Политические манипуляции в СМИ (на примере избирательных компаний в РФ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 67 67 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 14.05.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы манипулятивных технологий 7
1.1. Понятие и сущность манипулятивных технологий 7
1.2. Манипулятивные технологии в СМИ: механизмы их действия 13
Глава 2. Использование СМИ для политических манипуляций 22
2.1. Специфика политических манипуляций 22
2.2. СМИ как важнейший элемент политической манипуляции 27
2.3. Современные средства политической манипуляций в СМИ 37
Глава 3. Манипулятивные практики в СМИ, используемые в ходе избирательных кампаний (на примере РФ) 43
3.1. Политические манипуляции в печатных СМИ, на радио, телевидении и интернет-ресурсах в период избирательных кампаний в России 43
3.2. Президентские выборы в РФ и СМИ: механизмы взаимодействия 49
Заключение 58
Список литературы 63

Фрагмент для ознакомления

; совместно» позволяют сделать акцент на объединении всех избирателей с кандидатом. Порядок слов, благодаря которому сочетание местоимения «все» с наречием «вместе» становится ремой, создает эффект призыва, семантика наречия «вместе» («сообща, в соединении с кем-, чем-л.; совместно») (МАС) демонстрирует общность всех избирателей.
Еще один прием тактики манипуляции на чувствах и потребностях, «эксплуатация потребности в безопасности», был отмечен на плакате от кандидата В. Жириновского в высказывании «Спасем Россию или будет хуже!». Кандидат настаивает на том, что безопасность и комфорт граждан под угрозой («будет хуже»), и предлагает гражданам спасти страну, то есть проголосовать за него. Глагол в форме 1-го лица множественного числа объединяет избирателей с кандидатом, лексема «спасти» с семантикой «избавить от чего-н. (опасного, страшного)» (МАС) создает эффект усиливающейся опасности.
Российская практика проведения избирательных кампаний свидетельствует о том, что существует определенный дисбаланс в возможностях кандидатов, партий, связанный с обладанием различного рода ресурсами (финансовыми, административными, организационными, информационными и т.д). Это создает благоприятную почву для применения манипулятивных технологий.
Президентская кампания 2018 г. сохранила традиционный для российских выборов административно-мобилизационный характер. Его спецификой стало: масштабное административное использование образовательных учреждений и несовершеннолетних в качестве инструмента опосредованного манипулятивного влияния на родителей с целью стимулировать их участие в голосовании; сбор персональных данных работников на предприятиях и в вузах; незаконный сбор сведений о намерении избирателей принять или не принять участие в голосовании.
Привлечение избирателей на избирательные участки в день голосования не за счет сформированного стремления свободных граждан реализовать свое избирательное право, а за счет неких дополнительных стимулирующих мероприятий, основанных на обмене свободы выбора на материальное поощрение, не согласуется с конституционным принципом свободы волеизъявления и ведет к снижению осознанности выбора — в конечном счете подменяет саму суть свободных выборов.
В период избирательной кампании влияние телевидения на формирование у большинства избирателей отношения к выборам и кандидатам является решающим. Еженедельный мониторинг федеральных телеканалов показал, что существует количественный и качественный дисбаланс в освещении деятельности кандидатов. Лидер по числу упоминаний получил практически 10-кратное преимущество перед своими ближайшими конкурентами. Дебаты рассматриваемой избирательной кампании имели ряд отличительных манипулятивных приемов: время трансляции, формат дебатов, количество участников.
Сети подконтрольных властям СМИ на всех уровнях участвовали в манипулятивном освещении избирательной кампании — они задали определенные «рамки», в которых должны были восприниматься образы кандидатов. В итоге, были сформированы карнавализированные, скандальные образы оппозиционных кандидатов. Одной из форм манипуляции стало оформление избирательного бюллетеня таким образом, что имя В. Путина выгодно выделяется среди остальных кандидатов.
Важным инструментом предвыборной борьбы считаются опросы общественного мнения и рейтинги политиков, с помощью которых СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в ее формировании.
Система избирательных комиссий в силу объективных и субъективных причин не смогла обеспечить равноправие кандидатов в части доступа к СМИ. Сформированные при избирательных комиссиях рабочие группы по информационным спорам оказались неспособными оказать организаторам выборов эффективную консультационную помощь. В результате решения избирательных комиссий по жалобам, связанным с нарушением требования о равноправии доступа к СМИ, с квалификацией материалов как агитационных, зачастую носили тенденциозный характер и свидетельствовали о разных подходах к материалам о различных кандидатах и определении наличия или отсутствия агитационной цели.
Таким образом, на основании рассмотренных примеров можно говорить о том, что в президентской предвыборной кампании 2018 использовались политические плакаты, в которых реализовались демагогические приемы «выбор тенденциозного наименования», «необоснованные обещания», «создание дихотомической картины мира» и приемы тактики манипуляции на чувствах и потребностях «эксплуатация потребности принадлежать какой-либо общности», «эксплуатация потребности в безопасности и комфорте».
Заключение
Общественная обусловленность связана с изменениями, которые происходят в жизни социума под влиянием научно-технического прогресса. Создание и совершенствование различных технологий, наличие высокого уровня коммуникативно-информационных средств привели к интенсивному движению информационных потоков. Сформированные механизмы современной общественной памяти и построенная на их основе информационная среда, создали условия для манипуляции всеми формами и уровнями социального сознания с применением разных видов, способов и методик воздействия на чувства и волю людей, с целью управления психикой и поведением в обществе.
