Влияние самооценки на мотивацию достижения успехов
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 07.02.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха
1.1. Мотивация достижения успеха и самооценка личности как предмет исследования в психологии
1.2. Взаимосвязь самооценки личности подростка и мотивации достижения успеха
1.3. Выводы по 1 Главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха
2.1. Построение программы исследования влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха
2.2. Характеристика методов и методик, используемых для исследования влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха
2.3. Характеристика статистических методов, используемых для исследования влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха
2.4. Выводы по 2 Главе
Глава 3. Анализ эмпирических данных
3.1. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения успеха и самооценки личности в диагностируемой выборке
3.2. Выводы о наличии взаимосвязи мотивации достижения успеха и самооценки личности на примере обследуемой выборки
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Именно в подростковом возрасте ребенок заявляет о том, что он уже взрослый, именно в этот период выстраиваются жизненные цели и ценности, именно в этот период вчерашний ребенок старается продемонстрировать свои способности и достичь наибольших результатов в среде сверстников
Таким образом, изучение влияния самооценки на мотивацию достижения именно в подростковом возрасте можно считать важнейшей задачей для психологов и педагогов, работа которых направлена на оптимизацию процесса социализации личности подростка.
Исходя из этого целью нашего исследования было изучение влияния самооценки на мотивацию достижения успехов у подростков.
В нашей работе мы изучили теоретические аспекты проблемы влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха в психолого – педагогической литературе; рассмотрели взаимосвязь самооценки личности подростка и мотивации достижения успеха; построили программу эмпирического изучения особенностей влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха; эмпирически изучили особенности влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха.
Предположение о том, что в результате специальных занятий с подростками, направленных на повышение их самооценки, у подростков становится более выраженной мотивация успеха, подтвердилось.
Специальные занятия по повышению самооценки подростков, проведенные в экспериментальной группе повлияли на уровень самооценки старшеклассников: увеличилось число подростков, имеющих высокую самооценку.
Также в экспериментальной группе при повторной диагностике, проведенной после коррекционных занятий, было выявлено отсутствие показателей низкой самооценки.
В результате повышения самооценки подростки стали демонстрировать большую уверенность в себе, своих силах, что повлияло на особенности их мотивации.
Вера в свои возможности способствовала тому, что подростки стали ориентироваться в большей степени на результат, на успех в достижении цели, нежели избегать действий в направлении намеченной перспективы.
Таким образом, высокая самооценка подростка влияет на выраженность у него мотивации успеха.
Основной задачей педагогов и психологов, работающих с подростками, является создание благоприятных условий для гармоничного и всестороннего развития его личности в учебно – воспитательном процессе.
Сформированная мотивация успеха – один из таких факторов успешности работы в данном направлении.
Чтобы процесс формирования мотивации успеха шел более успешно, необходимо придерживаться определенных принципов и правил.
Во-первых, это принцип когнетивно-волевой сосредоточенности на успех, т. е. способность “мыслить категориями успеха”. В основе этого принципа лежат аналитические усилия интеллекта и воли и педагога, и его воспитанника в поисках путей успеха.
Во-вторых, это принцип разрешающего сотрудничества. Любая педагогическая ситуация, имеющая своей целью успешное решение подростком учебно-познавательных и коммуникативных задач, должна осуществляться с обязательным установлением доверительного контакта, т. е. создания разрешающих условий позитивного сотрудничества в системе “педагог – подросток”.
В-третьих, это принцип эмоционального насыщения. Высокий уровень насыщения формируемых учебно-воспитательных ситуаций положительными эмоциями – это еще один путь значительного повышения их эффективности и успешности.
В четвертых, это принцип педагогической смелости и оправданного риска. Педагогическая смелость, способность к оперативному синтезу нестандартных решений, к активному и быстрому поиску альтернативных путей достижения целей, к оправданному риску – все это залог высокой степени успешности формируемых ситуаций помощи подросткам.
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001
2.Балл Г.А. "Мотив": уточнение понятия //Психологический журнал. – 2004. - № 4.
3.Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб., 2006
4.Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. – М., 2002
5.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990
6.Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб., 2002
7.Волков И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. – М., 2005
8.Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2004
9.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
10.Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал. – 2006. - Т. 27. - № 3. с. 18 – 30
11.Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб., 2000
12.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006
13.Ильин Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. – 2005. - № 2
14.Кон И. Психология ранней юности.- М., 1989
15.Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии. – М., 2002
16.Коноваленко В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника. - СПб, 1995
17.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002
18.Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. – Ростов н/Д., 1998
19.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004
20.Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976
21.Магомед – Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М., 1998
22.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
23.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999
24.Мерлин В.С. Структура личности – характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990
25.Митина Л.М. психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж, 2002
26.Мороз О. М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1996
27.Никитская М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников //Вопросы педагогики. – 1996. - № 12
28.Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.
29.Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М., 1999
30.Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
31.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
32.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998
33.Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999
34.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб., 2002
35.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2003
36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
37.Серова Л. К. Психология личности спортсмена. – М., 2007
38.Сидоренко Е.В, Мотивационный тренинг. – СПб., 2000
39.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю, Головин. – Минск, 1998
40.Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006
41.Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. //Психологический журнал. – 1989. - № 3
42.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
43.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб, 2001
44.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2002
45.Шингаева И.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников //Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно – практической конференции. – СПб., 1998
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты изучают влияние самооценки на мотивацию достижения успеха?
Теоретические аспекты изучения влияния самооценки на мотивацию достижения успеха включают анализ мотивации достижения успеха и самооценки личности, а также взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у подростков.
Какой предмет исследования в психологии являются мотивация достижения успеха и самооценка?
Предметом исследования в психологии являются мотивация достижения успеха, то есть стремление к достижению поставленных целей и самооценка личности, то есть оценка собственных качеств и способностей.
Какая взаимосвязь существует между самооценкой личности подростка и мотивацией достижения успеха?
Существует положительная взаимосвязь между самооценкой личности подростка и мотивацией достижения успеха. То есть, чем выше самооценка подростка, тем больше его мотивация достигать успеха.
Как строилось эмпирическое исследование влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха?
Эмпирическое исследование включало построение программы исследования, проведение экспериментов и анализ полученных данных. Была изучена связь между самооценкой личности подростка и его мотивацией достижения успеха.
Какая информация была получена в результате исследования влияния самооценки личности на мотивацию достижения успеха?
Результаты исследования показали, что самооценка личности подростка оказывает влияние на его мотивацию достижения успеха. Подростки с высокой самооценкой имеют более высокую мотивацию достигать успеха.
Что изучает данная статья?
Статья изучает влияние самооценки личности на мотивацию достижения успеха.
Какие аспекты самооценки и мотивации достижения успеха рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты самооценки и мотивации достижения успеха, а также их взаимосвязь у подростков.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
В первой главе статьи делается вывод о том, что есть взаимосвязь между самооценкой личности подростка и мотивацией достижения успеха.
Какое эмпирическое исследование проводится в статье?
В статье проводится исследование влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха.
Какая программа используется для проведения исследования?
В статье описывается построение программы исследования влияния самооценки личности подростка на мотивацию достижения успеха.
Какие аспекты изучает статья?
Статья изучает влияние самооценки личности на мотивацию достижения успеха, а также описывает теоретические и эмпирические аспекты этой проблемы.
Какие вопросы находятся в фокусе исследования?
Исследование обращает внимание на вопросы взаимосвязи самооценки личности подростка и мотивации достижения успеха, а также построение программы исследования.