Жанр басни и методические аспекты его изучения в школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Филология
  • 68 68 страниц
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 27.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Басня как жанр дидактической литературы: история и поэтика 6
1.1. Эволюция жанра басни от античности до Нового времени 6
1.2. Теоретическая поэтика жанра басни. Образно-мотивные структуры басни 17
Глава 2. Методические аспекты изучения жанра басни в школе. 28
2.1. Анализ УМК в аспекте освоения школьниками басенной жанровой формы. 28
2.2. Принципы и приёмы изучения басни в школьном курсе литературы. 34
Заключение 49
Список литературы 52

Фрагмент для ознакомления

Знание и учет таких деталей является обязательным для учителя, поскольку возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только в строго определенных методологических условиях, которые продиктованы как их жанрово-художественная специфика и особенности художественного восприятия младших школьников.Имя И. А. Крылова, его басни дети знали с дошкольного возраста. С I по III класс в программе чтения девять басен Крылова. Основным направлением работы над басней в начальной школе является формирование выразительных навыков чтения и первые элементы анализа басни. Ребята понимают, что эта басня - это рассказ с морализатором.Работа над баснями во 2-м классе должна расширить понимание детьми басни и Крылова как сказочника.Басня «Волк в питомнике» мудра и сурова в своей правде: вы не можете доверять хищнику-захватчику, вы не можете пощадить его. Вся басня пронизана высоким патриотическим пафосом, чувством ответственности за судьбу родины.«Волк и ягненок» - это маленькая драма, в которой грубая, дерзкая сила, произвол попирают невинного только потому, что он слаб. Острая, аккуратная сатира является характерной чертой этих басен. Басни «Квартет» и «Ухо Демьянова» представляют частные человеческие недостатки и слабости суду людей для всеобщей насмешки. Они основаны на некой «маленькой комедии», поэтому они пронизаны таким лукавым, простодушным юмором, что кажется, что сам автор весело смеется, дразня своих неудачных героев. [23, с.63-65]Эти басни и композиционно отличаются друг от друга. Мораль в Волке и Агнце четко подчеркнута автором. С этого начинается басня. И весь сюжет, все развитие действия логически обосновывают это.В баснях «Квартет» и «Волк в питомнике» мораль заключена в репликах персонажей (Соловей и Сталкер), которые заканчивают басни.В этом отношении «ухо Демьяновой» очень своеобразно. Там нет прямой морализаторства; нравственность басни проистекает из повседневных жанровых сцен, которые, кажется, следят за нами, вырваны из жизни. Поэтому дети в этой басне часто не чувствуют ее обобщающего значения и воспринимают все буквально как историю о конкретном случае; это должно быть учтено учителем при анализе басни.Известно, что почти каждая басня написана автором исходя из конкретного факта, конкретного события. Вы можете дать абсолютно точный адрес любой из его басен, назвать ее прототипами. Но легендарный жанр требует широкого обобщения; мораль всегда более объемна, чем сюжетная основа. [6, с.21-23]Глубина обобщений в баснях Крылова настолько велика, что даже сейчас, когда прошло более двухсот лет с момента рождения великого баснописца, они не устарели и учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость и расширять жизненный опыт. , Эти учителя по ошибке начинают анализировать басни, расшифровывая их аллегорическое значение, выясняя исторические источники: так часто понимают басню «Волк в питомнике», и это приводит к сужению универсального значения басни, обедняет свое значение.Основные черты басен И.А. Крылова:1) аллегория;2) Фабулист начинает или заканчивает свою историю моралью, то есть морализатором. Обычно морализаторство дается от имени автора или от имени одного из участников.3) исключительная точность языка.Басни Крылова богаты острыми, удачными словами, выражениями, которые широко используются в нашем языке, стали пословицами и поговорками. [8, с.11-13]Количество басен, которые можно подарить детям за один урок, установлено как теоретически, так и экспериментально - их не может быть больше 3-5. Именно это количество работ младшие школьники могут понять и запомнить за 40 минут. Знание и учет таких деталей является обязательным для учителя, поскольку возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только в строго определенных методологических условиях, которые продиктованы как их жанрово-художественная специфика и особенности художественного восприятия младших школьников.