Манипулирование общественным сознанием стало системным явлением, которое охватила большую часть сфер жизни. В гносеологическом аспекте проблема манипуляции сознанием вызвала значительный интерес в XX веке. Ее острота пропорциональна разрушительным последствиям манипулятивных технологий в обществе. Осмысливались моменты, связанные с манипуляцией сознанием, такие как использование пропаганды, элементы идеологического противоборства, исследовались механизмы формирования общественного мнения, реакции каких-либо групп населения на те или иные виды манипуляции.
Манипулирование сознанием переходит в особый вид деятельности и перерастает в социальную проблему. Эта проблема рассматривается в разных областях (прим. этики, политики, культурологии, социологии, психологии и т.д.), поэтому так широк спектр рассмотрения ее аспектов от товарного фетишизма до психологии внушения.
Под таким манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально - психологического воздействия для того, чтобы изменить мышление и поведение людей вопреки их личным интересам. Главной целью манипулирования выступает достижение выгодного для манипуляторов поведения от индивидуума и социальных групп, сохранив у них, при этом, иллюзию свободного выбора. В основном это осуществляют посредством массированного информационного воздействия.
Важнейшим фактором манипулирования и влияния на самое формирование политического сознания является идеология, представленная целостным и систематизированным учением, направленным на обоснование и защиту политических позиций различных политико-социальных слоев и групп. Таким образом, сама по себе политическая идеология может абсолютным и кардинальным образом определять, пояснять, раскрывать само политическое сознание отдельных групп, индивидов, личностей как таковых. Именно в данных аспектах в наиболее ярких положениях раскрывается сам феномен манипулятивных актов, представленных различными формами, направленными на определенную идеологичность системы государства.
Важнейшей задачей для манипулятора в политической сфере является определение способа или способов, которые помогут достичь главной цели. Существует множество способов воздействовать на электорат, но стоит заметить, что не все варианты действий являются допустимыми с точки зрения права или морали. Одно и то же средство может быть по-разному использовано в избирательном процессе. Рассмотрев основные приемы воздействия на общественное сознание в политическом управлении можно прийти к выводу о том, что технологии манипуляции всеобъемлющи, их невозможно полностью избежать или проигнорировать. Внушение, как универсальное свойство человеческой психики, позволяет использовать в политической коммуникации логические и эмоциональные убеждения, переключение внимания с одной проблемы на другую, использование ярлыков, мифов и языковых клише и т. д.
Манипулятивные технологии, используемые в СМИ, очень разнообразны. Техника фреймирования позволяет сделать акцент на определённых вопросах, проблемах, событиях и ракурсах их интерпретации. Фреймы — это когнитивные схемы, модели интерпретации событий, рамки, определяющие, что будет обсуждаться, и как это «что-то» будет обсуждаться. Фреймы организуют информационное пространство, акцентируют те или иные аспекты обсуждаемых проблем, определяют направления для их осмысления и оценки. Преобладающие в информационном пространстве фреймы и создаваемые на их основе нарративы, как правило, воспринимаются аудиторией СМИ в качестве «очевидных описаний реальности», а не её интерпретаций.
Основу манипулирования составляют скрытые приёмы воздействия на психику индивида с целью побудить последнего выполнить необходимые для манипулятора действия. Основными способами вербального манипулирования являются убеждение и внушение. Убеждение характеризуется преимущественной апелляцией к разуму, логике, здравому смыслу реципиента и предполагает использование развёрнутой системы аргументации и доказательства. Однако, в структуре убеждения есть и эмоциональные компоненты; без них невозможно воздействие на поведение человека.
Внушение, в отличие от убеждения, обращено главным образом к бессознательной области человеческой психики и воздействует на подсознание, чувства и волю адресатов, снижая критичность их восприятия и навязывая готовое мнение. Отличительной особенностью внушения является отсутствие чёткой системы аргументации при опоре на способность человека воспринимать чувства, эмоции и настроения других людей.
На основании рассмотренных примеров можно говорить о том, что в президентской предвыборной кампании 2018 года использовались политические плакаты, в которых реализовались демагогические приемы «выбор тенденциозного наименования», «необоснованные обещания», «создание дихотомической картины мира» и приемы тактики манипуляции на чувствах и потребностях «эксплуатация потребности принадлежать какой-либо общности», «эксплуатация потребности в безопасности и комфорте».
Избирательные технологии определяются в доктрине как совокупность научно обоснованных методов и средств, применяемых в ходе предвыборной борьбы кандидатами и их командами, направленных на побуждение избирателя голосовать «за» (либо «против») определённого кандидата, для контроля за голосованием, обеспечения правильного подсчёта голосов.
Все избирательные технологии хотя и имеют своей целью привлечение избирателей и донесение до них пропагандируемой кандидатом идеологии (не всегда для победы в выборах), однако сильно различаются по используемым методам. Таким образом, можно привести следующую их классификацию, наиболее подходящую для темы исследования:
1) по основанию открытости и правомерности использования выделяются законные (открытой коммуникации, например, реклама в СМИ, встречи с избирателями, распространение печатных агитационных материалов) и незаконные (закрытой коммуникации, например, подкуп избирателей, различные махинации в процессе голосования);
2) по характеру мотивации выделяются поощряющие (мотивирующие, например, различные обещания и убеждения) и пугающие (угрожающие, например, утрированное представление о последствиях «неправильного» выбора) технологии.
Манипулятивные технологии можно разделить на «белые» и «черные». Первые имеют своей целью завоевание доверия электората, расположение его путем завлечения своей избирательной кампанией. «Черные» же технологии идут от обратного, а именно, предполагают вызывание неприязни к другим кандидатам, тем самым привлекая к голосованию за необходимого кандидата.
Использование различных избирательных технологий в сочетании в рамках единой проработанной концепции позволяют максимально полно и целенаправленно воздействовать на избирателей. При этом подавляющее внимание уделяется политиками не столько на проработанную политическую программу (предоставление которой по законодательству не является обязательным условием), сколько на создание определенного имиджа кандидата, выработку приоритетных форм психологического управления и давления на электорат.
Как видно, все основные проблемы манипулирования поведением населения, которое не является однозначно негативным явлением, замыкаются на абсентеизме, которое, в свою очередь, основано в основном на отсутствии конкурентной борьбы во время выборов. И если на выборах с пропорциональной или смешанной избирательной системой проблема неконкурентноспособности кандидатов стоит не столь остро, так как нет единого победителя, то на выборах с мажоритарной избирательной системой эта проблема проявляется максимально ярко. Действительно, по-настоящему достойных конкуретноспособных кандидатов практически нет. Грамотно выстроенные предвыборные кампании в современных реалиях имеют своей целью не победу на выборах, а достижение наилучшего возможного результата. Таким образом, по сути, на выборах с мажоритарной избирательной системой происходит борьба за второе место, в которой активно и используются различные манипулятивные технологии.
Список литературы
Анисимова, А.А. Особенности политического манипулирования в СМИ / А.А. Анисимова // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей конференции. – 2019. – С. 494-496.
Балаховская, Ю.И. Речевые приемы искажения информации как средство манипулирования в политическом дискурсе / Ю.И. Балаховская // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 108-111.
Балуева, А.С. Манипулирование как действенный прием политических технологий / А.С. Балуева // Наука и молодёжь: новые идеи и решения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. – 2019. – С. 112-114.
Бастун, Е.В. О приемах манипулирования в устном политическом дискурсе / Е.В. Бастун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (135). – С. 109-113.
Белова, Н.Е. Политический миф как средство манипулирования массовым сознанием / Н.Е. Белова // Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен. – 2017. – С. 19-21.
Борщенко, В.В. Оценка манипуляционного потенциала интернета в политической сфере / В.В. Борщенко // Управленческое консультирование. – 2018. – № 8 (116). – С. 20-30.
Борщенко, В.В. Технологии информационно-политического манипулирования / В.В. Борщенко // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. – 2018. – С. 48-50.
Василенко, И.В. Цифровая культура как инструмент манипулирования в современных политических системах / И.В. Василенко // Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире Сборник статей. Будапешт - Киров, 2019. – С. 226-234.
Вишневская, В.П. Политическое манипулирование в информационной сфере / В.П. Вишневская // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 41-42.
Груздев, Р.В. Политическое манипулирование: проблемы информационной безопасности / Р.В. Груздев // Credo new. – 2017. – № 3 (91). – С. 14-20.
Ермакова, С.С. К вопросу о классификации политического манипулирования / С.С. Ермакова // Вопросы политологии. – 2017. – № 1 (25). – С. 122-128.
Зайцева, И.В. Политическая коммуникация и манипулирование СМИ массовым сознанием в контексте текущих политических событий / И.В. Зайцева // Первые шаги в науке сборник научных работ студентов кафедры «Теория и практика перевода» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Севастополь, 2018. – С. 105-108.
Ибрагимова, Л.Р. Медиа как способ политической манипуляции / Л.Р. Ибрагимова // Новые медиа сегодня: представление о будущем медиа. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-21.
Кадушкин, В.Д. Политическое манипулирование как инструмент легитимации власти / В.Д. Кадушкин // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 185-188.
Калашевич, А.И. Манипулирование в избирательном процессе как неотъемлемый атрибут деятельности современных политических элит / А.И. Калашевич // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. – 2019. – С. 279-282.
Колесникова, Н.Л. Политика постправды и политические смыслы / Н.Л. Колесникова // Российская школа связей с общественностью. – 2017. – № 10. – С. 39-47.
Колосова, М.А. Специфика языкового манипулирования в политической речи / М.А. Колосова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник материалов Международной научной конференции. – 2019. – С. 171-176.
Кузнецова, А.В. Когнитивные особенности манипулирования в политическом дискурсе в аспекте адресата / А.В. Кузнецова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – 2019. – С. 44-48.
Ланцова, Л.К. Некоторые способы и средства языкового манипулирования в политическом дискурсе / Л.К. Ланцова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Саратов, 2017. – С. 108-114.
