Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 36 36 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 07.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 1
1. Современные экономические системы и необходимость государственного регулирования экономической деятельности 4
1.1 Положительные и отрицательные стороны современной рыночной системы 4
1.2 Необходимость государственного регулирования рыночной системы 7
2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики 14
3. Государство и рынок в условиях российской экономики: тенденции и противоречия 21
3.1 Соотношение рынок и государство в российской экономике 21
3.2 Перспективы развития экономической системы России 28
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Также с октября 1992 года по июль 1994 года проводилась ваучерная приватизация. Ее целью являлось создать в РФ класс собственников. Российская приватизация проходила в два этапа. С 1992 г до первой половины 1994г. – так называемая малая приватизация, охватившая 70% предприятий..Рисунок 1. Результаты приватизации в 1994г.Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за С середины 1994г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства..Таким образом, мы видим, что в результате первых реформ не была достигнута главная задача, а именно, достижение макроэкономической стабилизации. Но были и положительные итоги первых реформ, например, начало формирования рыночного механизма ценообразования, путем насыщения потребительского рынка товарами.В 1992 году прошел 7 съезд народных депутатов России, на котором деятельность правительства была признана неудовлетворительной, в связи с чем, произведена отставка Е. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства стал В.С. Черномырдин, бывший руководитель газовой промышленности СССР. Эта смена власти привела к тому, что в 1994 году правительство с В.С. Черномырдиным во главе сосредоточилось на привлечении в страну иностранных инвестиций, развитии, путем поощрения, частного предпринимательства и стабилизации уровня жизни населения.11 октября 1994 года произошла финансовая катастрофа, получившая название «черный вторник». Ей в течение года предшествовал рост рублевой денежной массы, который был выше, чем цены. В связи с этим, правительство РФ и ЦБ активно выделяли средства на погашение бюджетного дефицита страны. При этом, из-за давления торгово-промышленных лобби и импортеров, ЦБ неоправданно завысил курс рубля. Именно поэтому, в период с января по август курс рубля снизился на 47 % по отношению к доллару, а цены, одновременно с этим, выросли на 61%. Это создало иллюзию благополучия, так как импорт дешевел, но развязка не заставила себя ждать. 11 октября 1994 года произошел обвал курса рубля. Курс доллара вырос более чем на 27% всего за один день. Это привело к тому, что на смену инфляции пришли хронические невыплаты зарплат и пенсий, а уровень социальной напряженности вырос еще.Наряду с другими недостатками экономики 90-х годов, существенной доработки требовала банковская система. Она паразитировала за счет использования государственных средств, вместо того, чтобы развиваться с помощью финансирования и обслуживания российской экономики. Это выражалось в том, что коммерческие банки в 1995 году предложили правительству кредиты под залог акций важнейших государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности. Если говорить об агропромышленном секторе страны, то следует отметить, что развитие рыночных отношений затрону и его. Из существовавших 25 тыс. колхозов две трети были преобразованы в кооперативные, акционерные и частные сельскохозяйственные предприятия. Крестьяне получили в собственность земли и имущество для развития фермерских хозяйств, пик которых пришелся на 1992 год. Но фермерство не получило широкого распространения по нескольким причинам, одна из которых – затягивание принятия закона о частной собственности на землю.Если проанализировать основной показатель развития экономики ВВП, то можно наблюдать его стремительное падение на начальных этапах перехода к рынку.Рис. 2 Динамика ВВП 1990-2015 гг.Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что экономика нашей страны в 90-е годы прошла много испытаний, и этот период на рубеже двух веков был для нее очень тяжелым. Тем не менее, начиная уже с 1999 года, наблюдается снижение инфляции и рост промышленного производства, что свидетельствует о финансовом и экономическом оживлении. Вскоре после своего избрания на должность Президента РФ, 7 мая 2000 года, В.В. Путин провозгласил уничтожение необоснованных привилегий олигархов, захвативших экономические рычаги давления в 1990-е годы, и их удаление от власти. В этом же году, Министерством экономического развития торговли, был подготовлен очень подробный документ, описывающий стратегические приоритеты экономической политики страны на период до 2010 года – «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу». В 2001 году, вскоре после избрания В.В. Путина был создан Комитет по финансовому мониторингу. Целью этого органа власти является отслеживание финансовых потоков в стране и выявление предпринимателей, которые не платят налоги или получают прибыль незаконно. В условиях постепенно создаваемой и укрепляемой рыночной экономики не допускается существование монополий, как это было в СССР. Исключением являются естественные монополии, к ним относятся монополия на нефть, газ, электроэнергетику, жилищно-комунальное хозяйство, железнодорожные перевозки. В 2000-2002 годах производилось укрепление и преобразование в управлении этими монополиями.На пути становления в России рыночной экономической системы помимо очевидных экономических препятствий существуют также социальные. Они заключаются в том, что у многих представителей старшего и среднего поколения не получили поддержку рыночные отношения. Помимо этого, в условиях современной экономики, также высок процент маргинальных элементов.Итак, рассмотрев проблемы становления и развития российской экономической системы, проанализировав события, приведшие нас к тому типу экономики, который сейчас существует, мы можем перейти непосредственно к рассмотрению перспектив развития экономики России.3.2 Перспективы развития экономической системы РоссииНа протяжении определенного времени экономика России считалась переходной, так как претерпевала изменения, совершала переход от командно-административной экономической системы к рыночной экономике. Этот период был долгим и тяжелым, но он завершился. В этой части работы мы рассмотрим дальнейшие перспективы развития экономики нашей страны.Главным фактором, влияющим на ее развитие, остается внешняя политика, именно поэтому нахождение новых партнеров для экспорта и импорта товаров в условиях действия санкций Запада становится первостепенной задачей нашего государства.Для большинства развивающихся стран высокие темпы роста являются основным условием повышения уровня благосостояния. Для развитых стран колебания в темпах роста менее важны, а макроэкономическая устойчивость скорее существенна для среднего класса и политических процессов, поскольку бедность в целом преодолена. Для стран типа Бразилии и России, а также, например, для Испании и Польши важны устойчивая динамика и уверенность в перспективах, поскольку они испытывают сложности выхода из «ловушки среднего уровня развития». Рост ВВП не всегда гарантирует позитивные социально-экономические процессы (например, снижение неравенства), но растущая экономика создает условия для повышения уровня благосостояния, осуществления социальных программ, ликвидации бедности, развития науки и образования, роста инвестиций в формирование человеческого капитала.К концу 2016 года сложность мировой ситуации и неопределенность многих факторов развития вызвали необходимость разработки новой программы реформ и стратегии развития России. Любые существующие на данный момент социально-экономические прогнозы роста российской экономики на период до 2030 года должны восприниматься с учетом двух ключевых параметров: ожидаемого уровня мировых цен на нефть и возможных структурных реформ для оживления роста. Новую экономическую модель необходимо направить на стабильное развитие страны, на выполнение социальных гарантий, на обеспечение обороноспособности. И на такие отрасли, как: сельское хозяйство; здравоохранение; образование. Ориентация на внутренне потребление в сочетании с развитием экспортных отраслей - еще одна задача при построении новой экономической модели России. Экспортные отрасли должны обеспечить за счет своих прибылей проведение диверсификации экономики, базирующейся на развитии наукоемких отраслей. Новая экономическая модель должна решить следующие задачи: увеличение темпов экономического роста; обеспечение полной занятости населения; отсутствие инфляции; стимулирование высокопроизводительного труда; сглаживание социального неравенства. Земля и недра земли остаются в ХХ1 веке собственностью государства. За использование земли и ее недр частными лицами или иностранными компаниями граждане России вправе получать определенную ренту. Формы собственности на средства производства могут быть разные, если это способствует реализации планов по развитию экономики страны. В рамках промышленной и аграрной политики должны учитываться приоритеты распределения финансовых ресурсов. Исходя из государственных приоритетов и бизнес - планов производителей, необходимо составлять межотраслевой баланс оптимального развития. И только на этой основе осуществлять государственное регулирование сложившейся рыночной системы.ЗаключениеВ любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.Современная экономика России представляет собой соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации так и рыночных компонентов, но не столько в их современном виде сколько в состоянии полутора вековой давности. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда – важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Формирование российской модели рыночной экономики происходило под влиянием следующих основных факторов геополитического характера, исторических особенностей развития России, специфики правового поля, монополизма экономики, ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны; перекосов в развитии основных отраслей экономики; дифференциации в экономическом развитии регионов; тесным переплетением экономической, политической и криминальной власти; а также российского менталитета.В результате рыночная система российской экономики имеет массу институциональных ловушек, которые не дают в полной мере раскрыть преимущества, в то время как недостатки рыночной координации ощутимы не только на начальных этапах становления рыночных отношений в России, но и в настоящее время.Тем не менее, на правительственном уровне осознанна необходимость преобразования складывающейся рыночной системы и разработка ее новой модели.Список использованных источников и литературыО свободе торговли: указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. №65// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 290Анохин Л.М. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №11(366). – С. 24Антонов И. Ю. Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления // Бизнес в законе. — 2013. — № 1. — С. 194-195.Бузгалин А. В. Российская экономическая система как мутация позднего капитализма / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Альтернативы. – 2014. – №1. – Горев В. П. Трансформация предкризисной модели роста экономики России : проблемы и пути формирования // Экономика и управление : рос. науч. журн. — 2013. — № 2. — С. 78-79.Дейкин А. И. Кейнсианское лицо либеральной экономики США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2011. — № 11. — С. 62-90.Зиядуллаев Н. С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — N 6. — С. 3-10.Кудров В. М. Россия: роль политической воли в формировании рыночной модели экономики // Современная Европа. — 2011. — N 3. — С. 46-59.Кульков В. Проблемы формирования российской экономической модели // Экономист. — 2010. — N 11. — С. 94-96.Лившиц, А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал /А. Лившиц 2013 - №10-№12Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2010Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики /А. Ревенков – М.: Экономист, 2014.Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. / М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2014.-456 с.Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4-19.Сорокин Д. Е. Преобразование экономической системы России / Д. Е. Сорокин // Проблемы современной экономики. – 2014. – №3(51). – С. 46–49.Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4-19.Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. / «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». М., Институт экономики РАН. — М.: 2017.Шамахалов Ф. Государство и экономика. – М. 2016Яремчук, Н.В. Экономическое развитие современной России /Н.В. Яремчук – М, 2015.Еникеева П.Д. «Особенности российской экономической модели и перспективы ее развития» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17).Ефимова Л.А «Особенности функции общественного благосостояния в экономической системе России»// Финансы и кредит. 2015. № 2 (626). С. 57-66.

