Специфика организации обучения на возрастных этапах

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 08.05.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Обучение в психологии 5
1.1. Определение, цели, успешность процесса обучения 5
1. 2. Методы обучения 9
Глава 2. Психологические приемы в процессе организации обучения 13
2.1. Возрастные особенности обучения 13
2.2. Особенности организации учебного процесса в разные возрастные периоды 17
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления

). Педагогическими критериями успешности становятся способность усвоить материал, предлагаемый учебным заведением, и демонстрация своих знаний и навыков. В последнее время в высшем образовании в связи с внедрением компетентностного подхода успешность обучения рассматривается как результат овладения компетенциями. Результат выражен в констатации способности обучающихся применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте, которые ведут к получению определенного результата (продукта) деятельности или являются содержательным наполнением процесса трудовой (профессиональной) деятельности. Студенческий возраст характеризуется наличием нормоконтроля, программирования и ценности сферы образования, а также познанием, самоуважением. Успешность обучения включаетв себя личностные ценности, показатели осознанной саморегуляции и академической мотивации студента[11]. Учебная деятельность приобретает собственно исследовательский характер.Таким образом, можно охарактеризовать следующие возрастные особенности формирования учебной деятельности:Младший школьный возраст – введение учащегося в учебную деятельность, овладение всеми ее компонентами; учебная деятельность имеет здесь ведущее значение.Средний школьный возраст: идет становление произвольности учебной деятельности, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование учебной деятельности как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.Старший школьный возраст характеризуется использованием учебной деятельности как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной учебной деятельности и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта учебной деятельности к его обогащению, т. е. творческой исследовательской познавательной деятельности.Студенческий возраст характеризуется усвоением уже накопленных теоретических знаний, осуществляется процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т. п. Таким образом, каждый возрастной этап характеризуется особенностями мотивации, ценностной ориентации, направленности интересов. Выводы по главе 2:Существующие подходы к определению возрастных интервалов, определяющих особенности организации обучения, предполагают главным образом учет биологического возраста учащегося.Обучение осуществляется путем реализации педагогической и учебной деятельности.На каждом из этапов онтогенеза имеются свои, специфические психофизиологические особенности, определяющие успешность процесса обучения.ЗаключениеОбразовательный процесс во все времена своего существования вызывал и вызывает определенные трудности у ряда учащихся на пути получения требуемых ему знаний. В настоящее время, эпоху информатизации и глобализации общества, общая успешность личности как никогда зависит от ее успешности в обучающей деятельности, в освоении знаний, навыков и умений, требуемых для эффективного и успешного функционирования индивида в современном мире. Следовательно, перед психологической и педагогической наукой стоит вопрос относительно возможностей оказания помощи, поддержки лицам, которые в силу каких-либо обстоятельств испытывают затруднения в процессе обучения.Сложности в процессе обучения могут быть вызваны как внешними причинами (географические факторы – удаленность, сложность получения знаний, материальные причины, языковой барьер и т.п.), так и внутренними факторами (личностные особенности учащегося, степень его мотивированности к обучению, психологическая готовность к преодолению трудностей, барьеров, неизбежно возникающих в процессе обучения). При этом, если внешние факторы, препятствующие успешному обучению, могут быть решены посредством исключительно внешнего влияния (предоставление места в общежитии учащимся, живущим на значительном расстоянии от места обучения, выделение материальной помощи в виде пособий, организация языковых курсов и т.п.), то преодоледние психологических барьеров является совместной деятельностью учащегося и специалиста в психологической области, а именно – штатного психолога, осуществляющего свою деятельность в стенах образовательного конкретного учреждения.Помощь в обучении заключается в поэтапном, комплексном обеспечении психологического сопровождения контингента учащихся и включает следующие направления:- формирование у учащегося ценности процесса обучения;- определение возможных «критических точек» в процессе организации и реализации обучения в конкретном образовательном учреждении, с целью их предупреждения;- оперативное выявление возникающих психологических препятствий в обучении и их коррекция;- оценка и своевременный пересмотр методов воздействия, реализуемых в процессе обеспечения психологического сопровождения учащихся с целью предотвращения развития явлений деструктивности, препятствующих успешному обучению учащегося и формированию его общей адаптации в современных реалиях.По результатам выполненной работы были сформулированы следующие выводы:В настоящее время выделяют три основные класса целей обучения: образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения. Успешность процесса обучения определяется набором психологических (адаптированность, положительная динамика развития, адекватная самооценка и т.