Формирование навыка чтения в период обучения грамоте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 34 34 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1 Формирование навыка чтения в начальной школе как педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования навыка чтения в период обучения грамоте.
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
2.1 Педагогические условия формирования навыка чтения в период обучения грамоте
2.2 Оценка уровня сформированности навыка чтения в период обучения грамоте
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Фрагмент для ознакомления

Задачи диагностического исследования:1. Выявить основные показатели уровня сформированности навыка чтения. 2. Разработать диагностический материал для определения уровня сформированности навыка чтения. 3. Определить критерии оценивания уровня сформированности навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Опираясь на теоретический материал по данной проблеме, мы выделяем следующие показатели, лежащие в основе формирования навыка чтения:- выразительность, т.е. умение правильно расставлять ударения и паузы, четко и громко произносить читаемые слова, умение использовать правильную интонацию.- осознанность, т.е. понимание читателем замысла и общей идеи автора, выразительных языковых средств, используемых автором для донесения идеи, понимание собственного отношения к прочитанному художественному произведению;- правильность, т.е. умение читать текст без искажений, которые могут помешать правильному пониманию текста;- темп чтения, т.е. скорость и беглость чтения. Данные показатели характеризуются следующими уровнями – начальный, средний и высокий. На основе данных показателей были сформированы критерии оценивания уровня сформированности навыка чтения, представленные в Таблице 1. Таблица 1 - Критерии уровня сформированностинавыка чтенияУровниКритерии оценивания навыков чтенияНачальный уровеньСпособ чтения ученика - отрывистый, по слогам, отсутствует беглость чтения, не правильная расстановка ударений и пауз, часто допускает ошибки в произношении слов (замена и пропуск букв, перестановка слов)Средний уровеньСпособ чтения – слогами и целыми словами, допускает некоторые ошибки при прочтении, не всегда правильно расставляет интонацию, однако понимает смысл слов и предложений. Высокий уровеньСпособ чтения – целыми словами, произношение четкое и без ошибок, с нужной интонацией, понимает фактический смысл предложений, высказывает свое мнение о прочитанном, показывает высокую скорость чтения. Для определения уровня сформированности навыка чтения по выделенным критериям может быть предложена следующая методика проведения диагностической работы. Эксперимент может быть поделен на два этапа. На первом этапе каждому испытуемому индивидуально дается отрывок из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Задание: Прочитай текст с нужной интонацией. Расставь ударения в словах. На втором этапе эксперимента может применяться специально методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен внимательно прочитать данный текст и ответить на следующие вопросы. Вопросы и задания:Какой указ дали девочке ее родители? Расскажи, какая беда случилась вбратом девочки? Найди и прочитай эти предложения.Что помогло девочке отыскать братца?Почему сказка названа «Гуси-лебеди»?Подумай, о чем эта сказка? При проведении диагностической работы необходимо опираться на следующие рекомендации:- проводить оценку необходимо индивидуальнос с каждым учеником, в процессе отмечать затруднений и необходимость подсказок и дополнительных вопросов при выполнении заданий;- нельзя торопить ученика;- необходимо избегать слов оценивания при проведении работы;- следует учитывать физическое и психологическое состояние ребенка;- необходимо создать доброжелательную и благоприятную обстановку, чтобы ученик мог вникнуть в текст и не отвлекался на раздражители;- не рекомендуется исправлять ошибки в процессе чтения, кроме тех случаев, когда они ведут к искажению смысла прочитанного текста;- при оценке выразительности следует учитывать внятность, четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию.- при оценке правильности чтения учитывается наличие или отсутствие замен, пропусков, перестановок, добавлений, искажений, повтора букв (звуков), слогов, слов, правильного или ошибочного ударения в словах, ошибок в окончанииДля обсчета результатов необходимо занести ответы на вопросы учащихся в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты могут быть оценены по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определяется уровень сформированности каждого показателя:•высокий уровень – 3 балла;•средний уровень – 2 балла;•низкий уровень – 1 балл.По результатам диагностирования каждого показателя может быть составлена сводная таблица. На основе ее данных устанавливается общий уровень навыка чтения у младших школьников (Таблица 2).Таблица 2 – Уровневые показатели навыков чтенияНавыкиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньЧтение слогамиПлавно читает слогами трехсложные, четырехсложные слова, которые доступны его пониманию.Частично читает слогами односложные, двухсложные и трехсложные слова.Читается отрывисто слогами или буквамиСоблюдение орфоэпические нормыДопущение одной или двух ошибок, самостоятельно исправляет ошибкиНеправильное прочтение некоторых слов, произношение звуков правильноеЧастое допущение ошибок, пропусков, переставляет и заменяет буквыПонимание смысла прочитанногоСамостоятельно понимает смысл прочитанного, правильно отвечает на поставленные вопросы по тексту, может пересказать текстЧастично не понимает смысл отдельных предложений, не осознает идею произведения или осознает с помощью учителяПонимает только отдельные словаИнтонирование текста Соблюдение всех ударений и паузДопущение акцентологических ошибок, отклонение в интонированииДопускаются ошибки в постановке ударений, неправильная интонацияСкорость чтенияЧитает 40 и более слов в минутуЧитает 25-40 слов в минутуЧитает меньше, чем 25 слов в минутуТаким образом, общий уровеньсформированности навыков чтения на развитии частных умений и навыков. Поэтому, все умения должны формироваться одновременно. При проведении диагностической работы по выявлению уровня сформированностинавыка чтения у младших школьников, преподаватель должен ориентироваться на оценивание не только общего развития читательского навыка, но на оценивание таких частных умений, как: определение скорость чтения, чтение слогами, понимание смысла текста, правильное интонирование текста, соблюдение орфоэпических норм. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕАнализ методической литературы по формированию навыка чтения позволяет сделать следующие выводы:Для успешного формирования навыков чтения необходимо организовать педагогические условия, к числу которых относится: учет особенностей методики обучения чтению (пошаговость объяснения, медленный темп, постепенное усложнение задания);разработка адекватных требований и критериев оценки формирования навыка чтения;использование разнообразных форм, методов и приемов обучения навыкам чтения. С помощью грамотной организации данных педагогических условий ребенок не только сформирует навык чтения, но и сможет осуществлять дальнейшую учебную деятельность. В основе навыка чтения лежит система частных умений и навыков, к которым относится выразительность чтения, осознанность, правильность и скорость чтения. При проведении диагностической работы по выявлению уровня сформированности навыка чтения у младших школьников, преподаватель должен ориентироваться на оценивание не только общего развития читательского навыка, но на оценивание таких частных умений, как: определение скорость чтения, чтение слогами, понимание смысла текста, правильное интонирование текста, соблюдение орфоэпических норм.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из важнейших задач учителя начальных классов является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников. Все это может быть реализовано при работе над формированием навыка чтения в период обучения грамоте. Обучение чтению, формирование и усовершенствование способов осмысления прочитанного – ключевая цель, стоящая перед педагогом. Способность правильно читать обеспечивает развитие других речевых умений, формирует основу обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций. Поэтому важнейшей задачей уроков литературы является – воспитание творческого, талантливого, эстетически образованного читателя.В ходе исследования по формированию читательских навыков у младших школьников были решены следующие задачи:На основе психологической и педагогической литературы по проблеме формирования навыка чтения были выделены определения понятий «чтение» и «навык чтения»; Изучены особенности формирования навыка чтения у детей в период обучения грамоте, к числу которых относятся упор на развитие психологических процессов восприятия, внимания, памяти; развитие разных видов речевой деятельности; формирования у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще. Разработаны педагогические условия формирования читательских навыков у младших школьников. Так, формированию навыков чтения способствуют такие педагогические условия, как учет психологических особенностей ребенка, соблюдение принципа поэтапности обучение, разработка адекватных требований к процессу формирования читательского навыка, а также использование новых форм и методов в процессе обучения. Описаны критерии оценивания уровня сформированности навыка чтения у детей в период обучения грамоте.Оценивание уровня сформированности навыка происходит на основании таких показателей, как выразительность, осозанность, правильность чтения и его скорость. При выполнении диагностической работы необходимо опираться на ряд рекомендаций, учитывать состояние ребенка, его темп работы и использовать индивидуальную форму работы. Для решения проблемы исследования была изучена и проанализирована педагогическая литература, а также определена сущность ключевых понятий: чтение, навык чтения, педагогические условия, на основе которых и были разработаны педагогические условия, необходимые для развития читательских навыков у младших школьников. В процессе работы с художественной литературой у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, умение анализировать прочитанный текст. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в группах, парах. Развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах. Поэтому работа с литературными произведениями, а также их первичный анализ играют важную роль в развитии младшего школьника.Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями начальных классов для формирования у младших школьников читательских навыков на уроках литературного чтения. Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБородина, А.В. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты. Автореферат дис. … д-ра наук по специальности «Библиотековедение, книговедение, библиографоведение» / А.В. Бородина. – Санкт-Петербург, 2017. – 371 с.Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. - №10. - С. 36-38Воюшина, М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – URL: https://refdb.ru/look/2851815.htmlГальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 5-8Данилова, Е.С. Формирование системы читательских умений младших школьников в процессе анализа художественных произведений // Сборник научных работ «Эврика ‒ 2015». ‒ 2015. ‒ №2. ‒ С. 23‒27.Дуранов, М. Е.Теория и методология социокультурного образования: монография/ М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – М.: Владос, 2015. – 240с.Камалова Л.А.Методика обучения литературному чтению в начальной школе: краткий конспект лекций / Л.А.Камалова, Каз. федер. ун-т. – Казань, 2016. – 10 с. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 81-83Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.Литвинова, А. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников / А. В. Литвинова, М. В. Мойсеенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14731/ (дата обращения: 09.04.2020).Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника/ А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2015. - 224 с.Никитина А.В. Формирование навыка чтения у младших школьников посредством дидактических игр // Вестник научных конференций. - №3-6. - 2016. - С. 82-86.Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / И. В. Носко. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2015. – 131 с.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS [Электронный ресурс]: методическое пособие. – Астана :НЦОСО,2007.–176 с. – URL: http:// window.edu.ru/ resource/352/ 60352 /files/ Report_PIRLS2006.pdfПримерная основная образовательная программа начального общего образования. 8 апреля 2015 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--8262/poop_noo_reestr.pdfРамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // «Начальная школа». - 2015. - № 7. - С. 38-43.Самыкина, С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // М. : Начальная школа. – №7. - 2015. – С. 67-70. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037 Сильченкова Л. С. Методика обучения литературному чтению /Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред Т. И. Зиновьевой.— М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 205-282.Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М: «Детская литература», 2016. - C. 225.Старшинова, Е.Н. Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения / Е.Н. Старшинова// Студенческая наука и XXI век. – Йошкар-Ола, 2018. – №16-2 – С. 313-316.Строна, С.П. Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе организации его читательской деятельности // Русская словесность. – Вып. 6. – 2015.- С. 85-89. Троицкая, Т.С. Проблемы детской художественной словесности: учеб.пособие для студентов Института детства / Т.С. Троицкая. – М.: Прометей, 2016. – 252 с.Ушинский, К.Д. Лекции в ярославском лицее. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. Антология мысли. – М. :Юрайт, 2017. – 364 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И.Х Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 9. – С. 13-17.

