Сравнение экономической политики коалиционных правительств А.Меркель и Г. Шредера.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Г. ШРЕДЕРА
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА А.МЕРКЕЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закрепление принципов и правил, регулирующих отношения федерального центра и федеральных земель (включающих общины и объединения общин), четкое разграничение финансовых компетенций между федерацией (центром) и землями в Основном законе ФРГ – это суть финансовой конституции. Она исходит из важнейшей задачи региональной политики: обеспечить единый и относительно высокий уровень жизни на территории всей страны. Для достижения этой цели государство перераспределяет ресурсы и доходы, а также обеспечивает равное для всех территорий представление общественных благ.Разграничение компетенций и источников доходов между федеральным центром, землями и общинами воздействует на финансовую обеспеченность отдельных регионов. Финансовое положение земель существенно изменяется в результате вертикального и горизонтального финансового выравнивания.Вертикальное распределение имеет две стороны: разграничение налогов между субъектами получения и предоставление субсидий и помощи федеральным центром регионам.Горизонтальное перераспределение является вторичным: уже полученные доходы в определенной степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных («богатых») земель и передачи их финансово слабым («бедным») землям. К горизонтальной форме относится и перераспределение части налога с оборота.Если же центр и земли решают совместные задачи (например, расширение и строительство новых вузов, содействие научным исследованиям, совершенствование аграрной структуры и защита морского побережья и т.д.), то принципы финансирования четко регулируются как в Основном законе, так и в отдельных нормативных актах.Законодательные полномочия в области налогообложения также распределены между центром и землями, причем к исключительной компетенции федерации относятся лишь пошлины и акциз на водку (на которую сохраняется государственная монополия), а к исключительной компетенции земель – лишь некоторые («малые») налоги на потребление и расходы (например, налоги на охоту, на напитки, на собак и т.п.). Основная же часть налогов устанавливается в рамках так называемого конкурирующего федерального законодательства. Важно отметить, что при введении центром любых налогов требуется одобрение Бундесрата (палаты, представляющей земли), если их поступления полностью или частично приходятся на земли и общины.В случае, когда налоговых поступлений не хватает для покрытия расходов, «слабые» земли могут получать дополнительные федеральные перечисления (трансферты), причем они используют эти средства по своему усмотрению. Специальная компенсация из федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определенные мероприятия центра влекут финансовые проблемы (например, строительство военных городков или размещение федеральных ведомств).Степень участия Германии в мировой торговле, безусловно, велика. Важными являются факторы постоянно углубляющейся и расширяющейся европейской интеграции, а также процессы мирохозяйственной глобализации.Глобализация, конечно, является очень важным фактором, который одновременно предполагает либерализацию и регулирование, без них она не может развиваться. Национальное государство, отстаивая интересы граждан и хозяйствующих субъектов своей страны, должно действовать не вопреки глобализации и не в направлении ее подрыва, а в направлении наименее болезненной и бесконфликтной интеграции данной страны в эти глобальные процессы.ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА А.МЕРКЕЛЬЛидер партии Христианско-демократический союз с 10 апреля 2000 года Ангела Меркель, 21 ноября 2005 года занимает пост федерального канцлера Германии после победы руководимой ею партии ХДС на досрочных парламентских выборах в сентябре 2005 года. конца 2000 года Ангела Меркель пытается ввести понятие «новой социальной рыночной экономики», базирующееся на известном термине «социально-ориентированной рыночной экономики». В нечётких тезисах, не нашедших пока конкретной реализации, угадываются положения, уже знакомые по совместному документу Шрёдера-Блэра 1999 года. Комиссия президиума ХДС под председательством Меркель к 27 августа 2001 года разработала дискуссионный проект, принятый в декабре 2001 года федеральным съездом партии в Дрездене и ставший программным документом партии.