Темы и идеологическая направленность басен И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русского народа в войне 1812 года, социальное неравенство, произвольность имущих, неправильный суд, жизнь российского общества – вот лишь некоторые примеры того, что мастерски отражено в баснях И. А. Крылова. Басни были отобраны для чтения в начальных классах школы, воплощая мудрость общежития и осуждая пороки людей. В настоящее время чтение книг, наряду с шестью баснями Крылова, включает еще две басни Л. Н. Толстого и одну басню К. Д. Ушинского.Итак, работа над басней чаще всего включает в себя следующие компоненты: восприятие конкретного контента, раскрытие композиции, характерные черты актеров, мотивы их поведения, раскрытие аллегории, выяснение основной идеи конкретной части басни. и моральный анализ.Если взять за основу только что указанную последовательность работы, урок, на котором студенты читают басни, будет иметь следующую структуру:I. Подготовительная работа1) Рассказ учителя об авторе басни.2) Викторина по материалу прочитанных басен.3) Разговор о привычках животных - персонажей в басне для чтения.II. Чтение басни учителем (или прослушивание фонохрестоматической записи, или просмотр фильма).Разговор эмоционально-оценочного плана.III. Анализ конкретного содержания басни.1) Разъяснение структуры и состава басни. (Чтение, составление плана и т. Д.)2) Разъяснение мотивов поведения актеров, их характерных черт. (Выборочное чтение, устная и графическая графика, ответы на вопросы.)3) Установление основной идеи о конкретном содержании басни.Внутривенно Раскрытие аллегории.V. Анализ той части басни, которая содержит мораль.VI. Аналогия жизни.Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику наглядно представить развитие действия, четко воспринимать образы. Поэтому рекомендуется предлагать учащимся словесное рисование, чтение по лицам на заключительном этапе работы и т. Д. Необходимо развивать внимание учащихся к каждой детали среды, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их внешности.Например, в басне «Лебедь, щука и рак» И. А. Крылов осуждает несогласованность действий как причину неудачи. Неслучайно автор сделал птицу, рыбу и рак героями басни. Таким образом, уже понимание детьми причин, по которым автор выбирает актеров (если ученики обращают на это внимание), немаловажно для студентов, чтобы понять идеологическую направленность сказки. Не менее значимым является раскрытие деталей ситуации. На вопрос: «Почему Лебедь, Пайк и Рак не могут переместить тележку?» - ученики обычно отвечают словами басни: «Лебедь разбивается в облака, Рак отступает, и щука тянет в воду», то есть они движутся в разных направлениях. Причина именно в этом, подчеркивает автор в двух обстоятельствах: во-первых, все трое стараются изо всех сил («они выходят из своей кожи»), а во-вторых, багаж не тяжелый. Таким образом, непоследовательность в движении, в действиях особенно четко выступает в качестве основной причины, по которой «все еще есть». Фраза: «Кто виноват, кто прав, не нам судить» - И. А. Крылов дает основания предполагать, что каждый из участников прав, но общее дело от этого не выигрывает.Очень многое для учеников, чтобы понять идею басни, дает объяснение их отношения к персонажам. После первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь», целесообразно задать вопрос второклассникам: «Кому и как вы будете симпатизировать героям и почему?» Ответ на этот вопрос сразу же ставит студентов перед необходимостью понять мотивы поведения актеров, то есть начать анализ:«Был ли муравей прав, отказав Стрекозе в просьбе?»- Почему стрекоза осталась без дома и без еды? Может быть, с ней случилось несчастье, и тогда Муравей действительно неправ? (Студенты в словах текста доказывают, что Стрекоза была в бедственном положении, потому что она пела небрежно все лето ...)«Почему просьбу Стрекозы Муравей счел странной?» (Он другой: он работал все лето ...)Так, сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» — вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».