Проблемы осуществления избирательного права в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 06.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Структура и место избирательного права в правовой системе России 4
1.2. Особенности избирательной системы Российской Федерации 8
1.3. Сущность и особенности реализации активного и пассивного избирательного права в России 14
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 18
2.1. Содержание проблем реализации избирательного права в России 18
2.2. Пути решения проблем избирательного права Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

Все указанные выше проблемы реализации избирательного права, к несчастью, далеко не являются новыми, они всем известны, и чаще всего обсуждаемы в научно-правовой сфере. Однако нам бы хотелось все же более подробно углубиться пути решения данных проблем, что и будет сделано в следующем параграфе данной курсовой работы.
2.2. Пути решения проблем избирательного права Российской Федерации
Решить часть из указанных в предыдущем параграфе курсовой работы проблем, с нашей точки зрения, можно следующим образом. В частности требование о собственноручных подписях избирателя и внесения им других записей в подписной лист будет нарушать права инвалидов и  неграмотных лиц. Исходя из этого, законодателю необходимо отнестись к установленной процедуре оформления поддержки избирателями кандидата достаточно строго и адекватно. Иначе, в законодательстве формируется противоречие, так при заполнении бюллетени избирателю может быть оказана помощь постороннего лица, а при оформлении подписного лица он лишен данной возможности. Что касается вопроса относительно допустимости использования сокращений при написании избирателем собственных адресных данных, то тут сложилась следующая ситуация, при которой подписные листы в поддержку того либо другого кандидата считаются недействительными в связи с тем, что при написании адреса могут допускаться сокращения части слов. Необходимо уделить внимание тому, что сокращения разрешаются в работе паспортных служб и иных уполномоченных органов согласно их регламенту. Следовательно, мы снова видим определенное противоречие, разрешить которое можно только с помощью законодателя.
Кроме того, вынужденные переселенцы в данной ситуации лишены права поддержки кандидата, поскольку их паспортные данные не находятся в соответствии с местом их проживания, а выдаваемые им справки не считаются документом, который в полной мере заменяет паспорт. Мы полагаем, что этот вопрос необходимо решить, исходя из с предписаний части 2 статьи 19 Конституции России. Ну и конечно же, актуальным остается вопрос разрешения избирательных споров судами относительно регистрации кандидатов. Мы полагаем, что необходим систематический анализ и обобщение практики разрешения избирательных споров судами в субъектах, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводит достаточное число новых оснований обжалования в суд нарушения избирательных прав граждан. Обобщение и анализ практики должны осуществляться не просто в избирательных комиссиях на уровне местного самоуправления, федеральных субъектов и ЦИК Российской Федерации, а и высшими судебными учреждениями.
Таким образом, при существовании подобного массива проблем, в избирательном праве на муниципальном уровне, с нашей точки зрения, требуется разработать и принять в федеральных субъектах особые, региональные программы по усовершенствованию муниципального законодательства в этой сфере. В этих программах могли бы закрепляться способы коммуникации субъектов законодательной инициативы, а кроме того избирательных комиссий муниципалитетов, как важнейших организаторов выборов, а также установлены сроки для реализации мероприятий в сфере реализации избирательного права. Этот шаг даст возможность синхронизировать действия учреждений власти федеральных субъектов, а также местного самоуправления и научных учреждений, которые специализируются на муниципальном законодательстве, и все это станет фундаментом образования качественной правовой основы развития муниципальных институтов.
Необходимо также согласиться с Н. А. Михалёвой, которая говорит о том, что непосредственно в Основной закон могли бы быть включены нормы относительно формирования путем прямых выборов обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Собрания; относительно права отзыва депутатов Государственной Думы, региональных парламентов, представительных учреждений местного самоуправления. На конституционном уровне необходимо закрепить статус Центральной избирательной комиссии России. Эти предложения требуется учитывать при выработке модели политической системы нашей страны в будущем.
