Психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 35 + 35 источников
- Добавлена 13.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Теоретический анализ литературы готовности к школьному обучению детей с ОВЗ 5
1.1 Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 5
1.2 Виды нарушений у детей с ОВЗ 13
1.3 Методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ 19
Глава2. Экспериментальная работа 26
2.1. Цель, задачи и методики исследования 26
2.2.Результаты проведенного исследования 27
2.3. Направление коррекционной работы и результаты по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 40
Таблицы результатов представлены в приложении Б.После обработки бланков, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1. Рассмотрим результаты исследования по методике изучения словесно-логического мышления. Проанализируем уровни развития словесно-логического мышления у испытуемых.Таблица 1.Результаты диагностики словесно-логического мышления в (в баллах)№Ф.И. ребенкабалл уровень1Эрик А.11III2Вадим Б.15II3Дарина Б.14II4Вероника Б.14II5Настя Г.13III6Никита Е.16II7Ксюша М.17II8Юлия К.14II9Таисия Н.12III10Вадим О.-1IV11Алина П.16II12Ира П.12III13Миша П.17II14Артем Р.-2IV15Андрей С.15IIВысокий уровень словесно-логического мышления выявлен у 9 детей (62%), средний уровень обнаружен у 28% испытуемых, низкий уровень выявлен у 10% детей.Рис.1. Уровни развития словесно-логического мышленияПри интерпретации данных беседы Т.А. Нежновой нами были приняты следующие уровни отношения к школе и учёбе:0-3 – низкий (отрицательное отношение к школе);4-6 – средний (нормальное отношение к школе);7-10 – высокий (положительное отношение к школе).Таблица 2.Особенности отношения к школе испытуемых в контрольной группе (в баллах)№Ф.И. ребёнкаБаллУровень настроения1Эрик А.8высокий2Вадим Б.5средний3Дарина Б.6средний4Вероника Б.6средний5Настя Г.6средний6Никита Е.3низкий7Ксюша М.5средний8Юлия К.9высокий9Таисия Н.4средний10Вадим О.9высокий11Алина П.10высокий12Ира П.2низкий13Миша П.5средний14Артем Р.3низкий15Андрей С.10высокийБольшинство испытуемых (7 человек – 47% от группы) имеют нормальное отношение к школе, 5 человек (33% от группы) имеют положительное отношение к школе, у 3 человек (20% от группы) обнаружено отрицательное отношение к школе по результатам беседы.Рис.2. Уровневые особенности отношения к школе по результатам беседы с детьми в контрольной группеТаким образом, можно констатировать что психологическая готовность к школе у детей с ЗПР находиться на среднем уровне.2.3. Направление коррекционной работы и результаты по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРАнализ используемых источников информации и результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и сопутствующими вторичными дефектами (нарушение умственного развития, речи) не обладают достаточным запасом знаний для своего возраста. Они не имеют представлений о школе и не могут определить свое отношение к обучению в классе с учителем. Кроме того, воспитанники испытывают трудности в программировании речевого высказывания и распространении простых предложений в речи с целью донесения информации до собеседника. Также, эксперимент показал недостаточное развитие мелкой моторики, что напрямую влияет на способность к письму, практической и творческой деятельности, а также, к самообслуживанию.Так как для детей с ЗПР характерны трудности формирования мыслительных операций и запаздывание формирования абстрактно-логического мышления, им сложно рассуждать об обучении в школе, поскольку конкретных образов, на которые можно опираться, у воспитанников нет. В связи с этим возникает необходимость создания определенных образов школы и образовательной деятельности в 1 классе для того, чтобы дети смогли сформировать свое отношение к грядущей системе обучения и развить те умения и навыки, которые позволят им успешно адаптироваться в классе.Все программы подготовки к обучению в школе направлены на возраст 6-7 лет, что соответствует подготовительной группе детского сада, поэтому старший дошкольный возраст в качестве начала подготовки к школьному обучению авторами программ и пособий не рассматривается. Тем не менее, можно уделить внимание отдельным компонентам, влияющим на школьную готовность уже сейчас. Сюда мы можем отнести те показатели, которые, согласно нашему исследованию, оказались недоразвиты у воспитанников старшей группы. Если предположить, что при помощи системы коррекционных занятий мы сможем развить их до уровня, близкого к возрастной норме, тогда к возрасту 6-7 лет воспитанники смогут легче воспринимать учебный материал и режим обучения, сходный со школьным.С целью коррекции психолого-педагогических показателей у воспитанников старшей группы, нами была разработана система из занятий, развивающих необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки, которые, согласно результатам эксперимента, оказались развиты в недостаточной степени:мелкая моторика,представления о школе и позитивное отношение к обучению в классе,умственное и речевое развитие, а именно:программирование речевого высказывания,построение рассказа на основе собственного опыта и усвоенных знаний,формулирование полного ответа на поставленный вопрос при обсуждении.