[19, с.33-34]В некоторых баснях авторские мысли высказывает одно из действующих лиц. Например, в басне «Кукушка и Петух» такую роль выполняет Воробей. Понимание роли каждого действующего лица •— основа раскрытия идейной направленности басни. Например, в басне «Слон и Моська» мотивы поведения Моськи становятся понятными для учащихся в процессе выяснения роли шавки. Именно шавка вынудила Моську объяснить свое поведение. Шавка выступает от имени всех тех, кто осуждает Моську, считает ее поведение позорным.«Соседка, перестань срамиться,—Ей шавкаговорит,— тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВперед и лаю твоего совсем не примечает...».Но Моську не тревожит равнодушие слона, она и не собиралась по-настоящему вступать с ним в драку. Напротив, ее воодушевляет («придает духу») то, что она «совсем без драки может попасть в большие забияки».— Так почему же именно на Слона лает Моська. («Слон огромное животное, все сразу заметят, что Моська сильна» — так думает она сама о себе.)[24, с.23-26]Ниже представим конспект урока по литературному чтению.Тема:И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».Цель:Знакомить с басней Крылова, его героями и их поступками, уметь соотносить поступки героев басен с поступками людей.Задачи.Знакомить детей с лексическим понятием «басня.», учить, читая по ролям, передавать настроение и характер героев, а также осознанному. выразительному чтению.С помощью вопросов учителя и выборочного чтения развивать аналитические способности, умение обобщать, делать выводы, развивать память, внимание, поисковые способности, логическое мышление.Воспитывать такие качества, как трудолюбие, заботливость, нетерпимость и осуждение лени, жить за счёт труда других людей, любовь к русской литературе, Родине.Оборудование.Картинки на слайдах компьютера стрекозы и муравья, портрет И А. Крылова,25 листков с пословицами для индивидуального чтения.Ход урока.I.Речевая разминка.1.Не запутайся в звуках.На слайде запись:листом- листкомпопела- пропелаползёт- подползётЧитают самостоятельно.Хором по рядам.2-3 слабо читающих ученика.II.Проверка домашнего задания.Ученики читают выразительно последнюю часть сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени». Учитель вместе с детьми следит за тем, как читающие передали настроение детей, волшебников, волнение, тревогу, досаду, злость… Ставятся за чтение оценки.III. Басня Крылова.Знакомство с биографией автора и басней.1. У каждого ученика на столе лежит листок с пословицами.- Прочитайте самостоятельно пословицы.Прочтите те, которые мы можем отнести к труду, работе«Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Не хвались языком, а хвались делом. Дерево смотрят по плодам, а человека по делам. Белые руки чужие труды любят Что посеешь, то пожнёшь. Терпенье и труд всё перетрут. Руки не протянешь- с полки не достанешь.»2. На сайде портрет Крылова.- Кто это? Что мы знаем об И. А.Крылове?Учитель выслушивает ответы детей. Выходит ученик и рассказывает об его биографии. «Иван Андреевич Крылов, русский баснописец, родился в 1769 году. Отец Крылова был бедным армейским офицером. Он рано умер, оставив после себя в наследство сундук с книгами. Мать была простая женщина, без всякого образования. Она вынуждена была отдать своего сына на службу в канцелярию. В трудах и скитаниях прошла юность писателя. И только к 40 годам он устроил свою жизнь, стал работать в библиотеке города Санкт- Петербурга. Его герои – это потешные зверьки, иногда хитрые и злые, иногда глупые. В их лицах он просмеивал человеческие пороки, поведение людей, зависть, невежество.3. - Что же писалИ.А.Крылов? Что такое басня?Учитель выслушивает ответы детей, а затем читает толкование слова пословарю Ожегова.4. Учитель показывает картинки стрекозы и муравья. Просит прочитать название басни.- что мы знаем об этих насекомых? Где они живут?- Эти насекомые приносят большую пользу окружающей среде, поедая других вредных насекомых. Муравей живет на земле, работает «с восхода до захода солнца». Стрекоза живёт возле водоёмов. Летает целый день за комарами, мухами, мошками.Это поведение в природе насекомых и взял за основу своей басни писатель, чтобы показать жизнь и характеры разных людей»5. Знакомство с басней.Учитель читает басню первично сам. Дети следят за текстом. Отмечают непонятные им слова.6. Словарная работа. - Значение, каких слов вам непонятно? Объяснение значений слов учитель базирует на основе толкового словаря И.С.