Структура рынка и его инфраструктура

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 33 33 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 10.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка и его инфраструктуры 4
1.1 Понятие рынка 4
1.2 Элементы инфраструктуры рынка 6
1.3 Основные части инфраструктуры рыночной экономики 8
Глава 2. Типы рыночных структур 12
2.1 Сущность чистой конкуренции 12
2.2 Значение чистой монополии и монополистической конкуренции 16
2.3 Понятие олигополии 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Есть чистые олигополии, такие как нефтяная промышленность, где кто-то, подрывая конкуренцию, может повредить рынку в целом, но более высокие цены также пойдут на пользу рынку. И здесь может произойти договоренность. Существуют также «дифференцированные олигополии», куда войти практически невозможно. Поэтому конкуренция ограничена, что позволяет продавать очень похожие продукты или услуги. Примером может служить отрасль авиаперевозок, где, например, сборы за провоз багажа были почти неслыханными десять лет назад, но теперь, похоже, они есть у всех.Рассмотрим характерные черты олигополии. Во-первых, немногочисленность фирм-производителей той или иной продукции, что может быть связано с особенностью технологии, со слиянием фирм или же со слишком высокими барьерами входа в отрасль. Примером, отражающим данную черту, может стать рынок черной металлургии в России. Он представлен девятью крупнейшими компаниями, среди которых: ОАО “ММК” (MAGN), ОАО “Северсталь” (CHMF), ОАО “НЛМК” (NFMF), ОАО “НТМК” (NTMK), ОАО “ЗСМК” (ZSMK), ОАО “Мечел” (MECH), ОАО “ОАМК” (OAMK), ОАО “Носта” (NOST) и ОАО “KMK” (KMEK). Второй характерной чертой являются высокие барьеры входа в отрасль. В большинстве олигопольных отраслей основным барьером выступает экономия на масштабах. Так, компании – олигополисты, обладая значительным объемом производства, обеспечивают себе экономию издержек, соответственно, мелким фирмам просто не удается удержаться в отрасли из-за больших издержек. Чтобы доказать, что издержки маленьких фирм, слишком велики, чтобы остаться на рынке, обратимся к истории США. Так, в начале XX века количество фирм, выпускающих автомобили, равнялось примерно 200, в конце 1920-х годов, их количество упало до 50, а настоящее время вовсе превратилось в «Большую тройку»: «GeneralMotors », «Ford» и «Chrysler». Другим барьером входа в отрасли является финансовый барьер, поскольку для того, чтобы войти на рынок, фирме необходимо наличие огромных средств, вложение миллиардов в строение заводов и фабрик просто недоступно небольшим компаниям, именно, поэтому в олигополии господствует лишь несколько фирм. Для примера, можно взять историю автомобилестроительной компании «АвтоВАЗ» в СССР: для строительства завода и наполнение его оборудованием потребовалось минимум 4 миллиарда рублей, именно поэтому инвестором выступало государство. Следующей отличительной чертой олигополии выступает однородность (гомогенность) и разнородность продукции. К однородным товарам относят стандартизированную продукцию, в основном это товары промышленного назначения: нефть, сталь, цемент, минеральные удобрения и тд. В России олигополия в отрасли цементной промышленности представлена холдингами: «Евроцемент групп», «Сибирский цемент», «Мордовцемент», владеющие предприятиями. Другим примером могут служить 9 заводов минеральных удобрений России: КОАО «Азот», «Еврохим», «Фосагро», ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «Мелеузовски минеральные удобрения», ОАО «Акрон», ОАО «УРАЛХИМ», ЗАО «Селигер-Холдинг», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Менделеевсказот». К разнородной или дифференцированной продукции относятся товары, которые не являются абсолютными субститутами. В пример можно привести рынок табачных изделий, контролируемых пятью крупнейшими компаниями, на долю которых приходится 70% мирового табачного рынка. Это BAT-British American Tobacco Plc, СNТС-China National Tobacco Corporation, PMI-Philip Morris International, Imperial Tobacco Group и JTI-Japan Tobacco International. Помимо однородной и разнородной олигополий, выделяют дуополию, т.е. простейшая ситуация на рынке олигополии, когда существует лишь две фирмы, которые конкурируют друг с другом. Примером дуополии в России является банковский рынок, разделяемый Сбербанков и ВТБ. Они сосредотачивают примерно 70% вкладов. Другим примеров является дуополия на рынке операционных систем для смартфонов, среди них: GoogleAndroid и AppleiOS. Последней отличительной и, пожалуй, главной чертой данной структуры рынка является взаимозависимость фирм, т.е. изменение цены или объемов производства одной фирмы вызовет ответную реакцию конкурентов. Это черта является характерной для олигополии, польку конкурентная фирма не влияет на другие фирмы, а у монополиста вовсе нет конкурентов. Например, рассматривая олигополию на рынке электроники и цифровой техники, где активно разворачивается борьба между такими компаниями, как Apple и Samsung, четко прослеживается зависимость фирм друг от друга, в данном случае относительно создания новой техники. В апреле 2010 года компанией Apple был запущен первый интернет-планшет Ipad, что побудило компанию Samsung к ответным действиям, дабы оставаться конкурентоспособной, поэтому в сентябре того же года выходит их первый планшет GalaxyTab. Еще одним примером может служить более узкий рынок, а именно - смартфонов. За первый квартал 2015 года компании Apple удалось продать 74,5 миллионов смартфонов. Однако такое количество поставил и главный конкурент компании Apple - Samsung. Данные примеры отлично иллюстрируют взаимозависимость фирм при олигопольной структуре рынка.ЗаключениеРынок - одно из основных понятий хозяйственной деятельности и экономической теории. Он имеет довольно сложную структуру, которая охватывает все сферы деятельности. Рынок также можно рассматривать более детально, разделив его на основные типы. Основу рыночной экономики составляет частная собственность, которая и реализует свободу предпринимательства и выбора.К элементам инфраструктуры рынка относят:1. Биржи.2. Формы небиржевого посредничества: аукционы, ярмарки и т.д. 3. Кредитная система и коммерческие банки - необходимы для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах. 4. Эмиссионная система и эмиссионные банки - обеспечивают дополнительный выпуск денежных средств в обращение. 5. