,25 1,67 2,4 77 ж 53 4 2,5 1,5 1 3,5 3 1,67 1 2 2 3 78 ж 30 4 1,75 2,25 0,5 2,5 3,25 2,34 2 3 1,34 3 79 ж 29 4 2 2 0,5 1,5 3,25 1,67 1 2,75 1 3,4 80 ж 25 4 3 2,75 0,75 2,67 3,5 1 2,34 3,75 0,67 4 сред ЭГ№1 36,1 1 2,04 3,11 2,28 2,32 2,4625 2,05 3,103 2,663 1,7195 3,14 сред ЭГ№2 34,4 2 2,54 2,84 2,13 1,89 2,6875 2,17 2,604 2,588 2,269 2,22 сред ЭГ№3 34,05 3 1,96 3,3 2,85 3,21 3,0875 3,29 3,22 1,65 2,153 1,14 сред ЭГ№4 35,2 4 3,28 2,04 1,46 2,03 2,6 1,5 1,537 2,85 1,6365 2,64 сред ЭГ№1 и2 35,25 1,5 2,29 2,98 2,2 2,1 2,575 2,11 2,853 2,625 1,9943 2,68 сред ЭГ№3 и 4 34,625 3,5 2,62 2,67 2,16 2,62 2,8438 2,39 2,378 2,25 1,8948 1,89 ранг ЭГ№1 9 2 7 6 5 8 3 4 10 1 ранг ЭГ№2 5 1 9 10 2 8 3 4 6 7 ранг ЭГ№3 8 1 6 4 5 2 3 9 7 10 ранг ЭГ№4 1 5 10 6 4 8 9 2 7 3 ранг ЭГ№1и2 6 1 7 9 4 8 2 5 10 3 ранг ЭГ№3и4 3,5 2 8 3,5 1 5 6 7 9,5 9,5
Приложение 3
Таблица 22. Исследование типов этнической идентичности
№ ЭГ этнониг-м этнич индифф норма этноэгоизм этноизол-я этнофанатизм 1 рус-нем ГБ м 1 9 15 12 16 2 3 2 м 1 11 15 15 8 5 6 3 м 1 13 10 16 13 4 5 4 м 1 14 11 14 10 4 7 5 м 1 9 10 13 19 3 9 6 м 1 10 9 16 12 4 8 7 м 1 16 18 17 14 5 4 8 м 1 13 19 13 18 6 7 9 м 1 14 10 10 12 3 5 10 м 1 11 20 19 14 6 8 11 ж 1 10 15 20 16 2 6 12 ж 1 9 14 14 17 2 7 13 ж 1 6 18 18 13 3 9 14 ж 1 7 9 18 10 5 10 15 ж 1 10 11 14 19 4 3 16 ж 1 11 12 16 10 3 6 17 ж 1 2 14 12 14 4 5 18 ж 1 4 14 13 18 4 2 19 ж 1 3 12 12 12 3 4 20 ж 1 15 20 15 14 2 7 21 рус-нем ОБ м 2 16 12 16 16 4 9 22 м 2 15 13 13 17 5 10 23 м 2 12 14 14 13 6 11 24 м 2 13 14 18 10 3 12 25 м 2 9 12 12 19 4 4 26 м 2 5 12 9 20 5 9 27 м 2 7 9 13 14 3 12 28 м 2 6 4 15 18 4 15 29 м 2 3 6 16 18 5 7 30 м 2 4 8 14 14 3 9 31 ж 2 4 11 13 16 6 3 32 ж 2 5 14 16 17 4 5 33 ж 2 2 12 17 13 2 7 34 ж 2 6 15 13 10 4 4 35 ж 2 2 14 10 19 6 6 36 ж 2 11 16 19 20 4 5 37 ж 2 16 17 20 14 5 10 38 ж 2 14 12 14 18 7 14 39 ж 2 15 3 18 18 3 5 40 ж 2 11 7 17 14 2 9 41 русские м 3 12 11 15 3 3 9 42 м 3 14 12 20 6 6 9 43 м 3 10 9 15 5 4 11 44 м 3 11 4 16 8 7 12 45 м 3 14 6 9 7 5 14 46 м 3 13 5 10 6 8 3 47 м 3 12 2 9 11 11 9 48 м 3 12 6 12 12 14 4 49 м 3 14 5 15 5 2 7 50 м 3 12 8 16 8 7 8 51 ж 3 15 6 6 9 16 9 52 ж 3 16 10 13 10 8 9 53 ж 3 12 11 16 13 2 10 54 ж 3 14 12 9 4 5 11 55 ж 3 16 3 13 6 13 13 56 ж 3 17 6 6 5 6 5 57 ж 3 13 7 19 2 19 8 58 ж 3 14 12 4 7 9 6 59 ж 3 16 16 14 12 10 9 60 ж 3 18 12 12 4 10 12 61 немцы м 4 2 4 13 19 10 2 62 м 4 4 7 14 20 11 7 63 м 4 3 6 14 14 13 4 64 м 4 6 8 14 18 14 5 65 м 4 1 8 15 18 6 8 66 м 4 8 7 15 14 8 3 67 м 4 7 1 10 16 15 5 68 м 4 11 2 10 17 3 4 69 м 4 4 2 11 13 5 8 70 м 4 7 5 12 10 4 3 71 ж 4 9 3 4 3 6 12 72 ж 4 8 4 13 12 12 5 73 ж 4 4 6 4 16 8 9 74 ж 4 5 5 5 15 5 2 75 ж 4 6 3 15 12 3 7 76 ж 4 6 6 2 10 5 4 77 ж 4 10 4 4 19 12 6 78 ж 4 14 5 6 20 4 9 79 ж 4 5 7 19 16 7 6 80 ж 4 2 5 14 20 15 4 сред ЭГ№1 1 9,85 13,8 14,85 13,95 3,7 6,05 сред ЭГ№2 2 8,8 11,25 14,85 15,9 4,25 8,3 сред ЭГ№3 3 13,75 8,15 12,45 7,15 8,25 8,9 сред ЭГ№4 4 6,1 4,9 10,7 15,1 8,3 5,65 сред ЭГ№1 и2 1,5 9,33 12,53 14,85 14,93 3,98 7,18 сред ЭГ№3 и 4 3,5 9,93 6,53 11,58 11,13 8,28 7,28 Приложение 4
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Здравствуйте!
Факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проводит исследование. Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Исследование состоит из 2 тестов, заполнение всех методик займет у Вас не более 30-40 минут. Ознакомьтесь с инструкцией перед началом работы над тестом. Данный опрос проводится анонимно, собранные данные будут представлены в обобщенном виде.
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ
Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.
Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.
Используйте оценочную шкалу отметок от -1 до 7.
Чем выше номер (-1,0,1,2,3,4,5,6,7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие знания отметок:
Отметка «-1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам,
Отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни,
Отметка «3» означает, что ценность важна,
Отметка «6» означает, что ценность очень важна,
Отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.
Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от -1 до 7 (-1,0,1,2,3,4,5,6,7).
Как руководящий принцип моей жизни, это ценность является:
Противоположной
моим принципам Не
важной Важной Очень
важной Высшей