Лопатин, С.В. Политический фрейминг как стратегия манипулирования политическим сознанием / С.В. Лопатин // Дискурс-Пи. – 2019. Т. 16. – № 1 (34). – С. 68-76.
Лукошкова, А.О. Пропаганда как вид политического манипулирования молодежью / А.О. Лукошкова // Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей ХII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. – 2017. – С. 302-307.
Макеева, Т.В. Психологические аспекты политического манипулирования общественным сознанием / Т.В. Макеева // Актуальные проблемы исследования массового сознания материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 49-52.
Мирославский, И.Р. Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием / И.Р. Мирославский // Научный аспект. – 2019. Т. 5. – № 1. – С. 553-557.
Михайлов, А.А. Политические манипуляции как способ формирования мнения избирателей / А.А. Михайлов // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – С. 1377-1383.
Михеенкова, Г.С. Использование приемов манипулирования в политическом дискурсе / Г.С. Михеенкова // Студенческий. – 2019. – № 2-1 (46). – С. 26-28.
Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования в современной России / А.В. Нечаев // Интеграция наук. – 2018. – № 4 (19). – С. 431-433.
Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования на выборах президента РФ-2018 / А.В. Нечаев // Сборник конференций Сборник материалов международных научно-практических конференций. – 2018. – С. 42-46.
Пищугина, О.С. Основные принципы манипулирования в политической рекламе / О.С. Пищугина // Экономика и политика. – 2018. – № 2 (12). – С. 40-43.
Погребняк, В.В. Политические аспекты манипулирования массовым сознанием / В.В. Погребняк // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 110-120.
Пушкарёва, Л.В. Политические коммуникации: манипулирование массовым сознанием / Л.В. Пушкарёва // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. Т. 10. – № 4 (41). – С. 171-173.
Ракчинская, Н.В. Продвижение непопулярных политических решений как технология манипулирования общественным мнением / Н.В. Ракчинская // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2018. Т. 8. – № 4 (34). – С. 110-115.
Салабутин, А.В. Феномен политического манипулирования общественным сознанием / А.В. Салабутин // Достижения вузовской НАУКИ 2018 сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 частях. – 2018. – С. 229-231.
Семина, О.Ю. Оценочная лексика в материалах СМИ как средство политического манипулирования / О.Ю. Семина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 15-19.
Сиденко, О.А. Технологические предпосылки и политические риски манипулирования сознанием избирателей / О.А. Сиденко // Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности. К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. – 2018. – С. 232-244.
Сомова, И.Ю. Приёмы и методы манипулирования в современных политических технологиях / И.Ю. Сомова // Россия и мир: развитие цивилизаций. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2019. – С. 172-175.
Тарасов, И.В. Оценка возможностей методов политического манипулирования в современном информационном пространстве / И.В. Тарасов // Информационные войны. – 2018. – № 3 (47). – С. 42-49.
Толоцкая, Е.В. Политическое манипулирование сознанием в эпоху информационного общества / Е.В. Толоцкая // Наука и техника, общество и культура: проблемы конвергентного развития Сборник материалов Молодежных научных чтений: в 2 частях. Южный федеральный университет. – 2018. – С. 303-305.
Тымбай, А.А. Манипулирование собеседником в политическом диалоге / А.А. Тымбай // Филологические науки в МГИМО. – 2019. – № 3 (19). – С. 32-39.
Федоров, А.П. Методы противодействия политическому манипулированию в социальных сетях интернета / А.П. Федоров // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (17). – С. 201-207.
Фоменкова, Ю.В. Политическое манипулирование: характерные черты и приемы воздействия / Ю.В. Фоменкова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. Т. 13. – № 1. – С. 111-115.
Чертушкина, Т.А. Политическое манипулирование в системе законодательства РФ / Т.А. Чертушкина // Международные отношения, регионоведение, образование Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 158-164.
Чистяков, М.С. Социальная напряженность как искусственная форма политического манипулирования / М.С. Чистяков // Революция и современность материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 396-400.
Шабашев, С.В. Политические лозунги как средство манипулирования сознанием избирателей / С.В. Шабашев // Юридическая наука и практика Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. – 2018. – С. 183-186.
Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Медиаскоп. – 2017. – № 4. – С. 4-12.
Шишкина, И.А. Речевое манипулирование в лозунгах политических партий современной России / И.А. Шишкина // Поиск (Волгоград). – 2018. – № 1 (8). – С. 45-48.
Шорохова, С.П. Политтехнологии: хитросплетение массового и индивидуального / С.П. Шорохова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. Т. 10. – № 3 (24). – С. 87-95.
Языкова, Е.М. Манипулирование в политическом дискурсе / Е.М. Языкова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 94-97.
Михеенкова, Г.С. Использование приемов манипулирования в политическом дискурсе / Г.С. Михеенкова // Студенческий. – 2019. – № 2-1 (46). – С. 26-28.
Мирославский, И.Р. Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием / И.Р. Мирославский // Научный аспект. – 2019. Т. 5. – № 1. – С. 553-557.
Колосова, М.А. Специфика языкового манипулирования в политической речи / М.А. Колосова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник материалов Международной научной конференции. – 2019. – С. 171-176.
Сомова, И.Ю. Приёмы и методы манипулирования в современных политических технологиях / И.Ю. Сомова // Россия и мир: развитие цивилизаций. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2019. – С. 172-175.
