Порядок выборов Президента РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 08.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 4
1.1. Сущность института президентства и его место в системе государственной власти 4
1.2. Сущность понятия выборов 9
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ 16
2.1. Особенности процедуры выборов Президента Российской Федерации 16
2.2. Актуальные тенденции развития законодательства о выборах Президента в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Однако на иные агитационные материалы в день голосования наложен безусловный и необъяснимый запрет, а на печатные агитационные материалы — нет.
По моему мнению, указанная норма нарушает принцип юридического равенства кандидатов (в зависимости от видов изготовленных кандидатами агитационных материалов — печатных или иных) в части размещения агитационных материалов на прежних местах в день голосования.
Конкурируют между собой запреты на размещение агитационных материалов, установленные Федеральными законами «О выборах Президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Так, в соответствии с п. 10 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 м от входа в них. Согласно же п. 9 ст. 55 Федерального закона «О выборах Президента РФ» запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 м от входа в них. То есть применительно к одним и тем же отношениям в одном законе речь идет о запрете размещения любых видов агитационных материалов, а в другом — о запрете размещения только предвыборных печатных агитационных материалов (без распространения данного запрета на другие виды агитационных материалов, предусмотренные законом, — аудиовизуальные и иные агитационные материалы). Означает ли это, что на выборах Президента РФ разрешено размещать в указанных местах, к примеру, иные агитационные материалы?
Есть проблемы регулирования предвыборной агитации, осуществляемой посредством сайтов и страниц сайтов сети «Интернет», не зарегистрированных в качестве сетевых изданий (или электронных периодических изданий). К данным общественным отношениям применяется правовой режим выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Вместе с тем у участников избирательного процесса возникают следующие вопросы:
— могут ли информация и предвыборные агитационные материалы в сети «Интернет» (в том числе на персональных страницах кандидатов и иных лиц в социальных сетях) размещаться безвозмездно (на условиях и с согласия собственника) либо только на возмездной основе на условиях предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда кандидата (избирательного объединения);
— должны ли (и в каком объеме) информация и предвыборные агитационные материалы, размещаемые в сети «Интернет», содержать выходные данные, то есть сведения об изготовителе, заказчике, тираже, дате выпуска, информацию об оплате за счет средств избирательного фонда;
— имеется ли специфика правового регулирования порядка изготовления агитационных материалов, размещаемых в сети «Интернет», то есть предъявляются ли особые требования к изготовителям таких материалов;
— иные вопросы, связанные с использованием для предвыборной агитации сайтов и страниц сайтов сети «Интернет», не зарегистрированных в качестве сетевых изданий либо электронных периодических изданий.
На мой взгляд, упущением является отсутствие законодательного определения понятия «информирование избирателей». Формат информирования о выборах состоит в том, что информация о различных кандидатах (о нескольких кандидатах сразу) дается единым информационным блоком, без редакционных комментариев (то есть без положительных или отрицательных характеристик со стороны журналистов СМИ), без агитации в пользу того или иного кандидата. При проведении информирования избирателей организации СМИ должны соблюдать принцип равенства кандидатов. Обеспечение равенства состоит в освещении организациями СМИ юридически сопоставимых событий избирательной кампании различных кандидатов. Например, если в формате информирования организация СМИ рассказывает о том, как идет сбор подписей в поддержку выдвижения (или самовыдвижения) одного кандидата, в этом сюжете (репортаже, статье) должна присутствовать информация и о других кандидатах, осуществляющих сбор подписей избирателей (о количестве собранных подписей, регионах, где проводится сбор подписей), если организация СМИ информирует о деятельности избирательного штаба кандидата, работе его общественных приемных, необходимо в том же сюжете (репортаже, статье) разместить информацию об аналогичной деятельности других кандидатов (классический пример: телеэфир программы «Время» 17.01.2018).
ЦИК России в своем постановлении от 14.02.2018 № 141/1153-7 «О трансляции материала в эфире телеканала АО "Первый канал"», не рекомендовала в период избирательной кампании по выборам Президента РФ трансляцию фильма О. Стоуна «Путин», основанного на участии в нем должностного лица, официально зарегистрированного в качестве кандидата на должность Президента РФ, поскольку это может вызвать полемику о наличии агитационной цели в действиях организации телерадиовещания, учитывая особую социальную ответственность организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в формировании общественного мнения. ЦИК России рекомендовала отложить показ документального фильма О. Стоуна «Путин» до окончания голосования на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. Тем самым ЦИК России осуществила правоприменительное толкование, призванное обеспечить внутреннюю согласованность действующего законодательства и единообразие юридической практики.
Законодателю следует обратить внимание и на иные правовые позиции Центральной избирательной комиссии России, рассмотрев меры по законодательному закреплению за избирательными комиссиями полномочий:
— на издание нормативных актов, содержащих правовые позиции;
— на дачу официальных разъяснений положений действующего избирательного
законодательства.