Ожегова: нужда- бедность. недостаток в необходимом, удручена - подавленная, угнетенная чем- то, вешние дни- весенние дни, мурава- молодая трава в народной поэзии, резвость- подвижность, веселье.IV. Физминутка.V. Анализ басни.1. Дети вторично перечитывают басню. Затем отвечают на вопросы учителя устно или отрывком из текста.1)Как вбасни Крылов называет стрекозу? Почему? Прочитайте, как жила стрекоза летом? Какой она была?2). Почему именно с ней произошло несчастье?3).Прочитайте, что заставило стрекозу ползти кмуравью?4).Почему она пошла, просить о помощи муравья?5).Как муравей встретил стрекозу?Прочитайте.6) почему он отказал стрекозе в помощи?7).С какой буквы написаны слова «стрекоза и муравей»? Почему?8).Кого подразумевает под животными баснописец?Учитель.- Он осуждает плохие дела и поступки людей.2. На доске записаны слова (или на слайде), которые закрыты.Учитель открывает их:злой, бессердечный, справедливый.- Какое слово подходит к муравью? (справедливый).3.Чтение вопроса №2 стр. 30 учебника: «Кому бы тебе хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»VI. Работа с пословицами на листках.- Прочтите те пословицы о труде и лени, которые подходят к нашей басни?(Не хвались языком, а хвались делом. Белые руки чужие труды любят.Что посеешь, то пожнёшь).VII. Физминутка на внимание, для глаз.VIII. Драматургия.Чтение отрывка разговора Стрекозы и Муравья по ролям. Учитель просит, играя роль, передать своё отношение к героям: осуждение или жалость к стрекозе, осуждение или солидарность к муравью. (Читают две пары учеников). Оценки.IX. Обобщение урока. У каждого на столе лежат по 2 кружка жёлтого и зелёного цвета.- Если вы солидарны с муравьем, возьмите жёлтый кружок, а если, со стрекозой, то зелёный. Напишите свои пожелания героям басни.2-3 ученика зачитывают свои записи.X. Домашнее задание.Выучить басню наизусть. Кому трудно запомнить всю басню. Выучить отрывок разговора Стрекозы и Муравья.ЗаключениеБасня –это рассказ, чаще всего в стихах, в основном сатирического характера. Басня – аллегорический жанр, поэтому моральные и социальные проблемы скрыты за историей вымышленных персонажей (чаще всего о животных). Это жанр, который находится на грани между искусством и «неискусством». [2, с.56] С одной стороны, он имеет ярко выраженную дидактическую направленность, а с другой – поэтическую форму.Для басни характерны следующие ключевые особенности:1) Черты характера, в которых одно животное отличается от другого: Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – медлительность, Стрекоза – легкомысленность. По словам Жуковского, задача басни – помочь читателю понять сложную повседневную ситуацию на простом примере.2) Сравнение вымышленного с существующим (с которым первое служит сходством) и удовольствие сравнения делает мораль самой привлекательной. Читатель может оказаться в незнакомой ситуации и жить вместе с персонажами.3) Наличие морали.4) Вместо людей в басне действуют предметы и животные. Басня построена таким образом, что вместо быстрого ответа на вопрос, она вводит систему координат, чуждую всему набору «особых случаев» (опыта). Жизненная («повседневная») ситуация, которую требует басня, трансформируется посредством истории басни, так что для ее участников, стремящихся к достижению практической цели.Отмечая актуальность и художественную ценность басен, нельзя не согласиться с высказыванием Ф.И. Буслаева, актуальным и в настоящее время: «В школе дети должны читать и изучать только то, что имело бы для них цену и тогда, когда они вырастут. Басни учат наизусть малые дети, ими зачитываются взрослые… Пусть же учитель отечественного языка дает в руки своим юным питомцам такую книгу, чтение которой оставит в их душе слезы на всю жизнь, мысли классического писателя плодотворными семенем лягут в каждой душе их, сначала еще и не развитые. Конечно, дети не все поймут в этих мыслях, ибо и взрослые различно понимают писателя - одни более, другие менее, но довольно уже и того, что они узнают их хотя с одной внешней стороны, запечатлев свои детским сознание…Пусть дитя узнает и поймет великие нравственные мысли, хотя не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одного мгновения, а на целую жизнь, в продолжение коей они разовьются опытом и делами».В настоящее время в начальной школе на место объяснительного чтения, все более настойчиво приходит литературное чтение. Методика литературного чтения предполагает, что при чтении художественного произведения учитель должен учитывать специфику литературных произведений и помогать детям хотя бы на перовой степени чувствовать особенности произведения, например, для вопроса нашего исследования мы выбрали урок чтения басни. Существует две методики анализа басен: традиционные (Е.