значимости -1 0 1 2 3 4 5 6 7 Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка -1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1
1 ____ РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)
2 ____ ВНУТНРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)
3 ____ СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)
4 ____ УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)
5 ____ СВОБОДА (свобода мыслей и действий)
6 ____ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)
7 ____ ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся о тебе)
8 ____ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)
9 ____ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)
10____ СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)
11____ ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)
12____ БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)
13____ НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)
14____ САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)
15____ УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)
16____ КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)
17____ МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)
18____ УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)
19____ ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)
20____ САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)
21____ ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (права на личное пространство)
22____ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)
23____ СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)
24____ ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)
25____ ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)
26____ МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)
27____ АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)
28____ ИСТИНАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)
29____ МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)
30____ СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2
Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайся различить ценности на сколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности из Списка 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка «7»). Затем выберите ценность, которая противоречит Вашим принципам (отметка -1). Если такой ценности нет, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
Как руководящий принцип моей жизни, это ценность является:
Противоположной
моим принципам Не
важной Важной Очень
важной Высшей
значимости -1 0 1 2 3 4 5 6 7
31 ____ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
32____ СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
33____ ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
34____ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
35____ ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
36____ СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
37____ СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
38____ ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮСРЕДУ (сохраняющий природу)
39____ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
40____ УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
41____ ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (отбирающий собственные намерения)
42____ ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевный)
43____ СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
44____ ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
45____ ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
46____ СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)
47____ ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся)
48____ УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
49____ ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
50____ НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)
51____ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
52____ ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
53____ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
54____ СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
55____ УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
56____ ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57____ ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)
ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.