По-прежнему направлять экономику на путь роста – такова цель федерального канцлера Ангелы Меркель. В первую очередь реформы и инвестиции призваны дать толчок инновациям иэкономическому росту и обеспечить экономическую привлекательность Германии. Так, с помощью «Фонда будущего» до 2009 г. будут инвестированы 25 млрд. евро в такие ключевые сферы, как транспортная инфраструктура, образование,научные исследования и технологии и содействие семьям. Этот проект будет дополнен мерами поддержки для малых и средних предприятийи для основателей новых предприятий. Целенаправленно будет поощряться развитие нано- ибиотехнологий. Рынок труда должен стать болеегибким благодаря умеренным изменениям в трудовом праве, например, увеличению испытатель-ного срока при приеме на работу с 6 до 24 месяцев. Побочные расходы на рабочую силу должнысократиться с почти 41 до менее 40%;взносыв фонды страхования на случай безработицы,уплачиваемые наемными работниками и работодателями пополам, уменьшены с 6,5 до 4,5%.В ходе мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. правительство А.Меркель объявило о беспрецедентных мерах по оказанию государственной поддержки экономике Германии, которые позволили германской экономике выйти из рецессии уже в августе 2009г. Этот факт не мог не отразиться на популярности возглавляемой ей партии, и осенью 2009г. Христианско-демократический союз (ХДС) А.Меркель в блоке с Христианско-социальным союзом (ХСС) одержал победу на парламентских выборах, набрав 33,8% голосов. При этом главный конкурент ХДС Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) смогла получить лишь 23%. В результате была создана новая правительственная коалиция, где 8 мест получили представители ХДС, 5 портфелей – Свободная демократическая партия (СвДП), оставшиеся 3 поста – ХСС, а А.Меркель была избрана канцлером Германии на второй срок. Запланированная на 2008 г. реформа налогообложения предприятий призвана повысить налоговую привлекательность Германии. При этом будетсоздано единое налоговое право для товариществи АО. Наряду со стимулированием экономикиправительство намерено санировать бюджет, вчастности, путем ликвидации субсидий за счетналогов и повышения НДС до 19 проц.Коалиционный договор ХДС/ХСС иСвДП имеет заголовок «Рост. Образование. Сплоченность» ипредлагает план радикального оздоровления экономики, выхода изкризиса инащупывания новых ориентиров развития общества.Радикальное сокращение налогов –один изглавных элементов новой экономической политики правительства Германии. Втечение каждого года правления планируется сокращение объема взимаемых налогов на24млрд евро. В2011году предполагается проведение масштабной налоговой реформы, сокращающей иупрощающей взимание подоходного налога. Сокращение роли государства вэкономике –еще одно важное направление экономической политики коалиции ХДС/ХСС иСвДП. Впланы коалиции входит проведение приватизации немецких железных дорог Deutsche Bahn. Приватизация должна была состояться еще в2008году, однако была отложена правительством ХДС/ХСС иСДПГ попричине экономического кризиса. Правительство Ангелы Меркель обещает покончить спривилегиями крупных государственных имуниципальных компаний. Крупнейший телеоператор Deutsche Telekom будет выведен из-под надзора федерального агентства посетям икоммуникациям ипереведен наобщих основаниях под надзор федеральной антимонопольной службы. Предполагается, что это покончит с«особым положением» Deutsche Telekom, благодаря которому компания противодействовала развитию частных провайдеров. Привилегий лишится инемецкая почта Deutsche Post–она потеряет право наиспользование льготной ставки НДС, это облегчит положение частных компаний, предоставляющих почтовые услуги. Право нальготную ставку НДС потеряют также городские компании, занимающиеся вывозом мусора. Наконец, новое правительство затронет священную корову левых партий –курс назапрет атомных станций. Срок службы имеющихся вГермании АЭС, скорее всего, будет продлен.Всвою очередь, частные компании Германии получат поддержку. Немецкие фермеры получат в2010и2011годах поддержку общим объемом 750млн. евро. Гостиничные услуги будут облагаться пониженным налогом надобавочную стоимость –ставкой 7% вместо 19%. Социальные налоги, которые работодатели платят заработников, будут заморожены до2010года –так предполагается обеспечить стабильность стоимости рабочей силы для работодателей. Одновременно сэтим серьезно повышаются пособия надетей: со164до184евро напервого ивторого, со170до190натретьего исо195до215накаждого последующего ребенка. Сумма налоговых списаний накаждого ребенка всемье повышается с6000до7000евро вгод. С2013года семьи, воспитывающие детей возрасте дорех лет дома, а неотдающие ихвдетский сад, будут получать дополнительное финансирование вразмере 150 евро вмесяц наребенка. На2011год коалиция планирует также налоговую реформу, упрощающую налоговую систему (сейчас вГермании имеется прогрессивная система налогообложения, включающая всебя шесть различных классов налогообложения).ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтеграция, построенная на последовательном применении принципа субсидиарности, благодаря которому реализуется децентрализация государственных решений и мобильность внутри ЕС, получает новые импульсы развития. Но она требует конкуренции между различными территориальными органами власти (ЕС, национальные государства, регионы, муниципальные образования). При поддержании условий конкурентного порядка государство обязано действовать как монополист, но в сфере регулирования и предоставления общественных благ – как конкурирующий субъект.В этой ситуации германская модель может сохранить свою специфику и не раствориться в «общей» европейской модели. Однако сдвиги в европейской политике и изменение роли государства не могут не повлиять и на систему социального рыночного хозяйства, и на особенности экономической политики в ФРГ.Основой внешнеэкономической политики страны является развитие связей с ее главными центрами: странами ЕС (прежде всего Францией), США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает центральное место.Проводя намеченные реформы, Шредер надеялся доказать эффективность модели «социального рыночного хозяйства», более 40 лет обеспечивающей стабильное развитие страны.Федеративной Республики Германия не предписывает какой-тоопределенный экономический строй, но исключает чисто рыночную экономику путем закрепления принципа социального государства. С момента основания Федеративной Республики базой для ееэкономической политики являетсясоциальная рыночная экономика.Это попытка использования третьего пути между чисто рыночной экономикой и социализмом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЗападноевропейские страны: Особенности социально-экономических моделей/ Отв.ред. В.П.Гутник; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 2002. 271 с.Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М.: Юристъ, 2003. – 304 с.Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / Под общ. ред. В.П.Гутника. – М.:ВлаДар, 1995. 220 с.Мировая экономика: глобальные тенденции за сто лет / Под ред И.С.Королева. – М.: Юристъ, 2003. 604 с.Мировая экономика: Учебник для вузов / Г.П.Черников, Д.А.Черникова. – М.:Дрофа, 2003. 432 с.Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ Ломакин В.К.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 735 с.Политика хозяйственного порядка в Германии / В.П. Гутник; РАН, Ин-т мир. экономики и межд. отношений. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика », 2002. 271 с.Современная финансовая политика западноевропейских стран / Отв. ред. – В.П.Гутник. – М.:ИМЭМО РАН, 2003. 110 с.Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник / Под ред. А.С.Булатова –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 624 с. http://www.emigranty.ru/news.php?nid=572http://www.destatis.de/basis/d/fist/fist-02-03.htmhttp://www.radagroup.ruhttp://www.continent.kz/2004/20/4.htmhttp://www.assorti.dehttp://www.invest-in- germany.de/en/advantages/gateway/russian/econfacts.php?topcat=101&cat=10776598221964587543&lang=dehttp://www. dw-world.de
1)Западноевропейские страны: Особенности социально-экономических моделей/ Отв.ред. В.П.Гутник; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: Наука, 2002. 271 с.
2)Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М.: Юристъ, 2003. – 304 с.
3)Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / Под общ. ред. В.П.Гутника. – М.:ВлаДар, 1995. 220 с.
4)Мировая экономика: глобальные тенденции за сто лет / Под ред И.С.Королева. – М.: Юристъ, 2003. 604 с.
5)Мировая экономика: Учебник для вузов / Г.П.Черников, Д.А.Черникова. – М.:Дрофа, 2003. 432 с.
6)Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ Ломакин В.К.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 735 с.
7)Политика хозяйственного порядка в Германии / В.П. Гутник; РАН, Ин-т мир. экономики и межд. отношений. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика », 2002. 271 с.
