Понятие таможенного правоотношения,егоэлементы.Классификация таможенных правоотношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное право
  • 32 32 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 06.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………….…………….…………….…………….…………….………3
1. Общая характеристика таможенных правоотношений……………………5
1.1. Понятие и элементы таможенных правоотношений…………….…………5
1.2. Субъекты таможенных правоотношений…………….…………….………6
2. Современное состояние таможенных правоотношений…………….……14
2.1. Правовая характеристика таможенных правоотношений………………14
2.2. Практика разрешения судами, возникающих их таможенных правоотношений…………….…………….…………….…………….……………17
Заключение…………….…………….…………….…………….…………….……28
Список литературы и нормативно-правовых актов…………….……………….30
Фрагмент для ознакомления

В 2018 г. рассматривалось 81 дело: приняты решения по 16 делам – в пользу таможенного органа, по 14 – не в пользу. В 2017 г. в арбитражных судах было 54 дела, из них 7 – рассмотрено в пользу Воронежской таможни, 9 – не в пользу таможенного органа9 . При рассмотрении споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, суды должны исходить из п. 1 ст. 38 Таможенного кодекса, закрепившего, что положения гл. 5 «Таможенная стоимость товаров» основаны на общих принципах и правилах, установленных ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению ст. VII ГАТТ 1994. Кроме того, при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации, принимаемые в соответствии с п. 2 ст. 18 Соглашения по применению ст. VII ГАТТ 1994. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (также таможенным представителем) требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). При рассмотрении споров о классификации товаров необходимо руководствоваться положением п. 2 ст. 19 ТК ЕАЭС о том, что Международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ. Гармонизированная система функционирует на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., участником которой является Российская Федерации. Как подчеркивается в постановлении Пленума, участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией. В постановлении Пленума содержится указание на обязательное применение принципа поддержания доверия к закону и действиям государства. Так, установленный при рассмотрении дела факт того, что в федеральном бюджете находились излишне уплаченные (взысканные) таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, авансовые платежи, превышающие по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, является основанием для вывода об отсутствии оснований для взимания пени в дополнение к задолженности по таможенным платежам, поскольку потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов и требующих компенсации, в этом случае не имеется. С учетом установленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 35 и ч. 1 ст. 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет. В целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (ч. 11 ст. 67 ФЗ № 289, а до начала ее применения – ч. 6 ст. 147 ФЗ № 311). Постановлением Пленума предусмотрено, что, принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (ст. 30 ФЗ № 289, а до начала ее применения – ст. 117 ФЗ № 311) до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа. Взыскание таможенных платежей, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по общему правилу производится в судебном порядке (ч. 5 ст. 71 ФЗ № 289). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Порядок и сроки обращения в суд с требованиями к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, либо к физическим лицам, имеющим статус индивидуальных предпринимателей, но возникшими вне связи с ведением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, определяются в соответствии с КАС РФ. Воронежской таможней, как правило, подаются административные исковые заявления о взыскании с физических лиц таможенных платежей и пени в связи с невывозом временно ввезенных транспортных средств для личного пользования. Так, в период с 1 января по 30 сентября 2019 г. было подано 16 заявлений. Судом вынесено 6 решений, все – в пользу таможенного органа. В 2018 г. по КАС РФ предъявлено 21 административное исковое заявление: по 14 – вынесено решение о взыскании таможенных платежей и пени, 1 решение – не в пользу Воронежской таможни. В 2017 г. – 24 административных исковых заявлений, по 9 – решения в пользу таможенного органа. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при разрешении споров, возникающих из таможенных правоотношений, судами применяется целая система основополагающих принципов, которая включает: – общие принципы права; – нормы – принципы Конституции Российской Федерации; – принципы таможенного регулирования, закрепленные в общих международных договорах, в частности в Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., действующей в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.; Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1994 г., Соглашении по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.; рекомендациях Всемирной таможенной организации; и др.; – принципы таможенного регулирования, сформулированные в нормах права Евразийского экономического союза, в частности, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и ТК ЕАЭС, являющимся приложением № 1 к Договору о ТК ЕАЭС от 11 апреля 2017 г.; – принципы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании.ЗаключениеРезюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы по нашему исследованию:1. властным субъектом данных правоотношений обязательно являются таможенные органы государства, на территории которого они возникают. Их цель и функции направлены на обеспечение установленного порядка перемещения товаров и (или) осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. 2. основной метод регулирования таможенных правоотношений - императивный, хотя можно говорить и о методе правового регулирования. 3. объектом таможенного правоотношения является установленный государством порядок реализации относительного права, связанного с перемещением товаров через таможенную границу. 4. порядок возникновения и прекращения таможенных правоотношений, права и обязанности их субъектов регулируются большим количеством различных нормативных актов, в числе которых ТК ЕАЭС, таможенное законодательство Российской Федерации, а также нормативные правовые акты, изданные органами, уполномоченными в области таможенного дела на территории Российской Федерации. 5. исходя из признаков субъектов таможенного права и особенностей таможенных отношений, сформулируем понятие субъект таможенного права. Субъект таможенного права – это лицо-участник общественных отношений, которое за своими особенностями фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей в отрасли таможенного дела и реально принимать участие в таможенных правоотношениях в силу юридических норм6. необходимо при приведении Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в соответствие с положениями ТК ЕАЭС закрепить в законодательстве следующее определение таможенных правоотношений: «Таможенные правоотношения представляют собой регулируемые международными нормативными актами, а также нормами различных отраслей права Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в связи с необходимостью осуществления лицами действий, направленных на реализацию норм таможенного права, при участии и (или) под надзором таможенных органов России».Список литературы и нормативно-правовых актовТаможенный кодекс Евразийского экономического союза (Пприложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11.04.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2.- 420 с..Бакаева О. Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов РФ / под ред. Н. И. Химичевой. Саратов, 2002. – 210 с.Горбунова О.Е., Сынкова Е.М.Общая характеристика нарушения таможенных правил // В сборнике: Административное и финансовое право: современное состояние и перспективы развития Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – 2018.- С. 58-61.Гравина А. А. Таможенное законодательство : судебная практика / А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. М., 1998. – 320 с.Демичев А.А. Таможенные правоотношения: / А. А. Демичев, А. С. Логинова. - СПб: Интермедия, 2017.- 420 с.Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть: учеб. пособие. М.: Спарк, 1995.- 270 с.Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях. / Т.Е. Колумбекова. // TerraEcоnоmics. – №3. – Т. 3. – 2013.- С. 80-85.Ксенофонтова Е. М. Основы таможенного регулирования / Е. М. Ксенофонтова. - СПб.: СПбГЭУ, 2018.- 310 с.Левина М.С., Паулов П.А. Правовое значение форм таможенного контроля// Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта. 2014. № 1. С- С. 94-102.Матвеева Т. А. Влияние норм Конституции Российской Федерации на развитие таможенного законодательства // Юридические записки. Воронеж, 2005. Вып. 18: Современный этап развития российского государства : на пути к «сильному» или правовому государству? – С. 195-199.Матвеева Т. А. О формировании таможенного права России // Российское государство и правовая система : современное развитие, проблемы, перспективы / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999. – 794 с.Матвиенко Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов // Современное налогово е регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2012.- 320 с.Матузов Н. И. Правовая система и личность / Матузов Н. И. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 1987.- 120 с.Маховикова Г.А. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2018.- 460 с.Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции. / А.А. Оразалиев. // Управление экономическими системами. – №5. – 2014.- С. 10-16.От первого Таможенного кодекса Российской Федерации до Таможенного кодекса Евразийского экономического союза : (вступит. статья) // Матвеева Т. А. Таможенное право : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М., 2019. – С. 5-15.Ревина С.Н., Паулов П.А., Сидорова А.В. Теоретические основы закрепления и развития таможенного законодательства России// Самарский Государственный Экономический Университет -2017. – С. 15-20.Сандровский К. К. Международное таможенное право : учебник. 2-е изд., испр. Киев, 2001. – 270 с.Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Теоретико-правовые основания обособления таможенного права в системе права // Современное право. 2015. № 8. - С. 20-25.Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении : монография / Халфина Г. О. – М., 1974.- 320 с.