А. Адамович, Н.П. Кононыкин, Н.А. Щербакова, Н.А. Щепетова, В.И. Яковлева и др.) и из программ развивающего обучения Л.В.Занкова. В традиционной методике работы над текстом басни начинаются с раскрытия иносказательного смысла и, наконец, рассматривается мораль. А в рассмотренном подходе Л.В. Занковой анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Из этого мы считаем актуальность работы - выбрать более эффективный из двух методов чтения басен.Ведущим направлением в работе над баснями на уроках чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа над смыслом, т. е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у школьников жизненного и читательского опыта. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятельности в их решении. Использование разнообразных приёмов в работе над баснями, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка. Таким образом, можно сделать вывод, что с поставленными задачами мы справились, цель достигнута. Список литературыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. —33 с.Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2006.Александров И.Б. Иван Андреевич Крылов – баснописец. Русская речь. – 2004. – №6. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2005.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Воларская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.Абакумов С.И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 2001.- 136 с.Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. М.: Просвещение, 2003.- 263 с.Адрианова М.Е., Адрианова А.Е. Басни Крылова в начальной школе. Из опыта работы. М., 2001. - 120 с.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. М.: Педагогика, 2003.- 215 с.Античная басня / Перевод с греческого и латинского М.Гаспарова. М.: Художественная литература., 2006. - 510 с.Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий, 2000.-288 с.Афанасьев П.О. Методика русского языка: Для педагогических техникумов и преподавателей начальной школы. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 2000. - 256 с.Бабушкина А.П. История русской детской литературы М.: Учпедгиз, 2001.- 480 с.Багно В.В. Басни Крылова. (Электронный ресурс) Педагогика online» (электронный журнал педагогов ). Санкт-Петербург, 2013. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii.ruБадудин В.Т. Процесс понимания переносного значения басен школьниками (II-V кл.). Автореф. . канд. пед. наук. М., 2001. - 16 с.Балталон Ц. И В. Беседы по методике начального обучения. Воспитательное чтение. Для пед. классов, курсов, учителей и учительниц. Изд-е 2-е, значительно дополненное. М.: Тип Вильде, 2003. - 288 с.Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной илитературной сказки. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2000. 226 с.Басни Крылова. Полное собрание с 75 рисунками Н.В.Денисова. М.: "РИПОЛ", 2000.-320 с.Басни Эзопа / Перевод, статья и коммент. М.Л.Гаспарова. М.: Научно-исследовательский центр "Ладомир" - "Наука", 2005. - 320с.Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1981.- С. 481-505.1.Белинский В.Г. О Крылове. Сборник статей и высказываний. М.: Гослитиздат, 2005. - 71 с.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. М., 2001.Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школниками. - М., 2007.Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2010.Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. Языковая природа афоризма. - Могилев, 2001Вольхин, М. С. Социокультурный аспект изучения басни в школе / М. С. Вольхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 21.05.2020).Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980. - № 6.Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 2012.Гаспаров М. Л. Античная литературная басня — М., 1972.Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118.Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова. Русский язык и литература. - 2004, - №4Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.Данилюк А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.Зайченко И.В. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: «Образование Украины», 2006.Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 2008, №7.Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд.Первое сентября, 2013,№1(175)Крылов И.