Очень
похож
на меня Похож
на меня В
некоторой
степени
похож
на меня Немного
похож
на меня Не
похож
на меня Совсем не похож на меня 1. Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать на свой лад. 2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было денег и дорогих вещей. 3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни. 4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает. 5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. 6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне. 7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит. 8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять. 9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он считает, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть. 10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие. 11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности. 12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии. 13. Для него очень важно преуспевать в жизни. Ему нравиться производить впечатление на других людей. 14. Для него очень важно безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы. 15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключения. 16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными. 17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит. 18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким. 19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него. 20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям. 21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок. 22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравиться быть любознательным и пытаться понять разные вещи. 23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него. 24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать настолько он способный. 25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установивш-
имся традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил. 26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя. 27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает. 28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным. 29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых. 30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы жизнь была полна ярких впечатлений. 31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья осень важно для него. 32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие. 33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду. 34. Для него важно быть независимым. Ему нравиться полагаться на себя. 35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка. 36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других. 37.Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него. 38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимания. 39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравиться быть лидером. 40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.
Приложение 5
Бланк методики
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.
Я – человек, который…
Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен 1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам 2. считает, что межнациональные браки разрушают народ 3. часто ощущает превосходство людей другой национальности 4. считает, что права нации всегда выше прав человека 5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения 6. предпочитает образ жизни только своего народа 7. обычно не скрывает своей национальности 8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности 9. часто испытывает стыд за людей своей национальности 10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа 11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную 12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими 13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов 14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации 15. трудно уживается с людьми своей национальности 16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей 17. безразлично относится к своей национальной принадлежности 18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь 19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия 20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов 21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности 22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами 23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории 24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей 25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре 26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур 27. не уважает свой народ 28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу 29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам 30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов
Приложение 6
Анкета
Средний стаж супружеской жизни среди биэтнических семей составляет 15 лет, а в моноэтнических семьях 17 лет.
пол возраст рус-нем ГБ м 23 м 36 м 34 м 54 м 28 м 34 м 44 м 34 м 44 м 38 ж 22 ж 35 ж 35 ж 50 ж 28 ж 40 ж 40 ж 32 ж 41 ж 30 рус-нем ОБ м 22 м 45 м 35 м 54 м 34 м 44 м 34 м 23 м 28 м 32 ж 25 ж 50 ж 30 ж 54 ж 33 ж 50 ж 26 ж 23 ж 23 ж 23 Русские м 34 м 33 м 43 м 42 м 38 м 27 м 34 м 36 м 26 м 45 ж 30 ж 36 ж 32 ж 40 ж 31 ж 25 ж 30 ж 33 ж 23 ж 43 немцы м 36 м 45 м 32 м 43 м 34 м 24 м 54 м 34 м 33 м 28 ж 36 ж 30 ж 42 ж 42
53
55
53
91
биэтнические
биэтнические
биэт
биэт
биэт
биэт
-0,446
П_этнонигилизм
П_гедонизм
0,382
О_достижения
Этнонигилизм
-0,378
-0,331
П_стимуляция
Этническая индиффирентность
Норма
О_самостоятельность
0,316
-0,421
П_традиции
П_традиции
-0,498
0,470
О_универсализм
Этноэгоизм
П_достижения
П_традиции
0,366
0,349
П_конформность
Этнофанатизм
-0,366
-0,538
0,643
-0,497
-430
-0,472
-0,481
-0,449
0,448
-0,544
Этнический нигилизм
П_традиции
-я осведомлен-ть
0,357
0,510
-0,538
0,464
0,375
0,673
0,493
-0,354
-0,604
О_конформность
О_традиции
О_достижение
Этноэгоизм
О_универсализя
О_самостоятельность
О_стимуляция
О_гедонизм
П_универсализм
П_конформизм
П_стимуляция
-0,325
-0,355
П_гедонизм
-0,301
О_универсализм
Норма
-0,371
-0,351
-0,557
-0,462
-0,551
-0,441
0,379
-0,469
-0,475
Этническая индифферентность
О_достижение
-я осведомлен-ть
О_самостоятельность
Этнофанатизм
О_стимуляция
О_традиции
О_универсализм
О_гедонизм
1.Алишев Б.С. Этинокультурные различия в ценностях татар и русских // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С.13-16.
