...
Фрагмент для ознакомления
Момент возникновения обязанности по уплате налога в отношении объектов недвижимостиСогласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налогов возникает «с момента установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора». В статьях, определяющих порядок начисления суммы местных налогов (например, ст. ст. 396, 408 НК РФ), используется исключительно понятие «возникновение права собственности», а не «государственная регистрация права собственности», т.е. налогообложение по общему правилу осуществляется с момента возникновения, а не государственной регистрации права. Так, например, момент начала налогообложения для физлиц с даты открытия наследства прямо оговорен в НК РФ (п. 8 ст. 396, п. 7 ст. 408). Другие случаи налогообложения с момента, не связанного с государственной регистрацией, в НК РФ, к сожалению, прямо не оговорены, однако на эту тему есть разъяснительные письма Минфина России от 04.07.2012 г. № 03-04-05/7-837; от 20.11.2012 г. № 03-04-05/9-1324; № 03-05-04-02/70162 от 02.12.2015 г., УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 г. № 20-14/4/026727. Из правоприменительного опыта ясно, что чем менее четко изложена норма права, тем больше разъяснений и судебной практики по ее применению требуется. С нормой НК РФ о моменте возникновения права – именно этот случай. По этой причине моменты возникновения права собственности на недвижимость были столь подробно рассмотрены в первом разделе данной работы. Можно увидеть, что для этого потребовался анализ гражданского, земельного, жилищного, градостроительного кодексов, законодательства в сфере регулирования прав публичных субъектов. Считаю, что законодательно верным решением было бы обобщить эти нормы в одном нормативном акте – например, в Налоговом кодексе в связи с необходимостью четкого установления момента начала налогообложения. Какие же механизмы, кроме доброй воли налогоплательщиков, существуют для получения налоговыми органами сведений об объектах недвижимости и сделках с ними? А вот и они:Представление сведений в налоговые органы. Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база на земельные участки в отношении физических лиц определяется на основании сведений, предоставляемых органами кадастрового учета и органами государственной регистрации прав. Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости. Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ, сумма налога на имущество физлиц исчисляется на основании сведений, предоставленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ. В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации (31.01.1998 г.), налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных о правообладателях, которые были предоставлены в установленном порядке в налоговые органы до 1.03.2013 г. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней с дня регистрации, а также производить ежегодную выгрузку. Согласно п. 11 ст. 85 НК РФ сведения предоставляются в электронной форме. Данная работа в стране налажена, заключены соглашения о межведомственном взаимодействии между Управлением Росреестра, Федеральной кадастровой палатой и Федеральной налоговой службой, которое неукоснительно исполняются. Но, опять же, это касается только сведений, которые содержались в ГКН (Государственном кадастре недвижимости) и ЕГРП (Едином государственном реестре прав), а теперь содержатся в ЕГРН. Ранее было подробно рассмотрено, скольких сведений там нет. В свою очередь у налогоплательщиков обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Обязанность сообщить в налоговый орган о наличии недвижимого имущества возникает у гражданина в случае, если он никогда не получал налогового уведомления и никогда не уплачивал имущественные налоги в отношении этого имущества (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Из вышеизложенного следует вывод, что в отношении объектов, не учтенных ранее в ГКН и ЕГРП, сохраняется возможность уклонения от уплаты налогов. Административная ответственность за уклонение от регистрации прав.Ст. 19.21 «Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (далее –КоАП РФ), устанавливает ответственность в виде наложения административных штрафов за несоблюдение собственником, арендатором или пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Положения данной статьи на практике применяются редко ввиду отсутствия механизма и обязанности выявления фактов уклонения от государственной регистрации как правоохранительными органами, так и органами, осуществляющими регистрацию прав. Кроме того почти нет механизмов, которые могли бы выявить наличие таких правоотношений и, соответственно побудить граждан опасаться административной ответственности, установленной ст. 19.21 КоАП РФ за отсутствие регистрации прав. Статистика по количеству фактов применения этих статей к правоотношениям в сфере недвижимости, была бы очень кстати. Рискну предположить, что данный показатель невелик. Исключение составляют органы государственного земельного контроля, имеющие прямую обязанность выявления подобных нарушений в отношении земельных участков. Пункт 25 статьи 19.5 КоАП, которым за невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный земельный контроль, установлен штраф, активно применяется в работе. Штрафы начисляются и взыскиваются. Таким образом, механизмы государственного контроля и надзора, касающихся выявления фактически существующих земельных участков и фактов бесплатного пользования ими, механизмы привлечения к административной ответственности за уклонение от государственной регистрации прав,и соответственно, налогообложения, законодательно закреплены, но не работают.