А. Басни, комедии, повесть. – М.: Издательство АСТ: ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ/А. А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2009. – 156 с. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 2008.Крамской И.Н., его жизнь и художественно-критические статьи. СПб.,1888.С.499.Коровин В.И. Поэт и мудрец : книга об И. Крылове / В.И. Коровин. – М. : Терра, 1996. – 471 с. – Библиогр.: с. 417–470Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. М.: Школа-Пресс, 2000.- 704 с.Кубасова О.В. Басни И.А. Крылова. (Электронный ресурс). Образовательная система Гармония. Ассоциация. Режим доступа:http://www.umk-garmoniya.ruКузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе//Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118.Никитенко А.В. Речь о баснях Крылова в художественном отношении. Спб., 2001.- 24 с.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 2001.- 152 с.Пащенко Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей/О.А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.Разуменко И.В. Басенный жанр и творчество Крылова в критическом анализе А.В. Никитенко / И.В. Разуменко ;Харьк. гос. пед. ин-т им. Г.С. Сковороды. - Харьков, 1990. – 8 с.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2011 №6.Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010.Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.Степанов Н.Л. Творчество Крылова-баснописца: Дисс. доктора филологических наук. М., 2001.- 1365 с.Тарковский Р.Б. "Квартет" И. А. Крылова // Русский язык в школе. 2000. № 3. - С. 59-63Тихомиров Д.И. Избранные басни Крылова. 2-е изд. М.: тип. К.Л.Меньшова, 2003. -XIV, 85, 3. с.Фомичев С.А. Баснописец Иван Крылов // Крылов И.А. Басни ; Сатирические произведения ; Воспоминания современников. - М., 1989. - С. 3-18.Фомичев С.А. Последний русский баснописец // XVIII век. - СПб., 1996. - Сб. 20. - С. 267-273.Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2013.Чернец Л.В. Басня и ее адресат. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=13Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 2006.Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.Шевлякова Е. Д. Чтение басен И.А.Крылова в начальной школе. Анализ содержания, опыт словарно-фразеологической работы. Магадан: Магаданское книжное издательство, 2006. - 64 с.Щеглова Е. Над чем смеется Крылов? // Детская литература. 2001. - № 12. - С. 8-12.Щепетова Н.Н., Карпинская Л.А. Методические указания к книге для чтения во 2 классе. М.: Учпедгиз, 2004. - 54 с.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. —33 с.
2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2006.
3. Александров И.Б. Иван Андреевич Крылов – баснописец. Русская речь. – 2004. – №6.
4. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2005.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Воларская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
7. Абакумов С.И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 2001.- 136 с.
8. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. М.: Просвещение, 2003.- 263 с.
9. Адрианова М.Е., Адрианова А.Е. Басни Крылова в начальной школе. Из опыта работы. М., 2001. - 120 с.
10. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. М.: Педагогика, 2003.- 215 с.
11. Античная басня / Перевод с греческого и латинского М.Гаспарова. М.: Художественная литература., 2006. - 510 с.
12. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий, 2000.-288 с.
13. Афанасьев П.О. Методика русского языка: Для педагогических техникумов и преподавателей начальной школы. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 2000. - 256 с.
14. Бабушкина А.П. История русской детской литературы М.: Учпедгиз, 2001.- 480 с.
15. Багно В.В. Басни Крылова. (Электронный ресурс) Педагогика online» (электронный журнал педагогов ). Санкт-Петербург, 2013. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii.ru
16. Бадудин В.Т. Процесс понимания переносного значения басен школьниками (II-V кл.). Автореф. . канд. пед. наук. М., 2001. - 16 с.
17. Балталон Ц. И В. Беседы по методике начального обучения. Воспитательное чтение. Для пед. классов, курсов, учителей и учительниц. Изд-е 2-е, значительно дополненное. М.: Тип Вильде, 2003. - 288 с.
18. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной илитературной сказки. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2000. 226 с.
19. Басни Крылова. Полное собрание с 75 рисунками Н.В.Денисова. М.: "РИПОЛ", 2000.-320 с.