Дополняя идеи Н. А. Михалёвой, мы предпримем попытку определиться с тем, что могло бы отражаться в главе Конституции России «Избирательная система». Во-первых, необходимо на конституционном уровне закрепить принципы избирательного права для любых уровней выборов. При этом текст Основного Закона должен не просто перечислять их, а и дать им четкие определения с тем, чтобы каждый гражданин-избиратель имел возможность понимать, о чем говорится, читая текст Основного Закона страны. При этом Конституция России могла бы закреплять не просто всеобщее, равное, тайное, прямое голосование в качестве важнейших принципов избирательного права, а и добровольность, свободу участия граждан в выборах, их альтернативность и периодичность.
Не нужно считать, что Конституция должна являться документом с минимальным объемом; чем подробнее в ней описываются важнейшие демократические ценности, тем проще будет данные ценности реализовать в жизнь, и при необходимости защитить их. Кроме того, в главе «Избирательная система» должны излагаться разновидности избирательных систем, которые применяются на выборах всех уровней. В силу этого целесообразно закрепить то, что выборы в представительные (законодательные) органы власти государства и представительные органы местного самоуправления должны проводиться с применением избирательной смешанной системы (мажоритарно-пропорциональной). Притом должна утверждаться возможность самовыдвижения на выборах депутатов Государственной Думы без принятия во внимание партийной принадлежности. При этом право на самовыдвижение должно предусматриваться в конституционном порядке для всех без исключения уровней выборов. Также необходимо перечислить в Конституции РФ все те выборы, которые проводятся на федеральном и региональном уровнях. В связи с этим представляется обоснованным указать в Конституции РФ, что населением непосредственно избираются Президент РФ (причем не более двух сроков подряд в течение жизни), члены Конституционного Собрания РФ, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, а также главы органов местного самоуправления и представительные органы местного самоуправления.
В-четвертых, гл. «Избирательная система» должна содержать исчерпывающий перечень ограничений, связанных с реализацией избирательных прав гражданами. Так, Конституция РФ устанавливает то, что не имеют право избирать и быть избранными лишь две категории граждан: недееспособные и осужденные по вступившему в силу приговору суда. Однако текущее законодательство содержит десятки запретов на реализацию пассивного избирательного права, что не может не удивлять. Данное противоречие представляется необходимым устранить.
В заключение необходимо сказать, что одной из целей возможной конституционной реформы должно стать качественное конституционное закрепление основ демократии. Мы искренне убеждены в том, что при разработке нового текста Конституции необходима детальная проработка гл. «Избирательная система», которая станет фундаментом в дальнейшие модернизации электоральных правоотношений в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право выступает значимой подотраслью конституционного права. Оно включает в себя нормы, регулирующие порядок реализации конституционного права граждан быть избранными и избирать в учреждения государственной власти и учреждения местного самоуправления, таким образом, определяя порядок осуществления выборов в установленные сроки.
Установленная законодателями избирательная система оказывает влияние не просто на партийный и персональный составы представительного учреждения, а и на все этапы избирательного процесса, начиная с выдвижения списков кандидатов, их регистрации и представления и кончая подсчетом итогов голосования. Помимо этого, иные значимые элементы политической жизнедеятельности госудасртва находятся под достаточно сильным влиянием избирательной системы, например, развитие многопартийности, проявление реального спектра политических сил, стабильность и работоспособность исполнительной и законодательной власти и т.д.
Избирательные права граждан России могут классифицировыаться на пассивное избирательное право и активное избирательное право.
Избирательные права можно отнести к политическим и находятся в самой тесной взаимосвязи с правом участия в руководстве государственными делами.
Осуществление избирательного права в рамках избирательного процесса взаимосвязано с другими конституционными свободами и правами, в частности: свободой слова и мысли; свободой передавать, получать, искать, распространять и производить информацию любым разрешенным законом способом; на объединение; мирные собрания, без оружия, проводить демонстрации, митинги и т.д.