д.) и педагогических (способность освоения образовательной программы и применить на практике полученные в процессе обучения знания и навыки) критериев успешности. Существует большое разнообразие методов обучения, среди которых выделяются словесные, наглядные и практические методы, методы активного и пассивного усвоения знаний, метод проблемного изложения, репродуктивный метод, исследовательский метод и т.д.К психологическим подходам при организации процесса обучения относятся различные методы психологической поддержки, которые должны быть организованы на постоянном условии функционирования в образовательной организации и включать меры по предотвращению, выявлению, диагностике и устранению психологических проблем, возникающих в процессе обучения. Возрастные особенности обучения характеризуются отношением обучающихся к учебной деятельности, характером мотивации на обучение и ценностной ориентацией в получении образования.Список использованной литературыБабинский М. Б. Об организации человеческого становления школьника в онтогенезе // Школьные технологии. – 2016. - № 4. – С. 3-7.Бутакова О. А. О конкретизации целей обучения в условиях инновационного образовательного процесса // Образование и наука. – 2009. - № 11. – С. 23-23.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся Мультиурок [электронныйресурс]. – 2018. - https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html(дата обращения 05.04.2020).Гариева Н. В. ФГОС – основные понятия : Информационно-методический бюллетень. – 2015[электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/01/08/fgos-osnovnye-ponyatiya (дата обращения 04.04.2020).Гребенев И. В., Чупрунов Е. В. Теория обучения и моделирование учебного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского/ - 2007. - № 1. – С. 28-32.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для студентов. – М. : Кафедра педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, 2001. – 243 с.Гумберидзе М.Э. Поиск классификации целей обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №37. – С. 62-64.Зоаби А. Успешность обучения: задачи и проблемы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - № 5 (96). – С. 17-19.Иванова Л. Н., Карпович И. А. Педагогическая психология : Пособие. – Мозырь, 2008. – 95 с.Казин Э. М., Свиридова И. А., Четверик О. Н., Зарченко П. Ю., Тарасова О, Л., Шерер Т. И., Федоров А. И. Влияние возрастных, гендерных и типологических особенностей подростков на формирование адаптивных возможностей в условиях обучения в основной школе. Сообщение 1: возрастные и гендерные особенности психофизиологического развития и социально-психологической адаптации младших и старших подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. - № 1 (69). – С. 112-123.Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь успешности обучения и шкалы академической мотивации студентов с различными уровнями саморегуляции // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2016. - № 2 (20). – С. 45-64.Методы и средства обучения. – 2012 [электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva- (датаобращения 04.04.2020).Милованова О. Н. Адаптация подростков к новым условиям обучения в старшей школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 4. – С. 41-43.Осипова А. А., Прокопенко М. В. К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров // Российский психологический журнал. - 2014. - №4. – С. 38-54.Основныефакторы, влияющиенауспешностьшкольногообучения // Мультиурок [электронныйресурс]. – 2018. - https://multiurok.ru/files/osnovnye-faktory-vliiaiushchie-na-uspeshnost-shkol.html (дата обращения 05.04.2020).Подымов Н. А., Чжан Л., Нго Т. Н. Психологические барьеры в учебнопрофессиональной деятельности студентов // Проблемы современного образования. - 2018. - №3. – С. 35-46.Процесс обучения. Теории обучения. –Efleader.ru [электронный ресурс]. – URL: http://refleader.ru/jgernaatyotrpol.html (дата обращения 06.04.2020).Психологическое сопровождение учащихся в образовательных учреждениях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. - № 24. -[электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-uchaschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah(дата обращения 06.04.2020).Семенов М.Д. Технологизация процесса обучения в педагогической теории и практике // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2009. - №1. – С. 70-73.Сулейменова А. А., Булатова З. Р., Качалова И. Н. Успешность как показатель эффективности учебной деятельности // Профессиональная ориентация. – 2017. - № 1. – С. 191-194.Фомина Т. Г., Филиппова Е. В., Цыганов И. Ю. Исследование специфики взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и субъективного благополучия младших подростков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. - № 3. – С. 144-158.Чернявская А. П. Условия успешного процесса обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. - № 4. – С. 51-58.Шаршов И. А., Субботкина М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - № 12. – С. 181-185. Ширяев Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 30. - № 14 (235). – С. 168-173.Learning objectives // Education reform [электронныйресурс]. – URL: https://www.edglossary.org/learning-objectives/ (датаобращения 04.04.2020).Lekerova G. Z., Issabaeva A. S., Nurbekova A. Mu., Kabylbekova Z. B., Alipbek A. Z. Psychological accompaniment of professional training of students // European science review. - 2015. – No – 9-10. – pp. 134-136.