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда) К основным составляющим инфраструктуры рыночной экономики относят:- рынок земли,- рынок труда,- рынок капитала. Эффективное развитие экономики страны зависит от успешного функционирования системы рынков. Рыночная структура представляет собой сложную систему взаимодействия продавцов, покупателей и других участников деловых отношений. Каждый рынок представляет собой не однородную структуру, которая подразделяется на несколько параметров, таких как: количество и размер фирм, степень их влияния на цену, вид предполагаемых товаров и многое другое. Каждая из представленных характеристик определяет типы рыночных структур, их еще называют рыночными моделями. Для упрощения рассмотрения структур рынка многие экономисты стараются разделять каждую систему по ряду характерных признаков, включающих в себя: − число фирм в отрасли, от этого показателя будет зависеть возможность той или иной фирмы влиять на рыночное равновесие; − контроль над рыночной ценой – наиболее яркий показатель, как правило, чем больше контроль, тем меньше конкурентным является рынок; − характер реализуемой на рынке продукции, здесь есть закономерность, которая показывает, что чем больше степень неоднородности, тем больше возможностей у фирмы влиять на цену производимого ею товара; − условие вступления в отрасль, входящие в систему барьеры для вступления в отрасль играют наиболее важную роль в рыночной структуре; − наличие неценовой категории, она имеет место только в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер, а именно в отношении качества продукции, конкурентоспособности, местоположения, доступности, рекламы. В настоящее время принято выделять четыре основных вида рыночных структур: − совершенная или чистая конкуренция; − монополистическая конкуренция; − олигополия; − читая или абсолютная монополия. Рассматриваю каждую структуру по рассмотренным ранее критериям, можно увидеть, что по числу фирм первое место занимает совершенная конкуренция, и по убыванию за ней идут монополистическая конкуренция, олигополия и в монополии существует всего одна фирма или предприятие. Контроль над рыночной ценой лучше всего осуществляется единолично, а значит, в монополистической системе контроль занимает фирма, устанавливающая цены. А в совершенной конкуренции и вовсе отсутствует. По характеру продукции монополистическая конкуренция и олигополия выпускают дифференцированный продукт, но вторая структура на этом не останавливается, выпуская стандартизированный продукт. В свою очередь монополия базируется на уникальном товаре, а вот совершенная конкуренция только на однородном. Неценовая конкуренция существует у трех представленных структур, кроме монополии, как правило, не типична, но фирма может прибегать к рекламе в рамках связей с общественностью. Исследуя поведения фирм по типам рыночных структур, можно выделить принципы их поведения. В первом, основном правиле функционирования, можно говорить о смысле, если доход превосходит переменные издержки, то он есть. Во втором правиле, или лучше сказать, поправке к первому правилу относят, что если фирма решила продолжить функционирование, то она должна как можно скорее приравнять издержки и предельный доход. Помимо представленных выше видов рыночных структур существуют еще такие, как: дуополия, олигопсония, монопсония. Список использованной литературыАзимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12Балашов А.И. Экономическая теория: Учебник / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c., Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 370 с.Белкина Е.Н., Киселева Д.А. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №5-1 (84) – с. 96-99 Бражникова А.М., Пилецккая А.В., Минина Ю.И. Рыночные структуры и их влияние на принцип поведения фирмы // вестник современных исследований. – 2018. - № 4.2 (19). – с 385-386Бурганов Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2012. - 392 cДоброжинская А.А. Анализ олигополии как доминирующей структуры современной рыночной системы // Вектор экономики. – 2019. - № 4(34). – с. 136Камаева Я.М. Рынок и рыночная экономика // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2019. - №2 (40). – с. 60-63 Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство // И. Кирцнер. – М.: Книга по Требованию, 2015Космачев В.Р., Гаммадов Г.Н. Современная экономика и ее особенности // Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. – 2019. – том 10. - № 2 (39). – с. 291-296Лукьянова В. В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования / Лукьянова В. В. //Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5. - с.82-85, Рофе А. И. Экономика труда. / Рофе А. И. - М.: Кнорус, 2010.-410с.Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. – Москва: КноРус, 2016. – 608 сМикроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ,2007Мухина И. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие – Москва: Флинта, 2017. – 320 сНиколаев М.В. Сущность и содержание категории рынка: научный и учебно-методический аспекты // Вестник ТИСБИ. – 2018. - №2. – с.168-174Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / Плакся В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2004. - 384 сПопова Ю.А. Характерные черты рынка совершенной конкуренции // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития.Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. Ставрополь, 2019 . – с. 104-106Сухарев, О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост // О.С. Сухарев. – М.: Мир, 2015.Узбекова И.К. Конкуренция, понятие, сущность, функции и виды в зависимости от соотношения спроса и предложения // Форум молодых учены. – 201. - № 12-4 (28). – с. 206-208Официальный сайт ПАО «Газпром»: http://www.gazprom.ru/НОВАТЭК выступил против частичной либерализации цен на газ «Газпрома» — URL https://www.rbc.ru/business/04/07/2017/Нефть капитал. Итоги недели: тернистый путь к трубе. — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03- 2018/ternistyy-put-k-trubeНефть капитал. Итоги недели: российский газ продолжает согревать ЕС — URL https://oilcapital.ru/article/general/17-03-2018/itogi-nedeli-rossiyskiy-gaz-prodolzhaet-sogrevat-esНефть капитал. Добыча газа крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03-2018/Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. – http://galyautdinov.ru/post/tipy-rynochnyx-struktur Рыночные структуры и рыночная власть. - http://modern-econ.ru/micro/tipy/rynstruktura.htmlСтельмачук В.А. Рынок капитала: проблемы современного функционирования [Электронный ресурс] / В.А. Стельмачук, Р.Г. Гамбарян // Приоритетные направления развития современной экономической науки – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/79728/discussion_platform

1. Азимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12
2. Балашов А.И. Экономическая теория: Учебник / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.,
3. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 370 с.
4. Белкина Е.Н., Киселева Д.А. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №5-1 (84) – с. 96-99
5. Бражникова А.М., Пилецккая А.В., Минина Ю.И. Рыночные структуры и их влияние на принцип поведения фирмы // вестник современных исследований. – 2018. - № 4.2 (19). – с 385-386
6. Бурганов Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
7. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2012. - 392 c
8. Доброжинская А.А. Анализ олигополии как доминирующей структуры современной рыночной системы // Вектор экономики. – 2019. - № 4(34). – с. 136
9. Камаева Я.М. Рынок и рыночная экономика // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2019. - №2 (40). – с. 60-63
10. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство // И. Кирцнер. – М.: Книга по Требованию, 2015
11. Космачев В.Р., Гаммадов Г.Н. Современная экономика и ее особенности // Научные труды северо-западного института управления РАНХИГС. – 2019. – том 10. - № 2 (39). – с. 291-296
12. Лукьянова В. В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования / Лукьянова В. В. //Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5. - с.82-85, Рофе А. И. Экономика труда. / Рофе А. И. - М.: Кнорус, 2010.-410с.
13. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. – Москва: КноРус, 2016. – 608 с
14. Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ,2007
15. Мухина И. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие – Москва: Флинта, 2017. – 320 с
16. Николаев М.В. Сущность и содержание категории рынка: научный и учебно-методический аспекты // Вестник ТИСБИ. – 2018. - №2. – с.168-174
17. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / Плакся В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2004. - 384 с
18. Попова Ю.А. Характерные черты рынка совершенной конкуренции // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. Ставрополь, 2019 . – с. 104-106
19. Сухарев, О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост // О.С. Сухарев. – М.: Мир, 2015.
20. Узбекова И.К. Конкуренция, понятие, сущность, функции и виды в зависимости от соотношения спроса и предложения // Форум молодых учены. – 201. - № 12-4 (28). – с. 206-208
21. Официальный сайт ПАО «Газпром»: http://www.gazprom.ru/
22. НОВАТЭК выступил против частичной либерализации цен на газ «Газпрома» — URL https://www.rbc.ru/business/04/07/2017/
23. Нефть капитал. Итоги недели: тернистый путь к трубе. — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03- 2018/ternistyy-put-k-trube
24. Нефть капитал. Итоги недели: российский газ продолжает согревать ЕС — URL https://oilcapital.ru/article/general/17-03-2018/itogi-nedeli-rossiyskiy-gaz-prodolzhaet-sogrevat-es
25. Нефть капитал. Добыча газа крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03-2018/
26. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. – http://galyautdinov.ru/post/tipy-rynochnyx-struktur
27. Рыночные структуры и рыночная власть. - http://modern-econ.ru/micro/tipy/rynstruktura.html
28. Стельмачук В.А. Рынок капитала: проблемы современного функционирования [Электронный ресурс] / В.А. Стельмачук, Р.Г. Гамбарян // Приоритетные направления развития современной экономической науки – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/79728/discussion_platform