Все указанные выше проблемы реализации избирательного права, к несчастью, далеко не являются новыми, они всем известны, и чаще всего обсуждаемы в научно-правовой сфере. Однако нам бы хотелось все же более подробно углубиться пути решения данных проблем, что и будет сделано в следующем параграфе данной курсовой работы.
Современное отечественное избирательное право основано на опыте ряда стран, как имеющих богатые правовые традиции, так и только недавно приступивших к формированию правового государства. Конечно, многое в ней должно быть проверено и скорректировано, возможно, весьма основательно, однако значимым является то, что избирательный механизм в России сформирован и функционирует. Совершенствование реализации избирательного права в России требуется в связи с тем, что все социальные отношения являются непостоянными, они изменяются, как по собственному субъектному составу, так и по нормативному регламентированию. Таким образом, избирательное право так же подпадает под изменения законодательства. Это важнейшая причина вносимых в неё изменений, потом уже идут изменения, которые требуется вносить с целью совершенствования и упрощения процессов, с целью более результативного обеспечения свобод и прав граждан в избирательной сфере.
В заключение необходимо сказать, что одной из целей возможной конституционной реформы должно явиться качественное конституционное закрепление основ демократии. Мы уверенны в том, что при разработке нового текста Основного Закона требуется тщательная проработка главы «Избирательная система», которая станет основой последующей модернизации электоральных правовых отношений в нашей стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СПС Консультант Плюс
Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2012. №4. Ст. 445.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.02.2020) // СПС Консультант Плюс
Алехина И.С. Устойчивость субъективных прав в избирательном праве // Вестник ПАГС. 2017. №5. – С. 16-22
Балаболина Е. И. Участие политических партий в избирательном процессе // Наука и современность. – 2010. – № 5, ч.3.
Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право. М.: Юнити. 2014. Витрук Н. В. Конституционный Суд Российской Федерации и совершенствование избирательного законодательства // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Самара, 6 марта 2009 г.). Самара, 2009. С. 26—27.
Ежевский Д.О. Проблемы инициирования и проведения местных референдумов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. – С. 10-22
Ежевский Д.О. Специфика формирования кадрового резерва на муниципальной службе в субъектах Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в странах СНГ и Европы. Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. 2013.
Застрожная О. К и др. Голосование I О. К. Застрожная, Я А. Кулясова, В. А, Малышев, Ю. В. Балтрушевич // Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2000. С. 119-120.
Иванченков Ю.В. Избирательное право: понятие, предмет, место в системе российского права // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 2. – С. 19-27
Игнатенко В. В. Дефекты в российском избирательном праве как предмет научного исследования // Академический юрид. журнал. – 2010. – № 2. – С. 58-62
Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / под ред. И. В. Захарова, А. И. Кокотова. - 2-е год., перераб. и доп. -М. : Юрайт, 2013.
Избирательное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Га- санов [и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева, К. К. Гасанова, Е. И. Хазанова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013.
К 20-летию Конституции Российской Федерации Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича [Электронный ресурс] // www.garant.ru/action/conference/ 10139/
Какителашвили М. М. Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права? // Рос. юстиция. – 2010. – № 11. – С. 2-7
Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2015.
Колюшин Г.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: Городец-издат. 2019.
Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2012.
Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 2004.
Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 22-26
Сазонникова Е.В. Актуальные тенденции избирательного законодательства // Инновационная наука. 2016. №4-4 (16). – С. 30-42
Сербин М.В. К вопросу о необходимости главы Конституции Российской Федерации «Избирательная система» в свете конституционной реформы // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. – С. 22-28
Сербин М.В. Проблемы избирательного права России // Lex Russica. 2017. №2 (123). – С. 44-47
Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / под ред. И. В. Захарова, А. И. Кокотова. - 2-е год., перераб. и доп. -М. : Юрайт, 2013.- С. 267