1. Бабинский М. Б. Об организации человеческого становления школьника в онтогенезе // Школьные технологии. – 2016. - № 4. – С. 3-7.
2. Бутакова О. А. О конкретизации целей обучения в условиях инновационного образовательного процесса // Образование и наука. – 2009. - № 11. – С. 23-23.
3. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся Мультиурок [электронный ресурс]. – 2018. - https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (дата обращения 05.04.2020).
4. Гариева Н. В. ФГОС – основные понятия : Информационно-методический бюллетень. – 2015[электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/01/08/fgos-osnovnye-ponyatiya (дата обращения 04.04.2020).
5. Гребенев И. В., Чупрунов Е. В. Теория обучения и моделирование учебного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского/ - 2007. - № 1. – С. 28-32.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для студентов. – М. : Кафедра педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, 2001. – 243 с.
7. Гумберидзе М. Э. Поиск классификации целей обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №37. – С. 62-64.
8. Зоаби А. Успешность обучения: задачи и проблемы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - № 5 (96). – С. 17-19.
9. Иванова Л. Н., Карпович И. А. Педагогическая психология : Пособие. – Мозырь, 2008. – 95 с.
10. Казин Э. М., Свиридова И. А., Четверик О. Н., Зарченко П. Ю., Тарасова О, Л., Шерер Т. И., Федоров А. И. Влияние возрастных, гендерных и типологических особенностей подростков на формирование адаптивных возможностей в условиях обучения в основной школе. Сообщение 1: возрастные и гендерные особенности психофизиологического развития и социально-психологической адаптации младших и старших подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. - № 1 (69). – С. 112-123.
11. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь успешности обучения и шкалы академической мотивации студентов с различными уровнями саморегуляции // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2016. - № 2 (20). – С. 45-64.
12. Методы и средства обучения. – 2012 [электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva- (дата обращения 04.04.2020).
13. Милованова О. Н. Адаптация подростков к новым условиям обучения в старшей школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 4. – С. 41-43.
14. Осипова А. А., Прокопенко М. В. К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров // Российский психологический журнал. - 2014. - №4. – С. 38-54.
15. Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения // Мультиурок [электронный ресурс]. – 2018. - https://multiurok.ru/files/osnovnye-faktory-vliiaiushchie-na-uspeshnost-shkol.html (дата обращения 05.04.2020).
16. Подымов Н. А., Чжан Л., Нго Т. Н. Психологические барьеры в учебнопрофессиональной деятельности студентов // Проблемы современного образования. - 2018. - №3. – С. 35-46.
17. Процесс обучения. Теории обучения. – Efleader.ru [электронный ресурс]. – URL: http://refleader.ru/jgernaatyotrpol.html (дата обращения 06.04.2020).
18. Психологическое сопровождение учащихся в образовательных учреждениях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2011. - № 24. - [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-uchaschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения 06.04.2020).
19. Семенов М.Д. Технологизация процесса обучения в педагогической теории и практике // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2009. - №1. – С. 70-73.
20. Сулейменова А. А., Булатова З. Р., Качалова И. Н. Успешность как показатель эффективности учебной деятельности // Профессиональная ориентация. – 2017. - № 1. – С. 191-194.
21. Фомина Т. Г., Филиппова Е. В., Цыганов И. Ю. Исследование специфики взаимосвязи осознанной саморегуляции, академической мотивации и субъективного благополучия младших подростков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. - № 3. – С. 144-158.
22. Чернявская А. П. Условия успешного процесса обучения // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. - № 4. – С. 51-58.
23. Шаршов И. А., Субботкина М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - № 12. – С. 181-185.
24. Ширяев Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 30. - № 14 (235). – С. 168-173.
25. Learning objectives // Education reform [электронный ресурс]. – URL: https://www.edglossary.org/learning-objectives/ (дата обращения 04.04.2020).
26. Lekerova G. Z., Issabaeva A. S., Nurbekova A. Mu., Kabylbekova Z. B., Alipbek A. Z. Psychological accompaniment of professional training of students // European science review. - 2015. – No – 9-10. – pp. 134-136.

Вопрос-ответ:

Какова специфика организации обучения на разных возрастных этапах?