Заключение. Факторами, влияющими на соблюдение гражданами и юридическими лицами принципа платности землепользования являеются :- обязательность регистрации прав на земельные участки, установленная законом, либо отсутствие таковой;- момент возникновения права на недвижимое имущество и его связь с моментом начала налогообложения;- вероятность применения административных или уголовных санкций либо отсутствие таковой;- правовая грамотность населения.Изменение ситуации возможно следующим образом. - Совершенствование работы системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)- Усиление контроля в отношении работы органов МСУ по выявлению бесхозяйного имущества и постановке его на учет. - Активное применение уже существующих налоговых и административных санкций по фактам несвоевременного обращения с целью регистрации прав влекущих, соответственно, несвоевременность уплаты налогов. - Возложение на органы регистрации обязанности направления в правоохранительные органы сведений о фактах обращения с целью регистрации прав позже разумных сроков (по тем случаям, когда регистрация обязательна), возможность применения штрафных санкций не только при отсутствии регистрации прав, но и за факт ее несвоевременного проведения при выявлении таких случаев.Огромный оптимизм внушает внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона N 608038-7, которым предлагается внести изменения в Закон оГРН, закрепив в нем обязанность физических и юридических лиц представлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации права на объекты недвижимости и прилагаемые к ним документы не позднее чем через 3 месяца со дня возникновения оснований государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, установленных ст. 14 этого закона.Исключение предполагается сделать для отдельных оснований государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в отношении которых Законом о государственной регистрации недвижимости и иными федеральными законами установлены специальные сроки осуществления государственной регистрации прав. В случае принятия закон будет применяться к основаниям государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возникшим после дня вступления его в силу. По мнению авторов инициативы (Самарская Губернская Дума), предлагаемого 3-месячного срока вполне достаточно для подготовки необходимых для государственной регистрации документов и оплаты госпошлины. Разработчики законопроекта рассчитывают, что принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию работы по наполнению сведениями ЕГРН, что, в свою очередь, позволит своевременно формировать и включать земельные участки в налоговую базу по имущественным налогам. К тому же, как отмечается в пояснительной записке к проекту, в настоящее время ст. 19.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Однако поскольку законом не установлен срок для подачи заявления о госрегистрации прав на объекты недвижимости, то собственник (арендатор или иной пользователь) не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ. Принятие рассматриваемых поправок, по мнению их разработчиков, позволит решить данную проблему.Кроме того, полагаю, необходима активная информационная кампания в СМИ. Возможно, она позволит собственникам недвижимости проанализировать все правовые последствия нарушения принципа платности и всё же обратиться в орган регистрации. Широкое освещение конкретных случаев наложения административных и налоговых санкций также могло бы служить побудительным мотивом к принятию решения об обращении с заявлением об осуществлении регистрации прав.Совокупность мер со стороны государства, понимание участниками гражданских правоотношений важности создания совместными усилиями действительно единого и полного реестра недвижимости, рано или поздно позволит достичь результата, когда каждый объект недвижимости в стране – будь то пядь земли или небольшое строение, будет включен в гражданско-правовой оборот, а общие сведения о нём будут доступны каждому желающему с ними ознакомиться.
.
Вопрос-ответ:
Каков момент возникновения обязанности по уплате налога по объектам недвижимости?
Согласно п.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налогов возникает с момента установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Какой принцип используется при определении суммы местных налогов на землю?
При определении суммы местных налогов на землю применяется принцип платности использования земли.
Какие статьи Налогового кодекса РФ определяют порядок начисления суммы местных налогов?
Порядок начисления суммы местных налогов определяется статьями 396-408 НК РФ.
Что означает понятие "возн" в статьях о местных налогах?
В статьях, определяющих порядок начисления суммы местных налогов, используется понятие "возн", которое означает возникновение обязанности по уплате налога.
Каким образом принцип платности использования земли реализуется в судебной практике?
Принцип платности использования земли реализуется в судебной практике путем вынесения решений о взыскании неоплаченных сумм налогов за использование земли.
Когда возникает обязанность по уплате налогов за недвижимость?
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налогов возникает с момента установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Какие статьи НК РФ определяют порядок начисления местных налогов, включая налог на недвижимость?
Статьи, определяющие порядок начисления суммы местных налогов, включая налог на недвижимость, можно найти, например, в ст. 396-408 НК РФ.
Какое понятие используется в статьях, определяющих порядок начисления суммы местных налогов?
В указанных статьях НК РФ используется исключительно понятие "возникновение обязанности по уплате налога".