1. О свободе торговли: указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. №65// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 290
2. Анохин Л.М. Государство и перспективы социального рыночного хозяйства в России / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №11(366). – С. 24
3. Антонов И. Ю. Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления // Бизнес в законе. — 2013. — № 1. — С. 194-195.
4. Бузгалин А. В. Российская экономическая система как мутация позднего капитализма / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Альтернативы. – 2014. – №1. –
5. Горев В. П. Трансформация предкризисной модели роста экономики России : проблемы и пути формирования // Экономика и управление : рос. науч. журн. — 2013. — № 2. — С. 78-79.
6. Дейкин А. И. Кейнсианское лицо либеральной экономики США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2011. — № 11. — С. 62-90.
7. Зиядуллаев Н. С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — N 6. — С. 3-10.
8. Кудров В. М. Россия: роль политической воли в формировании рыночной модели экономики // Современная Европа. — 2011. — N 3. — С. 46-59.
9. Кульков В. Проблемы формирования российской экономической модели // Экономист. — 2010. — N 11. — С. 94-96.
10. Лившиц, А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал / А. Лившиц 2013 - №10-№12
11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2010
12. Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики / А. Ревенков – М.: Экономист, 2014.
13. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. / М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2014.-456 с.
14. Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4-19.
15. Сорокин Д. Е. Преобразование экономической системы России / Д. Е. Сорокин // Проблемы современной экономики. – 2014. – №3(51). – С. 46–49.
16. Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4-19.
17. Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. / «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». М., Институт экономики РАН. — М.: 2017.
18. Шамахалов Ф. Государство и экономика. – М. 2016
19. Яремчук, Н.В. Экономическое развитие современной России / Н.В. Яремчук – М, 2015.
20. Еникеева П.Д. «Особенности российской экономической модели и перспективы ее развития» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17).
21. Ефимова Л.А «Особенности функции общественного благосостояния в экономической системе России»// Финансы и кредит. 2015. № 2 (626). С. 57-66.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет государственное вмешательство в экономику?

