Психологическая диагностика агрессивности младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 71 71 страница
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 30.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у обучающихся 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения 7
1.2 Анализ вопроса детского агрессивного поведения обучающихся 13
1.3 Особенности коррекционной работы с агрессивным поведением обучающихся 26
2. Коррекция агрессивного поведения обучающихся 31
2.1 Постановка проблемы исследования, описание выборки и методов диагностики. Результаты диагностики 31
2.2 Программа коррекции агрессивного поведения обучающихся 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Фрагмент для ознакомления

Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей младшего школьного возраста.Критерии включения в программу коррекции:Возраст 10-11 лет;Учащиеся с высоким и средним показателем агрессии; Учащиеся, имеющие согласие родителей на прохождение психокоррекционных занятий.Критерии исключения из программы коррекции:Возраст 8,9,12,13 лет;Учащиеся с низким показателем агрессии;Учащиеся, не имеющие согласия родителей на прохождение психокоррекционных занятий.ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: знакомство с группой, создание благоприятных условий для эффективного начала работы группы, обеспечить атмосферу доверия, создать чувство комфорта, информирование об основных правилах поведения во время тренинга, разработка правил поведения внутри группы.Приветствие. Упражнение «Имя».Обсуждение правил.Упражнение «Вот я какой!».Упражнение «Ты мне нравишься!». «Прощание».ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: снижение эмоционального напряжения, развить умение распознавать эмоциональные состояния других.Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка».Упражнение «Наши эмоции».Упражнение «Прогноз погоды». «Прощание».ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: способствовать формированию навыков управления эмоциями, развить эмпатию. Упражнение «Приветствие».Упражнение «Тренируем эмоции».Игра «Доброе животное».Упражнение «Попроси игрушку».Ритуал окончания занятий. Упражнение «Комплимент».ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ Цель занятия: воспитание доброжелательного, толерантного отношения друг к другу, обучение социально-принятым нормам поведения.Упражнение «Приветствие».Беседа психолога с детьми «Волшебное слово».Упражнение «Подари доброту».Упражнение «Улыбка по кругу».Ритуал окончания занятий. Упражнение «Комплимент».ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия:развитие навыков снятия напряжения, саморегуляции.Упражнение «Приветствие».Упражнение «Овладей собой».Методика «Маленький секрет». «Прощание».ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: знакомство с приемлемыми способами выражения гнева, развитие навыков общения в конфликтных ситуациях.Упражнение «Приветствие-пожелание».Беседа психолога с детьми «Коррида».Беседа психолога «Стоп». Техника «Разрывание бумаги». «Прощание».СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: обучение решению проблем без агрессии, закрепление навыков саморегуляции.Упражнение «Приветствие-пожелание».Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».Игра «Доброе животное».Упражнение «Овладей собой».Ритуал окончания занятий. Упражнение «Комплимент».ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: Закрепление навыков приемлемого выражения гнева, управления эмоциями.Упражнение «Приветствие».Упражнение «Рисование собственного гнева».Упражнение «Тренируем эмоции». «Прощание».ДЕВЯТОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: осознание собственных ресурсов управления агрессией, развитие эмпатии.Упражнение «Приветствие-пожелание».Игра «Доброе животное».Упражнение «Палитра настроения». «Прощание».ДЕСЯТОЕ ЗАНЯТИЕЦель занятия: Закрепление полученных навыков, подведение итогов работы группы, прощание.Упражнение «Приветствие».Упражнение «Галерея негативных портретов».Упражнение «Тёплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра».Упражнение «Чемодан в дорогу».Ритуал окончания занятий. Упражнение «Комплимент».Можно сделать вывод, что программа тренинга, направленная на коррекцию агрессивных проявлений младших школьников должна носить личностно-ориентированный характер, быть сконцентрирована на тех факторах и характеристиках развития, которые в данном возрасте могут стать прямой или косвенной причиной высокого уровня агрессии.Применение целенаправленных психокоррекционных занятий будет способствовать снижению агрессии детей младшего школьного возраста.