Система состоит из 12 фронтальных занятий. В систему вошли занятия, составленные с учетом лексических тем, изучаемых детьми в учреждении в период проведения коррекционной работы (Приложения 1). Они преподносятся как обычное занятие с дефектологом, в то время как в список поставленных нами задач входило развитие всех необходимых для подготовки к школе параметров. Коррекционная работа проводяться 2-3 раза в неделю, в зависимости от загруженности детей в определенный день. Во время работы мы использовали следующие методы и техники:беседа,обсуждение,викторина,аппликации с различными материалами(фольга),рисование ладонями, техникой разбрызгивания краски, при помощи пупырчатой пленки, рисование на свободную тему,сюжетные игры,графические диктанты,научно-исследовательская деятельность,наблюдение, артикуляционная гимнастика,составление рассказа по картинке,пересказ воспринятого на слух литературного произведения,фантазирование,театрализованная деятельность,пальчиковая гимнастика.Кроме того, во время педагогической деятельности уделялось внимание наблюдению за свободной деятельностью ребенка (по рассказам воспитателя) в целях получения более полного представления о результатах коррекционной работы, а также более объективной оценки свободной речи воспитанников.Рассмотрим результаты исследования по методике изучения словесно-логического мышления. Проанализируем уровни развития словесно-логического мышления у испытуемых по результатам повторной диагностики.Рассмотрим результаты исследования по методике изучения словесно-логического мышления в экспериментальной группе после проведение консультативной работы. Таблица 3.Уровни развития словесно-логического мышления по результатам повторной диагностики в контрольной группе№Ф.И. ребенкабалл уровень1Саша А.14II2Вадим Б.14II3КаринаБ.15II4Вова Б.14II5Настя Г.14II6Рома Ш.14II7Ксюша М.14II8Юлия К.18II9Полина В.14II10Вадим О.14II11Костя Я.19II12Антон Д.14II13Марина П.16II14Алина Р.16II15Анфиса С.14IIВысокий уровень словесно-логического мышления выявлен у всех детей экспериментальной группы 15 детей (100%).Рис.3. Уровни развития словесно-логического мышления по результатам повторной диагностики в экспериментальной группе Проанализируем результаты изучения отношения детей к обучению в школе на этапе повторной диагностики.Таблица 4.Уровни отношения к школе у детей по результатам повторной диагностики в экспериментальной группе№Ф.И. ребёнкаБаллУровень настроения1Саша А.8высокий2Вадим Б.6средний3Карина Б.6средний4Вова Б.8высокий5Настя Г.8высокий6Рома Ш.5средний7Ксюша М.5средний8Юлия К.9высокий9Полина В.4средний10Вадим О.9высокий11Костя Я.10высокий12Антон Д.5средний13Марина П.5средний14Алина Р.5средний15Анфиса С.10высокийУ большинства детей выявлен средний и высокий уровень отношения к школе у детей (48%), высокий уровень обнаружен у 52% испытуемых, низкий уровень не выявлен.Рис.4. Уровни отношения к школе у детей по результатам повторной диагностики в экспериментальной группеВ результате проведенного исследования мы пришли к выводам, что количественные результаты говорят об эффективности проведенной работы детей с ОВЗ,ЗаключениеПодготовка детей к школе очень сложный, долгий и планомерный процесс, который длится практически все дошкольное детство ребенка. Семья является в вопросе этой подготовки одним из самых важных социальных институтов, который вносит огромный вклад в будущие успехи ребенка. Целью нашей работы было выявление условий формирования психологической готовности к обучению в школе детей-дошкольников с ЗПР.В зависимости от возраста воспитанников и ряда других условий воспитатели могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника; организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; помощника детей в организации деятельности. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Формы воспитательной работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации – это мероприятия (беседы, зарядки, экскурсии, встречи, культпоходы, прогулки, обучающие занятия), дела (ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли), игры (сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, специально разработанные развивающие и терапевтические игры). Методы воспитательной работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации – это игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия, коррекционная работа в сенсорной комнате. Эффективность и полезность занятий с детьми-инвалидами зависит от выбранных форм и методов воспитательной работы, проводимая работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.Рассматривая психологическую готовность школе, как одну из составляющих общей школьной готовности, мы сделали заключение, что дети демонстрируют в основном средние результаты, у них не наблюдается высокого уровня готовности к школе, но общие показатели говорят о неплохих результатах психологической готовности. В результате проведенной нами исследовательской работы задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Список литературыАванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. - М., 2017. - С. 28-54.Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2014. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,2019. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2017.-248с.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,2014.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., МГУ, 2019. - 148 с.Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. №10.Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова ; под ред. В. Слободчикова. - Томск: Пеленг, 2018. - 43 с.Бурмистрова, Е. В. Развитие профессиональной позиции педагогов в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Бурмистрова, Л. И. Федорова; под ред. С. В. Алехиной // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. - М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. - 334 с.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,2014- 192 с.Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013. - 280 с.Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2011. №12.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. -М. Л.: Учпедгиз, 2018. - 135 с. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 2017. - С. 188 — 201. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2019. -256с. Грейс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2018г.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2014. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., МГУ, 2016. - 154 с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 2016. -160с.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2016. – С. 23.Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., Педагогика, 2018 г.Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013.-224с. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука. - 2019.-256 с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,2011. -254с.Кутепова, Е. Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования [Текст] / Е. Н. Кутепова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научнопрактической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С.В.Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 25-27.Леонтьев А.Н. Очерки развития психики // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 2019. - Т. 2. - 320 с. Лозовицкая, О. В. Создание адаптивной творческой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительной деятельности (в рамках инклюзивного образования) [Текст] / О. В. Лозовицкая // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 316-318.Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 2017. - С.106.Назарова, Н. М. Специальная педагогика[Текст] :учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.Петрусевич, А. А. Практика современного образования [Текст] :учеб.пособие для студентов педагогических учебных заведений / А.А. Петрусевич, В. В. Лоренц. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 2018 - 225 с.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред.Л. И. Плаксиной. - М. : «Экзамен», 2013.- 173 с.Пуллинен, С. Первичные проблемы у людей с отклонениями в развитии [Текст] / С. Пуллинен // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 417-418.Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева - М. : "Полиграф сервис", 2018. - 250 с.Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие /Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер,Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 312 с.ПриложениеПриложение №1Группа респондентов:Михаил ПусковойАнастасия КириченкоДиана ПанкпатоваВячеслав КоротковАнтонина Климова Антон Игнатенко Арина ШариповаАртем КузяевДмитрий СапрыгинЛера Горохова
2. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2014.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,2019.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2017.-248с.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,2014.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., МГУ, 2019. - 148 с.
7. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. №10.
8. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова ; под ред. В. Слободчикова. - Томск: Пеленг, 2018. - 43 с.
9. Бурмистрова, Е. В. Развитие профессиональной позиции педагогов в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Бурмистрова, Л. И. Федорова; под ред. С. В. Алехиной // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. - М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. - 334 с.
10. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,2014- 192 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013. - 280 с.
12. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2011. №12.
13. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. -М. Л.: Учпедгиз, 2018. - 135 с.
14. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 2017. - С. 188 — 201.
15. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2019. -256с.
16. Грейс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2018г.
17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2014.
18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., МГУ, 2016. - 154 с.
19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 2016. -160с.
20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2016. – С. 23.
21. Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., Педагогика, 2018 г.
22. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013.-224с.
23. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука. - 2019.-256 с.
24. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,2011. -254с.
25. Кутепова, Е. Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования [Текст] / Е. Н. Кутепова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научнопрактической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С.В.Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 25-27.
26. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 2019. - Т. 2. - 320 с.
27. Лозовицкая, О. В. Создание адаптивной творческой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительной деятельности (в рамках инклюзивного образования) [Текст] / О. В. Лозовицкая // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 316-318.
28. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 2017. - С.106.
29. Назарова, Н. М. Специальная педагогика[Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
30. Петрусевич, А. А. Практика современного образования [Текст] : учеб.пособие для студентов педагогических учебных заведений / А.А. Петрусевич, В. В. Лоренц. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 300 с.
31. Практикум по возрастной и педагогической психологии", под редакцией И.В. Дубровиной, М. 2018 - 225 с.
32. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред.Л. И. Плаксиной. - М. : «Экзамен», 2013.- 173 с.
33. Пуллинен, С. Первичные проблемы у людей с отклонениями в развитии [Текст] / С. Пуллинен // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции, 26-28 июня 2013 г., Москва / редкол. : С. В. Алехина — М.: МГППУ, 2013.- С. 417-418.
34. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева - М. : "Полиграф сервис", 2018. - 250 с.
35. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие /Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер,Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 312 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
Дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут иметь особенности в психологической готовности к школьному обучению. Например, у них может быть недостаток в развитии некоторых навыков, таких как моторика, восприятие, внимание. Также они могут испытывать определенные эмоциональные и социальные затруднения, которые также могут влиять на их готовность к обучению в школе.
Какие виды нарушений могут быть у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные виды нарушений, в зависимости от своего диагноза. Например, у них могут быть проблемы с моторикой, речью, восприятием, вниманием, памятью и другими психологическими функциями. Каждое нарушение требует особого подхода при работе с ребенком и его готовности к школе.
Какие методы и формы работы используются при обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
При обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья используются различные методы и формы работы. Например, может применяться индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности и потребности. Также могут использоваться специальные обучающие материалы, игры, упражнения и другие методики, направленные на развитие необходимых навыков и умений.
Какова цель и задачи экспериментальной работы по психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
Целью экспериментальной работы является изучение психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Задачами работы могут быть определение особенностей готовности этих детей, выявление факторов, влияющих на их готовность, разработка и апробация методов и программ для развития психологической готовности в данной группе детей.
Какие особенности психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
Дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут иметь особенности в развитии памяти, внимания, мышления, моторики и эмоциональной сферы, что влияет на их психологическую готовность к школьному обучению. Например, у них может быть затруднен контроль внимания, менее развиты навыки планирования и саморегуляции, снижена самооценка или проявляются повышенная тревожность и страх новых ситуаций.
Какие виды нарушений могут наблюдаться у детей с ограниченными возможностями здоровья?
У детей с ограниченными возможностями здоровья могут наблюдаться различные виды нарушений, такие как нарушение слуха, зрения, речи, двигательных функций, аутизм, дефекты речи и другие. Эти нарушения могут сказываться на их способности к обучению и требуют особого подхода и внимания со стороны педагогов и психологов.
Какие методы и формы работы используются при обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
При обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья стараются использовать индивидуальный подход и разнообразные методы и формы работы. Например, это может быть работа с играми, использование специальных обучающих материалов, проведение индивидуальных консультаций со специалистами, проведение занятий в малогрупповом или индивидуальном формате.
Какова цель и задачи экспериментальной работы, проводимой в рамках исследования?
Целью экспериментальной работы, проводимой в рамках данного исследования, является выявление эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения их психологической готовности к школьному обучению. Задачами эксперимента могут быть определение оптимальных методик и форм работы, анализ результатов обучения и выработка рекомендаций для педагогов и психологов.
Какие особенности психологической готовности к школьному обучению имеют дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
Дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут иметь особенности психологической готовности к школьному обучению, такие как задержка психомоторного развития, недостаток речи, нарушения познавательных процессов и т.д. Эти особенности могут потребовать специального подхода к работе с такими детьми.