Государственное вмешательство в экономику играет роль регулятора, который старается создать условия для стабильного и устойчивого развития экономической деятельности. Оно может быть необходимо для решения различных экономических проблем, таких как инфляция, безработица, дефицит или перенасыщение на рынке товаров и услуг.

Какие положительные стороны имеет современная рыночная система?

Современная рыночная система позволяет свободно размещать ресурсы, способствует конкуренции и инновациям, способна обеспечить эффективное функционирование экономики и рост производительности. Она создает условия для развития предпринимательства, роста доходов и повышения благосостояния общества в целом.

Почему необходимо государственное регулирование рыночной системы?

Государственное регулирование рыночной системы необходимо, чтобы предотвратить экономические кризисы, защитить интересы потребителей, бороться с монополиями и недобросовестной конкуренцией, а также обеспечить социальную справедливость и устойчивое развитие экономики. Рыночная система имеет свои ограничения и недостатки, которые могут быть преодолены только с помощью государственного регулирования.

Какие формы и методы государственного регулирования рыночной экономики существуют?

Существует несколько форм и методов государственного регулирования рыночной экономики. Это могут быть налоговая политика, монетарная политика, антимонопольное регулирование, государственные закупки, социальные программы, правовое регулирование и многое другое. Каждая из этих форм и методов имеет свои цели и инструменты, которые используются для регулирования экономики в целом или отдельных отраслей.

Зачем государству вмешиваться в экономику?

Государственное вмешательство в экономику является необходимым для решения таких задач, как обеспечение стабильности и устойчивого развития экономики, защита прав и интересов граждан, поддержка социального равенства, регулирование рыночных процессов и преодоление монополий.

Какие положительные и отрицательные стороны современной рыночной системы?

Положительные стороны современной рыночной системы включают свободу предпринимательства, конкуренцию, инновации и развитие экономики. Однако среди отрицательных сторон можно выделить возможность возникновения монополий, социальную несправедливость, экологическое разрушение и неэффективное использование ресурсов.

Почему необходимо государственное регулирование рыночной системы?

Государственное регулирование рыночной системы необходимо для исправления недостатков рынка, обеспечения равенства возможностей, защиты прав и интересов граждан, поддержки слабых социальных групп, решения общественных проблем, таких как загрязнение окружающей среды, и обеспечения стабильности и устойчивого развития экономики.

Какие формы и методы государственного регулирования рыночной экономики существуют?

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики могут включать в себя налоговую политику, монетарную политику, фискальную политику, регулирование цен и тарифов, антимонопольное регулирование, социальное обеспечение, поддержку отраслей, инфраструктурные инвестиции и другие инструменты.