На каждом возрастном этапе существуют особенности, которые нужно учитывать при организации обучения. Например, на детском возрасте важно использовать игровые методы и визуальные материалы, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему усвоить новые знания. На подростковом возрасте полезно применять активные и интерактивные методы обучения, чтобы стимулировать их активность и самостоятельность в учебном процессе. На взрослых возрастных этапах важно учесть индивидуальные потребности и интересы студентов, и предоставить им возможность самостоятельно учиться и применять полученные знания в практике.

Зачем нужно определять цели обучения и как это влияет на успешность процесса?

Определение целей обучения помогает учащимся понять, что они должны достичь в результате обучения, и дает им ясное направление для своих усилий. Это позволяет им лучше организовать свое время и усиленно работать над достижением поставленных целей. Если ученики видят конкретные цели перед собой, то мотивация к обучению повышается, а, следовательно, и успешность процесса также увеличивается.

Какие методы обучения существуют?

Существует множество методов обучения, которые используются педагогами в процессе обучения. Некоторые из них включают лекции, дискуссии, групповую работу, практические занятия, различные формы домашнего задания и самостоятельной работы. Также сейчас активно используются технологии, такие как онлайн-обучение, интерактивные учебники и видеоуроки.

Какие психологические приемы используются в процессе организации обучения?

В процессе организации обучения используются различные психологические приемы, чтобы улучшить усвоение материала и стимулировать активность учеников. Например, используются такие приемы как дифференциация обучения, когда материал представляется в различных форматах и на разных уровнях сложности, чтобы каждый ученик мог усвоить его на своем индивидуальном уровне. Также используется прием контекстного обучения, когда учебный материал связывается с реальными жизненными ситуациями, чтобы сделать его более понятным и применимым.

Какова специфика организации обучения на возрастных этапах?

Специфика организации обучения на разных возрастных этапах заключается в учете особенностей развития и психологических особенностей учащихся. На каждом возрастном этапе необходимо использовать разные методы обучения и психологические приемы. Например, детям дошкольного возраста лучше учить через игровую деятельность, а подросткам стоит предоставить больше возможностей для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Как определить цель успешности процесса обучения?

Целью успешности процесса обучения является способность ученика усвоить предлагаемый материал и продемонстрировать свои знания. Успешное обучение означает, что учащийся освоил необходимые знания и навыки, смог их применить в практической деятельности и достиг целей, поставленных перед ними и учебным заведением.

Какие методы обучения могут быть использованы?

В обучении можно использовать разные методы в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Например, на начальном этапе обучения эффективным может быть метод прямой инструкции, когда учитель ясно и четко объясняет материал. Для старших классов эффективным может быть метод проблемного обучения, когда учащиеся самостоятельно исследуют и решают практические задачи.

Какие возрастные особенности нужно учитывать при организации обучения?

При организации обучения необходимо учитывать различные возрастные особенности учащихся. Например, младшие школьники имеют ограниченную способность к абстрактному мышлению, поэтому материал нужно представлять в конкретном и наглядном виде. Подростки уже способны абстрактно мыслить, но могут испытывать проблемы с самоорганизацией, поэтому важно предоставить им возможность самостоятельной работы и развития навыков самоконтроля.

Какова цель успешности процесса обучения?

Цель успешности процесса обучения заключается в способности ученика усвоить предлагаемый материал учебным заведением и продемонстрировать свои знания. Успешность процесса обучения определяется педагогическими критериями, которые включают в себя не только усвоение материала, но и развитие общих навыков и умений.

Какие методы обучения используются в процессе обучения?

В процессе обучения применяются различные методы, такие как лекции, практические занятия, групповая и индивидуальная работа, самостоятельное изучение материала, дискуссии, проектная деятельность и другие. Выбор методов обучения зависит от целей обучения, содержания предмета и особенностей учащихся.

Какие возрастные особенности учащихся влияют на процесс обучения?

Учащиеся разных возрастных групп имеют различные особенности, которые могут влиять на процесс обучения. Например, дети дошкольного возраста часто имеют более кратковременную память, что требует особого подхода к организации и повторению материала. Подростки, в свою очередь, часто проявляют интерес к социальным вопросам и требуют большей самостоятельности в обучении.

Какие особенности организации учебного процесса в разные возрастные периоды?

Организация учебного процесса в разные возрастные периоды требует учета особенностей учащихся. Например, в младшем школьном возрасте важно создать стимулирующую и интересную учебную среду, использовать игровые элементы и активное участие учеников. В старшем школьном возрасте акцент делается на самостоятельной работе, разнообразных методах обучения и индивидуальном подходе к каждому учащемуся.