Вопрос-ответ:

Что такое рынок?

Рынок - это механизм, который позволяет покупателям и продавцам взаимодействовать, чтобы торговать товарами и услугами. Он основывается на принципе спроса и предложения, где цены определяются в результате конкуренции между продавцами.

Что включает в себя инфраструктура рынка?

Инфраструктура рынка включает все необходимые элементы и участников, которые обеспечивают функционирование рынка. Это включает в себя физическую инфраструктуру, такую как здания и оборудование, а также правила, законы и организации, которые регулируют деятельность рынка.

Какие основные части входят в инфраструктуру рыночной экономики?

Основными частями инфраструктуры рыночной экономики являются финансовая система, правовая система, система образования и система транспорта и коммуникаций. Эти части обеспечивают эффективное функционирование рыночной экономики и способствуют развитию бизнеса и инвестиций.

Что такое чистая конкуренция и какова ее сущность?

Чистая конкуренция - это тип рыночной структуры, характеризующийся большим количеством мелких продавцов и покупателей, которые свободно взаимодействуют на рынке. Ее сущность заключается в том, что ни один продавец не имеет контроля над ценами, а конкуренция между продавцами обеспечивает оптимальный уровень цен и качества товаров.

Что такое олигополия и можно ли считать нефтяную промышленность примером чистой олигополии?

Олигополия - это тип рыночной структуры, характеризующийся наличием небольшого количества крупных продавцов, которые контролируют большую часть рынка. Нефтяная промышленность является примером олигополии, поскольку она представлена несколькими крупными компаниями, которые контролируют мировой рынок нефти и могут влиять на цены и конкуренцию в отрасли.

Что такое рынок и его инфраструктура?

Рынок - это область, на которой происходит обмен товаров и услуг между продавцами и покупателями. Инфраструктура рынка включает в себя различные институты, организации и процедуры, необходимые для проведения безопасной и эффективной торговли.

Какие элементы входят в инфраструктуру рынка?

В инфраструктуру рынка входят такие элементы, как биржи, платежные системы, регистрационные органы, системы расчетов, банковские учреждения, законодательные органы, а также агенты, осуществляющие посреднические функции между продавцами и покупателями.

Каковы основные части инфраструктуры рыночной экономики?

Основными частями инфраструктуры рыночной экономики являются финансовая система, правовая система, система образования и подготовки кадров, система защиты прав потребителей и конкуренции, а также система регулирования и надзора за рынком.

Какие типы рыночных структур существуют?

Существуют различные типы рыночных структур, такие как чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В каждом из этих типов рынка присутствуют свои особенности и основные участники.