Алексеева, Е. Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е. Е. Алексеева. // Психолог в детском саду. – 2004. – № 4. – 29 с.
2. Берковиц, Л. С. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. С. Берковиц. – М. : Генезис, 2001. – 567 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. – М. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
4. Долгова, А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А. Г. Долгова. // М.: Генезис, 2009. – 216 с.
5. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста / А. Г. Долгова. // Вестник практической психологии образования. – Апрель-июнь 2009. – №2. – 19 с.
6. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов. // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – 18 с.
7. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов. // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60 – 72.
8. Клещенко Е. интервью с Ениколоповым С. Н. Агрессия - одна из форм защиты «Я» / Е. Клещенко интервью с С. Н. Ениколоповым. // Химия и жизнь. – 2006. – № 10. – С. 12 – 15.
9. Коповой А. С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А. С. Коповой. // Саратов, 2001. – 131 С.
10. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности / Е. Е. Копченова. // М., 2000. – 193 С.
11. Лебедева, Л. Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии / Л. Ю. Лебедева. // Школьный психолог. – 2000. – №37. – С. 35 – 40.
12. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов. // Вопр. психологии. – 1972. – № 6. – С. 168 – 171.
13. Лалаяну, И. Энергия агрессии // И. Лалаяну. // Семья и школа. – 2007. – №6. – С. 14 – 23.
14. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова., Г. Б. Монина. // СПб.: Речь, 2003. – 190 С.
15. Мавлянова О. В. Особенности эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста с разными формами агрессивного поведения / О. В. Мавлянова. // Психологическая наука и образование. –
2010. – № 4. – С. 8 – 9.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 500 с.
17. Маклаков А. Г. Личность / Маклаков А. Г. // Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 471-489.
18. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления / Е. Морева. // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 31 – 34.
19. Мухина, B. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Генезис, 2006. – 500 с.
20. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. // М.: Форум, 1997. –160 С.
21. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. // Психол. журн. – 1996. – № 5. – С. 3 – 18.
22. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
23. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
24. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова., Г. Р. Хузеева. // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 17 – 25.
25. Фигдор, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фигдор. – М.: Проспект, 2000. – 200 с.
26. Фомиченко А. С. Причины проявления агрессии в детском возрасте / А. С. Фомиченко. // Культурно-историческая психология. – 2010. – №2. – 84 с.
27. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов // Минск.: НИО, 1997.– 198 с.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл., Д. Зиглер. // СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
29. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 160 с.
30. Чижова С. Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова., О. В. Калинина. // Ярославль: Академия развития, 2001. – С. 53 – 57.
31. Чудакова, М. Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога / М. Ю. Чудакова. – М. : Генезис, 2012. – 200 с.
32. Шебанова, В. И. Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников / В. И. Шебанова. // Практ. псих. соц. работа. – 2002. – №1. – С. 6 – 22.
33. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – СПб. : Питер, 2011. – 435 с.
34. Янаев, С. И. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике / С. И. Янаев. – М. : Образование, 2006. – 545 с.
35. Bandura, A. Psychological mechanisms of aggression / R. G. Geen and E. I. Donnerstein (Eds.), Aggression: Theoretical and empirical reviews N.-Y.: Academic Press, 1983. Vol. 1. – P. 1 – 40.
36. Berkowitz, L. Aggression: Its causes, consequences, and control / L. Berkowitz. – N.-Y.: McGraw-Hill, 1993. – 13 p.
37. Buss A. H., Perry M. The aggression questionnaire / A. H. Buss., M. Perry. Journal of Personality and Social Psychology, 1992. – P. 452 – 459.
38. Ginott, H. Group Psychoterapy with Childd / H. Ginott. – The University of Memphis, 2005. – 272 р.
39. Golden, B. Healthy Anger: How to Help Children and Teens Manage Their Anger / B. Golden. – Oxford University Press., 2003. – 57 p.
40. McKay, C.A. Relational aggression in children / C. A. McKay. – Camping Magazine., 2003. – Т. 76. – № 2. – 24 p.
41. Scholer, S. Play nicely: Recommendations for managing aggression in young children / S. Scholer. – Nashville, TN : Vanderbilt University, 2001. – 35 p.
42. Tremblay, R. E., Hartup, W. W., Archer, J. Developmental Origins of Aggression / R. E. Tremblay, W. W. Hartup, J. Archer. – Guilford Press., 2005. – 305 p.