20. Басни Эзопа / Перевод, статья и коммент. М.Л.Гаспарова. М.: Научно-исследовательский центр "Ладомир" - "Наука", 2005. - 320с.
21. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1981.- С. 481-505.1.Белинский В.Г. О Крылове. Сборник статей и высказываний. М.: Гослитиздат, 2005. - 71 с.
22. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. М., 2001.
23. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школниками. - М., 2007.
24. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2010.
25. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. Языковая природа афоризма. - Могилев, 2001
26. Вольхин, М. С. Социокультурный аспект изучения басни в школе / М. С. Вольхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 21.05.2020).
27. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980. - № 6.
28. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 2012.
29. Гаспаров М. Л. Античная литературная басня — М., 1972.
30. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118.
31. Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова. Русский язык и литература. - 2004, - №4
32. Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
33. Данилюк А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
34. Зайченко И.В. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: «Образование Украины», 2006.
35. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 2008, №7.
36. Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд.Первое сентября, 2013, №1(175)
37. Крылов И.А. Басни, комедии, повесть. – М.: Издательство АСТ: ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.
38. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ/А. А. Калюжный. – Алматы: Гылым, 2009. – 156 с.
39. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 2008.
40. Крамской И.Н., его жизнь и художественно-критические статьи. СПб.,1888.С.499.
41. Коровин В.И. Поэт и мудрец : книга об И. Крылове / В.И. Коровин. – М. : Терра, 1996. – 471 с. – Библиогр.: с. 417–470
42. Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. М.: Школа-Пресс, 2000.- 704 с.
43. Кубасова О.В. Басни И.А. Крылова. (Электронный ресурс). Образовательная система Гармония. Ассоциация. Режим доступа: http://www.umk-garmoniya.ru
44. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008
45. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
46. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе//Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118.
47. Никитенко А.В. Речь о баснях Крылова в художественном отношении. Спб., 2001.- 24 с.
48. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 2001.- 152 с.
49. Пащенко Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12.
50. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
51. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей/О.А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.
52. Разуменко И.В. Басенный жанр и творчество Крылова в критическом анализе А.В. Никитенко / И.В. Разуменко ; Харьк. гос. пед. ин-т им. Г.С. Сковороды. - Харьков, 1990. – 8 с.
53. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2011 №6.
54. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010.
55. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
56. Степанов Н.Л. Творчество Крылова-баснописца: Дисс. доктора филологических наук. М., 2001.- 1365 с.
57. Тарковский Р.Б. "Квартет" И. А. Крылова // Русский язык в школе. 2000. № 3. - С. 59-63
58. Тихомиров Д.И. Избранные басни Крылова. 2-е изд. М.: тип. К.Л.Меньшова, 2003. -XIV, 85, 3. с.
59. Фомичев С.А. Баснописец Иван Крылов // Крылов И.А. Басни ; Сатирические произведения ; Воспоминания современников. - М., 1989. - С. 3-18.
60. Фомичев С.А. Последний русский баснописец // XVIII век. - СПб., 1996. - Сб. 20. - С. 267-273.
61. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341.
62. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2013.
63. Чернец Л.В. Басня и ее адресат. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=13
64. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 2006.
65. Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
66. Шевлякова Е. Д. Чтение басен И.А.Крылова в начальной школе. Анализ содержания, опыт словарно-фразеологической работы. Магадан: Магаданское книжное издательство, 2006. - 64 с.
67. Щеглова Е. Над чем смеется Крылов? // Детская литература. 2001. - № 12. - С. 8-12.
68. Щепетова Н.Н., Карпинская Л.А. Методические указания к книге для чтения во 2 классе. М.: Учпедгиз, 2004. - 54 с.