Балаховская, Ю.И. Речевые приемы искажения информации как средство манипулирования в политическом дискурсе / Ю.И. Балаховская // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 108-111.
Лопатин, С.В. Политический фрейминг как стратегия манипулирования политическим сознанием / С.В. Лопатин // Дискурс-Пи. – 2019. Т. 16. – № 1 (34). – С. 68-76.
Шорохова, С.П. Политтехнологии: хитросплетение массового и индивидуального / С.П. Шорохова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. Т. 10. – № 3 (24). – С. 87-95.
Михайлов, А.А. Политические манипуляции как способ формирования мнения избирателей / А.А. Михайлов // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – С. 1377-1383.
Василенко, И.В. Цифровая культура как инструмент манипулирования в современных политических системах / И.В. Василенко // Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире Сборник статей. Будапешт - Киров, 2019. – С. 226-234.
Калашевич, А.И. Манипулирование в избирательном процессе как неотъемлемый атрибут деятельности современных политических элит / А.И. Калашевич // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. – 2019. – С. 279.
Погребняк, В.В. Политические аспекты манипулирования массовым сознанием / В.В. Погребняк // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 110.
Шишкина, И.А. Речевое манипулирование в лозунгах политических партий современной России / И.А. Шишкина // Поиск (Волгоград). – 2018. – № 1 (8). – С. 45.
Михеенкова, Г.С. Использование приемов манипулирования в политическом дискурсе / Г.С. Михеенкова // Студенческий. – 2019. – № 2-1 (46). – С. 26.
Макеева, Т.В. Психологические аспекты политического манипулирования общественным сознанием / Т.В. Макеева // Актуальные проблемы исследования массового сознания материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 49.
Бастун, Е.В. О приемах манипулирования в устном политическом дискурсе / Е.В. Бастун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (135). – С. 109.
Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Медиаскоп. – 2017. – № 4. – С. 12.
Ермакова, С.С. К вопросу о классификации политического манипулирования / С.С. Ермакова // Вопросы политологии. – 2017. – № 1 (25). – С. 122.
Мирославский, И.Р. Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием / И.Р. Мирославский // Научный аспект. – 2019. Т. 5. – № 1. – С. 553.
Колосова, М.А. Специфика языкового манипулирования в политической речи / М.А. Колосова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник материалов Международной научной конференции. – 2019. – С. 171.
Белова, Н.Е. Политический миф как средство манипулирования массовым сознанием / Н.Е. Белова // Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен. – 2017. – С. 19.
Федоров, А.П. Методы противодействия политическому манипулированию в социальных сетях интернета / А.П. Федоров // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (17). – С. 201.
Ланцова, Л.К. Некоторые способы и средства языкового манипулирования в политическом дискурсе / Л.К. Ланцова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Саратов, 2017. – С. 108.
Вишневская, В.П. Политическое манипулирование в информационной сфере / В.П. Вишневская // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 41.
Лукошкова, А.О. Пропаганда как вид политического манипулирования молодежью / А.О. Лукошкова // Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей ХII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. – 2017. – С. 302.
Борщенко, В.В. Технологии информационно-политического манипулирования / В.В. Борщенко // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. – 2018. – С. 48.
Ракчинская, Н.В. Продвижение непопулярных политических решений как технология манипулирования общественным мнением / Н.В. Ракчинская // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2018. Т. 8. – № 4 (34). – С. 110.
Сиденко, О.А. Технологические предпосылки и политические риски манипулирования сознанием избирателей / О.А. Сиденко // Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности. К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. – 2018. – С. 232.
Балуева, А.С. Манипулирование как действенный прием политических технологий / А.С. Балуева // Наука и молодёжь: новые идеи и решения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. – 2019. – С. 112.
Федоров, А.П. Методы противодействия политическому манипулированию в социальных сетях интернета / А.П. Федоров // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (17). – С. 201.
Лукошкова, А.О. Пропаганда как вид политического манипулирования молодежью / А.О. Лукошкова // Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей ХII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. – 2017. – С. 302.
Языкова, Е.М. Манипулирование в политическом дискурсе / Е.М. Языкова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 94.
Тымбай, А.А. Манипулирование собеседником в политическом диалоге / А.А. Тымбай // Филологические науки в МГИМО. – 2019. – № 3 (19). – С. 32.
Чертушкина, Т.А. Политическое манипулирование в системе законодательства РФ / Т.А. Чертушкина // Международные отношения, регионоведение, образование Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 158.
Шорохова, С.П. Политтехнологии: хитросплетение массового и индивидуального / С.П. Шорохова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. Т. 10. – № 3 (24). – С. 87.
Шишкина, И.А. Речевое манипулирование в лозунгах политических партий современной России / И.А. Шишкина // Поиск (Волгоград). – 2018. – № 1 (8). – С. 45.
Анисимова, А.А. Особенности политического манипулирования в СМИ / А.А. Анисимова // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей конференции. – 2019. – С. 494.