Вопрос-ответ:

Как определить агрессивность младших школьников?

Определение агрессивности младших школьников может производиться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя наблюдение, анкетирование и проведение специальных тестов.

Какие могут быть причины агрессивного поведения у младших школьников?

Причины агрессивного поведения младших школьников могут быть разнообразными, включая семейную ситуацию, социальное окружение, эмоциональную неустойчивость, низкую самооценку и другие факторы.

Какие методы коррекции агрессивного поведения обучающихся существуют?

Методы коррекции агрессивного поведения обучающихся могут включать в себя работу с родителями, психологическую поддержку, тренинги по развитию социальных навыков, использование альтернативных стратегий поведения и другие методы.

Какие результаты диагностики позволяют сделать вывод о наличии агрессивности у младших школьников?

Результаты диагностики агрессивности младших школьников включают оценку частоты и интенсивности агрессивного поведения, наличия специфических признаков агрессии, эмоциональной реакции обучающихся и других показателей.

Какие особенности коррекционной работы с агрессивным поведением обучающихся младших классов?

Особенности коррекционной работы с агрессивным поведением обучающихся младших классов включают использование игровых методов, развитие эмоциональной компетентности, формирование навыков конструктивного общения и другие специфические подходы к работе с этой категорией учеников.

Какие понятия связаны с агрессией у детей младшего школьного возраста?

Понятия, связанные с агрессией у детей младшего школьного возраста, включают агрессию, агрессивность и агрессивное поведение. Агрессия - это активное враждебное поведение, направленное на причинение физического или психического вреда другим людям или объектам. Агрессивность - это общая тенденция к проявлению агрессии. Агрессивное поведение - это конкретные действия или выражение, которые отражают агрессивность.

Какие особенности имеет коррекционная работа с агрессивным поведением детей?

Коррекционная работа с агрессивным поведением детей имеет несколько особенностей. Во-первых, необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. Во-вторых, важно создать поддерживающую и стимулирующую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. В-третьих, исключительно важной является работа с родителями, чтобы они понимали причины и последствия агрессивного поведения и умели реагировать на него адекватно.

Каковы основные результаты диагностики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста?

Основные результаты диагностики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут включать выявление конкретных форм агрессивности (вербальная, физическая, пассивная) и определение уровня агрессивности у каждого ребенка. Результаты диагностики могут также показать связь агрессивного поведения с другими факторами, такими как социальное окружение, семейная обстановка и уровень эмоциональной стабильности.

Какие методы диагностики используются для измерения агрессивности детей младшего школьного возраста?

Для измерения агрессивности детей младшего школьного возраста могут использоваться различные методы, такие как наблюдение за поведением, анкетирование, опросы и психологические тесты. Наблюдение за поведением позволяет оценить конкретные акты агрессии и их частоту. Анкетирование и опросы могут помочь выявить отношение ребенка к агрессии и его мнение о своей собственной агрессивности. Психологические тесты могут использоваться для измерения уровня агрессивности и выявления связанных с ней психологических характеристик.

Какие методы используются для диагностики агрессивности у младших школьников?

Для диагностики агрессивности у младших школьников могут использоваться различные методы, такие как анкетирование, наблюдение за поведением, психологические тесты и т.д. Важно учитывать возрастные особенности детей и их психоэмоциональное состояние при выборе метода.

Какие особенности имеет коррекционная работа с агрессивным поведением младших школьников?

Коррекционная работа с агрессивным поведением младших школьников предполагает комплексный подход, включающий психологическую поддержку, обучение социальным навыкам, развитие эмпатии и самоконтроля. Важно создать условия для осознания ребенком своего агрессивного поведения и построения конструктивных стратегий его регуляции.