Законодательство — первейшая гарантия прав граждан, поэтому важно устранять всё, что создает угрозу их нарушения, своевременно внося соответствующие изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование России как государства происходило на протяжении не одной сотни лет. Роль правителя всегда была очень велика. От деятельности института власти зависело как наступление хаоса и беззакония в государстве, так и многие прогрессивные преобразования. С появлением в России института Президента, на главу государства возлагаются надежды значительной части населения. А так как Президент - это руководитель страны, получающий свои полномочия путем выборов, то его легитимность должна быть наивысшей и избрание относительным большинством голосов, по крайней мере, в первом туре, представляется недопустимым.
В России, в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, действует принцип разделение властей - органы законодательной, исполнительной и судебной власти - самостоятельны. Президент не относится ни к одной из ветвей, но находится в тесном и органичном взаимодействии со всеми структурами публичной власти.
Некоторое смещение общего объема государственно-властных полномочий в сторону института Президента является исторически обоснованным и в целом отвечающим принципам закрепленного Конституцией демократического государства.
Рассмотрев статус института Президента можно сделать следующие выводы. В России сформулированы основы республики смешанного типа "полупрезидентской" (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительство; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.
В конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.
С принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.
Таким образом, на мой взгляд, правовые вопросы по регулированию деятельности Президента нашей страны имеют много проблем. Находит это отражение, в том числе, в несогласованности норм, в которых содержатся положения, которые касаются института российской президентуры. Такие нормы имеются в многочисленных нормативных правовых актах и являются слабо систематизированными. Сохранности недоработок также помогает небольшая научная проработка актуальных вопросов. Есть потребность в более детальном разъяснении и проработке вопросов о роли и содержании конституционных норм, которые посвящены Президенту нашей страны, составе, а также содержании института российской президентуры, а кроме этого направлениях его внутренней систематизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, Ст. 171.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 18.04.2018) // СПС Консультант Плюс
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2018 г. № 152/12557 «О результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года» // URL: http://old.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2018/03/23/152-1255-7.html
Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Н. Новгород, 2003. – С. 59.
Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012. – С. 73
Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 2007. - С. 151.
Игнатов С.Л. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
Избирательные системы и политические технологии. Выборы и типология избирательных систем [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/15_97999_izbiratelnie-sistemi-ipoliticheskie-tehnologii-vibori-i-tipologiya-izbiratelnih-sistem.html
Кабышев С. В., Минх Г. В. Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. М., 2015. С. 5.
Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России / А.В. Карпов. – 2–е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 73.
Краснов М.А. Глава государства: рецепция идеи "отцовства" // Гражданское общество и правовое государства. 2008. № 6. С. 33.
Ларичев А.А. Конституцонно–правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: Монография / А.А. Ларичев, С.А. Беньяминов. – Петрозаводск: КФ РАНХиГС, 2017. – С. 154.
Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33
Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н.А. Михалева. – 2-е изд., изм. и доп. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – С. 37.
Новиков Д.В. Институт выборов в системе российского политического монополизма / Д.В. Новиков // Приволжский научный весник. – 2013. – № 9 (25). – С. 104
Отчет Миссии по наблюдению за выборами Президента РФ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ // URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/ russia/374248?download=true
Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С. В. Кабышева ; С. В. Кабышев, В. В. Комарова, Г. Д. Садовникова [и др.]. М., 2016. С. 363.
Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012. – С. 73
Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33
Новиков Д.В. Институт выборов в системе российского политического монополизма / Д.В. Новиков // Приволжский научный весник. – 2013. – № 9 (25). – С. 104
Избирательные системы и политические технологии. Выборы и типология избирательных систем [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/15_97999_izbiratelnie-sistemi-ipoliticheskie-tehnologii-vibori-i-tipologiya-izbiratelnih-sistem.html
Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Н. Новгород, 2003. – С. 59.
Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н.А. Михалева. – 2-е изд., изм. и доп. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – С. 37.
Ларичев А.А. Конституцонно–правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: Монография / А.А. Ларичев, С.А. Беньяминов. – Петрозаводск: КФ РАНХиГС, 2017. – С. 154.
Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России / А.В. Карпов. – 2–е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 73.
Игнатов С.Л. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, Ст. 171.
«Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
Краснов М.А. Глава государства: рецепция идеи "отцовства" // Гражданское общество и правовое государства. 2008. № 6. С. 33.
Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 2007. - С. 151.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2018 г. № 152/12557 «О результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года» // URL: http://old.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2018/03/23/152-1255-7.html
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171
Кабышев С. В., Минх Г. В. Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. М., 2015. С. 5.