Лопатин, С.В. Политический фрейминг как стратегия манипулирования политическим сознанием / С.В. Лопатин // Дискурс-Пи. – 2019. Т. 16. – № 1 (34). – С. 68.
Бастун, Е.В. О приемах манипулирования в устном политическом дискурсе / Е.В. Бастун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (135). – С. 109.
Фоменкова, Ю.В. Политическое манипулирование: характерные черты и приемы воздействия / Ю.В. Фоменкова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. Т. 13. – № 1. – С. 111.
Василенко, И.В. Цифровая культура как инструмент манипулирования в современных политических системах / И.В. Василенко // Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире Сборник статей. Будапешт - Киров, 2019. – С. 226.
Колосова, М.А. Специфика языкового манипулирования в политической речи / М.А. Колосова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник материалов Международной научной конференции. – 2019. – С. 171.
Балаховская, Ю.И. Речевые приемы искажения информации как средство манипулирования в политическом дискурсе / Ю.И. Балаховская // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 108.
Мирославский, И.Р. Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием / И.Р. Мирославский // Научный аспект. – 2019. Т. 5. – № 1. – С. 553.
Кадушкин, В.Д. Политическое манипулирование как инструмент легитимации власти / В.Д. Кадушкин // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 185.
Вишневская, В.П. Политическое манипулирование в информационной сфере / В.П. Вишневская // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 41.
Пищугина, О.С. Основные принципы манипулирования в политической рекламе / О.С. Пищугина // Экономика и политика. – 2018. – № 2 (12). – С. 40.
Груздев, Р.В. Политическое манипулирование: проблемы информационной безопасности / Р.В. Груздев // Credo new. – 2017. – № 3 (91). – С. 14.
Толоцкая, Е.В. Политическое манипулирование сознанием в эпоху информационного общества / Е.В. Толоцкая // Наука и техника, общество и культура: проблемы конвергентного развития Сборник материалов Молодежных научных чтений: в 2 частях. Южный федеральный университет. – 2018. – С. 303.
Салабутин, А.В. Феномен политического манипулирования общественным сознанием / А.В. Салабутин // Достижения вузовской НАУКИ 2018 сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 частях. – 2018. – С. 229.
Белова, Н.Е. Политический миф как средство манипулирования массовым сознанием / Н.Е. Белова // Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен. – 2017. – С. 19.
Ибрагимова, Л.Р. Медиа как способ политической манипуляции / Л.Р. Ибрагимова // Новые медиа сегодня: представление о будущем медиа. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16.
Макеева, Т.В. Психологические аспекты политического манипулирования общественным сознанием / Т.В. Макеева // Актуальные проблемы исследования массового сознания материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 49.
Зайцева, И.В. Политическая коммуникация и манипулирование СМИ массовым сознанием в контексте текущих политических событий / И.В. Зайцева // Первые шаги в науке сборник научных работ студентов кафедры «Теория и практика перевода» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Севастополь, 2018. – С. 105.
Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования на выборах президента РФ-2018 / А.В. Нечаев // Сборник конференций Сборник материалов международных научно-практических конференций. – 2018. – С. 42.
Калашевич, А.И. Манипулирование в избирательном процессе как неотъемлемый атрибут деятельности современных политических элит / А.И. Калашевич // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. – 2019. – С. 279.
Борщенко, В.В. Оценка манипуляционного потенциала интернета в политической сфере / В.В. Борщенко // Управленческое консультирование. – 2018. – № 8 (116). – С. 20.
Ермакова, С.С. К вопросу о классификации политического манипулирования / С.С. Ермакова // Вопросы политологии. – 2017. – № 1 (25). – С. 122.
Колесникова, Н.Л. Политика постправды и политические смыслы / Н.Л. Колесникова // Российская школа связей с общественностью. – 2017. – № 10. – С. 39.
Кузнецова, А.В. Когнитивные особенности манипулирования в политическом дискурсе в аспекте адресата / А.В. Кузнецова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – 2019. – С. 44.
Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования в современной России / А.В. Нечаев // Интеграция наук. – 2018. – № 4 (19). – С. 431.
Тарасов, И.В. Оценка возможностей методов политического манипулирования в современном информационном пространстве / И.В. Тарасов // Информационные войны. – 2018. – № 3 (47). – С. 42.
Михайлов, А.А. Политические манипуляции как способ формирования мнения избирателей / А.А. Михайлов // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – С. 1377.
Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Медиаскоп. – 2017. – № 4. – С. 12.
Погребняк, В.В. Политические аспекты манипулирования массовым сознанием / В.В. Погребняк // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 110.
Михеенкова, Г.С. Использование приемов манипулирования в политическом дискурсе / Г.С. Михеенкова // Студенческий. – 2019. – № 2-1 (46). – С. 26.
Семина, О.Ю. Оценочная лексика в материалах СМИ как средство политического манипулирования / О.Ю. Семина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 15.
Ланцова, Л.К. Некоторые способы и средства языкового манипулирования в политическом дискурсе / Л.К. Ланцова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Саратов, 2017. – С. 108.
Пушкарёва, Л.В. Политические коммуникации: манипулирование массовым сознанием / Л.В. Пушкарёва // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. Т. 10. – № 4 (41). – С. 171.
Сомова, И.Ю. Приёмы и методы манипулирования в современных политических технологиях / И.Ю. Сомова // Россия и мир: развитие цивилизаций. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2019. – С. 172.