Вопрос-ответ:

Что такое жанр басни?

Жанр басни – это одна из разновидностей дидактической литературы, характеризующаяся нравоучительным содержанием и особым построением.

Какие периоды развития жанра басни можно выделить?

Жанр басни развивался от античности до Нового времени. В античности классическую басню представляли произведения Эзопа и Федра, а в Новое время басни писали Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

Каковы основные принципы изучения басни в школе?

Основные принципы изучения басни в школе включают анализ учебно-методических комплектов, развитие навыков анализа и интерпретации басенной жанровой формы, а также формирование эстетического восприятия и нравственных ценностей.

Какие образно-мотивные структуры присутствуют в басне?

В басне присутствуют различные образно-мотивные структуры, такие как животные, растения и предметы, которые олицетворяют нравственные качества или характеристики людей.

Какие методические аспекты изучения басни в школе можно выделить?

Методические аспекты изучения басни включают анализ учебно-методических комплектов, использование принципов и приемов изучения басни в школьном курсе литературы, а также акцент на формирование эстетического восприятия и нравственных ценностей.

Каким образом эволюционировал жанр басни от античности до Нового времени?

Жанр басни претерпел значительные изменения и развитие с античности до Нового времени. В античности басня была формой речи, в которой преобладал мифологический характер. В средние века басня стала менее мифологизированной и более социально-этической. В новое время басни стали сатирическими и политическими, отражая проблемы и явления своего времени.

Какие образно-мотивные структуры присутствуют в жанре басни?

В жанре басни присутствуют различные образно-мотивные структуры. К ним относятся аллегория, гротеск, гипербола, ирония, эмфаза, обратная сторона явления. Все эти структуры помогают автору басни выразить свою мысль и достичь главной цели басни - донести моральную урок или критику.

Какие принципы и приёмы используются при изучении басни в школьном курсе литературы?

При изучении басни в школьном курсе литературы используются различные принципы и приёмы. Один из них - анализ структуры басни, который включает в себя идентификацию персонажей, определение основной мысли, выделение образно-мотивной структуры и др. Также школьники изучают исторический контекст написания басен, анализируют языковые и стилистические особенности.

Какие основные принципы и критерии определения басни присутствуют в учебных материалах?

В учебных материалах присутствуют основные принципы и критерии определения басни. К ним относятся: наличие морального урока, присутствие образно-мотивной структуры, символической концепции; использование прямой речи; ограниченность по объему и прагматической направленности. Каждый из этих критериев помогает школьникам определить, является ли произведение басней.

Что такое басня и какие методические аспекты в ее изучении можно выделить?

Басня – это жанр дидактической литературы, который имеет свою историю и поэтику. Методические аспекты изучения этого жанра включают анализ учебников, усвоение школьниками басенной формы и принципы при изучении басенной жанровой формы в школьном курсе литературы.

Какова эволюция жанра басни?

Жанр басни эволюционировал от античности до Нового времени. В разных исторических периодах басни претерпели изменения в своей поэтике и содержании. Басни античности имели свою особенность, а в Новое время отмечается появление новых образно-мотивных структур.

Какие принципы можно выделить при изучении басни в школьном курсе литературы?

При изучении басни в школьном курсе литературы можно выделить принципы, которые помогут школьникам лучше понять и оценить этот жанр. Среди таких принципов могут быть анализ сюжета и образов, изучение структуры басни, осмысление ее моральной или этической ценности.