2.Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Материалы 3-й межвузовской научн. конф. СПб., 1999.
3.Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках //Thesis: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.6. - М.: Знание, 1994 – 234 с.
4.Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Социализация в разных культурах и у разных народов//Этническая социализация подростка. – М.: Академия, 2000. – С. 52-74
5.Верещагина А.В. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация. Диссерт. на соиск. уч. степени канд.социолог.наук. Ростов-на-Дону, 2003.
6.Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 112 с.
7.Гармаева Т.В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. СПб, 2003, с. 346-359
8.Городецкая И.М., Блохин А.Б. Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар - Ростов-на-Дону: Аттика, 2003 – 18 с.
9.Данные из хозяйственных книг сельсоветов. См.: Тер-Саркисянц А.Е. Этнокультурный облик армян Северного Кавказа: история и современность // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995.
10.Дворникова Е.И. Культура. Идентичность. Толерантность: монография / науч. ред. Л.Л.Редько. М.: Илекса, 2007. 320 с.
11.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М.: Изд-во КСП, 1996. – 327 с.
12.Егидес А. П. Оптимизация психотехники общения и отношений в проблемном супружестве // Этика и психология семейной жизни. Метод, реком. к спецкурсу для студ. педвуза. М., 1997.
13.Жидкова И. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка//Школьный психолог. - 1999. - N31. - С.2-3
14.Заковоротная М.В. Идентичность человека – М: Знание, 2004 – 243 с.
15.Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С.23-25
16.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности – Спб: Речь, 2004 – 72 с.
17.Ким, К.В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей / К.В. Ким // Вестник Санкт-Петербургского университета : Научно-теоретический журнал : Издается с августа 1946 года / Ред. Л.А. Вербицкая. – Санкт-Петербург : Типография Издательства СПбГУ,
18.Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Наука, 1988 – 340 с.
19.Козлова А Два берега у одной реки http://www.evrazia.org/article/1362
20.Кон И. С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М.: Наука, 2000 – 96 с.
21.Кон И.С. Этнография родительства//Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 442-479
22.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с
23.Крысько В.Г. Этническая психология. М: Знание, 2008 – 305 с.
24.Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. № 2. С.25-35.
25.Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье//Психологический журнал. – 1992. – №6. – С. 35-42
26.Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика. – М., 1985. – С.138-153
27.Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. с.34-36
28.Лопухова О.Г. Особенности становления гендерного образа «Я» у девушек и юношей татарской и русской национальностей // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С. 98-101.
29.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
30.Поплавская Т.Н. Генезис менталитета личности в национальной культуре. – М., 2005.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
32.Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 1992.
33.Сатир В. Психотерапии семьи. СПб.: Речь, 2000.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.
34.Серый А. В. Ценностно-смысловая сфера личности / А. В Серый, М. С. Яницкий //Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -
35.Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе // Социс, 2007. - №2
36.Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества//Советская этнография. – 1982. - №1. – С.80-88
37.Солдатова Г.У. Этническое самосознание и этническая идентичность// Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003. – С.189-196
38.Стефаненко Т.Г Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности - М.: Институт психологии РАН, «академический проспект», 1999. – 240 с.
39.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «академический проспект», 1999. – 320 с.
40. Стефаненко Т.Г Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.,1995. С.53-57.
41.Сусоклов О.А. Этносоциология. – М.: ИНФРА-М, 2005.
42.Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М.: Наука, 1981 – 256 с.
43.Типы этнической идентичности http://publication.dvorec.ru/page.php?AIM=18&AIP=14&s_IS=8810
44.Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. - Казань: Форт-Диалог, 1999. - 163 с.: табл. - Библиогр.: с.89-102.