4

Список литературы
1. Анисимова, А.А. Особенности политического манипулирования в СМИ / А.А. Анисимова // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей конференции. – 2019. – С. 494-496.
2. Балаховская, Ю.И. Речевые приемы искажения информации как средство манипулирования в политическом дискурсе / Ю.И. Балаховская // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2019. – С. 108-111.
3. Балуева, А.С. Манипулирование как действенный прием политических технологий / А.С. Балуева // Наука и молодёжь: новые идеи и решения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей. – 2019. – С. 112-114.
4. Бастун, Е.В. О приемах манипулирования в устном политическом дискурсе / Е.В. Бастун // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (135). – С. 109-113.
5. Белова, Н.Е. Политический миф как средство манипулирования массовым сознанием / Н.Е. Белова // Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен. – 2017. – С. 19-21.
6. Борщенко, В.В. Оценка манипуляционного потенциала интернета в политической сфере / В.В. Борщенко // Управленческое консультирование. – 2018. – № 8 (116). – С. 20-30.
7. Борщенко, В.В. Технологии информационно-политического манипулирования / В.В. Борщенко // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. – 2018. – С. 48-50.
8. Василенко, И.В. Цифровая культура как инструмент манипулирования в современных политических системах / И.В. Василенко // Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире Сборник статей. Будапешт - Киров, 2019. – С. 226-234.
9. Вишневская, В.П. Политическое манипулирование в информационной сфере / В.П. Вишневская // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 41-42.
10. Груздев, Р.В. Политическое манипулирование: проблемы информационной безопасности / Р.В. Груздев // Credo new. – 2017. – № 3 (91). – С. 14-20.
11. Ермакова, С.С. К вопросу о классификации политического манипулирования / С.С. Ермакова // Вопросы политологии. – 2017. – № 1 (25). – С. 122-128.
12. Зайцева, И.В. Политическая коммуникация и манипулирование СМИ массовым сознанием в контексте текущих политических событий / И.В. Зайцева // Первые шаги в науке сборник научных работ студентов кафедры «Теория и практика перевода» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Севастополь, 2018. – С. 105-108.
13. Ибрагимова, Л.Р. Медиа как способ политической манипуляции / Л.Р. Ибрагимова // Новые медиа сегодня: представление о будущем медиа. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-21.
14. Кадушкин, В.Д. Политическое манипулирование как инструмент легитимации власти / В.Д. Кадушкин // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 185-188.
15. Калашевич, А.И. Манипулирование в избирательном процессе как неотъемлемый атрибут деятельности современных политических элит / А.И. Калашевич // Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира. – 2019. – С. 279-282.
16. Колесникова, Н.Л. Политика постправды и политические смыслы / Н.Л. Колесникова // Российская школа связей с общественностью. – 2017. – № 10. – С. 39-47.
17. Колосова, М.А. Специфика языкового манипулирования в политической речи / М.А. Колосова // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований. Сборник материалов Международной научной конференции. – 2019. – С. 171-176.
18. Кузнецова, А.В. Когнитивные особенности манипулирования в политическом дискурсе в аспекте адресата / А.В. Кузнецова // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. – 2019. – С. 44-48.
19. Ланцова, Л.К. Некоторые способы и средства языкового манипулирования в политическом дискурсе / Л.К. Ланцова // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Саратов, 2017. – С. 108-114.
20. Лопатин, С.В. Политический фрейминг как стратегия манипулирования политическим сознанием / С.В. Лопатин // Дискурс-Пи. – 2019. Т. 16. – № 1 (34). – С. 68-76.
21. Лукошкова, А.О. Пропаганда как вид политического манипулирования молодежью / А.О. Лукошкова // Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей ХII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. – 2017. – С. 302-307.
22. Макеева, Т.В. Психологические аспекты политического манипулирования общественным сознанием / Т.В. Макеева // Актуальные проблемы исследования массового сознания материалы 3-й Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 49-52.
23. Мирославский, И.Р. Информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием / И.Р. Мирославский // Научный аспект. – 2019. Т. 5. – № 1. – С. 553-557.
24. Михайлов, А.А. Политические манипуляции как способ формирования мнения избирателей / А.А. Михайлов // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – С. 1377-1383.
25. Михеенкова, Г.С. Использование приемов манипулирования в политическом дискурсе / Г.С. Михеенкова // Студенческий. – 2019. – № 2-1 (46). – С. 26-28.
26. Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования в современной России / А.В. Нечаев // Интеграция наук. – 2018. – № 4 (19). – С. 431-433.
27. Нечаев, А.В. Технологии политического манипулирования на выборах президента РФ-2018 / А.В. Нечаев // Сборник конференций Сборник материалов международных научно-практических конференций. – 2018. – С. 42-46.
28. Пищугина, О.С. Основные принципы манипулирования в политической рекламе / О.С. Пищугина // Экономика и политика. – 2018. – № 2 (12). – С. 40-43.
29. Погребняк, В.В. Политические аспекты манипулирования массовым сознанием / В.В. Погребняк // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 110-120.
30. Пушкарёва, Л.В. Политические коммуникации: манипулирование массовым сознанием / Л.В. Пушкарёва // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. Т. 10. – № 4 (41). – С. 171-173.
31. Ракчинская, Н.В. Продвижение непопулярных политических решений как технология манипулирования общественным мнением / Н.В. Ракчинская // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2018. Т. 8. – № 4 (34). – С. 110-115.
32. Салабутин, А.В. Феномен политического манипулирования общественным сознанием / А.В. Салабутин // Достижения вузовской НАУКИ 2018 сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 частях. – 2018. – С. 229-231.
33. Семина, О.Ю. Оценочная лексика в материалах СМИ как средство политического манипулирования / О.Ю. Семина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 15-19.
34. Сиденко, О.А. Технологические предпосылки и политические риски манипулирования сознанием избирателей / О.А. Сиденко // Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности. К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. – 2018. – С. 232-244.
35. Сомова, И.Ю. Приёмы и методы манипулирования в современных политических технологиях / И.Ю. Сомова // Россия и мир: развитие цивилизаций. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2019. – С. 172-175.
36. Тарасов, И.В. Оценка возможностей методов политического манипулирования в современном информационном пространстве / И.В. Тарасов // Информационные войны. – 2018. – № 3 (47). – С. 42-49.
37. Толоцкая, Е.В. Политическое манипулирование сознанием в эпоху информационного общества / Е.В. Толоцкая // Наука и техника, общество и культура: проблемы конвергентного развития Сборник материалов Молодежных научных чтений: в 2 частях. Южный федеральный университет. – 2018. – С. 303-305.
38. Тымбай, А.А. Манипулирование собеседником в политическом диалоге / А.А. Тымбай // Филологические науки в МГИМО. – 2019. – № 3 (19). – С. 32-39.
39. Федоров, А.П. Методы противодействия политическому манипулированию в социальных сетях интернета / А.П. Федоров // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (17). – С. 201-207.
40. Фоменкова, Ю.В. Политическое манипулирование: характерные черты и приемы воздействия / Ю.В. Фоменкова // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. Т. 13. – № 1. – С. 111-115.
41. Чертушкина, Т.А. Политическое манипулирование в системе законодательства РФ / Т.А. Чертушкина // Международные отношения, регионоведение, образование Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 158-164.
42. Чистяков, М.С. Социальная напряженность как искусственная форма политического манипулирования / М.С. Чистяков // Революция и современность материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 396-400.
43. Шабашев, С.В. Политические лозунги как средство манипулирования сознанием избирателей / С.В. Шабашев // Юридическая наука и практика Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. – 2018. – С. 183-186.
44. Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Медиаскоп. – 2017. – № 4. – С. 4-12.
45. Шишкина, И.А. Речевое манипулирование в лозунгах политических партий современной России / И.А. Шишкина // Поиск (Волгоград). – 2018. – № 1 (8). – С. 45-48.
46. Шорохова, С.П. Политтехнологии: хитросплетение массового и индивидуального / С.П. Шорохова // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2019. Т. 10. – № 3 (24). – С. 87-95.
47. Языкова, Е.М. Манипулирование в политическом дискурсе / Е.М. Языкова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 94-97.