Игнатенко В. В. Дефекты в российском избирательном праве как предмет научного исследования // Академический юрид. журнал. – 2010. – № 2. – С. 60

Избирательное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Га- санов [и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева, К. К. Гасанова, Е. И. Хазанова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013. – С. 164

Иванченков Ю.В. Избирательное право: понятие, предмет, место в системе российского права // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 2. – С. 21
Какителашвили М. М. Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права? // Рос. юстиция. – 2010. – № 11. – С. 3
Балаболина Е. И. Участие политических партий в избирательном процессе // Наука и современность. – 2010. – № 5, ч.3. – С. 269

Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 2004. С. 28.
Застрожная О. К и др. Голосование I О. К. Застрожная, Я А. Кулясова, В. А, Малышев, Ю. В. Балтрушевич // Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2000. С. 119-120.
Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2015. С. 22-23
Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право. М.: Юнити. 2014. – С. 203
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.02.2020) // СПС Консультант Плюс
 Ежевский Д.О. Проблемы инициирования и проведения местных референдумов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. – С. 12
Ежевский Д.О. Специфика формирования кадрового резерва на муниципальной службе в субъектах Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в странах СНГ и Европы. Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. 2013. – С. 111
  Колюшин Г.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: Городец-издат. 2019. – С. 63
Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2012. №4. Ст. 445.
Колюшин Г.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: Городец-издат. 2019. – С. 69
Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2012. С. 24.

Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 24.
К 10-летию Конституции Российской Федерации Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича [Электронный ресурс] // www.garant.ru/action/conference/ 10139/
Витрук Н. В. Конституционный Суд Российской Федерации и совершенствование избирательного законодательства // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Самара, 6 марта 2009 г.). Самара, 2009. С. 26—27.
Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). С. 25.












17

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СПС Консультант Плюс
2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2012. №4. Ст. 445.
3. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.02.2020) // СПС Консультант Плюс
4. Алехина И.С. Устойчивость субъективных прав в избирательном праве // Вестник ПАГС. 2017. №5. – С. 16-22
5. Балаболина Е. И. Участие политических партий в избирательном процессе // Наука и современность. – 2010. – № 5, ч.3.
6. Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право. М.: Юнити. 2014. Витрук Н. В. Конституционный Суд Российской Федерации и совершенствование избирательного законодательства // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Самара, 6 марта 2009 г.). Самара, 2009. С. 26—27.
7. Ежевский Д.О. Проблемы инициирования и проведения местных референдумов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. – С. 10-22
8. Ежевский Д.О. Специфика формирования кадрового резерва на муниципальной службе в субъектах Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в странах СНГ и Европы. Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. 2013.
9. Застрожная О. К и др. Голосование I О. К. Застрожная, Я А. Кулясова, В. А, Малышев, Ю. В. Балтрушевич // Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2000. С. 119-120.
10. Иванченков Ю.В. Избирательное право: понятие, предмет, место в системе российского права // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 2. – С. 19-27
11. Игнатенко В. В. Дефекты в российском избирательном праве как предмет научного исследования // Академический юрид. журнал. – 2010. – № 2. – С. 58-62
12. Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / под ред. И. В. Захарова, А. И. Кокотова. - 2-е год., перераб. и доп. -М. : Юрайт, 2013.
13. Избирательное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Га- санов [и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева, К. К. Гасанова, Е. И. Хазанова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013.
14. К 20-летию Конституции Российской Федерации Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича [Электронный ресурс] // www.garant.ru/action/conference/ 10139/
15. Какителашвили М. М. Избирательное право: институт или подотрасль конституционного права? // Рос. юстиция. – 2010. – № 11. – С. 2-7
16. Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2015.
17. Колюшин Г.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: Городец-издат. 2019.
18. Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). М., 2012.
19. Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 2004.
20. Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 22-26
21. Сазонникова Е.В. Актуальные тенденции избирательного законодательства // Инновационная наука. 2016. №4-4 (16). – С. 30-42
22. Сербин М.В. К вопросу о необходимости главы Конституции Российской Федерации «Избирательная система» в свете конституционной реформы // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. – С. 22-28
23. Сербин М.В. Проблемы избирательного права России // Lex Russica. 2017. №2 (123). – С. 44-47

Вопрос-ответ:

Какова структура и место избирательного права в правовой системе России?