45.Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния//СОЦИС. – 1995 – №7
46.Феномен разнорасовых семейно-брачных отношений // Гендерные исследования в Африканистике: Матер. VIII конф. африканистов. - М., 2000. - С.149-174.
47.Харли У. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.
Эйдемилер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.
48.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
49.Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. 1994. № 4. С.45-56.
50.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. Издательская группа «Прогресс». 1996- 344 с.
51.Юнг К.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991 –304 с.
52.Юстин А.Г. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
1.Stephen W.G., Ageev V.S., Stephen С W., Abalakina M., Stefanenko Т., Coates-Shrider L. Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples// Social Psychology Quarterly. 1993. Vol. 56 (1). P.54-64.
2.Stephen W.G., Ageev V.S., Stephen С W., Abalakina M., Stefanenko Т., Coates-Shrider L. Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples// Social Psychology Quarterly. 1993. Vol. 56 (1). P.54-64
3.Tajfel H., Turner J. С The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. by S.Worchel, W.GAustin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P.7-24.
Вопрос-ответ:
Какие особенности идентичности могут быть у биоэтнических семей?
В биоэтнических семьях могут наблюдаться различные особенности идентичности. Супруги могут сохранять свою этническую идентичность и передавать ее детям, а также формировать новую общую идентичность на основе обоих этнических культур. У каждого из супругов могут быть свои ценности, обычаи и традиции, которые могут влиять на супружеские отношения и воспитание детей. Также в биоэтнических семьях может возникать необходимость приходить к компромиссам и учитывать различия в культурных практиках и ценностях.
Что такое этническая идентичность?
Этническая идентичность - это ощущение принадлежности к определенной этнической группе, осознание и признание своей этнической принадлежности. Она формируется под влиянием культуры, языка, образа жизни и традиций определенной этнической группы. Этническая идентичность может быть важной частью личности и иметь влияние на мировоззрение, ценности и поведение человека.
Что такое ценностные ориентации в биоэтнических семьях?
Ценностные ориентации в биоэтнических семьях - это совокупность ценностей, принятых в данной семье, которые могут быть связаны с этнической идентичностью и культурными традициями обоих супругов. Эти ценности могут влиять на принятие решений, установление приоритетов, воспитание детей и формирование семейных отношений. Ценностные ориентации могут отличаться в разных биоэтнических семьях в зависимости от культурных практик и традиций каждого из супругов.
Какие особенности семейных отношений существуют в биоэтнических семьях?
Одной из особенностей семейных отношений в биоэтнических семьях является совместное существование и интеграция двух различных этнических культур. Это может приводить к возникновению конфликтов и трудностей в семейных отношениях, а также требовать от супругов толерантности, взаимопонимания и уважения к культурным традициям и ценностям партнера.
Что такое этническая идентичность?
Этническая идентичность - это совокупность традиций, ценностей, обычаев и языка, которые формируют принадлежность человека к определенной этнической группе. Эта идентичность может влиять на самосознание человека, его поведение и отношения с окружающими.
Как формируются ценностные ориентации в биоэтнических семьях?
Ценностные ориентации в биоэтнических семьях формируются под влиянием двух различных этнических культур. Супруги могут привносить в семью различные ценности, которые они усвоили в своей культуре. Это может приводить к дискуссиям и конфликтам, однако также может обогатить семейную жизнь и расширить кругозор супругов и их детей.
Какие затруднения могут возникать в семейных отношениях биоэтнических семей?
В семейных отношениях биоэтнических семей могут возникать затруднения из-за различий в ценностях, обычаях и традициях супругов. Не всегда легко совместить две разные культуры, и это может вызывать конфликты и непонимание. Кроме того, супруги могут сталкиваться с предубеждениями и дискриминацией со стороны общества.
Какие особенности у этнической идентичности в биэтнических семьях?
В биэтнических семьях особенности этнической идентичности связаны с тем, что каждый из супругов имеет свою этническую принадлежность, что может вызывать конфликты и напряженность в отношениях. Также важно отметить, что дети в таких семьях получают двойное наследие культуры и традиций.
Что такое этническая идентичность?
Этническая идентичность - это сознание принадлежности к определенной этнической группе, осознание собственного наследия, традиций, культуры и языка этой группы. Этническая идентичность может повлиять на ценностные ориентации, супружеские отношения и социальные связи.