Вопрос-ответ:

Какие основные манипулятивные технологии используются в СМИ в рамках избирательных кампаний в России?

В рамках избирательных кампаний в России в СМИ широко используются такие манипулятивные технологии, как создание имиджа кандидата, дезинформация, психологическое воздействие на избирателя, манипуляции с общественным мнением и др.

Какие механизмы действия манипулятивных технологий в СМИ можно выделить?

Механизмы действия манипулятивных технологий в СМИ включают в себя выбор информации, создание эмоционального настроя, использование стереотипов и предрассудков, манипуляции с фактами и данными, а также контроль за выражением идей и мнений.

Какое значение имеют СМИ в политических манипуляциях?

СМИ играют важнейшую роль в политических манипуляциях, так как они являются основным источником информации для избирателей. С помощью СМИ можно создавать или разрушать имидж кандидатов, влиять на общественное мнение, формировать стереотипы и предрассудки.

Какие современные средства политической манипуляции используются в СМИ?

Среди современных средств политической манипуляции в СМИ можно выделить использование социальных сетей, создание фейковых новостей и ботов, таргетированную рекламу, комментарии "троллей" и другие методы целенаправленного воздействия на информационное пространство.

Какие последствия могут быть при использовании политических манипуляций в СМИ?

При использовании политических манипуляций в СМИ возможны такие последствия, как искажение общественного мнения, влияние на результаты выборов, повышение социальной напряженности, разрушение доверия к СМИ и политическим процессам, а также усиление политической идеологии.

Что такое манипулятивные технологии?

Манипулятивные технологии – это способы воздействия на массовое сознание через различные методы и приемы, с целью формирования определенного мнения, убеждения или поведения людей.

Какие механизмы действия манипулятивных технологий в СМИ?

Манипулятивные технологии в СМИ могут использовать такие методы, как выборочная информация, искажение фактов, создание эмоциональной окраски, использование манипулятивного языка и другие приемы, которые помогают формировать определенную точку зрения у аудитории.

Какие современные средства политической манипуляции используются в СМИ?

Среди современных средств политической манипуляции в СМИ можно выделить такие методы, как фейковые новости, манипулятивный контент в социальных сетях, использование ботов и технологий искусственного интеллекта для формирования образа кандидата и др.