1. Бородина, А.В. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты. Автореферат дис. … д-ра наук по специальности «Библиотековедение, книговедение, библиографоведение» / А.В. Бородина. – Санкт-Петербург, 2017. – 371 с.
2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. - №10. - С. 36-38
3. Воюшина, М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – URL: https://refdb.ru/look/2851815.html
4. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 5-8
5. Данилова, Е.С. Формирование системы читательских умений младших школьников в процессе анализа художественных произведений // Сборник научных работ «Эврика ‒ 2015». ‒ 2015. ‒ №2. ‒ С. 23‒27.
6. Дуранов, М. Е.Теория и методология социокультурного образования: монография/ М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – М.: Владос, 2015. – 240с.
7. Камалова Л.А.Методика обучения литературному чтению в начальной школе: краткий конспект лекций / Л.А.Камалова, Каз. федер. ун-т. – Казань, 2016. – 10 с.
8. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 81-83
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
10. Литвинова, А. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников / А. В. Литвинова, М. В. Мойсеенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14731/ (дата обращения: 09.04.2020).
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника/ А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2015. - 224 с.
12. Никитина А.В. Формирование навыка чтения у младших школьников посредством дидактических игр // Вестник научных конференций. - №3-6. - 2016. - С. 82-86.
13. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / И. В. Носко. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2015. – 131 с.
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.
15. Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS [Электронный ресурс]: методическое пособие. – Астана :НЦОСО,2007.–176 с. – URL: http:// window.edu.ru/ resource/352/ 60352 /files/ Report_PIRLS2006.pdf
16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 8 апреля 2015 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--8262/poop_noo_reestr.pdf
17. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/
18. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // «Начальная школа». - 2015. - № 7. - С. 38-43.
19. Самыкина, С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // М. : Начальная школа. – №7. - 2015. – С. 67-70. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037
20. Сильченкова Л. С. Методика обучения литературному чтению /Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред Т. И. Зиновьевой.— М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 205-282.
21. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / С.Л. Соловейчик. - М: «Детская литература», 2016. - C. 225.
22. Старшинова, Е.Н. Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения / Е.Н. Старшинова// Студенческая наука и XXI век. – Йошкар-Ола, 2018. – №16-2 – С. 313-316.
23. Строна, С.П. Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе организации его читательской деятельности // Русская словесность. – Вып. 6. – 2015.- С. 85-89.
24. Троицкая, Т.С. Проблемы детской художественной словесности: учеб. пособие для студентов Института детства / Т.С. Троицкая. – М.: Прометей, 2016. – 252 с.
25. Ушинский, К.Д. Лекции в ярославском лицее. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. Антология мысли. – М. : Юрайт, 2017. – 364 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922
27. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И.Х Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 9. – С. 13-17.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно формировать навык чтения в начальной школе?