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Пприложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11.04.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
2. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V «О государственных услугах». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
3. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон от 22.10.2014 № 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

8. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2.- 420 с..
9. Бакаева О. Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов РФ / под ред. Н. И. Химичевой. Саратов, 2002. – 210 с.
10. Горбунова О.Е., Сынкова Е.М.Общая характеристика нарушения таможенных правил // В сборнике: Административное и финансовое право: современное состояние и перспективы развития Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – 2018.- С. 58-61.
11. Гравина А. А. Таможенное законодательство : судебная практика / А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. М., 1998. – 320 с.
12. Демичев А.А. Таможенные правоотношения: / А. А. Демичев, А. С. Логинова. - СПб: Интермедия, 2017.- 420 с.
13. Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть: учеб. пособие. М.: Спарк, 1995.- 270 с.
14. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях. / Т.Е. Колумбекова. // TerraEcоnоmics. – №3. – Т. 3. – 2013.- С. 80-85.
15. Ксенофонтова Е. М. Основы таможенного регулирования / Е. М. Ксенофонтова. - СПб.: СПбГЭУ, 2018.- 310 с.
16. Левина М.С., Паулов П.А. Правовое значение форм таможенного контроля// Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта. 2014. № 1. С- С. 94-102.
17. Матвеева Т. А. Влияние норм Конституции Российской Федерации на развитие таможенного законодательства // Юридические записки. Воронеж, 2005. Вып. 18: Современный этап развития российского государства : на пути к «сильному» или правовому государству? – С. 195-199.
18. Матвеева Т. А. О формировании таможенного права России // Российское государство и правовая система : современное развитие, проблемы, перспективы / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999. – 794 с.
19. Матвиенко Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов // Современное налогово е регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2012.- 320 с.
20. Матузов Н. И. Правовая система и личность / Матузов Н. И. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 1987.- 120 с.
21. Маховикова Г.А. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2018.- 460 с.
22. Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции. / А.А. Оразалиев. // Управление экономическими системами. – №5. – 2014.- С. 10-16.
23. От первого Таможенного кодекса Российской Федерации до Таможенного кодекса Евразийского экономического союза : (вступит. статья) // Матвеева Т. А. Таможенное право : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М., 2019. – С. 5-15.
24. Ревина С.Н., Паулов П.А., Сидорова А.В. Теоретические основы закрепления и развития таможенного законодательства России// Самарский Государственный Экономический Университет -2017. – С. 15-20.
25. Сандровский К. К. Международное таможенное право : учебник. 2-е изд., испр. Киев, 2001. – 270 с.
26. Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Теоретико-правовые основания обособления таможенного права в системе права // Современное право. 2015. № 8. - С. 20-25.
27. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении : монография / Халфина Г. О. – М., 1974.- 320 с.

Вопрос-ответ:

Что такое таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение - это сфера отношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности (физическими и юридическими лицами) и таможенными органами при осуществлении таможенной деятельности. Оно включает в себя правовые, экономические и организационные аспекты взаимодействия между этими участниками.

Какие элементы входят в таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение состоит из нескольких элементов. Во-первых, это субъекты - участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы. Во-вторых, это объект - товары, которые пересекают таможенную границу. В-третьих, это правила и нормы, регулирующие взаимодействие между субъектами. В-четвертых, это правовые последствия - установление таможенных пошлин, контроль за перемещением товаров и т.д.

Кто является субъектами таможенных правоотношений?

Субъектами таможенных правоотношений являются участники внешнеэкономической деятельности (физические и юридические лица), которые осуществляют импорт, экспорт или транзит товаров через таможенную границу. Также субъектами являются таможенные органы, которые осуществляют контроль за перемещением товаров и установляют таможенные пошлины.

Какова правовая характеристика таможенных правоотношений?

Таможенные правоотношения строятся на основе законодательства, которое регулирует таможенную деятельность. Они подчиняются нормам международного права и национальным законам в области таможенного дела. Правовая характеристика таможенных правоотношений включает в себя установление правил таможенного оформления, определение таможенных пошлин и сборов, применение мер таможенного контроля и т.д.

Что такое таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение - это сфера отношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами при совершении таможенных операций. Оно регулируется нормами таможенного права и имеет свои специфические элементы.

Какие элементы входят в таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение включает в себя три основных элемента: объект, субъекты и содержание. Объектом является товар, проходящий через таможенную территорию. Субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы. Содержание таможенного правоотношения определяется правовыми нормами, регулирующими таможенные операции.

Какими могут быть субъекты таможенного правоотношения?

Субъектами таможенного правоотношения могут быть участники внешнеэкономической деятельности, такие как импортеры, экспортеры, транспортные компании, таможенные брокеры и т.д., а также таможенные органы, которые осуществляют контроль и регулирование таможенных операций и соблюдение таможенного законодательства.

В чем заключается практика разрешения споров в таможенных правоотношениях?

Практика разрешения споров в таможенных правоотношениях осуществляется судами. Возникающие споры связаны с различными нарушениями таможенного законодательства, в том числе неправильной классификацией товаров, неправильным определением таможенной стоимости, незаконным перемещением товаров через границу и др. Суды принимают решения на основе имеющихся фактов и применяемого законодательства.

Каково современное состояние таможенных правоотношений?

Современное состояние таможенных правоотношений характеризуется развитием технологий, автоматизацией таможенных процедур и усилением международного сотрудничества в сфере таможенных вопросов. Наблюдается также усиление контроля со стороны таможенных органов для предотвращения незаконных операций и контрабанды. В целом, таможенные правоотношения активно развиваются и совершенствуются в соответствии с современными требованиями и изменениями в экономике и международной торговле.

Что такое таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение - это сфера отношений, возникающих между таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенных процедур. Оно имеет свои особенности и правовую регламентацию.

Какие элементы включает таможенное правоотношение?

Таможенное правоотношение включает в себя такие элементы, как субъекты (таможенные органы и субъекты внешнеэкономической деятельности), объект (таможенная процедура), содержание (заключается в выполнении таможенных требований) и форма (оформление таможенной декларации и других документов).