8)Современная финансовая политика западноевропейских стран / Отв. ред. – В.П.Гутник. – М.:ИМЭМО РАН, 2003. 110 с.
9)Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник / Под ред. А.С.Булатова –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 624 с.
10)http://www.emigranty.ru/news.php?nid=572
11)http://www.destatis.de/basis/d/fist/fist-02-03.htm
12)http://www.radagroup.ru
13)http://www.continent.kz/2004/20/4.htm
14)http://www.assorti.de
15)http://www.invest-in- germany.de/en/advantages/gateway/russian/econfacts.php?topcat=101&cat=10776598221964587543&lang=de
16)http://www. dw-world.de
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы регулируют отношения между федеральным центром и землями в Германии?
Основные принципы включают четкое разграничение финансовых компетенций между федерацией (центром) и землями, а также закрепление этих принципов и правил в Основном законе ФРГ.
Какую роль играет финансовая конституция в экономической политике Германии?
Финансовая конституция, которая является основой экономической политики Германии, закрепляет принципы и правила регулирующие отношения между федеральным центром и землями. Она также помогает эффективно разграничить финансовые компетенции и распределение бюджетных ресурсов.
Какие изменения в экономической политике произошли с приходом Ангелы Меркель к власти?
С приходом Ангелы Меркель к власти произошли изменения в экономической политике, такие как введение реформ в области налогообложения, сокращение издержек бюрократии, снижение налогового бремени для предприятий и инвесторов, а также усиление поддержки малого и среднего бизнеса.
Каковы основные отличия в экономической политике Ангелы Меркель и Герхарда Шредера?
Одним из основных отличий является то, что экономическая политика Герхарда Шредера была скорее ориентирована на социальную защиту и социальное равенство, в то время как Ангела Меркель уделяла больше внимания стимулированию экономического роста и конкурентоспособности страны.
Какие результаты достиглись в экономической политике Германии при управлении Ангелой Меркель?
При управлении Ангелой Меркель были достигнуты некоторые положительные результаты в экономической политике, такие как сокращение безработицы, увеличение экспорта, улучшение конъюнктуры на рынке труда и сокращение дефицита государственного бюджета.
Какие принципы и правила регулируют отношения между федеральным центром и федеральными землями в экономической политике Г. Шредера?
Отношения между федеральным центром и федеральными землями в экономической политике Г. Шредера регулируются принципами и правилами, закрепленными в финансовой конституции Основного закона ФРГ. Одним из главных принципов является четкое разграничение финансовых компетенций между федерацией и землями.
Чем отличается экономическая политика А. Меркель от экономической политики Г. Шредера?
Одной из отличительных особенностей экономической политики А. Меркель является закрепление принципов и правил, регулирующих отношения между федеральным центром, федеральными землями и общинами. Это дает возможность четкого разграничения финансовых компетенций и более эффективного управления экономическими процессами в стране.
Какие основные задачи региональной политики решаются в экономической политике Г. Шредера и А. Меркель?
В экономической политике Г. Шредера и А. Меркель решаются основные задачи региональной политики, связанные с развитием и поддержкой экономического потенциала федеральных земель и общин. Это включает в себя создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры и транспортной системы, а также повышение уровня жизни населения в регионах.
Какая роль отводится федеральному центру в экономической политике Г. Шредера и А. Меркель?
В экономической политике Г. Шредера и А. Меркель федеральному центру отводится роль контроля за исполнением финансовых задач и обеспечения соблюдения финансовых правил и принципов. Он также отвечает за координацию между федеральными землями и общинами в рамках общего экономического развития страны.
Какая экономическая политика проводилась Г. Шредером?
Г. Шредер проводил политику, которая включала усиление региональной и социальной солидарности, снижение безработицы и стимулирование экономического роста.
Что такое финансовая конституция ФРГ?
Финансовая конституция ФРГ - это набор принципов и правил, регулирующих отношения между федеральным центром и землями, включая общины и объединения общин. Эта конституция закрепляет четкое разграничение финансовых компетенций между федерацией и землями.