Формирование навыка чтения в начальной школе является важной педагогической проблемой, поскольку чтение является основой обучения и развития ребёнка. Чтение позволяет осваивать новые знания, развивать речь, мышление и память, а также способствует развитию эмоциональной и творческой сферы личности.

Какие особенности имеет формирование навыка чтения в период обучения грамоте?

Формирование навыка чтения в период обучения грамоте имеет свои особенности. В этот период дети только начинают осваивать графическую и звуковую структуру речи. Они учатся звукам, буквам и их сочетаниям, а затем начинают складывать эти элементы в слова и предложения. Поэтому основная задача педагога в этот период - создать благоприятные условия для формирования у детей навыка правильного чтения.

Какие педагогические условия способствуют формированию навыка чтения в период обучения грамоте?

В процессе обучения грамоте, создание определенных педагогических условий может способствовать формированию навыка чтения у детей. Важно предоставлять детям разнообразные тексты для чтения, которые отвечают их возрасту и уровню развития. Также полезно проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, развивая их интерес к чтению и мотивацию к обучению. Важно также обеспечить детям достаточное количество времени для самостоятельного чтения и прочтения интересующих их текстов.

Почему формирование навыка чтения является важной задачей обучения в начальной школе?

Формирование навыка чтения является важной задачей обучения в начальной школе, так как это один из основных инструментов обучения и развития ребёнка. Чтение позволяет учиться новому материалу, понимать тексты, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Кроме того, умение читать способствует развитию речи, мышления и памяти, а также способности к саморазвитию и самообразованию.

Какую проблему решает данная статья?

Данная статья рассматривает проблему формирования навыка чтения у детей в период обучения грамоте в начальной школе.

Какие особенности есть в формировании навыка чтения в период обучения грамоте?

В статье описываются особенности формирования навыка чтения в данном периоде, такие как необходимость выработки интереса к чтению, развитие умения понимать и анализировать текст, умение использовать разные стратегии чтения и др.

Какие педагогические условия необходимы для формирования навыка чтения в период обучения грамоте?

В статье представлены педагогические условия, включающие организацию индивидуальной работы с каждым учеником, использование разнообразных методов и приемов обучения, создание благоприятной атмосферы для чтения и др.

Каковы выводы по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что формирование навыка чтения в начальной школе является важной педагогической проблемой, требующей особого внимания со стороны учителей.

Что включает в себя организация практической работы по формированию навыка чтения в период обучения грамоте?

Организация практической работы включает в себя создание условий для активной самостоятельной работы учеников, использование специальных упражнений и заданий, проведение групповых и индивидуальных занятий и т.д.

Какая проблема отмечается в формировании навыка чтения в начальной школе?

В начальной школе возникает проблема формирования навыка чтения у учеников.