Избирательное право в России включает в себя набор законов, которые регулируют процедуру проведения выборов и осуществление избирательных прав граждан. Это важная часть правовой системы России, так как с помощью выборов население страны имеет возможность выбрать своих представителей в государственные органы власти. Структура избирательного права включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы о выборах, нормативные акты Центральной избирательной комиссии и другие подзаконные акты. Избирательное право занимает центральное место в правовой системе, так как обеспечивает политическое участие граждан и формирование представительных органов власти.

Каковы особенности избирательной системы Российской Федерации?

Избирательная система Российской Федерации основана на принципе пропорционального представительства. Все российские граждане в возрасте от 18 лет имеют право на участие в выборах и избирательных голосованиях. Система включает в себя выборы на разных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Граждане могут выбирать представителей в Государственную Думу, субъекты федерации, муниципальные органы власти. Кроме того, в России существует разветвленная система политических партий, которые имеют право участвовать в выборах и представлять своих кандидатов.

Какова сущность и особенности реализации активного и пассивного избирательного права в России?

Активное избирательное право в России означает право граждан на участие в выборах, то есть на голосование и выбор представителей. Граждане в возрасте от 18 лет могут принимать участие в выборах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Пассивное избирательное право предоставляет гражданам возможность быть выбранными в органы власти. Лица, достигшие 21 года (для выборов в Государственную Думу - 18 лет), могут быть кандидатами на выборных должностях. Реализация этих прав осуществляется на основе выборов, а также регистрации и участия кандидатов в выборной кампании.

Каково место избирательного права в правовой системе России?

Избирательное право занимает важное место в правовой системе России. Оно является одной из составляющих политической системы страны и регулирует осуществление гражданской активности через выборы.

Какие особенности есть у избирательной системы Российской Федерации?

Особенности избирательной системы России включают в себя использование различных форм и систем выборов, в том числе пропорциональной системы, большую роль политических партий, использование региональной и федеральной системы выборов.

Что такое активное и пассивное избирательное право? Как они реализуются в России?

Активное избирательное право дает возможность гражданам участвовать в выборах, голосовать за кандидата или партию. Пассивное избирательное право предоставляет гражданам возможность быть выбранными на различные посты. В России эти права реализуются через участие в выборах и возможность быть избранным в органы власти.

Какие проблемы возникают при реализации избирательного права в России?

Некоторыми проблемами реализации избирательного права в России являются нарушения избирательного процесса, недостаточная прозрачность выборов, неполное информирование избирателей, а также отсутствие конкуренции на политической сцене. Эти проблемы требуют решения для обеспечения более справедливых и демократических выборов.

Какие существуют пути решения проблем реализации избирательного права в России?

Для решения проблем реализации избирательного права в России следует улучшать законодательство, ужесточать наказание за нарушения избирательного процесса, повышать прозрачность выборов, осуществлять общественный контроль за проведением выборов, развивать политическую конкуренцию и обеспечивать равные возможности для всех кандидатов и партий.

Какова структура и место избирательного права в правовой системе России?

Избирательное право России является частью конституционного права и регулируется основными законами страны, такими как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Структура избирательного права включает в себя нормы, регулирующие процедуру организации и проведения выборов, гарантии избирательных прав граждан, а также ответственность за нарушение избирательного законодательства. Избирательное право занимает важное место в правовой системе России, так как является одним из основных способов выражения воли народа и определения легитимности органов государственной власти.