Отчет Миссии по наблюдению за выборами Президента РФ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ // URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/ russia/374248?download=true
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 18.04.2018) // СПС Консультант Плюс
Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С. В. Кабышева ; С. В. Кабышев, В. В. Комарова, Г. Д. Садовникова [и др.]. М., 2016. С. 363.
1.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994.
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
3.Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, Ст. 171.
4.Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 18.04.2018) // СПС Консультант Плюс
5.Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2018 г. № 152/12557 «О результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года» // URL: http://old.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2018/03/23/152-1255-7.html
6.Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – Н. Новгород, 2003. – С. 59.
7.Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012. – С. 73
8.Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. - М., 2007. - С. 151.
9.Игнатов С.Л. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
10.Избирательные системы и политические технологии. Выборы и типология избирательных систем [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/15_97999_izbiratelnie-sistemi-ipoliticheskie-tehnologii-vibori-i-tipologiya-izbiratelnih-sistem.html
11.Кабышев С. В., Минх Г. В. Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации. М., 2015. С. 5.
12.Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России / А.В. Карпов. – 2–е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 73.
13.Краснов М.А. Глава государства: рецепция идеи "отцовства" // Гражданское общество и правовое государства. 2008. № 6. С. 33.
14.Ларичев А.А. Конституцонно–правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: Монография / А.А. Ларичев, С.А. Беньяминов. – Петрозаводск: КФ РАНХиГС, 2017. – С. 154.
15.Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33
16.Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах) / Н.А. Михалева. – 2-е изд., изм. и доп. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. – С. 37.
17.Новиков Д.В. Институт выборов в системе российского политического монополизма / Д.В. Новиков // Приволжский научный весник. – 2013. – № 9 (25). – С. 104
18.Отчет Миссии по наблюдению за выборами Президента РФ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ // URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/ russia/374248?download=true
19.Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С. В. Кабышева ; С. В. Кабышев, В. В. Комарова, Г. Д. Садовникова [и др.]. М., 2016. С. 363.
Вопрос-ответ:
Какие правовые основы определяют порядок выборов президента в России?
Правовые основы выборов президента России включают Конституцию РФ, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты.
Какова сущность института президентства и какое место он занимает в системе государственной власти?
Институт президентства представляет собой должность главы государства, который осуществляет функции по руководству страной. Президент России является высшим представителем исполнительной власти и занимает центральное место в системе государственной власти.
Что подразумевается под понятием "выборы"?
Выборы - это процесс, при котором граждане голосуют за определенных кандидатов или варианты решений с целью определения результата посредством подсчета голосов и выявления победителя.
Как осуществляется процедура выборов президента в Российской Федерации?
Процедура выборов президента России включает предварительную подготовку, регистрацию кандидатов, проведение предвыборной компании, голосование, подсчет голосов и определение победителя. После этого происходит официальное объявление результатов выборов.
Какие актуальные тенденции развития законодательства о выборах президента в России можно наблюдать сейчас?
Актуальные тенденции развития законодательства о выборах президента в России включают усиление контроля за финансированием предвыборной компании, расширение возможностей использования электронного голосования и внедрение новых технологий для обеспечения прозрачности и безопасности выборов.
Какие основные правовые основы регулируют выборы Президента РФ?
Основными правовыми основами выборов Президента РФ являются Конституция РФ и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
Какова сущность института президентства и какое место он занимает в системе государственной власти?
Институт президентства представляет собой высшую власть в России, осуществляемую Президентом. Президент является главой государства и гарантом Конституции. Он имеет значительную власть и контроль над исполнительной властью, а также определенные полномочия в законодательной и судебной ветвях власти.
Что представляют собой выборы Президента и какова их сущность?
Выборы Президента представляют собой процесс, посредством которого избирается глава государства. Сущность выборов заключается в том, что граждане России имеют право свободно выражать свою волю и выбирать кандидата, который, по их мнению, будет лучше всего представлять их интересы и осуществлять руководство страной.
Какие особенности присутствуют в процедуре выборов Президента России?
В процедуре выборов Президента России есть несколько особенностей. Во-первых, выборы проходят по принципу двухтуровой системы, где граждане голосуют за кандидатов на предварительном этапе, а затем избирают Президента из двух наиболее популярных кандидатов. Во-вторых, Президент избирается на срок шести лет и может быть переизбран только один раз подряд.
Какие тенденции развития законодательства о выборах Президента в России сегодня являются актуальными?
В современной России актуальной тенденцией развития законодательства о выборах Президента является усиление контроля над выборным процессом и обеспечение прозрачности и честности выборов. Также в последние годы внедряются новые технологии и системы для улучшения организации и проведения выборов, в том числе интернет-голосование и электронные личные кабинеты избирателей.
Какие основы законодательства регулируют порядок выборов Президента РФ?
Основы законодательства, которые регулируют порядок выборов Президента РФ, включают Конституцию РФ, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" и другие законы и нормативные акты.